66957

Привитие интереса к учебе, развитие гуманитарных представлений на уроке

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Первое направление предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями способствующими всестороннему развитию ребенка получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья на уроках применение здоровьесберегающих технологий привлечение...

Русский

2014-09-02

162 KB

1 чел.

Донецкая специализированная школа I-III ступеней № 115 с углубленным изучением иностранных языков

Старший учитель Ковалевская Е.Ф.

Тема над которой я работаю «Привитие интереса к учебе, развитие гуманитарных представлений на уроке».

Гуманитаризация обучения - это организация обучения с максимальным учетом индивидуальности учащегося, создание условий для развития духовных ценностей всех участников учебно-воспитательного процесса.

Исходя из этого, свою работу по программе «Дорога к здоровью» строю

следующим образом:

1. Первое направление предусматривает организацию учебно-
воспитательного процесса в соответствии с условиями, способствующими
всестороннему развитию ребенка, получению им высокого уровня знаний
при сохранении его здоровья на уроках, применение здоровьесберегающих
технологий, привлечение родителей к пропаганде здорового образа жизни и
воспитанию культуры поведения.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы - это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

• Объём учебной нагрузки, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

• Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.д.

  1.  Второе направление - педагогика сотрудничества, которая создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.   Это  -   приоритет   воспитания   над   обучением.   В   рамках формулирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьников.
  2.  Третье направление - технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с грудными детьми.

Учащиеся должны знать:

  •  Значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учёбе;
  •  Как охранять своё здоровье от простудных и других инфекционных заболеваний; Как правильно питаться;
  •  Что такое правильная осанка и как её поддерживать;
  •  Что такое закаливание;
  •  Что такое  гигиена, как соблюдать правила гигиены;
  •  Что такое режим дня;
  •  Полезные и вредные привычки;
  •  Правила и нормы поведения во время учебных занятий, соревнований, игровой деятельности, нахождения вблизи водоёмов, железной дороги и в общественном транспорте;
  •  Лечебные свойства растений, умение их использовать.

Учащиеся должны уметь:

  •  Правильно строить режим дня и выполнять его;
  •  Применять на практике основные нормы гигиены;
  •  Принимать активное участие в реализации проектов, направленных на
  •  укрепление здоровья;
  •  Оказывать  простейшую  помощь  при  небольших  ранениях,  ушибах, ожогах, обморожениях;
  •  Распознавать и анализировать опасные ситуации;
  •  Удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня.

Красной нитью проходит проблема «Человек-образ  жизни-образование-здоровье». Для созвучия с этой проблемой в своей практической деятельности пользуюсь интересными находками:

приёмы мобилизации внимания учащихся;

использование «активных методов обучения в оргмоменте урока»;

«мажорный» тон урока;

групповая работа;

опора на фантазию;

имитация каких-либо занятий или видов работ;

состоятельно-игровая основа;

оригинальная организация учебного материала;

аналогия с организационными событиями.

Опора на фантазию:

  1.  Урок-сказка.
  2.  Урок творчества.
  3.  Урок-творческий отчет.
  4.  

Урок-выставка.

Урок-«удивительное рядом».

Урок-бенефис.

Урок-сюрприз.

Урок-подарок от сказочного героя.

Имитация каких-либо занятий:

  1.  Заочная экскурсия.
  2.  Путешествие в прошлое (будущее).
  3.  Путешествие по стране.
  4.  Поездка «на поезде».

Сознательно-игровая основа:

  1.  Урок - игра.
  2.  Урок-КВН.
  3.  Что? Где? Когда?
  4.  Урок викторина.
  5.  Конкурс.

Оригинальная организация учебного материала:

урок памяти;

урок «Мой поэт»;

урок-дид. Игра;

мозговая атака, мозговой штурм;

урок-портрет.

АНАЛОГИЯ С ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СОБЫТИЯМИ:

  •  урок-аукцион;
  •  урок-памятка.

Удивляй!

Начало урока:

  1.  Вопросы на доске по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть верные и неверные. Где допущены ошибки?
  2.  Даётся традиционное задание с уже традиционным решениелНайти более краткое, рациональное решение.
  3.  На доске дана схема. Надо путем «мозгового штурма» найти возможность изложения изучаемого материала.
  4.  Задание на смекалку.
  5.  Дается материал на запоминание, тренировку памяти, наблюдательности.
  6.  На парте лежит чистый лист. Учитель говорит, что по теме будет самостоятельная работа. Делайте заметки.
  7.  Урок начинается с кроссворда, составленного дома.
  8.  Рифмованное начало урока:

Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изученный материал:

1. Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь всё понять –

Буду грамотно писать.

2. Долгожданный дан  звонок -
Начинается урок.
Великая радость - работа

В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счета –

Всё счастье земли - за трудом.

                    (В. Брюсов)

3. Каждый день - всегда,  везде,
На занятиях, в игре -
Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  1.  Тут затеи и задачи,
    Игры, шутки, всё для вас!
    Пожелаем всем удачи -
    За работу, в добрый час!

6. Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать,

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

7. Решать, отгадывать, смекать!

Не стыдно не знать, стыдно дырку в голове скрывать.

Начало игры с элементами театрализации:

  1.  Сосчитайка - устный или письменный фронтальный счёт.
  2.  Повторяйка - дети дублируют друг друга при проверке задания.
  3.  Помогайка - работа в паре.
  4.  Думайка - решение по вариантам.
  5.  Соображайка - опережение, задание повышенной трудности.
  6.  Знайка - изучение нового материала.
  7.  Выбнрайка - при закреплении материала дети выбирают предложенные

задания.

Как разработать нестандартный урок?

  •  наличие карты игры-путешествия;
  •  в карте отмечены все станции, где побывает учащийся;
  •  определение  транспорта,  на  котором  будут  путешествовать  (поезд,
  •  автобус, самолёт, машина времени, ракета);
  •  сопровождение музыкальной заставкой, игровыми конкурсами, стихами,
  •  песнями;
  •  в путешествие обязательно включаются элементы ролевой игры;
  •  путешествие имеет станцию прибытия; игра длится 8-12 минут;
  •  тематика: в цирке, по морю (к Робинзону Крузо, к Айболиту и т.д.), в страну сказок, в страну Мульти-Пульти, но городам и т.д.)

- Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины, И питается бензином. (Автобус)

- Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам, На какую захотим, На такую полетим.

- Торопится поезд, колёса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

Физкультминутки

1. Имитация:

1) Глазки закрываются,

(руки на парте, голова на руках)

Ручки расслабляются,

Спинка не напряжена,

И расслаблена она,

Ножки не напряжены

И расслаблены они;

Мы на солнечной полянке,

На зелёной ясной травке,

Дышим ровно, глубоко

И спокойно и легко.

Бабочки летают, спать нам не мешают.

Но не хочется нам спать.

И пора уже вставать.

Семь, восемь - лень отбросим!

2) Поработали мы дружно,

А теперь поспать нам нужно

(дети кладут голову на руки, закрывают глаза)

Тише, тише, тишина

В нашу комнату пришла.

Умножали, умножали,

Очень-очень мы устали.

2. С наглядными пособиями:

— Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова нарубим,

Приседаем столько раз,

Столько мячиков у нас.

Сколько покажу кружочков,

    Столько сделаем прыжочков.

— Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

И присядем столько раз,

Сколько уточек у нас.

На носочки встанем,

Потолок достанем и тихонько сядем.

Гимнастика для глаз

  •  Глаза вверх, вниз, влево, вправо, на нос, закрыть.

Круговые движения по векам глаз.

Двумя пальчиками нажимать слегка на веки.

Подёргать за мочки ушей

— Музыкальные паузы (спокойные и с танцевальными движениями).

— Загадки, скороговорки.

—Занимательные вопросы:

  •  Ты да я да мы с гобой. Сколько нас? (2)
  •  У семерых братьев по одной сестричке. Сколько их? (8)
  •  Две матери, две дочки и бабушка с внучкой. Сколько их? (3-бабушка, мать и дочь).

Любопытные факты.

Речевые игры.

С третьего класса заводим тетрадь.

С - сам

У- успешно

П - помогаю

С - себе

А' - критически

О - осваивать

Т - трудные

О - орфографические

М - моменты

(картинка кота закрывает надпись)

В ней:

  1.  Списывание.
  2.  Творческие работы.
  3.  Стихи.
  4.  Рифмы.
  5.  Загадки.
  6.  Песни.
  7.  Скороговорки.
  8.  Рисунки.

На уроках использую игры:

Математика:

  1.  День и ночь.
  2.  Лесенка.
  3.  Эстафета.
  4.  Составим поезд.
  5.  Молчанка.
  6.  Кто первый?
  7.  Разные путешествия.

Русский язык:

  1.  Слово заблудилось.
  2.  Аукцион.
  3.  Предугадай.
  4.  Дырка в слове.
  5.  Подбери синонимы (антонимы).
  6.  Будь точным.
  7.  Спрашивайте-отвечаем.
  8.  Исправь ошибки.
  9.  Помоги Незнайке.
  10.  Согласись со Знайкой.
  11.  Ребусы.
  12.  Из шкатулки Почемучки.
  13.  Разговор букв.

Использую на уроках письма, русского языка эмоциональные паузы. Легче запоминается то, что имеет эмоциональную окраску. На минутах чистописания, для развития речи я использую такой приём: пишу на доске текст, где пропущены контрольные моменты. Читаем, указываем контрольные моменты, члены предложения, устанавливаем связь слов в предложении, дополняем или распространяем текст, раскрываем воспитательную цель. А затем даю учащимся время 1-2 мин. Зарисовать свои эмоции, связанные с текстом.

Чтобы у учащихся были хорошие эмоции, записываю в дневники и тетради:

  •  Люблю тебя.
  •  Умеешь творить.
  •  У тебя получится. Верю!
  •  Молодец!
  •  Отлично!
  •  Радуешь!
  •  Супер-пупер!

За ответы:

Мисс Артистичность.

Леди Старательность.

Юный Эрудит.

Мисс (Мистер) Внимание.

Мисс Любознательность.

Диктор радио.

Диктор телевидения.      Конкурсное чтение

Когда интересно в школе,- туда хочется ходить. А значит, есть  настроение, есть здоровье, есть интерес, задор.

Это то, что сохраняет здоровье нашим детям. Это и есть - дорога к здоровью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76866. Пути оттока лимфы от молочной железы 182.41 KB
  Они впадают в следующие лимфатические узлы. Непостоянные 15 межгрудные лимфатические узлы nodi lymphtici interpectorlis расположенные между большой и малой грудными мышцами. Выносящие из них сосуды направляются в предаортальные узлы но могут вливаться непосредственно в грудной проток и левый яремный ствол. Часть приносящих лимфатических сосудов обходит лимфатические узлы и напрямую вливается в выносящие сосуды или подключичные яремные и бронхомедиастинальные стволы что приводит к отдаленному метастазированию опухолевых клеток из...
76867. Лимфатические сосуды легких и грудные узлы 180.75 KB
  Приносящие лимфатические сосуды возникают на уровне легочных сегментов переходят в долевые и воротные покидая легкие вместе с венами вливаются в следующие висцеральные лимфатические узлы грудной полости. Бронхопульмональные nodi lymphtici bronchopulmonles 425 внутриорганные узлы располагаются у сегментарных и долевых бронхов внеорганные узлы находятся в корне легкого у главного бронха. Трахеобронхиальные узлы nodi lymphtici trcheobronchiles: верхние 114 и нижние 330 лежат над и под бифуркацией трахеи.
76868. Лимфатические сосуды и узлы органов брюшной полости 186.2 KB
  Из капиллярных сплетений начинаются приносящие лимфатические сосуды которые направляются к краям органа и вливаются в органные лимфатические узлы. Из сплетений приносящие лимфатические сосуды направляются к воротам органов где вступают в органные лимфатические узлы. Из них выходят выносящие сосуды большая часть которых вливается в межорганные и региональные лимфатические узлы меньшая в кишечные поясничные лимфатические стволы грудной проток.
76869. Лимфатические сосуды и узлы таза 179.97 KB
  Приносящие сосуды возникающие из внутриорганных лимфатических сплетений направляются к не многочисленным висцеральным лимфатическим узлам: 1 околомочепузырным собирающим лимфу не только от мочевого пузыря но и от простаты мочеточников и начального отдела уретры; 2 околоматочным расположенным в параметрии между листками широкой маточной связки и собирающим лимфу от матки и маточных труб; 3 околовлагалищным лежащим на передней и задней стенках влагалища; в эти узлы лимфа вливается из шейки матки влагалища и его предверия; 4...
76870. Органы иммунной системы 181.19 KB
  Основой всех иммунных органов является лимфоидная ткань: узелковая и диффузная создающая морфофункциональный клеточный комплекс лимфоцитов плазмоцитов макрофагов и других иммунных клеток. В костном мозге из стволовых клеток путем многократных делений до 100 раз и дифференцировки по трем направлениям эритропоэз гранулопоэз тромбоцитопоэз образуются форменные элементы крови эритроциты агранулоциты лимфо и моноциты тромбоциты а также Влимфоциты. Они участвуют в гуморальном иммунитете и становятся предшественниками...
76871. Центральные органы иммунной системы 184.18 KB
  Общая масса костного мозга medull ossium составляет 253 кг 4547 от массы тела около половины приходится на красный мозг medull ossium rubr столько же на желтый medull ossium flv. В красном костном мозге благодаря многократному делению более 100 раз росту и усложнению структуры стволовые клетки превращаются в эритроциты лейкоциты лимфо и моноциты тромбоциты. Влимфоциты образующиеся в красном мозге участвуют в реакциях гуморального иммунитета вырабатывая антитела.
76872. Периферические иммунные органы 184.32 KB
  В белой пульпе вокруг ветвей и веточек селезеночной артерии располагаются лимфоидные узелки сформированные в периартериальные лимфоидные влагалища вокруг пульпарных ветвей эллипсоидные диски с осевым смещением вокруг центральных веточек и гильзы вокруг кисточковых артериол. В петлях сети находятся лимфоидные узелки и диффузная лимфоидная ткань. Корковое вещество лежит под капсулой и содержит лимфоидные узелки в 051 мм диаметром часть из них имеет центры размножения.
76873. Селезенка (lien, splen) и ее строение 182.4 KB
  Селезенка lien splen располагается глубоко в преджелудочной сумке верхнего этажа брюшной полости проецируется в левой подреберной области на уровне IXXI ребер. Селезенка лиен сплен имеет: массу в 20 40 лет у мужчин 192 г у женщин 153 г; длину в 1014 см ширину в 610 см толщину в 34 см; цвет темнокрасный; поверхности: диафрагмальную выпуклую; висцеральную плоскую или слегка вогнутую с лежащим посредине углублением воротами; края: верхний передний острый нижний задний тупой; концы: задний закругленный ...
76874. Значение нервной системы 184.15 KB
  Условно нервная система подразделяется: на центральную часть в составе головного и спинного мозга; на периферическую часть в составе черепных 12 пар и спинномозговых 31 пара нервов и образующих их корешков; нервных узлов нервных сплетений отдельных ветвей и их нервных окончаний в органах и тканях. Внутри головного мозга нейроны формируют скопления в виде крупных и мелких ядер и сети ретикулярной формации. Нервные волокна мозга подразделяются на ассоциативные комиссуральные и проекционные все они образуют проводящие пути для...