66917
Культура и цивилизация, Теория культурогенеза
Лекция
Культурология и искусствоведение
Второй подход характеризует цивилизацию как определённую ступень развития культуры. Первым эту точку зрения высказал Шотландский философ 18 века Адам Фергюссон в работе Опыт истории гражданского общества он разделил историю человеческой культуры на 3 стадии: дикость варварство цивилизованность.
Русский
2015-01-19
36 KB
0 чел.
Продолжение темы культура и цивилизация…
В современной культурологии разработано несколько вариантов соотношения понятий культура и цивилизация:
Первым эту точку зрения высказал Шотландский философ 18 века Адам Фергюссон в работе «Опыт истории гражданского общества» он разделил историю человеческой культуры на 3 стадии: дикость, варварство, цивилизованность. Этап дикости длится сотни тысяч лет, общество живёт за счет собирательства того, что даёт природа, орудий труда - нет, либо они очень примитивны, преобладает натуральное хозяйство, общество практически не разделено на социальные группы. Варварство: длится десятки тысяч лет, начинает развиваться сельское хозяйство, появляется земледелие, скотоводство. Уже есть довольно хорошие орудия труда. Появляется более сложный вариант расслоения общества, но пока еще не складывается государство. Цивилизованность: возраст около полутора десятков тысяч лет, он длится до сих пор, хотя некоторые племена в отдельных регионах земли всё еще находятся на стадии дикости или варварства.
Появляется разделение на умственный физический труд, складывается достаточно жесткая социальная структура в обществе и активно развивается товарно-денежные отношения, появляется религия, право и главное государство с управленческим аппаратом. Именно этот признак является главным, если в обществе появилось государство, совершился переход к цивилизации, если нет, то всё еще стадия варварства. Таким образом, цивилизация это высшая ступень развития культуры, культура это термин с универсальным смыслом, он применим к развитым и неразвитым обществам, обладающим письменностью, государственностью применим термин цивилизация.
Цивилизация это ступень к гибели культуры, ее наиболее ярко раскрыл в своей работе немецкий философ Освальд Шпенглер и работа «Закат Европы». Он развивает идею о том, что цивилизация это завершающая ступень развития культуры, после чего следует ее распад и гибель культуры, он пишет, что «цивилизация есть завершение. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием, как духовная старость и каменный мировой город за господством земли и детством души». По мнению Шпенглера для Европы этот этап окончательной гибели духовной культуры наступает в начале 20-х годов 20го века, так как в обществе все больше господствует массовый человек, его примитивные запросы, ориентация на комфорт и материальное благополучие, как правило, в ущерб нравственному развитию, господство техники, ведущее к порабощению человека.
Современная точка зрения на взаимоотношение культуры и цивилизации близка взглядам Бердяева и Шпенглера, но менее негативно оценивает цивилизацию, под ней понимается внешний по отношению к человеку мир, в котором преобладает материально-техническое начало, культура же характеризуется как внутренне достояние человека, раскрывающее меру его духовного богатства.
Теория культурогенеза.
Проблема происхождения культуры это одна из самых сложным проблем в науке, связано это с тем, что решить ее можно только с помощью археологического материала. А его довольно мало и кроме того, новые археологические находки часто требуют полного пересмотра всех теорий.
Также сведения о логике развития человека и культуры можно получить благодаря данным этнографии и антропологии, которые изучают сознание и образ жизни архаичных племён. Кроме того, некоторые данные можно получить благодаря наблюдению за жизнью ребёнка.
В 19 веке известный физиолог Геккель сформулировал биокенетический закон, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие организма от рождения до смерти) повторяет филогенез (исторические развитие классов, родов и видов). При этом необходимо учитывать, что развитие младенца, проходящего путь от животного состояния к культурному поведению направляется родителями и учителями. Филогенез происходил стихийно, поэтому изучение антропогенеза (развитие человечества в целом) на начальных этапах ни кем не направлялось, следовательно, и культурогенез происходил стихийно.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
7685. | Опухоли системы крови (гемобластозы) | 53.5 KB | |
Опухоли системы крови (гемобластозы) Гемобластозы - опухолевые процессы кроветворной ткани. Разделяют две группы гемобластозов: лейкозы (лейкемия) - системные опухолевые заболевания кроветворной ткани. лимфомы - регионарны... | |||
7686. | Онкология. Теоретические особенности | 49 KB | |
Онкология Опухоль (tumor, neoplasma, blastoma) - патологический процесс, характеризующийся бесконтрольным размножением и ростом клеток, что связано с изменениями в генетическом аппарате клеток. Свойства опухоли: автономный рост опухоли... | |||
7687. | Эпителиальные органоспецифические опухоли | 41 KB | |
Эпителиальные органоспецифические опухоли Определение. Органоспецифические опухоли - это большая группа доброкачественных и злокачественных опухолей, которые развиваются только в определенном органе или происходят из клеток определенного органа... | |||
7688. | Мезенхимальные опухоли | 49 KB | |
Мезенхимальные опухоли Мезенхимальные опухоли происходят из тканей мезенхимального происхождения. Это группа включает опухоли из фиброзной, жировой, мышечной, синовиальной, мезотелиальной, костной, хрящевой тканей, а также опухоли сосудов (кро... | |||
7689. | Раки важнейших локализаций | 91 KB | |
Раки важнейших локализаций Актуальность темы Ежегодно число новых случаев выявления рака во всех странах мира составляет около 6 млн. человек. Уровни заболеваемости и смертности от злокачественных опухолей в разных странах и даже регионах этих стран... | |||
7690. | Акселерация и ретардация | 35 KB | |
Акселерация и ретардация. Акселерация (от лат. acceleration - ускорение) - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте... | |||
7691. | Предмет и задачи дидактики | 35.11 KB | |
ТЕМА: Предмет и задачи дидактики. План Общее понятие о дидактике. Возникновение и развитие теории обучения и образования. 1.Общее понятие о дидактике. Дидактика - раздел педагогической науки. Педагогика и дидактика находятся в соотн... | |||
7692. | Педагогические способности | 36.45 KB | |
Педагогические способности. Педагогические способности - сложное целостно-структурное психическое образование, складывающееся прижизненно в процессе педагогической деятельности и под её воздействием. Условно (чисто рабочее дел... | |||
7693. | Средства обучения и их классификации | 79.5 KB | |
ТЕМА: Средства обучения и их классификации. План: Понятие о средствах обучения и их сущность. Классификации средств обучения. Виды средств обучения и их характеристика. Современные информационные средства обучения. Электронные журналы и эл... | |||