66852

Методы, техника и технология социологического исследования

Контрольная

Социология, социальная работа и статистика

Виды и типы анкетных вопросов: 1 по содержанию вопросы о фактах сознания отношения поведения личности респондента; 2 по форме открытые закрытые полузакрытые прямые и косвенные; 3 по методической функции основные и неосновные вопросы-фильтры вопросы-ловушки и др.

Русский

2014-08-29

140.5 KB

0 чел.

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Межрегиональный центр переподготовки специалистов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Методы, техника и технология социологического исследования

Выполнил:

Проверил: доцент

                            Галаган Александр Иванович

2009


Вариант 8.

Задание 1. Анкетирование как метод сбора социологической информации: виды анкетирования и правила проведения.

Анкетирование - социологический метод получения информации о психологической реакции населения на новации с помощью анкеты.

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

Общие сведения.

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф.Гальтона1, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

  •  По числу респондентов
  •  Индивидуальное анкетирование (один респондент)
  •  Групповое анкетирование (несколько респондентов), применяется в основном в организациях - "коллективах" (места работы, учёбы и т.д.)
  •  Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.2
  •  Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

  •  Сплошное (опрос всех представителей выборки)
  •  Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

  •  Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
  •  Заочное (анкетёр отсутствует)
  •  Рассылка анкет по почте
  •  Публикация анкет в прессе
  •  Публикация анкет в Интернете
  •  Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
  •  Онлайн анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Его цель - дать достоверную информацию. Для этого надо учитывать и соблюдать ряд правил и принципов составления анкеты, а также особенности различных вопросов.


Структура анкеты. Виды и типы анкетных вопросов.

Правила и принципы построения анкеты. Структура анкеты:

1. Вводная часть (введение),

2. Реквизитная часть (контактные вопросы),

3. Основная или информативная часть,

4. Заключительная часть,

5. Паспортичка.

Виды и типы анкетных вопросов:

1) по содержанию (вопросы о фактах сознания, отношения, поведения, личности респондента);

2) по форме (открытые, закрытые, полузакрытые, прямые и косвенные);

3) по методической функции (основные и неосновные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки и др.);

4) по отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные);

5) по технике заполнения (трудные, сложные).

Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Закрытые вопросы подразделяются на: дихотомические, альтернативные и неальтернативные (вопросы-меню). Две формы наводящего вопроса: техническая и идеологическая.

Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

Необходимо отметить, что наличие вариантов ответов увеличивает скорость ответа на вопрос, подсказки в самих ответах помогают лучше понять задаваемый вопрос - а также в определенной мере "планировать" результаты опроса. Данные вопросы удобно вводить в электронные базы данных. Однако возможное отсутствие среди вариантов ответа того, который был бы предпочтительнее для респондента, является их недостатком.

Открытые вопросы дают респонденту возможность выразить свое мнение во всей полноте, так как не предполагают "подсказок", не формируется предвзятое мнение респондента заданными вариантами ответов. Поэтому открытые вопросы дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые. Однако необходимо помнить, что вопросы должны быть четко сформулированы, чтобы высказывания респондента по теме опроса не перешли в высказывание мыслей "вообще".
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

При составлении анкет необходимо знать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным уровнем образования, горожанам и жителям деревни и т.д.).

Источник: журнал "Аналитика", №1.-2001г.


Задание 2. Дайте определение следующим понятиям: "структурная операционализация", "факторная операционализация", "интервьюер", "включенное наблюдение", "контент-анализ".

Структурная операционализация – Структурную операционализацию проводят с целью выявления и установления компонента данного исследования.

Факторная операционализация – Факторную операционализацию проводят с целью выявления тех факторов, которые влияют на изучаемую проблему.

Интервьюер – это специалист по проведению опросов (телефонных, уличных, поквартирных) в рамках маркетинговых исследований. исследователь, который проводит целенаправленную беседу и получает ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.

Включенное наблюдение – наблюдениие, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе. Считается, что при этом причины и мотивы действий людей наблюдателю ясны и учитываются в оценке.

Включенные наблюдения подразделяются на:

- открытые;

- скрытые, когда наблюдаемые не знают о наблюдателе.

Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке.

Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.


Задание 3. Разработайте 15 вопросов различных видов и шкал измерения для исследования уровня удовлетворенности телефонной связью жителей Вашего города (района).

  1.  Удовлетворены ли Вы качеством местной телефонной связи?
    •  Да
    •  Нет

  1.  Как вы оцениваете качество телефонного соединения в целом по следующим

параметрам?

Параметр качества Услуги/Оценка

отлично

хорошо

удовл.

плохо

Слышимость

Бесперебойность

Отсутствие искажений

  1.  Причины затруднений при разговоре:
  •  плохая слышимость
  •  шумы, постороние разговоры
  •  ошибки при наборе номера
  •  полное пропадание
  •  прерывание связи
  •  эхо
  •  прочие причины:

  1.  Пользуетесь ли вы услугами:

Услуги/Оценка

Да

Нет

справочное бюро

бюро ремонта

абонентского отдела

  1.  Как вы дозваниваетесь до наших служб?

в справочное бюро

с 1-2 раза

с 3 раза

с 4 и более

в бюро ремонта

с 1-2 раза

с 3 раза

с 4 и более

в абонентский отдел

с 1-2 раза

с 3 раза

с 4 и более

  1.  Как вы оцениваете качество обслуживания абонентов персоналом следующих служб (компетентность, вежливость, скорость обслуживания, форма ведения диалога)?

Параметр качества Услуги/Оценка

отлично

хорошо

удовл.

плохо

не обращаюсь

справочное бюро

бюро ремонта

абонентского отдела

  1.  Как вы оцениваете достаточность и полноту справочной информациии и рекламы по услуге?
  •  Отлично
  •  Хорошо
  •  Удовл.
  •  Плохо

  1.  Насколько корректны выставленные Вам счета за услуги местной связи?
  •  Отлично
  •  Хорошо
  •  Удовл.
  •  Плохо

  1.  Сталкивались ли Вы со спорными ситуациями при расчете за услуги местной

связи?

  •  Да
  •  Нет

  1.   Как вы оцениваете  качество и сроки устранения технических неисправностей?
  •  Отлично
  •  Хорошо
  •  Удовл.
  •  Плохо

Комментарии________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Где Вы оплачиваете услуги местной телефонной связи:
  •  в центрах/пунктах услуг связи Utel
  •  через Интеллект карту
  •  в отделениях банков города
  •  в отделениях РКЦ ЖКХ?
  •  в банкоматах, мультикассах.

  1.  Довольны ли Вы  обслуживанием в центрах услуг связи?
  •  Да
  •  Нет
  •  Не обращался

если нет, прокомментируйте, почему: ___________________________________________________________________________

  1.  Устраивает ли вас режим работы центров услуг связи?
  •  Да
  •  Нет

Если нет, прокомментируйте, почему: ___________________________________________________________________________

  1.   ЧТО ДЛЯ ВАС Уралсвязьинформ? (выберите несколько вариантов)
  •  ведущая компания на рынке телекоммуникационных услуг
  •  компания-монополист, которая заботится о своих корпоративных интересах
  •  активно внедряет новые технологии
  •  не расширяет ассортимент услуг
  •  предоставляет качественную связь
  •  отстает от внедрения новых технологий
  •  не обеспечивает необходимый уровень качества связи
  •  предоставляет различные тарифные планы
  •  обеспечивает высокую культуру обслуживания клиентов
  •  не предоставляет достаточного выбора тарифных планов
  •  не заботится об уровне обслуживания клиентов
  •  поддерживает свою репутацию (имидж) предприятия
  •  имеет разнообразный ассортимент услуг
  •  другое____________________________________________________________

  1.  При наличии возможности получать услуги у другой компании при равных ценах, какой выбор Вы сделали бы?
  •  Уралсвязьинформ
  •  Югрател
  •  Другая (пожалуйста, укажите)________________

  1.  Ваши замечания или предложения по улучшению обслуживания:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажите, пожалуйста, следующие данные о себе:

Пол:     мужчина      женщина

Возраст:

  до 18

  18-25

  25-35

  35-45

  45-50

  Свыше 50

Образование:

  Среднее

  Среднее специальное

  Неполное высшее

  Высшее

Сфера Вашей деятельности:

 Руководитель

 Рабочий

 Временно не работаю

 Квалифицированный специалист

 Студент, учащийся

 Пенсионер

 Военнослужащий

 Предприниматель

Другое: __________________________

Благодарим за участие!


Список используемой литературы.

  1.  Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: Инфра-М,2004
  2.  Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
  3.  Шуман Г., Прессер С. Открытый и закрытый вопрос //Социологические исследования.1982.№3
  4.  Методы анализа документов в социологических исследованиях. М , 1985;
  5.  Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.

1 Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

2 Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру. Статья "Групповое анкетирование"


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66995. Доля, що дарує Надію 33.5 KB
  Одного разу Ніна Михайлівна їхала в поїзді і раптом почула по радіо повідомлення що пасажирці цього поїзду терміново потрібна донорська кров. Був випадок коли після забору крові прийшов вагон з мукою і Ніна Михайлівна пішла його розвантажувати. Ніна Михайлівна дістає із шухляди скриньку з паперами.
66996. Урок обучения грамоте 38 KB
  Формировать умение выделять эти звуки в речи. Ой что за звуки мы слышим сейчас Звучат голоса курицы и петуха гусей. Ребята что за интересные звуки сейчас прозвучали в нашем классе Какую песенку пропел петух Какие знакомые нам звуки вы услышали в пении петуха Запишите какими буквами они обозначаются.
66997. Письмо строчной буквы -з-, слогов и слов с ней 38.5 KB
  Цель: учить писать строчную букву –з-, соединять с другими буквами; развивать фонематический слух; познавательные возможности, тактильную память, умения анализировать, сравнивать; воспитывать самостоятельность, любовь к животным. Оборудование: оформление игровых моментов.
66998. Письмо великої букви Е. Підготовчі графічні вправи. Написання складів, слів та речень 119 KB
  Як назвати одним словом їх усіх Квіти Які квіти згадуються у віршику Які інші квіти ви знаєте Назвіть свою найулюбленішу квітку. Де ростуть ці квіти А чи можемо ми їх зараз побачити Чому Я вам пропоную поглянути на дошку. У назвах яких квітів є звук...
66999. Українська народна казка «Мудра Дівчина» 36.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з соціально-побутовою казкою, відображенням народного побуту, місцем подій у казці, особливостями мови; розвивати вміння розрізняти відмінність соціально-побутових казок від інших фольклорних казок; розвивати в учнів стійкий інтерес до театрально-ігрової діяльності казкових персонажів.
67000. Закріплення вміння вимовляти звуки (д), (д‘), вивчення букви Д , д. Розвиток мовлення на тему “Природа. Овочі.” Глухі та дзвінкі приголосні звуки 59 KB
  Закріпити вміння вимовляти та впізнавати звуки [д] [д‘] в словах та позначати їх буквою д де; розвивати фонематичний слух мовлення мислення ; спостерігати за вимовою звуків [д] [т]; активізувати словниковий запас учнів. Сьогодні ми закріпимо знання про вивчені букви і звуки ознайомимося з новою буквою пограємо в мовні ігри...
67001. Закріплення звукового значення букви «Ї». Опрацювання тексту «Наша Батьківщина». Робота з дитячою книгою «Моя Батьківщина – Україна» 503.5 KB
  Мета. Закріпити знання про звукове значення букв «Ї», »ї», удосконалювати навички читання та звукового аналізу слів; познайомити учнів з видатними місцями України, формувати уявлення про її красу та неповторність; розвивати зв’язне мовлення, увагу, спостережливість, пам’ять...
67002. ПИСЬМО СРОЧНОЙ БУКВЫ -К-, СЛОГОВ И СЛОВ К НЕЙ 77.14 KB
  Написание строчной буквы -к-. - от начала первой строчки до середины напишем два элемента буквы. от середины до конца строчки. все элементы буквы. ( , к) - поменяйтесь прописями и найдите красавицу. 2) письмо слогов с буквой -к-. - карлсону очень хочется стать помощником капитана.
67003. Буква Щ, щ, позначення нею звукосполучення «шч». Бесіда на тему «Наша Батьківщина» 64.5 KB
  Ознайомити учнів з буквою «ща», яка позначає не один звук, а звукосполучення [шч], удосконалювати вміння виконувати звуко-буквений аналіз слів: вчити читати склади і слова з буквою «ща», збагачувати словник словами з цією буквою виховувати любов до рідного краю, своєї Батьківщини.