66920

Динамика антропологии как социальной науки

Лекция

История и СИД

Просветительско-рационалистический идеал будущего развития культуры идея подхвачена от эпохи просвещения. Они пытались выстроить естественную историю культуры на закономерной основе пытались понять логику развития культуры. Он считал что многообразие культурных явлений можно свести к немногочисленным...

Русский

2014-09-01

39 KB

0 чел.

20.03.2012

Динамика антропологии как социальной науки

Антропология начинается как эволюционистская наука. Эволюционизм. Теория Дарвина, идеи просветителей 18 века, идея прогресса. Основные идеи и принципы эволюционизма:

  1.  Единство человеческого рода и единообразие развития культур. Прямая однолинейность такого развития.
  2.  Тезис об обязательности выделения стадий развития для всех обществ.
  3.  Идея общественного прогресса и исторического оптимизма.
  4.  Просветительско-рационалистический идеал будущего развития культуры (идея подхвачена от эпохи просвещения).

Основоположники эволюционистской теории Льюис Генри Морган и Эдуард Бернет Тайлор. Они были представителями разных школ. Они пытались выстроить естественную историю культуры на закономерной основе, пытались понять логику развития культуры. Пытались выделить этапы культурного развития.

Британская школа эволюционизма и ее представители. Джон Мак-Леннон пытался воссоздать общую историю брака и семьи. Тайлор пытался выстроить последовательность ранних культур человечества. Джон Лаббон стремился в своей построить общие закономерности истории.

Германская школа. Адольф Бастиан – «Человек в истории». Он используется понятие, как элементарные идеи, эти элементарные являются врождёнными у человека и они, по мнению Бастиана, идентичны у всего человечества. Концепция географических провинций. Он считал, что многообразие культурных явлений можно свести к немногочисленным первичным элементам и в результате получить картину первобытной культуры.

Французская школа. Агюст Конт является основоположником социологии. Концепция представление об эволюции мышления. Он строит периодизацию всего исторического процесса. Он отсылается к древнейшим культурам. Первобытным был характерен религиозный тип мышления. И делит его на 3 этапа:

  1.  Фетишизм – это древний тип верования, способность человека наделять предметы, вещи особыми силами.
  2.  Политеизм – многобожие. Образ жизни – это ведение скотоводства.
  3.  Монотеизм – земледелие.

Эмиль Дюркгейм. Леви-Брюль.

США здесь одним из ярких представителей был Льюис Генри Морган. Изначально он имел юридическое образование, познакомившись с Индийскими племенами, он обратился к антропологии. Основная его работа «Древнее общество». Основные проблемы, которые он рассматривает:

  1.  Место и роль родового строя в истории человечества
  2.  История формирования семейно-брачных отношений. Промискуитет (беспорядочные половые отношения). Кровно-родственная семья. Существует табу между браками родителей и семь. Другой тип пуналуальная семья (групповая форма брака нескольких сестер с общими мужьями). Или несколько братьев с общими женами. Парная семья, но без исключительного сожительства. Патриархальная семья. Моногамная семья.
  3.  Периодизация истории человечества.

Минусы эволюционизма

  •  Они не могли объяснить развитие культуры и ее составных частей, базируясь только на идее количественных изменений в культуре.
  •  Они исходили только из того, что возникновение всех будущих культурных явлений имеет предпосылки в начале человеческой истории (металогическое объяснение).

Диффузианизм.

Может пониматься как распространение, растекание. Существуют 3 вида, 3 варианта концепции диффузианизма.

  1.  Имвазионизм (вторжение). С точки зрения имвазионизма все серьезные изменения в обществе и его культуре вызываются вторжением в данную культуру племен и переселенцев, принадлежащих к более высокому уровню развития культуры.  
  2.  Теория культурного центра. Согласно этим теориям, из общих центров цивилизации исходили своего рода мессионерские элиты, которые являлись носителями и распространителями культуры.
  3.  Теория культурных кругов или областей. Здесь изменение в культурах объясняется заимствованием народами друг у друга тех или иных культурных черт.

Родиной диффузианизма является Германия. Основоположник Фридрих Рацель («Народоведение» и «Антропогеография»). Главный предмет изучения Рацеля – это географическое распространение предметов материальной культуры и соответственное распространение народов, носителей этих предметов. Рацель называет 2 способа перемещения культуры:

  1.  Полный и быстрый перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса.
  2.  Перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому.

Народы гибнут и умирают, а предметы остаются. Он умаляет значение человека в культурном процессе.

Лео Фрабениус (немец). Специализируется на изучение африканских народностей. Он изучает материальную культуру и рассматривает 2 способа перемещения культуры:

  1.  Перенос культуры без значительного движения народа и перенос культуры с народами. Человек в его теории занимает подчиненное место. Культура растет сама по себе, без человека и без народа. И культура для него понимается как органическое существо.

Общие положения диффузианистов.

  1.  Культура рассматривается как органические или надорганическое образование. Она возникает  и развивается в конкретных географических условиях и распространяется по всему миру.
  2.  В качестве основной силы развития рассматриваются заимствования.
  3.  Любой элемент культуры возникает только однажды.
  4.  Основным методом исследования культур является изучение культурных кругов и поиск центров, где зарождается культура.

Минусы подхода:

  •  Переоценка культурного значения обменов и заимствований
  •  Чрезмерная концентрация на предметах материальной культуры
  •  Принижение значения роли человека в культурных процессах


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52611. Действия с десятичными дробями (запись, округление, сложение, вычитание) 27 KB
  Предметом усвоения являются общие способы действия способы решения класса задач. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. На каждом последующем уроке конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.