66971

Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На эту дилемму по-разному отвечали мыслители прошлого нет единого мнения и у современников. На ваших рабочих листках написаны названия объектов природы: Воздух Земля Вода Растения Животные Человек. По окончании работы заслушиваются ответы учащихся...

Русский

2014-09-02

42.5 KB

3 чел.

УРОК СВОБОДНЫХ  МЫСЛЕЙ

(внеклассное мероприятие по экологии)

Тема: Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин?

Цель: 1. Выявить отношение школьников к природе.

2. Формировать ответственное отношение к природе, активную гуманную позицию по отношению к ней.

3.Научить умению вести беседу на научную тему, четко и ясно излагать свои мысли.

Оборудование: рабочие листы для учащихся, плакаты.

ХОД УРОКА.

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами собрались на необычный урок-урок свободных мыслей. В чем его необычность? Во-первых, вы пришли на него без специальной подготовки, во-вторых, на этом уроке, я хочу услышать от вас не то, что пишут в учебниках, а ваше личное мнение по данному вопросу, ваши свободные мысли. В-третьих, тема нашего урока, скажем прямо, философская: кто же все-таки человек: раб природы или ее господин? На эту дилемму по-разному отвечали мыслители прошлого, нет единого мнения и у современников. А как думаете вы? Не спешите отвечать. Для начала мы с вами проведем небольшое психологическое исследование. Цель его выявление вашего отношения к природе.

2. Проведение психологического исследования.

На ваших рабочих листках написаны названия объектов природы: «Воздух», «Земля», «Вода», «Растения», «Животные», «Человек».

Задание 1.Напишите, пожалуйста, какой смысл вы вкладываете в эти слова? Для описания каждого слова вам дается 2-3 минуты.

Задание 2.А теперь, пожалуйста, объедините слова, предложенные ранее, в группы. Объясните, почему вы образовали именно такие группы.

По окончании работы заслушиваются ответы учащихся и образуются, так называемые, группы единомышленников по способу анализа объектов природы.

1я группа - такую модель познания объектов природы школьниками можно условно назвать моделью «общей судьбы». В ней наиболее полно отражены  естественнонаучные представления школьников о целостности природы: человек не отделен от природы, а является ее составной частью. Человек рассматривается как биологический вид, хотя и наделенный разумом, связанный с природой общими особенностями развития и функционирования. Жизнь и смерть человека зависят от состояния природы. Школьники осознают, что гибель природы может произойти по вине человека, если тот не будет ее охранять.

2я группа - школьники разрывают природную среду, отделяя человека от природы. Могут образоваться две автономные группы - в одну группу входит человек, а  другую образуют растения, животные, вода, земля. «Человек - могущественное существо, которое пользуется всем этим и может себе это подчинить». Школьники одобряют все действия, которые совершает человек, по отношению к природе. Такая позиция проявляет полное безразличие к судьбе природы, к ее будущему. Самоценность природы при этом отрицается.

3я группа - школьники также отделяют человека от природы, но считают, что природа возвышается над человеком, который бессилен познать ее и каким-то образом изменить.

3. Дискуссия по теме урока.

После того, как мы с вами определились в своем отношении к природе, можно перейти ко второй части нашего урока-дискуссии. Я вам буду предлагать проблемные ситуации, а вы высказывать свои мысли по этому поводу. Эти высказывания имеются на вашем рабочем листке.

1.Известный архитектор Ле-Корбюзье писал: «Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней!» Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ свой объясните.

2.Это высказывание вождя индейского племени сиу было сделано в 1854году: «Земля не принадлежит нам. Это мы принадлежим Земле». А что вы думаете по этому поводу?

3.А какие мысли и чувства вызывает у вас эта страшная статистика?

Каждый час на нашей планете:

-1700акров продуктивной земли становится пустыней;

- около 2000детей умирают от голода;

-55человек отравляются и погибают от пестицидов и других отравляющих веществ;

-1000человек умирают от отравления водой;

-2000тонн кислотных дождей выпадают в северном полушарии;

-5-6видов животного или растительного мира исчезают.

Каждую минуту:

-уничтожается более 51акра тропических лесов;

-уничтожается 50тонн плодородной почвы, вследствие неправильного ее использования;

-выделяется более 12 000тонн углекислого газа в атмосферу.

4.А что вы думаете по поводу девиза организации Гринпис: «Земля не досталась нам в наследство от отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

4. Подведение итогов урока.

Ну а теперь, после того как мы с вами обсудили различные аспекты в отношении человека к природе, пришло время попытаться ответить на наш вопрос: «Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин?» Может быть, кто-то из вас после нашего обсуждения изменил свое мнение по этому вопросу, кто-то утвердился в своем мнении, а кто-то, может быть, так и не нашел ответа на этот вопрос. Пожалуйста, вам слово.

После высказывания учащимися своего мнения о роли человека в отношении к природе подводится итог урока.

Цель учителя полвести ребят к мысли, что человек не раб и не господин, а часть природы, ее дитя. И жизнь свою он должен строить в соответствии с законами природы, свято следуя принципу «Не навреди!»

Михаил Дудин

Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все вычерпать до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ,

Не то Земли не будет

И каждого из нас.

Большое всем вам спасибо за то, что приняли участие в этом уроке. Я надеюсь, что это время вы не потратили зря. И у меня к вам большая просьба. На ваших рабочих листках напишите краткий отзыв о нашем уроке: понравилась вам такая форма работы или нет, какие впечатления от урока у вас осталась.

АНАЛИЗ УРОКА.

1)Анализ психологического исследования выявления отношения учащихся к природе.

2)Анализ отзывов об уроке.


Приложение.

РАБОЧИЙ ЛИСТОК

Задание№1. Напишите, пожалуйста, какой смысл вы вкладываете в эти слова:

Воздух -

Земля -

Вода -

Растения -

Животные -

Человек-


Задание№2. Объедините слова, предложенные ранее, в группы. Объясните, почему вы образовали именно такие группы.

1. Известный архитектор Ле-Корбюзье писал: «Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней!»

Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Ответ свой объясните.

2. Это высказывание вождя индейского племени сиу было сделано в 1854году:

«Земля не принадлежит нам. Это мы принадлежим Земле».

А что вы думаете по этому поводу?

3. Девиз организации Гринпис:

«Земля не досталась нам в наследство от отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

А как думаете вы?

Мои впечатления от урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44703. Диалоговое окно General Options 760 KB
  Следующие параметры настройки будут использоваться: Столбец: Центр Column: Center Данные: Право Dt: Right Выберите Sve чтобы использовать эти варианты как значение по умолчанию для новых таблиц. Настройки Customiztions Выберите включить ли черный контур outline вокруг образца цвета. Выберите Sve чтобы использовать эти варианты как значение по умолчанию для новых таблиц. Выберите Sve чтобы использовать эти варианты как значение по умолчанию для новых таблиц.
44704. Структурирование Документа 407.5 KB
  Если таблицы или разделы не используются то каждый элемент размещения будет направлен в страницу или страницы на отдельных строках используя единственный столбец. Для каждой страницы или группы страниц один или более Разделов могут быть созданы. Для каждого Раздела ориентация на бумаге размер страницы края страницы страница опций номерования и номер столбцов может быть выбрана.
44705. Особенности библиотеки (Library Features) 2.13 MB
  Создание Библиотеки Шрифта Creting Font Librry Особенность текста входящая в РМ использует сделанные образцы шрифта. Они специализированы в схемы библиотек куда каждый символ номер символ шрифта нарисованный в одной ячейке библиотеки. Название ячейки для каждой ячейки образца шрифта фактический символ шрифта который ячейка представляет. Рисуйте все символы числа символы для вашего шрифта.
44706. Панели инструментов Pattern Makera 853 KB
  Панель Min Главная 1 создать новый файл схемы 2 импорт графического файла в новый файл схемы 3 открыть файл схемы 4 сохранить текущий файл 5 печать 6 вырезать выделенный фрагмент в буфер обмена 7 копировать выделенный фрагмент в буфер обмена 8 вставить фрагмент из буфера обмена на текущую схему 9 отменить действие 10 вставить схему из галереи 11 вызвать справку Панель View Вид 1 отобразить схему в виде крестиков 2 отобразить схему в виде символов 3 отобразить схему в виде цветных квадратов 4 показать...
44707. Работа программы PM для вышивки крестом 2.61 MB
  Основные Особенности РМ позволяет Вам создавать схемы которые включают следующий стежок напечатает: Полный крест Полукрест Четверть Миниатюрный Назад Прямо бэкстич Специальный Французский Узел Цепочка ячеек До 240 цветов мулине вышивального шелка может использоваться при содействии дизайна. Эта особенность удобна когда Вы хотите использовать нарисованный эскиз как схему {руководство} для вашего дизайна. После создания дизайна РМ позволяет Вам создавать размещение страницы для...
44708. Преобразование сканированной Фотографии 3.65 MB
  Чтобы открыть Мастера Импортирования выберите Import Imge и затем Импортируйте В Новую схему из меню File или щелкните кнопкой панели Import Imge. Чтобы развернуть экран щелкните кнопкой Mximum которая расположена в верхнем правом угле главного окна Pttern Mker. Щелкните Browse чтобы выбрать файл. Щелкните Open после вашего выбора.
44709. Использование Обеспеченного Графического элемента 2.46 MB
  Выберите New от меню File. Выберите Sve от меню File чтобы сохранить ваш дизайн. Выберите Copy в Библиотеке в меню Librry или щелкните соответствующей кнопкой панели. Выберите Sve от меню File чтобы сохранить ваш дизайн.
44710. Особенности Стежка 508 KB
  Выберите цвет мулине который используется для стежка. Нажмите на инструмент Полный Миниатюрный Половина или стежка Четверти Панели рисования: 3. Чтобы использовать только первую нарисованную ориентацию стежка выберите Repet First Stitch Orienttion в меню Stitch.
44711. Диалог Вариантов стежка 510 KB
  Фактическая Толщина Страница Фактической толщины диалогового окна Stitch Options позволяет Вам определять заданную по умолчанию толщину для каждого типа стежка. Определите заданную по умолчанию толщину стежка для каждого типа стежка. Толщина Дисплея Страница Толщины Дисплея диалогового окна Stitch Options позволяет Вам определять дисплей и напечатанную толщину для каждой возможной толщины стежка.