6698

Человек как закономерный результат процесса развития органического мира

Реферат

Биология и генетика

Человек как закономерный результат процесса развития органического мира. Прогрессивный характер эволюции. Проблема происхождения человека. Положение Homosapiens в системе живого мира. Этапы антропогенеза. Происхождение и эвол...

Русский

2013-01-07

27.85 KB

6 чел.

Человек как закономерный результат процесса развития органического мира.

  1.  Прогрессивный характер эволюции. Проблема происхождения человека.
  2.  Положение Homo sapiens в системе живого мира.
  3.  Этапы антропогенеза.

Происхождение и эволюция физиологической организации человека и человеческих рас изучает антропология («антропос» - человек). Некоторые считают, что вопрос решен, но это не так. Многие тысячелетия люди пытались открыть свое происхождение. Воображение порождало мифы, на основе которых были созданы все основные религии. Дарвин в книге « Происхождение человека и половой отбор» доказал, что человек возник естественным путем, как и другие животные. Доказал родство человека и человекообразных обезьян. Гекстле « Место человека в природе» 1863 год: «Человек не имеет причины стыдиться, что произошел от обезьян. Я бы стыдился происхождения от человека болтливого и невежественного, который вмешивался в научные споры…».

1925 – суд против учителя, преподававшего теорию Дарвина в школе в США. Был осужден, был уплачен штраф и введен запрет на преподавание теории Дарвина в этом штате. Процесс был назван «обезьяним».

1925 – штат Теннис. Принят тот же закон, потом отменен, а в 1967 году вновь введен.

1961 г – книга в США «… большой каньон возник из-за Великого потопа, люди – потомки Адама и Евы…» - теория Боллиса.

1970 – в штатах Илузиана и Арканзас теория Боллиса преподавалась наравне с эволюционным учением.

Ни Гекстле, ни Дарвин никогда не доказывали, что человек произошел от современных человекообразных обезьян. Доказательства. Приводимые Дарвином – анатомические признаки. Они были косвенными. Данных палеонтологии не было, не хватало звена между человекообразным предком и человеком. Книга « О недостающем звене».

Дарвин отмечал сходство строения и функций тела человека и функций и строения животных (особенно человекообразных обезьян). Исключительно большое сходство наблюдалось в эмбриональном развитии. Он использовал рудиментальные признаки, атавизмы. За последние 100 – 150 лет накоплено много данных, в том числе палеонтологических, подтверждающих теорию Дарвина. У человека и человекообразных обезьян более 300 общих признаков, например, иммунологические, физиологические, генетические, циклы жизни и др.

Физиологические группы крови по системе АВ0 и др. одинаковы. У обезьян те же антигенные группы, что и у человека, возможно переливание крови. Люди и современные человекообразные обезьяны – кровные родственники.

Генетические сходства. У шимпанзе 48 хромосом. Существует теория о том, что люди утратили 2 хромосомы. Строение хромосом, расположение в них генов сходно и настолько близко, что если бы систематика строилась только по биохимическим признакам, человек и человекообразные обезьяны оказались бы в одном виде. Большое значение приобрела молекулярная таксонометрия. Расстояние между человеком и шимпанзе = 1, между человеком и африканскими обезьянами также невелико. При сравнении полипептидов оказалось, что генетический материал человека и шимпанзе гомологичен на 99%. Если выделить молекулу ДНК, затем расплести и соединить с такой же расплетенной ДНК человека, происходит сшивание в единую молекулу. Ошибок между нуклеотидами очень мало. Аминокислотный состав в гемоглобине человека и шимпанзе одинаков, у человека отличается от гориллы только одной аминокислотой.

Иммунологические сходства. Современные антропоиды болеют теми же заболеваниями, что и человек. Картина заболеваний одинакова. Обезьянам можно привить детские болезни. Защитные механизмы у человека и человекообразных обезьян одинаковы.

Цикл жизни. Беременность 250 – 270 дней (человек – 280). Двойни – редки, тройни – не зарегистрированы. Рождается обычно один детеныш. Период жизни составляет 60 – 70 лет. Половое созревание – 7 – 8 лет. Высшая нервная деятельность прекрасно развита (над проблемой сравнения ВНД человека и человекообразных обезьян работают психологи).

Вывод: человек и человекообразные обезьяны произошли от общего обезьяноподобного предка. Разошлись они в 12 – 15 млн. лет назад. Развивались независимо друг от друга в разных экологических условиях. Они - конечный результат развития двух дивергировавших ветвей.

С биологической точки зрения человек относится к:

Тип CHORDATA

Подтип VERTEBRATA

Класс MAMALIA

Отряд PRIMATES

Семейство HOMINIDAE

Род HOMO

Вид HOMO SAPIENS, SAPIENS

Человек – качественно своеобразное существо. Жизнь может протекать только в условиях общество и коллективно – общественного производства. Антропологии изучает переход от биологических закономерностей предка к закономерностям социальным.

12 – 15 млн. лет назад эволюция привела к возникновению дриопитеков (размер с крупную крысу) от них разошлись 2 ветви: человеческая и обезьянья. Обезьяны приспосабливались к древесному образу жизни, сформировался способ передвижения – брахиация и другие приспособления. У них выработались признаки скелета, характерные для современных обезьян. Гоминидная ветвь приспосабливалась к наземному образу жизни. Эта линия развития связана с бурным развитием головного мозга, увеличением мозгового черепа, произошло удлинение нижних конечностей. Люди и современные человекообразные обезьяны – боковые родственники. Закон необратимости эволюции – эволюция не может идти назад. Поэтому возвращение человека к состоянию предка невозможно. Выделение человека произошло 1 раз, это одноактный процесс, произошедший в наиболее благоприятный момент.

Когда на Земле появилось существо, которое можно считать человеком? Большинство антропологов считают, что то существо, которое стало самостоятельно изготавливать орудия труда – человек. Переходная форма – австралопитеки (южноафриканские обезьяны). Первые остатки найдены в 1924 году в Южной Африке. Древность – 5 млн. – 750 тыс. лет. Разные по росту, строению. Объем мозговой коробки 550 куб см. ходили на 2 ногах, в качестве орудия – природные объекты. Вес около 30 кг. Рост – 120 – 130 см. относительный вес мозга больше, чем у современных человекообразных обезьян. Употребляли животную растительную пищу. Для охоты использовали кости и камни. Вывод: эти двуногие приматы вплотную подошли к человеку. У австралопитеков малые размеры черепной коробки, следовательно, на определенной стадии гоминиды имели очень маленький головной мозг.

С конца 1950 происходили открытия в Кении, Танзании, Эфиопии (восточная Африка). В 1959 году микки в Танзании обнаружили ископаемого примата с большим количеством искусственно обработанных изделий из гальки. 1 млн. – 750 лет назад, объем мозговой коробки составлял 530 – зинджантроп (южно-африканский человек). Объем мозга смутил антропологов, т.к. они не понимали, как с таким объемом головного мозга можно было изготавливать орудия труда.

1960 год – Микки там же обнаружили и другие находки, в морфологическом плане гораздо более сходные с человеком. Объем черепной коробки 680. 2 млн. лет назад. Это существо назвали Человек Умелый. Микки предположили, что зинджантропы не были создателями орудий труда, просто они оказались жертвам человека умелого. В результате находок последних лет установлено, что возраст человека больше, чем 1 млн. Большинство антропологов считают, что человек умелый – древнейший человек, морфологически близкий австралопитекам. Это люди в философском, а не в биологическом смысле. Крупных морфологических различий между австралопитеками и человеком умелым нет, поэтому считается. Что австралопитеки – непосредственные предшественники человека. Из среды их выделились формы, начавшие самостоятельно изготавливать орудия (около 3 млн. лет назад) – это были первые люди. Австралопитеки превратились в творцов гамической культуры. Все ископаемые формы гоминид большинство антропологов относят к роду Homo. Подразделяют на 2 подвида: человек прямоходящий и человек разумный. Человек прямоходящий – вымерший вид группы архантропов (питекантропы, синантропы и гейденберский человек). Человек разумный: все современные человеческие популяции и предшествующие форму, начиная с неандертальца.

Архантропы.

Первые останки найдены в 1881 году на о. Ява. Врач Эрнест Дегуа обнаружил их и дал родовое название – питекантроп. Возраст 1 млн. лет – 400 тыс. лет. Объем мозговой коробки – 1000 куб. см. Черепной свод уплощен, выпуклость лба не развита, массивный сплошной надглазничный валик, подбородочный выступ не развит, они ходили на полусогнутых ногах.

Синантропы.

В пещере близ Пекина. Более прогрессивны. 1225 – мозговая коробка. Кости более тонкие. Ископаемые остатки архантропов в Европе и Африке – скудны.

Гейденбергский человек. Остатки найдены в Германии. Жили около 500 – 300 тыс. лет назад.

Все сведения о человеке прямоходящем свидетельствуют, что морфология скелета соответствует строению скелета человека разумного. Считается, что человек прямоходящий был переходной ступенью от человека умелого к человеку разумному.

Архантропы занимались собирательством. Синантропы использовали огонь, случайно полученный, на нем они жарили мясо. Речи не было. Для защиты использовали огонь. Использовали крики и звуки, которые были средством общения на охоте и при защите от врагов. Синантропы изготавливали орудия в основном из кварцита и песчаника. Именно архантропы относятся к представителям древнейших людей. Формирующиеся люди – переходные существа, они – предшественники древних людей (палеоантропов). Неандертальцы населяли Европу во время между 70 – 40 тыс. лет. Отличался от современного человека тем, что имел низкий свод черепа, небольшую выпуклость лба, тяжелый сплошной надглазничный валик, пяткообразно нависающий, к нему прикреплялись мышцы шеи. Скелет туловища похож на скелет современного человека, 1300 – 1600 куб. см. (больше, чем у современного человека). Толстые кости черепа. Неандертальцы обнаружены в Западной Европе (Германия). Жили небольшими группами, питались всем, но основная – мясная добыча – маленькие зверьки. Они использовали ловушки, западни. Лакомство – костный мозг. Главная охотничья добыча – пещерный медведь. Способ жизни требовал подвижности, т.к. они занимались собирательством. В теплую межледниковую эпоху жили под открытым небом, в ледниковый период – в пещерах. Орудия и оружие из кварцита и песчаника. Укрывались шкурами убитых животных. Трудная жизнь принуждала их думать, решая сложные проблемы. Лобные доли становились все более сильными. Плоский тип черепа – поднимался. В Европе вместо палеоантропа появился неоантропа (около 40 тыс. лет), во Франции – кроманьонец (близ Кромань). Возраст находок 60 и более тысяч лет. Остатки обнаружены на территории Воронежа. Первые находки датированы 30 – 60 тыс. лет назад. Самый древний возраст неоантропа – на территории Воронежской области. Для кроманьонца характерно: небольшой размер лицевого черепа, кости черепа тонкие. Прекрасные охотники, имели большой охотничий опыт, более практичные орудия и оружие. Животных убивали не только ради мяса, но и из-за шкур. Использовали кожу, шкуры, рога, зубы. Найдены украшения.

Где произошел переход от австралопитека к человеку прямоходящему, а затем и к человеку разумному? Большинство считают, что на африканском континенте, но единого мнения нет.

В 2000 году – Уотсон (США) провел конференцию по антропологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44780. Создание отчетов 2.44 MB
  Рассмотрим ситуацию, когда стандартный отчет нас не устраивает. Например, вы хотите сконструировать стандартную справку об обучении и выдавать ее по запросу. Сначала следует создать запрос с параметром Справка (рис. 42), в котором будут только интересующие вас записи, затем следует приступить к созданию отчета
44781. Создание отчетов (продолжение) 2.07 MB
  Цели работы: закрепить навыки создания отчетов с помощью Конструктора; научиться создавать отчеты с помощью Мастера отчетов; освоить основные приемы изготовления надписей на конвертах и наклейках. Создайте с помощью Конструктора отчет Списки учеников. Порядок работы: Откройте закладку Отчеты если находитесь в другом окне. В появившемся диалоговом окне Новый отчет выберите режим Конструктор и таблицу Список в качестве источника данных.
44782. Обучающие работы по созданию и ведению баз данных 2.61 MB
  Система управления базами данных предоставляет значительные возможности по работе с хранящимися данными, их обработке и совместному использованию. Можно выбирать любые поля, форматы полей, сортировать данные, вычислять итоговые значения. Можно отбирать интересующие данные по какому-либо признаку, менять их, удалять, копировать в другие таблицы
44783. Создание базы данных, состоящей из двух таблиц 6 MB
  Воспользуемся новым способом изготовления таблиц. Таблицы будем создавать в режиме Таблицы. В таблице Список будет 7 полей (код, фамилия, имя, отчество, год рождения, курс, название группы в колледже, номер группы в компьютерной школе). Номера групп и фамилии преподавателей школы будут храниться в отдельной таблице Группы в виде двух столбцов
44784. Создание базы данных, состоящей из трех таблиц 2.07 MB
  В данном случае таблицы Группы и Список объединены связью «один-ко-многим», таблицы Список и Личные данные — связью «один-к-одному». Таблицы Группы и Личные данные прямо не связаны
44786. Эрозия и деградация земель. Техногенные пустоши. Рекультивация и мелиорация земель 18.13 KB
  Рекультивация и мелиорация земель Деградация пастбищных земель: включает в себя множество различных проявлений от низкой продуктивности кормов до ухудшения растительного состава разрушения растительного покрова транспортными средствами. Рекультивация комплекс работ по экологическому и экономическому восстановлению земель и водоёмов плодородие которых в результате человеческой деятельности существенно снизилось. Целью проведения рекультивации является улучшение условий окружающей среды восстановление продуктивности нарушенных земель и...
44787. Команды для работы с файлами и каталогами 24.62 KB
  После имени команды надо ввести пробел и имя пользователя например jim: [root] userdd jim После этого система будет знать о существовании пользователя jim говорят будет открыт счет для пользователя jim . После того как вы завершите ввод нажатием клавиши Enter система попросит ввести его повторно: Retype new UNIX pssword: Если вы не ошиблись при вводе пароль приходится вводить вслепую поскольку он не отображается на экране появится сообщение: psswd: ll uthentiction tokens updted successfully [root] mn psswd В ответ вы получите...
44788. Русский язык как предмет изучения и обучения. Место РЯ среди других учебных дисциплин 14.62 KB
  Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета Русский язык менялся в зависимости от целей изучения русского языка от уровня развития науки о русском языке и наук психологопедагогического цикла. Изучение языка усвоение сведений добытых учёнымилингвистами в области фонетики лексики словообразования грамматики стилистики. Обучение речи развитие навыков употребления языка для общения мышления.