67011

Функционально-смысловые типы монологической речи. Описание

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: 1. Углубить понятие о типах монологической речи. 2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими, орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными коллективно, над остальными – индивидуально. 3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества...

Русский

2014-09-03

47 KB

3 чел.

8.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи. Описание».

Цели:

1. Углубить понятие о типах монологической речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Аудирование

Запомните! Каждый тип монологической речи имеет определенные смысловые, лексические и грамматические формы.

Типы монологической речи

описание

повествование

рассуждение

Описание – это характеристика лиц,  предметов, явлений природы. При описании ставится вопрос какой?      Структура текста-описания:

а) введение (общее впечатление);

б) описание деталей;

в) заключение (вывод, оценка).

Для описания характерно активное употребление имён прилагательных, сравнительных конструкций, номинативных предложений, безличных предложений, однородных членов предложения.

Особенностью текста описательного типа является параллельная связь предложений: На дворе зима. Улицы заносит острым мелким снегом. Снег косо летит по ледяному, скользкому асфальту.

При описании человека указываются такие признаки, как рост, осанка, походка, цвет волос, глаз, возраст, улыбка и т. д.

Описание помещения содержит обычно такие признаки как размер помещения, оформление стен, особенности мебели, количество окон, их оформление и т. п.

Описание пейзажа – это характеристика предметов и явлений природы: деревьев, рек, степей, неба, озера и т. д.

Описание используется в любом стиле речи.

Задание 1. Сравните тексты-описания в научном и художественном стиле. Перепишите их.

1) Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось   как   стакан   свежего   липового    меда.   В середине  чернели  зёрнышки.   Потрясёшь,  бывало,  спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (По В. Солоухину)

2) Яблоня ранет пурпуровый – морозостойкий copт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

Задание 2. Прочитайте  отрывки из романа М.Ауэзова «Пути Абая» и перескажите их.

1. В этой юрте он (Абиш) казался каким-то особенным человеком, не похожим на других. Короткие тёмные волосы, гладко зачёсанные назад, открывали обширный лоб. Прямой нос, хорошо очерченные губы, тонкие, как у Абая, брови, живые чёрные глаза делали Абиша самым красивым джигитом в семье. Длинные белые пальцы его быстро летали по струнам, но в движениях их не чувствовалось никакого напряжения, самые сложные места он исполнял легко, изящно.

2. Большая светлая комната была устлана пестрыми коврами с причудливыми узорами. На стенах, как принято в городе, висели дорогие меховые шубы, вышитые
молитвенные коврики, изречения, писанные на материи
арабской вязью. Вдоль стен блестели металлические кровати, высились груды пуховых подушек, шелестели шёлковые
занавески. За большим низким складным столом, облокотившись на белые пуховые подушки, сидели Кунанбай и Алшинбай.

Задание 3. Из предыдущих текстов выпишите конструкции, являющиеся характерными для описания: имёна прилагательные, сравнительные конструкции, номинативные предложения, безличных предложений, однородные члены.

Задание 4. Опишите портрет человека (Абая, Пушкина А.С., сокурсника) согласно следующим структурно-композиционным особенностям: общая характеристика, история создания портрета; собственно портрет – внешние данные (лицо, глаза, волосы, одежда); особенности душевного состояния, характера, отраженные в портрете; оценка портрета.

Ключевые слова:

Глаза – удивительные серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, темные, светлые, добрые, узкие, большие, раскосые, хитрые, со смешинкой, дикие, приветливые, серьезные, задумчивые, мутные, холодные, выразительные, тусклые, продолговатые и т.д.

Нос – прямой, с горбинкой, горбатый, курносый, вздернутый, широкий, узкий, острый и т.д.

Лицо – овальное, круглое, вытянутое, открытое, гладкое, подвижное, смуглое, бледное; черты лица – выразительные, мелкие, крупные, резкие, красивые, мягкие и т.д.

Волосы – каштановые, светлые, русые, густые, пышные, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие, взъерошенные, прилизанные, рыжие, пепельные, распушенные и т.д.

Улыбка – милая, злая, презрительная, веселая, вымученная, приветливая, насмешливая, очаровательная, жалкая, кривая, лукавая, счастливая, слабая и т.д.

Особенности душевного состояния, характера, отраженные в портрете: образ, поза, поворот головы, внутреннее движение, мысль, вдохновение, лейтмотив портрета, символ вдохновения, поэтического гения; в расцвете жизненных и творческих сил, сложное душевное состояние.

Оценка портрета: обладать даром, проникать во внутренний мир человека, прочесть в душе поэта, высокие гражданские чувства, жажда свободы, вера в светлое будущее, сумел воссоздать образ великого поэта и гражданина, дорог советскому зрителю.

Задание 5. Опишите раннее утро в городе, опираясь на собственные наблюдения. Используйте слова и словосочетания, данные ниже.

Ключевые слова, словосочетания и выражения: розовые облака, вершины гор заалели, плыть по небу, заискрились, аромат цветов, переливались снежные вершины, струился, ветви деревьев, алые, сверкающие лучи солнца, разливались по небосклону, ожившая земля, прохладный ветерок.

Обстоятельственные слова: вдали, на верхушках, в воздухе, недалеко, в небе на склонах гор.

Оценочные слова: нравится, не нравится, запомнится, незабываемая картина, действительно, поистине.

Задание на СРСП: 1) Задание 2.      

Задание на СРС:  Задание 1, 3, 4, 5.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

Выписать толкование (дефиниции) глоссария

Русский язык

Дефиниция

Английский язык

Утилиты

Хостинг

Домен

Кэш

Оффлайн


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16075. Кримінально-виконавче право України 879 KB
  Кримінальновиконавче право України: Курс лекцій.Семаков Г. С Гель А. П. Київ 2000 [1] ВСТУП [2] ТЕМА 1 КРИМІНАЛЬНОВИКОНАВЧА ПОЛІТИКА І КРИМІНАЛЬНОВИКОНАВЧЕ ПРАВО. НОРМИ ТА ДЖЕРЕЛА ПРАВА. КРИМІНАЛЬНОВИКОНАВЧІ ПРАВОВІДНОСИНИ [3] ТЕМА 2 ...
16076. Мотив і мотивація злочину 928 KB
  НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ ВНУТРІШНІХ СПРАВ УКРАЇНИ А. В. САВЧЕНКО МОТИВ І МОТИВАЦІЯ ЗЛОЧИНУ Київ Атіка 2002 ББК 67.94УКР308 С12 Рекомендовано до друку спеціалізованою Вченою радою Національної академії внутрішніх справ України Науковий редактор Коржанськи
16077. Держава і економіка. Адміністративно-правові аспекти взаємовідносин 1.62 MB
  МВС України Університет внутрішніх справ О.П.Рябченко Держава і економіка: адміністративноправові аспекти взаємовідносин За загальною редакцією доктора юридичних наук професора О.М. Бандурки Видавництво Університету внут...
16078. Державне управління 621 KB
  Глен Райт. Державне управління. К. 1994 Переклали з англійської Василь Івашко Олександр Коваленко Світлана Соколик київ основи Інститут державного управління та самоврядування при Кабінеті Міністрів України ББК 67.30165.050 Р18 У посібнику розг...
16079. Адміністративна деліктологія 317.5 KB
  Подлінув С.Д. Адміністративна деліктологія. Навчальнометодичний посібник призначений для самостійної роботи студентів які вивчають фундаментальну спеціальну дисципліну Адміністративна деліктологія. В посібнику розгляну...
16080. Аграрне право України О.О. Погрібного 2.85 MB
  У підручнику докладно розглянуті умови та порядок створення та функціонування субєктів аграрних правовідносин, питання права власності їх на землю, розкриті умови та порядок набуття і користування земельними ділянками, реалізації земельних прав і обмеження прав на землю. Підручник буде корисним для студентів, бакалаврів, спеціалістів, магістрів, аспірантів та викладачів правознавчих, аграрних, землевпорядних та економічних спеціальностей вищих навчальних закладів, а також широкому колу читачів, які цікавляться проблемами аграрного законодавства і права України.
16081. Порівняльне правознавство 1.71 MB
  ББК67 П41 Підручник підготовлений викладачами Національної юридичної академії України імені Ярослава Мудрого Гриф Затверджено Міністерством освіти і науки України як підручник для студентів юридичних спеціальностей вищих навчальних закладів надано 15.09.2003 рок
16082. Право інтелектуальної власності в Україні 1.26 MB
  О.А. Підопригора О.О Підопригора ПРАВО ІНТЕЛЕКТУАЛЬНОЇ ВЛАСНОСТІ УКРАЇНИ НАВЧАЛЬНИЙ ПОСІБНИК для студентів юридичних вузів і факультетів університетів Київ Юрінком Інтер 1998 Рекомендовано вченою радою юридичного факультету Київського ун
16083. Право інтелектуальної власності 4.51 MB
  Охорона прав на результати інтелектуальної діяльності введена порівняно недавно — дещо більше 200 років тому, — термін, з історичної точки зору, мізерно малий. І належала вона лише до деяких видів інтелектуальних продуктів, що є результатами творчої діяльності, які вийшли на той час на ринок, — творів літератури і мистецтва, а також винаходів.