67011

Функционально-смысловые типы монологической речи. Описание

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: 1. Углубить понятие о типах монологической речи. 2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими, орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными коллективно, над остальными – индивидуально. 3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества...

Русский

2014-09-03

47 KB

3 чел.

8.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи. Описание».

Цели:

1. Углубить понятие о типах монологической речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Аудирование

Запомните! Каждый тип монологической речи имеет определенные смысловые, лексические и грамматические формы.

Типы монологической речи

описание

повествование

рассуждение

Описание – это характеристика лиц,  предметов, явлений природы. При описании ставится вопрос какой?      Структура текста-описания:

а) введение (общее впечатление);

б) описание деталей;

в) заключение (вывод, оценка).

Для описания характерно активное употребление имён прилагательных, сравнительных конструкций, номинативных предложений, безличных предложений, однородных членов предложения.

Особенностью текста описательного типа является параллельная связь предложений: На дворе зима. Улицы заносит острым мелким снегом. Снег косо летит по ледяному, скользкому асфальту.

При описании человека указываются такие признаки, как рост, осанка, походка, цвет волос, глаз, возраст, улыбка и т. д.

Описание помещения содержит обычно такие признаки как размер помещения, оформление стен, особенности мебели, количество окон, их оформление и т. п.

Описание пейзажа – это характеристика предметов и явлений природы: деревьев, рек, степей, неба, озера и т. д.

Описание используется в любом стиле речи.

Задание 1. Сравните тексты-описания в научном и художественном стиле. Перепишите их.

1) Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось   как   стакан   свежего   липового    меда.   В середине  чернели  зёрнышки.   Потрясёшь,  бывало,  спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (По В. Солоухину)

2) Яблоня ранет пурпуровый – морозостойкий copт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

Задание 2. Прочитайте  отрывки из романа М.Ауэзова «Пути Абая» и перескажите их.

1. В этой юрте он (Абиш) казался каким-то особенным человеком, не похожим на других. Короткие тёмные волосы, гладко зачёсанные назад, открывали обширный лоб. Прямой нос, хорошо очерченные губы, тонкие, как у Абая, брови, живые чёрные глаза делали Абиша самым красивым джигитом в семье. Длинные белые пальцы его быстро летали по струнам, но в движениях их не чувствовалось никакого напряжения, самые сложные места он исполнял легко, изящно.

2. Большая светлая комната была устлана пестрыми коврами с причудливыми узорами. На стенах, как принято в городе, висели дорогие меховые шубы, вышитые
молитвенные коврики, изречения, писанные на материи
арабской вязью. Вдоль стен блестели металлические кровати, высились груды пуховых подушек, шелестели шёлковые
занавески. За большим низким складным столом, облокотившись на белые пуховые подушки, сидели Кунанбай и Алшинбай.

Задание 3. Из предыдущих текстов выпишите конструкции, являющиеся характерными для описания: имёна прилагательные, сравнительные конструкции, номинативные предложения, безличных предложений, однородные члены.

Задание 4. Опишите портрет человека (Абая, Пушкина А.С., сокурсника) согласно следующим структурно-композиционным особенностям: общая характеристика, история создания портрета; собственно портрет – внешние данные (лицо, глаза, волосы, одежда); особенности душевного состояния, характера, отраженные в портрете; оценка портрета.

Ключевые слова:

Глаза – удивительные серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, темные, светлые, добрые, узкие, большие, раскосые, хитрые, со смешинкой, дикие, приветливые, серьезные, задумчивые, мутные, холодные, выразительные, тусклые, продолговатые и т.д.

Нос – прямой, с горбинкой, горбатый, курносый, вздернутый, широкий, узкий, острый и т.д.

Лицо – овальное, круглое, вытянутое, открытое, гладкое, подвижное, смуглое, бледное; черты лица – выразительные, мелкие, крупные, резкие, красивые, мягкие и т.д.

Волосы – каштановые, светлые, русые, густые, пышные, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие, взъерошенные, прилизанные, рыжие, пепельные, распушенные и т.д.

Улыбка – милая, злая, презрительная, веселая, вымученная, приветливая, насмешливая, очаровательная, жалкая, кривая, лукавая, счастливая, слабая и т.д.

Особенности душевного состояния, характера, отраженные в портрете: образ, поза, поворот головы, внутреннее движение, мысль, вдохновение, лейтмотив портрета, символ вдохновения, поэтического гения; в расцвете жизненных и творческих сил, сложное душевное состояние.

Оценка портрета: обладать даром, проникать во внутренний мир человека, прочесть в душе поэта, высокие гражданские чувства, жажда свободы, вера в светлое будущее, сумел воссоздать образ великого поэта и гражданина, дорог советскому зрителю.

Задание 5. Опишите раннее утро в городе, опираясь на собственные наблюдения. Используйте слова и словосочетания, данные ниже.

Ключевые слова, словосочетания и выражения: розовые облака, вершины гор заалели, плыть по небу, заискрились, аромат цветов, переливались снежные вершины, струился, ветви деревьев, алые, сверкающие лучи солнца, разливались по небосклону, ожившая земля, прохладный ветерок.

Обстоятельственные слова: вдали, на верхушках, в воздухе, недалеко, в небе на склонах гор.

Оценочные слова: нравится, не нравится, запомнится, незабываемая картина, действительно, поистине.

Задание на СРСП: 1) Задание 2.      

Задание на СРС:  Задание 1, 3, 4, 5.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

Выписать толкование (дефиниции) глоссария

Русский язык

Дефиниция

Английский язык

Утилиты

Хостинг

Домен

Кэш

Оффлайн


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43719. Система навчання гуманітаріїв фізичним дисциплінам 528.79 KB
  Додатковим чинником модернізації вітчизняної педагогіки послужила реформація європейської освіти в руслі Болонського процесу Така реформація по суті є процесом створення єдиного простору європейської вищої освіти як магістрального напрямку розвитку мобільності громадян із можливістю їх післядипломного працевлаштування у будьякій країні Євросоюзу. Ця спрямованість призвела до переходу вищої освіти України на Болонську систему Необхідним стає оновлення змісту навчання в руслі реалізації основних вимог Болонського процесу:...
43720. Дослідження конкурентоспроможності сільськогосподарської продукції ТОВ «Промінь-Приват» 211.61 KB
  Це визначається винятковим значенням аграрного підприємства у забезпеченні сталого розвитку аграрного ринку здійсненні зовнішньоекономічних звязків створення продовольчої безпеки держави. Тільки конкурентоспроможні підприємства можуть виробляти продовольчу продукцію у відповідності до вимог міжнародних стандартів та зможуть використати переваги міжнародного співробітництва у інвестуванні кредитуванні сертифікації страхуванні науковотехнічному забезпеченні сільськогосподарського виробництва та реалізації продовольчих товарів. Тому...
43721. Создание АРМ «Отдел кадров» для фирмы ИП «Никитин А.А.» 150.43 KB
  На каждом предприятии есть такое структурное подразделение как отдел кадров. Сотрудники отдела кадров должны быстро и качественно собирать информацию о человеке обработать ее проверить ее а затем предоставить начальству. Отдел кадров это место куда стекается информация о рабочих предприятия. В отделе кадров содержится информация о людях работающих на данном предприятии.
43722. Агломерационный процесс. Релейная защита присоединений ГПП 1.78 MB
  Их электроснабжение может осуществляться от одного источника питания при условии что перерывы электроснабжения не превышают одних суток.1 картограмма нагрузок Выбор сечения кабельных линий отходящих присоединений Сеть внутреннего электроснабжения выполнена по радиальной схеме с питанием каждой подстанции цехов по двум цепям поэтому производим выбор сечения жил кабелей по длительно допустимому току. Л5 РП5 3351 97 81 АСБУ3x95 Выполним проверку по максимально допустимому току таблица 1.4 максимальным расчетным током будем...
43723. Запуск программы Sony Vegas Pro CS 8.0 80.96 MB
  Главной рабочей областью является монтажная область где будут проходить все операции с видео и аудиодорожками нашего ролика.3 Импорт Информации Для создания видео ролика в программе Sony Vegs Pro в любом случае нам понадобится материал то есть фото видео музыка и другие необходимые медиафайлы.4 Монтаж Прежде чем начать монтаж видео мы запускаем программу ищем нужные нам файлы . Перетаскивание файла в программу Потом переносим их на видео дорожку.
43724. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕРМОФОРМОВОЧНОЙ УСТАНОВКОЙ 1.38 MB
  Термоформовка является одним из основных методов переработки полимерных материалов, объединяя несколько технологических методов: вакуумный, пневматический, механический, а также их различные комбинации. Широкое распространение процессов термоформовки объясняется простотой, компактностью, относительной дешевизной используемого оборудования и технологической оснастки.
43725. ПРИСВОЕНИЕ И РАССТРАТА, СОСТАВ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 90.17 KB
  Уголовно-правовая характеристика хищения чужого имущества Понятие хищения чужого имущества Хищение чужого имущества совершенное путем присвоения и растраты. В своей работе я дам понятие хищения против собственности затрону тему хищения чужого имущества и уделю особое внимание таким формам хищения как присвоение и растрата.
43726. Применение среды программирования LabVIEW для создания виртуального лабораторного практикума 2.39 MB
  Применение среды программирования LbVIEW для создания виртуального лабораторного практикума Обзор литературы по LbVIEW Обзор среды графического программирования LbVIEW LbVIEW как интегрированная среда разработки Виртуальные приборы Передняя панель Блок диаграмма Терминал Узел Провод Порядок выполнения виртуального прибора Типы данных Примером может служить система LbVIEW фирмы Ntionl Instruments. Так например приложения создаваемые в системе LbVIEW занимают примерно 253 Мбайт...