67010

Тема текста. Содержание текста. Коммуникативная задача текста. Части текста. Микротемы текста

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: 1. Углубить понятие о смысловом делении текста. 2. Продолжить работу над синтаксическими конструкциями для выражения характера, образа действия. 3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Русский

2014-09-03

38.5 KB

48 чел.

6.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему:  Тема текста. Содержание текста. Коммуникативная задача текста. Части текста. Микротемы текста.

Цели:

1. Углубить понятие о смысловом делении текста.

2. Продолжить работу над синтаксическими конструкциями для выражения характера, образа действия.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Запомните! Обычно предложение интонационно делится на 2 части: тему и рему.

  •  Тема – это данное, то, что известно о предмете речи.
  •  Рема – это новое, то, что неизвестно о предмете речи.

Мысль   движется    от   темы    к   реме.    Главное   в предложении — это рема, новая информация, ради которой совершается  общение.   Все   вопросы,   которые ставятся в предложениях, направлены       на      выяснение  новой информации. Так, предложение Софья Ковалевская    первая  русская женщина-математик даёт ответ  на  вопрос:   Кто такая Софья Ковалевская? В этом предложении темаСофья Ковалевская, а  ремапервая русская женщина-математик.

Задание 1. Задайте вопросы к следующим  предложениям. Определите тему и рему в предложениях.

1. Основная  цель  пособия – развитие у студентов навыков письменной речи.

2. Физические свойства вещества – это вкус, цвет и запах.

3. Основные достоинства научного текста – точность и краткость.

4. Условия на Луне весьма специфичны и суровы.

Задание 2. Прочитайте и перескажите текст.

Что такое Корпус?

Корпус — это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов в электронной форме. Национальный корпус представляет язык во всём многообразии жанров, стилей, территориальных и социальных вариантов и т. п. 

Национальный корпус создается лингвистами. Большинство крупных языков мира уже имеет свои национальные корпуса, различающиеся по полноте и уровню научной обработки текстов. Общепризнанным образцом является Британский национальный корпус (BNC): на него ориентированы многие другие современные корпуса. Среди корпусов славянских языков выделяется Чешский национальный корпус, созданный в  университете Праги.

Национальный корпус имеет две важные особенности. 

Во-первых, он характеризуется сбалансированным составом текстов. Это означает, что корпус содержит по возможности все типы письменных и устных текстов, представленные в данном языке (художественные,  публицистические, учебные, научные, деловые, разговорные, диалектные и т.п.). Следует иметь в виду, что хорошая представительность достигается только при значительном объеме корпуса (десятки и сотни миллионов словоупотреблений).

Во-вторых, корпус содержит особую дополнительную информацию о свойствах входящих в него текстов. Разметка — главная характеристика корпуса; она отличает корпус от простых коллекций (или «библиотек»).

В настоящее время специалистами создана и пополняется «Фундаментальная электронная библиотека» русской классической литературы. Чем богаче и разнообразнее разметка, тем выше научная и учебная ценность корпуса.

В Национальном корпусе русского языка в настоящее время используются разметки: морфологическая (словоизменительная), синтаксическая, акцентная и семантическая. Система разметки постоянно совершенствуется.

Задание 3. В тексте обратите внимание на выделенные слова и определите тип предложений.

Задание 4. Замените выделенные слова синонимами.

Задание 5. Запишите предложения и найдите в них чему рему.

  •  Огромное влияние на развитие языка в целом оказывает научная речь.
  •    М.ВЛомоносов     ввёл     в     русский     язык     научную терминологию.
  •    Николай    Ильин     написал     книгу –  своеобразную энциклопедию профессий.
  •    Топонимика      изучает   происхождение   географический названий.

Задание 6. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание сложных прилагательных.

(Всемирно)историческая победа, (древне)русское искусство, (свинцово)тяжелая туча, (высоко)образованный человек, (молочно)белый плащ, (лиро)эпическая поэма, (агро)технический факультет, (естественно)научные убеждения, (законо)мерные      процессы,  (свое)образное выражение.

Задание 7. Образуйте сложные прилагательные по образцу. Составьте с полученными прилагательными словосочетания.

Образец :    солнце + защита – солнцезащитный

вода  +  напор железо  +  бетон

север  +  восток лес + защита

нефть  +  перегон горы + лыжи

вагон  +   ремонт село + хозяйство

труд  +  способность доброта + порядочность

Задание 8. Перепишите предложения, раскрывая скобки.

1. Накануне вечером с (северо) восточной стороны опять появился туман. 2. Мы плыли в сплошной (молочно) белой пелене, закрывшей берег и море. 3. (Желто) крылые бабочки перелетают с травки на травку. 4. (Дальне) восточная природа поражала с первых же минут. 5. Время было осеннее, и утренние морозы разукрасили деревья в (темно) фиолетовые и (золотисто) оранжевые тона.

Задание на СРСП: 2) Тема, рема.

Задание на СРС:  Задание 4, 5, 6, 7, 8.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Проскурякова И.Г. Пособие по научному стилю речи. Для вузов технического профиля. – Москва: Наука, 2004. – 320 с.

3 Чекина Е.Б., Капасова Д.А. Работа с текстом по специальности: учебное пособие по русскому языку для студентов-экономистов. – Алматы, Қазақ университеті, 2010. – 100 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37488. Мераб МАМАРДАШВИЛИ: Прежде - жить, философствовать - потом 111.5 KB
  Потому что они резонируют в нас по уже проложенным колеям воображения и мысли укладываясь во вполне определенное соприсутствие это а не иное соответствующих слов терминов сюжетов тем Следовательно пока нас не спрашивают мы знаем что такое философия. Я предлагаю тем самым ориентироваться на такую сторону нашей обычной жизни характеристика которой как раз и позволяла бы нам продвигаться в понимании и усвоении того что такое философия. Мудрость первая философия теология у Аристотеля выступают наименованием 1ауки о...
37489. Философия. Ответы на экзаменационные вопросы 736 KB
  Таким образом зарождение философии исторически обусловлено: накоплением в практической деятельности людей значительного опыта что формировало у них понимание определенной упорядоченности окружающего мира источником которой как они думали являются имеющиеся в природе некие независимых от человека силы; открытием в различных сферах человеческой деятельности зачатков научных знаний эмпирическое знание которые можно было проверить и которые как люди предполагали были связаны с этими глубинными силами; появлением в классовом...
37490. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ 347 KB
  Основной вопрос философии это соотношение человека и мира мышления и природы. Неосновные законы: взаимосвязь общего особенного и единичного взаимосвязь сущности и явления взаимосвязь формы и содержания взаимосвязь причины и следствия взаимосвязь необходимости и случайности взаимосвязь возможности и действительности Структура философии: онтология теория бытия гносеология теория познания теория развития социальная философия философия общества философская антропология философия человека методология теория...
37491. Философия: Учебник. 4.63 MB
  ru Рецензенты: кафедра социальной философии Российского университета Дружбы народов им. редактора журнала Вопросы философии доктор филос. Учебник содержит изложение истории философии и рассмотрение ее основных областей. При этом многие вопросы входящие в вузовский курс философии освещены достаточно подробно что позволит студентам и преподавателям специализированных вузов углубленно изучить философские проблемы применительно к своей специальности.
37492. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Становление и развитие 2.07 MB
  На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека — миром, природой, натурой и тем, что создано человеком как во внешнем, так и в собственном, физическом и духовном, бытии. Уже в древнегреческой философии зародились представления о «техне» как искусной практической деятельности, мастерстве, создающем необходимый человеку предметный мир (отсюда понятие «техника» во всех европейских языках)
37493. Философия педагогики. Учебное пособие для вузов 1.06 MB
  Она лаконично излагает системную суть философии культурологии психологии религиоведения развернуто дает этическую и эстетическую системы знаний в их неотрывной и прямой значимости для педагогической практики параллельно освещая проблемы образования и реальной жизни школы с установкой на их действительное и творческое решение. Философские аспекты образования и воспитания Философия как наука о всеобщих закономерностях жизни и мира является опорой для всех наук в познании изучаемых ими частных закономерностей это же касается педагогики....
37494. Философия Рене Декарта 32 KB
  Декарт сформулировал четыре правила: признавать истинными только ясные и отчетливые положения; расчленять сложную проблему на более простые менее сложные задачи; постепенно переходить от доказанного и известного к недоказанному и неизвестному; не допускать никаких пробелов в логической цепочке рассуждений. На это Декарт отвечал что нельзя полагаться на очевидность наших чувств как это делают эмпирики. Декарт пробует на самоочевидность тезисы о бытии мира Бога и нашего Я.
37495. Конспект лекций по курсу «Философия» для студентов заочной формы обучения 1.33 MB
  Философия как форма мировоззрения ее роль в жизни общества и человека. Бытие человека. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека осознание им своего места и роли в обществе цели и смысла социальной и личной активности ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными жизненными ценностями. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль связанную с ее многовековым опытом...
37496. Философия. Учебник для вузов. В. В. Миронова 3.74 MB
  Природа человека. Происхождение человека и уникальность его бытия. Природа сущность и существование человека. Смысл жизни и назначение человека.