66852
Методы, техника и технология социологического исследования
Контрольная
Социология, социальная работа и статистика
Виды и типы анкетных вопросов: 1 по содержанию вопросы о фактах сознания отношения поведения личности респондента; 2 по форме открытые закрытые полузакрытые прямые и косвенные; 3 по методической функции основные и неосновные вопросы-фильтры вопросы-ловушки и др.
Русский
2014-08-29
140.5 KB
0 чел.
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Межрегиональный центр переподготовки специалистов
Методы, техника и технология социологического исследования
Выполнил:
Проверил: доцент
Галаган Александр Иванович
2009
Вариант 8.
Задание 1. Анкетирование как метод сбора социологической информации: виды анкетирования и правила проведения.
Анкетирование - социологический метод получения информации о психологической реакции населения на новации с помощью анкеты.
Метод анкетирования психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов анкета.
Общие сведения.
Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф.Гальтона1, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
Виды анкетирования
По полноте охвата
По типу контактов с респондентом
С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.
Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.
Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Его цель - дать достоверную информацию. Для этого надо учитывать и соблюдать ряд правил и принципов составления анкеты, а также особенности различных вопросов.
Структура анкеты. Виды и типы анкетных вопросов.
Правила и принципы построения анкеты. Структура анкеты:
1. Вводная часть (введение),
2. Реквизитная часть (контактные вопросы),
3. Основная или информативная часть,
4. Заключительная часть,
5. Паспортичка.
Виды и типы анкетных вопросов:
1) по содержанию (вопросы о фактах сознания, отношения, поведения, личности респондента);
2) по форме (открытые, закрытые, полузакрытые, прямые и косвенные);
3) по методической функции (основные и неосновные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки и др.);
4) по отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные);
5) по технике заполнения (трудные, сложные).
Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Закрытые вопросы подразделяются на: дихотомические, альтернативные и неальтернативные (вопросы-меню). Две формы наводящего вопроса: техническая и идеологическая.
Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.
Необходимо отметить, что наличие вариантов ответов увеличивает скорость ответа на вопрос, подсказки в самих ответах помогают лучше понять задаваемый вопрос - а также в определенной мере "планировать" результаты опроса. Данные вопросы удобно вводить в электронные базы данных. Однако возможное отсутствие среди вариантов ответа того, который был бы предпочтительнее для респондента, является их недостатком.
Открытые вопросы дают респонденту возможность выразить свое мнение во всей полноте, так как не предполагают "подсказок", не формируется предвзятое мнение респондента заданными вариантами ответов. Поэтому открытые вопросы дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые. Однако необходимо помнить, что вопросы должны быть четко сформулированы, чтобы высказывания респондента по теме опроса не перешли в высказывание мыслей "вообще".
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
При составлении анкет необходимо знать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным уровнем образования, горожанам и жителям деревни и т.д.).
Источник: журнал "Аналитика", №1.-2001г.
Задание 2. Дайте определение следующим понятиям: "структурная операционализация", "факторная операционализация", "интервьюер", "включенное наблюдение", "контент-анализ".
Структурная операционализация Структурную операционализацию проводят с целью выявления и установления компонента данного исследования.
Факторная операционализация Факторную операционализацию проводят с целью выявления тех факторов, которые влияют на изучаемую проблему.
Интервьюер это специалист по проведению опросов (телефонных, уличных, поквартирных) в рамках маркетинговых исследований. исследователь, который проводит целенаправленную беседу и получает ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.
Включенное наблюдение наблюдениие, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе. Считается, что при этом причины и мотивы действий людей наблюдателю ясны и учитываются в оценке.
Включенные наблюдения подразделяются на:
- открытые;
- скрытые, когда наблюдаемые не знают о наблюдателе.
Контент-анализ формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке.
Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.
Задание 3. Разработайте 15 вопросов различных видов и шкал измерения для исследования уровня удовлетворенности телефонной связью жителей Вашего города (района).
параметрам?
Параметр качества Услуги/Оценка |
отлично |
хорошо |
удовл. |
плохо |
Слышимость |
||||
Бесперебойность |
||||
Отсутствие искажений |
Услуги/Оценка |
Да |
Нет |
справочное бюро |
||
бюро ремонта |
||
абонентского отдела |
в справочное бюро |
с 1-2 раза |
с 3 раза |
с 4 и более |
в бюро ремонта |
с 1-2 раза |
с 3 раза |
с 4 и более |
в абонентский отдел |
с 1-2 раза |
с 3 раза |
с 4 и более |
Параметр качества Услуги/Оценка |
отлично |
хорошо |
удовл. |
плохо |
не обращаюсь |
справочное бюро |
|||||
бюро ремонта |
|||||
абонентского отдела |
связи?
Комментарии________________________________________________________________________________________________________________________________________
если нет, прокомментируйте, почему: ___________________________________________________________________________
Если нет, прокомментируйте, почему: ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите, пожалуйста, следующие данные о себе:
Пол: мужчина женщина
Возраст:
до 18 |
18-25 |
25-35 |
35-45 |
45-50 |
Свыше 50 |
Образование:
Среднее |
Среднее специальное |
Неполное высшее |
Высшее |
Сфера Вашей деятельности:
Руководитель |
Рабочий |
Временно не работаю |
Квалифицированный специалист |
Студент, учащийся |
Пенсионер |
Военнослужащий |
Предприниматель |
Другое: __________________________ |
Благодарим за участие!
Список используемой литературы.
1 Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.
2 Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру. Статья "Групповое анкетирование"
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
22365. | Расширенная комплексная плоскость | 2.74 MB | |
непрерывны функции и то ее графиком является некоторая кривая на комплексной плоскости. Тогда говорят что задана непрерывная кривая или просто кривая: 1 а уравнение 1 называют параметрическим уравнением этой кривой. Пусть кривая задана уравнением 1. вопервых кривая является упорядоченным множеством точек вовторых различным точкам кривой может отвечать одна и та же точка плоскости: если t = t при tt то точки z= t и z=t... | |||
22366. | Понятие сходящегося и расходящегося ряда | 227.5 KB | |
Понятие сходящегося и расходящегося ряда. Рассмотрим бесконечный ряд: 1 все члены ряда комплексные числа образуем ∑ первых n членов этого ряда: 2 Давая n значения 123 мы получим бесконечную последовательность комплексных чисел S1S2Snсоответствующего ряда 1 . Обратно зная последовательность чисел Sn легко написать соответствующий ей ряд: S1S2S1SnSn1 Говорят что ряд 1 сходится если соответствующая ему последовательность чисел Sn сходится в этом случае суммой ряда 1 называют предел указанной... | |||
22367. | Функции комплексной переменной | 202.5 KB | |
Областью на комплексной плоскости называют множество D точек обладающее следующими свойствами: Вместе с каждой точкой из D этому множеству принадлежит и достаточно малый круг с центром в этой точке свойство открытости. Простыми примерами областей могут служить окрестности точек на комплексной плоскости. Говорят что на множестве M точек плоскости z задана функция w=fz 1 если указан закон по которому каждой точке zM... | |||
22368. | Схемы включения и характеристики биполярных транзисторов | 465.5 KB | |
Схемы включения БТ. Эквивалентные схемы БТ. Эквивалентные схемы БТ. Схемы включения БТ и их показатели. | |||
22369. | УСИЛИТЕЛИ НА БИПОЛЯРНЫХ ТРАНЗИСТОРАХ (БТ) | 442 KB | |
Характеристики схемы: статические и динамические. Простейшая модель работы транзистора рис. Надо помнить что для всех БТ Рис. Поэтому при проектировании схем надо стремиться к тому чтобы ее характеристики не зависели от величины β. | |||
22370. | Основные параметры каскада с ОЭ с последовательной ООС по току | 663.5 KB | |
Схема усилителя с общим эмиттером. Схема усилителя с общим коллектором. Схема усилителя с общей базой. Осциллограммы напряжений схемы с общим эмиттером с последовательной ООС по току Это схема каскада с последовательной ООС по току. | |||
22371. | Режимы работы усилительных устройств | 626.5 KB | |
Рабочую точку выбирают в середине проходной динамической характеристики каскада рис. Рис. Характеристики и сигналы в усилителе работающем в режиме А Режим используют в предварительных каскадах усиления. Рабочую точку задаем в начале проходной характеристики рис. | |||
22372. | Усилители постоянного тока (УПТ) | 209.5 KB | |
Благодаря этому при входных сигналах равных нулю достигается баланс моста напряжения на коллекторах обоих транзисторов равны и выходное напряжение снимаемое с диагонали Uвых = Uвых 1 Uвых 2 = 0. Uвх1 = Uвх2 = 0 Uвых = Uк1 Uк2 = 0. Ек1 Iк1 Iк2 Rк2 Rк1 Uвых 1 Uвых Uвых 2 ... | |||
22373. | Неинвертирующее и инвертирующее включение ОУ | 368 KB | |
На практике UСМ лежит в пределах от нескольких микровольт до десятков милливольт; максимальное выходное напряжение UВЫХ.МАКС Различают максимальное положительное напряжение UВЫХ.МАКС и максимальное отрицательное напряжение UВЫХ. Напряжения UВЫХ. | |||