67011

Функционально-смысловые типы монологической речи. Описание

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: 1. Углубить понятие о типах монологической речи. 2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими, орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными коллективно, над остальными – индивидуально. 3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества...

Русский

2014-09-03

47 KB

3 чел.

8.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи. Описание».

Цели:

1. Углубить понятие о типах монологической речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Аудирование

Запомните! Каждый тип монологической речи имеет определенные смысловые, лексические и грамматические формы.

Типы монологической речи

описание

повествование

рассуждение

Описание – это характеристика лиц,  предметов, явлений природы. При описании ставится вопрос какой?      Структура текста-описания:

а) введение (общее впечатление);

б) описание деталей;

в) заключение (вывод, оценка).

Для описания характерно активное употребление имён прилагательных, сравнительных конструкций, номинативных предложений, безличных предложений, однородных членов предложения.

Особенностью текста описательного типа является параллельная связь предложений: На дворе зима. Улицы заносит острым мелким снегом. Снег косо летит по ледяному, скользкому асфальту.

При описании человека указываются такие признаки, как рост, осанка, походка, цвет волос, глаз, возраст, улыбка и т. д.

Описание помещения содержит обычно такие признаки как размер помещения, оформление стен, особенности мебели, количество окон, их оформление и т. п.

Описание пейзажа – это характеристика предметов и явлений природы: деревьев, рек, степей, неба, озера и т. д.

Описание используется в любом стиле речи.

Задание 1. Сравните тексты-описания в научном и художественном стиле. Перепишите их.

1) Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось   как   стакан   свежего   липового    меда.   В середине  чернели  зёрнышки.   Потрясёшь,  бывало,  спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (По В. Солоухину)

2) Яблоня ранет пурпуровый – морозостойкий copт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

Задание 2. Прочитайте  отрывки из романа М.Ауэзова «Пути Абая» и перескажите их.

1. В этой юрте он (Абиш) казался каким-то особенным человеком, не похожим на других. Короткие тёмные волосы, гладко зачёсанные назад, открывали обширный лоб. Прямой нос, хорошо очерченные губы, тонкие, как у Абая, брови, живые чёрные глаза делали Абиша самым красивым джигитом в семье. Длинные белые пальцы его быстро летали по струнам, но в движениях их не чувствовалось никакого напряжения, самые сложные места он исполнял легко, изящно.

2. Большая светлая комната была устлана пестрыми коврами с причудливыми узорами. На стенах, как принято в городе, висели дорогие меховые шубы, вышитые
молитвенные коврики, изречения, писанные на материи
арабской вязью. Вдоль стен блестели металлические кровати, высились груды пуховых подушек, шелестели шёлковые
занавески. За большим низким складным столом, облокотившись на белые пуховые подушки, сидели Кунанбай и Алшинбай.

Задание 3. Из предыдущих текстов выпишите конструкции, являющиеся характерными для описания: имёна прилагательные, сравнительные конструкции, номинативные предложения, безличных предложений, однородные члены.

Задание 4. Опишите портрет человека (Абая, Пушкина А.С., сокурсника) согласно следующим структурно-композиционным особенностям: общая характеристика, история создания портрета; собственно портрет – внешние данные (лицо, глаза, волосы, одежда); особенности душевного состояния, характера, отраженные в портрете; оценка портрета.

Ключевые слова:

Глаза – удивительные серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, темные, светлые, добрые, узкие, большие, раскосые, хитрые, со смешинкой, дикие, приветливые, серьезные, задумчивые, мутные, холодные, выразительные, тусклые, продолговатые и т.д.

Нос – прямой, с горбинкой, горбатый, курносый, вздернутый, широкий, узкий, острый и т.д.

Лицо – овальное, круглое, вытянутое, открытое, гладкое, подвижное, смуглое, бледное; черты лица – выразительные, мелкие, крупные, резкие, красивые, мягкие и т.д.

Волосы – каштановые, светлые, русые, густые, пышные, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие, взъерошенные, прилизанные, рыжие, пепельные, распушенные и т.д.

Улыбка – милая, злая, презрительная, веселая, вымученная, приветливая, насмешливая, очаровательная, жалкая, кривая, лукавая, счастливая, слабая и т.д.

Особенности душевного состояния, характера, отраженные в портрете: образ, поза, поворот головы, внутреннее движение, мысль, вдохновение, лейтмотив портрета, символ вдохновения, поэтического гения; в расцвете жизненных и творческих сил, сложное душевное состояние.

Оценка портрета: обладать даром, проникать во внутренний мир человека, прочесть в душе поэта, высокие гражданские чувства, жажда свободы, вера в светлое будущее, сумел воссоздать образ великого поэта и гражданина, дорог советскому зрителю.

Задание 5. Опишите раннее утро в городе, опираясь на собственные наблюдения. Используйте слова и словосочетания, данные ниже.

Ключевые слова, словосочетания и выражения: розовые облака, вершины гор заалели, плыть по небу, заискрились, аромат цветов, переливались снежные вершины, струился, ветви деревьев, алые, сверкающие лучи солнца, разливались по небосклону, ожившая земля, прохладный ветерок.

Обстоятельственные слова: вдали, на верхушках, в воздухе, недалеко, в небе на склонах гор.

Оценочные слова: нравится, не нравится, запомнится, незабываемая картина, действительно, поистине.

Задание на СРСП: 1) Задание 2.      

Задание на СРС:  Задание 1, 3, 4, 5.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

Выписать толкование (дефиниции) глоссария

Русский язык

Дефиниция

Английский язык

Утилиты

Хостинг

Домен

Кэш

Оффлайн


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47222. Бухгалтерский учет и аудит 572 KB
  Выбор темы оформляется путем подачи студентом заявления на имя зав. кафедрой (Приложение Б). Студент может сам предложить тему дипломной работы. В этом случае он должен обратиться к заведующему кафедрой с письменным заявлением
47223. Розробка технології виконання зачіски, стрижки, фарбування 725.12 KB
  Так сукня з декольте всетаки вимагає високої зачіски хоча можна поекспериментувати і зі стилем ретро для розпущених волоссяхвилясті локони укладені чітко по лінії особи ідеальні для декольте. Збираємо волосся назад як для хвоста гарненько перекручуємо проти годинникової стрілки і обертаємо вздовж потилиці і навколо пальця в джгут тепер ховаємо кінці волосся в шов і закріплюємо мушлю шпильками. Деякі дівчата чомусь упевнені що вечірні зачіски на випускнийможливі...
47224. Недвижимость как объект гражданских прав 1.07 MB
  Ульянова юридический факультет кафедра гражданского права и процесса Допущена к защите: зав. Недвижимое имущество как объект гражданского права РФ. Особенности элементноструктурных отношений в недвижимом имущественном комплексе Заключение Библиографический список ВВЕДЕНИЕ Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы определяется тем что на данный момент вопросы правового положения недвижимого имущества как объекта гражданского права приобрели особую востребованность.Возникновение и развитие недвижимости как объекта...
47226. Оформлення дипломних (курсових) робіт. Вимоги і коментарі 432.5 KB
  Галузь застосування Оформлення дипломних курсових робіт: Вимоги і коментарі мають силу стандарту організації та поширюються на дипломні і курсові роботи які пишуть та захищають в Гуманітарному університеті...
47227. Система автоматичного регулювання та контролю температури в жилому приміщенні 582 KB
  Для визначення ефективності роботи підприємства визначимо кількісний склад витрат які формують собівартість одиниці продукції. Сума амортизаційних нарахувань розраховується за формулою...
47228. Экологизация школьного курса географии в аспекте загрязнения гидросферы 115.5 KB
  Загрязнение воды в настоящее время является проблемой угрожающей всему человечеству. Обеззараживание питьевой воды проводится для уничтожения в загрязненной воде используемой человеком возбудителей заболеваний передающихся водным путем и для предупреждения передачи кишечных инфекций через воду. С питьевой водой в организм человека могут попасть всевозможные микробы возбудители многих инфекционных и паразитарных заболеваний: холера брюшной тиф дракункулез лямблиоз вирусный гепатит полиомиелит дизентерия сальмонеллезы шистосомозы и...
47229. Цифровые лаборатории как средство современного школьного химического образования 362.97 KB
  Компьютерные модели в обучении химии. Компьютерные модели макромира. Компьютерные модели в обучении химии Среди различных типов педагогических программных средств многие авторы особо выделяют те в которых используются компьютерные модели.
47230. Экологизация в учебно-воспитательной работе 70 KB
  Ход мероприятия: 1 Действие На сцене – край леса. А есть еще природы храм – С лесами тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Ты же видишь мы свои Ученик 3: Привет тебе мой край родной С твоими темными лесами...