66917

Культура и цивилизация, Теория культурогенеза

Лекция

Культурология и искусствоведение

Второй подход характеризует цивилизацию как определённую ступень развития культуры. Первым эту точку зрения высказал Шотландский философ 18 века Адам Фергюссон в работе Опыт истории гражданского общества он разделил историю человеческой культуры на 3 стадии: дикость варварство цивилизованность.

Русский

2015-01-19

36 KB

0 чел.

Продолжение темы культура и цивилизация…

В современной культурологии разработано несколько вариантов соотношения понятий культура и цивилизация:

  1.  Культура и цивилизация – синонимы. У этого подхода есть исторические предпосылки, оба понятия относятся к типу ложно-классических, это объясняется тем, что из классической латыни была взята форма данных слов, но привычным для нас смыслом они наполнились лишь в эпоху нового времени. Кроме того отождествление данных понятий происходит и в повседневном языке, когда, например, выражение цивилизованный человек и культурный человек употребляются как синонимичные. Также в научной литературе представлены несколько концепций, авторы которых эти понятия используют как взаимозаменяемые (Гумбольдт и Тайлор).
  2.  Второй подход характеризует цивилизацию как определённую ступень развития культуры.
  •  Высшая ступень развития.

Первым эту точку зрения высказал Шотландский философ 18 века Адам Фергюссон в работе «Опыт истории гражданского общества» он разделил историю человеческой культуры на 3 стадии: дикость, варварство, цивилизованность. Этап дикости длится сотни тысяч лет, общество живёт за счет собирательства того, что даёт природа, орудий труда - нет, либо они очень примитивны, преобладает натуральное хозяйство, общество практически не разделено на социальные группы. Варварство: длится десятки тысяч лет, начинает развиваться сельское хозяйство, появляется земледелие, скотоводство. Уже есть довольно хорошие орудия труда. Появляется более сложный вариант расслоения общества, но пока еще не складывается государство. Цивилизованность: возраст около полутора десятков тысяч лет, он длится до сих пор, хотя некоторые племена в отдельных регионах земли всё еще находятся на стадии дикости или варварства.

Появляется разделение на умственный физический труд, складывается достаточно жесткая социальная структура в обществе и активно развивается товарно-денежные отношения, появляется религия, право и главное государство с управленческим аппаратом. Именно этот признак является главным, если в обществе появилось государство, совершился переход к цивилизации, если нет, то всё еще стадия варварства. Таким образом, цивилизация – это высшая ступень развития культуры, культура – это термин с универсальным смыслом, он применим к развитым и неразвитым обществам, обладающим письменностью, государственностью применим термин цивилизация.

  •  Стадия гибели

Цивилизация – это ступень к гибели культуры, ее наиболее ярко раскрыл в своей работе немецкий философ Освальд Шпенглер и работа «Закат Европы». Он развивает идею о том, что цивилизация – это завершающая ступень развития культуры, после чего следует ее распад и гибель культуры, он пишет, что «цивилизация есть завершение. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием, как духовная старость и каменный мировой город за господством земли и детством души». По мнению Шпенглера для Европы этот этап окончательной гибели духовной культуры наступает в начале 20-х годов 20го века, так как в обществе все больше господствует массовый человек, его примитивные запросы, ориентация на комфорт и материальное благополучие, как правило, в ущерб нравственному развитию, господство техники, ведущее к порабощению человека.

  1.  Культура и цивилизация как противоположности. Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Н. Бердяев, Э. Фромм. По мнению Бердяева культура и цивилизация – это не 2 разных исторических этапа, а 2 качественно различных состояний общества, но существующих одновременно. Цивилизация в результате установление социального неравенства, эксплуатации человека человеком и подчинение человека технике, Бердяев доказывает, что индустриальное общество – это цивилизованное варварство, а в его представителях периодически пробуждается первобытный человек, живущий по принципу: «кто силен, тот и прав». Для него цивилизация – это господство масс и массового сознания, которое губит душу человека, истинное преображение души совершается только тогда, когда человек входит в мир культуры, приобщается к высшим духовным ценностям. Культура всегда связана с формированием индивидуальности, душевного благородства и лучших человеческих качеств, творения культуры вечны, в отличие от тех подделок, которые создаются цивилизацией для того, чтобы сделать жизнь человека более удобной и комфортной.

Современная точка зрения на взаимоотношение культуры и цивилизации близка взглядам Бердяева и Шпенглера, но менее негативно оценивает цивилизацию, под ней понимается внешний по отношению к человеку мир, в котором преобладает материально-техническое начало, культура же характеризуется как внутренне достояние человека, раскрывающее меру его духовного богатства.

Теория культурогенеза.

  1.  Понятие и структура культурогенеза.
  2.  Философские и научные теории культурогенеза.

Проблема происхождения культуры – это одна из самых сложным проблем в науке, связано это с тем, что решить ее можно только с помощью археологического материала. А его довольно мало и кроме того, новые археологические находки часто требуют полного пересмотра всех теорий.

Также сведения о логике развития человека и культуры можно получить благодаря данным этнографии и антропологии, которые изучают сознание и образ жизни архаичных племён. Кроме того, некоторые данные можно получить благодаря наблюдению за жизнью ребёнка.

В 19 веке известный физиолог Геккель сформулировал биокенетический закон, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие организма от рождения до смерти) повторяет филогенез (исторические развитие классов, родов и видов). При этом необходимо учитывать, что развитие младенца, проходящего путь от животного состояния к культурному поведению направляется родителями и учителями. Филогенез происходил стихийно, поэтому изучение антропогенеза (развитие человечества в целом) на начальных этапах ни кем не направлялось, следовательно, и культурогенез  происходил стихийно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23753. Задачи для самопроверки (подготовка к контрольной работе) 61 KB
  3 Вычислительные ошибки. – Назовите номера заданий в которых вы допустили ошибки. – Какие ошибки допущены Разговор проводится по каждому заданию в котором допущена ошибка. Учитель последовательно выясняет у кого из детей на какой алгоритм были допущены ошибки и эти алгоритмы проговариваются во внешней речи.
23754. Набольший общий делитель 34.5 KB
  Основные цели: вывести алгоритм нахождения НОД чисел на основе их разложения на простые множители сформировать способность к использованию выведенного алгоритма для решения задач; повторить и закрепить решение неравенств задач на одновременное движение действия со смешанными числами. – Что даёт нам умение раскладывать числа на простые множители Ещё один метод нахождения делителей числа. – А что зная делители числа мы находили Общие делители НОД. – Как называются все числа кратные 2 Четные числа.
23755. Набольший общий делитель 35.5 KB
  Основные цели: тренировать способность к практическому использованию алгоритма нахождения НОД на основе разложения чисел на простые множители; исследовать частные случаи нахождения НОД когда НОД а b = 1 НОД а b = а; сформировать понятие взаимно простых чисел; повторить и закрепить понятие смежных углов решение задач на одновременное движение примеров на порядок действий. – Здравствуйте ребята – Над какой темой мы с вами работали Нахождение НОД чисел методом разложения на простые множители. – Сегодня мы продолжим исследовать...
23756. Наибольший общий делитель 69.5 KB
  Основная цель: тренировать способность к нахождению НОД на основе разложения чисел на простые множители способность к рефлексии собственной деятельности; повторить и закрепить решение уравнений решение задач методом уравнений графическое изображение множеств с помощью диаграммы Венна. – Какой темой мы занимались на предыдущих уроках Нахождение НОД чисел методом разложения чисел на простые множители. – Чему равен НОД взаимно простых чисел НОД взаимно простых чисел равен 1. – Найдите: а НОД а b; б НОД b с; в НОД а с.
23757. Открытие нового знания 49.5 KB
  – Можно ли утверждать что числа a b и c кратны числу 14 a = b = c = Числа a и b кратны числу 14 т. в разложении этих чисел есть множители числа 14 а число с – нет т. в нём не содержится разложения числа 14. – Найдите частное от деления числа a на число 14 числа b на число 14.
23758. Открытие нового знания 38 KB
  – Здравствуйте ребята – Какая основная задача стояла перед нами на прошлых уроках Мы вывели новый способ нахождения НОК используя разложение чисел на простые множители. – Сегодня на уроке мы продолжим работать над нахождением НОК чисел и рассмотрим нахождение НОК разных чисел. – Найдите НОК 15 24: а составляя множества К 15 и К 24; б перебирая кратные 24; в с помощью разложения чисел 15 и 24 на простые множители.
23759. Наименьшее общее кратное 73 KB
  Основная цель: тренировать способность к нахождению НОК на основе разложения чисел на простые множители способность к рефлексии собственной деятельности; повторить и закрепить распределительное свойство умножения правило деления произведения на число действия с многозначными числами формулы объема и площади поверхности куба. – Чему мы научились на предыдущих уроках Мы учились находить НОД и НОК чисел разными способами. – Сегодня вы будете проверять на сколько хорошо вы усвоили метод нахождения НОД и НОК используя разложения чисел на...
23760. Признак делимости на 3 и на 9 48 KB
  Основные цели:– тренировать способность к доказательству общих утверждений на примере признаков делимости на 3 и на 9; повторить и закрепить изученные свойства и признаки делимости решение текстовых задач решение примеров на порядок действий построение формул зависимости между величинами. – Какие признаки делимости мы изучили Признаки делимости на 2 на 5 на 10 на 4 на 8 на 25. – А зачем нам нужны признаки делимости Что бы быстрее определять делится ли число на данное или нет.