66957

Привитие интереса к учебе, развитие гуманитарных представлений на уроке

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Первое направление предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями способствующими всестороннему развитию ребенка получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья на уроках применение здоровьесберегающих технологий привлечение...

Русский

2014-09-02

162 KB

1 чел.

Донецкая специализированная школа I-III ступеней № 115 с углубленным изучением иностранных языков

Старший учитель Ковалевская Е.Ф.

Тема над которой я работаю «Привитие интереса к учебе, развитие гуманитарных представлений на уроке».

Гуманитаризация обучения - это организация обучения с максимальным учетом индивидуальности учащегося, создание условий для развития духовных ценностей всех участников учебно-воспитательного процесса.

Исходя из этого, свою работу по программе «Дорога к здоровью» строю

следующим образом:

1. Первое направление предусматривает организацию учебно-
воспитательного процесса в соответствии с условиями, способствующими
всестороннему развитию ребенка, получению им высокого уровня знаний
при сохранении его здоровья на уроках, применение здоровьесберегающих
технологий, привлечение родителей к пропаганде здорового образа жизни и
воспитанию культуры поведения.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы - это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

• Объём учебной нагрузки, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

• Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.д.

  1.  Второе направление - педагогика сотрудничества, которая создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.   Это  -   приоритет   воспитания   над   обучением.   В   рамках формулирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьников.
  2.  Третье направление - технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с грудными детьми.

Учащиеся должны знать:

  •  Значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учёбе;
  •  Как охранять своё здоровье от простудных и других инфекционных заболеваний; Как правильно питаться;
  •  Что такое правильная осанка и как её поддерживать;
  •  Что такое закаливание;
  •  Что такое  гигиена, как соблюдать правила гигиены;
  •  Что такое режим дня;
  •  Полезные и вредные привычки;
  •  Правила и нормы поведения во время учебных занятий, соревнований, игровой деятельности, нахождения вблизи водоёмов, железной дороги и в общественном транспорте;
  •  Лечебные свойства растений, умение их использовать.

Учащиеся должны уметь:

  •  Правильно строить режим дня и выполнять его;
  •  Применять на практике основные нормы гигиены;
  •  Принимать активное участие в реализации проектов, направленных на
  •  укрепление здоровья;
  •  Оказывать  простейшую  помощь  при  небольших  ранениях,  ушибах, ожогах, обморожениях;
  •  Распознавать и анализировать опасные ситуации;
  •  Удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня.

Красной нитью проходит проблема «Человек-образ  жизни-образование-здоровье». Для созвучия с этой проблемой в своей практической деятельности пользуюсь интересными находками:

приёмы мобилизации внимания учащихся;

использование «активных методов обучения в оргмоменте урока»;

«мажорный» тон урока;

групповая работа;

опора на фантазию;

имитация каких-либо занятий или видов работ;

состоятельно-игровая основа;

оригинальная организация учебного материала;

аналогия с организационными событиями.

Опора на фантазию:

  1.  Урок-сказка.
  2.  Урок творчества.
  3.  Урок-творческий отчет.
  4.  

Урок-выставка.

Урок-«удивительное рядом».

Урок-бенефис.

Урок-сюрприз.

Урок-подарок от сказочного героя.

Имитация каких-либо занятий:

  1.  Заочная экскурсия.
  2.  Путешествие в прошлое (будущее).
  3.  Путешествие по стране.
  4.  Поездка «на поезде».

Сознательно-игровая основа:

  1.  Урок - игра.
  2.  Урок-КВН.
  3.  Что? Где? Когда?
  4.  Урок викторина.
  5.  Конкурс.

Оригинальная организация учебного материала:

урок памяти;

урок «Мой поэт»;

урок-дид. Игра;

мозговая атака, мозговой штурм;

урок-портрет.

АНАЛОГИЯ С ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СОБЫТИЯМИ:

  •  урок-аукцион;
  •  урок-памятка.

Удивляй!

Начало урока:

  1.  Вопросы на доске по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть верные и неверные. Где допущены ошибки?
  2.  Даётся традиционное задание с уже традиционным решениелНайти более краткое, рациональное решение.
  3.  На доске дана схема. Надо путем «мозгового штурма» найти возможность изложения изучаемого материала.
  4.  Задание на смекалку.
  5.  Дается материал на запоминание, тренировку памяти, наблюдательности.
  6.  На парте лежит чистый лист. Учитель говорит, что по теме будет самостоятельная работа. Делайте заметки.
  7.  Урок начинается с кроссворда, составленного дома.
  8.  Рифмованное начало урока:

Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изученный материал:

1. Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь всё понять –

Буду грамотно писать.

2. Долгожданный дан  звонок -
Начинается урок.
Великая радость - работа

В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счета –

Всё счастье земли - за трудом.

                    (В. Брюсов)

3. Каждый день - всегда,  везде,
На занятиях, в игре -
Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  1.  Тут затеи и задачи,
    Игры, шутки, всё для вас!
    Пожелаем всем удачи -
    За работу, в добрый час!

6. Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать,

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

7. Решать, отгадывать, смекать!

Не стыдно не знать, стыдно дырку в голове скрывать.

Начало игры с элементами театрализации:

  1.  Сосчитайка - устный или письменный фронтальный счёт.
  2.  Повторяйка - дети дублируют друг друга при проверке задания.
  3.  Помогайка - работа в паре.
  4.  Думайка - решение по вариантам.
  5.  Соображайка - опережение, задание повышенной трудности.
  6.  Знайка - изучение нового материала.
  7.  Выбнрайка - при закреплении материала дети выбирают предложенные

задания.

Как разработать нестандартный урок?

  •  наличие карты игры-путешествия;
  •  в карте отмечены все станции, где побывает учащийся;
  •  определение  транспорта,  на  котором  будут  путешествовать  (поезд,
  •  автобус, самолёт, машина времени, ракета);
  •  сопровождение музыкальной заставкой, игровыми конкурсами, стихами,
  •  песнями;
  •  в путешествие обязательно включаются элементы ролевой игры;
  •  путешествие имеет станцию прибытия; игра длится 8-12 минут;
  •  тематика: в цирке, по морю (к Робинзону Крузо, к Айболиту и т.д.), в страну сказок, в страну Мульти-Пульти, но городам и т.д.)

- Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины, И питается бензином. (Автобус)

- Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам, На какую захотим, На такую полетим.

- Торопится поезд, колёса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

Физкультминутки

1. Имитация:

1) Глазки закрываются,

(руки на парте, голова на руках)

Ручки расслабляются,

Спинка не напряжена,

И расслаблена она,

Ножки не напряжены

И расслаблены они;

Мы на солнечной полянке,

На зелёной ясной травке,

Дышим ровно, глубоко

И спокойно и легко.

Бабочки летают, спать нам не мешают.

Но не хочется нам спать.

И пора уже вставать.

Семь, восемь - лень отбросим!

2) Поработали мы дружно,

А теперь поспать нам нужно

(дети кладут голову на руки, закрывают глаза)

Тише, тише, тишина

В нашу комнату пришла.

Умножали, умножали,

Очень-очень мы устали.

2. С наглядными пособиями:

— Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова нарубим,

Приседаем столько раз,

Столько мячиков у нас.

Сколько покажу кружочков,

    Столько сделаем прыжочков.

— Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

И присядем столько раз,

Сколько уточек у нас.

На носочки встанем,

Потолок достанем и тихонько сядем.

Гимнастика для глаз

  •  Глаза вверх, вниз, влево, вправо, на нос, закрыть.

Круговые движения по векам глаз.

Двумя пальчиками нажимать слегка на веки.

Подёргать за мочки ушей

— Музыкальные паузы (спокойные и с танцевальными движениями).

— Загадки, скороговорки.

—Занимательные вопросы:

  •  Ты да я да мы с гобой. Сколько нас? (2)
  •  У семерых братьев по одной сестричке. Сколько их? (8)
  •  Две матери, две дочки и бабушка с внучкой. Сколько их? (3-бабушка, мать и дочь).

Любопытные факты.

Речевые игры.

С третьего класса заводим тетрадь.

С - сам

У- успешно

П - помогаю

С - себе

А' - критически

О - осваивать

Т - трудные

О - орфографические

М - моменты

(картинка кота закрывает надпись)

В ней:

  1.  Списывание.
  2.  Творческие работы.
  3.  Стихи.
  4.  Рифмы.
  5.  Загадки.
  6.  Песни.
  7.  Скороговорки.
  8.  Рисунки.

На уроках использую игры:

Математика:

  1.  День и ночь.
  2.  Лесенка.
  3.  Эстафета.
  4.  Составим поезд.
  5.  Молчанка.
  6.  Кто первый?
  7.  Разные путешествия.

Русский язык:

  1.  Слово заблудилось.
  2.  Аукцион.
  3.  Предугадай.
  4.  Дырка в слове.
  5.  Подбери синонимы (антонимы).
  6.  Будь точным.
  7.  Спрашивайте-отвечаем.
  8.  Исправь ошибки.
  9.  Помоги Незнайке.
  10.  Согласись со Знайкой.
  11.  Ребусы.
  12.  Из шкатулки Почемучки.
  13.  Разговор букв.

Использую на уроках письма, русского языка эмоциональные паузы. Легче запоминается то, что имеет эмоциональную окраску. На минутах чистописания, для развития речи я использую такой приём: пишу на доске текст, где пропущены контрольные моменты. Читаем, указываем контрольные моменты, члены предложения, устанавливаем связь слов в предложении, дополняем или распространяем текст, раскрываем воспитательную цель. А затем даю учащимся время 1-2 мин. Зарисовать свои эмоции, связанные с текстом.

Чтобы у учащихся были хорошие эмоции, записываю в дневники и тетради:

  •  Люблю тебя.
  •  Умеешь творить.
  •  У тебя получится. Верю!
  •  Молодец!
  •  Отлично!
  •  Радуешь!
  •  Супер-пупер!

За ответы:

Мисс Артистичность.

Леди Старательность.

Юный Эрудит.

Мисс (Мистер) Внимание.

Мисс Любознательность.

Диктор радио.

Диктор телевидения.      Конкурсное чтение

Когда интересно в школе,- туда хочется ходить. А значит, есть  настроение, есть здоровье, есть интерес, задор.

Это то, что сохраняет здоровье нашим детям. Это и есть - дорога к здоровью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84543. Регуляція діяльності серця. Міогенні та місцеві нервові механізми регуляції діяльності серця 40.8 KB
  Міогенні та місцеві нервові механізми регуляції діяльності серця. Баланс притоку та відтоку крові притік крові до серця по венозних судинах; відтік за рахунок активного вигнання крові шлуночками серця; 2. Рівний хвилинний обєм крові ХОК правого та лівого відділів серця; 3.
84544. Місцеві міогенні механізми регуляції серцевої діяльності 48.71 KB
  Залежність ССС від вихідної довжини КМЦ. Залежність ССС від опору вигнанню рівня артеріального тиску. Залежність ССС від ЧСС. Тому суть цього механізму можна викласти так: чим більше крові притікає до серця під час діастоли тим більша вихідна довжина КМЦ тим більша ССС СО.
84545. Характер і механізми впливів симпатичних нервів на діяльність серця. Роль симпатичних рефлексів в регуляції серцевої діяльності 44.58 KB
  Характер впливів симпатичної нервової системи на серце: позитивний інотропний вплив посилює силу серцевих скорочень; позитивний хронотропний вплив посилює ЧСС; позитивний дромотропний вплив посилює швидкість проведення збудження по елементам провідної системи серця особливо по передсердношлуночковому вузлу структурам провідної системи шлуночків; позитивний батмотропний вплив збільшення збудливості. Медіатор норадреналін взаємодіє переважно з βадренорецепторами оскільки αадренорецепторів тут майже немає при цьому...
84546. Характер і механізми впливів парасимпатичних нервів на діяльність серця. Роль парасимпатичних рефлексів в регуляції серцевої діяльності 44.78 KB
  Механізм впливів блукаючого нерва на серце повязаний із дією медіатора ацетилхоліну на мхолінорецептори КМЦ типових і атипових. В результаті підвищується проникність мембран КМЦ для йонів калію посилення виходу йонів із клітини за градієнтом концентрації що в свою чергу веде до: розвитку гіперполяризації мембран КМЦ; найбільше цей ефект виражений в клітинах з низьким вихідним рівнем мембранного потенціалу найбільше в вузлах АКМЦ: пазуховопередсердному та передсердношлуночковому де МПС = 60мВ; менше в КМЦ передсердь; найменше ...
84547. Гуморальна регуляція діяльності серця. Залежність діяльності серця від зміни йонного складу крові 44.41 KB
  Залежність діяльності серця від зміни концентрації йонів в плазмі крові. Найбільше клінічне значення має вплив йонів калію. При гіпокаліємії зниження концентрації йонів калію в плазмі крові нижче 1ммоль л розвиваються різноманітні електрофізіологічні зміни в КМЦ. Характер змін в КМЦ залежить від того що переважає: втрата йонів калію клітинами чи міжклітинною рідиною.
84548. Особливості структури і функції різних відділів кровоносних судин у гемодинаміці. Основний закон гемодинаміки 52.71 KB
  При такому підході видно що кровоносна система є замкненою системою в яку послідовно входять два насоси і судини легень і паралельно судини решти областей. Судини у системі крові виконують роль шляхів транспорту. Рух крові по судинам описує основний закон гемодинаміки: де Р1 тиск крові на початку судини Р2 в кінці судини R тиск який здійснює судина току крові Q обємна швидкість кровотоку обєм який проходить через поперечний переріз судини за одиницю часу. Отже рівняння можна прочитати так: обєм крові що проходить...
84549. Значення в’язкості крові для гемодинаміки. Особливості структури та функції різних відділів судинної системи 44 KB
  Вязкість крові залежить від таких 2ох факторів. Від зміни лінійної швидкості руху крові. Вязкість крові складає 45 50 умовних одиниць а плазми 17 23 гривні.
84550. Лінійна і об’ємна швидкості руху крові у різних ділянках судинного русла. Фактори, що впливають на їх величину 41.83 KB
  Обємна швидкість руху крові той обєм крові котрий проходить через поперечний переріз судини за одиницю часу. Замкнута система кровообігу може нормально функціонувати лише при умові що обємна швидкість кровотоку в будьякій ділянці однакова. Лінійна швидкість руху крові швидкість руху частинок крові відносно стінок судини. Оскількм ХОК в різних ділянках однаковий лінійна швидкість кровотоку визначається площею поперечного перерізу.
84551. Кров’яний тиск і його зміни у різних відділах судинного русла 41.24 KB
  Головним фактором який впливає на формування кровяного тиску є ЗПОзагальний периферичний опір сумарний опір всіх судин великого кола кровообігу. Він забезпечує падіння тиску крові з 100 в аорті до 0 мм рт. Оцінити внесок судин різних областей в його створення можна по падінню тиску ΔР крові на рівні цих судин так як ΔР = Q R а Q в даний момент часу однаковий в будьякій ділянці судинної системи аорта всі артеріоли всі капіляри всі венули і т. Загальне зниження тиску на ділянці аорта нижня порожниста вена складає 100 мм.