66971

Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На эту дилемму по-разному отвечали мыслители прошлого нет единого мнения и у современников. На ваших рабочих листках написаны названия объектов природы: Воздух Земля Вода Растения Животные Человек. По окончании работы заслушиваются ответы учащихся...

Русский

2014-09-02

42.5 KB

3 чел.

УРОК СВОБОДНЫХ  МЫСЛЕЙ

(внеклассное мероприятие по экологии)

Тема: Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин?

Цель: 1. Выявить отношение школьников к природе.

2. Формировать ответственное отношение к природе, активную гуманную позицию по отношению к ней.

3.Научить умению вести беседу на научную тему, четко и ясно излагать свои мысли.

Оборудование: рабочие листы для учащихся, плакаты.

ХОД УРОКА.

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами собрались на необычный урок-урок свободных мыслей. В чем его необычность? Во-первых, вы пришли на него без специальной подготовки, во-вторых, на этом уроке, я хочу услышать от вас не то, что пишут в учебниках, а ваше личное мнение по данному вопросу, ваши свободные мысли. В-третьих, тема нашего урока, скажем прямо, философская: кто же все-таки человек: раб природы или ее господин? На эту дилемму по-разному отвечали мыслители прошлого, нет единого мнения и у современников. А как думаете вы? Не спешите отвечать. Для начала мы с вами проведем небольшое психологическое исследование. Цель его выявление вашего отношения к природе.

2. Проведение психологического исследования.

На ваших рабочих листках написаны названия объектов природы: «Воздух», «Земля», «Вода», «Растения», «Животные», «Человек».

Задание 1.Напишите, пожалуйста, какой смысл вы вкладываете в эти слова? Для описания каждого слова вам дается 2-3 минуты.

Задание 2.А теперь, пожалуйста, объедините слова, предложенные ранее, в группы. Объясните, почему вы образовали именно такие группы.

По окончании работы заслушиваются ответы учащихся и образуются, так называемые, группы единомышленников по способу анализа объектов природы.

1я группа - такую модель познания объектов природы школьниками можно условно назвать моделью «общей судьбы». В ней наиболее полно отражены  естественнонаучные представления школьников о целостности природы: человек не отделен от природы, а является ее составной частью. Человек рассматривается как биологический вид, хотя и наделенный разумом, связанный с природой общими особенностями развития и функционирования. Жизнь и смерть человека зависят от состояния природы. Школьники осознают, что гибель природы может произойти по вине человека, если тот не будет ее охранять.

2я группа - школьники разрывают природную среду, отделяя человека от природы. Могут образоваться две автономные группы - в одну группу входит человек, а  другую образуют растения, животные, вода, земля. «Человек - могущественное существо, которое пользуется всем этим и может себе это подчинить». Школьники одобряют все действия, которые совершает человек, по отношению к природе. Такая позиция проявляет полное безразличие к судьбе природы, к ее будущему. Самоценность природы при этом отрицается.

3я группа - школьники также отделяют человека от природы, но считают, что природа возвышается над человеком, который бессилен познать ее и каким-то образом изменить.

3. Дискуссия по теме урока.

После того, как мы с вами определились в своем отношении к природе, можно перейти ко второй части нашего урока-дискуссии. Я вам буду предлагать проблемные ситуации, а вы высказывать свои мысли по этому поводу. Эти высказывания имеются на вашем рабочем листке.

1.Известный архитектор Ле-Корбюзье писал: «Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней!» Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ свой объясните.

2.Это высказывание вождя индейского племени сиу было сделано в 1854году: «Земля не принадлежит нам. Это мы принадлежим Земле». А что вы думаете по этому поводу?

3.А какие мысли и чувства вызывает у вас эта страшная статистика?

Каждый час на нашей планете:

-1700акров продуктивной земли становится пустыней;

- около 2000детей умирают от голода;

-55человек отравляются и погибают от пестицидов и других отравляющих веществ;

-1000человек умирают от отравления водой;

-2000тонн кислотных дождей выпадают в северном полушарии;

-5-6видов животного или растительного мира исчезают.

Каждую минуту:

-уничтожается более 51акра тропических лесов;

-уничтожается 50тонн плодородной почвы, вследствие неправильного ее использования;

-выделяется более 12 000тонн углекислого газа в атмосферу.

4.А что вы думаете по поводу девиза организации Гринпис: «Земля не досталась нам в наследство от отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

4. Подведение итогов урока.

Ну а теперь, после того как мы с вами обсудили различные аспекты в отношении человека к природе, пришло время попытаться ответить на наш вопрос: «Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин?» Может быть, кто-то из вас после нашего обсуждения изменил свое мнение по этому вопросу, кто-то утвердился в своем мнении, а кто-то, может быть, так и не нашел ответа на этот вопрос. Пожалуйста, вам слово.

После высказывания учащимися своего мнения о роли человека в отношении к природе подводится итог урока.

Цель учителя полвести ребят к мысли, что человек не раб и не господин, а часть природы, ее дитя. И жизнь свою он должен строить в соответствии с законами природы, свято следуя принципу «Не навреди!»

Михаил Дудин

Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все вычерпать до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ,

Не то Земли не будет

И каждого из нас.

Большое всем вам спасибо за то, что приняли участие в этом уроке. Я надеюсь, что это время вы не потратили зря. И у меня к вам большая просьба. На ваших рабочих листках напишите краткий отзыв о нашем уроке: понравилась вам такая форма работы или нет, какие впечатления от урока у вас осталась.

АНАЛИЗ УРОКА.

1)Анализ психологического исследования выявления отношения учащихся к природе.

2)Анализ отзывов об уроке.


Приложение.

РАБОЧИЙ ЛИСТОК

Задание№1. Напишите, пожалуйста, какой смысл вы вкладываете в эти слова:

Воздух -

Земля -

Вода -

Растения -

Животные -

Человек-


Задание№2. Объедините слова, предложенные ранее, в группы. Объясните, почему вы образовали именно такие группы.

1. Известный архитектор Ле-Корбюзье писал: «Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней!»

Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Ответ свой объясните.

2. Это высказывание вождя индейского племени сиу было сделано в 1854году:

«Земля не принадлежит нам. Это мы принадлежим Земле».

А что вы думаете по этому поводу?

3. Девиз организации Гринпис:

«Земля не досталась нам в наследство от отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

А как думаете вы?

Мои впечатления от урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76472. Понятие недействительности брака и основания признания брака недействительным 15.31 KB
  С момента государственной регистрации заключения брака в органах загса. Основания для признания брака недействительным установлены в п. Заключение брака при отсутствии условий установленных законом для заключения брака: взаимного добровольного согласия лиц вступающих в брак и достижения ими брачного возраста если этот возраст не был снижен в порядке установленном законом ст.
76473. Отличие расторжение брака от признания брака недействительным 15.84 KB
  Отдельные же из них в виде исключения продолжают существовать и после расторжения брака. Различен порядок расторжения брака и признания его недействительным. Поразному определяется круг лиц имеющих право обратиться с иском о расторжении брака и признании его недействительным.
76474. Общая совместная собственность супругов и её состав 15.86 KB
  Супруги в брачном контракте могут отнести это имущество либо к общей долевой собственности либо к раздельной собственности каждого из них. Что касается имущества принадлежавшего каждому из супругов до вступления в брак то оно как и прежде признается их раздельной собственностью Аналогичный правовой режим распространяется на имущество полученное одним из супругов во время брака в дар или по наследству а также на вещи индивидуального пользования кроме предметов роскоши хотя бы они и были приобретены во время брака за счет общих...
76475. Личные неимущественные права и обязанности супругов 15.65 KB
  Право супругов на равенство при решении вопросов: воспитания и образования детей; отцовства и материнства; планирования семьи; распределения семейного бюджета; ведения домашнего хозяйства; других вопросов семейной жизни; 5 иные права предусмотренные семейным законодательством. К личными неимущественным правам тесно примыкают такие обязанности супругов как: обязанность не препятствовать другому супругу в осуществлении им личных...
76476. Собственность каждого из супругов (раздельное, индивидуальное имущество) 16.72 KB
  Например дом приобретенный на деньги полученные от продажи квартиры принадлежащей одному из супругов до брака. Семейное законодательство относит к раздельному имуществу супругов не только имущество полученное в дар или по наследству но и имущество полученное по иным безвозмездным сделкам. К этому виду приобретений прежде всего следует отнести имущество полученное в порядке безвозмездной приватизации например при безвозмездной приватизации квартиры одним из супругов.
76477. Осуществление супругами правомочий по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом 14.94 KB
  Особенностью совместной собственности супругов является то что владение пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов п. В настоящее же время в отсутствие специальных правил единственным выходом для супругов которые не могут самостоятельно договориться по вопросу осуществления правомочий владения и пользования общим имуществом является раздел имущества который предполагает прекращение совместной собственности и возникновение общей долевой собственности. Определив свою долю в общем...
76478. Раздел общего имущества супругов: Соглашение о разделе имущества супругов 17.81 KB
  256 ГК РФ имущество нажитое во время брака супругами является их совместной собственностью а имущество которое принадлежало супругам до брака является имуществом каждого из супругов и разделу не подлежит за исключением случаев когда имущество одного из супругов признано судом общим имуществом супругов. 38 СК РФ устанавливает что общее имущество супругов может быть разделено как в течение брака так и после расторжения брака по требованию любого из супругов. Также общее имущество супругов может быть разделено по требованию кредиторов...
76479. Определение долей супругов при разделе имущества в судебном порядке 15.66 KB
  В соответствие с этим совершенно логично звучит принцип равенства долей супругов при разделе общего имущества закрепленный в п. Если договором между супругами не установлено иное то по закону по умолчанию каждый из супругов является собственником доли общего имущества в размере 1 2 части. Как уже упоминалось выше тот факт что один из супругов по уважительной причине не имел источника постоянного дохода или по совместному согласию занимался домашним хозяйством и воспитанием детей не дает никаких оснований уменьшать долю при разделе...
76480. Вопросы, разрешаемые судом при расторжении брака. Момент прекращения брака при разводе 16.15 KB
  24 СК РФ разрешить и другие вопросы: а с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода; б о взыскании с родителей средств на содержание детей; в о взыскании средств на содержание нетрудоспособного нуждающегося супруга; г о разделе имущества находящегося в общей совместной собственности супругов. Не вызывает сомнения что все перечисленные вопросы являются весьма важными для разводящихся супругов. 24 СК РФ требования об учете интересов детей и каждого из супругов например размер алиментов на несовершеннолетних...