67010

Тема текста. Содержание текста. Коммуникативная задача текста. Части текста. Микротемы текста

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: 1. Углубить понятие о смысловом делении текста. 2. Продолжить работу над синтаксическими конструкциями для выражения характера, образа действия. 3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Русский

2014-09-03

38.5 KB

34 чел.

6.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему:  Тема текста. Содержание текста. Коммуникативная задача текста. Части текста. Микротемы текста.

Цели:

1. Углубить понятие о смысловом делении текста.

2. Продолжить работу над синтаксическими конструкциями для выражения характера, образа действия.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Запомните! Обычно предложение интонационно делится на 2 части: тему и рему.

  •  Тема – это данное, то, что известно о предмете речи.
  •  Рема – это новое, то, что неизвестно о предмете речи.

Мысль   движется    от   темы    к   реме.    Главное   в предложении — это рема, новая информация, ради которой совершается  общение.   Все   вопросы,   которые ставятся в предложениях, направлены       на      выяснение  новой информации. Так, предложение Софья Ковалевская    первая  русская женщина-математик даёт ответ  на  вопрос:   Кто такая Софья Ковалевская? В этом предложении темаСофья Ковалевская, а  ремапервая русская женщина-математик.

Задание 1. Задайте вопросы к следующим  предложениям. Определите тему и рему в предложениях.

1. Основная  цель  пособия – развитие у студентов навыков письменной речи.

2. Физические свойства вещества – это вкус, цвет и запах.

3. Основные достоинства научного текста – точность и краткость.

4. Условия на Луне весьма специфичны и суровы.

Задание 2. Прочитайте и перескажите текст.

Что такое Корпус?

Корпус — это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов в электронной форме. Национальный корпус представляет язык во всём многообразии жанров, стилей, территориальных и социальных вариантов и т. п. 

Национальный корпус создается лингвистами. Большинство крупных языков мира уже имеет свои национальные корпуса, различающиеся по полноте и уровню научной обработки текстов. Общепризнанным образцом является Британский национальный корпус (BNC): на него ориентированы многие другие современные корпуса. Среди корпусов славянских языков выделяется Чешский национальный корпус, созданный в  университете Праги.

Национальный корпус имеет две важные особенности. 

Во-первых, он характеризуется сбалансированным составом текстов. Это означает, что корпус содержит по возможности все типы письменных и устных текстов, представленные в данном языке (художественные,  публицистические, учебные, научные, деловые, разговорные, диалектные и т.п.). Следует иметь в виду, что хорошая представительность достигается только при значительном объеме корпуса (десятки и сотни миллионов словоупотреблений).

Во-вторых, корпус содержит особую дополнительную информацию о свойствах входящих в него текстов. Разметка — главная характеристика корпуса; она отличает корпус от простых коллекций (или «библиотек»).

В настоящее время специалистами создана и пополняется «Фундаментальная электронная библиотека» русской классической литературы. Чем богаче и разнообразнее разметка, тем выше научная и учебная ценность корпуса.

В Национальном корпусе русского языка в настоящее время используются разметки: морфологическая (словоизменительная), синтаксическая, акцентная и семантическая. Система разметки постоянно совершенствуется.

Задание 3. В тексте обратите внимание на выделенные слова и определите тип предложений.

Задание 4. Замените выделенные слова синонимами.

Задание 5. Запишите предложения и найдите в них чему рему.

  •  Огромное влияние на развитие языка в целом оказывает научная речь.
  •    М.ВЛомоносов     ввёл     в     русский     язык     научную терминологию.
  •    Николай    Ильин     написал     книгу –  своеобразную энциклопедию профессий.
  •    Топонимика      изучает   происхождение   географический названий.

Задание 6. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание сложных прилагательных.

(Всемирно)историческая победа, (древне)русское искусство, (свинцово)тяжелая туча, (высоко)образованный человек, (молочно)белый плащ, (лиро)эпическая поэма, (агро)технический факультет, (естественно)научные убеждения, (законо)мерные      процессы,  (свое)образное выражение.

Задание 7. Образуйте сложные прилагательные по образцу. Составьте с полученными прилагательными словосочетания.

Образец :    солнце + защита – солнцезащитный

вода  +  напор железо  +  бетон

север  +  восток лес + защита

нефть  +  перегон горы + лыжи

вагон  +   ремонт село + хозяйство

труд  +  способность доброта + порядочность

Задание 8. Перепишите предложения, раскрывая скобки.

1. Накануне вечером с (северо) восточной стороны опять появился туман. 2. Мы плыли в сплошной (молочно) белой пелене, закрывшей берег и море. 3. (Желто) крылые бабочки перелетают с травки на травку. 4. (Дальне) восточная природа поражала с первых же минут. 5. Время было осеннее, и утренние морозы разукрасили деревья в (темно) фиолетовые и (золотисто) оранжевые тона.

Задание на СРСП: 2) Тема, рема.

Задание на СРС:  Задание 4, 5, 6, 7, 8.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Проскурякова И.Г. Пособие по научному стилю речи. Для вузов технического профиля. – Москва: Наука, 2004. – 320 с.

3 Чекина Е.Б., Капасова Д.А. Работа с текстом по специальности: учебное пособие по русскому языку для студентов-экономистов. – Алматы, Қазақ университеті, 2010. – 100 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24567. Особенности работы с девиантным поведением 78.5 KB
  личности или группы противоречащее наиболее важным социальным нормам принятым в конкретное время в конкретном обществе. соц. Методы работы и воздя на личность с ДП: соц. контроль и соц.
24568. Арттерапии и ее применение в психологической практике 70 KB
  Особенности АТ процесса: это открытая динамическая живая сма кот состоит из клиента продукта творчества психолог внутр механизм для достижения результатов находится в самом процессе творчества. эмоциям гармонизация внутр состя устранение или ослабление имеющихся у больных симптомов связ с психич. Коррекционные возможности АТ: развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям что повышает самооценку; сам процесс твва дающий возмть свободно вырть свои чувва потрти и фантазии в виде продуктов твва и являющегося...
24569. Психологические аспекты планирования карьеры сотрудников в организации 68.5 KB
  ; род занятий профессия; последть и комбинация ролей кот. Карьерные установки это то что личность стремиться достичь в проф. Организация конся по вопросам карьеры: Проф. выбора профессии – все методики проф ориент.
24570. Обработка металлов давление в металлургическом производстве 264 KB
  В промышленности и сельском хозяйстве изложение технологии описывается в документах, именуемых операционная карта технологического процесса (при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании). В сценическом искусстве технология исполнения спектаклей, пьес, съёмки кинофильмов
24571. Профилактика наркозависимости и аддиктивного поведения средствами групповой психокоррекции 60.5 KB
  Зависимость – состояние периодической или хронической интоксикации вызываемое повторным употреблением психоактивного вещества разделяемой на психическую и физическую зависимость. Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта и возникновением вызванных употреблением индивидуальных и социальных проблем разрешаемых через повторное употребление; отнятие вещества вызывает психический дискомфорт и...
24572. Групповая динамика как базовый элемент психотехнологии работы с группой 54.5 KB
  Групповая динамика – это совокупность групповых действий и интеракций возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы их деятельности и влияния членов на окружение и представляет собой развитие или движение группы во времени. Важной общей чертой тренингов является их стадиальность обусловленная социальнопсихологическими закономерностями развития малой группы. Стадии развития группы: 1. Знакомство участников группы друг с другом и тренером.
24573. Концепции, направления и формы основных практик групповой работы 57.5 KB
  В Тгруппах акцентируются на анализе развития группы – что происходит в группе когда она проходит стадии своего развития. Условия формирования сильного Взрослого: изучение своего Ребенка его страхов; изучение своего Родителя его требований установок; изучение Ребенка своего партнера; откладывать свои импульсивные реакции. Дают возмть учкам обратить внимание на течение своего непосредственного опыта побуждают опознать и принять ранее игнорируемые аспекты самости. Включает в себя: инициацию действия максимальное преувеличение...
24574. Психотерапия как вид психологической помощи 55 KB
  Условно различают клинически ориентированную психотерапию направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики и личностно ориентированную психотерапию которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и собственной личности История развития психотерапии за рубежом и в России. – появляется кафедра психотерапии под руководством В. Карвасарский организует кафедру психотерапии в институте Бехтерева который делает ставку на групповую психотерапию и индивидуальную. Алексейчик открывает...
24575. Технологии посредничества 62.5 KB
  Возможность взаимопонимания предполагает такое конструктивное взаимодействие которое ведет к ослаблению противостояния сторон. Функции посредника 1 Партнера неохотно идущего на переговоры легче склонить к участию если диалог предлагается третьей стороной а не оппонентом. Эффект аудитории объясняет почему участники чувствуют больше обязательств выполнять свою часть соглашения перед нейтральной третьей стороной чем перед своим противником по конфликту. Принципы медиации посредничества: 1 Добровольность: вступление всех спорящих...