66852

Методы, техника и технология социологического исследования

Контрольная

Социология, социальная работа и статистика

Виды и типы анкетных вопросов: 1 по содержанию вопросы о фактах сознания отношения поведения личности респондента; 2 по форме открытые закрытые полузакрытые прямые и косвенные; 3 по методической функции основные и неосновные вопросы-фильтры вопросы-ловушки и др.

Русский

2014-08-29

140.5 KB

0 чел.

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Межрегиональный центр переподготовки специалистов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Методы, техника и технология социологического исследования

Выполнил:

Проверил: доцент

                            Галаган Александр Иванович

2009


Вариант 8.

Задание 1. Анкетирование как метод сбора социологической информации: виды анкетирования и правила проведения.

Анкетирование - социологический метод получения информации о психологической реакции населения на новации с помощью анкеты.

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

Общие сведения.

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф.Гальтона1, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

  •  По числу респондентов
  •  Индивидуальное анкетирование (один респондент)
  •  Групповое анкетирование (несколько респондентов), применяется в основном в организациях - "коллективах" (места работы, учёбы и т.д.)
  •  Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.2
  •  Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

  •  Сплошное (опрос всех представителей выборки)
  •  Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

  •  Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
  •  Заочное (анкетёр отсутствует)
  •  Рассылка анкет по почте
  •  Публикация анкет в прессе
  •  Публикация анкет в Интернете
  •  Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
  •  Онлайн анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Его цель - дать достоверную информацию. Для этого надо учитывать и соблюдать ряд правил и принципов составления анкеты, а также особенности различных вопросов.


Структура анкеты. Виды и типы анкетных вопросов.

Правила и принципы построения анкеты. Структура анкеты:

1. Вводная часть (введение),

2. Реквизитная часть (контактные вопросы),

3. Основная или информативная часть,

4. Заключительная часть,

5. Паспортичка.

Виды и типы анкетных вопросов:

1) по содержанию (вопросы о фактах сознания, отношения, поведения, личности респондента);

2) по форме (открытые, закрытые, полузакрытые, прямые и косвенные);

3) по методической функции (основные и неосновные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки и др.);

4) по отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные);

5) по технике заполнения (трудные, сложные).

Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Закрытые вопросы подразделяются на: дихотомические, альтернативные и неальтернативные (вопросы-меню). Две формы наводящего вопроса: техническая и идеологическая.

Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

Необходимо отметить, что наличие вариантов ответов увеличивает скорость ответа на вопрос, подсказки в самих ответах помогают лучше понять задаваемый вопрос - а также в определенной мере "планировать" результаты опроса. Данные вопросы удобно вводить в электронные базы данных. Однако возможное отсутствие среди вариантов ответа того, который был бы предпочтительнее для респондента, является их недостатком.

Открытые вопросы дают респонденту возможность выразить свое мнение во всей полноте, так как не предполагают "подсказок", не формируется предвзятое мнение респондента заданными вариантами ответов. Поэтому открытые вопросы дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые. Однако необходимо помнить, что вопросы должны быть четко сформулированы, чтобы высказывания респондента по теме опроса не перешли в высказывание мыслей "вообще".
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

При составлении анкет необходимо знать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным уровнем образования, горожанам и жителям деревни и т.д.).

Источник: журнал "Аналитика", №1.-2001г.


Задание 2. Дайте определение следующим понятиям: "структурная операционализация", "факторная операционализация", "интервьюер", "включенное наблюдение", "контент-анализ".

Структурная операционализация – Структурную операционализацию проводят с целью выявления и установления компонента данного исследования.

Факторная операционализация – Факторную операционализацию проводят с целью выявления тех факторов, которые влияют на изучаемую проблему.

Интервьюер – это специалист по проведению опросов (телефонных, уличных, поквартирных) в рамках маркетинговых исследований. исследователь, который проводит целенаправленную беседу и получает ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.

Включенное наблюдение – наблюдениие, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе. Считается, что при этом причины и мотивы действий людей наблюдателю ясны и учитываются в оценке.

Включенные наблюдения подразделяются на:

- открытые;

- скрытые, когда наблюдаемые не знают о наблюдателе.

Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке.

Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.


Задание 3. Разработайте 15 вопросов различных видов и шкал измерения для исследования уровня удовлетворенности телефонной связью жителей Вашего города (района).

  1.  Удовлетворены ли Вы качеством местной телефонной связи?
    •  Да
    •  Нет

  1.  Как вы оцениваете качество телефонного соединения в целом по следующим

параметрам?

Параметр качества Услуги/Оценка

отлично

хорошо

удовл.

плохо

Слышимость

Бесперебойность

Отсутствие искажений

  1.  Причины затруднений при разговоре:
  •  плохая слышимость
  •  шумы, постороние разговоры
  •  ошибки при наборе номера
  •  полное пропадание
  •  прерывание связи
  •  эхо
  •  прочие причины:

  1.  Пользуетесь ли вы услугами:

Услуги/Оценка

Да

Нет

справочное бюро

бюро ремонта

абонентского отдела

  1.  Как вы дозваниваетесь до наших служб?

в справочное бюро

с 1-2 раза

с 3 раза

с 4 и более

в бюро ремонта

с 1-2 раза

с 3 раза

с 4 и более

в абонентский отдел

с 1-2 раза

с 3 раза

с 4 и более

  1.  Как вы оцениваете качество обслуживания абонентов персоналом следующих служб (компетентность, вежливость, скорость обслуживания, форма ведения диалога)?

Параметр качества Услуги/Оценка

отлично

хорошо

удовл.

плохо

не обращаюсь

справочное бюро

бюро ремонта

абонентского отдела

  1.  Как вы оцениваете достаточность и полноту справочной информациии и рекламы по услуге?
  •  Отлично
  •  Хорошо
  •  Удовл.
  •  Плохо

  1.  Насколько корректны выставленные Вам счета за услуги местной связи?
  •  Отлично
  •  Хорошо
  •  Удовл.
  •  Плохо

  1.  Сталкивались ли Вы со спорными ситуациями при расчете за услуги местной

связи?

  •  Да
  •  Нет

  1.   Как вы оцениваете  качество и сроки устранения технических неисправностей?
  •  Отлично
  •  Хорошо
  •  Удовл.
  •  Плохо

Комментарии________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Где Вы оплачиваете услуги местной телефонной связи:
  •  в центрах/пунктах услуг связи Utel
  •  через Интеллект карту
  •  в отделениях банков города
  •  в отделениях РКЦ ЖКХ?
  •  в банкоматах, мультикассах.

  1.  Довольны ли Вы  обслуживанием в центрах услуг связи?
  •  Да
  •  Нет
  •  Не обращался

если нет, прокомментируйте, почему: ___________________________________________________________________________

  1.  Устраивает ли вас режим работы центров услуг связи?
  •  Да
  •  Нет

Если нет, прокомментируйте, почему: ___________________________________________________________________________

  1.   ЧТО ДЛЯ ВАС Уралсвязьинформ? (выберите несколько вариантов)
  •  ведущая компания на рынке телекоммуникационных услуг
  •  компания-монополист, которая заботится о своих корпоративных интересах
  •  активно внедряет новые технологии
  •  не расширяет ассортимент услуг
  •  предоставляет качественную связь
  •  отстает от внедрения новых технологий
  •  не обеспечивает необходимый уровень качества связи
  •  предоставляет различные тарифные планы
  •  обеспечивает высокую культуру обслуживания клиентов
  •  не предоставляет достаточного выбора тарифных планов
  •  не заботится об уровне обслуживания клиентов
  •  поддерживает свою репутацию (имидж) предприятия
  •  имеет разнообразный ассортимент услуг
  •  другое____________________________________________________________

  1.  При наличии возможности получать услуги у другой компании при равных ценах, какой выбор Вы сделали бы?
  •  Уралсвязьинформ
  •  Югрател
  •  Другая (пожалуйста, укажите)________________

  1.  Ваши замечания или предложения по улучшению обслуживания:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажите, пожалуйста, следующие данные о себе:

Пол:     мужчина      женщина

Возраст:

  до 18

  18-25

  25-35

  35-45

  45-50

  Свыше 50

Образование:

  Среднее

  Среднее специальное

  Неполное высшее

  Высшее

Сфера Вашей деятельности:

 Руководитель

 Рабочий

 Временно не работаю

 Квалифицированный специалист

 Студент, учащийся

 Пенсионер

 Военнослужащий

 Предприниматель

Другое: __________________________

Благодарим за участие!


Список используемой литературы.

  1.  Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: Инфра-М,2004
  2.  Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
  3.  Шуман Г., Прессер С. Открытый и закрытый вопрос //Социологические исследования.1982.№3
  4.  Методы анализа документов в социологических исследованиях. М , 1985;
  5.  Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.

1 Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

2 Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру. Статья "Групповое анкетирование"


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52332. Впровадження інноваційних технологій у формуванні компетентного учня на уроках біології 71 KB
  Умовами їх використання є: створення психологічного клімату на уроці наявність соціальних навичок уміння учнів спілкуватися бажання вчителя спілкуватися з учнями “на рівних “. 1 Я переконалась що застосування інтерактивних технологій є результативнішим в порівнянні з пасивними методами навчання: у моїх учнів краще розвиваються комунікативні вміння і навики; вони навчилися краще працювати в команді прислухатися до думки кожного; діти удосконалили вміння шукати і аналізувати інформацію захищати...
52333. Органические соединения: микро- и макромолекулы. Углеводы: строение, свойства, функции 57 KB
  Цели урока: содействовать формированию у учащихся понятий макро и микромолекулы органические соединения; обеспечить условия для углубления знаний о роли углеводов в живом организме о связи между строением и свойствами углеводов; создать условия для формирования у учащихся общеучебных приемов и способов учебной деятельности: умения составлять схемы и таблицы работать с учебником и дополнительной литературой использовать данные экспериментов работать индивидуально и в группах; умение решать проблемные вопросы. Чтобы ответить на...
52334. Неклітинні форми життя – віруси 3.48 MB
  Мета: вивчити будову, властивості, механізм проникнення вірусів у клітину. Зясувати роль вітчизняних вчених у розвиток вірусології. Розвивати у учнів комунікативну та самоосвітню компетентність. Виховувати повагу до свого здоров’я.
52336. АЛГОРИТМ ФОРМУВАННЯ ВМІНЬ ВИКОРИСТОВУВАТИ ЗНАННЯ ПРИ РОЗВ’ЯЗАННІ ТИПОВИХ ЗАДАЧ З МОЛЕКУЛЯРНОЇ БІОЛОГІЇ 309.5 KB
  ПРИКЛАДИ РОЗВ’ЯЗАННЯ ЗАДАЧ НА МОЛЕКУЛЯРНІ ОСНОВИ СПАДКОВОСТІ Під час розв’язання таких задач необхідно пам’ятати що: довжина одного нуклеотида або відстань між двома сусідніми вздовж осі ДНК становить 034 нм; середня молекулярна маса одного нуклеотида 345 умовних одиниць; середня молекулярна маса однієї амінокислоти дорівнює 100 умовних одиниць; молекула білка в середньому складається з 200 амінокислот; кожну амінокислоту в білковій молекулі кодує триплет нуклеотидів іРНК під час трансляції; для визначення довжини гена l...
52337. Запліднення і внутрішньоутробний розвиток людини 621 KB
  Мета: створити умови для: усвідомленого інформаційного запиту про ембріональний розвиток людини; розуміння учнями значущості знань про індивідуальний розвиток людини; формування морального відношення до зачаття і вагітності, відповідальності за життя, яке не народилось;
52338. Основні групи м’язів тіла людини. Фізичні якості м’язів 50 KB
  Обладнання: таблиця М’язи людини роздаткові картки підручник Біологія 9 клас автор А.Вступ До опорнорухової системи людини належить на лише скелет людини але й м’язи які мають властивість збуджуватися і скорочуватися і в результаті виконують основну функцію – рухову. До речі скелетні м’язи складають близько 40 маси тіла людини. Скелетні м’язи виконують функцію м’язового насоса при чому покращується рух венозної крові до серця.
52340. Суцвіття 550 KB
  Мета уроку: сформувати поняття суцвіттязнайомити учнів з функціями суцвіть розглянути їх будову і різноманітність; розвивати: вміння виділяти головне порівнюватиузагальнювати систематизувативміння розпізнавати суцвіття і тренувати їх у застосуванні набутих знань у нестандартних ситуаціях; виховувати: естетичні смаки учнів відповідальність за стан навколишнього середовища бережливе ставлення до природи. Обладнання: таблиці: Будова квітки Будова суцвіть Прості суцвіття Складні суцвіттякартки з кросвордом схемою та...