67010

Тема текста. Содержание текста. Коммуникативная задача текста. Части текста. Микротемы текста

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: 1. Углубить понятие о смысловом делении текста. 2. Продолжить работу над синтаксическими конструкциями для выражения характера, образа действия. 3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Русский

2014-09-03

38.5 KB

46 чел.

6.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему:  Тема текста. Содержание текста. Коммуникативная задача текста. Части текста. Микротемы текста.

Цели:

1. Углубить понятие о смысловом делении текста.

2. Продолжить работу над синтаксическими конструкциями для выражения характера, образа действия.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Запомните! Обычно предложение интонационно делится на 2 части: тему и рему.

  •  Тема – это данное, то, что известно о предмете речи.
  •  Рема – это новое, то, что неизвестно о предмете речи.

Мысль   движется    от   темы    к   реме.    Главное   в предложении — это рема, новая информация, ради которой совершается  общение.   Все   вопросы,   которые ставятся в предложениях, направлены       на      выяснение  новой информации. Так, предложение Софья Ковалевская    первая  русская женщина-математик даёт ответ  на  вопрос:   Кто такая Софья Ковалевская? В этом предложении темаСофья Ковалевская, а  ремапервая русская женщина-математик.

Задание 1. Задайте вопросы к следующим  предложениям. Определите тему и рему в предложениях.

1. Основная  цель  пособия – развитие у студентов навыков письменной речи.

2. Физические свойства вещества – это вкус, цвет и запах.

3. Основные достоинства научного текста – точность и краткость.

4. Условия на Луне весьма специфичны и суровы.

Задание 2. Прочитайте и перескажите текст.

Что такое Корпус?

Корпус — это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов в электронной форме. Национальный корпус представляет язык во всём многообразии жанров, стилей, территориальных и социальных вариантов и т. п. 

Национальный корпус создается лингвистами. Большинство крупных языков мира уже имеет свои национальные корпуса, различающиеся по полноте и уровню научной обработки текстов. Общепризнанным образцом является Британский национальный корпус (BNC): на него ориентированы многие другие современные корпуса. Среди корпусов славянских языков выделяется Чешский национальный корпус, созданный в  университете Праги.

Национальный корпус имеет две важные особенности. 

Во-первых, он характеризуется сбалансированным составом текстов. Это означает, что корпус содержит по возможности все типы письменных и устных текстов, представленные в данном языке (художественные,  публицистические, учебные, научные, деловые, разговорные, диалектные и т.п.). Следует иметь в виду, что хорошая представительность достигается только при значительном объеме корпуса (десятки и сотни миллионов словоупотреблений).

Во-вторых, корпус содержит особую дополнительную информацию о свойствах входящих в него текстов. Разметка — главная характеристика корпуса; она отличает корпус от простых коллекций (или «библиотек»).

В настоящее время специалистами создана и пополняется «Фундаментальная электронная библиотека» русской классической литературы. Чем богаче и разнообразнее разметка, тем выше научная и учебная ценность корпуса.

В Национальном корпусе русского языка в настоящее время используются разметки: морфологическая (словоизменительная), синтаксическая, акцентная и семантическая. Система разметки постоянно совершенствуется.

Задание 3. В тексте обратите внимание на выделенные слова и определите тип предложений.

Задание 4. Замените выделенные слова синонимами.

Задание 5. Запишите предложения и найдите в них чему рему.

  •  Огромное влияние на развитие языка в целом оказывает научная речь.
  •    М.ВЛомоносов     ввёл     в     русский     язык     научную терминологию.
  •    Николай    Ильин     написал     книгу –  своеобразную энциклопедию профессий.
  •    Топонимика      изучает   происхождение   географический названий.

Задание 6. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание сложных прилагательных.

(Всемирно)историческая победа, (древне)русское искусство, (свинцово)тяжелая туча, (высоко)образованный человек, (молочно)белый плащ, (лиро)эпическая поэма, (агро)технический факультет, (естественно)научные убеждения, (законо)мерные      процессы,  (свое)образное выражение.

Задание 7. Образуйте сложные прилагательные по образцу. Составьте с полученными прилагательными словосочетания.

Образец :    солнце + защита – солнцезащитный

вода  +  напор железо  +  бетон

север  +  восток лес + защита

нефть  +  перегон горы + лыжи

вагон  +   ремонт село + хозяйство

труд  +  способность доброта + порядочность

Задание 8. Перепишите предложения, раскрывая скобки.

1. Накануне вечером с (северо) восточной стороны опять появился туман. 2. Мы плыли в сплошной (молочно) белой пелене, закрывшей берег и море. 3. (Желто) крылые бабочки перелетают с травки на травку. 4. (Дальне) восточная природа поражала с первых же минут. 5. Время было осеннее, и утренние морозы разукрасили деревья в (темно) фиолетовые и (золотисто) оранжевые тона.

Задание на СРСП: 2) Тема, рема.

Задание на СРС:  Задание 4, 5, 6, 7, 8.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Проскурякова И.Г. Пособие по научному стилю речи. Для вузов технического профиля. – Москва: Наука, 2004. – 320 с.

3 Чекина Е.Б., Капасова Д.А. Работа с текстом по специальности: учебное пособие по русскому языку для студентов-экономистов. – Алматы, Қазақ университеті, 2010. – 100 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17490. Изучение процесса прокольной прокатки 220.5 KB
  Цель работы: изучить устройство прокатного стана условия захвата заготовки валками; рассчитать основные величины деформации при прокатке; определить опережение и угол захвата. Краткие теоретические сведения Прокатка заключается в обжатии заготовки между вращаю...
17491. Складання комплексного документа в текстовому редакторі Word 979 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА 1 Складання комплексного документа в текстовому редакторі Word Мета роботи: навчитися складати комплексний документ в текстовому редакторі Word: набирати та редагувати текст створювати та змінювати таблиці використовувати таблиці для обчислення дан...
17492. Побудова графіків в редакторі Excel 437.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА 2 Побудова графіків в редакторі Excel Мета роботи: навчитися користуватися таблицями для обчислення даних редагувати таблиці створювати графіки на основі таблиць даних прогнозувати дані. Загальні положення побудови графіка за числовими даними
17493. Методи наближеного розв’язання рівнянь в редакторі Excel 364.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА 3 Методи наближеного розвязання рівнянь в редакторі Excel Мета роботи: навчитися знаходити корені рівняння за допомогою редактора Excel визначати точність знайденого розвязку. Загальні положення про корені рівняння та точність знайденого розвяз
17494. Використання логічних операторів в редакторі Excel для пошуку рішень 505.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА 4 Використання логічних операторів в редакторі Excel для пошуку рішень Мета роботи: навчитися користуватися логічними операторами для пошуку правильних рішень логічних задач. Загальні положення про використання логічних операторів В таблиці 1 н
17495. Розв’язання рівнянь методом ітерацій в MathCAD 520.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА 5 Розвязання рівнянь методом ітерацій в MathCAD Мета роботи: навчитися користуватися базовими командами і функціями розвязувати рівняння за допомогою методів хорд і дотичних. Загальні відомості про базові функції MathCAD Рядок меню розміщується у в...
17496. Розв’язання алгебраїчних рівнянь за допомогою вбудованих функцій root та polyroots 191 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА 6 Розвязання алгебраїчних рівнянь за допомогою вбудованих функцій root та polyroots Мета роботи: навчитися користуватися вбудованими функціями розвязувати рівняння за допомогою функцій root та polyroots. Загальні положення розвязання алгебраїчного рівня...
17497. Масиви в MathCAD 777 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА 7 Масиви в MathCAD Мета роботи: навчитися оперувати масивами в MathCAD та розвязувати лінійні рівняння за допомогою матриць. Створення масивів в MathCAD В обчислювальній математиці складені в певному порядку числові дані називаються масивами масивами ан...
17498. Символьні обчислення в MathCAD 407 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА 8 Символьні обчислення в MathCAD Мета роботи: навчитися обчислювати похідні першого та вищих порядків границі розкладати функцію в ряд будувати 3D графіки. Символьне обчислення похідних Для символьних обчислень використовується меню операцій Sy...