66728

Либеральные реформы 60-70гг. XIX в., их противоречивость

Доклад

История и СИД

Городская реформа 1870 создала городское самоуправление: городскую думу и управу решавшие коммунальные вопросы борьба с пожарами контроль за санитарией проблемы школ приютов лечебниц и др. Судебная реформа стала историческим фактом. Реформа школы в основном была осуществлена двумя актами: 14 июня 1864 г.

Русский

2014-08-26

34 KB

0 чел.

25. Либеральные реформы 60-70гг. XIX в., их противоречивость.

 Отмена крепостного права предрешила переворот в  социально-экономических отношениях России и повлекла  за собой множество преобразований в различных сферах  жизни. С упразднением вотчиной власти дворянства требовалось изменить систему местного управления.  января 1864 г. император утвердил "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Земства учреждались как всесословные органы местного самоуправления. Избирательная система земств строилась по принципу имущественного ценза, по куриям. Первая курия - землевладельческая. Вторая курия - городская. Третья курия - сельских крестьянских обществ.       Земские органы делились на  распорядительные и исполнительные. Распорядительные  органы  -  собрания гласных, заседавшие раз в год.      Распорядительные земские собрания и исполнительные земские управы были лишены  каких-либо политических функций. Государство контролировало деятельность земств через губернаторов и министра внутренних дел, имевших право приостанавливать любые  постановления   земств. Городская реформа (1870) создала городское самоуправление: городскую думу и управу, решавшие коммунальные вопросы (борьба с пожарами, контроль за санитарией, проблемы школ, приютов, лечебниц и др.). В думу избирались самые зажиточные горожане, во главе стоял городской голова.    20  ноября 1864 г. был подписан указ об обнародовании новых Судебных уставов. Судебная реформа стала историческим фактом. В основу суда были положены  принципы:  бессословность судопроизводства, его  независимость  от  администрации, введение  гласного  и публичного состязательного процесса. Решение о виновности выносили присяжные заседатели из числа гражданского населения.       Структура суда упрощалась. Устанавливалось  два   вида судов: мировые и общие. Мировой суд  учреждался   для разбора уголовных преступлений и решения малозначительных гражданских дел. Общий суд устанавливался  в трех инстанциях:  окружные суды, как правило один  на губернию, судебные палаты (одна на несколько судебных округов) и  Сенат. В течение  1862-1864гг. были проведены реформы в области образования. Необходимость этих реформ диктовалась тем, что  низкий образовательный уровень населения сдерживал экономический прогресс и дальнейшее развитие общественной жизни России.  Реформа школы в основном была осуществлена двумя актами: 14 июня 1864 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах"  и 19 ноября 1864 г. - "Устав  гимназий  и  прогимназий". Реформа  народного  образования  провозглашала  принцип равенства для всех сословий. Но высокая плата за  обучение определяла социальный состав гимназистов. 18 июля 1863 г. был утвержден новый университетский устав, предоставлявший широкую автономию: совет  университета решал теперь все научные, финансовые и  учебные вопросы. В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены "Временные правила", которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная  цензура для книг в 10 и  более печатных листов (240 страниц); редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. Полностью от  цензуры освобождались правительственные и научные издания.      В 60-70-е гг. XIX в. осуществлен комплекс реформ в  военной сфере. Первые изменения в армии были произведены уже в конце 50-х годов. Активизация военных реформ связана с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д.А. Милютина. Уже за первые четыре года пребывания у власти Милютин сократил срок солдатской службы с 25 до 16 лет, добился отмены  телесных наказаний в армии, реорганизовал  систему военного управления. Была сокращена численность армии без снижения ее военного потенциала. Итогом  деятельности Милютина стал закон 1874 г., вводивший всеобщую  воинскую повинность вместо феодальной системы рекрутских наборов. Призыву на службу подлежало  все мужское население, достигшее 21-летнего

возраста. Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. С этой целью была проведена реформа военно-учебных заведений. Были  созданы военные училища с непродолжительным сроком обучения – 2 года, в кот. принимались лица,  окончившие средние учебные заведения. Военная реформа, была важным и более чем своевременным шагом на пути модернизации русской армии. Реформированная и перевооруженная она доказала свою боеспособность во время русско-турецкой  войны 1877-1878гг. Правительство приступило также к  проведению серии финансовых реформ, которые имели общие цели: централизацию финансового дела и упорядочение государственного бюджета. В 1860 г.  был образован Государственный банк, который получил приоритетное право кредитования торговли и промышленности.  Претерпела изменение налоговая система.  Была отменена архаичная система откупов. Вместо нее  открывалась свободная продажа вина, сахара, табака и пр., которые облагались особым акцизным сбором, взимавшимся государственными учреждениями. Мещане были освобождены от подушной подати.      Реформы 1860-1870-х гг. позволили Российскому государству сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии, вводили новые правовые начала в функционирование государственного механизма, дали стимулы формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. В результате реформ был начат масштабный переход к индустриальному обществу, которые уже существовали в передовых странах Западной Европы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7574. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина 125.5 KB
  ТЕМА 4. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина 4.1. Понятие и элементы конституционно-правового статуса личности в Республике Беларусь 4.2. Понятие, особенности и классификация конституционных (основных) прав и свобод граждан...
7575. Административно-территориальное устройство республики Беларусь 52.5 KB
  Административно-территориальное устройство республики Беларусь Понятие и принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь Виды административно-территориальных единиц в Республике Беларусь Порядок решени...
7576. Избирательное право и избирательная система республики Беларусь 88 KB
  ТЕМА 6. Избирательное право и избирательная система республики Беларусь Понятие избирательного права, избирательной системы. Источники избирательного права Республики Беларусь Конституционные принципы избирательного права Республики Белару...
7577. Референдум (народное голосование) в республике Беларусь 49.5 KB
  Референдум (народное голосование) в республике Беларусь Понятие, назначение и виды референдумов. Порядок организации и проведения республиканского референдума Порядок организации и проведения местного референдума. Юридиче...
7578. Понятие и система государственных органов в республике Беларусь 38 KB
  ТЕМА 8. Понятие и система государственных органов в республике Беларусь Понятие, виды и система государственных органов Понятия власть и субъект власти ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ Государственный орган...
7579. Президент республики Беларусь 83.5 KB
  ТЕМА 9. Президент республики Беларусь Президент - Глава государства. Понятие и назначение института президентства в Республике Беларусь Порядок избрания Президента Республики Беларусь Место и роль Президента Республики Беларусь в...
7580. Парламент - национальное собрание республики Беларусь 119 KB
  Парламент - национальное собрание республики Беларусь. Парламент в системе органов государственной власти Республики Беларусь. Структура и порядок формирования Национального собрания Республики Беларусь. Внутренняя организаци...
7581. Правительство - совет министров республики Беларусь 49 KB
  ТЕМА 11. Правительство - совет министров республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь в системе органов государственной власти. Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь. Компетенция Правительства ...
7582. Судебная власть в республике Беларусь 47.5 KB
  Судебная власть в республике Беларусь Понятие и природа судебной власти Конституционные принципы правосудия Состав и порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь. Компетенция Конституционного Суда Ре...