66917

Культура и цивилизация, Теория культурогенеза

Лекция

Культурология и искусствоведение

Второй подход характеризует цивилизацию как определённую ступень развития культуры. Первым эту точку зрения высказал Шотландский философ 18 века Адам Фергюссон в работе Опыт истории гражданского общества он разделил историю человеческой культуры на 3 стадии: дикость варварство цивилизованность.

Русский

2015-01-19

36 KB

0 чел.

Продолжение темы культура и цивилизация…

В современной культурологии разработано несколько вариантов соотношения понятий культура и цивилизация:

  1.  Культура и цивилизация – синонимы. У этого подхода есть исторические предпосылки, оба понятия относятся к типу ложно-классических, это объясняется тем, что из классической латыни была взята форма данных слов, но привычным для нас смыслом они наполнились лишь в эпоху нового времени. Кроме того отождествление данных понятий происходит и в повседневном языке, когда, например, выражение цивилизованный человек и культурный человек употребляются как синонимичные. Также в научной литературе представлены несколько концепций, авторы которых эти понятия используют как взаимозаменяемые (Гумбольдт и Тайлор).
  2.  Второй подход характеризует цивилизацию как определённую ступень развития культуры.
  •  Высшая ступень развития.

Первым эту точку зрения высказал Шотландский философ 18 века Адам Фергюссон в работе «Опыт истории гражданского общества» он разделил историю человеческой культуры на 3 стадии: дикость, варварство, цивилизованность. Этап дикости длится сотни тысяч лет, общество живёт за счет собирательства того, что даёт природа, орудий труда - нет, либо они очень примитивны, преобладает натуральное хозяйство, общество практически не разделено на социальные группы. Варварство: длится десятки тысяч лет, начинает развиваться сельское хозяйство, появляется земледелие, скотоводство. Уже есть довольно хорошие орудия труда. Появляется более сложный вариант расслоения общества, но пока еще не складывается государство. Цивилизованность: возраст около полутора десятков тысяч лет, он длится до сих пор, хотя некоторые племена в отдельных регионах земли всё еще находятся на стадии дикости или варварства.

Появляется разделение на умственный физический труд, складывается достаточно жесткая социальная структура в обществе и активно развивается товарно-денежные отношения, появляется религия, право и главное государство с управленческим аппаратом. Именно этот признак является главным, если в обществе появилось государство, совершился переход к цивилизации, если нет, то всё еще стадия варварства. Таким образом, цивилизация – это высшая ступень развития культуры, культура – это термин с универсальным смыслом, он применим к развитым и неразвитым обществам, обладающим письменностью, государственностью применим термин цивилизация.

  •  Стадия гибели

Цивилизация – это ступень к гибели культуры, ее наиболее ярко раскрыл в своей работе немецкий философ Освальд Шпенглер и работа «Закат Европы». Он развивает идею о том, что цивилизация – это завершающая ступень развития культуры, после чего следует ее распад и гибель культуры, он пишет, что «цивилизация есть завершение. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием, как духовная старость и каменный мировой город за господством земли и детством души». По мнению Шпенглера для Европы этот этап окончательной гибели духовной культуры наступает в начале 20-х годов 20го века, так как в обществе все больше господствует массовый человек, его примитивные запросы, ориентация на комфорт и материальное благополучие, как правило, в ущерб нравственному развитию, господство техники, ведущее к порабощению человека.

  1.  Культура и цивилизация как противоположности. Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Н. Бердяев, Э. Фромм. По мнению Бердяева культура и цивилизация – это не 2 разных исторических этапа, а 2 качественно различных состояний общества, но существующих одновременно. Цивилизация в результате установление социального неравенства, эксплуатации человека человеком и подчинение человека технике, Бердяев доказывает, что индустриальное общество – это цивилизованное варварство, а в его представителях периодически пробуждается первобытный человек, живущий по принципу: «кто силен, тот и прав». Для него цивилизация – это господство масс и массового сознания, которое губит душу человека, истинное преображение души совершается только тогда, когда человек входит в мир культуры, приобщается к высшим духовным ценностям. Культура всегда связана с формированием индивидуальности, душевного благородства и лучших человеческих качеств, творения культуры вечны, в отличие от тех подделок, которые создаются цивилизацией для того, чтобы сделать жизнь человека более удобной и комфортной.

Современная точка зрения на взаимоотношение культуры и цивилизации близка взглядам Бердяева и Шпенглера, но менее негативно оценивает цивилизацию, под ней понимается внешний по отношению к человеку мир, в котором преобладает материально-техническое начало, культура же характеризуется как внутренне достояние человека, раскрывающее меру его духовного богатства.

Теория культурогенеза.

  1.  Понятие и структура культурогенеза.
  2.  Философские и научные теории культурогенеза.

Проблема происхождения культуры – это одна из самых сложным проблем в науке, связано это с тем, что решить ее можно только с помощью археологического материала. А его довольно мало и кроме того, новые археологические находки часто требуют полного пересмотра всех теорий.

Также сведения о логике развития человека и культуры можно получить благодаря данным этнографии и антропологии, которые изучают сознание и образ жизни архаичных племён. Кроме того, некоторые данные можно получить благодаря наблюдению за жизнью ребёнка.

В 19 веке известный физиолог Геккель сформулировал биокенетический закон, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие организма от рождения до смерти) повторяет филогенез (исторические развитие классов, родов и видов). При этом необходимо учитывать, что развитие младенца, проходящего путь от животного состояния к культурному поведению направляется родителями и учителями. Филогенез происходил стихийно, поэтому изучение антропогенеза (развитие человечества в целом) на начальных этапах ни кем не направлялось, следовательно, и культурогенез  происходил стихийно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67380. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ 77 KB
  Чтобы осуществить концептуальный переход с уровня индивидуального действия на уровень макросоциологии определим что такое действие. Аффективные реакции панику поведение агрессивной толпы нельзя назвать действиями. А как оценить действия человека постоянно находящегося в полном...
67381. МІКРОЕКОНОМІКА. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 1.24 MB
  Ринок досконалої конкуренції це структура яка має низьку концентрацію продавців і покупців регулюється виключно автоматичними ринковими механізмами попиту пропонування ціни без втручання будьяких інституцій – державних або недержавних.
67382. ОБМЕЖЕННЯ ВИРОБНИКА. ПРОДУКТИВНІСТЬ РЕСУРСІВ І ВИТРАТИ ВИРОБНИЦТВА У КОРОТКО- ТА ДОВГОСТРОКОВОМУ ПЕРІОДАХ 1.29 MB
  Основне обмеження в моделі поведінки фірми складають витрати виробництва. Ця особливість зумовлює відмінність виробничої функції і короткострокових витрат. Спадна продуктивність змінного фактора визначає динаміку короткострокових витрат виробництва. Короткострокові витрати виробництва...
67383. МАКСИМІЗАЦІЯ ПРИБУТКУ І ЦІНОВА СТРАТЕГІЯ МОНОПОЛІЇ 1.77 MB
  Ступінь панування фірми на ринку характеризує концентрація продавців. Коефіцієнт концентрації визначає процент продажу продукції фірми декількох фірм від загального обсягу продажу на ринку. Вибір монополії можна проаналізувати за допомогою тих же двох підходів які застосовувались при вивченні...
67384. СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 60 KB
  Хотя в некоторых ситуациях возможно взаимодействие без коммуникации все же в подавляющем большинстве случаев социальные контакты включают коммуникацию. Сила этих мощнейших орудий коммуникации в том что они представляют собой пустые формы и поэтому...
67385. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ 55.5 KB
  Данные социальные роли обусловливают конкретный набор обязанностей и прав. Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую долго свободы для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым и мягким соблюдать жесткую дистанцию по отношению...
67386. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС 50 KB
  Помимо понятия социальной роли социологи используют понятие социального статуса. Содержательное различие между ними сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возможность качественной оценки того, насколько индивид соответствует ролевым требованиям.
67387. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 82.5 KB
  Термин поведение имеет несколько иной смысл чем традиционно философские понятия действие и деятельность. Если под действием понимается рационально обоснованный поступок имеющий ясную цель стратегию конкретные осознанные методы и средства то поведение это всего лишь реакция живого...
67388. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 77 KB
  Нормальным называют такое поведение индивидов, которое со ответствует ролевым ожиданиям и ориентировано на признанные обществом ценности и нормы. Однако в любом обществе всегда находятся индивиды, ведущие себя «не по правилам», пренебрегающие нормами, не оправдывающие ролевых ожиданий.