6699

Закономерности антропогенеза. Генетическая программа и программа социальная наследование в развитии современного человека

Реферат

Биология и генетика

Закономерности антропогенеза Биологические предпосылки. Биосоциальная природа человека и процесс антропогенеза. Генетическая программа и программа социальная наследование в развитии современного человека. Расы современного че...

Русский

2013-01-07

26.77 KB

21 чел.

Закономерности антропогенеза

  1.  Биологические предпосылки.
  2.  Биосоциальная природа человека и процесс антропогенеза.
  3.  Генетическая программа и программа социальная наследование в развитии современного человека.
  4.  Расы современного человека.

В человеке 2 компонента: биологический (соответствует биологическому прошлому) и социальный (соответствует настоящему). Для того чтобы человек стал социальным существом нужны предпосылки, в первую очередь, морфологические. Предшественники человека – древесные формы. Млекопитающие, живущие на деревьях, точно определяют расстояние до предмета, удерживаются на ветках, фокусируют взгляд на предмете, кроме того, обладают способностью хватать предметы, перелетая с ветки на ветку. Приматы имеют хорошее зрение. Глаза хорошо развиты, направлены вперед, происходит фокусировка глаз на одном предмете и определение расстояния. Наличие желтого пятна еще лучше делает зрение, цветное зрение, улучшает объемное видение. Зрение – значительный компонент ВНД. От сочетания глаз/рука зависит развитие мозга. Концентрирование на одном предмете осуществляется именно сочетанием глаз/рука. Эта способность легла в основу экспериментирования, изготовления орудий и решений задач. Передвижение на 2 ногах освободило руки, которые стали использовать орудия и их изготавливать.

Труд – решающий шаг в выделении человека из животного мира. Маркс и Энгельс писали: «Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы можем сказать в известной степени, что труд создал человека».

Свободная рука была вначале подходящая для простых действий, она долго развивалась. Труд оказывал прямое влияние на строение и функции руки, изменения передавались по наследству. Под влиянием труда кисть формируется и изменяется в определенном направлении. В строении и функции руки отражена трудовая деятельность в целом. Рука – часть тела, которая, изменяясь, оказывала влияние на организм, причем организм в свою очередь влиял и на развитие руки.

Трудовая деятельность повлекла улучшение не только физической, но и умственной организации, происходила цефализация. Развитие головного мозга имело огромную приспособительную ценность. Масса головного мозга еще ни о чем не говорит. Необходимо улучшить строение мозга, увеличиваются лобная, теменная, височная доли.

После развития мозга никаких значительных морфологических изменений не было, за исключением удлинения ног. Морфологически человек не изменился. «Древние люди – готовые люди» - Энгельс. Морфологический прогресс человека завершился на самых ранних этапах развития. Но биологический процесс не завершился. С появлением древнейших людей появляются зачатки трудовой деятельности, общество. Труд требовал передачи опыта и объединений усилий.

В процессе общественного труда возник звуковой язык, а затем – членораздельная речь. Речь могла возникнуть только тогда, когда мозг был достаточно хорошо развит. 750 г – критическая масса мозга, начиная с которой человек обладает предпосылками для овладения речью и языком. Необходимы специализированные нервные окончания, механизмы, управляющие дыханием, колебанием голосовых связок с определенной частотой.

Человек отличается от млекопитающих т.к. они приспособлены к модулированию звуков. У приматов имеется надгортанник и мягкое небо, поэтому они не задыхаются. Младенцы способны есть и дышать одновременно. Язык не имеет достаточного места для движения и артикуляции звуков речи – это у младенцев. У взрослых гортань не входит в носовую полость, пища с питьем проходят мимо гортани, вход в которую плотно закрывается мышцами – защитные движения. Человек может задохнуться, языку места достаточно. 2000 людей в США ежегодно умирают от удушья.

В эмбриогенезе гортань сначала располагается высоко. Затем опускается. К 3 месяцам после рождения ребенок может дышать через рот.

Труд и речь оказывали обратное мощное влияние на прогрессивное развитие органов чувств и головного мозга. Под влиянием трудовой деятельности естественный набор изменил направление эволюции. Выживали те, кто лучше охотился, изготавливал орудия, заботился о стариках. Люди все меньше завесили от внешней среды. Если бы предки человека не занялись трудом – они бы вымерли.

Прямохождение имеет отрицательное значение: медленное передвижение, не выгодно энергетически. Роды у женщин мучительны, а у четвероногих – нет т.к. крестец у человека лишается подвижности. Длительное стояние, ношения тяжестей приводит к плоскостопию, расширению вен. Органы давят друг на друга и на таз, так возникают грыжи, аппендицит, опущение и выпадение матки.

Человек занял главное место в животном мире. Его преимущества – свободная рука и хорошо развитый головной мозг.

Возникновение и развитие социальной информации. Биологические закономерности постепенно заменялись социальными. Произошло превращение зоопсихологической информации в социальную в процессе рудовой деятельности. Социальная информация возникла из ненаследственной части зоопсихологической информации и превратилась в наследуему3ю.

В.М.Бехтерев в 1927 году «Есть особый способ передачи приобретенных способностей потомству. Этот способ мы называем социальной наследственностью». Дубинин развивал эту идею. « Наряду с генетической программой люди создали социальную». Важная часть эволюции человека – содержание социальной программы генетически не закрепляется. Результаты трудовой и общественной деятельности передавались из поколения в поколение путем воспитания. Труд, воля, интеллект – это отражение человеком исторически сложившихся отношений. В каждом поколении каждый человек сам на основе генетической информации проходит заново формирование. Сущность человека – биосоциальная. Биологическая сущность – предпосылка социальной. Нарушение структуры ДНК приводит к тому, что биологические особенности не отвечают социальным требованиям. И биологическое и социальное должно быть в норме, тогда возникает гармоничная личность. Если ребенок лишен общества, у него нет речи, сознания. «Дикие дети».

Социальные свойства человека развиваются в общении с другими людьми.

1980 год – слепоглухонемые дети от рождения. Ранее они были вне общества, но Мещеряков и Серебрянский добились своими методами появления сознания и речи.

Прекращение видообразования человека разумного. Эволюция не происходит, следовательно, естественного отбора нет. Но завершенность видообразования еще не означает завершения эволюционного процесса, как это кажется на первый взгляд. Просто движущая форма отбора сменилась стабилизирующей. Поддержание физиологического типа современного человека с возникновением трудовой деятельности и социальной информации завершается действие группового отбора как главного двигателя эволюции. Но биологические факторы эволюции были устранены не сразу. Появился общебиологический процесс, социальной стало главенствующим.

Человек – существо социальное.

Человек приспосабливал природу для своих нужд. Он почти перестал зависеть от природы.

Серебровский « Если ход эволюции есть постепенное освобождение от природы, то он сам должен воздействовать на природу»

Видовая стабильность очень велика. Современный человек того же морфологического типа, что и 30 – 40 тыс. лет назад, НО скорость производства (от каменного до атомного века) и социальная эволюция выросли.

Биологическая эволюция прекратила существование только как принцип, естественный отбор в человеческих популяциях не приводит к образованию видов, но приводит к огромному генетическому разнообразию. Чем более генетически полиморфна популяция – тем легче происходит видообразование. Происходит процесс биологического снятия. Снималась ведущая роль естественного отбора и замены социальными закономерностями. Ведущим становится - социальный фактор, и популяция стабилизуется.

Все человечество представляет собой единый вид.

Выделяют несколько рас. Для определения используют структуру и цвет кожи. Волос, глаз. Существуют 3 большие расы:

- негроидная, тропическая, черная;

- монголоидная, желтая;

- европеоидная, белая.

Рас очень много. Между всеми расами - переходы незаметны.

Раса – совокупность людей, обладающих общностью физиологического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом.

В применении к человеку очень часто неправильно используют термин, смешивая культуру и биологическое развитие. Представители основных рас создали свои высокоразвитые культуры. Любая раса имеет приблизительно одинаковые объемы головного мозга, развитие лобных долей. Генетические различия между неграми и белыми – 1 локус у фосфоглюкомутазы. Других различий нет. 85% различий на генетическом уровне в пределах национальной популяции. Различия в пределах расы и между расами – 7,5%. Расовые различия сформировались на ранних этапах антропогенеза, когда был важен групповой отбор. Важным его фактором был ареал. Адаптивный характер расообразования – специфическое проявление человека. На ранних этапах – решающая роль была у географического фактора, сейчас – у экономического и этнического. Пример – открытие Америки привело к смешению рас:

Европейцы+индейцы=метисы;

Европейцы+негры=мулаты;

Негры+индейцы=самбо.

В Стокгольме из-за миграций вся молодежь – цветная. В Центральной Азии картина рас очень сложна и разнообразна.

У африканских человекообразных обезьян генетическое и морфологическое различие также заметно.

Была популяция – основатель, от нее произошло образование рас около 10 тыс. – 120 тыс. лет. Некоторые исследователи считают, что первые люди были ближе к монголоидам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80090. Людина без книги, як криниця без води 44.5 KB
  Удосконалювати вміння правильного свідомого читання; складати план і переказувати за ним текст; знаходити і пояснювати образні вислови; розвивати мовлення та вміння правильно інтонувати речення; виховувати допитливість інтерес до книжки; бережне ставлення до неї.
80091. Форми давального і місцевого відмінків однини прикметників жіночого роду 45.21 KB
  Мета: Вчити учнів утворювати форми давального і місцевого відмінків прикметників жіночого роду в однині розрізняти їх правильно писати й вимовляти ці форми; закріплювати навички визначати відмінок прикметників; розвивати мовленнєві вміння дітей навички каліграфічного письма...
80092. Места посещения. На улице. Как пройти? Правила безопасности дорожного движения 36.5 KB
  Цели: повторить и обобщить усвоение лексического грамматического материала; учить использовать свои знания в создаваемых парасредах Развивать навыки презинтаций своего проекта; Воспитывать положительное отношение к изучению английского языка.
80093. PROFESSIONS IN OUR LIFE 70.5 KB
  We have known some new professions from this tongue – twister. You have already known a lot of professions. Look, I have some letters from different people. I want to read these letters, and you’ll say what these people are.
80094. Які бувають рослини (дерева, кущі, трав’янисті рослини) 47 KB
  Мета: ознайомити учнів із різноманітним світом рослин; вчити порівнювати дерева, кущі, трав’янисті рослини; розвивати мовленнєві вміння, мислення; виховувати допитливість, інтерес до вивчення рідної природи.
80095. Вис на зігнутих руках. Стрибок у довжину з місця 51.5 KB
  Стройові вправи: праворуч ліворуч кругом. Вправи для корекції плоскостопості: Ходьба на носочках; Ходьба на пятках; Ходьба на внутрішній стороні стопи; Ходьба на зовнішній стороні стопи. Вправи для відновлення дихання: Очищаюче дихання: зробити повільний повний вдих ненадовго затримати повітря...
80096. Types of morphemes 25.49 KB
  Thus words cn be divided into smller units which referred to s morphemes. Morphemes re the smllest indivisible twofced lnguge units. There re different types of morphemes in English.
80097. The category of aspect 28.73 KB
  Spect is grmmticl ctegory of the Verb which expresses difference in the wy the ction is shown to proceed. The ctegory of spect is linguistic representtion of the objective ctegory of Mnner of ction. The reliztion of the ctegory of spect is closely connected with the lexicl mening of verbs.
80098. Stylistics as a branch of linguistics. Branches of Stylistics 28.38 KB
  Stylistics is that branch of linguistics, which studies the principles, and effect of choice and usage of different language elements in rendering thought and emotion under different conditions of communication. The number of functional styles...