66971

Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На эту дилемму по-разному отвечали мыслители прошлого нет единого мнения и у современников. На ваших рабочих листках написаны названия объектов природы: Воздух Земля Вода Растения Животные Человек. По окончании работы заслушиваются ответы учащихся...

Русский

2014-09-02

42.5 KB

3 чел.

УРОК СВОБОДНЫХ  МЫСЛЕЙ

(внеклассное мероприятие по экологии)

Тема: Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин?

Цель: 1. Выявить отношение школьников к природе.

2. Формировать ответственное отношение к природе, активную гуманную позицию по отношению к ней.

3.Научить умению вести беседу на научную тему, четко и ясно излагать свои мысли.

Оборудование: рабочие листы для учащихся, плакаты.

ХОД УРОКА.

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами собрались на необычный урок-урок свободных мыслей. В чем его необычность? Во-первых, вы пришли на него без специальной подготовки, во-вторых, на этом уроке, я хочу услышать от вас не то, что пишут в учебниках, а ваше личное мнение по данному вопросу, ваши свободные мысли. В-третьих, тема нашего урока, скажем прямо, философская: кто же все-таки человек: раб природы или ее господин? На эту дилемму по-разному отвечали мыслители прошлого, нет единого мнения и у современников. А как думаете вы? Не спешите отвечать. Для начала мы с вами проведем небольшое психологическое исследование. Цель его выявление вашего отношения к природе.

2. Проведение психологического исследования.

На ваших рабочих листках написаны названия объектов природы: «Воздух», «Земля», «Вода», «Растения», «Животные», «Человек».

Задание 1.Напишите, пожалуйста, какой смысл вы вкладываете в эти слова? Для описания каждого слова вам дается 2-3 минуты.

Задание 2.А теперь, пожалуйста, объедините слова, предложенные ранее, в группы. Объясните, почему вы образовали именно такие группы.

По окончании работы заслушиваются ответы учащихся и образуются, так называемые, группы единомышленников по способу анализа объектов природы.

1я группа - такую модель познания объектов природы школьниками можно условно назвать моделью «общей судьбы». В ней наиболее полно отражены  естественнонаучные представления школьников о целостности природы: человек не отделен от природы, а является ее составной частью. Человек рассматривается как биологический вид, хотя и наделенный разумом, связанный с природой общими особенностями развития и функционирования. Жизнь и смерть человека зависят от состояния природы. Школьники осознают, что гибель природы может произойти по вине человека, если тот не будет ее охранять.

2я группа - школьники разрывают природную среду, отделяя человека от природы. Могут образоваться две автономные группы - в одну группу входит человек, а  другую образуют растения, животные, вода, земля. «Человек - могущественное существо, которое пользуется всем этим и может себе это подчинить». Школьники одобряют все действия, которые совершает человек, по отношению к природе. Такая позиция проявляет полное безразличие к судьбе природы, к ее будущему. Самоценность природы при этом отрицается.

3я группа - школьники также отделяют человека от природы, но считают, что природа возвышается над человеком, который бессилен познать ее и каким-то образом изменить.

3. Дискуссия по теме урока.

После того, как мы с вами определились в своем отношении к природе, можно перейти ко второй части нашего урока-дискуссии. Я вам буду предлагать проблемные ситуации, а вы высказывать свои мысли по этому поводу. Эти высказывания имеются на вашем рабочем листке.

1.Известный архитектор Ле-Корбюзье писал: «Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней!» Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ свой объясните.

2.Это высказывание вождя индейского племени сиу было сделано в 1854году: «Земля не принадлежит нам. Это мы принадлежим Земле». А что вы думаете по этому поводу?

3.А какие мысли и чувства вызывает у вас эта страшная статистика?

Каждый час на нашей планете:

-1700акров продуктивной земли становится пустыней;

- около 2000детей умирают от голода;

-55человек отравляются и погибают от пестицидов и других отравляющих веществ;

-1000человек умирают от отравления водой;

-2000тонн кислотных дождей выпадают в северном полушарии;

-5-6видов животного или растительного мира исчезают.

Каждую минуту:

-уничтожается более 51акра тропических лесов;

-уничтожается 50тонн плодородной почвы, вследствие неправильного ее использования;

-выделяется более 12 000тонн углекислого газа в атмосферу.

4.А что вы думаете по поводу девиза организации Гринпис: «Земля не досталась нам в наследство от отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

4. Подведение итогов урока.

Ну а теперь, после того как мы с вами обсудили различные аспекты в отношении человека к природе, пришло время попытаться ответить на наш вопрос: «Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин?» Может быть, кто-то из вас после нашего обсуждения изменил свое мнение по этому вопросу, кто-то утвердился в своем мнении, а кто-то, может быть, так и не нашел ответа на этот вопрос. Пожалуйста, вам слово.

После высказывания учащимися своего мнения о роли человека в отношении к природе подводится итог урока.

Цель учителя полвести ребят к мысли, что человек не раб и не господин, а часть природы, ее дитя. И жизнь свою он должен строить в соответствии с законами природы, свято следуя принципу «Не навреди!»

Михаил Дудин

Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все вычерпать до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ,

Не то Земли не будет

И каждого из нас.

Большое всем вам спасибо за то, что приняли участие в этом уроке. Я надеюсь, что это время вы не потратили зря. И у меня к вам большая просьба. На ваших рабочих листках напишите краткий отзыв о нашем уроке: понравилась вам такая форма работы или нет, какие впечатления от урока у вас осталась.

АНАЛИЗ УРОКА.

1)Анализ психологического исследования выявления отношения учащихся к природе.

2)Анализ отзывов об уроке.


Приложение.

РАБОЧИЙ ЛИСТОК

Задание№1. Напишите, пожалуйста, какой смысл вы вкладываете в эти слова:

Воздух -

Земля -

Вода -

Растения -

Животные -

Человек-


Задание№2. Объедините слова, предложенные ранее, в группы. Объясните, почему вы образовали именно такие группы.

1. Известный архитектор Ле-Корбюзье писал: «Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней!»

Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Ответ свой объясните.

2. Это высказывание вождя индейского племени сиу было сделано в 1854году:

«Земля не принадлежит нам. Это мы принадлежим Земле».

А что вы думаете по этому поводу?

3. Девиз организации Гринпис:

«Земля не досталась нам в наследство от отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

А как думаете вы?

Мои впечатления от урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24703. Общие принципы работы реле. Работа реле на переменном токе 91.5 KB
  Общие принципы работы реле. Работа реле на переменном токе. В устройствах РЗ и электрической автоматики применяются реле на базе электромеханических конструкций полупроводниковых приборах из отдельных диодов транзисторов и др. Электромеханические реле обладают большими габаритами значительным потреблением мощности требуют тщательного ухода имеют ограниченное быстродействие и чувствительность.
24704. ИНДУКЦИОННЫЕ РЕЛЕ 220 KB
  ИНДУКЦИОННЫЕ РЕЛЕ Работа индукционных реле основана на взаимодействии переменных магнитных потоков с токами индуктированными ими в подвижной системе реле. Основными элементами реле являются два электромагнита 1 и 2 и подвижная система 3 расположенная в магнитном поле электромагнитов рис. С осью 4 жестко связан подвижный контакт реле 5 замыкающий при повороте неподвижные контакты 6. Момент Мэ приводит в движение подвижную систему 3 которая в зависимости от знака направления Мэ действует в сторону замыкания или размыкания контактов...
24705. МТЗ. Структурная и принципиальная схема 154.5 KB
  МТЗ. Селективность действия МТЗ достигается с помощью выдержки времени. МТЗ являются основным видом РЗ для сетей с односторонним питанием. Соответственно при КЗ в точке К2 быстрее всех сработает МТЗ 3.
24706. Погрешности ТН. Повреждения в цепях ТН 124.5 KB
  Повреждения в цепях ТН. Во вторичных цепях ТН могут возникать повреждения КЗ и обрывы. Для предупреждения ложных действий РЗ предусматриваются блокирующие устройства которые реагируют на появление U0 и I0 при повреждениях в цепях напряжения во вторичных цепях ТН и подают сигнал. Недостатком таких устройств блокировки является то что при КЗ в цепях фазных напряжений они не действуют.
24707. ТН. Схемы соединений 187 KB
  Начала и концы первичных и вторичных обмоток ТН Н н и К к обозначаются так же как и у силовых трансформаторов: у первичной обмотки А и X у вторичной соответственно а и х. Начала каждой обмотки А В С присоединяются к соответствующим фазам ЛЭП а концы X Y Z объединяются в общую точку нейтраль N и заземляются подводится напряжение фазы ЛЭП относительно земли. Заземление нейтрали первичной обмотки ТН и наличие нулевого провода во вторичной цепи являются обязательным условием для получения фазных напряжений относительно земли....
24708. ТТ и их погрешности. Параметры влияющие на уменьшение намагничивающего тока 112.5 KB
  Параметры влияющие на уменьшение намагничивающего тока. ТТ являются вспомогательными элементами с помощью которых ИО РЗ получают информацию о значении фазе и частоте тока защищаемого объекта. Основным требованием к ТТ является точность трансформации контролируемого тока с погрешностями не превышающими допустимых значений. Трансформатор тока рис.
24709. ТИПОВЫЕ СХЕМЫ СОЕДИНЕНИЯ ОБМОТОК ТТ 192.5 KB
  Вторичные обмотки ТТ и обмотки реле соединяются в звезду и связываются их нулевые точки рис. При нормальном режиме и трехфазном КЗ в реле I II и III проходят токи фаз Ia = IA KI Ib = IB KI Ic = IC KI а в нулевом проводе их геометрическая сумма: которая при симметричных режимах равна нулю рис. Соответствующий ему вторичный ток протекает также только через одно реле и замыкается по нулевому проводу.12г ток проходит в двух реле включенных на поврежденные фазы рис.
24710. Требования к точности ТТ. Выбор ТТ 162.5 KB
  Точность работы ТТ питающих измерительные приборы характеризуется классом точности а РЗ предельной кратностью первичного тока I10=I1max I1HOM и допустимой нагрузкой. Трансформаторы тока класса Р предназначены для РЗ. Пользуясь кривой для расчёта погрешности ТТ можно задаваясь определенным значением ZH определять допустимую кратность первичного тока I10 при которой полная погрешность не превосходит 10 или задаваясь значением предельной кратности К10 определять допустимое значение ZH. Тип ТТ выбирают с учетом тока...
24711. Выбор тока срабатывания МТЗ. Выдержка времени срабатывания защиты 148 KB
  Выбор тока срабатывания МТЗ. Исходным требованием для выбора тока срабатывания МТЗ является чтобы она надежно работала при повреждениях на защищаемом участке но в то же время не действовала при максимальном рабочем токе нагрузки и кратковременных перегрузках вызванных пуском и самозапуском электродвигателей которыйможет существенно превосходить суммарный максимальный рабочий ток нагрузки установившегося режима. Для отстройки МТЗ от 1нмах необходимо выполнить два условия: 1 МТЗ пришедшая в действие при КЗ в сети вне защищаемой ЛЭП...