66970

Осень – лету конец, всей работе венец

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить учащихся с результатами работы на учебно-опытном участке, с явлениями, происходящими в природе осенью, с народными обычаями и традициями, связанными с этим временем года. Показать необходимость проведения опытнической и исследовательской работы в природе и на участке.

Русский

2014-09-02

44 KB

0 чел.

Тема:  Осень – лету венец, всей работе венец.

Цель: познакомить учащихся с результатами работы на учебно-опытном участке, с явлениями, происходящими в природе осенью, с народными обычаями и традициями, связанными с этим временем года. Показать необходимость проведения опытнической и исследовательской работы в природе и на участке. Развивать чувства прекрасного, любви к окружающей природе, необходимости её охраны. Воспитывать у учащихся чувство товарищества.

Оборудование: выставка экспонатов, выращенных школьниками на учебно-опытном участке.

(звучит музыка)

Фея-природа:  «Роняет лес багряный свой убор…»

Приходит осень в школьный двор,

И голосами детскими звеня,

Захватывает полностью меня…

Вот и наступила золотая осень…

Я не ошиблась, золотая осень пришла к нам не первого сентября. Дело в том, что фенологический сезон осени делиться на подсезоны: начало осени, золотую осень, глубокую осень и предзимовье…

Золотая осень. Посмотрите на меня, какой чудный на мне наряд! Какими цветами я обладаю, какими красками разрисовываю деревья, кустарники! Сколько богатств у меня: овощи, фрукты, грибы.

(показывает лукошко)

     Осень богатая пора года. Щедро одаривает она тех, кто трудится, не покладая рук, рано вставал, пропалывал, поливал, спасал от вредителей растения. И вот результат: полное лукошко. В этом году и наши ребята постарались. Учащиеся 6-А класса вырастили вот эту пшеницу, ученики из 6-В обеспечили школьный лагерь укропом и щавелем, а ребята из 6-Г вырастили лекарственные растения.

(показывает выставку, появляется Барвинок)

Барвинок: Здравствуйте, ребята! Я не опоздал?

Фея: Здравствуй Барвинок! Ты вовремя и поможешь мне провести праздник.

Барвинок: Хорошо! Тогда сразу я предлагаю разделиться на команды, которым мы дадим названия «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».

Фея: И я объявляю первый конкурс - «Времена года». Каждая команда нам расскажет о своём месяце. Прошу вас.

(выступают учащиеся 6-А класса)

Сентябрь

1.   Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны облака.

            

2.  Приметы осени во всём встречают взор:

Там тянется, блестя на солнце, паутина,

Там скирд виднеется, а там через забор

Кистями красными повиснула рябина.

1. Бабье лето. Одно из самых запоминающихся периодов осени. Оно длится с 14 по 21 сентября. От праздника Семёна.

2. В этот день вечером зажигают в домах посвит. Это такой конусоподобный мешочек, называемый кобицею, под которым и горит лучина. Вокруг усаживаются девушки, кто прядет, кто вышивает. Вскоре приходят юноши, и светлица заполняется песнями, играми, танцами. Такие забавы назывались вечорницами.

( звучит  песня, после проводится игра «Собери урожай»)

 1.   А ещё в сентябре на болоте можно увидеть красные ягодки. Это брусника.        

 2. В лесу открылась лесная школа. Птицы готовят своих птенцов к отлету в тёплые края, а звери готовят свои жилища к зиме.

Наши предки, увидев в небе клин журавлей, говорили: «Із чужої                                  сторононькі повертайтесь додомоньку!». При этом надо было завернуть в платочек часть земли и хранить его до весны. Увидев весной первый журавлиный клик, горсть земли сразу закапывают в поле. Это означало, что весна будет щедрой и буйной.

Сентябрь – это пора зрелых овощей. Очень много загадок о них существует.

Кто отгадает?

-  Сам красивый, а чуб зелёный   (буряк)

- Не конь, не вол, а привязан  (тыква)   

- Кто его раздевает, тот слезы проливает  (лук)

- Что это за голова, лишь зубы да борода  (чеснок)

- Сто одёжек и все без застёжек   (капуста, лук)

- Сидит девица в темнице, а коса на улице  (морковь)

(Опыт «Условия прорастания семян». Учащиеся рассказывают о своей работе на учебно-опытном участке.)

Барвинок:

Люблю дорожкою лесною

Не зная сам куда, брести.

Двойной, глубокой колеею

Идешь, и нет конца пути.

Фея: Унылая пора! Очей очарованья!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

( Танец листочков и Осени)

Барвинок:  А теперь послушаем вторую команду. Что же они нам расскажут об октябре?

(выступают учащиеся 6-В класса)

Октябрь.

2. Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Именно в октябре наступает золотая пора. Осень раскрасила в разноцветные краски листья деревьев, кустарников, трав. Давайте, перечислим все краски осени.

(Конкурс «Аукцион красок», рисуем осень)

В лесу чудо–художник раскрасил  некоторых зверят.  Зайчик уже стал с белыми пятнами. Представляете, как это опасно для его жизни? Поэтому он и дрожит день и ночь, все зиму выглядывает.

Зайчик зщулився в кущах,

Бо напав на нього страх:

Жовтий лист зашелестить –

Зайчик зиркне, затремтить,

Жолудь з дуба упаде –

Охне зайчик: “ Це сова!”

Хрюкнуть в лісі їжаки –

Зайчик скочить:”Це вовки!”

І промчиться із ліска

Через поле до ярка.

Ой – ой! Що це на соснах?

Білочка постаралась!

Грибочки сушить на зиму.

1. Меняет  шубку и белочка, прячутся ящерицы, змеи, лягушки.

2. Если сентябрь пахнет яблоками, то октябрь – капустой, грибами.

                       

(Игра “Собери урожай”. Викторина “Овощи, фрукты”. Учащиеся делятся опытом работы на участке.)

Фея: В ноябре небо становится тёмным. Нависают темные свинцовые тучи, серые косые дожди идут. Деревья стоят совсем голые и печальные.

Барвинок: Уж небо осенью дышало,

                  Уж реже солнышко блистало.

                  Короче становился день,

                  Лесов таинственная тень

                  С печальным шумом обнажалась,

                  Ложился на поля туман,

                  Гусей крикливых караван

                  Тянулся к югу. Приближалась

                  Довольно скучная пора:

                  Стоял ноябрь уж у двора.

(звучит музыка “Времена года” П.И. Чайковского “Ноябрь”)

(выступают учащиеся 6-Г класса)

 1. Дождь, дождь целый день

   Барабанит в стекла.

   Вся земля, вся земля

   От воды размокла.

2. Воет, воет за окном

   Недовольный ветер.

   Хочет двери он сорвать

   Со скрипучих петель.

 3. Ветер, ветер, не стучи

    В запертые сени.

    Пусть горят у нас в печи

    Жаркие поленья.

4. Руки тянутся к теплу,

   Стекла запотели.

   На стене и на полу

   Заплясали тени.

5. Собирайтесь у меня,

   Слушать сказку у огня!

(Выходит сказочница. Инсценировка сценки “Почему ноябрь пегий”)

Сказочница: Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху. Увидал тучу заяц да как заверещит:

- Скорее, туча, скорее! Я давным-давно белый, а снегу все еще нет! Того гляди волк высмотрит!

Сказочница: Услыхала туча зайца и двинулась на лес.

- Нельзя, туча! Назад, назад! - закричала серая куропатка.

- Землю снегом засыпишь. Что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дотянусь?

Сказочница: Туча двинула назад.

- Давай вперед! Нечего пятиться! - заворчал медведь. - Засыпай берлогу мою поскорей. От ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь.

Сказочница: Туча помедлила и опять двинулась в лес.

- Стой! Стой!- завыли волки. - Насыпишь снегу, не пройти, не пробежать. А нас, волков, ноги кормят.

Сказочница: Туча заколебалась и остановилась, а из лесу крик, вой.

- Лети к нам, туча. Засыпай лес снегом, - кричат одни.

- Не смей снег высыпать! – воют другие. - Назад поворачивай!

Туча то вперед, то назад. То посыплет , то перестанет. Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля черная. Ни зима, ни осень.

(Игра “Собери хворостинки” (кто быстрее?). Викторина “Снег и урожай”. Учащиеся рассказывают о работе на участке.)

Фея: Давно вже попращались з нами

З  під неба журавлі.

Пташки замовкли у гаях

І стіхло на землі.

Ще день, ще два – і всі поля

Заснуть глибоким сном.

     Природа готовится к глубокому зимнему сну. И мы с вами тоже приготовимся. Перекопаем землю на наших участках, уберем мусор… И будем ждать весну, чтобы снова взяться за работу. А сейчас я приглашаю всех в хоровод “Урожай”.

 

(подведение итогов. Фея благодарит участников и дарит им свои дары.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1810. Виховний захід. У світі тварин 27.63 KB
  Розширити і уточнити знання дітей про тварин та середовище їх існування. Розвивати пізнавальний інтерес учнів, спостережливість, уважність, пам’ять, уяву, кмітливість, логічне мислення, вміння спостерігати за тваринами, описувати зовнішній вигляд тварин, виховувати розумне бережливе ставлення до природи, дружні взаємовідносини під час гри, дбайливе ставлення до тварин, чуйність, доброту, милосердя.
1811. Виховна, соціально-педагогічна робота з дітьми групи ризику 83.5 KB
  Фактори та причини виникнення категорії дітей "групи ризику". Соціально-педагогічна діяльність з дітьми групи ризику. Організація соціально-педагогічної взаємодії для забезпечення роботи з учнями групи ризику. Формування банку даних дітей і підлітків групи ризику.
1812. Интернет-зависимость. Причины, последствия, рекомендации. 36.05 KB
  Развитие навыков эффективного использования компьютера, интернета. Знакомство с правилами безопасного использования интернета. Знакомство с основными причинами, признаками и последствиями интернет-зависимости.
1813. Методы синтеза оптических систем 1.34 MB
  Под синтезом понимается этап проектирования оптической системы, на котором оптик-конструктор устанавливает её структуру, т. е. количество и взаимное расположение линз (зеркал), материалы, из которых они будут выполнены, а также численные значения конструктивных параметров для последующей оптимизации. Понятие об аберрациях.
1814. АМЕРИКАНО-АНГЛИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ДИПЛОМАТИИ 1.33 MB
  Концепции внешнеполитической деятельности США и Великобритании и традиции американо-английских отношений накануне Первой мировой войны. Американская историография проблемы вступления Соединенных Штатов в войну и развития американо-английских отношений в 1917-1918 гг. Американская историография проблемы вступления Соединенных Штатов в войну и развития американо-английских отношений в 1917-1918 гг.
1816. НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ: ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО КОМПЛЕКСНЫМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ 1.33 MB
  Понятие и экономическое содержание налогового потенциала субъекта федерации. Факторы, определяющие величину налогового потенциала субъектов Российской Федерации и показатели его оценки. Совершенствование системы требований к комплексной оценке налогового потенциала субъекта федерации. Краткосрочное моделирование показателей налогового потенциала субъектов федерации Дальневосточного федерального округа.