66917

Культура и цивилизация, Теория культурогенеза

Лекция

Культурология и искусствоведение

Второй подход характеризует цивилизацию как определённую ступень развития культуры. Первым эту точку зрения высказал Шотландский философ 18 века Адам Фергюссон в работе Опыт истории гражданского общества он разделил историю человеческой культуры на 3 стадии: дикость варварство цивилизованность.

Русский

2015-01-19

36 KB

0 чел.

Продолжение темы культура и цивилизация…

В современной культурологии разработано несколько вариантов соотношения понятий культура и цивилизация:

  1.  Культура и цивилизация – синонимы. У этого подхода есть исторические предпосылки, оба понятия относятся к типу ложно-классических, это объясняется тем, что из классической латыни была взята форма данных слов, но привычным для нас смыслом они наполнились лишь в эпоху нового времени. Кроме того отождествление данных понятий происходит и в повседневном языке, когда, например, выражение цивилизованный человек и культурный человек употребляются как синонимичные. Также в научной литературе представлены несколько концепций, авторы которых эти понятия используют как взаимозаменяемые (Гумбольдт и Тайлор).
  2.  Второй подход характеризует цивилизацию как определённую ступень развития культуры.
  •  Высшая ступень развития.

Первым эту точку зрения высказал Шотландский философ 18 века Адам Фергюссон в работе «Опыт истории гражданского общества» он разделил историю человеческой культуры на 3 стадии: дикость, варварство, цивилизованность. Этап дикости длится сотни тысяч лет, общество живёт за счет собирательства того, что даёт природа, орудий труда - нет, либо они очень примитивны, преобладает натуральное хозяйство, общество практически не разделено на социальные группы. Варварство: длится десятки тысяч лет, начинает развиваться сельское хозяйство, появляется земледелие, скотоводство. Уже есть довольно хорошие орудия труда. Появляется более сложный вариант расслоения общества, но пока еще не складывается государство. Цивилизованность: возраст около полутора десятков тысяч лет, он длится до сих пор, хотя некоторые племена в отдельных регионах земли всё еще находятся на стадии дикости или варварства.

Появляется разделение на умственный физический труд, складывается достаточно жесткая социальная структура в обществе и активно развивается товарно-денежные отношения, появляется религия, право и главное государство с управленческим аппаратом. Именно этот признак является главным, если в обществе появилось государство, совершился переход к цивилизации, если нет, то всё еще стадия варварства. Таким образом, цивилизация – это высшая ступень развития культуры, культура – это термин с универсальным смыслом, он применим к развитым и неразвитым обществам, обладающим письменностью, государственностью применим термин цивилизация.

  •  Стадия гибели

Цивилизация – это ступень к гибели культуры, ее наиболее ярко раскрыл в своей работе немецкий философ Освальд Шпенглер и работа «Закат Европы». Он развивает идею о том, что цивилизация – это завершающая ступень развития культуры, после чего следует ее распад и гибель культуры, он пишет, что «цивилизация есть завершение. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием, как духовная старость и каменный мировой город за господством земли и детством души». По мнению Шпенглера для Европы этот этап окончательной гибели духовной культуры наступает в начале 20-х годов 20го века, так как в обществе все больше господствует массовый человек, его примитивные запросы, ориентация на комфорт и материальное благополучие, как правило, в ущерб нравственному развитию, господство техники, ведущее к порабощению человека.

  1.  Культура и цивилизация как противоположности. Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Н. Бердяев, Э. Фромм. По мнению Бердяева культура и цивилизация – это не 2 разных исторических этапа, а 2 качественно различных состояний общества, но существующих одновременно. Цивилизация в результате установление социального неравенства, эксплуатации человека человеком и подчинение человека технике, Бердяев доказывает, что индустриальное общество – это цивилизованное варварство, а в его представителях периодически пробуждается первобытный человек, живущий по принципу: «кто силен, тот и прав». Для него цивилизация – это господство масс и массового сознания, которое губит душу человека, истинное преображение души совершается только тогда, когда человек входит в мир культуры, приобщается к высшим духовным ценностям. Культура всегда связана с формированием индивидуальности, душевного благородства и лучших человеческих качеств, творения культуры вечны, в отличие от тех подделок, которые создаются цивилизацией для того, чтобы сделать жизнь человека более удобной и комфортной.

Современная точка зрения на взаимоотношение культуры и цивилизации близка взглядам Бердяева и Шпенглера, но менее негативно оценивает цивилизацию, под ней понимается внешний по отношению к человеку мир, в котором преобладает материально-техническое начало, культура же характеризуется как внутренне достояние человека, раскрывающее меру его духовного богатства.

Теория культурогенеза.

  1.  Понятие и структура культурогенеза.
  2.  Философские и научные теории культурогенеза.

Проблема происхождения культуры – это одна из самых сложным проблем в науке, связано это с тем, что решить ее можно только с помощью археологического материала. А его довольно мало и кроме того, новые археологические находки часто требуют полного пересмотра всех теорий.

Также сведения о логике развития человека и культуры можно получить благодаря данным этнографии и антропологии, которые изучают сознание и образ жизни архаичных племён. Кроме того, некоторые данные можно получить благодаря наблюдению за жизнью ребёнка.

В 19 веке известный физиолог Геккель сформулировал биокенетический закон, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие организма от рождения до смерти) повторяет филогенез (исторические развитие классов, родов и видов). При этом необходимо учитывать, что развитие младенца, проходящего путь от животного состояния к культурному поведению направляется родителями и учителями. Филогенез происходил стихийно, поэтому изучение антропогенеза (развитие человечества в целом) на начальных этапах ни кем не направлялось, следовательно, и культурогенез  происходил стихийно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21288. Методологія IDEF 387 KB
  Методологія IDEF Сімейство стандарту IDEF На даний момент до сімейства IDEF [ІДЕФ] можна віднести такі стандарти: IDEF0 методологія функціонального моделювання. За допомогою наочного графічного мови IDEF0 що розробляється система постає перед проектувальниками у вигляді набору взаємозалежних функцій функціональних блоків у термінах IDEF0. Як правило моделювання засобами IDEF0 є першим етапом вивчення будьякої системи; IDEF1 методологія моделювання інформаційних потоків усередині системи що дозволяє відображати і аналізувати їх...
21289. Відношення між класами 407 KB
  Відношення між класами Вступ Крім внутрішнього пристрою або структури класів на відповідній діаграмі вказуються різні відносини між класами. Базовими відносинами або зв'язками в мові UML є: Відношення залежності dependency relationship Ставлення асоціації association relationship Відношення узагальнення generalization relationship Ставлення реалізації realization relationship Кожне з цих відносин має власне графічне подання на діаграмі яке відображає взаємозв'язки між об'єктами відповідних класів. На діаграмі класів дане...
21290. Діаграма станів 479.5 KB
  Діаграма станів Вступ Розглянута в попередній лекції діаграма класів є логічний модель статичного подання модельованої системи. Справа в тому що характеристика станів системи не залежить або слабко залежить від логічної структури зафіксованої в діаграмі класів. Тому при розгляді станів системи припадає на час відволіктися від особливостей її об'єктної структури і мислити зовсім іншими категоріями які утворюють динамічний контекст поведінки модельованої системи. Тому при побудові діаграм станів необхідно використовувати спеціальні...
21291. Діаграма діяльності 625.5 KB
  Діаграма діяльності Вступ При моделюванні поведінки проектованої або аналізованої системи виникає необхідність не тільки уявити процес зміни її станів але і деталізувати особливості алгоритмічної та логічної реалізації виконуваних системою операцій. Для моделювання процесу виконання операцій в мові UML використовуються так звані діаграми діяльності. Застосовувана в них графічного багато в чому схожа на нотацію діаграми станів оскільки на діаграмах діяльності також присутні позначення станів і переходів. Кожен стан на діаграмі діяльності...