66917

Культура и цивилизация, Теория культурогенеза

Лекция

Культурология и искусствоведение

Второй подход характеризует цивилизацию как определённую ступень развития культуры. Первым эту точку зрения высказал Шотландский философ 18 века Адам Фергюссон в работе Опыт истории гражданского общества он разделил историю человеческой культуры на 3 стадии: дикость варварство цивилизованность.

Русский

2015-01-19

36 KB

0 чел.

Продолжение темы культура и цивилизация…

В современной культурологии разработано несколько вариантов соотношения понятий культура и цивилизация:

  1.  Культура и цивилизация – синонимы. У этого подхода есть исторические предпосылки, оба понятия относятся к типу ложно-классических, это объясняется тем, что из классической латыни была взята форма данных слов, но привычным для нас смыслом они наполнились лишь в эпоху нового времени. Кроме того отождествление данных понятий происходит и в повседневном языке, когда, например, выражение цивилизованный человек и культурный человек употребляются как синонимичные. Также в научной литературе представлены несколько концепций, авторы которых эти понятия используют как взаимозаменяемые (Гумбольдт и Тайлор).
  2.  Второй подход характеризует цивилизацию как определённую ступень развития культуры.
  •  Высшая ступень развития.

Первым эту точку зрения высказал Шотландский философ 18 века Адам Фергюссон в работе «Опыт истории гражданского общества» он разделил историю человеческой культуры на 3 стадии: дикость, варварство, цивилизованность. Этап дикости длится сотни тысяч лет, общество живёт за счет собирательства того, что даёт природа, орудий труда - нет, либо они очень примитивны, преобладает натуральное хозяйство, общество практически не разделено на социальные группы. Варварство: длится десятки тысяч лет, начинает развиваться сельское хозяйство, появляется земледелие, скотоводство. Уже есть довольно хорошие орудия труда. Появляется более сложный вариант расслоения общества, но пока еще не складывается государство. Цивилизованность: возраст около полутора десятков тысяч лет, он длится до сих пор, хотя некоторые племена в отдельных регионах земли всё еще находятся на стадии дикости или варварства.

Появляется разделение на умственный физический труд, складывается достаточно жесткая социальная структура в обществе и активно развивается товарно-денежные отношения, появляется религия, право и главное государство с управленческим аппаратом. Именно этот признак является главным, если в обществе появилось государство, совершился переход к цивилизации, если нет, то всё еще стадия варварства. Таким образом, цивилизация – это высшая ступень развития культуры, культура – это термин с универсальным смыслом, он применим к развитым и неразвитым обществам, обладающим письменностью, государственностью применим термин цивилизация.

  •  Стадия гибели

Цивилизация – это ступень к гибели культуры, ее наиболее ярко раскрыл в своей работе немецкий философ Освальд Шпенглер и работа «Закат Европы». Он развивает идею о том, что цивилизация – это завершающая ступень развития культуры, после чего следует ее распад и гибель культуры, он пишет, что «цивилизация есть завершение. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием, как духовная старость и каменный мировой город за господством земли и детством души». По мнению Шпенглера для Европы этот этап окончательной гибели духовной культуры наступает в начале 20-х годов 20го века, так как в обществе все больше господствует массовый человек, его примитивные запросы, ориентация на комфорт и материальное благополучие, как правило, в ущерб нравственному развитию, господство техники, ведущее к порабощению человека.

  1.  Культура и цивилизация как противоположности. Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Н. Бердяев, Э. Фромм. По мнению Бердяева культура и цивилизация – это не 2 разных исторических этапа, а 2 качественно различных состояний общества, но существующих одновременно. Цивилизация в результате установление социального неравенства, эксплуатации человека человеком и подчинение человека технике, Бердяев доказывает, что индустриальное общество – это цивилизованное варварство, а в его представителях периодически пробуждается первобытный человек, живущий по принципу: «кто силен, тот и прав». Для него цивилизация – это господство масс и массового сознания, которое губит душу человека, истинное преображение души совершается только тогда, когда человек входит в мир культуры, приобщается к высшим духовным ценностям. Культура всегда связана с формированием индивидуальности, душевного благородства и лучших человеческих качеств, творения культуры вечны, в отличие от тех подделок, которые создаются цивилизацией для того, чтобы сделать жизнь человека более удобной и комфортной.

Современная точка зрения на взаимоотношение культуры и цивилизации близка взглядам Бердяева и Шпенглера, но менее негативно оценивает цивилизацию, под ней понимается внешний по отношению к человеку мир, в котором преобладает материально-техническое начало, культура же характеризуется как внутренне достояние человека, раскрывающее меру его духовного богатства.

Теория культурогенеза.

  1.  Понятие и структура культурогенеза.
  2.  Философские и научные теории культурогенеза.

Проблема происхождения культуры – это одна из самых сложным проблем в науке, связано это с тем, что решить ее можно только с помощью археологического материала. А его довольно мало и кроме того, новые археологические находки часто требуют полного пересмотра всех теорий.

Также сведения о логике развития человека и культуры можно получить благодаря данным этнографии и антропологии, которые изучают сознание и образ жизни архаичных племён. Кроме того, некоторые данные можно получить благодаря наблюдению за жизнью ребёнка.

В 19 веке известный физиолог Геккель сформулировал биокенетический закон, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие организма от рождения до смерти) повторяет филогенез (исторические развитие классов, родов и видов). При этом необходимо учитывать, что развитие младенца, проходящего путь от животного состояния к культурному поведению направляется родителями и учителями. Филогенез происходил стихийно, поэтому изучение антропогенеза (развитие человечества в целом) на начальных этапах ни кем не направлялось, следовательно, и культурогенез  происходил стихийно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7685. Опухоли системы крови (гемобластозы) 53.5 KB
  Опухоли системы крови (гемобластозы) Гемобластозы - опухолевые процессы кроветворной ткани. Разделяют две группы гемобластозов: лейкозы (лейкемия) - системные опухолевые заболевания кроветворной ткани. лимфомы - регионарны...
7686. Онкология. Теоретические особенности 49 KB
  Онкология Опухоль (tumor, neoplasma, blastoma) - патологический процесс, характеризующийся бесконтрольным размножением и ростом клеток, что связано с изменениями в генетическом аппарате клеток. Свойства опухоли: автономный рост опухоли...
7687. Эпителиальные органоспецифические опухоли 41 KB
  Эпителиальные органоспецифические опухоли Определение. Органоспецифические опухоли - это большая группа доброкачественных и злокачественных опухолей, которые развиваются только в определенном органе или происходят из клеток определенного органа...
7688. Мезенхимальные опухоли 49 KB
  Мезенхимальные опухоли Мезенхимальные опухоли происходят из тканей мезенхимального происхождения. Это группа включает опухоли из фиброзной, жировой, мышечной, синовиальной, мезотелиальной, костной, хрящевой тканей, а также опухоли сосудов (кро...
7689. Раки важнейших локализаций 91 KB
  Раки важнейших локализаций Актуальность темы Ежегодно число новых случаев выявления рака во всех странах мира составляет около 6 млн. человек. Уровни заболеваемости и смертности от злокачественных опухолей в разных странах и даже регионах этих стран...
7690. Акселерация и ретардация 35 KB
  Акселерация и ретардация. Акселерация (от лат. acceleration - ускорение) - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте...
7691. Предмет и задачи дидактики 35.11 KB
  ТЕМА: Предмет и задачи дидактики. План Общее понятие о дидактике. Возникновение и развитие теории обучения и образования. 1.Общее понятие о дидактике. Дидактика - раздел педагогической науки. Педагогика и дидактика находятся в соотн...
7692. Педагогические способности 36.45 KB
  Педагогические способности. Педагогические способности - сложное целостно-структурное психическое образование, складывающееся прижизненно в процессе педагогической деятельности и под её воздействием. Условно (чисто рабочее дел...
7693. Средства обучения и их классификации 79.5 KB
  ТЕМА: Средства обучения и их классификации. План: Понятие о средствах обучения и их сущность. Классификации средств обучения. Виды средств обучения и их характеристика. Современные информационные средства обучения. Электронные журналы и эл...