6700

Биологические основы паразитизма и трансмиссивных заболеваний

Реферат

Биология и генетика

Биологические основы паразитизма и трансмиссивных заболеваний. Характеристика паразитизма. Взаимодействие паразитов и хозяина. Трансмиссивные и природно-очаговые заболевания. Живые организмы находятся в биотическом окружении, поэто...

Русский

2013-01-07

25.98 KB

25 чел.

Биологические основы паразитизма и трансмиссивных заболеваний.

  1.  Характеристика паразитизма.
  2.  Взаимодействие паразитов и хозяина.
  3.  Трансмиссивные и природно-очаговые заболевания.

Живые организмы находятся в биотическом окружении, поэтому они оказывают воздействие друг на друга. Между организмами разных биологических видов устанавливаются связи в результате эволюции. Одни организмы живут отдельно, а другие приобрели приспособления для совместной жизни. Одни использовали других – квартиранство.

Паразитизм и мутуализм возникли в ходе эволюции отдельно друг от друга, поэтому не переходят друг в друга.

Догель, 1947 г. « Паразиты – это такие организмы, которые используют другие организмы в качестве источника пищи и среды обитания, возлагая при этом частично или полностью на своих хозяев задачу регуляции своих взаимоотношений с окружающей средой».

Среда обитания паразита – другой организм – хозяин. Организм хозяина имеет собственный гомеостаз, защитные механизмы от всего инородного. Паразит – чужеродный организм. В процессе эволюции у паразита выработались приспособления для существования в живом организме, но хозяин также приспособился к паразиту. В процессе эволюции происходит соревнование. Паразиты – процветающие виды, имеющие биологический прогресс. Они очень изменчивы, пластичны. Паразиты – очень древние виды. Паразитизм существует с момента зарождения жизни (например, бактериофаги). У паразитов много упрощений (нет многих ферментов, пищеварительной трубки, у плоских червей пристеночное переваривание, как в тонком кишечнике). Поселяясь, в организме хозяина, они оказывают на него патогенное действие, зависящее от:

- размеров;

- морфологии;

- физиологии;

- интенсивности инвазии;

- локализации в организме хозяина;

- особенностей инвазии во время заражения.

Инвазия – количество паразитов в теле одного хозяина.

Болезни, вызываемые организмами животной природы – инвазионные.

Болезни, вызываемые растительными и другими организмами – инфекционные.

После поселения в организме хозяина паразит может воздействовать на его организм.

Факторы действия паразитов:

  1.  Механический (механическое разрушение органов путем давления, внедрения, прикрепления).
  2.  Химический (отравление организма хозяина ядовитыми продуктами распада паразита после его смерти).
  3.  «Отнятие пищи» (непосредственное отнятие пищевых веществ и витаминов у хозяина). Например, лентец широкий отнимает витамин В12.

Когда паразит вступает в контакт с хозяином, постепенно формируется система паразит – хозяин. Наступает взаимная адаптация. Если не приспособятся, наступает гибель. В результате взаимодействия формируется энергетически сбалансированная система, пищи хозяина хватает для обоих. Иногда вес хозяина увеличивается. Паразит активно изменяет гомеостаз хозяина. Паразит стремится создать такие условия, которые будут для паразита оптимальными. У него есть вещества, изменяющие обмен веществ хозяина. Паразит выделяет биологически активные вещества, которые повышают обмен веществ хозяина, при этом продолжительность жизни хозяина снижается.

Все паразиты делятся на 4 группы:

- вирусные;

- внутриклеточные;

- кишечные;

- тканевые.

При вирусном паразитизме хозяин формирует фенотип паразита. При клеточном клетка увеличивается в размерах, защищает и питает паразита (например, лейшманиоз). При кишечном паразит получает все необходимые питательные вещества из кишечника. При тканевом паразитизме многие паразиты живут в жидких тканях (в свободном состоянии). Если они обитают в не жидких тканях, то подвергаются реакции со стороны соединительной ткани. Паразиты не рубцуются, он извращает гомеостаз хозяина, при этом формируется соединительнотканная капсула (а не рубец!). Капсула содержит большое количество сосудов, питающих паразита и уносящих продукты его метаболизма. Капсулы могут быть двойные (со стороны паразита и со стороны организма хозяина). Паразит чужероден, но БАВ, выделяемые паразитом подавляют рецепторы лейкоцитов и они не распознают его.

Всегда ли паразитизм вреден?

Если бы при паразитизме преимущество получал только паразит, тогда бы паразитизм исчез, но он процветает.

1855 г – 24 европейских кролика были ввезены в Австралию. Через 90 лет их уже было – миллионы. Пришлось ввести вирус миксоматоза. Сначала смертность среди кроликов составила 99,8%. Сейчас от того же вируса погибают лишь 5%, остальные «привыкли». Если природная приспособленность отсутствовала, кролики гибли, но с ними погибал и штамм со 100% вирулентностью.

В природе не существует биологических видов, которые эволюционировали бы в одиночку. На поверхности тела, внутри тела – миллионы микроорганизмов. Все вместе они образуют единый микробиогеоценоз. Микроорганизмы, входящие в состав микробиогеоценоза защищают организм от чужеродных организмов.

Из всех живых существ (около 1 млн.) около 50 000 – паразиты. Более 5000 видов – паразиты человека. 90 видов общие для человека и животных.

Тип Простейшие – 50 видов

Тип Плоские черви – 9000 видов

Тип Круглые черви – 100000 (в т.ч. паразиты растений)

Тип Скребни – 500 видов

Тип Кольчатые черви

Тип Членистоногие

Все паразиты отличаются особой локализацией. Они делятся на:

- эктопаразиты;

- эндопаразиты.

Эктопаразиты обитают на коже, в толще волосяного покрова. Эндопаразиты обитают внутри тела человека и животных и занимают там определенное место. Скребни обитают в тонком кишечнике, круглые черви – в разных органах.

Некоторые паразиты, попадая в организм хозяина, оказываются в наиболее предпочтительном месте, другие часто мигрируют (аскариды). Во время миграций происходит массовая гибель паразитов и сильное повреждение организма хозяина.

Все живые организмы расселяются- удаляются в разные стороны от места обитания родительских особей или центра популяции. Если не происходит расселение – наступает смертность. Вид обеспечивает себе выживание. У паразитов проблема – не переселять хозяина, поэтому они вынуждены покидать его, чтобы найти нового хозяина. На стадии покидания организма хозяина происходит и расселение. Смертность в этот период очень высока, поэтому паразиты очень плодовиты. Иногда имеет место партеногенез в личиночных стадиях (сосальщики). Наличие свободно живущей стадии создает для паразита дополнительные сложности – приспособление к условиям жизни внутри организма хозяина и вне его организма. Паразиты должны расселяться и переносить неблагоприятные условия, дожидаясь нового хозяина. В цикле жизни часто находится промежуточная стадия, когда паразит обитает в организме промежуточного хозяина и стадия покоя. Нормальный цикл жизни паразита предполагает многих хозяев.

Окончательные / дефинитивные хозяева - хозяева, в теле которых происходит половым путем.

Дополнительные / промежуточные хозяева – хозяева, в которых протекают промежуточные личиночные стадии.

Резервуарный хозяин – хозяин, в котором паразиты длительно обитают, но не размножаются.

Между паразитом и хозяином могут быть различные по времени контакты. Поэтому различают паразитов:

- временных;

- стационарных/постоянных.

Временные связаны с хозяином только во время питания. Постоянные паразиты либо не покидают организм хозяина, либо длительно там живут.

Паразиты могут вступить в контакт с разными видами хозяев, но некоторые виды более предпочитаемы, там паразит и хозяин формируют единую систему. Если паразиты живут у организмов только одного биологического вида – это моноксенные паразиты (вошь у человека). Если в жизненном цикле моноксеенных паразитов нет встречи с истинным хозяином, они заражают представителей других видов и гибнут. Если несколько видов хозяев – эвриксенные паразиты (кошачий сосальщик).

В циркуляции многих паразитов принимают участие кровососущие организмы, часто наземные членистоногие. К настоящему времени установлены группы, к которым прикреплены паразиты. Роль переносчиков двояка. Членистоногие создают проход для возбудителя, нарушая целостность кожных покровов, но помимо этого, они сами вносят возбудителя внутрь. В более примитивном случае возбудитель не питается и не размножается в организме переносчика, тогда насекомые – механические переносчики (слепни для сибирской язвы). В других случаях паразит питается за счет переносчика и развивается в нем – специфические переносчики (муха цеце – трипаносомы).

Заболевания, которые вызываются паразитами, передача которых осуществляется с участием переносчика, называются трансмиссивными.

Облигатно трансмиссивные заболевания – такие трансмиссивные заболевания, которые передаются ТОЛЬКО при участии переносчика.

Факультативно трансмиссивные заболевания – трансмиссивные заболевания, которые распространяются разными способами, в том числе с участием переносчиков.

- клещевой возвратный тиф;

- сыпной и возвратный тиф;

- лихорадка паттачи;

- сезонные энцефалиты и др.

Если возбудитель заражает животное, которое затем заражает человека или другое животное – зооноз. Если перенос осуществляется от человека к человеку – антропоноз.

В природе количество паразитов и возбудителей поддерживается определенными условиями.

Разработано учение о природной очаговости трансмиссивных заболеваний.

Павловский (родился в 1898 году в Борисоглебске) был военным врачом и разработал учение о природной очаговости.

Природный очаг – явление, когда переносчик, возбудитель и животное - резервуар в течение длительного времени существуют в природе независимо от человека.

Природные очаги поддерживаются, если соблюдаются определенные условия. Если человек попадает в природный очаг, формируется синантропный очаг и человек заболевает. Для ликвидации природно-очаговых заболеваний проще всего уничтожить переносчика.

1975-1977г – Турция, близ Адена – вспышка малярии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27784. Социализирующие функции религиозных организаций 18.38 KB
  В социализации человека религия и религиозные организации общности верующих при молитвенных центрах были важнейшим после семьи фактором. Кроме того различные конфессии ведут активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих. В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций а также через различные формы контроля в одних конфессиях более в других менее жесткого за соответствием жизни верующих...
27785. Личностно-ориентированные педагогические технологии 15.04 KB
  В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностноориентированного обучения. Якиманской признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностноориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностноориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.
27786. Социально-педагогическая технология 16.42 KB
  Она может рассматриваться: как обоснование описание этапов методов и средств социальнопедагогической деятельности обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная оптимальная последовательность деятельности направленная на достижение определенной социальнопедагогической цели. Мардахаев полагает что в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить: Социальнопедагогическую цель к чему стремиться чего следует добиваться; Условия ее реализации; Особенности и возможности объекта; ...
27787. Джон Локк (1632-1704) 20.34 KB
  Из всех людей с которыми мы встречаемся девять десятых становится тем что они есть: добрыми или злыми полезными или нет благодаря воспитанию говорил Локк. Джентльмен должен получить физическое нравственное и умственное воспитание но не в школе ибо школа по мнению Локка это учреждение где собрана пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния. Локк исходя из практики аристократических семейств рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному солидному воспитателю.
27788. ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ 115 KB
  Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка различные соматические заболевания личностные и эмоциональные нарушения социальные последствия. Нарушения физического и психического развития У большинства детей живущих в семьях в которых тяжелое физическое наказание брань в адрес ребенка являются методами воспитания или в семьях где они лишены тепла внимания например в семьях родителейалкоголиков имеются признаки задержки физического и...
27789. ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ 56 KB
  Общие сведения о профессии: Краткая характеристика отрасли народного хозяйства где применяется профессия краткий исторический очерк и перспективы развития профессии основные специальности связанные с данной профессией. Производственное содержание профессии: Место и роль профессии в научнотехническом прогрессе ее перспективность; предмет средства и продукт труда; содержание и характер функция трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии моральные...
27790. ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 96 KB
  ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ Какие права связаны с правом на образование Право на образование следует рассматривать как совокупность прав: 1 на выбор образовательного учреждения или образовательной программы; 2 на получение образования в соответствии с установленными стандартами; 3 на обучение в условиях гарантирующих безопасность ребенка; 4 на уважение своего человеческого достоинства уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения; 5 на обучение осуществляемое на современной учебноматериальной базе; 6 на...
27791. Советы подросткам при временном трудоустройстве 31.5 KB
  А именно в порыве найти хоть какуюто работу и получить дополнительные карманные средства молодежь хватается за любое предложение реальной работы даже на миг не задумываясь об юридическом аспекте оформления всех отношений с работодателем. И эти случаи довольно часты и заканчиваются печально невыплатой зарплаты психологическом расстройстве молодого индивидуума Поэтому юные работники знайте: прежде чем преступить к заинтересовавшей вас работе требуйте официального оформления ваших отношений непосредственно с работодателем;...
27792. Методы планирования эксперимента 77.5 KB
  Уточнение условий проведения эксперимента имеющееся или доступное оборудование сроки работ численность и состав группы для исследования и т. Структурные характеристики малой группы Приступая к рассмотрению структурных компонентов малой группы необходимо прежде всего подчеркнуть что понятие структура теснейшим образом сопряжено с понятием система. Реализация членами группы определенных институционально заданных функций в сфере ведущей деятельности группы по решению задач поставленных перед ней в рамках более широкой социальной...