66878
Язык как система знаков
Лекция
Иностранные языки, филология и лингвистика
Знаки и образуемые ими знаковые системы изучает семиотика (семиология). Мысль о языке как системе знаков наиболее явно сформулировал Фердинанд де Соссюр. Система – это множество однородных элементов (в нашем случае – знаков), которые находятся между собой в определенных отношениях и образуют единство.
Русский
2014-08-29
156 KB
25 чел.
зык как система знаков (кор.)
Литература
__________________________________________________________________
Язык является одной из множества знаковых (семиотических от греч. sēmeîon знак, признак) систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации (жесты, дорожные знаки, морская флажковая сигнализация и др.).
Знаки и образуемые ими знаковые системы изучает семиотика (семиология).
Мысль о языке как системе знаков наиболее явно сформулировал Фердинанд де Соссюр.
Система это множество однородных элементов (в нашем случае знаков), которые находятся между собой в определенных отношениях и образуют единство.
В последнее время появилась устойчивая тенденция различать термины «система» и «структура». Структура способ организации системы, тип отношений между элементами системы.
Если нам известно строение системы, т.е. известны ее подсистемы и их внутреннее устройство, тип связей между элементами подсистем и самими подсистемами, то можно сказать, что мы знаем структуру данной системы.
Помимо структуры система характеризуется функциями, которые она выполняет.
Знак это материальный объект, используемый для передачи информации.
При обмене информацией адресату сообщения предъявляются некие заместители предметов, вызывающие в сознании образ, представление или понятие об этих реалиях [Маслов, с. 24].
Знак языковой материально-идеальное образование (двусторонняя единица языка), репрезентирующее предмет, свойство, отношение действительности [ЛЭС, с. 167]
Знаки характеризуются рядом свойств.
О знаке можно говорить только в ситуации общения [Норман, с. 19]. Поэтому не являются знаками
т.к. нет ситуации общения: нет «отправителя сообщения» и нет «адресата».
Это признаки (симптомы). В них материальное выражение и содержание находятся в причинно-следственной связи [Маслов, с. 24; Сусов, с. 56].
Дым это признак того, что где-то горит костер. Но дым становится знаком, если есть договоренность: увидишь дым, значит, что-то случилось, возвращайся домой.
1) Знак обладает материальной, чувственно воспринимаемой формой, которую называют означающее = план выражения, материальная оболочка, экспонент (< лат. exponō выставляю на показ), тело знака [Маслов, с. 25].
Материальная оболочка должна быть доступна восприятию 1
Иначе говоря, материальная оболочка должна обладать свойством перцептивности (< лат. perceptio восприятие).
2) С другой стороны, знак должен быть информативен. Материальный объект (или «событие», напр., гудок) только в том случае является экспонентом какого-то знака, если с этим объектом связывается в сознании общающихся то или иное означаемое (=план содержания, значение, идея, понятие, сигнификат, концепт):
Знак это двусторонняя сущность, единство означающего и означаемого (Ф. де Соссюр: significant и signifié).
план содержания означаемое
Знак = ---------------------- = ----------------
план выражения означающее = экспонент
Материальный объект, не связанный ни с каким содержанием, знаком не является.
Изложенная концепция языкового знака, доминирующая в лингвистике, называется билатеральной (лат. bi дву(х) < bis дважды + lateralis боковой).
Представители монолатеральной (греч. monos один, единый, единственный) концепции считают знак односторонней сущностью и отождествляют его с означающим, экспонентом (ср.: «Знак не имеет значения, но направлен на значение» [Реформатский, с. 27]).
Знак всегда входит в систему и противопоставлен другим знакам в системе. Знаки противопоставлены и планом выражения (формой), и планом содержания (значением).
Напр., светофор: красный, зеленый и желтый цвета противопоставлены по материальной оболочке и по значению. Ср. в языке:
Наличие одного знака обязательно предполагает наличие другого знака (напр., с противоположным содержанием):
Итак, план выражения знака может быть нулевым (нет знака «проезд запрещен»,
нет цветочного горшка на подоконнике).
Знак с нулевым означающим, которое противопоставлено материально выраженному означающему, называется нулевым знаком.
Ср. в языке: в существительном дом выделяется нулевое окончание (дом-ø), т.к. эта форма входит в систему с материально выраженными окончаниями: дом-а, дом-у, дом-ом. Значение именительного / винительного падежей осознается носителями языка при сопоставлении формы дом с формами, выражающими другие значения. А вот в наречиях вдруг, быстро, потом и т.д. окончания нет, т.к. слова эти не изменяются и отсутствие окончания ничему не противопоставлено.
План содержания нулевым быть не может! Если нет значения, то нет знака.
Каждый знак член определенной знаковой системы 2. Значение знака обусловлено значением других связанных с ним знаков.
Связь между означаемым и означающим условна, конвенциональна (< лат. conventionalis соответствующий договору, условный), или, в другой терминологии, арбитрарна (< лат. аrbitrārius произвольный) (принцип произвольности знака).
Так, в разных языках с одним означаемым (понятием, концептом) соотносятся разные означающие:
Конвенциональность знака характеризует его как социальное явление.
Это свойство знака не является обязательным. Вслед за Ч. С. Пирсом (18391914) в семиотике различают три типа знаков, которые есть и в языке:
Мы условно называем определенный материальный объект цепочкой звуков, напр. [стол]. Но эта условная связь обязательна для всех, говорящих на данном языке [ЭРЯ, с. 138].
Знак не создается каждый раз заново, он воспроизводится в относительно устойчивом виде, он традиционен и не поддается произвольной замене. [КЛ, с. 34]. В противном случае носители языка не понимали бы друг друга.
Означающее и означаемое знака взаимно предполагают друг друга. Однако они связаны не жестко, они могут «скользить» друг относительно друга (С. О. Карцевский «Об асимметричном дуализме лингвистического знака») [ЛЭС, с. 167]:
Содержание знака это обобщенное и схематичное отражение в сознании людей предметов, явлений, ситуаций действительности. Знак может замещать не только конкретный объект, но и класс однородных объектов:
Однако есть и знаки единичных объектов, напр., названия уникальных реалий:
Итак, свойства знаков:
В некоторых учебниках называются только 4 первые свойства.
Из названных свойств знаков обязательными являются
Знаковые (семиотические) системы очень разнообразны. Язык отличается от других систем по нескольким параметрам (в разных работах их называют довольно много). В данном случае речь не идет о культуре, которую тоже рассматривают как семиотическую систему.
Он обслуживает потребности общества во всех сферах деятельности, а любая другая система создается для определенной ситуации и ограничена областью применения. Эта особенность языка требует необычайной гибкости. Практически любая информация, переданная посредством неязыковых знаков, может быть передана с помощью языка, а обратное часто невозможно [Маслов, с. 31; Сусов, с. 57].
Знаки в искусственных системах либо вовсе не комбинируются в составе одного сообщения (напр., не сочетаются красный и желтый цвета светофора), либо комбинируются в строго ограниченных рамках.
Широкая комбинаторность языковых знаков обеспечивает,
Широкая комбинаторность языковых знаков возможна благодаря двойному членению (термин Д. В. Бубриха (18901949); ср.: двойственность организации (Ч. Хоккет (19162000)):
В языке можно создавать комбинации знаков в широких пределах:
Однако эти комбинации знаков не произвольны. Существуют определенные законы сочетаемости фонем при построении звуковых оболочек, морфем при создании слов, слов при создании предложений.
В этой связи называют еще два свойства, которые тесно взаимосвязаны:
Это свойство непосредственно связано с предыдущим. С одной стороны, язык развивается, и поэтому в нем меняется состав элементов. С другой, язык способен к развитию, изменению, т.к. представляет собой открытую систему.
Языковая система характеризуется весьма сложной структурой.
Она состоит из элементов (единиц), которые отличаются друг от друга по строению, значению и функциям:
Напр., морфема минимальная значимая часть слова. Однако возможно членение морфемы в плане выражения (на фонемы) и в плане содержания:
Для фонемы деление в плане выражения невозможно (в ней выделяют различительные признаки, напр., звонкая ↔ глухая и т.д., но это не результат линейного членения).
Основные различия и сходства между единицами языка отражены в таблицах № 1 и 2.
Таблица № 1.
единица языка |
строение |
значение |
основная функция |
ФОНЕМА |
состоит из различительных признаков |
нет |
смыслоразличительная |
МОРФЕМА |
состоит из фонем |
зависит от типа |
слово- или формо-образующая (для служебных морфем) |
ЛЕКСЕМА |
состоит из морфем |
зависит от типа лексемы |
номинативная |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
состоит из слов |
зависит от модели |
коммуникативная |
Таблица № 2.
Единица языка |
Функция |
|||
|
Специфическая |
Общая |
||
ФОНЕМА |
|
Смыслоразличительная различает звуковые оболочки значимых единиц языка |
|
Строительная и различительная все единицы служат для построения и различения единиц более высокого уровня |
МОРФЕМА |
З Н А К О В Ы Е Е Д И Н И Ц Ы |
Словообразовательная Формообразовательная образует грамматические формы слова |
Семиологи-ческая (обобщающая) значимые единицы служат для обобщения однородных объектов в один класс |
|
ЛЕКСЕМА |
Номинативная служит для называния и различения объектов реального и ирреального мира |
|||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (модель предложения) |
Коммуникативная служит Номинативная служит |
[Варпахович, с. 25]
Однородные единицы языка (фонемы, морфемы, слова и т.д.) объединяются в крупные подсистемы и образуют уровни (ярусы) языка.
В последнее время говорят об уровне текста, однако вопрос о единице этого уровня (предложение / сверхфразовое единство и др.) остается спорным.
Таким образом, язык не просто система единиц, а система систем (подсистем). Эти подсистемы, в свою очередь, включают собственные подсистемы:
Каждый из уровней представляет собой относительно автономную систему,
но все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Между уровнями языковой системы существуют иерархические отношения (иерархия < греч. hierarchia >hieros священный + archē власть): синтаксический уровень самый высокий, а фонемный самый низкий.
Единицы разных уровней связаны отношениями
Единицы одного уровня могут сочетаться только друг с другом: фонемы с фонемами, морфемы с морфемами, слова со словами. Напр.:
Помимо системы единиц, на каждом уровне есть система правил, регулирующих использование этих единиц, их группировку в классы и разряды.
Языковую систему условно представляют так:
система единиц:
предложения (простые и сложные)
словосочетания (свободные и устойчивые)
слова
система языка морфемы (корни, приставки, суффиксы)
фонемы (согласные, гласные)
система правил функционирования единиц
на каждом уровне
Языковые знаки в системе могут сочетаться друг с другом, а могут быть связаны отношениями противопоставления и выбора.
Различение этих двух типов отношений обычно связывают с именем Ф. де Соссюра, который противопоставил их явно и четко. Однако сходные идеи выражали задолго до него 4.
Синтагматические отношения (греч. syntagma вместе построенное, соединенное) возникают между последовательно расположенными единицами при их сочетании друг с другом в потоке речи или в тексте. Это линейные отношения. Они непосредственно наблюдаемы в речи и тексте.
Синтагматические отношения проявляются в том, что использование одной единицы позволяет, требует или запрещает использование связанной с ней единицы того же уровня [КЛ, с. 43].
Синтагматические отношения проявляются на всех уровнях языка.
Парадигматическими (парадигма < греч. paradeima пример, образец) называются отношения между элементами, которые
В парадигматические отношения знаки вступают в рамках множества противопоставленных элементов, из которых производится выбор данного знака. В отличие от синтагматических отношений, они непосредственно не наблюдаются [ЛЭС, с. 366]. Парадигматические отношения, как и синтагматические, проявляются на всех уровнях языка.
В современном языкознании термин парадигма употребляется в различных значениях.
1. В широком смысле парадигма это любой класс языковых единиц,
Каждый член парадигмы определяется отношениями к другим членам парадигмы:
Эти слова образуют лексическую микропарадигму, т.к. они связаны общим признаком (время суток) и противопоставлены различительными признаками. В речи мы каждый раз выбираем из микропарадигмы конкретный элемент.
Члены одной парадигмы нечасто встречаются рядом в речи или тексте. Но если встречаются, то между ними синтагматические, а не парадигматические отношения:
Ср. парадигму, образуемую звуками:
[п] [б]
│ │
[п] [б]
2. В узком смысле это «морфологическая парадигма», т.е. система форм одного слова:
3. В самом широком смысле этот термин употребляется в выражении научная парадигма система взглядов, подходов к решению проблем данной науки, напр.:
В пределах данного уровня языковой системы единицы связаны парадигматическими отношениями (парадигма звуков, парадигма окончаний, лексическая парадигма). При переходе на более высокие языковые ярусы эти же элементы образуют линейные последовательности, и между ними возникают синтагматические отношения: звуки взаимодействуют в морфемах и словах, морфемы вступают в синтагматические отношения в пределах слова, слова в рамках словосочетания и предложения.
Парадигматические и синтагматические отношения соответствуют двум основным принципам построения речи:
Вслед за И. А. Бодуэном де Куртенэ, синтагматические отношения метафорически называют отношениями по горизонтали, а парадигматические отношениями по вертикали и графически представляют так:
п
а
р я ид-у в кино
а
д ты ид-ешь в театр
и
г он ид-ет домой
м
а мы ид-ем к знакомым и т.д.
т
и
к
а с и н т а г м а т и к а
Сопоставление синтагматических и парадигматических отношений представлено в таблице 3, а отношения между единицами языковой системы в таблице 4.
Таблица № 3.
Синтагматические отношения |
Парадигматические отношения |
внутриуровневые |
|
Свойства:
|
Свойства:
|
Таблица № 4.
Отношения между единицами языковой системы |
|
между единицами разных уровней |
между единицами одного уровня |
1) не могут сочетаться друг с другом 2) иерархические 3) включения и вхождения |
1) могут сочетаться друг с другом 2) парадигматические (в основном) 3) синтагматические |
Литература
Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Язык как система. С. 510.
Варпахович Л. В. Лингвистика в таблицах и схемах. Минск: ООО «Новое знание», 2007.
Гречко В. А. Теория языкознания. М.: Высш. шк., 2003. III. Язык как знаковая система особого рода. С. 3861; IV. Язык как система и структура. С. 6291.
Донских О. А. Природа экспериментирует // Язык в океане языков. Серия «Язык и мир». Вып. 1. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. С. 59.
КЛ Введение в языкознание. Конспект лекций / Балашова Л. В., Гольдин В. Е., Дементьев В. В., Крючкова О. Ю. и др. М.: ООО «Высшее образование», 2007. Тема 2. Сущность и структура языка. С. 2451.
Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987 (2-е изд., перераб. и доп.). Гл. II. Язык как важнейшее средство человеческого общения. § 4. Функции языка. С. 2129.
ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Знак языковой. С. 167. Знаковые теории языка. С. 167169. Парадигма. С. 366. Парадигматика. С. 366367. Синтагматика. С. 447448. Уровни языка. С. 539.
Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1997. Гл. I. Сущность языка: его общественные функции и его внутренняя структура. 2. Язык своеобразная знаковая система. С. 2432. а) Что такое знак? б) Членение речевого высказывания (текста) и основные единицы языка. в) Сходства и различия между языком и искусственными знаковыми системами.
Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс. М.: Флинта, Наука, 2004. Язык как система знаков. С. 763.
Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997. § 3. Структура языка. Язык как система. С. 2738.
Сусов И. П. Введение в языкознание. М.: Восток Запад, 2006. Глава 3. Язык как система знаков. С. 5362. Глава 4. Структура языка. С. 6378.
Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание» / Сост. А. В. Блинов, И. И. Богатырева, В. П. Мурат, Г. И. Рапова. М.: МГУ, 1998.
Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. § 2. Внутренняя структура языка. С. 59.
ЭДД Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта+, 2000.
ЭРЯ Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия Дрофа, 1997. Знак языковой. С. 138139. Парадигма. С. 324326. Парадигматика. С. 326. Синтагматика. С. 470471. Уровни языка. С. 579. Язык. С. 652658.
1 По мнению Ф. де Соссюра, обе стороны знака психичны: «Языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ» [Ф. де Соссюр. Курс общей лингвистики. Цит. по: Хрестоматия, с. 25.]
2 Э. Бенвенист: «Красный цвет в системе дорожной сигнализации не имеет ничего общего с красным цветом трехцветного флага, так же как белый цвет этого флага не имеет ничего общего с белым цветом траура в Китае. Значимость знака определяется только системой, в которую он включен» [Бенвенист. Э. Семиология языка. Цит. по: КЛ, с. 34].
Ср. также пример с кляксой и буквой [Реформатский, с. 28].
3 «…количество содержаний, передаваемых средствами языка, в принципе безгранично. Эта безграничность создается, во-первых, очень широкой способностью к взаимному комбинированию и, во-вторых, безграничной способностью языковых знаков получать по мере надобности новые значения, не обязательно утрачивая при этом старые» [Маслов, с. 31].
4 И. А. Бодуэн де Куртенэ подчеркивал различие отношений «по вертикали» и «по горизонтали» при сопоставлении единиц и при их последовательной смене. Н. В. Крушевский (18511887) говорил об ассоциациях по смежности и сходству [ЛЭС, с. 447].
11
PAGE 10
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
54594. | О каких уроках мечтают дети? | 43 KB | |
Педагоги Григорьевской средней школы Нытвинского района Пермской области во время осенних каникул откликнулись на предложение учащихся самостоятельно подготовить и провести такие уроки о которых мечтают дети. Учащиеся назвали эти уроки Уроками Будущего в настоящем где учителями добровольно стали ученики средних общеобразовательных школ села Григорьевское Нытвинского района Пермской области и №639 ЮАО г. Было предложено 10 уроков: Урок Радости Урок Здоровья Урок танца Урок Сна Урок Игры Урок рисования Урок психологии Урок... | |||
54595. | Правда о Святом Царе Иоанне Васильевиче (Грозном) | 1.45 MB | |
Речь Царя Иоанна Васильевича перед Собором епископов русских. 50 Царь грядет У гроба Грознаго Царя А. Деяния великого Царя и жидовские козни. Через 387 лет в этом храме 15 марта 1917 года в день насильственного отрешения от Власти последнего Русского Царя Николая II умученного от жидов 417 июля 1918 года в Екатеринбурге произошло явление иконы Божией Матери Державная. | |||
54596. | Наші обереги | 145 KB | |
Перевірка наявності студентів на виховній годині вияснення причин відсутності. У світлицю з піснею Добрий день вам люди добрі заходять студенти в українських національних костюмах. Студент: А покажіть як піч розпалювати. Чи не так Студент: Так справжньою гордістю оселі є піч. | |||
54597. | Державні та народні символи України. Український рушник у житті людини | 163.5 KB | |
Державні та народні символи України. Ознайомити дітей з національними та народними символами України; формувати національну свідомість школярів; виховувати почуття любові до своєї землі. Державний прапор України Герб Гімн Конституція України Епіграф: Хто зберіг любов до краю І не зрікся роду Тільки той віддав всю душу Все що зміг народу. | |||
54598. | Обмін речовин. Харчування і здоровя | 75.5 KB | |
Мета: інтегровано розглянути багатоаспектну проблему Харчування і здоров'я з боку різних навчальних дисциплін; систематизувати знання учнів про етапи обміну речовин раціональне харчування і норми харчування; встановити основні умови нормального харчування; виявити причини недостатнього харчування та ожиріння; показати шкідливість для здоров'я хімічного та радіаційного забруднення їжі; навчити учнів проводити антропометричні виміри визначати нормальнувагу тіла; виробляти практичні навички виконувати хімічний... | |||
54599. | Товар и его свойства: полезность и цена | 19.14 KB | |
Товар – это тип организации общественного производства, при котором экономические отношения между людьми осуществляются через рынок, куплю-продажу их труда. | |||
54600. | Страны Зарубежной Европы | 70 KB | |
Зарубежная Европа по отношению к странам СНГ занимает территорию в 54 млн. Эта страна опережает все страны Европу по запасам гидроэнергии. Страна расположена на самом обширном из европейских архипелагов Великобритания. Католическая страна с однородным национальным составом развитой угольной промышленностью и черной металлургией имеет старый район текстильной промышленности является крупным производителем ржи и картофеля Польша. | |||
54601. | Теория потребительского поведения, Механизм, организующий поведение потребителя | 20.02 KB | |
Действия, непосредственно связанные с обретением, потреблением и избавлением от продуктов, услуг, идей, включая процессы принятия решений, предшествующих этим и следующим за ними действиями, характеризуют поведение потребителя. | |||
54602. | Символіка орнаменту й кольору в народній творчості. Писанка – вид народного мініатюрного живопису України | 4.83 MB | |
Обладнання: роздатковий матеріал для учнів; писанки з різною символікою; шаблони писанок графітовий і кольорові олівці фломастери папір клей ПВА. Чудові чарівні прекрасні такими епітетами нагороджують шанувальники оригінальні зразки народного мініатюрного розпису писанки. Майстерність художнього вивершення української писанки багатство сюжетних і орнаментальнодекоративних композицій неповторність кольорових гам усе це поєднує давнє традиційне і вічно молоде рукомесництво котре не поступається перед знаменитими китайськими та... | |||