67010

Тема текста. Содержание текста. Коммуникативная задача текста. Части текста. Микротемы текста

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: 1. Углубить понятие о смысловом делении текста. 2. Продолжить работу над синтаксическими конструкциями для выражения характера, образа действия. 3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Русский

2014-09-03

38.5 KB

46 чел.

6.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему:  Тема текста. Содержание текста. Коммуникативная задача текста. Части текста. Микротемы текста.

Цели:

1. Углубить понятие о смысловом делении текста.

2. Продолжить работу над синтаксическими конструкциями для выражения характера, образа действия.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Запомните! Обычно предложение интонационно делится на 2 части: тему и рему.

  •  Тема – это данное, то, что известно о предмете речи.
  •  Рема – это новое, то, что неизвестно о предмете речи.

Мысль   движется    от   темы    к   реме.    Главное   в предложении — это рема, новая информация, ради которой совершается  общение.   Все   вопросы,   которые ставятся в предложениях, направлены       на      выяснение  новой информации. Так, предложение Софья Ковалевская    первая  русская женщина-математик даёт ответ  на  вопрос:   Кто такая Софья Ковалевская? В этом предложении темаСофья Ковалевская, а  ремапервая русская женщина-математик.

Задание 1. Задайте вопросы к следующим  предложениям. Определите тему и рему в предложениях.

1. Основная  цель  пособия – развитие у студентов навыков письменной речи.

2. Физические свойства вещества – это вкус, цвет и запах.

3. Основные достоинства научного текста – точность и краткость.

4. Условия на Луне весьма специфичны и суровы.

Задание 2. Прочитайте и перескажите текст.

Что такое Корпус?

Корпус — это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов в электронной форме. Национальный корпус представляет язык во всём многообразии жанров, стилей, территориальных и социальных вариантов и т. п. 

Национальный корпус создается лингвистами. Большинство крупных языков мира уже имеет свои национальные корпуса, различающиеся по полноте и уровню научной обработки текстов. Общепризнанным образцом является Британский национальный корпус (BNC): на него ориентированы многие другие современные корпуса. Среди корпусов славянских языков выделяется Чешский национальный корпус, созданный в  университете Праги.

Национальный корпус имеет две важные особенности. 

Во-первых, он характеризуется сбалансированным составом текстов. Это означает, что корпус содержит по возможности все типы письменных и устных текстов, представленные в данном языке (художественные,  публицистические, учебные, научные, деловые, разговорные, диалектные и т.п.). Следует иметь в виду, что хорошая представительность достигается только при значительном объеме корпуса (десятки и сотни миллионов словоупотреблений).

Во-вторых, корпус содержит особую дополнительную информацию о свойствах входящих в него текстов. Разметка — главная характеристика корпуса; она отличает корпус от простых коллекций (или «библиотек»).

В настоящее время специалистами создана и пополняется «Фундаментальная электронная библиотека» русской классической литературы. Чем богаче и разнообразнее разметка, тем выше научная и учебная ценность корпуса.

В Национальном корпусе русского языка в настоящее время используются разметки: морфологическая (словоизменительная), синтаксическая, акцентная и семантическая. Система разметки постоянно совершенствуется.

Задание 3. В тексте обратите внимание на выделенные слова и определите тип предложений.

Задание 4. Замените выделенные слова синонимами.

Задание 5. Запишите предложения и найдите в них чему рему.

  •  Огромное влияние на развитие языка в целом оказывает научная речь.
  •    М.ВЛомоносов     ввёл     в     русский     язык     научную терминологию.
  •    Николай    Ильин     написал     книгу –  своеобразную энциклопедию профессий.
  •    Топонимика      изучает   происхождение   географический названий.

Задание 6. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание сложных прилагательных.

(Всемирно)историческая победа, (древне)русское искусство, (свинцово)тяжелая туча, (высоко)образованный человек, (молочно)белый плащ, (лиро)эпическая поэма, (агро)технический факультет, (естественно)научные убеждения, (законо)мерные      процессы,  (свое)образное выражение.

Задание 7. Образуйте сложные прилагательные по образцу. Составьте с полученными прилагательными словосочетания.

Образец :    солнце + защита – солнцезащитный

вода  +  напор железо  +  бетон

север  +  восток лес + защита

нефть  +  перегон горы + лыжи

вагон  +   ремонт село + хозяйство

труд  +  способность доброта + порядочность

Задание 8. Перепишите предложения, раскрывая скобки.

1. Накануне вечером с (северо) восточной стороны опять появился туман. 2. Мы плыли в сплошной (молочно) белой пелене, закрывшей берег и море. 3. (Желто) крылые бабочки перелетают с травки на травку. 4. (Дальне) восточная природа поражала с первых же минут. 5. Время было осеннее, и утренние морозы разукрасили деревья в (темно) фиолетовые и (золотисто) оранжевые тона.

Задание на СРСП: 2) Тема, рема.

Задание на СРС:  Задание 4, 5, 6, 7, 8.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Проскурякова И.Г. Пособие по научному стилю речи. Для вузов технического профиля. – Москва: Наука, 2004. – 320 с.

3 Чекина Е.Б., Капасова Д.А. Работа с текстом по специальности: учебное пособие по русскому языку для студентов-экономистов. – Алматы, Қазақ университеті, 2010. – 100 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63386. Общие условия и противоречия экономического развития 113.5 KB
  Сущность и роль производства в развитии общества. Цель структура факторы производства. Формы общественного производства. Продукт производства.
63387. Учебно-методическое обеспечение курсов информатики. Средства обучения. Кабинет информатики и информационных технологий 59.5 KB
  Рекомендуется, чтобы окна кабинета выходили на северную или северо-восточную сторону горизонта. В противном случае окна необходимо оборудовать устройствами жалюзи светлого цвета для защиты экранов мониторов от прямых солнечных лучей.
63388. ОБСЛЕДОВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 461 KB
  Выявление факторов способствующих и препятствующих достижению цели Изучение информационных потребностей Анализ запросов пользователей оценка использования информации Определение необходимой информации для различных видов деятельности...
63389. Возникновение экономической мысли. Древний мир. Экономические идеи на Древнем Востоке 100 KB
  Распространение практики наемного труда устанавливались предельные сроки найма и размер денежного вознаграждения за труд. Обосновывается общественное разделение труда что считается основой деления общества на касты.
63390. Понятие популяции. Статические характеристики популяции: численность (плотность) и биомасса популяции, возрастной и половой состав. Пространственное размещение и его характер. Динамические характеристика популяции. Кривые выживания 59 KB
  Виды заселяют эти «островки» своими популяциями. Конечно, биологический вид не похож на сеятеля, засевающего природные участки группами своих особей: просто виды распространены не равномерно...
63391. Частотное объединение и разделение каналов 308.01 KB
  Формирование группового тракта системы с ЧРК При частотном разделении каналов для передачи данных различных источников сообщений используются определенные поддиапазоны частот.
63392. Экономика как система общественных отношений. Типы экономических систем, способы классификации, сущность, значение в развитии общественного хозяйства 63 KB
  Правоотношения собственности. Теория прав собственности. Экономико-правовые и организационно-экономические отношения собственности. Отношения собственности в системе экономических отношений.
63394. Учение и биосфере и биосферно-ноосферная концепция В.И. Вернадского. Формирование концепции биосферы. Концепция живого вещества. Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора 205.5 KB
  Первоначально под всеми этими терминами подразумевалась только совокупность живых организмов, обитающих на нашей планете, хотя иногда и указывалась их связь с географическими, геологическими и космическими процессами, но при этом скорее обращалось внимание на зависимость живой природы от сил и веществ неорганической природы.