67010

Тема текста. Содержание текста. Коммуникативная задача текста. Части текста. Микротемы текста

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: 1. Углубить понятие о смысловом делении текста. 2. Продолжить работу над синтаксическими конструкциями для выражения характера, образа действия. 3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Русский

2014-09-03

38.5 KB

46 чел.

6.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему:  Тема текста. Содержание текста. Коммуникативная задача текста. Части текста. Микротемы текста.

Цели:

1. Углубить понятие о смысловом делении текста.

2. Продолжить работу над синтаксическими конструкциями для выражения характера, образа действия.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Запомните! Обычно предложение интонационно делится на 2 части: тему и рему.

  •  Тема – это данное, то, что известно о предмете речи.
  •  Рема – это новое, то, что неизвестно о предмете речи.

Мысль   движется    от   темы    к   реме.    Главное   в предложении — это рема, новая информация, ради которой совершается  общение.   Все   вопросы,   которые ставятся в предложениях, направлены       на      выяснение  новой информации. Так, предложение Софья Ковалевская    первая  русская женщина-математик даёт ответ  на  вопрос:   Кто такая Софья Ковалевская? В этом предложении темаСофья Ковалевская, а  ремапервая русская женщина-математик.

Задание 1. Задайте вопросы к следующим  предложениям. Определите тему и рему в предложениях.

1. Основная  цель  пособия – развитие у студентов навыков письменной речи.

2. Физические свойства вещества – это вкус, цвет и запах.

3. Основные достоинства научного текста – точность и краткость.

4. Условия на Луне весьма специфичны и суровы.

Задание 2. Прочитайте и перескажите текст.

Что такое Корпус?

Корпус — это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов в электронной форме. Национальный корпус представляет язык во всём многообразии жанров, стилей, территориальных и социальных вариантов и т. п. 

Национальный корпус создается лингвистами. Большинство крупных языков мира уже имеет свои национальные корпуса, различающиеся по полноте и уровню научной обработки текстов. Общепризнанным образцом является Британский национальный корпус (BNC): на него ориентированы многие другие современные корпуса. Среди корпусов славянских языков выделяется Чешский национальный корпус, созданный в  университете Праги.

Национальный корпус имеет две важные особенности. 

Во-первых, он характеризуется сбалансированным составом текстов. Это означает, что корпус содержит по возможности все типы письменных и устных текстов, представленные в данном языке (художественные,  публицистические, учебные, научные, деловые, разговорные, диалектные и т.п.). Следует иметь в виду, что хорошая представительность достигается только при значительном объеме корпуса (десятки и сотни миллионов словоупотреблений).

Во-вторых, корпус содержит особую дополнительную информацию о свойствах входящих в него текстов. Разметка — главная характеристика корпуса; она отличает корпус от простых коллекций (или «библиотек»).

В настоящее время специалистами создана и пополняется «Фундаментальная электронная библиотека» русской классической литературы. Чем богаче и разнообразнее разметка, тем выше научная и учебная ценность корпуса.

В Национальном корпусе русского языка в настоящее время используются разметки: морфологическая (словоизменительная), синтаксическая, акцентная и семантическая. Система разметки постоянно совершенствуется.

Задание 3. В тексте обратите внимание на выделенные слова и определите тип предложений.

Задание 4. Замените выделенные слова синонимами.

Задание 5. Запишите предложения и найдите в них чему рему.

  •  Огромное влияние на развитие языка в целом оказывает научная речь.
  •    М.ВЛомоносов     ввёл     в     русский     язык     научную терминологию.
  •    Николай    Ильин     написал     книгу –  своеобразную энциклопедию профессий.
  •    Топонимика      изучает   происхождение   географический названий.

Задание 6. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание сложных прилагательных.

(Всемирно)историческая победа, (древне)русское искусство, (свинцово)тяжелая туча, (высоко)образованный человек, (молочно)белый плащ, (лиро)эпическая поэма, (агро)технический факультет, (естественно)научные убеждения, (законо)мерные      процессы,  (свое)образное выражение.

Задание 7. Образуйте сложные прилагательные по образцу. Составьте с полученными прилагательными словосочетания.

Образец :    солнце + защита – солнцезащитный

вода  +  напор железо  +  бетон

север  +  восток лес + защита

нефть  +  перегон горы + лыжи

вагон  +   ремонт село + хозяйство

труд  +  способность доброта + порядочность

Задание 8. Перепишите предложения, раскрывая скобки.

1. Накануне вечером с (северо) восточной стороны опять появился туман. 2. Мы плыли в сплошной (молочно) белой пелене, закрывшей берег и море. 3. (Желто) крылые бабочки перелетают с травки на травку. 4. (Дальне) восточная природа поражала с первых же минут. 5. Время было осеннее, и утренние морозы разукрасили деревья в (темно) фиолетовые и (золотисто) оранжевые тона.

Задание на СРСП: 2) Тема, рема.

Задание на СРС:  Задание 4, 5, 6, 7, 8.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Проскурякова И.Г. Пособие по научному стилю речи. Для вузов технического профиля. – Москва: Наука, 2004. – 320 с.

3 Чекина Е.Б., Капасова Д.А. Работа с текстом по специальности: учебное пособие по русскому языку для студентов-экономистов. – Алматы, Қазақ университеті, 2010. – 100 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26015. Классификация бесприоритетных дисциплин обслуживания 13.11 KB
  Возможны следующие бесприоритетные дисциплины обслуживания то есть правила выборки заявки из очереди при необходимости назначения на обслуживание: выбирается первая в очереди заявка дисциплина первым пришел первым вышел FIFO First Input First Output; выбирается последняя в очереди заявка дисциплина последним пришел первым вышел LIFO Last Input First Output; заявка выбирается из очереди случайным образом.
26016. Классификация приоритетных дисциплин обслуживания 13.39 KB
  В приоритетных дисциплинах обслуживания заявкам некоторых типов представляется преимущественное право на обслуживание перед заявками других типов называемое приоритетом. Относительные приоритеты учитываются только в момент назначения заявки на обслуживание. При освобождении канала обслуживания сравниваются приоритеты заявок находящихся в очереди в состоянии ожидания и обслуживание предоставляется заявке с наибольшим приоритетом после чего выбранная заявка захватывает канал обслуживания. Обслуживание...
26017. СМО с отказами и полной взаимопомощью для массовых потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 35.4 KB
  На систему обслуживания имеющую n каналов обслуживания поступает пуассоновский поток заявок с интенсивностью λ. Интенсивность обслуживания заявки каждым каналом . После окончания обслуживания все каналы освобождаются. Поведение такой системы массового обслуживания можно описать Марковским случайным процессом t представляющим собой число заявок находящихся в системе.
26018. Определение Пуассоновского потока. Свойства 60.41 KB
  Определение Пуассоновского потока. Пуассоновский поток это ординарный поток без последействия. Классической моделью трафика в информационных сетях является Пуассоновский простейший поток. Он характеризуется набором вероятностей Pk поступления k сообщений за временной интервал t: где k=01 число сообщений; λ интенсивность потока.
26019. Общее понятие СМО. Основные составляющие модели 32.32 KB
  Система массового обслуживания СМО система которая производит обслуживание поступающих в нее требований. В зависимости от наличия возможности ожидания поступающими требованиями начала обслуживания СМО подразделяются на: системы с потерями в которых требования не нашедшие в момент поступления ни одного свободного прибора теряются; системы с ожиданием в которых имеется накопитель бесконечной ёмкости для буферизации поступивших требований при этом ожидающие требования образуют очередь; системы с накопителем конечной емкости...
26020. Классификация СМО 34.33 KB
  Эти ограничения могут касаться длины очереди числа заявок одновременно находящихся в очереди времени пребывания заявки в очереди после какогото срока пребывания в очереди заявка покидает очередь и уходит общего времени пребывания заявки в СМО и т. Например для СМО с отказами одной из важнейших характеристик ее продуктивности является так называемая абсолютная пропускная способность среднее число заявок которое может обслужить система за единицу времени. Наряду с абсолютной часто рассматривается относительная пропускная способность...
26021. Понятие систем обслуживания. Классификация 15.7 KB
  При исследовании операций очень часто приходиться сталкиваться с анализом работы своеобразных систем называемых системами массового обслуживания СМО. Каждая СМО состоит из какогото числа обслуживающих единиц которые называются каналами обслуживания. Всякая СМО предназначена для обслуживания какогото потока заявок поступающих в какието случайные моменты времени. Случайный характер потока заявок и времен обслуживания приводит к тому что в какието периоды времени на входе СМО скапливается излишне большое число заявок они либо...
26022. Понятие дисциплины обслуживания. Классификация 15.64 KB
  Понятие дисциплины обслуживания. Дисциплины постановки в очередь и выбора из нее определяют порядок постановки требований в очередь если заняты устройства обслуживания и порядок выбора из очереди если освобождается обслуживающее устройство. Правила обслуживания характеризуются длительностью обслуживания распределением времени обслуживания количеством требований которые обслуживаются одновременно и дисциплиной обслуживания. Время обслуживания бывает детерминированным или заданным вероятностным законом распределения.
26023. Понятие очереди. Классификация 50.44 KB
  Понятие очереди. Очереди характеризуются правилами стояния в очереди дисциплиной обслуживания количеством мест в очереди сколько клиентов максимум может находиться в очереди структурой очереди связь между местами в очереди. Бывают ограниченные и неограниченные очереди. Это такие системы в которых на пребывание заявки в очереди накладываются некоторые ограничения.