67011

Функционально-смысловые типы монологической речи. Описание

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: 1. Углубить понятие о типах монологической речи. 2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими, орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными коллективно, над остальными – индивидуально. 3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества...

Русский

2014-09-03

47 KB

3 чел.

8.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи. Описание».

Цели:

1. Углубить понятие о типах монологической речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Аудирование

Запомните! Каждый тип монологической речи имеет определенные смысловые, лексические и грамматические формы.

Типы монологической речи

описание

повествование

рассуждение

Описание – это характеристика лиц,  предметов, явлений природы. При описании ставится вопрос какой?      Структура текста-описания:

а) введение (общее впечатление);

б) описание деталей;

в) заключение (вывод, оценка).

Для описания характерно активное употребление имён прилагательных, сравнительных конструкций, номинативных предложений, безличных предложений, однородных членов предложения.

Особенностью текста описательного типа является параллельная связь предложений: На дворе зима. Улицы заносит острым мелким снегом. Снег косо летит по ледяному, скользкому асфальту.

При описании человека указываются такие признаки, как рост, осанка, походка, цвет волос, глаз, возраст, улыбка и т. д.

Описание помещения содержит обычно такие признаки как размер помещения, оформление стен, особенности мебели, количество окон, их оформление и т. п.

Описание пейзажа – это характеристика предметов и явлений природы: деревьев, рек, степей, неба, озера и т. д.

Описание используется в любом стиле речи.

Задание 1. Сравните тексты-описания в научном и художественном стиле. Перепишите их.

1) Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось   как   стакан   свежего   липового    меда.   В середине  чернели  зёрнышки.   Потрясёшь,  бывало,  спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (По В. Солоухину)

2) Яблоня ранет пурпуровый – морозостойкий copт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

Задание 2. Прочитайте  отрывки из романа М.Ауэзова «Пути Абая» и перескажите их.

1. В этой юрте он (Абиш) казался каким-то особенным человеком, не похожим на других. Короткие тёмные волосы, гладко зачёсанные назад, открывали обширный лоб. Прямой нос, хорошо очерченные губы, тонкие, как у Абая, брови, живые чёрные глаза делали Абиша самым красивым джигитом в семье. Длинные белые пальцы его быстро летали по струнам, но в движениях их не чувствовалось никакого напряжения, самые сложные места он исполнял легко, изящно.

2. Большая светлая комната была устлана пестрыми коврами с причудливыми узорами. На стенах, как принято в городе, висели дорогие меховые шубы, вышитые
молитвенные коврики, изречения, писанные на материи
арабской вязью. Вдоль стен блестели металлические кровати, высились груды пуховых подушек, шелестели шёлковые
занавески. За большим низким складным столом, облокотившись на белые пуховые подушки, сидели Кунанбай и Алшинбай.

Задание 3. Из предыдущих текстов выпишите конструкции, являющиеся характерными для описания: имёна прилагательные, сравнительные конструкции, номинативные предложения, безличных предложений, однородные члены.

Задание 4. Опишите портрет человека (Абая, Пушкина А.С., сокурсника) согласно следующим структурно-композиционным особенностям: общая характеристика, история создания портрета; собственно портрет – внешние данные (лицо, глаза, волосы, одежда); особенности душевного состояния, характера, отраженные в портрете; оценка портрета.

Ключевые слова:

Глаза – удивительные серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, темные, светлые, добрые, узкие, большие, раскосые, хитрые, со смешинкой, дикие, приветливые, серьезные, задумчивые, мутные, холодные, выразительные, тусклые, продолговатые и т.д.

Нос – прямой, с горбинкой, горбатый, курносый, вздернутый, широкий, узкий, острый и т.д.

Лицо – овальное, круглое, вытянутое, открытое, гладкое, подвижное, смуглое, бледное; черты лица – выразительные, мелкие, крупные, резкие, красивые, мягкие и т.д.

Волосы – каштановые, светлые, русые, густые, пышные, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие, взъерошенные, прилизанные, рыжие, пепельные, распушенные и т.д.

Улыбка – милая, злая, презрительная, веселая, вымученная, приветливая, насмешливая, очаровательная, жалкая, кривая, лукавая, счастливая, слабая и т.д.

Особенности душевного состояния, характера, отраженные в портрете: образ, поза, поворот головы, внутреннее движение, мысль, вдохновение, лейтмотив портрета, символ вдохновения, поэтического гения; в расцвете жизненных и творческих сил, сложное душевное состояние.

Оценка портрета: обладать даром, проникать во внутренний мир человека, прочесть в душе поэта, высокие гражданские чувства, жажда свободы, вера в светлое будущее, сумел воссоздать образ великого поэта и гражданина, дорог советскому зрителю.

Задание 5. Опишите раннее утро в городе, опираясь на собственные наблюдения. Используйте слова и словосочетания, данные ниже.

Ключевые слова, словосочетания и выражения: розовые облака, вершины гор заалели, плыть по небу, заискрились, аромат цветов, переливались снежные вершины, струился, ветви деревьев, алые, сверкающие лучи солнца, разливались по небосклону, ожившая земля, прохладный ветерок.

Обстоятельственные слова: вдали, на верхушках, в воздухе, недалеко, в небе на склонах гор.

Оценочные слова: нравится, не нравится, запомнится, незабываемая картина, действительно, поистине.

Задание на СРСП: 1) Задание 2.      

Задание на СРС:  Задание 1, 3, 4, 5.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

Выписать толкование (дефиниции) глоссария

Русский язык

Дефиниция

Английский язык

Утилиты

Хостинг

Домен

Кэш

Оффлайн


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14928. Қазақстан Қарулы Күштері 372.5 KB
  Қазақстан Қарулы Күштері Кіріспе Қазақстан Қарулы Күштерінің қатарында әскери қызмет атқару әрбір қазақ азаматының аса маңызды әрі құрметті міндетінің бірі болып табылады. Қарулы Күштер қатарында қызмет ету Отанымызды қорғаудағы қасиетті борышыңды өтеу дег
14929. Қазақстан Республикасы, спорт және дене тәрбиесі 44 KB
  Қазақстан Республикасы спорт және дене тәрбиесі Спорт және дене тәрбиесi. Қазақ халқының дене тәрбиесiне оны шынықтыруға ептiлiкке денсаулықты көңiлкүйдi көтеруге арналған осы кездегi дене тәрбиесi мен спорт нышаны ерте замандаақ халық кәдесiне жарағандығын кейбiр
14930. Қазақстан Республикасының халқы 45.5 KB
  Қазақстан Республикасының халқы Қазақстан Республикасында 1989 жылғы халық санағында 161992 мың адам тiркелдi. 1999 жылғы санаққа дейiнгi аралықта Қазақстан халқы 12461 мың адамға кемiген. Мұның басты себебi бұрын қуғынсүргiнге ұшырап Қазақстан жерiне көшiрiлiп қоныстандырылғ
14931. Қазақстанның ғылымы және ғылыми мекемелері 79.5 KB
  Қазақстанның ғылымы және ғылыми мекемелері Ғылым және ғылыми мекемелерi. Қазақстанда ғылыми ойпiкiрдiң тууы ежелгi замандардан бастау алады. Археол. зерттеулер мен жазба деректер бiзге Жетiсуда Орт. және Шығ. Қазақстанда 6 8 9 11 ғлардаақ болған ежелгi қалалар ме
14932. Қазақстанның оқу-ағарту және денсаулық сақтау жүйесі 67.5 KB
  Қазақстанның оқуағарту жүйесі Оқуағарту жүйесi. Қазақстан жерiнде әсiресе оның отырықшы аудандарында орта ғлардың ерте кезеңiндеақ 7 8 ғ. көптеген мектептер мұсылманша бастауыш оқу орны мен медреселер дiни бiлiм беретiн ортадан жоғары оқу орындары жұмыс iсте
14933. Қазақстанның тәуелсіздігі Түркияның қоғамдық пікірінде 77.5 KB
  Қазақстанның тәуелсіздігі Түркияның қоғамдық пікірінде Абдуллах Гүндоғду Жафер Гүлер Кеңес Одағының ыдырау үрдісінің бастамасы деп саналатын Қазақстандағы 1986 жылғы желтоқсан оқиғаларының орын алуы Түркиядағы толқыныстардың тууына негіз болған еді. Түркия үшін ...
14934. Қырғызстандағы Қазақтар 56.5 KB
  Серікқұл Қосақов Баласағұн атындағы Қырғыз ұлттық университетінің конституциялық құқық кафедрасының меңгерушісі профессор Қырғыз Республикасы Конституциясын жазған авторлардың бірі ҚЫРҒЫЗСТАНДАҒЫ ҚАЗАҚТАР Қазақтар әлемнің қайсы бөлігінде өмір с...
14935. Қытайдың батыс бөлікті игеру стратегиясы және оның Қазақстан-Қытай қатынасына әсері 64.5 KB
  Қытайдың батыс бөлікті игеру стратегиясы және оның ҚазақстанҚытай қатынасына әсері Н.Мұқаметханұлы Қазақстан Республикасының Президенті Нұрсұлтан Назарбаевтің Қазақстан экономикалық әлеуметтік және саяси жедел жаңғыру жолында атты 2005 жылғы Қазақстан халқ
14936. Махатма Ганди 110.5 KB
  МАХАТМА ГАНДИ Қысқаша өмірбаяны Мохандас Карамчанд ГАНДИ 02.10.186930.01.1948 ж.ж. Үндістан ұлтазаттық қозғалысының қайраткері. М.Ганди Оңтүстік Африкада жүргенде бейбіт жолмен қарсыласудың теориясы мен тактикасын белгілеп оны сатьяграха Шындық үшін тайсалма деп...