66916

Культура Московской Руси

Лекция

Культурология и искусствоведение

Большое значение в возвышении Москвы имела удачная политика московских князей по отношению к монголотатарам. С 14 века князья демонстративно подчеркивают роль Москвы как национального лидера в борьбе с врагом. Этот храм должен был стать главной святыней Москвы.

Русский

2014-09-01

40 KB

1 чел.

Культура Московской Руси

Первое упоминание о Москве содержится в Ипатьевской летописи еще в 1147 году. Тогда Московия не имела никакого значения. Случился династический переворот, Александр Невский передает Москву своему сыну Данилу. Большое значение в возвышении Москвы имела удачная политика московских князей по отношению к монголо-татарам. Князь Иван Калита прикупает к Москве территории, селения. Немаловажное значение имеет и географическое положение, в лесах, куда бегут русские люди от иноземных захватчиков. Монголо-татарское иго повлияло на понимание государственности в русской истории. Положительно воспринимаются многие организационные принципы. Монгольская империя воспринималась Русью эталоном государственности.  С его многосоставностью, пространственной огромностью. Всё это вместе с идеалом Византией казалось залогом величия. Вместе с тем иноземное иго приносят грабительские, диктаторские способы управления, систему жестокого насилия, за время ига разрушено множество материальных ценностей, снизился уровень благосостояния страны, уровень нравственности. А само иго люди воспринимают, как божественную кару, наказание за прежние грехи. Этот крест нужно вынести всем народом. Так формируются такие черты русского менталитета, как долготерпение, покорность, сострадательность, но всё же это прерывается бунтами, назревает активность свергнуть это ненавистное иго. В национальном менталитете укореняется влияние подвига и жертве. Русский человек склонен и к жертвенности, и к подвигу.

С 14 века князья демонстративно подчеркивают роль Москвы, как национального лидера в борьбе с врагом. Таким главным успехом стало приобретение московскими князьями для своего города статуса церковного центра. В Москву переезжает митрополит Пётр, друживший с Иваном Калитой. В 1325 году вместе с князем он закладывает в Москве первый каменный собор «Успение пресвятой Богородицы». Этот храм должен был стать главной святыней Москвы. Вблизи жертвенника митрополит сам устроил себе усыпальницу, где впоследствии был погребен. Так он сделался святым покровителем Москвы.

Князь виделся как старший сын русской церкви и сотрудником главного иерарха, это означало, что во всех его действиях содержится божественная правда. Куликовская битва завершает соединение русских земель вокруг Москвы. Российская государственность родилась на поле Куликовом.

Возникает теория «Москва третий Рим». Идеологическая основа Московского государства, эта теория основана Филофеем в 1524 году. Он использует легенду о странствующем царстве, согласно которой, Константинополь заменил прежний Рим. Когда Византия переживает нашествие османов, а затем падение, на Руси возникает взгляд на Московское царства, как наследующий историческую миссию Византии. Московское царство – единственное православное государство в мире. Христианство – единственная верная религия, православие. Выводится мессианская роль России. Оплотом истинного христианства предназначено быть до второго пришествия Христа. Высказывается традиционный взгляд на греховность запада, это сказалось на новой волне ненависти ко всему католическому, иноземному. Теория «третьего Рима» стала символом религиозной нетерпимости. Тем не менее, московское царство обрело главенствующую роль. Царь – это высшее проявление святости, земной бог. Все действия направлены на укреплении религии. Теократический идеал.

Нистежатели (осуждали богатство, осуждали богатство церкви). Основателем этого направления стал Нил Сорский. Он продолжает традиции Византийского исихазма. Идеологи отшельничества, аскетизма. Желание достичь состояния обожения. Здесь не могло иметь место к материальному достатку.

Противоположным направлением стало осифлянство. Последователи Иосифа Волоцкого. Он основатель Волоколамского монастыря. С Самого начала это была аристократическая монастырская община, обитель. Бояре обогащали ее своими богатыми вкладами. Поэтому смысл осифлянства в союзе государства и церкви.

Церковь должна оказывать власти моральную, идеологическую поддержку, а государство служит для укрепления положения церкви в обществе, экономического его статуса, его земельными вкладами, денежными вкладами.

В Новгороде появляется еретическое движение. Общими признаками еретичества является отступление от традиционного понимания природы, общества, еретичество развивается в городской среде. Новгородские еретики отрицают догмат Божества, выступают против церковного стяжательства, отрицают духовную иерархию и церковную обрядность.

Стрибольники отвергают институт церкви, признают право каждого мирянина проповедовать, отвергают христианские церковные таинства, некоторые даже отвергают догматы воскрешения мёртвых.

Жидовствующая ересь. Была принесена литовскими евреями, формировалась под влиянием гуманистических идей. Еретические идеи были пересмотрены на основании ветхого завета, они являются иудеями. Учения троицы критикуются с позиции библейского монотеизма. Главным качеством этой ереси стало проповедь свободы, свобода обращения к светским знаниям, к науке. Круг интересов еретиков объясняются книгами, которые они изучали, например, «Аристотелевы врата», содержащие якобы наставления самого Аристотеля своему знаменитому ученику Александру Македонскому. Здесь своеобразно толковалась царская власть, она понималась как форма службы народу. Другая книга «Шестокрыл», она содержала астрономические таблицы, которая давала возможность предсказывать будущее. «Логика Авиосафа» здесь отражается Аристотелева логика, потому что арабы его любили, изучали; здесь содержатся принципы логики Аристотеля. Это находит отражение гуманистического направления.

Еретики были и в Москве. Еще в конце 16 века дьяк Федор Курицын организует еретический кружок. Причем в это движение входили преимущественно светские феодалы, связанные с великокняжеской властью. Они отрицали монашество и это указывало связь еретиков со стремлением государственной власти в секуляризации монастырских земель. Поэтому еретики пользовались покровительством Ивана 3. Здесь изучалось языкознание, античная философия, астрономия, математика, юриспруденция, можно сказать, что через еретичество на Руси открывалось стремление к светской образованности, зарождалось некое гуманистическое движение. Еще более вектору этого развития способствовало книгопечатание. (1564 год – первая книга Ивана Федорова «Апостол»). С переездом Ивана Грозного в Александровскую слободу начинает работать печать. Ко второй пол 16 века создано уже около 20 печатных книг.

Еще одним проявлением религиозности стало юродивые. Первые юродивые появились еще вместе с крещением Руси (Исаакий, Киево-Печерский инок). Самым известным стал Прокопий Устюжский. Согласно житиям юродивые появляются на Руси из других стран. Юродство – это один из самых тяжелых духовных подвигов, внешнее или кажущееся безумие. Многие юродивые обладали даром прозорливости, но из глубокого смирения использовали намеки, иносказания, бессвязную форму рассказа. Основными мотивами юродства стали отрицание тщеславия, которое возможно даже в аскетическом подвиге. Юродство – это окончательный отказ от человеческой разумности, юродивый противопоставляет христианскую истину и мирской  здравый смысл. Юродивые есть мирская совесть. Всем своим поведением они должны показывать, что мир лицемерный, ненастоящий.

Московская идеология отразилась и на повседневной жизни горожан, на бытовом поведении, семья рассматривалась как малое государство и на нее распространились деспотические порядки. Все домочадцы должны были подчиняться отцу, который государь в собственном доме, а все его члены семьи его холопы. Женщина не обладала никакими правами. В обязанности государя входило постоянное поучение домочадцев, избиение всех членов семьи. Бить жену не гневаясь, в тайне. Главным образом женщина отвечала за воспитание маленьких детей. В таком же подчиненном положении были и дети. Отрок – дитя, подросток, юноша, но одновременно и слуга, и раб, и работник. Отрок значит неговорящий. Не имеющий права голоса.

Хлопец - есть холоп, закабалённый, не свободный человек. Избиение ребенка – самое полезное для ребенка.

Повседневная жизнь разнообразилась праздниками, церковными в первую очередь. Крестные ходы. Когда патриарх освещал воды Москвы реки и население совершала обряд Иордании – омовение священной водой. Праздники сопровождались братчинами. Беспробудное пьянство миф. Среди забав были военные, взятие снежного городка, кулачный бой, городки, с 16 века стали известны карты. Уникальной забавой стало выступление скоморохов, выступление уличных артистов. Само слово плохо известно, слово скоморох произошло от «скомати», что означало производить шум, либо от арабского «масхара», что означало замаскированный шут, либо от слова «скоммарх», что означало мастер смехотворства. Последнее происходит от византийского, в Византии такие смехотворцы имели видную роль в придворном обиходе.

На Руси первые скоморохи появились в 11 веке, но особую популярность получили в 15 – 17 веках. Основой скоморочных представлений являются языческие обряды, которые всегда сопровождались пением, игрой на музыкальных инструментах, скоморохи играли на гуслях, дудках, также были акробат и кукольник, шарманщик.

Культура Московского царства к концу 16 века начинает испытывать влияние западноевропейской культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32669. Методы управления 57.5 KB
  Огут быть сгруппированы по: Объекту управления Федер. Субъекту управления организационнораспорядительные хозяйственные Целям стратегического управления тактического оперативного Механизму влияния социальнополитические организационнораспорядительные организационнопедагогические Стилю авторитарные демократические либеральные Времени управленческих действий перспективные долгосрочные текущие Методы управления это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного...
32670. Классификация подходов к управлению образовательным процессом 53 KB
  В качестве основы управления педагогическими системами а образовательный процесс представляет собой педагогическую систему Н. Коммуникативная функция нацелена на построение необходимых взаимоотношений и связей между субъектами управления. Конаржевский в процессе управления школой выделяет следующие функции: педагогический анализ планирование организацию внутришкольный контроль регулирование. Якунин рассматривая обучение как процесс управления в качестве относительно самостоятельных но взаимосвязанных функций управления выделяет:...
32671. Общее понятие систем 152 KB
  Системный подход это подход к исследованию объекта проблемы процесса явления организации как системы в которой выделены элементы внутренние и внешние связи наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта На сегодняшний день существует большое разнообразие конкретных моделей системного подхода к управлению. Сущность системного подхода заключается в исследовании наиболее общих форм организации которое предполагает...
32672. Общая характеристика образовательных систем 133 KB
  Поэтому происходит обновление деятельности всех звеньев системы образования. В новых социокультурных условиях остро стоит проблема формирования целостной системы непрерывного образования в России. Принцип непрерывности предполагает что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни.
32673. Образовательный процесс как система 59.5 KB
  Уровни образовательного процесса. Компоненты и структура образовательного процесса. В образовательном учреждении можно выделить большое разнообразие образовательных систем: целостный педагогический образовательный процесс процесс обучения; процесс воспитания учебное занятие Понятие процесса образовательного процесса.
32675. Понятие управления и педагогического менеджмента 127.5 KB
  Усложняются задачи управления. Отметим что в российской практике управления образовательными учреждениями а капитана корабля естественно сравнивать с руководителем школы или образовательного учреждения иного типа управленческие цели продолжают ставить чаще всего исходя из анализа состояния образовательного процесса то есть заказ является внутренним а не исходя из изменяющихся общественных потребностей внешний по отношению к учреждению заказ. На следующем этапе управления капитану необходимо построить уже конкретную программу...
32676. Эволюция управленческой мысли 55.5 KB
  Фредерик Уинслоу Тейлор опубликовал книгу Принципы научного управления. Выделяются 4 важнейших подхода: Подход с позиций выделения различных школ управления иначе его называют классическим или традиционным подходом Первая половина ХХ века 18851950 Школа научного управления 18851920 Административная школа 19201950 Школа психологии и человеческих отношений 19301950 Школа науки управления количественная школа 1950 1.Ситуационный подход 1960 Характеризуется тем что пригодность различных методов управления...
32677. Основные функции управления (педагогического менеджмента) 290.5 KB
  Планирование как функция управления Функция управления контроль. Процесс управления 1. Понятие функции управления Каждая система которая создаётся нужна для чегото.