66971

Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На эту дилемму по-разному отвечали мыслители прошлого нет единого мнения и у современников. На ваших рабочих листках написаны названия объектов природы: Воздух Земля Вода Растения Животные Человек. По окончании работы заслушиваются ответы учащихся...

Русский

2014-09-02

42.5 KB

3 чел.

УРОК СВОБОДНЫХ  МЫСЛЕЙ

(внеклассное мероприятие по экологии)

Тема: Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин?

Цель: 1. Выявить отношение школьников к природе.

2. Формировать ответственное отношение к природе, активную гуманную позицию по отношению к ней.

3.Научить умению вести беседу на научную тему, четко и ясно излагать свои мысли.

Оборудование: рабочие листы для учащихся, плакаты.

ХОД УРОКА.

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами собрались на необычный урок-урок свободных мыслей. В чем его необычность? Во-первых, вы пришли на него без специальной подготовки, во-вторых, на этом уроке, я хочу услышать от вас не то, что пишут в учебниках, а ваше личное мнение по данному вопросу, ваши свободные мысли. В-третьих, тема нашего урока, скажем прямо, философская: кто же все-таки человек: раб природы или ее господин? На эту дилемму по-разному отвечали мыслители прошлого, нет единого мнения и у современников. А как думаете вы? Не спешите отвечать. Для начала мы с вами проведем небольшое психологическое исследование. Цель его выявление вашего отношения к природе.

2. Проведение психологического исследования.

На ваших рабочих листках написаны названия объектов природы: «Воздух», «Земля», «Вода», «Растения», «Животные», «Человек».

Задание 1.Напишите, пожалуйста, какой смысл вы вкладываете в эти слова? Для описания каждого слова вам дается 2-3 минуты.

Задание 2.А теперь, пожалуйста, объедините слова, предложенные ранее, в группы. Объясните, почему вы образовали именно такие группы.

По окончании работы заслушиваются ответы учащихся и образуются, так называемые, группы единомышленников по способу анализа объектов природы.

1я группа - такую модель познания объектов природы школьниками можно условно назвать моделью «общей судьбы». В ней наиболее полно отражены  естественнонаучные представления школьников о целостности природы: человек не отделен от природы, а является ее составной частью. Человек рассматривается как биологический вид, хотя и наделенный разумом, связанный с природой общими особенностями развития и функционирования. Жизнь и смерть человека зависят от состояния природы. Школьники осознают, что гибель природы может произойти по вине человека, если тот не будет ее охранять.

2я группа - школьники разрывают природную среду, отделяя человека от природы. Могут образоваться две автономные группы - в одну группу входит человек, а  другую образуют растения, животные, вода, земля. «Человек - могущественное существо, которое пользуется всем этим и может себе это подчинить». Школьники одобряют все действия, которые совершает человек, по отношению к природе. Такая позиция проявляет полное безразличие к судьбе природы, к ее будущему. Самоценность природы при этом отрицается.

3я группа - школьники также отделяют человека от природы, но считают, что природа возвышается над человеком, который бессилен познать ее и каким-то образом изменить.

3. Дискуссия по теме урока.

После того, как мы с вами определились в своем отношении к природе, можно перейти ко второй части нашего урока-дискуссии. Я вам буду предлагать проблемные ситуации, а вы высказывать свои мысли по этому поводу. Эти высказывания имеются на вашем рабочем листке.

1.Известный архитектор Ле-Корбюзье писал: «Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней!» Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ свой объясните.

2.Это высказывание вождя индейского племени сиу было сделано в 1854году: «Земля не принадлежит нам. Это мы принадлежим Земле». А что вы думаете по этому поводу?

3.А какие мысли и чувства вызывает у вас эта страшная статистика?

Каждый час на нашей планете:

-1700акров продуктивной земли становится пустыней;

- около 2000детей умирают от голода;

-55человек отравляются и погибают от пестицидов и других отравляющих веществ;

-1000человек умирают от отравления водой;

-2000тонн кислотных дождей выпадают в северном полушарии;

-5-6видов животного или растительного мира исчезают.

Каждую минуту:

-уничтожается более 51акра тропических лесов;

-уничтожается 50тонн плодородной почвы, вследствие неправильного ее использования;

-выделяется более 12 000тонн углекислого газа в атмосферу.

4.А что вы думаете по поводу девиза организации Гринпис: «Земля не досталась нам в наследство от отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

4. Подведение итогов урока.

Ну а теперь, после того как мы с вами обсудили различные аспекты в отношении человека к природе, пришло время попытаться ответить на наш вопрос: «Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин?» Может быть, кто-то из вас после нашего обсуждения изменил свое мнение по этому вопросу, кто-то утвердился в своем мнении, а кто-то, может быть, так и не нашел ответа на этот вопрос. Пожалуйста, вам слово.

После высказывания учащимися своего мнения о роли человека в отношении к природе подводится итог урока.

Цель учителя полвести ребят к мысли, что человек не раб и не господин, а часть природы, ее дитя. И жизнь свою он должен строить в соответствии с законами природы, свято следуя принципу «Не навреди!»

Михаил Дудин

Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все вычерпать до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ,

Не то Земли не будет

И каждого из нас.

Большое всем вам спасибо за то, что приняли участие в этом уроке. Я надеюсь, что это время вы не потратили зря. И у меня к вам большая просьба. На ваших рабочих листках напишите краткий отзыв о нашем уроке: понравилась вам такая форма работы или нет, какие впечатления от урока у вас осталась.

АНАЛИЗ УРОКА.

1)Анализ психологического исследования выявления отношения учащихся к природе.

2)Анализ отзывов об уроке.


Приложение.

РАБОЧИЙ ЛИСТОК

Задание№1. Напишите, пожалуйста, какой смысл вы вкладываете в эти слова:

Воздух -

Земля -

Вода -

Растения -

Животные -

Человек-


Задание№2. Объедините слова, предложенные ранее, в группы. Объясните, почему вы образовали именно такие группы.

1. Известный архитектор Ле-Корбюзье писал: «Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней!»

Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Ответ свой объясните.

2. Это высказывание вождя индейского племени сиу было сделано в 1854году:

«Земля не принадлежит нам. Это мы принадлежим Земле».

А что вы думаете по этому поводу?

3. Девиз организации Гринпис:

«Земля не досталась нам в наследство от отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

А как думаете вы?

Мои впечатления от урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51641. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Правила здорового образа жизни 90.5 KB
  Последний листочекправило остался на кустике. Правило. А потом придумать в соответствии со своей группой слов правило Здоровья. Правило Ешь витамины.
51643. УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 145 KB
  Образовательный потенциал урока иностранного языка. Методическое содержание урока иностранного языка. Логика урока иностранного языка. Образовательный потенциал урока иностранного языка Урок иностранного языка это законченный отрезок учебной работы на протяжении которого осуществляется достижение конкретной практической образовательной развивающей и воспитательной целей путём выполнения заранее спланированных упражнений индивидуального и индивидуальногруппового характера на основе использования учителем средств и приёмов обучения.
51644. Садовые цветы. Тюльпан 137 KB
  Тюльпан Цель: формирование графических умений и навыков; развитие наблюдательности; развить умение рисования тюльпанов; обобщить знания детей о садовых цветах. В 11 веке в природе насчитывалось до 110 видов тюльпанов. К XVI веку было известно уже около 300 сортов тюльпанов. На Руси дикие виды тюльпанов были известны ещё в XII веке но луковицы сортов садовых тюльпанов впервые были завезены в Россию в эпоху царствования Петра I в 1702 году из Голландии.
51645. Конструирование организаторской, коммуникативной и рефлексивно-аналитической деятельности педагога 244 KB
  Решение психологопедагогических задач на этапах организации деятельности и её анализа. Конструирование организаторской коммуникативной и рефлексивноаналитической деятельности педагога. Задачи организаторской и коммуникативной деятельности педагога в детском коллективе организационнодеятельностный и коммуникативнокоррекционный этапы. Понятие организаторской деятельности.
51646. Трехмерное компьютерное моделирование 9.37 MB
  Работать с объектами можно именно в активном окне. В окне проекции Perspective Перспективный вид работает принцип центрального проецирования при котором трехмерность объекта сохраняется но объект имеет искажения. Следовательно строить и перемещать объекты мы будем в ортогональных видах а смотреть на результат своих трудов в окне Perspective Перспективный вид.7 показано контекстное меню которое появляется при щелчке в окне проекции правой кнопкой мыши.
51648. Архитектурная 3D визуализация многоэтажного дома 1.87 MB
  Как я уже говорил архитектурная 3D визуализация в таких программах как 3ds mx Vry доступна многим. Во второй части урока мы рассмотрим Vry материалы и Vry освещение. Архитектурная 3d визуализация настройка Vry.Vry материалы и Vry освещение 14.