66892

Принципы и понятия планирования

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Планирование представляет собой особую форму деятельности направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный календарный период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.

Русский

2014-09-01

73 KB

0 чел.

PAGE  2

Тема 1(а)

Принципы и понятия планирования

План

1. Стадии и функции планирования

2. Условия успешного планирования

3. Подходы к разработке планов

4.Требования к процессу разработки планов

5. Показатели планирования

6. Методы планирования

7. Экономическая политика и система планов

8. Типология бизнес-планов

Планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.

Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние, факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.

1. Стадии и функции планирования

Стадии планирования

  1.  Определение конечных и промежуточных целей,
  2.  Постановка задач, решение которых необходимо для достижения целей,
  3.  Определение методов и способов выполнения задач исходя из имеющихся ресурсов,
  4.  Разработка плановых показателей плана,
  5.  Контроль за ходом реализации плана,
  6.  Анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировки планов на следующий период

Таким образом, планирование – это не единовременное, одноразовое действие, а непрерывный процесс.

Планирование является основой эффективной деятельности предприятия и выполняет следующие

функции:

  1.  Ориентирует руководителей на перспективное мышление,
  2.  Способствует четкой координации различных действий, предпринимаемых руководством предприятия, а также согласованию целей и задач предприятия в целом и отдельных его подразделений,
  3.  Устанавливает оптимальные показатели хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой,
  4.  Позволяет объективно оценить свой потенциал и соотнести его с поставленными целями,
  5.  Делает предприятие более подготовленным к внезапным изменениям экономической ситуации,
  6.  Выявляет сильные и слабые стороны деятельности предприятия,
  7.  Наглядно показывает взаимосвязи между всеми должностными лицами и уровень их ответственности,
  8.  Позволяет персоналу принимать участие в разработке стратегии и тактики перспективного и текущего развития предприятия, что рождает дух сотрудничества и повышает эффективность трудового процесса.

2. Условия успешного планирования

На уровне предприятия, в том числе и торгового, ученые отмечают следующие условия успешного планирования – это: участие предприятия в процессе планирования и приоритет плана развития торгового предприятия над планом его роста.

Что здесь имеется ввиду?

В отличие от социалистической экономики, главным в планировании признается не директивность и обязательность установленных сверху заданий, а разработка плановой программы и способов ее выполнения непосредственно на предприятии. Практика показала, что кроме самого предприятия никто не сможет достичь высокой эффективности планирования, поскольку предприятие не только участвует в формировании планов, но и обеспечивает реализацию намеченного варианта развития. Это обстоятельство учитывалось и в Советском Союзе, когда любой директивный план, прежде чем стать законом, обсуждался на предприятиях. В настоящее время, когда директивность отошла на второй план, участие торгового предприятия или фирмы на любом уровне планирования должно быть обязательным для руководителей и целесообразным для работников.

Во-вторых, в условиях рыночных отношений и усиления конкуренции в торговой сфере основное внимание в процессе планирования должно быть уделено не столько показателям роста субъекта хозяйствования, сколько показателям его развития.

В данном случае подразумевается, что рост и развитие торговых предприятий не однозначные понятия. Рост масштабов деятельности может происходить с развитием или при его отсутствии. Рост – это увеличение количественных объемов деятельности предприятия (повышение товарооборота,  расширение торговой площади, открытие новых мест реализации и т.п.)

Развитие – это постоянный процесс повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности, улучшения использования имущественного и трудового потенциала предприятия, совершенствования форм и методов продажи товаров, повышения уровня торгового обслуживания покупателей и т.д. именно эти вопросы должны находить всестороннее отражение в текущих и перспективных планах предприятия.

3. Подходы к разработке планов

Из совокупности различных подходов к разработке планов можно выделить наиболее часто применяемые: консервативный, технический и адаптивный.

Консервативный подход к планированию характеризуется тем, что при разработке плана исходят из сложившихся на предприятии тенденций без учета возможных изменений в экономической ситуации и необходимости повышения эффективности торгового процесс. Это порождает консервативные планы, закрепляющие устаревшую экономическую политику предприятия, независимо от того, плохая она или хорошая. При этом разработка планов ведется обычно в безальтернативном варианте.

Технический подход, называемый также «техническое оптимизаторство», предусматривает при разработке планов использование экономико-математических методов, и прежде всего математических моделей. Такой подход несколько преувеличивает значение технических средств и сложившихся математических зависимостей в планировании показателей, но одновременно позволяет рассчитать различные варианты планов и выбрать из них оптимальный.

Адаптивный подход к планированию предполагает, что план должен быть разработан таким образом, чтобы иметь возможность корректировки в случае необходимости, быть достаточно гибким, приспосабливаясь к различным изменениям. Адаптивный подход может быть двух видов: а) пассивный, когда плановые расчеты корректируют после начала воздействия какого-либо фактора; б) активный, когда план разработан таким образом, что он во многом предвидит те или иные изменения факторов внешней и внутренней среды.

Каждый из рассмотренных выше подходов технологии планирования имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать в плановой работе. В оптимальном варианте целесообразно использовать достоинства всех подходов, тогда различные методы планирования, техника и опыт работников позволят превратить план в действенный фактор работы предприятия.

4. Требования к процессу разработки планов

Независимо от того, какой подход к планированию используется на предприятии, технологический процесс разработки планов должен осуществляться в соответствии с такими требованиями, как координация, интеграция, непрерывность и научность плановых расчетов.

Координация означает, что нельзя эффективно планировать деятельность ни одного подразделения предприятия в отрыве от остальных структурных единиц данного уровня.

Суть координации заключается в том, что она ориентирует на комплексное решение проблем, возникающих на горизонтальном уровне данного субъекта хозяйствования.

Интеграция предполагает увязку плановых решений по вертикали, т.е. между отдельными уровнями управления хозяйственной деятельности. Это означает, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь эффективно, как планирование во взаимосвязи на всех уровнях.

Непрерывность в планировании обеспечивается системой органичного сочетания перспективных (стратегических), текущих и оперативных планов предприятия.

Научность в планировании означает комплексное использование при разработке планов маркетинговых исследований, результатов изучения конъюнктуры спроса, анализа и учета условий деятельности конкурентов, современных способов обработки информации, экономико-математических моделей и методов системного анализа, а также других достижений экономической науки.

Важнейшая роль в процессе планирования принадлежит сотрудникам предприятия, занимающимся планово-аналитической работой (экономисты, аналитики, менеджеры).

5. Показатели планирования

По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные.

Количественные показатели, характеризующие общий объем и масштабы торговой деятельности, включают две подгруппы:

1) параметры, дающие представление об экономическом потенциале предприятия (объем товарооборота, число занятых работников, величина основного и оборотного капитала, занимаемая торговая и складская площадь и др.).

 2) показатели, характеризующие различные стороны хозяйственной деятельности предприятия (размер прибыли, объем доходов и затрат, расходы по заработной плате, направления использования средств и др.)

Качественные показатели дают представление о результативности работы предприятия и степени эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Группа качественных показателей включает три подгруппы:

1) показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия (рентабельность, уровень доходности, уровень издержек обращения, производительность труда, товарооборачиваемость, фондоотдача и т.д.).

2) показатели оценки финансового положения предприятия, которые характеризуют структуру его капитала, зависимость от привлеченных источников, эффективность использования собственных и заемных средств, уровень платежеспособности предприятия, его финансовую устойчивость,

3) показатели конкурентоспособности предприятия, которые могут включать самые различные критерии (доля предприятия на рынке, качество товаров, имидж предприятия, степень развития рекламы, сбытовые возможности и др.).

В зависимости от формы выражения показатели подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные показатели подразделяются на: натуральные и стоимостные, и устанавливаются в натуральных или денежных измерителях.

Относительные показатели отражают соотношение каких-либо двух абсолютных параметров и определяются в процентах, коэффициентах или индексах.

Все показатели, применяемые на уровне торгового предприятия, образуют единую систему, которая отражает неразрывную совокупность взаимосвязанных и соподчиненных торгово-хозяйственных процессов по реализации товаров и предоставлению услуг. Эту взаимосвязь необходимо учитывать в планировании, так как она соответствует объективной основе формирования плановых показателей и определяет последовательность их расчета. Например, чтобы обосновать плановый объем товарооборота, надо знать предстоящие условия торговой деятельности, обеспеченность предприятия трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, условиями его товароснабжения и т.п. В свою очередь, величину доходов и издержек обращения можно прогнозировать только в соответствии с заданным объемом товарооборота, а планирование прибыли предполагает предварительный расчет всех основных параметров, характеризующих торгово-хозяйственную деятельность предприятия.

6. Методы планирования

Существуют следующие основные методы планирования деятельности предприятия: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, экономико-математический.

Нормативный метод. Его сущность состоит в том, что для расчета того или иного планового показателя применяются нормы и технически обоснованные нормативы, характеризующие рациональную величину этого показателя для конкретных условий работы предприятия.

Используемые нормативы бывают трех видов: единые, отраслевые и специальные, применяемые для отдельных торговых предприятий.

Расчетно-аналитический метод планирования используется в том случае, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между отдельными показателями или экономическими явлениями может  быть установлена лишь косвенным путем на основе анализа и сопоставления отчетных данных. Сущность этого метода заключается в том. что расчеты плановых показателей производятся на основе анализа достигнутого уровня, их развития, принимаемого за исходную базу, и индексов их изменения в плановом периоде.

Последовательность действий при применении расчетно-аналитического метода.

1. Сбор и обработка данных за базовый период времени.

2. Экспертная оценка достигнутого уровня на основе анализа показателей.

3. Экспертная оценка перспектив изменения показателей в плановом периоде.

4. Расчет плановых показателей.

Использование этого метода требует большого опыта и развитой интуиции у работников экономических служб, а также знания условий работы торговых предприятий, понимания сущности экономических процессов и перспектив их развития на уровне хозяйствующих субъектов.

Значение расчетно-аналитического метода планирования достаточно велико, поскольку на его основе определяются такие важнейшие показатели производственно торговой деятельности, как объем товарооборота, процент и размер наценки и т.д.

Балансовый метод предусматривает использование в планировании балансов, назначение которых состоит в увязке имеющихся в наличии у предприятия материальных и финансовых ресурсов с фактической потребностью в них. Балансовые расчеты должны быть произведены таким образом, чтобы использование или распределение ресурсов не превышало их реального объема.

Балансовые расчеты используются при планировании поступления товаров на предприятие исходя из прогнозируемого товарооборота и величины начальных и конечных товарных запасов, при определении потребности предприятия в оборудовании, предметах материально-технического оснащения.

Особо важное  значение имеют балансовые расчеты финансовых показателей, например, платежного баланса, где платежные средства соотносятся с платежными обязательствами, или финансового плана торгового предприятия (баланс доходов и расходов), который обеспечивает соответствие между источниками формирования доходов хозяйствующего субъекта и направлениями их использования.

Отличительной особенностью большинства экономических процессов на уровне торгового предприятия является их неопределенность, а также одновременное воздействие многих, часто взаимозависимых факторов. В этом случае плановые расчеты рекомендуется производить с помощью экономико-экономических методов, из которых наиболее широкое применение в торговле нашли стохастические (корреляционные) модели.

7.Экономическая политика и система планов

Экономическая политика предприятия представляет собой определение общей стратегии его развития и выработку на ее основе тактики торгово-хозяйственной деятельности, которая с учетом потенциальных возможностей предприятия позволяет достичь поставленных целей в соответствии с правовыми, экономическими и другими стандартами, установленными в обществе в виде законов, законодательных норм и правил.

Задачей экономической политики предприятия является разработка адекватной рыночным условиям системы управления и планирования торгово-финансовой деятельности, направленной на достижение определенных стратегических и тактических целей.

Основными направлениями разработки экономической политики предприятия являются:

анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявление сильных и слабых сторон,

оценка внешних факторов и степени их влияния на работу предприятия,

формирование целей и задач торговой деятельности,

определение альтернативных направлений развития как на текущий период, так и на перспективу, т.е. разработка плана торгово-финансовой деятельности.

Система планов торгового предприятия, действующего в конкурентной среде, включает следующие виды планов, дифференцируемые в зависимости от определенных критериев на следующие группы:

По уровню управления – планы в целом по предприятию (общефирменные). Планы структурных подразделений (филиалов, секций, отделов), планы работы функциональных служб торговых фирм (финансового, коммерческого, маркетингового и других отделов),

По длительности планового периода – стратегические, среднесрочные, текущие, оперативные планы,

По функционально-целевому назначению – планы, дифференцированные по самым различным аспектам деятельности: товарообороту, издержкам, финансовый план и т.д.

В современной терминологии некоторые экономисты, отвергая идеологию планирования, тем не менее, признают необходимость разработки бизнес- планов.

В рамках такой теории есть смысл рассмотреть следующую типологию бизнес-планов.

8. Типология бизнес-планов

1. Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.

2. Концепт-бизнес план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения сстепени его заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.

3. Бизнес план компании (группы) – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собрание акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.

4. Бизнес-план структурного подразделения (центра финансовой ответственности) – изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности  подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении предприятия прибыли

5. Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.

6. Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под этот проект.

7. Бизнес-план развития региона (страны) – обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с соответствующими полномочиями.

8. Бизнес-план финансового оздоровления (внешнего управления) – обоснование перспектив выхода предприятия из состояния неплатежеспособности.

Из всего изложенного я сделал бы следующие выводы.

Успех любого коммерческого предприятия, в том числе и торгового, зависит от того, какие будут сформулированы его цели и задачи, как будут спланированы пути их достижения и каким образом будет построено управление производственным (торговым) процессом в процессе реализации планов.

Планирование и управление – это два взаимосвязанных понятия, процесса, которые определяют успех или неуспех любого дела, начинания, предпринимательской деятельности.

Планирование – это неотъемлемая часть управления, а управление – часть планирования.

Без эффективного научного планирования не может быть эффективного управления.

Без нормального управления (предусматривающего наличие четкой структуры управления с распределением прав и обязанностей между ее звеньями, полную информированность и укомплектованность всех звеньев управления) не может быть обоснованного планирования.

Задачей современного экономиста на конкретном предприятии является организовать систему разработки, анализа и реализации плановых показателей исходя из традиций, схемы управления, требований, существующих в той организации, в которую он пришел, с использованием тех научных принципов, требований, методов планирования, правильность которых подтверждены практикой и известны ему. При этом важно не фетишизировать все эти научные правила, а творчески применять их с учетом конкретных условий и возможностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50896. Определение удельного сопротивления проводника 3.65 MB
  При этом нить с грузами зажимаются электромагнитом. 5 Порядок выполнения работы Подготовить машину Атвуда к работе: надеть на блок нить с двумя закреплёнными на ней грузами и проверить находятся ли они в равновесии....
50899. Распределение Больцмана, определение постоянной Больцмана 46.5 KB
  Проведение измерений и обработка результатов. Включили измерительные приборы. Подождали 5 минут до проведения измерений. Установили напряжение накала, равное 4,5 В. Прогрели лампу и зафиксировали ток накала лампы (Iн).
50902. Використання бібліотечних функцій для роботи із символьними даними 39.65 KB
  Обладнання: ПКПО Borlnd C Хід роботи 1. Який заголовний файл необхідний для роботи з бібліотечними функціями обробки символьних даних 2.Який символ необхідний наприкінці рядка для нормальної роботи з рядками 3.