66918

Болдинский период творчества

Лекция

Литература и библиотековедение

Это один из плодотворных периодов в творчестве А.С. Пушкина. Исследователи считают, что в это время в поэзии Пушкина доминируют 2 темы: тема поэта и поэзии («Румяный критик мой», «Ответ анониму»). Своеобразие этой темы заключается в том, что к традиционному видению...

Русский

2014-09-01

45 KB

4 чел.

Болдинский период творчества

Это один из плодотворных периодов в творчестве А.С. Пушкина. Исследователи считают, что в это время в поэзии Пушкина доминируют 2 темы: тема поэта и поэзии («Румяный критик мой», «Ответ анониму»). Своеобразие этой темы заключается в том, что к традиционному видению темы добавляется сатирическая нотка оппонирования своим литературным рогам. В эти годы Пушкин создает стихотворение, которое стало программным («Пророк»). Тема поэта и поэзии как бы растворяется в решении конкретных вопросов, таких как: поэт и действительность, поэт и народ, поэт и толпа. Пушкиным ставится вопрос о назначении поэзии. Им ставится вопрос о психологии поэтического творчества в современной ему России. Пророк Пушкина посвящен описанию рождения поэта, он посвящен и обретению им особого поэтического дара, дара, который свойственен не любому поэту-ремесленнику, а лишь тому, кто будучи «духовной жаждою томим» способен преодолеть в себе малодушную приверженность к заботам суетного света. Написано от имени библейского пророка. Пророк рассказывает о себе. Пророк вещает волю божью. Рассказ выдержан в том библейском стиле, котором написана книга пророка Исайи, который проповедовал миру то, что придет спаситель мира. И, пользуясь библейскими образами и мотивами, Пушкин изображает творческое прозрение поэта. Явление Серафима знаменует рождение того особого вдохновения, которое отличает пророков и поэтов. Стихотворение представляет собой монолог, монолог отличающийся обилием старославянизмов. Этим мотивирован высокий, торжественный стиль. Поэт в понимании А.С. Пушкина – это пророк, который чуждается мнения толпы, светской черни, чья жизнь ограничена материалистическими заботами о материальных благах. Здесь возникает романтическая оппозиция. Поэта не интересуют заботы суетного света, мнения людей, внешние факты жизни. Его поэтический взор по мысли Пушкина, должен проникать в глубь явлений и не ограничиваться их поверхностью. Назначение поэта, по мнению Пушкина: «глаголом жечь сердца людей».

Вторая тема – философская. Она была и в лирике («Элегия», «Стихи сочиненные ночью во время бессонницы»). В это время Пушкин пробует себя в драматургии – рождаются знаменитые маленькие трагедии. Он называет их драматургическими опытами или драматургическими исследованиями. Сам Пушкин расположил эти трагедии так: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Общим для всех трагедий является столкновение человека и стихии, поэтому здесь поставлены проблемы философского плана.

  1.  Проблема власти и денег («Скупой рыцарь»).
  2.  Проблема гения ремесла («Моцарт и Сальери»).
  3.  Проблема ответственности  в любви («Каменный гость»).
  4.  Проблема судьбы человека и власти рока, жизни и смерти («Пир во время чумы»).

Слово трагедия предполагала гибель героя, Пушкин немного наполняет другим смыслом это слово, в каждом из героев мы видим трагедию человека. Маленькие трагедии имели глубокие биографические параллели с Пушкиным, поэтому магистральной темой является тема человека перед лицом вечности. Много исследователей видели сущность конфликта по-своему. Гуковский видел единство этого цикла в конфликте между людьми разных эпох. Рыцарский и денежный век «Скупой рыцарь». Романтизм и классицизм столкнулись в «Моцарте и Сальери», ренессанс  и средние века столкнулись в «Каменном госте». Ренессанс и пуританизм в «Пире во время чумы». Ю.М. Лотман считает, что центральный конфликт маленьких трагедий можно определить как противостояние свободы и несвободы человека над обстоятельствами.

В Болдинский период творчества Пушкин обращается к прозе. Ученые отмечают, что Пушкин шел к прозе исключительно долго, считают, что у Пушкина есть своя теория или концепция прозы.

В разные периоды жизни в разных произведениях Пушкин высказывался о том, какой должна быть проза. Пушкин знаменит, тем, что в одном стихотворении он говорит, что «года к суровой прозе клонят». Проза должна быть простой, краткой, лаконичной и высокая степень информативности.

Серьезность тем и проблем. Человек перед выбором, перед нравственным выбором. Умение просто излагать самые сложные вещи.

«Повести Белкина»

В Болдино Пушкин присоединяет к маленьким трагедиям другой новаторский цикл, но уже в прозе «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» 1830 год. Пушкинисты видят в этом очень важные движения поэта лирика и автора романа в стихах к «смиренной прозе». Которое позволило Пушкину расширить круг тем, углубить разработку характеров и дать место новым героям. Считается, что Пушкин в это время покончил с романтизмом. В отечественной литературе того периода царит фигурный или красочный стиль пылкого романтика Бестужева-Марлинского. Пушкинские повести многим критикам и читателям казались излишне простыми. Сам же Пушкин говорил: «Точность и краткость – первое достоинство прозы». Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному, да еще и покойному. Это был кроткий, честный юноша, отставной офицер, помещик, получил образование от деревенского дьячка. На досуге Белкин заинтересовался изящной словесностью. Эпиграф ко всем повестям из «Недоросля» как бы подчеркивает эту народность и простоту И. Петровича. Он и собрал эти простые повести, причем записал их от разных рассказчиков, они были названы в предисловии и обработал их по своему умению и усмотрению. Таким образом, Пушкин, как настоящий автор скрывается за двойной цепочкой простодушных характеров и это ему дает большую свободу повествования, создает немалые возможности для комизма, сатиры и пародии. И в то же время, это позволяет выразить своё отношение к данным событиям. Повести Белкина рассказаны как простые занимательные истории об обычных людях, простого звания, за ними, за этими людьми, и через них, видна низовая, простая, народная Россия. С ее реальными заботами и каждодневным бытием. Всем ясно, что эта жизнь неярка и трудна, полна неурядиц, сор с соседями и властями. Различных притеснений и чудовищных чиновничьих злоупотреблений, она полна обмана и самодурства и требует повседневного изнурительного преодоления этих обычных русских препятствий. Эта реальность, которая описана в повестях Белкина, конечно, далека от красивых идеалов романтизма. Несмотря на жизнь, полную очень тяжелых реалий, эти люди хотят быть счастливыми. Тема повестей всего цикла может быть определена как счастье человека в его народном понимании. В цикле повестей 5 повестей. В повести «Выстрел» главный герой Сильвио. Это красивый, сильный, храбрый человек, с цельным и страстных характером. Пушкинисты считают, что он напоминает романтических героев Байрона, Сильвио приходится нелегко. Вынужден буянить ,пить, играть в карты с не очень умными и не очень деликатными офицерами, потому что так принято. Ключевым моментом является встреча и последующая борьба Сильвио с богатым и знатным сослуживцем, которому счастье было во всем: в картах, в любви, в чинах, а у Сильвио было только мало для жизни приспособленное искусство метко стрелять. Так Пушкиным поднимается проблема социального неравенства. И вот великий стрелок всю жизнь свою потратил на то, чтобы повернуть счастье себе лицом, чтобы отомстить графу и отстоять свое первенство и достоинство. Сильвио совершает свой последний героический поступок, участвует в освободительном восстании Греков и погибает в битве с Турками.

В повести «Метель» пародируется романтические баллада В.А. Жуковского. Неравная любовь, родительский запрет, ночь, метель, тайная свадьба. Всё романтически решается. Роковая путаница. Уездная дворянская барышня Марья Гавриловна борется за свое счастье по схемам французских романов, но всюду реальность побеждает книжную схему. Реальность сильнее. Богатая невеста убегает из дома – с драгоценностями. Жестокие родители очень скоро соглашаются на брак с бедным женихом. Он умирает от ран, полученных в Бородинской битве. Реальная жизнь постоянно корректирует сюжеты романов, потому что это жизнь. Марья Гавриловна обретает свою судьбу. Старая комическая путаница с женихами приводит героиню к новому выстраданному счастью.

«Гробовщик». Здесь обнаруживается перекличка с оперой Моцарта «Дон Жуан». Главный герой приглашает к себе в гости покойников, но этот неожиданный пир связан не с любовными приключениями, а с его мрачным ремеслом. Все ужасы как бы приземлены к гробовщике. Стали обычным Петербургским бытом, частью профессией и коммерцией. В печальных занятиях душа гробовщика огрубела настолько, что он не ощущает тени ужаса при явлении потусторонних гостей, Адриан вспоминает лишь, в каких гробах он хоронил и какова была его прибыль.

«Барышня-крестьянка». Эта маленькая изящная комедия положений, которая разворачивается в старинной русской усадьбе, считается, что эта комедия очень остроумна. Пародирует известную трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Два богатых русских барина издавна враждуют из-за мелочи. Между тем их дети по уши влюблены друг в друга. По всей житейской мудрости им следует пожениться, но здесь появляется упрямая русская вражда и молодым людям приходится встречаться тайком и любить друг друга через затейливое переодевание. Их счастье зависит от пугливости куцой кобылки, которая сбросила Муромского на землю. Старики подружились, помирились и всё у них получилось. Все эти сложные романтические перипетии отменены простым стечением обстоятельств.

Вершиной повестей является повесть «Станционный смотритель». По своему сюжету и выразительности, по своей сложной и емкой теме это маленький сжатый роман, повлиявший на последующую русскую прозу и породивший повесть Н.В. Гоголя «Шинель». А.С. Пушкин выстраивает повесть на развитии 2х судеб, они живут очень идиллично, но эта идиллия скоро кончилась. Гусар Минский влюбился в Дуню, ловко разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез Дуню, плачущую и несопротивляющуюся. Минский знатен и богат, имеет чин ротмистра (армейский подполковник). Отец отправился в Петербург спасать дочь, потому что он считал, что коварный соблазнитель скоро бросит Дуню и выставит на улицу. Но этого не случилось. Всё оказалось сложнее. История получилась сложнее для судьбы его дочери, ротмистр полюбил его дочь. Сама по себе Дуня ответила похитителю чувством. Несчастный отец возвращается к себе на станцию и страдает до конца дней. Старик спивается от горя, тоски и одиночества. Его дочь так и не приехала его навестить. История Дуни развивалась по своей логике, она приезжает на бывшую станцию, прекрасной барыней. Этот приезд показал, что Дуня все это время боролась за свое счастье. Мы не знаем, всех тех препятствий, которых она пережила, но семья Минских была против этой женитьбы. На печальном сельском кладбище она молча ложиться на могилу отца, лежала долго. Это обычая последнего прости. Это искренний поступок, и она искренне раскаивается, что не смогла вовремя вернуться к отцу.

Пушкин создал в Самсоне Вырине поразительно емкий образ маленького человека и показал всего его достоинства. Более программно тему маленького человека поставит Гоголь в повести Шинель.

На коллоквиум:

Лирика:

«Тучи», На севере диком, Из Гёте (горные вершины), Листок, Поэт (отделкой золотой блистает мой кинжал), Черкешенка, Элегия, Молитва, Кавказ, Стансы, Ангел, Подражание Байрону, Умирающий гладиатор, Бородино, Смерть поэта (в полном), Ветка Палестины, Кинжал, Дума, Три пальмы, Молитва (в минуту жизни трудною), Как часто пестрою толпою окружен, И скучно и грустно, Родина, Пророк, Сон, Выхожу один я на дорогу.

Проза:

Герой нашего времени, Песня про Купца калашникова, драма Маскарад, Демон, Мцыри, Журналист, читатель и писатель.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67991. Навчання в Росії в 11-14 століттях 116.5 KB
  Історичні зведення про російські школи убогі. Аж до XVІІ століття, коли святитель Дмитрій Ростовський влаштував перші народні школи. Істотно те, що характер народної освіти в Руській державі споконвічно складається як церковний і сімейний. Церковним було мистецтво, зачинателем якого став...
67992. Освітня справа доби гетьманату (квітень — грудень 1918 року) 138 KB
  Щоб зрозуміти погляд П. Скоропадського на державу, треба пояснити, у якому середовищі формувався світогляд гетьмана і в якому контексті доводилося йому діяти. Насамперед він був глибоко пов’язаний з історичною традицією. П. Скоропадський належав до старого козацького роду, серед якого був...
67993. Історичні умови, освіта і наука в період українського культурного відродження ХIХ століття 60.5 KB
  У кінці XVIII ст. територія України була розділена між Австрійською (увійшло 20% площі) і Російською (80%) імперіями. До цього часу завершилася ліквідація української державності. В обох імперіях розгалужений бюрократичний апарат повністю контролював всі сторони життя суспільства.
67994. РОЗВИТОК ШКОЛИ Й ПЕДАГОГІЧНОЇ ДУМКИ НА БУКОВИНІ 129.5 KB
  Еволюція українського шкільництва й педагогічної думки Буковини протікала в загальнонаціональному руслі історії України й належить до цінних надбань виховної культури українського народу. Тим більше, що на цій предковічній території з давніх часів жили українські племена, переважно тиверці та уличі.
67995. Основные физические и логические параметры жестких дисков 23.33 KB
  Все накопители так или иначе соответствуют стандартам, определяемым либо независимыми комитетами и группами стандартизации, либо самими производителями. Среди множества технических характеристик отличающих одну модель от другой можно выделить некоторые, наиболее важные с точки зрения...
67998. Захаров Сергей Александрович 1.4 MB
  Сергей Александрович Захаров, доктор почвенных и сельскохозяйственных наук, прожил 71 год (1878–1949). Во время жизни ученого в России проводились буржуазные реформы. Освобождение крепостных крестьян 1861г. способствовало не только развитию капитализма в России...
67999. Парламентська реформа 1832 р. в Англії на початок чартистського руху 33 KB
  Безпосередньою причиною, яка дала поштовх зародженню чартизму, стали кризи 1825 та 1836 років і утворене ними безробіття 1825—1830 та 1836—1840 років, яке поширювалося переважно в на Ланкаширі. Криза викинула на ринок десятки тисяч робочих рук і значно знизила заробітню плату інших.