66971

Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На эту дилемму по-разному отвечали мыслители прошлого нет единого мнения и у современников. На ваших рабочих листках написаны названия объектов природы: Воздух Земля Вода Растения Животные Человек. По окончании работы заслушиваются ответы учащихся...

Русский

2014-09-02

42.5 KB

3 чел.

УРОК СВОБОДНЫХ  МЫСЛЕЙ

(внеклассное мероприятие по экологии)

Тема: Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин?

Цель: 1. Выявить отношение школьников к природе.

2. Формировать ответственное отношение к природе, активную гуманную позицию по отношению к ней.

3.Научить умению вести беседу на научную тему, четко и ясно излагать свои мысли.

Оборудование: рабочие листы для учащихся, плакаты.

ХОД УРОКА.

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами собрались на необычный урок-урок свободных мыслей. В чем его необычность? Во-первых, вы пришли на него без специальной подготовки, во-вторых, на этом уроке, я хочу услышать от вас не то, что пишут в учебниках, а ваше личное мнение по данному вопросу, ваши свободные мысли. В-третьих, тема нашего урока, скажем прямо, философская: кто же все-таки человек: раб природы или ее господин? На эту дилемму по-разному отвечали мыслители прошлого, нет единого мнения и у современников. А как думаете вы? Не спешите отвечать. Для начала мы с вами проведем небольшое психологическое исследование. Цель его выявление вашего отношения к природе.

2. Проведение психологического исследования.

На ваших рабочих листках написаны названия объектов природы: «Воздух», «Земля», «Вода», «Растения», «Животные», «Человек».

Задание 1.Напишите, пожалуйста, какой смысл вы вкладываете в эти слова? Для описания каждого слова вам дается 2-3 минуты.

Задание 2.А теперь, пожалуйста, объедините слова, предложенные ранее, в группы. Объясните, почему вы образовали именно такие группы.

По окончании работы заслушиваются ответы учащихся и образуются, так называемые, группы единомышленников по способу анализа объектов природы.

1я группа - такую модель познания объектов природы школьниками можно условно назвать моделью «общей судьбы». В ней наиболее полно отражены  естественнонаучные представления школьников о целостности природы: человек не отделен от природы, а является ее составной частью. Человек рассматривается как биологический вид, хотя и наделенный разумом, связанный с природой общими особенностями развития и функционирования. Жизнь и смерть человека зависят от состояния природы. Школьники осознают, что гибель природы может произойти по вине человека, если тот не будет ее охранять.

2я группа - школьники разрывают природную среду, отделяя человека от природы. Могут образоваться две автономные группы - в одну группу входит человек, а  другую образуют растения, животные, вода, земля. «Человек - могущественное существо, которое пользуется всем этим и может себе это подчинить». Школьники одобряют все действия, которые совершает человек, по отношению к природе. Такая позиция проявляет полное безразличие к судьбе природы, к ее будущему. Самоценность природы при этом отрицается.

3я группа - школьники также отделяют человека от природы, но считают, что природа возвышается над человеком, который бессилен познать ее и каким-то образом изменить.

3. Дискуссия по теме урока.

После того, как мы с вами определились в своем отношении к природе, можно перейти ко второй части нашего урока-дискуссии. Я вам буду предлагать проблемные ситуации, а вы высказывать свои мысли по этому поводу. Эти высказывания имеются на вашем рабочем листке.

1.Известный архитектор Ле-Корбюзье писал: «Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней!» Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ свой объясните.

2.Это высказывание вождя индейского племени сиу было сделано в 1854году: «Земля не принадлежит нам. Это мы принадлежим Земле». А что вы думаете по этому поводу?

3.А какие мысли и чувства вызывает у вас эта страшная статистика?

Каждый час на нашей планете:

-1700акров продуктивной земли становится пустыней;

- около 2000детей умирают от голода;

-55человек отравляются и погибают от пестицидов и других отравляющих веществ;

-1000человек умирают от отравления водой;

-2000тонн кислотных дождей выпадают в северном полушарии;

-5-6видов животного или растительного мира исчезают.

Каждую минуту:

-уничтожается более 51акра тропических лесов;

-уничтожается 50тонн плодородной почвы, вследствие неправильного ее использования;

-выделяется более 12 000тонн углекислого газа в атмосферу.

4.А что вы думаете по поводу девиза организации Гринпис: «Земля не досталась нам в наследство от отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

4. Подведение итогов урока.

Ну а теперь, после того как мы с вами обсудили различные аспекты в отношении человека к природе, пришло время попытаться ответить на наш вопрос: «Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин?» Может быть, кто-то из вас после нашего обсуждения изменил свое мнение по этому вопросу, кто-то утвердился в своем мнении, а кто-то, может быть, так и не нашел ответа на этот вопрос. Пожалуйста, вам слово.

После высказывания учащимися своего мнения о роли человека в отношении к природе подводится итог урока.

Цель учителя полвести ребят к мысли, что человек не раб и не господин, а часть природы, ее дитя. И жизнь свою он должен строить в соответствии с законами природы, свято следуя принципу «Не навреди!»

Михаил Дудин

Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все вычерпать до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ,

Не то Земли не будет

И каждого из нас.

Большое всем вам спасибо за то, что приняли участие в этом уроке. Я надеюсь, что это время вы не потратили зря. И у меня к вам большая просьба. На ваших рабочих листках напишите краткий отзыв о нашем уроке: понравилась вам такая форма работы или нет, какие впечатления от урока у вас осталась.

АНАЛИЗ УРОКА.

1)Анализ психологического исследования выявления отношения учащихся к природе.

2)Анализ отзывов об уроке.


Приложение.

РАБОЧИЙ ЛИСТОК

Задание№1. Напишите, пожалуйста, какой смысл вы вкладываете в эти слова:

Воздух -

Земля -

Вода -

Растения -

Животные -

Человек-


Задание№2. Объедините слова, предложенные ранее, в группы. Объясните, почему вы образовали именно такие группы.

1. Известный архитектор Ле-Корбюзье писал: «Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней!»

Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Ответ свой объясните.

2. Это высказывание вождя индейского племени сиу было сделано в 1854году:

«Земля не принадлежит нам. Это мы принадлежим Земле».

А что вы думаете по этому поводу?

3. Девиз организации Гринпис:

«Земля не досталась нам в наследство от отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

А как думаете вы?

Мои впечатления от урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51638. Синоніми. Антоніми. Малювання за уявою 59.5 KB
  Тема урока: Синонимы. Задачи урока: раскрыть учащимся смысл терминов синонимы и антонимы ; показать их значение в речи на практических примерах; учить детей использовать синонимы в своей речи; развивать воображение школьников логическое мышление; воспитывать культуру умственного труда. Оборудование: таблицы Синонимы наглядность к игре Антонимы грамзапись иллюстрации. Изучение нового материала: 1 Знакомство с термином синонимы .
51639. Тестування 2.7 MB
  Підбираю такі завдання які розвивають нестандартне мислення творчі здібності художню уяву уміння реалізувати свої задуми. Звязок учитель – учень – учитель дає змогу ефективно керувати колективною індивідуальною та самостійною діяльністю учня впродовж всього уроку своєчасно виявляти та ліквідовувати прогалини в знаннях розвивати пізнавальну та творчу діяльність школярів економити час при перевірці завдання. З цією метою в свою роботу я почала впроваджувати тестові завдання. Тестові завдання використовуються на уроках після...
51641. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Правила здорового образа жизни 90.5 KB
  Последний листочекправило остался на кустике. Правило. А потом придумать в соответствии со своей группой слов правило Здоровья. Правило – Ешь витамины.
51643. УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 145 KB
  Образовательный потенциал урока иностранного языка. Методическое содержание урока иностранного языка. Логика урока иностранного языка. Образовательный потенциал урока иностранного языка Урок иностранного языка – это законченный отрезок учебной работы на протяжении которого осуществляется достижение конкретной практической образовательной развивающей и воспитательной целей путём выполнения заранее спланированных упражнений индивидуального и индивидуальногруппового характера на основе использования учителем средств и приёмов обучения.
51644. Садовые цветы. Тюльпан 137 KB
  Тюльпан Цель: формирование графических умений и навыков; развитие наблюдательности; развить умение рисования тюльпанов; обобщить знания детей о садовых цветах. В 11 веке в природе насчитывалось до 110 видов тюльпанов. К XVI веку было известно уже около 300 сортов тюльпанов. На Руси дикие виды тюльпанов были известны ещё в XII веке но луковицы сортов садовых тюльпанов впервые были завезены в Россию в эпоху царствования Петра I в 1702 году из Голландии.
51645. Конструирование организаторской, коммуникативной и рефлексивно-аналитической деятельности педагога 244 KB
  Решение психологопедагогических задач на этапах организации деятельности и её анализа. Конструирование организаторской коммуникативной и рефлексивноаналитической деятельности педагога. Задачи организаторской и коммуникативной деятельности педагога в детском коллективе организационнодеятельностный и коммуникативнокоррекционный этапы. Понятие организаторской деятельности.
51646. Трехмерное компьютерное моделирование 9.37 MB
  Работать с объектами можно именно в активном окне. В окне проекции Perspective Перспективный вид работает принцип центрального проецирования при котором трехмерность объекта сохраняется но объект имеет искажения. Следовательно строить и перемещать объекты мы будем в ортогональных видах а смотреть на результат своих трудов – в окне Perspective Перспективный вид.7 показано контекстное меню которое появляется при щелчке в окне проекции правой кнопкой мыши.