67011

Функционально-смысловые типы монологической речи. Описание

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: 1. Углубить понятие о типах монологической речи. 2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими, орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными коллективно, над остальными – индивидуально. 3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества...

Русский

2014-09-03

47 KB

3 чел.

8.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи. Описание».

Цели:

1. Углубить понятие о типах монологической речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Аудирование

Запомните! Каждый тип монологической речи имеет определенные смысловые, лексические и грамматические формы.

Типы монологической речи

описание

повествование

рассуждение

Описание – это характеристика лиц,  предметов, явлений природы. При описании ставится вопрос какой?      Структура текста-описания:

а) введение (общее впечатление);

б) описание деталей;

в) заключение (вывод, оценка).

Для описания характерно активное употребление имён прилагательных, сравнительных конструкций, номинативных предложений, безличных предложений, однородных членов предложения.

Особенностью текста описательного типа является параллельная связь предложений: На дворе зима. Улицы заносит острым мелким снегом. Снег косо летит по ледяному, скользкому асфальту.

При описании человека указываются такие признаки, как рост, осанка, походка, цвет волос, глаз, возраст, улыбка и т. д.

Описание помещения содержит обычно такие признаки как размер помещения, оформление стен, особенности мебели, количество окон, их оформление и т. п.

Описание пейзажа – это характеристика предметов и явлений природы: деревьев, рек, степей, неба, озера и т. д.

Описание используется в любом стиле речи.

Задание 1. Сравните тексты-описания в научном и художественном стиле. Перепишите их.

1) Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось   как   стакан   свежего   липового    меда.   В середине  чернели  зёрнышки.   Потрясёшь,  бывало,  спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (По В. Солоухину)

2) Яблоня ранет пурпуровый – морозостойкий copт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

Задание 2. Прочитайте  отрывки из романа М.Ауэзова «Пути Абая» и перескажите их.

1. В этой юрте он (Абиш) казался каким-то особенным человеком, не похожим на других. Короткие тёмные волосы, гладко зачёсанные назад, открывали обширный лоб. Прямой нос, хорошо очерченные губы, тонкие, как у Абая, брови, живые чёрные глаза делали Абиша самым красивым джигитом в семье. Длинные белые пальцы его быстро летали по струнам, но в движениях их не чувствовалось никакого напряжения, самые сложные места он исполнял легко, изящно.

2. Большая светлая комната была устлана пестрыми коврами с причудливыми узорами. На стенах, как принято в городе, висели дорогие меховые шубы, вышитые
молитвенные коврики, изречения, писанные на материи
арабской вязью. Вдоль стен блестели металлические кровати, высились груды пуховых подушек, шелестели шёлковые
занавески. За большим низким складным столом, облокотившись на белые пуховые подушки, сидели Кунанбай и Алшинбай.

Задание 3. Из предыдущих текстов выпишите конструкции, являющиеся характерными для описания: имёна прилагательные, сравнительные конструкции, номинативные предложения, безличных предложений, однородные члены.

Задание 4. Опишите портрет человека (Абая, Пушкина А.С., сокурсника) согласно следующим структурно-композиционным особенностям: общая характеристика, история создания портрета; собственно портрет – внешние данные (лицо, глаза, волосы, одежда); особенности душевного состояния, характера, отраженные в портрете; оценка портрета.

Ключевые слова:

Глаза – удивительные серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, темные, светлые, добрые, узкие, большие, раскосые, хитрые, со смешинкой, дикие, приветливые, серьезные, задумчивые, мутные, холодные, выразительные, тусклые, продолговатые и т.д.

Нос – прямой, с горбинкой, горбатый, курносый, вздернутый, широкий, узкий, острый и т.д.

Лицо – овальное, круглое, вытянутое, открытое, гладкое, подвижное, смуглое, бледное; черты лица – выразительные, мелкие, крупные, резкие, красивые, мягкие и т.д.

Волосы – каштановые, светлые, русые, густые, пышные, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие, взъерошенные, прилизанные, рыжие, пепельные, распушенные и т.д.

Улыбка – милая, злая, презрительная, веселая, вымученная, приветливая, насмешливая, очаровательная, жалкая, кривая, лукавая, счастливая, слабая и т.д.

Особенности душевного состояния, характера, отраженные в портрете: образ, поза, поворот головы, внутреннее движение, мысль, вдохновение, лейтмотив портрета, символ вдохновения, поэтического гения; в расцвете жизненных и творческих сил, сложное душевное состояние.

Оценка портрета: обладать даром, проникать во внутренний мир человека, прочесть в душе поэта, высокие гражданские чувства, жажда свободы, вера в светлое будущее, сумел воссоздать образ великого поэта и гражданина, дорог советскому зрителю.

Задание 5. Опишите раннее утро в городе, опираясь на собственные наблюдения. Используйте слова и словосочетания, данные ниже.

Ключевые слова, словосочетания и выражения: розовые облака, вершины гор заалели, плыть по небу, заискрились, аромат цветов, переливались снежные вершины, струился, ветви деревьев, алые, сверкающие лучи солнца, разливались по небосклону, ожившая земля, прохладный ветерок.

Обстоятельственные слова: вдали, на верхушках, в воздухе, недалеко, в небе на склонах гор.

Оценочные слова: нравится, не нравится, запомнится, незабываемая картина, действительно, поистине.

Задание на СРСП: 1) Задание 2.      

Задание на СРС:  Задание 1, 3, 4, 5.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

Выписать толкование (дефиниции) глоссария

Русский язык

Дефиниция

Английский язык

Утилиты

Хостинг

Домен

Кэш

Оффлайн


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37540. Философия и ее основные смыслы 35.46 KB
  То есть он имел в виду не благоприобретенное субъективное свойство человеческого ума а некое объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Проследите становление ОВФ историческую роль категорий Смерть Жизнь Тело Душа Природа Дух Бог Бытие Мышление Материя Сознание Материальный мир Духовный мир как ступеней абстрагирования при постановке проблемы. Homo Spiens начинается с момента который может длиться веками когда он осознает себя как индивидуальность личность Я окруженную...
37541. Парменид – древнегреческий философ 14.91 KB
  Парменид рассуждает следующим образом: поскольку изменение происходят во времени и пространстве объект познания существует вне времени и пространства и следовательно не доступен для органов чувств: нет ничего в заблуждающихся умах кроме того что уже было в их заблуждающихся органах чувств. Например из апории Стрела следует летящая стрела в каждый момент времени имеет одно положение в пространстве и следовательно неподвижна. А если она неподвижна в каждый отдельный момент времени то и в сумме всех временных отрезков она...
37542. Первые философы. На какой вопрос они пытались ответить 14.11 KB
  В качестве первоосновы предлагалась одна из природных стихий или их сочетание вода земля огонь воздух. Анаксимандр в качестве первоначала всего сущего считает апейрон беспредельное. Можно считать что Анаксимандр в определенной степени отходит от натурфилософского обоснования первоначала и дает более глубокое его толкование полагая в качестве первоначала не какойлибо конкретный элемент например воду а признавая таковым апейрон материю рассматриваемую как обобщенное абстрактное первоначало приближающееся по своей сущности к...
37543. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ 1.08 MB
  Кун Логика и методология науки СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ Перевод с английского И. То счастливое обстоятельство что я с увлечением прослушал пробный университетский курс по физике читавшийся для неспециалистов позволило мне впервые получить некоторое представление об истории науки. К моему полному удивлению это знакомство со старыми научными теориями и самой практикой научного исследования в корне подорвало некоторые из моих основных представлений о природе науки и причинах ее достижений. Я имею в виду те представления которые ранее...
37545. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ. Учебно-методическое пособие 792 KB
  Природа человека и смысл его существования 104 Тема 14. В современном представлении философией называется область теоретических знаний о мире в целом о месте человека в нем и о принципах взаимоотношения человека с миром. Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нем человека. В его структуру входят: знания о мире; ценности с позиций которых человек осмысливает мир; убеждения и идеалы которые определяют поступки человека.
37546. ФІЛОСОФІЯ. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ПРАКТИЧНИХ ЗАНЯТЬ 414 KB
  Написание рефератов по философии. Методические указания определяются рабочей программой конспектом лекций и дополнительно снабжаются краткой версией полнотекстовой базой данных философских источников кафедры психологии философии и образовательных технологий. Самостоятельное изучение курса философии базируется на принципах личного поиска исходя из мировоззрения личности и одновременно предметности освоения своей специальности будущими учеными. Для сохранения диалектической природы философии в предложенных для самостоятельного чтения...