6701

Медицинская протозоология. Характерные признаки простейших и их представители

Реферат

Биология и генетика

Медицинская протозоология. Характерные признаки простейших. Представители. Один из разделов медицинской паразитологии - медицинская протозоология. Она изучает паразитических простейших, вопросы патогенеза, терапии заболеваний, диагн...

Русский

2013-01-07

25.22 KB

24 чел.

Медицинская протозоология.

  1.  Характерные признаки простейших.
  2.  Представители.

Один из разделов медицинской паразитологии – медицинская протозоология. Она изучает паразитических простейших, вопросы патогенеза, терапии заболеваний, диагностики.

Простейшие обитают повсеместно, где есть влажная среда.

Простейшие – животные организмы, имеющие микроскопические размеры, состоящие из 1 клетки. Простейшие имеют строение, типичное для эукариотической клетки. Есть протоплазма (эктоплазма – гомогенный наружный слой, эндоплазма – зернистый, с включениями, внутренний слой). На поверхности эктоплазмы образуется тонкая кожица – пелликула – гибкая структура, полупроницаемая, тонкая. Она позволяет временно изменять форму клетки. У некоторых есть кутикула, выполняющая защитную, структурную и опорную функции.

Функционально простейшие – сложные организмы, которые непрерывно взаимодействуют с окружающей средой. Они существенно отличаются от клеток многоклеточных организмов. Функции клеток определяются белками, которые синтезируются клетками. Клетка многоклеточного организма выполняет только определенные функции, поэтому в ней синтезируется только определенная часть белков. Клетка простейшего синтезирует все белки и ферменты, свойственные организму, в течение жизни работает весь ее геном, а не часть, как в клетке многоклеточного организма.

Простейшим присущи все свойства живых организмов. По тип обмена веществ и способу питания выделяют 2 группы:

- автотрофы;

- гетеротрофы.

Паразитические простейшие, как правило, питаются осмотически, поглощая вещества всей поверхностью. Переваривание осуществляется в пищеварительных вакуолях (пищевая частица + набор ферментов в эндоплазме).

Сократительная вакуоль регулирует осмотическое давление клетки, это органелла выделения.

Простейшим присуща раздражимость. Они реагируют на механические, термические, световые, химические и другие воздействия. Часто реакция выражается в изменении направления движения – таксис. Если движение осуществляется в направлении действия раздражителя – положительный таксис, если наоборот – отрицательный. Таксисы позволяют простейшему перемещаться в свойственное место обитания, что чрезвычайно важно для паразита. Таксис определяет питание определенными веществами.

Для простейших характерно половое и бесполое размножение. В основе обоих процессов лежит клеточное деление, у многих видов простейших чередуются формы размножения, образуются сложные циклы.

Большинство простейших передвигаются. Имеются:

- постоянные органоиды движения – жгутики, реснички;

- временные – ложноножки – временные выросты эндоплазмы.

При неблагоприятных условиях простейшее перестает питаться, у него исчезают органоиды движения, образуется толстая оболочка – циста. Сам процесс носит название – инцистирование и позволяет переносить неблагоприятные условия, способствует расселению.

Простейшие имеют много общих черт, но отличаются по разным признакам (устройство органелл движения, тип питания и др.).

Тип Простейшие делится на 4 класса: 25000-35000

Sarcodina = Rhisopoda

Flagellata = Mastigophora

Sporozoa

Ciliala = Infusoria

SARCODINA

Саркодовые.

Наиболее важны – амебы. Главная черта – способность образовывать ложноножки. Тело четко делится на экто- и эндоплазму. Ядро одно или несколько, деление пополам в свободном состоянии или под оболочкой. Захват пищи осуществляется псевдоподиями. Амебы – паразиты чаще всего поселяются в пищеварительной трубке.

Дизентерийная амеба. /Entamoeba histolitica/

  1.  - открыта русским ученым в Петербургской военной академии. Заболевание – амебиаз, представляющее язвенное поражение толстой кишки. В запущенных случаях возможно прободение кишки. Осложнения – перитонит и абсцессы печени.

Жизненный цикл амебы включает вегетативную стадию и цисту. Стадии переходят друг в друга в зависимости от условий. Вегетативная форма включает следующие формы:

- тканевая;

- большая вегетативная (forma magna);

- малая вегетативная (forma minuta);

- предцистная.

Тканевая форма – 20-25 мкм. В центре – звездчатая кариосома. Движения в виде толчков. Обнаруживается при остром амебиазе в тканях стенки кишечника. Эритроциты внутри клетки присутствуют.

Большая вегетативная – 30-40 мкм. Тело четко делится на экто- и эндоплазму, ядро практически не видно. Всегда обнаруживаются фагоцитированные эритроциты от 1 до 20 штук. Поэтому – эритрофаг/ гематофаг. Определяются при остром амебиазе из свежевыделенных фекалий больного человека.

Мелкая вегетативная форма. Живет в просвете кишечника, питается бактериями, структуры хозяина в ней не обнаруживаются, следовательно, эритроцитами не питается. Отношения с хозяином – носительство. Это комменсальная форма, размеры которой около 13 мкм.

Предцистная – 13-15 мкм. Протоплазма гомогенизирована, свободна от каких-либо включений.

Вне организма хозяина все формы быстро погибают.

Стадия покоя – циста 2-5 мкм. Цисты – незрелые 1-2 ядерные, зрелые – 4-ядерные (инвазионная стадия для хозяина). Стадии цисты очень устойчивы. Цисты образуются в нижних отделах толстого кишечника.

Заражение человека осуществляется цистами. Инкубационный период составляет от недели до 3 месяцев. Из цисты выходят мелкие просветные формы. Микротравмы, воспаления слизистой, интоксикация, травмы, ранения, нарушения водного и пищевого обмена способствуют переходу просветной формы в тканевую. Под действием лизирующих ферментов разрушается стенка кишечника, в просвет начинает выделяться кровь. Возникновение крупной вегетативной формы – не причина амебиаза. Появление её – результат далеко зашедшего некроза кишечной стенки.

Диагноз ставится на основании обнаружения в фекалиях вегетативных форм (обеих) и цист различной степени зрелости.

Кишечная амеба/Entamoeba coli

Размер около 20 мкм. Эндоплазма грубо вакуолизирована. В вакуолях – бактерии, грибы, простейшие других видов. Зрелые цисты имеют 8 ядер, незрелые – 2. иногда встречаются формы с 16-32 ядрами. Комменсал.

Ротовая амеба/Entamoeba gingivalis

Часто встречается в кариозных полостях зубов и в белом мягком налете. Похожа на дизентерийную. Питается бактериями, эритроцитами, лейкоцитами. Вопрос о патогенности не решен.

FLAGELLATA

Жгутиковые

Есть свободно живущие формы и паразиты. Органеллы движения- жгутики. Размножение осуществляется путем продольного деления.

Гамбийская трипаносома.

Возбудитель африканского трипаносомоза – смертельного заболевания Тропической Африки. Основной источник – человек, носители – антилопы, свиньи, переносчик – муха цеце. Трипаносомы имеют размеры 20-30 мкм. Есть удлиненное тело, ундулирующая мембрана, свободный ее конец. Когда муха цеце сосет кровь больного, происходит попадание в ее желудок трипаносом. Он6и размножаются и сложно изменяются – инвазионная для млекопитающих форма. При укусе попадает зараженная слюна и трипаносомы проникают в кровь человека. Чаще всего они оседают в головном мозге, поражается ЦНС, нарастает сонливость, происходят патологические изменения в печени, почках, легких и других органах. Болезнь длится 5 – 7 лет и без лечения заканчивается летально. Диагностика болезни по пунктатам спинного мозга, лимфатических узлов и периферической крови.

Паразиты рода Лейшмания.

Обитают в организме позвоночных, где они встречаются в лейшманиальной безжгутиковой внутриклеточной форме. В их организме превращаются в лептомональную жгутиковую форму. Попадая в организм человека, вызывают лейшманиозы – трансмиссивные тропические и субтропические заболевания человека и животных.

Лейшмания доновани, 1903г. Селезенка больного человека. Индийский кала-азар, черная лихорадка, дум-дум, висцеральный лейшманиоз.

Попадая в организм с кровью больного, лейшмании образуют жгутиковую форму.

Висцеральный лейшманиоз часто поражает детей до 12 лет. У переболевших вырабатывается стойкий иммунитет. Течение болезни характеризуется анемией, лейкопенией, волнообразной лихорадкой. Встречается в Индии, Кении, Азии, Казахстане Закавказье.

Диагностика – пунктаты костного мозга, лимфатических узлов, мазки крови.

Тропическая лейшмания.

Болезнь Боровского (1898), кожный лейшманиоз.

Характеризуется поражениями кож, образованием язв, после которых остаются рубцы. Размер язв до 10-15 см. существует антропонозный, поздно проявляющийся подтип кожного лейшманиоза, встречающийся в городах и поселках городского типа на Ближнем Востоке, Южной Европе, индии. Основной источник – человек, переносчик - москиты. Язвы образуются на открытых участках тела, затем они рубцуются. Зоонозный подтип (раноизъязвляющийся, полупустынно-сельский, остро некротизирующий, Пендинская язва). Имеет сезонность с лётом москитов. Резервуар – мыши, суслики, особенно – большая песчанка. Москиты питаются кровью в сумерки, в природе существует очаг. При зоонозном подвиде чаще поражаются нижние конечности. Язвы могут также покрывать все тело. Подтип распространен в Азии, Африке, на юге России, Туркмении, Узбекистане.

Диагностика – по обнаружению простейших в кожных пробах вокруг ран.

Трихомонады.

Trichomonas hominis

Возбудитель кишечного трихомониаза. Размер 5-15 мкм. Форма тела овально- уплощенная. Есть жгутики, ундулирующая мембрана. Питается бактериями, эритроцитами, обитает в толстом кишечнике.

Trichomonas vaginalis

Возбудитель урогенитального трихомониаза. Размер 15-20 мкм. Локализуется в мочеполовой системе мужчин и женщин. Зараженность женщин составляет 20-40%, мужчин – до 15%. Чаще всего заражаются в 18-45 лет. У женщин наблюдаются патологические явления во влагалище, у мужчин – повреждается предстательная железа, что ведет к бесплодию. Передается половым путем, а также при нестерильном гинекологическом осмотре.

Обнаружение происходит по мазку из выделений.

Lamblia intestinalis

Открыта профессором Харьковского университета Лямблем в 1859 году. Мелкие жгутиконосцы – 10-20 мкм. Локализуются в ДПК. Имеет грушевидную форму, 2 ядра, все органеллы парные. На вентральной стороне имеется присасывательный диск. Облигатные паразиты. Заражение происходит при попадании цист. Лямблиоз широко распространен, особенно у детей. Зараженность достигает 50-80%. Интенсивность инвазии очень велика (на 1 кв. см. 1000000 особей).

Диагноз ставится по обнаружению вегетативных форм и цист в фекалиях и при дуоденальном зондировании.

SPOROZOA

Споровики.

Все паразиты. Отсутствуют органеллы движения у взрослых форм. Сложный цикл развития с чередованием полового и бесполого размножения. Есть споры. До 100 млн. человек в год болеют малярией.

Toxoplasma gandi

Возбудитель токсоплазмоза. Открыт в 1908 году. Проникает через кожу, слизистые, пищеварительный тракт. Локализуется практически во всех органах. Бывает врожденные формы. Кошачьи – окончательный хозяин, а человек - промежуточный. Смертность очень велика, выжившие люди становятся инвалидами. Все беременные исследуются на носительство. Зооноз с частой природной очаговостью.

INFUSORIA

Инфузории

Кишечный балантидий.

Есть 2 ядра (вегетативное и генеративное), реснички. Деление осуществляется под оболочкой. Питается углеводной пищей. Если углеводов поступает достаточно – не переходит к тканевой форме. Язвы в кишечнике – 3-4 см. главный источник - домашние животные, продукты и вода, зараженные фекалиями крыс, свиней.

Инкубационный период длится до 15 лет. Обитают в сигмовидной, прямой, слепой кишках.

Диагностика – по обнаружению в фекалиях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5113. Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку 80.5 KB
  Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку. Всебічна фізична підготовка дітей дошкільного віку передбачає досягнення оптимального розвитку рухових (фізичних) якостей: швидкості, спритності, гнучкості, витривалості та сили. Фізичні...
5114. Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я 80.5 KB
  Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я. Поняття диференційований підхід...
5115. Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей дошкільного віку. Реферат 85.5 KB
  Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей дошкільного віку. Теорія фізичного виховання дітей дошкільного віку – це наука про загальні закономірності фізичного виховання та формування особистості дитини від народження до семи років. У...
5116. Основи фізичного виховання дітей першого та другого року життя 55.5 KB
  Основи фізичного виховання дітей першого та другого року життя Дитина народжується з потребою до рухової активності. Вона багато рухається, виявляє активний пошук до різноманітних (зорових, слухових, тактильних та ін.) подразників. Обмеження рухової...
5117. Організаційні форми фізичного виховання дітей дошкільного віку 43 KB
  Організаційні форми фізичного виховання дітей дошкільного віку. Організація раціонального режиму фізичного виховання дітей 3-6 років полягає у використанні різноманітних форм фізичного виховання, засобів і методів їх застосування, що відповідають ві...
5118. Загальні основи навчання руховим діям дітей дошкільного віку 64 KB
  Загальні основи навчання руховим діям дітей дошкільного віку. Сучасна педагогічна наука розглядає процес навчання як цілеспрямовану взаємодію педагога та дитини. Освіта, виховання та розвиток особистості – основні функції навчання, які тісно вз...
5119. Учимся общаться. Конспект занятия 49 KB
  Цели: формирование навыков и умений общения с группой сверстников. Вызвать интерес к самопознанию и саморазвитию. Сформировать мотивацию к самовоспитанию. Задачи: Раскрепостить участников тренинга. Сплотить коллектив. Р...
5120. Программа – тест: Годны ли вы к службе в армии 932 KB
  Польза тестов для человека С давних времен каждый человек пытается узнать о себе что-то больше, чем уже знает. С развитием психологии большое количество людей узнают о некоторых чертах своего характера, которые в нем присутствуют, но он не ...
5121. Позаурочна та позакласна робота школярів з основ здоров’я 136 KB
  Позаурочна та позакласна робота школярів зоснов здоров’я Позаурочна робота з навчання здоров’я. Зміст та організація домашніх завдань на різних етапах вивчення ОЗ Форми та види позакласної роботи валеологічного спрямування: інд...