66770

Промышленная безопасность опасных производственных объектов

Реферат

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Определение приоритетных направлений сотрудничества и проведение согласованной политики по обеспечению промышленной безопасности; принятие согласованных требований промышленной безопасности; согласование правовых, производственных, экологических вопросов сотрудничества в области обеспечения промышленной безопасности;

Русский

2016-09-07

1.4 MB

13 чел.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов

В 70-х годах XX века в некоторых государствах стали появляться первые законы, устанавливающие меры по ликвидации негативных последствий промышленной деятельности. Во второй половине 70-х годов основное внимание стали уделять мерам, направленным на принятие превентивных мер по предотвращению аварий.

Одними из наиболее значимых международных актов по промышленной безопасности, определивших основные подходы правового регулирования отношений в данной области, являются Директива ЕС от 24.06.1982 №82/501/ЕЭС по предотвращению крупных промышленных аварий, принятая после аварии Севезо и называемая по имени этого итальянского города, и Конвенция ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий, подписанная Российской Федерацией.

Россия является участником Межгосударственного совета по промышленной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств.

Основными направлениями деятельности Совета являются:

  • определение приоритетных направлений сотрудничества и проведение согласованной политики по обеспечению промышленной безопасности;
  • принятие согласованных требований промышленной безопасности;
  • согласование правовых, производственных, экологических вопросов сотрудничества в области обеспечения промышленной безопасности;
  • обеспечение обмена информацией об обстоятельствах, причинах и последствиях техногенных аварий и травмирования работников.

Международные и национальные системы регулирования промышленной безопасности решают следующие задачи:

– идентификация опасных производственных объектов – законодательное закрепление показателей, по которым объект относится к опасным;

– проведение оценки опасности промышленного объекта – выяснение возможных причин аварий с помощью качественных и количественных методов анализа;

– определение превентивных технических и организационных мер для предотвращения аварии;

– определение возможных последствий аварии, мер по ее локализации и ликвидации последствий;

– введение разрешительной практики на размещение нового промышленного объекта, направленное на ограничение непосредственной близости промышленных объектов к жилым массивам;

– введение системы лицензирования на проектирование, строительство и эксплуатацию предприятий, которые могут оказать негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду;

– информирование государственных органов и населения о возможных авариях, представление декларации безопасности для опасных объектов;

– учет и расследование причин аварий, в том числе мелких, чему придается большое значение, так как любая мелкая авария при определенном стечении обстоятельств может привести к катастрофическим последствиям;

– разработка планов по ликвидации аварий и локализации их последствий;

– проведение подготовки, аттестации и контроля уровня квалификации персонала опасных производственных объектов по вопросам промышленной безопасности, включая подготовку к действиям во время аварии;

– экономические механизмы регулирования промышленной безопасности, включающие страхование гражданской ответственности за причинение ущерба населению и окружающей среде в результате аварий;

– осуществление государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью;

– ответственность производителей за нарушения законодательства и нанесенный ущерб.

В области промышленной безопасности используют термины:

промышленная безопасность опасных производственных объектов – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и их последствий;

авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и норм, правил ведения работ на опасном производственном объекте.

В Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»1

к опасным объектам относят объекты, на которых:

1) получают, используют, перерабатывают, производят, хранят, транспортируют и уничтожают следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальных условиях в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися или жидкости, температура кипения которых ниже 20С;

б) окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие или способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть;

г) взрывчатые вещества – вещества, способные на самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества и высокотоксичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды;

2) используют оборудование под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115С;

3) используют стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получают расплавы металлов и сплавы на их основе;

5) ведут горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору2

,3 (Ростехнадзор). Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации.

Ростехнадзор является:

органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);

органом государственного горного надзора;

органом федерального государственного энергетического надзора;

органом федерального государственного строительного надзора;

регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.

Ростехнадзор осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами исполнительной власти и иными организациями.

Ростехнадзор осуществляет надзор за:

– соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии;

– ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью на объектах использования атомной энергии;

– физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;

– выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;

– соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

– соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства в области обращения с радиоактивными отходами;

– своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика после временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки;

– соблюдением требований безопасности в электроэнергетике;

– безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;

– соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;

– соблюдением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений;

– горно-спасательными работами, относящимися к готовности горно-спасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях;

– полнотой и качеством осуществления государственной экологической экспертизы;

– соблюдением при проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации, капитальном ремонте зданий, сооружений требований энергетической эффективности, оснащенности приборами учета энергетических ресурсов;

– соблюдением юридическими лицами требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

– проведением энергетического обследования;

осуществляет лицензирование деятельности в области эксплуатации взрывопожароопасных объектов, а также лицензирование других видов деятельности;

выдает разрешения на:

– право ведения работ в области использования атомной энергии;

– на применение конкретных видов технических устройств на опасных производственных объектах;

– эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;

– выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

– применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами;

– устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты;

регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов;

проводит проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности;

согласовывает:

– квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов (служащих) в области использования атомной энергии;

– перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий;

– правила эксплуатации гидротехнического сооружения;

– границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства

организует и обеспечивает функционирование системы контроля объектов использования атомной энергии при возникновении чрезвычайных ситуаций (аварийное реагирование);

создает, развивает и поддерживает функционирование автоматизированной системы информационно-аналитической службы, в том числе для целей единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

руководит в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно и радиационно опасными объектами.

Ростехнадзор является держателем государственного реестра опасных производственных объектов. Другие федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные опасные производственные объекты, не подконтрольные Ростехнадзору, являются держателями разделов государственного реестра опасных производственных объектов, осуществляют регистрацию подведомственных им опасных производственных объектов, ведение разделов государственного реестра опасных производственных объектов на основе соглашений с Ростехнадзором.

Лицензирование

Одним из направлений деятельности Ростехнадзора в области оценки и подтверждения соответствия являеется лицензирование. Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»4

определены следующие сферы деятельности, в которых Ростехнадзор выдает лицензии:

1) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов5

,6;

2) эксплуатация химически опасных производственных объектов7

;

3) производство маркшейдерских работ8

– пространственно-геометри-ческих измерений горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации при добыче минерального сырья, а также при освоении подземного пространства городов;

4) проведение экспертизы промышленной безопасности9

;

5) использование атомной энергии10

,11.

Постановлениями Правительства Российской Федерации утвержден порядок лицензирования (рис. 1). Лицензионными требованиями и условиями при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов являются:

а) соблюдение требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;

б) соблюдение требований по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;

в) наличие технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

г) наличие разрешения на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности;

д) организация и осуществление производственного контроля соблюдения требований промышленной безопасности;

е) наличие декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта;

ж) наличие договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте;

з) наличие взрывопожароопасного или химически опасного производственного объекта;

и) организация и проведение лицензиатом технического расследования причин аварий на опасном производственном объекте.

Рис. 1. Блок-схема выполнения административной процедуры

по рассмотрению документов, представленных для получения лицензии

Для получения лицензии соискатель направляет заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ, и заверенные копии:

а) документов, подтверждающих наличие у него в собственности взрывопожароопасного или химически опасного производственного объекта;

б) разрешения на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта или заключения экспертизы промышленной безопасности;

в) декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта;

г) разрешений на применение конкретных видов технических устройств, выданных Ростехнадзором;

д) договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте;

е) дипломов, аттестатов, свидетельств о квалификации работников.

Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов предоставляется на срок до 5 лет.

К грубым нарушениям лицензиатом лицензионных требований и условий при эксплуатации опасных производственных объектов относятсясобытия, создавшие угрозу следующих действий или повлекшие:

а) взрыв;

б) выброс опасных веществ;

в) разрушение технических устройств, зданий и сооружений;

г) человеческие жертвы;

д) причинение тяжкого вреда здоровью;

е) причинение средней тяжести вреда здоровью (не менее пяти человек).

Ростехнадзор осуществляет лицензирование деятельности по указанным видам деятельности до принятия технических регламентов (для взрывопожароопасных, химически опасных объектов и маркшейдерских работ).

При выдаче лицензии Ростехнадзор осуществляет:

– регистрацию и учет заявлений соискателей лицензий и документов, представленных для получения лицензии;

– рассмотрение документов, представленных для получения лицензии, и принятие решения о предоставлении лицензии;

– оформление и регистрацию лицензий, отказов в предоставлении лицензий, выдачу подтверждающих наличие лицензий документов.

В связи с введением в действие Федерального закона «О саморегулируемых организациях»12

(СРО) изменился подход к вопросам лицензирования во многих сферах деятельности. Концепция закона включает:

– замену лицензирования деятельности по экспертизе промышленной безопасности обязательным членством экспертных организаций в СРО;

– введение СРО при частичном сохранении государственного регулирования, что сократит государственное вмешательство в развитие бизнеса, повысит ответственность экспертных организаций пред потребителями;

– замену утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности в Ростехнадзоре регистрацией в этих заключений в СРО;

– установление требований по осуществлению государственного контроля деятельности СРО в области проведения экспертизы промышленной безопасности и ведения государственного реестра таких СРО.

В настоящее время учрежден Национальный союз саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности.

В Национальный союз входят СРО:

1) осуществляющие изготовление технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

2) специализирующиеся на проведении работ по монтажу, наладке, эксплуатации (обслуживанию) и ремонту технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

3) проводящие оценку соответствия (в том числе экспертизу промышленной безопасности и аттестацию работников в области промышленной безопасности);

4) проводящие подготовку и переподготовку работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Направления работ СРО в области промышленной безопасности:

1. Организация проведения комплекса экспертиз промышленной безопасности по всем видам надзорной деятельности:

проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

– технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

– зданий и сооружений на опасных производственных объектах;

– деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией особо опасных, многопрофильных промышленных предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

2. Проведение оценки степени риска в целях обеспечения обязательного страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

3. Участие в техническом расследовании причин аварийности и травматизма на опасных производственных объектах.

4. Анализ причин возникновения аварийности и травматизма на опасном производственном объекте, разработка мер по устранению указанных причин и их профилактике.

5. Оказание помощи при планировании мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

6. Проведение консультационных и информационных услуг предприятиям по вопросам получения лицензий Ростехнадзора, разрешений на изготовление и применение технических устройств на опасных производственных объектах, аккредитации в единой системе оценки соответствия.

7. Проведение семинаров и совещаний в области обеспечения промышленной безопасности, а также по вопросам саморегулирования.

8. Организация профессионального обучения, аттестации работников членов Партнерства, экспертных организаций, работающих в области промышленной безопасности.

9. Оказание помощи и поддержки гражданам, органам государственной власти, управления, органам государственного надзора и контроля, организациям и специалистам в вопросах, связанным с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Разрешение на применение

На опасных производственных объектах запрещено использование технических средств, не имеющих разрешения Ростехнадзора на применение. Технические устройства могут иметь сертификат соответствия требованиям национального стандарта (технического регламента). Но это обстоятельство не служит основанием для выдачи Ростехнадзором разрешения на применение технического устройства на опасных производственных объектах.

Разрешение Ростехнадзора на применение13

рассматривается как заключение, которое на основании выводов экспертизы подтверждает соответствие либо несоответствие технического устройства требованиям промышленной безопасности. Разрешение дает официальное право применять оборудование на территории опасных производственных объектов.

Разрешение Ростехнадзора может быть выдано также на основании экспертного заключения о промышленной безопасности, выданного организацией, имеющей соответствующую лицензию и область аккредитации.

Разрешение на применение выдается конкретному виду (типу) технических устройств, в том числе иностранного производства, применяемых на опасных производственных объектах. Допускается выдача разрешений на комплексное техническое устройство, в котором все компоненты выполняют взаимосвязанные технологические функции.

Основные виды технических устройств, разрешение на применение которых выдает Ростехнадзор14

.

1. Все оборудование и технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах иностранного производства, поставляемые как отдельно, так и комплектно (кроме иностранных грузоподъемных кранов и подъемников (вышек), ранее эксплуатировавшихся и поступивших на территорию Российской Федерации).

2. Оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115С (котлы, сосуды, трубопроводы), оборудование тепловых установок и тепловых сетей, системы и приборы, используемые при эксплуатации указанного оборудования.

3. Подъемные сооружения: краны, лифты, канатные дороги, фуникулеры, подъемники, эскалаторы (кроме кранов по пункту 1).

4. Электрооборудование взрывозащищенное групп I и II и электрооборудование рудничное.

5. Шахтное и горно-обогатительное оборудование: оборудование для вентиляции и крепления горных выработок, стволовых подъемов и шахтного транспорта, для бурения шпуров и скважин, зарядки и забойки скважин.

6. Оборудование для нефтегазодобывающих производств: оборудование для бурения и эксплуатации скважин, оборудование, оборудование для освоения, ремонта и интенсификации эксплуатационных скважин.

7. Оборудование для геологоразведочных и геофизических работ.

8. Оборудование и технические устройства для объектов магистрального трубопроводного транспорта с проектным давлением 5,5 МПа и более.

9. Оборудование для сварки, пайки, неразрушающего контроля, наплавки, термообработки при изготовлении, монтаже и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

10. Вновь изготовленные технические устройства для металлургии:

– оборудование для черной и цветной металлургии;

– электропечи и агрегаты электропечные индукционные, электропечи дуговые и рудно-термические, электропечи плавильные и нагревательные;

– оборудование для плавки чугуна.

11. Насосы жидкостные и вакуумные, насосные агрегаты, компрессоры и компрессорные агрегаты воздушные и газовые.

12. Арматура, применяемая на опасных производственных объектах Оборудование для черной и цветной металлургии.

13. Металлоконструкции, опоры и защитные кожуха для технологического оборудования.

14. Оборудование и технические устройства систем газораспределения и газопотребления, оборудование для сварки полиэтиленовых газопроводов.

15. Оборудование, применяемое на химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих производствах, работающее с взрывопожароопасными, токсичными, агрессивными средами, в том числе емкостное, колонное, реакторное, машинное, криогенное, вакуумное, холодильное, электролизное, массообменное, теплообменное, вентиляционное, размольное, сушильное, смесительное оборудование, печи, резервуары, системы и средства противоаварийной защиты, сигнализации и контроля, приборы, насосы жидкостные и вакуумные, насосные агрегаты, компрессоры и компрессорные агрегаты воздушные и газовые, арматура, применяемая на указанных объектах.

16. Средства газозащитной дыхательной аппаратуры (изолирующие респираторы, воздушные аппараты, изолирующие и фильтрующие самоспасатели), приборы газового контроля, технические устройства для ликвидации аварийных ситуаций.

17. Приборы, средства и системы автоматизации, применяемые на опасных производственных объектах (приборы контроля и регулирования технологических процессов, программно-технические комплексы).

18. Цистерны, контейнеры специализированные и баллоны для газов, взрывопожароопасных и токсичных сред.

19. Оборудование для перевозки (транспортирования) опасных грузов.

20. Оборудование и приборы, применяемые при разработке, производстве и хранении взрывчатых материалов, а также изделий, их содержащих. Оборудование и приборы, применяемые при производстве взрывных работ.

21. Оборудование иностранного и отечественного производства, применяемое на взрывоопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья, в том числе технологическое, транспортное и вспомогательное оборудование, а также приборная техника и средства контроля, измерения и регулирования технологических процессов, программно-технические комплексы и системы управления технологическими процессами, системы и устройства сигнализации, противоаварийной защиты и их элементы, (устройства взрывозащиты и взрывопредупреждения, быстродействующие устройства, средства локализации взрыва) и другое оборудование, поставляемое как отдельно, так и комплектно.

Срок действия разрешения на применение может составлять до пяти лет и, кроме того, полный срок эксплуатации оборудования.

Регистрационный номер разрешения состоит из трех групп знаков:

1. Буквенный индекс РРС (реестр разрешительной системы).

2. Буквенный индекс вида разрешения (при его наличии) и цифровой индекс центрального аппарата или межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по федеральному округу.

3. Шестизначный порядковый номер разрешения.

Вторая и третья группа разделены дефисом.

Для получения разрешения на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах необходимо предоставить:

  1. заявление, заверенное печатью фирмы и подписью руководителя;
  2. свидетельство о регистрации фирмы и постановке на учет в налоговую инспекцию;
  3. данные об изготовителе;
  4. описание (технические характеристики, область применения);
  5. техническую документацию (ТУ, паспорт, конструкторские чертежи, спецификация материала деталей, инструкции по сборке, монтажу и эксплуатации), включая методику проведения контрольных испытаний, ресурс и срок эксплуатации, условия и требования безопасной эксплуатации, порядок технического обслуживания, ремонта, диагностирования;
  6. протоколы заводских испытаний;
  7. программу и методику приемочных испытаний согласованная с Ростехнадзором;
  8. акт и протокол приемочных испытаний с участием представителя Ростехнадзора (для иностранного изготовителя достаточно протокола и акта с представителем экспертной организации);
  9. для оборудования во взрывозащищенном исполнении представляют заверенный сертификат соответствия, выданный аккредитованным органом по сертификации взрывозащищенного электрооборудования;
  10. сведения о химическом составе и механической прочности материалов, применяемых при изготовлении изделий;
  11. сведения о сварочных швах и методах неразрушающего контроля (при необходимости);
  12. сертификат соответствия в системе ГОСТ Р;
  13. сертификат пожарной безопасности, свидетельство о взрывозащищённости (при необходимости);
  14. протоколы независимых зарубежных лабораторий (если есть), разрешение на применение, выданное ранее (если есть);
  15. сертификаты на запасные части и комплектующие;
  16. сертификат серии ISO 9000 (если есть);
  17. свидетельства о приемке, консервации, упаковке;
  18. платёжное поручение, подтверждающее оплату госпошлины.

При получении разрешения на применение средств измерений, в том числе входящих в комплект технического устройства, предоставляют заверенные копии свидетельств об утверждении типа средств измерений.

Для принятия решения о проведении испытаний опытных образцов технических устройств заявитель (разработчик) представляет в Ростехнадзор следующую техническую документацию:

– приказ организации о назначении комиссии, с указанием объекта, на котором планируется проведение приемочных испытаний;

– согласованное с Ростехнадзором техническое задание на разработку технического устройства;

– согласованную с Ростехнадзором программу и методику приемочных испытаний опытных образцов (партии) технического устройства;

– технические условия на изготовление опытного образца технического устройства;

– инструкцию по эксплуатации технического устройства, ремонту, монтажу и техническому обслуживанию;

– паспорт (формуляр) технического устройства;

– извещение (протокол) о результатах проведения предварительных (заводских) испытаний и готовности представления технических устройств для приемочных испытаний.

Экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов

Экспертизу промышленной безопасности на соответствие объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности15

, осуществляют эксперты, аттестованные Ростехнадзором, либо независимые экспертные организации, имеющие лицензию Ростехнадзора.

Ростехнадзор ведет базу данных экспертных организаций, получивших лицензии.

Эксперты, проводящие экспертизу промышленной безопасности, проходят квалификационную аттестацию в порядке, установленном Ростехнадзором. Ростехнадзор и его территориальные органы ведут реестр экспертов и осуществляют его мониторинг.

Правила проведения экспертизы установлены Ростехнадзором. Результатом проведения экспертизы является заключение, которое утверждает Ростехнадзор.

Экспертиза промышленной безопасности может быть осуществлена одновременно с экспертизой охраны труда, экологической, вневедомственной, строительной и другими видами экспертиз. Условия проведения комплексной экспертизы определены соглашениями между федеральными органами исполнительной власти.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию Ростехнадзора или его территориального органа. Экспертизу промышленной безопасности финансируют организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

– проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

– технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

– здания и сооружения на опасном производственном объекте;

– декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Лицензирование экспертных организаций носит заявительный характер. Требованием, которое позволяет оценить возможности организации выполнять экспертизу, является наличие в ней аттестованных экспертов. Компетентность эксперта является решающим фактором в проведении и получении результата экспертизы.

В настоящее время функции аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий и экспертных организаций переданы Федеральной службе по аккредитации16

. В связи с формированием единой системы аккредитации отсутствует ясность по дальнейшей концентрации полномочий по аккредитации в Федеральной службе по аккредитации, в том числе организаций, занимающихся вопросами промышленной безопасности.

Единая система оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору

Объединение в рамках Ростехнадзор таких направлений деятельности, как контроль и надзор в сфере промышленной и экологической безопасности, безопасности электрических установок и сетей, а также безопасности гидротехнических сооружений, предполагает комплексное и системное решение вопросов контрольной и надзорной деятельности в этих областях, а также позволяет системно подойти к вопросу обеспечения безопасности.

С передачей широкого спектра полномочий в области промышленной, экологической и энергетической безопасности, а также безопасности гидротехнических сооружений Ростехнадзор унифицировал процедуры оценки соответствия во всех сферах деятельности и создал Единую систему оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору17

( ЕС ОС Ростехнадзора) (рис. 2).

Участниками системы являются:

Состав участников ЕС ОС Ростехнадзора:

а) органы управления:

– Наблюдательный совет;

– Комиссия по аккредитации;

– Комиссия по апелляциям;

– Комиссия по правилам;

– технические комиссии;

– Центральный орган (Координирующий орган, орган аккредитации);

– территориальные уполномоченные органы;

б) исполнительные органы:

– органы по аттестации (сертификации) персонала, в том числе: независимые органы по аттестации персонала, независимые органы по аттестации экспертов, независимые аттестационно-методические центры;

– испытательные лаборатории, в том числе: лаборатории неразрушающего контроля, лаборатории разрушающих и других видов испытаний, аналитические лаборатории, электроизмерительные лаборатории;

– инспекционные органы, в том числе: экспертные организации, инспекционные организации;

– органы по сертификации, в том числе: органы по сертификации продукции, органы по сертификации систем управления (за исключением обязательной сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения);

– органы по аттестации в области оценки соответствия, в том числе: независимые органы по аттестации лабораторий неразрушающего контроля, независимые органы по аттестации технических средств, независимые органы по аттестации методических документов.

Наблюдательный совет определяет политику ЕС ОС Ростехнадзора, принимает документы по процедурным вопросам аккредитации и документы, регламентирующие деятельность по оценке соответствия.

Комиссия по аккредитации на основании проверки и анализа документов, подтверждающих соответствие организации установленным критериям и условиям аккредитации, принимает решение о возможности аккредитации, приостановке, отмене или отказе в аккредитации.

Комиссия по аппеляциям рассматривает апелляции участников ЕС ОС Ростехнадзора.

Комиссия по правилам готовит предложения по разработке и пересмотру организационных документов по аккредитации и документы, регламентирующие требования к участникам системы.

Технические комиссии решают в подсистемах ЕС ОС Ростехнадзора определяет требования к техническим специалистам и экспертам.

Центральный орган координирует деятельность участников ЕС ОС Ростехнадзора, организует аккредитацию (аттестацию) исполнительных органов.

Территориальные уполномоченные органы в соответствии со своими полномочиями проводят проверку и периодический контроль органов оценки соответствия, готовят проекты документов по аккредитации.

Органы по аттестации (сертификации) персонала предоставляют услуги по оценке соответствия персонала в соответствии с требованиями международного стандартаISO/IEC 17024:2003.

Независимые органы по аттестации персонала проводят аттестацию персонала лабораторий неразрушающего контроля, лабораторий разрушающих и других видов испытаний, аналитических лабораторий, электроизмерительных лабораторий, а также сварщиков и специалистов сварочного производства в областях своей аккредитации.

Независимые органы по аттестации экспертов проводят аттестацию экспертов, осуществляющих экспертизу в области промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.

Независимые аттестационно-методические центры проводят проверку знаний и аттестацию по промышленной, экологической безопасности, электробезопасности и безопасности гидротехнических сооружений.

Органы по сертификации систем управления осуществляют сертификацию систем менеджмента, в том числе систем менеджмента промышленной безопасности, систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента и др.

Экспертные организации осуществляют оценку соответствия объектов экспертизы требованиям промышленной, экологической, радиационной, ядерной безопасности, безопасности в энергетики и строительстве.

Инспекционные организации проводят проверку и оценку продукции, услуг, процессов и оборудования для объектов, подконтрольных Ростехнадзору, а также организационно-технической готовности проектных, строительных, монтажных, наладочных и ремонтных организаций.

Нормативную и методическую базу ЕС ОС Ростехнадзора составляют:

– законодательство Российской Федерации в области промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве;

– международные и национальные стандарты;

– документы, регламентирующие требования к изготовлению, строительству, монтажу, наладке, ремонту (реконструкции), эксплуатации и другим видам деятельности на объектах, подконтрольных Ростехнадзору;

– методические документы по испытаниям, измерениям, контролю, анализу, экспертизе в области промышленной, экологической, радиационной и ядерной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, инспекционному контролю, сертификации продукции и систем управления;

– документы Системы добровольной сертификации в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (регистрационный № РОССRU.3327.04БШ00);

Оценка соответствия в рамках ЕС ОС Ростехнадзора проводится в формах аккредитации, аттестации, сертификации, испытаний, измерений, контроля, анализа, экспертизы и в иной форме за исключением оценки соответствия в форме государственного контроля и надзора.

Основными целями ЕС ОС Ростехнадзора являются:

– повышение уровня промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве;

– формирование общих принципов оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору;

– оказание комплекса услуг по подтверждению компетентности организаций осуществляющих деятельность на объектах, подконтрольных Ростехнадзору;

– повышение качества услуг и доверия к деятельности органов оценки соответствия со стороны широкого круга заинтересованных лиц;

– повышение квалификации персонала и компетентности органов оценки соответствия;

– обеспечение соответствия научно-техническому прогрессу методических документов и технических средств, применяемых при оценке соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору.

Основные задачи ЕС ОС Ростехнадзора:

– проведение на базе единых требований добровольной аккредитации органов оценки соответствия, осуществляющих деятельность на объектах, подконтрольных Ростехнадзору;

– гармонизация правил и процедур ЕС ОС Ростехнадзора с требованиями и критериями международных и европейских стандартов по оценке соответствия;

– аттестация персонала, выполняющего работы по оценке соответствия;

– аттестация лабораторий, методических документов и технических средств, применяемых при оценке соответствия;

– формирование банка данных аккредитованных органов оценки соответствия, аттестованного персонала, аттестованных лабораторий, методических документов, технических средств и информационное обеспечение ЕС ОС Ростехнадзора.

ЕС ОС Ростехнадзора состоит из следующих подсистем: подсистемы промышленной безопасности; подсистемы экологической безопасности; подсистемы безопасности в энергетике; подсистемы безопасности в строительстве; подсистемы ядерной и радиационной безопасности (рис. 3).

Рис. 3. Подсистемы ЕС ОС Ростехнадзора

Инспекционный контроль

Инспекционные организации проводят проверку и оценку: продукции, услуг, процессов и оборудования для объектов, подконтрольных Ростехнадзору, а также организационно-технической готовности организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности и безопасности в строительстве.

Инспекционные организации, аккредитованные в ЕС ОС Ростехнадзора, должны соответствовать критериям независимости.

Критерии независимости инспекционных организаций

Инспекционная организация типа А должна:

1) быть независимой и продемонстрировать, что она не связана с организациями, в отношении которых проводится инспекционный контроль (технический аудит);

2) документировать процедуры инспекционного контроля (технического аудита);

3) иметь документированную и утвержденную политику поддержания статуса инспекционной организации типа А;

4) не должна непосредственно заниматься следующими видами деятельности: проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание продукции, услуг, процессов и оборудования для опасных производственных объектов, объектов электроэнергетики и строительства, в отношении которых проводится инспекционный контроль (технический аудит).

Инспекционная организация типа В должна:

1) составлять отдельную демонстрируемую и идентифицируемую часть организации, занимающейся одним или несколькими следующими видами деятельности: проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, эксплуатация или обслуживание продукции, услуг, процессов и оборудования для опасных производственных объектов, объектов строительства, в отношении которых проводится инспекционный контроль (технический аудит);

2) иметь документированное разделение обязанностей персонала, ответственного за проведение инспекционного контроля (технического аудита), и обязанностей персонала, выполняющего другие функции;

3) оказывать инспекционные услуги только организации, частью которой является инспекционная организация.

4) инспекционная организация, персонал и эксперты, задействованные в инспекционном контроле (техническом аудите), не должны заниматься деятельностью, которая может вступить в конфликт с их независимостью в принятии решения и их честностью в проведении инспекционного контроля;

5) персонал и эксперты, задействованные в инспекционном контроле (техническом аудите), не должны непосредственно заниматься видами деятельности, связанными с объектами инспекционного контроля, в отношении которых проводится инспекционный контроль.

Инспекционная организация типа В создается специально для оказания инспекционных услуг организации, частью которой она является.

Инспекционная организация типа С должна:

1) иметь документированное разделение обязанностей и ответственности в предоставлении услуг по проведению инспекционного контроля (технического аудита), которое обеспечивается с помощью организационных методов и письменных методик;

2) персонал и эксперты, задействованные в инспекционном контроле (техническом аудите), не должны непосредственно заниматься видами деятельности, связанными с объектами инспекционного контроля (технического аудита), в отношении которых проводится экспертиза;

3) может быть напрямую задействованной в следующих видах деятельности: проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание продукции, услуг, процессов и оборудования для опасных производственных объектов, объектов строительства, в отношении которых проводится инспекционный контроль (технический аудит);

4) может осуществлять инспекционный контроль (технический аудит) своей продукции, продукции организации, частью которой она является, а также продукции сторонней организации;

5) не является инспекционным органом, осуществляющим инспекцию третьей стороны, по требованиям независимости.

Персонал инспекционных организаций должен быть аттестован и сертифицирован в установленном порядке, иметь профессиональную подготовку, теоретические знания и практический опыт, необходимые для проведения инспекционного контроля (технического аудита).

Инспекционная организация должна иметь в своем распоряжении технические средства и оборудование, позволяющие осуществлять операции, связанные с проведением инспекционного контроля (технического аудита).

Контрольное, испытательное и диагностическое оборудование должно иметь эксплуатационную документацию, находиться в исправном состоянии и при необходимости поверяться в установленные сроки.

Использование для проведения инспекционного контроля (технического аудита) автоматизированного оборудования должно гарантировать, что:

– программные средства проверены;

– выполняются процедуры защиты целостности данных;

– автоматизированное оборудование содержится в сохранности.

Процедура инспекционного контроля (технического аудита) (рис. 4) включает следующие этапы:

– представление заявки на инспекционный контроль (технический аудит) с приложением необходимых документов;

– анализ документов, представляемых для инспекционного контроля (технического аудита);

– проверку и оценку услуги на месте;

– анализ материалов, связанных с инспекционным контролем (техническим аудитом), и принятие решения об оценке соответствия услуги для опасных производственных объектов и объектов строительства;

Рис. 4. Блок-схема исполнения Ростехнадзором государственной функции

по контролю и надзору в области промышленной безопасности

– оформление протокола инспекционного контроля (технического аудита), регистрацию и выдачу свидетельства об оценке соответствия организационно-технической готовности организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности для опасных производственных объектов либо мотивированного отказа.

Каждый последующий этап инспекционного контроля проводится при положительном результате предыдущего этапа.

В заявке на инспекционный контроль (технический аудит) должны быть отражены:

– сведения о заявителе;

– заявляемая область деятельности организации;

– осведомленность заявителя о процедуре инспекционного контроля;

– готовность заявителя добровольно и в полной мере выполнять процедуру инспекционного контроля, в том числе принять группу экспертов инспекционной организации (комиссию), оплатить расходы, связанные с инспекционным контролем.

Анализ документов, представляемых для инспекционного контроля, осуществляет аттестованный эксперт инспекционной организации.

Результаты анализа отражаются в заключении, которое должно содержать оценку достаточности представленных вместе с заявкой документов. Заключение должно быть подписано экспертом инспекционной организации.

Проверку на месте осуществляет комиссия, назначаемая органом, который будет проводить проверку и оценку.

В состав комиссии входят аттестованные эксперты (эксперт) инспекционной организации, представитель Ростехнадзора или его территориальных органов, другие квалифицированные специалисты и эксперты.

Результаты инспекционного контроля деятельности в области промышленной безопасности для опасных производственных объектов отражаются в протоколе и (или) свидетельстве инспекционного контроля.

Протокол должен быть подписан всеми членами комиссии.

Декларирование промышленной безопасности.

Для наиболее опасных объектов, определенных законом, информация об опасностях, связанных с их эксплуатацией представляется в виде Декларации промышленной безопасности18

. Процедура декларирования безопасности эффективно применяется в практике Европейского сообщества и введена в российскую практику управления промышленной безопасностью постановлением Правительства РФ.

Декларация промышленной безопасности является документом, определяющим возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации. Декларация должна характеризовать безопасность промышленного производства на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации. В ней содержатся сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта.

Декларация промышленной безопасности включает также основные характеристики и особенности технологических процессов, производимой на промышленном объекте продукции, анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оценку условий развития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ, порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях.

Для объектов, которые подлежат обязательному декларированию, декларация промышленной безопасности является документом, необходимым для получения лицензии на эксплуатацию объекта.

Ростехнадзор определяет перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления, контролирует качество и своевременность представления декларации промышленной безопасности в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; взаимодействует по вопросам декларирования промышленной безопасности с федеральными органами исполнительной власти путем разработки методических документов по декларированию типовых отраслевых объектов;

Разработка декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Раздел «Анализ безопасности» декларации должен содержать:

1) характеристику опасных веществ;

2) данные о технологии и аппаратурном оформлении;

3) описание технических решений по обеспечению безопасности;

4) анализ риска.

Характеристика опасных веществ:

1) наименование вещества;

2) формула;

3) состав;

4) общие данные (молекулярный вес, температура кипения, плотность);

5) данные о взрывоопасности;

6) данные о токсической опасности;

7) данные о реакционной способности;

8) данные о запахе вещества;

9) данные о коррозионной активности;

10) описание мер предосторожности;

11) данные о воздействии на людей;

12) данные о средствах защиты;

13) данные о методах перевода вещества в безвредное состояние;

14) данные о мерах первой помощи пострадавшим от воздействия вещества.

Данные о технологии и аппаратурном оформлении:

1) принципиальная технологическая схема с обозначением технологического оборудования и кратким описанием технологического процесса;

2) план размещения основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;

3) перечень основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;

4) данные о распределении опасных веществ по оборудованию.

Описание технических решений по обеспечению безопасности:

1) описание решений, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ;

2) описание решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных веществ;

3) описание решений, направленных на обеспечение взрывопожаробезопасности;

4) описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и других средств обеспечения безопасности.

Анализ риска:

1) анализ известных аварий;

2) анализ условий возникновения и развития аварий;

3) оценка вероятности причинения вреда персоналу, населению и ущерба имуществу и окружающей природной среде;

4) оценка риска аварий.

Анализ известных аварий:

– перечень неполадок и аварий, произошедших на декларируемом объекте;

– перечень аварий, произошедших на других аналогичных объектах, или аварий, связанных с обращающимися опасными веществами;

– анализ основных причин произошедших аварий.

Анализ условий возникновения и развития аварий:

– определение возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварий;

– определение типовых сценариев возможных аварий;

– обоснование применяемых физико-математических моделей и методов расчета;

– оценка количества опасных веществ, участвующих в аварии;

– расчет вероятных зон действия поражающих факторов;

– оценку возможного числа пострадавших;

– оценку возможного ущерба.

Раздел «Выводы и предложения» должен включать:

1) перечень наиболее опасных составляющих декларируемого объекта;

2) перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска;

3) оценку уровня безопасности опасного производственного объекта;

4) предложения по внедрению мер, снижающих риск аварий.

Раздел «Ситуационные планы» должен содержать графическое отображение зон возможного поражения, в том числе для наиболее опасного по своим последствиям и наиболее вероятного (типичного) сценария, а также краткое описание этих сценариев.

Экспертиза деклараций в части предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, проводится аккредитованной экпертной организацией, не участвующей в разработке рассматриваемой декларации и приложений к ней.

Ростехнадзор проводит проверку соответствия требованиям промышленной безопасности оборудования, процессов и услуг, сертифицированных (продекларированных) на соответствие требованиям принятых технических регламентов и применяемых на опасных производственных объектах и, в свою очередь, должен выполнять требования технических регламентов.

Технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты»

В настоящее время принят и введен в действие технический регламент Российской Федерации19

, принят аналогичный технический регламент Таможенного союза20 с введением в действие 1 июля 2012 года.

Технический регламент устанавливает минимально необходимые требования, которые обеспечивают механическую, термическую, биологическую, химическую, электрическую и радиационную безопасность средств индивидуальной защиты и определяются в зависимости от класса средств индивидуальной защиты.

Используемые в техническом регламенте понятия:

«вредный фактор» – фактор, воздействие которого на человека может привести к его заболеванию;

«время защитного действия средств индивидуальной защиты» – период времени от начала применения средств индивидуальной защиты пользователем в условиях воздействия вредного или опасного фактора до момента возникновения ситуации, когда уровень воздействия вредного или опасного фактора на пользователя превысит установленные нормативы;

«средство индивидуальной защиты» – средство индивидуального пользования для предотвращения или уменьшения воздействия на человека вредных и (или) опасных факторов, а также для защиты от загрязнения;

Под безопасностью средств индивидуальной защиты понимают:

– отсутствие недопустимого воздействия на человека, обусловленного использованием средств индивидуальной защиты, в том числе воздействием материалов, из которых они изготовлены;

– обеспечение безопасности человека при воздействии на него вредных факторов в процессе эксплуатации средств индивидуальной защиты;

– отсутствие недопустимого воздействия на окружающую среду.

Объектами технического регулирования технического регламента являются следующие виды средств индивидуальной защиты:

1) средства индивидуальной защиты от механических факторов:

– одежда специальная защитная; средства индивидуальной защиты рук;

– одежда специальная от возможного захвата движущимися частями механизмов; средства индивидуальной защиты рук и ног от вибраций, ударов, скольжения;

– средства индивидуальной защиты головы (каски защитные);

– средства индивидуальной защиты глаз, лица, органа слуха, средства индивидуальной защиты от падения с высоты;

2) средства индивидуальной защиты от химических факторов:

– костюмы изолирующие от химических (биологических) факторов;

– средства защиты органов дыхания изолирующего типа (самоспасатели, на химически связанном кислороде, на сжатом воздухе);

– средства защиты органов дыхания фильтрующего типа (противоаэрозольные с фильтрующей и изолирующей лицевой частью, противогазовые и противогазоаэрозольные (комбинированные) с изолирующей лицевой частью, фильтрующие самоспасатели);

– одежда специальная защитная, в том числе фильтрующая;

– средства защиты глаз, рук и ног (обувь) от химических факторов;

3) средства индивидуальной защиты от радиационных факторов:

– костюмы изолирующие для защиты кожи и органов дыхания; средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа;

4) средства индивидуальной защиты от высоких и низких температур:

– одежда специальная и средства защиты рук от конвективной теплоты, теплового излучения, искр и брызг расплавленного металла;

– одежда и средства защиты рук и ног при пониженной температуре;

– средства защиты головы от высоких и низких температур, тепловых излучений;

– средства защиты глаз и лица от брызг расплавленного металла;

5) средства защиты от воздействия электрической дуги, неионизирующих излучений, электрического тока, статического электричества:

– одежда защитная от теплового воздействия электрической дуги;

– средства защиты лица от теплового воздействия электрической дуги;

– средства защиты ног от теплового воздействия электрической дуги;

– белье нательное, подшлемники термостойкие для защиты от теплового воздействия электрической дуги;

– одежда и средства защиты от воздействия электростатического, электрического, магнитного и электромагнитного полей, статического электричества;

– средства защиты глаз и лица от воздействия электромагнитного поля;

– диэлектрические средства защиты от воздействия электрического тока;

6) одежда специальная сигнальная повышенной видимости;

7) комплексные средства индивидуальной защиты;

8) средства индивидуальной защиты дерматологические.

Действие настоящего технических регламентов не распространяется на средства индивидуальной защиты, требования к безопасности которых установлены законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и техническими регламентами:

1) военного назначения, разрабатываемые и изготавливаемые по государственному оборонному заказу;

2) для подразделений пожарной охраны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) для использования в авиационной, космической технике и на подводных работах;

4) для использования в медицинских целях и в микробиологии.

Маркировка средств индивидуальной защиты должна соответствовать следующим требованиям:

1) средства индивидуальной защиты маркируются знаком обращения на рынке, маркировка наносится на изделие или на его упаковку;

2) маркировка, наносимая на изделие, должна содержать:

– наименование изделия;

– наименование изготовителя и его товарный знак;

– защитные свойства;

– размер (при наличии);

– наименования документов, которым соответствует средство;

– знак обращения на рынке;

– сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

– дату изготовления и дату окончания срока годности;

– сведения о климатическом исполнении;

– сведения о способах утилизации средства индивидуальной защиты;

3) маркировка, наносимая на упаковку изделия, должна содержать:

– наименование изделия;

– наименование страны-изготовителя;

– наименование, юридический адрес и торговую марку изготовителя;

– наименование документов, которым соответствует средство защиты;

– размер (при наличии);

– защитные свойства изделия;

– способы ухода за изделием (при необходимости);

– год изготовления, срок годности или дату истечения срока годности;

– гарантийный срок;

– знак обращения на рынке, сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

– величину вредного фактора, ограничивающего использование;

– ограничения по использованию;

– сведения о климатическом исполнении средства;

5) маркировка должна быть изложена на русском языке.

Оценка соответствия средств индивидуальной защиты требованиям технического регламента осуществляется в форме:

– принятия декларации о соответствии;

– обязательной сертификации.

При выборе форм обязательного подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:

первый класс – средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, подлежащие декларированию соответствия;

второй класс – средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, подлежащие обязательной сертификации.

Декларирование соответствия средств, выпускаемых серийно, осуществляется путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и(или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

При декларировании соответствия заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы, которые должны содержать:

1) регистрационные документы и реквизиты заявителя;

2) наименование, общее описание и назначение средства;

3) сведения о средстве индивидуальной защиты (нормативные документы, требованиям которых соответствует средство) и идентифицирующих их признаках, декларируемое количество (серийное производство, партия или единица продукции), код по ОКПО ли ТН ВЭД ТС;

4) протоколы испытаний образцов на соответствие требованиям технического регламента, полученные с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

В качестве дополнительных материалов заявитель может использовать:

1) протоколы испытаний образцов на соответствие требованиям национальных стандартов, международных стандартов, стандартов организаций, технических условий;

2) сертификаты добровольной системы сертификации на соответствие требованиям национальных стандартов, международных стандартов, стандартов организаций, сводов правил, а также условиям договоров.

Регистрацию декларации о соответствии осуществляет орган по сертификации в установленном порядке.

Срок действия декларации о соответствии составляет 3 года.

Обязательную сертификацию средств индивидуальной защиты осуществляет орган по сертификации, аккредитованный на выполнение работ по подтверждению соответствия.

Обязательную сертификацию проводят на основании результатов испытаний образцов в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).

Орган по сертификации средств индивидуальной защиты:

1) привлекает на договорной основе для проведения испытаний аккредитованные испытательные лаборатории, область аккредитации которых распространяется на заявленные средства индивидуальной защиты;

2) осуществляет контроль сертифицированных средств индивидуальной защиты в соответствии со схемой сертификации и договором с заявителем;

3) ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;

4) информирует органы государственного контроля о средствах индивидуальной защиты, поступивших на сертификацию, но не прошедших ее;

5) выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает их действие, информирует федеральный орган исполнительной власти, организующий ведение реестра сертификатов соответствия, и органы государственного надзора за соблюдением требований технического регламента.

При сертификации заявитель представляет в орган по сертификации заявку, комплект документации на русском языке, который включает:

– регистрационные документы и реквизиты заявителя;

– наименование, описание и назначение средств защиты;

– сведения о средствах индивидуальной защиты и идентифицирующих их признаках (серийное производство, партия или единица продукции), код по ОКПО или код ТН ВЭД ТС;

– сведения об изготовителе продукции;

– сведения об условиях хранения, эксплуатации, ухода, ремонта, обслуживания, транспортировки и утилизации;

– эксплуатационные характеристики, ограничения применения;

– данные о запасных изделиях средств индивидуальной защиты;

– сведения о классах защиты;

– срок годности средства защиты и (или) его компонентов;

– сведения о типе упаковки средства индивидуальной защиты;

– описание нанесенной на средство маркировки.

Аккредитованная испытательная лаборатория проводит испытания образцов, оформляет протокол их испытаний и представляет его в орган по сертификации средств индивидуальной защиты. Копии протоколов хранят в испытательной лаборатории в течение срока службы (годности) сертифицированных средств индивидуальной защиты, но не менее 3 лет после окончания срока действия выданных сертификатов.

Государственный надзор за соответствием средств индивидуальной защиты требованиям технического регламента осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функции государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.97 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 30.11.2011 №347-ФЗ)
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (в ред. от 05.12.2011 №996)
  3. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.10.2004 №112 «Об организации регистрации опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с ред. от 21.11.2011 № 327-ФЗ)
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599 «Об утверждении положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов» (в ред. от 21.11.2011 №957)
  6. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2009 №237 «Об утверждении административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов»
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 №429 «О лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов» (в ред. от 24.09.2010 №749)
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2006 №392 «О лицензировании производства маркшейдерских работ» (в ред. от 24.09.2010 №749)
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2006 №389 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» (в ред. от 24.09.2010 №749)
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 №865 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» (в ред. от 17.02.2011 №88)
  11. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.10.2008 №262 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии»
  12. Федеральный закон Российской Федерации 22.07.2008 №148-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 27.07.2010 №240-ФЗ)
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.1998 №1540 «О применении технических устройств на опасных производственных объектах» (в ред. от 01.02.2005 №49)
  14. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.02.2008 №112 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах» (в ред. от 01.12.2011 №676)
  15. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.10.2008 №280 «Об утверждении административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах»
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 №845 «О Федеральной службе по аккредитации»
  17. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.04.2007 №196 «Положение о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-21-2007)»
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.1999 №526 «Об утверждении правил предоставления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 04.02.2011 №48)
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2009 №1213 «Об утверждении технического регламента о безопасности средств индивидуальной защиты»
  20. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №878 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011)»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29527. ГРУППА И ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ 68 KB
  Основные характеристики группы. Реальные группы – это объединения людей в которых имеет место единство деятельности условий обстоятельств признаков. Группы бывают большими и малыми контактными в которых имеется возможность непосредственных контактов каждого с каждым.
29528. Лидерство в организации 65.5 KB
  Он нашел свою концептуализацию в рамках проектного менеджмента и привел к признанию проектной команды в качестве центральной ячейки современной организации. Второй подход более сконцентрирован на принципах проектирования команды и распределения в ней ролей. Его можно назвать проектированием команды и распределением ролей в ней tem design nd role distribution. Определение команды В социальной психологии весьма популярными являются исследования малых групп.
29529. Дифференциал функции. Приложения производной 389 KB
  Дифференциал функции записывается в виде . Дифференциалом 2ого порядка функции называется дифференциал от её первого дифференциала и обозначается т. Если независимая переменная то для нахождения дифференциала функции справедлива формула .
29530. Теоремы о дифференцируемых функциях. Формула Тейлора 300.5 KB
  Если функция непрерывна на отрезке дифференцируема на интервале и то на существует точка такая что . Если функция непрерывна на отрезке и дифференцируема на интервале то на существует точка такая что формула Лагранжа. Если функции и непрерывны на отрезке дифференцируемы на интервале и при всех то на интервале существует точка такая что формула Коши.150 Проверить выполняется ли теорема Ролля для следующих функций и если выполняется то для каких значений : а на отрезке ; б на отрезке ;...
29531. Правило Лопиталя 234.5 KB
  Правило Лопиталя. Правило Лопиталя используют для раскрытия неопределённостей видов и . На каждом этапе применения правила Лопиталя следует пользоваться упрощающими отношение тождественными преобразованиями а также комбинировать это правило с любыми другими приёмами вычисления пределов.
29532. Исследование функций и построение графиков 409 KB
  Точка принадлежащая области определения функции называется критической точкой функции если в этой точке или не существует. Критические точки функции разбивают её область определения на интервалы монотонности интервалы возрастания и убывания. Если точка экстремума функции то или не существует.246 Наибольшее и наименьшее значения функции.
29533. Функции нескольких переменных (область определения, частные производные, дифференциал) 442 KB
  Естественной областью определения функции называется множество точек для координат которых формула имеет смысл. Графиком функции в прямоугольной системе координат называется множество точек пространства с координатами представляющее собой вообще говоря некоторую поверхность в . Линией уровня функции называется линия на плоскости в точках которой функция принимает одно и тоже значение .
29534. ФНП (неявная производная, градиент, производная по направлению, эластичность, локальные и глобальные экстремумы) 487.5 KB
  63 Найти производную для функций заданных неявно: а ; б ; в ; г .64 Найти производные указанного порядка для функций заданных неявно: а если ; б если .65 Найти частные производные для функций заданных неявно: а ; б ; в ; г 6.66 Найти дифференциал функции заданной неявно в указанной точке если: а ; б .
29535. ФНП (производная сложной функции, условные экстремумы, касательная плоскость и нормаль, выпуклость) 418.5 KB
  Достаточное условие условного экстремума. Пусть - точка возможного условного экстремума функции , т.е. в этой точке выполнены необходимые условия условного экстремума. Тогда, если при всевозможных наборах значений , удовлетворяющих соотношениям () и не равных одновременно нулю: