6698

Человек как закономерный результат процесса развития органического мира

Реферат

Биология и генетика

Человек как закономерный результат процесса развития органического мира. Прогрессивный характер эволюции. Проблема происхождения человека. Положение Homosapiens в системе живого мира. Этапы антропогенеза. Происхождение и эвол...

Русский

2013-01-07

27.85 KB

6 чел.

Человек как закономерный результат процесса развития органического мира.

  1.  Прогрессивный характер эволюции. Проблема происхождения человека.
  2.  Положение Homo sapiens в системе живого мира.
  3.  Этапы антропогенеза.

Происхождение и эволюция физиологической организации человека и человеческих рас изучает антропология («антропос» - человек). Некоторые считают, что вопрос решен, но это не так. Многие тысячелетия люди пытались открыть свое происхождение. Воображение порождало мифы, на основе которых были созданы все основные религии. Дарвин в книге « Происхождение человека и половой отбор» доказал, что человек возник естественным путем, как и другие животные. Доказал родство человека и человекообразных обезьян. Гекстле « Место человека в природе» 1863 год: «Человек не имеет причины стыдиться, что произошел от обезьян. Я бы стыдился происхождения от человека болтливого и невежественного, который вмешивался в научные споры…».

1925 – суд против учителя, преподававшего теорию Дарвина в школе в США. Был осужден, был уплачен штраф и введен запрет на преподавание теории Дарвина в этом штате. Процесс был назван «обезьяним».

1925 – штат Теннис. Принят тот же закон, потом отменен, а в 1967 году вновь введен.

1961 г – книга в США «… большой каньон возник из-за Великого потопа, люди – потомки Адама и Евы…» - теория Боллиса.

1970 – в штатах Илузиана и Арканзас теория Боллиса преподавалась наравне с эволюционным учением.

Ни Гекстле, ни Дарвин никогда не доказывали, что человек произошел от современных человекообразных обезьян. Доказательства. Приводимые Дарвином – анатомические признаки. Они были косвенными. Данных палеонтологии не было, не хватало звена между человекообразным предком и человеком. Книга « О недостающем звене».

Дарвин отмечал сходство строения и функций тела человека и функций и строения животных (особенно человекообразных обезьян). Исключительно большое сходство наблюдалось в эмбриональном развитии. Он использовал рудиментальные признаки, атавизмы. За последние 100 – 150 лет накоплено много данных, в том числе палеонтологических, подтверждающих теорию Дарвина. У человека и человекообразных обезьян более 300 общих признаков, например, иммунологические, физиологические, генетические, циклы жизни и др.

Физиологические группы крови по системе АВ0 и др. одинаковы. У обезьян те же антигенные группы, что и у человека, возможно переливание крови. Люди и современные человекообразные обезьяны – кровные родственники.

Генетические сходства. У шимпанзе 48 хромосом. Существует теория о том, что люди утратили 2 хромосомы. Строение хромосом, расположение в них генов сходно и настолько близко, что если бы систематика строилась только по биохимическим признакам, человек и человекообразные обезьяны оказались бы в одном виде. Большое значение приобрела молекулярная таксонометрия. Расстояние между человеком и шимпанзе = 1, между человеком и африканскими обезьянами также невелико. При сравнении полипептидов оказалось, что генетический материал человека и шимпанзе гомологичен на 99%. Если выделить молекулу ДНК, затем расплести и соединить с такой же расплетенной ДНК человека, происходит сшивание в единую молекулу. Ошибок между нуклеотидами очень мало. Аминокислотный состав в гемоглобине человека и шимпанзе одинаков, у человека отличается от гориллы только одной аминокислотой.

Иммунологические сходства. Современные антропоиды болеют теми же заболеваниями, что и человек. Картина заболеваний одинакова. Обезьянам можно привить детские болезни. Защитные механизмы у человека и человекообразных обезьян одинаковы.

Цикл жизни. Беременность 250 – 270 дней (человек – 280). Двойни – редки, тройни – не зарегистрированы. Рождается обычно один детеныш. Период жизни составляет 60 – 70 лет. Половое созревание – 7 – 8 лет. Высшая нервная деятельность прекрасно развита (над проблемой сравнения ВНД человека и человекообразных обезьян работают психологи).

Вывод: человек и человекообразные обезьяны произошли от общего обезьяноподобного предка. Разошлись они в 12 – 15 млн. лет назад. Развивались независимо друг от друга в разных экологических условиях. Они - конечный результат развития двух дивергировавших ветвей.

С биологической точки зрения человек относится к:

Тип CHORDATA

Подтип VERTEBRATA

Класс MAMALIA

Отряд PRIMATES

Семейство HOMINIDAE

Род HOMO

Вид HOMO SAPIENS, SAPIENS

Человек – качественно своеобразное существо. Жизнь может протекать только в условиях общество и коллективно – общественного производства. Антропологии изучает переход от биологических закономерностей предка к закономерностям социальным.

12 – 15 млн. лет назад эволюция привела к возникновению дриопитеков (размер с крупную крысу) от них разошлись 2 ветви: человеческая и обезьянья. Обезьяны приспосабливались к древесному образу жизни, сформировался способ передвижения – брахиация и другие приспособления. У них выработались признаки скелета, характерные для современных обезьян. Гоминидная ветвь приспосабливалась к наземному образу жизни. Эта линия развития связана с бурным развитием головного мозга, увеличением мозгового черепа, произошло удлинение нижних конечностей. Люди и современные человекообразные обезьяны – боковые родственники. Закон необратимости эволюции – эволюция не может идти назад. Поэтому возвращение человека к состоянию предка невозможно. Выделение человека произошло 1 раз, это одноактный процесс, произошедший в наиболее благоприятный момент.

Когда на Земле появилось существо, которое можно считать человеком? Большинство антропологов считают, что то существо, которое стало самостоятельно изготавливать орудия труда – человек. Переходная форма – австралопитеки (южноафриканские обезьяны). Первые остатки найдены в 1924 году в Южной Африке. Древность – 5 млн. – 750 тыс. лет. Разные по росту, строению. Объем мозговой коробки 550 куб см. ходили на 2 ногах, в качестве орудия – природные объекты. Вес около 30 кг. Рост – 120 – 130 см. относительный вес мозга больше, чем у современных человекообразных обезьян. Употребляли животную растительную пищу. Для охоты использовали кости и камни. Вывод: эти двуногие приматы вплотную подошли к человеку. У австралопитеков малые размеры черепной коробки, следовательно, на определенной стадии гоминиды имели очень маленький головной мозг.

С конца 1950 происходили открытия в Кении, Танзании, Эфиопии (восточная Африка). В 1959 году микки в Танзании обнаружили ископаемого примата с большим количеством искусственно обработанных изделий из гальки. 1 млн. – 750 лет назад, объем мозговой коробки составлял 530 – зинджантроп (южно-африканский человек). Объем мозга смутил антропологов, т.к. они не понимали, как с таким объемом головного мозга можно было изготавливать орудия труда.

1960 год – Микки там же обнаружили и другие находки, в морфологическом плане гораздо более сходные с человеком. Объем черепной коробки 680. 2 млн. лет назад. Это существо назвали Человек Умелый. Микки предположили, что зинджантропы не были создателями орудий труда, просто они оказались жертвам человека умелого. В результате находок последних лет установлено, что возраст человека больше, чем 1 млн. Большинство антропологов считают, что человек умелый – древнейший человек, морфологически близкий австралопитекам. Это люди в философском, а не в биологическом смысле. Крупных морфологических различий между австралопитеками и человеком умелым нет, поэтому считается. Что австралопитеки – непосредственные предшественники человека. Из среды их выделились формы, начавшие самостоятельно изготавливать орудия (около 3 млн. лет назад) – это были первые люди. Австралопитеки превратились в творцов гамической культуры. Все ископаемые формы гоминид большинство антропологов относят к роду Homo. Подразделяют на 2 подвида: человек прямоходящий и человек разумный. Человек прямоходящий – вымерший вид группы архантропов (питекантропы, синантропы и гейденберский человек). Человек разумный: все современные человеческие популяции и предшествующие форму, начиная с неандертальца.

Архантропы.

Первые останки найдены в 1881 году на о. Ява. Врач Эрнест Дегуа обнаружил их и дал родовое название – питекантроп. Возраст 1 млн. лет – 400 тыс. лет. Объем мозговой коробки – 1000 куб. см. Черепной свод уплощен, выпуклость лба не развита, массивный сплошной надглазничный валик, подбородочный выступ не развит, они ходили на полусогнутых ногах.

Синантропы.

В пещере близ Пекина. Более прогрессивны. 1225 – мозговая коробка. Кости более тонкие. Ископаемые остатки архантропов в Европе и Африке – скудны.

Гейденбергский человек. Остатки найдены в Германии. Жили около 500 – 300 тыс. лет назад.

Все сведения о человеке прямоходящем свидетельствуют, что морфология скелета соответствует строению скелета человека разумного. Считается, что человек прямоходящий был переходной ступенью от человека умелого к человеку разумному.

Архантропы занимались собирательством. Синантропы использовали огонь, случайно полученный, на нем они жарили мясо. Речи не было. Для защиты использовали огонь. Использовали крики и звуки, которые были средством общения на охоте и при защите от врагов. Синантропы изготавливали орудия в основном из кварцита и песчаника. Именно архантропы относятся к представителям древнейших людей. Формирующиеся люди – переходные существа, они – предшественники древних людей (палеоантропов). Неандертальцы населяли Европу во время между 70 – 40 тыс. лет. Отличался от современного человека тем, что имел низкий свод черепа, небольшую выпуклость лба, тяжелый сплошной надглазничный валик, пяткообразно нависающий, к нему прикреплялись мышцы шеи. Скелет туловища похож на скелет современного человека, 1300 – 1600 куб. см. (больше, чем у современного человека). Толстые кости черепа. Неандертальцы обнаружены в Западной Европе (Германия). Жили небольшими группами, питались всем, но основная – мясная добыча – маленькие зверьки. Они использовали ловушки, западни. Лакомство – костный мозг. Главная охотничья добыча – пещерный медведь. Способ жизни требовал подвижности, т.к. они занимались собирательством. В теплую межледниковую эпоху жили под открытым небом, в ледниковый период – в пещерах. Орудия и оружие из кварцита и песчаника. Укрывались шкурами убитых животных. Трудная жизнь принуждала их думать, решая сложные проблемы. Лобные доли становились все более сильными. Плоский тип черепа – поднимался. В Европе вместо палеоантропа появился неоантропа (около 40 тыс. лет), во Франции – кроманьонец (близ Кромань). Возраст находок 60 и более тысяч лет. Остатки обнаружены на территории Воронежа. Первые находки датированы 30 – 60 тыс. лет назад. Самый древний возраст неоантропа – на территории Воронежской области. Для кроманьонца характерно: небольшой размер лицевого черепа, кости черепа тонкие. Прекрасные охотники, имели большой охотничий опыт, более практичные орудия и оружие. Животных убивали не только ради мяса, но и из-за шкур. Использовали кожу, шкуры, рога, зубы. Найдены украшения.

Где произошел переход от австралопитека к человеку прямоходящему, а затем и к человеку разумному? Большинство считают, что на африканском континенте, но единого мнения нет.

В 2000 году – Уотсон (США) провел конференцию по антропологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17084. Знаходження власних чисел і векторів матриці по методу Крилова 57.5 KB
  Лабораторна робота №19 Тема. Знаходження власних чисел і векторів матриці по методу Крилова. Мета: навчитися знаходити власні числа і вектори матриці по методу Крилова. Устаткування: лист формату А4 ручка С . Хід роботи Правила техніки безпеки Теоретичн
17085. Знаходження розв’язку системи лінійних рівнянь методом ітерацій, складання алгоритму 78 KB
  Лабораторна робота №2122 Тема. Знаходження розвязку системи лінійних рівнянь методом ітерацій складання алгоритму. Мета. Навчитися вирішувати систему лінійних рівнянь методом ітерацій с заданою точністю скласти алгоритм. Устаткування: папір формату А4 ПК С Х...
17086. Знаходження розв’язку системи лінійних рівнянь методом Зейделя 64.5 KB
  Лабораторна робота №23 Тема. Знаходження розвязку системи лінійних рівнянь методом Зейделя Мета. Навчитися вирішувати систему лінійних рівнянь методом Зейделя с заданою точністю; скласти програму. Устаткування: папір формату А4 ПК С Хід роботи Правила те...
17087. Метод Рунге-Кутта вирішення задачі Коші. Складання програми 156 KB
  Лабораторна робота №27 Тема. Метод РунгеКутта вирішення задачі Коші. Складання програми. Мета. Навчитися вирішувати задачу Коші методом РунгеКутта; скласти програму. Устаткування: папір формату А4 ПК програмне забезпечення Borland С. Хід роботи Вирішити задачу
17088. Екстраполяційний метод Адамса розв’язання задачі Коші 36.5 KB
  Лабораторна робота №28 Тема. Екстраполяційний метод Адамса розвязання задачі Коші. Мета. Навчитися знаходити розвязок диференційного рівняння екстраполяційним методом Адамса. Устаткування: папір формату А4 ручка калькулятор ПЗ С . Хід роботи Правила
17089. Знаходження коренів нелінійного рівняння ітераційним методом 24.5 KB
  Лабороторна робота № 20 Тема. Знаходження коренів нелінійного рівняння ітераційним методом. Мета: навчитися вирішувати нелінійні рівняння методом ітерацій скласти програму. Обладнання: ПК програмне забезпечення С бумага формат А4 ручка. Хід роботи Пр
17090. Знаходження розв’язку системи лінійних рівнянь методом ітерацій, складання алгоритму 104.5 KB
  Лабораторна робота №21 Тема. Знаходження розвязку системи лінійних рівнянь методом ітерацій складання алгоритму. Мета. Навчитися вирішувати систему лінійних рівнянь методом ітерацій с заданою точністю скласти алгоритм. Устаткування: папір формату А4 ПК С Хі
17091. Метод Ейлера вирішення задачі Коші 152 KB
  Лабораторна робота №25 Тема. Метод Ейлера вирішення задачі Коші. Мета. Навчитися будувати розвязок задачі Коші по методу Ейлера. Скласти програму. Устаткування: папір формату А4 програмне забезпечення Borland С ПК Хід роботи Індивідуальне завдання. Вико...
17092. Метод прогонки розв’язання крайової задачі. Складання програми 40.5 KB
  Лабораторна робота №30 Тема. Метод прогонки розвязання крайової задачі. Складання програми. Мета. Навчитися використовувати метод прогонки розвязання крайової задачі звичайного диференційного рівняння. Скласти програму. Устаткування: папір формату А4 ручка кал