67013

Функционально-смысловые типы монологической речи. Повествование

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Повествование раскрывает тесно связанные между собой события явления действия. Чаще всего это действия происходившие в прошлом. Предложения в повествовательных текстах не описывают действия а повествуют о них. Повествование это сообщение о каких-либо событиях и действиях.

Русский

2014-09-03

43.5 KB

1 чел.

9.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи.  Повествование».

Цели:

1. Углубить понятие о типах монологической речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Аудирование

Повествование   раскрывает   тесно   связанные между собой события, явления, действия. Чаще всего это действия, происходившие в прошлом. Предложения в повествовательных текстах не описывают действия, а повествуют о них.

Повествование – это сообщение о каких-либо событиях и действиях. При повествовании ставится вопрос: Что произошло? Повествование ведётся от первого или третьего лица. Для описания также характерно употребление номинативных предложений, безличных предложений, однородных членов предложения.

В повествовании чаще всего используются глаголы разных временных форм, обстоятельственные слова потом, затем, в конце концов, итак, после того и конструкции. уточняющие место и время: в прошлом году, в настоящее время, в г.Алматы и др., которые выражают последовательность действия, смену одного завершенного действия другим. Например:

Что мы знаем о телефоне?

Телефон изобрел в 1875 году Александр Белл. Он первым смог найти пути преобразования голоса в электрические сигналы.

В 1905 году А.Поповым был разработан телефонный аппарат, в котором были использованы провода. Сейчас в мире почти 600 миллионов телефонных аппаратов.

В 1969 году японские ученые разработали первые модели сотовых телефонов. Хотя ранее, в военных структурах, уже была использована мобильная связь.

Задание 1. Прочитайте и перескажите текст. Определите его тип.

Вчерашняя стычка возле аула рода Торт-Кара совсем всех подкосила...

…Сначала начали отстреливаться, затем поскакали в аул за подмогой. Не мешкая, уходили в пески, и почти сутки кочевье уходило всё дальше и дальше. Они шли ещё нигде не останавливаясь, но жажда доконала и лошадей и людей, и пришлось остановиться здесь, среди барханов. В низине густо рос зелёный кизяк, верная примета того, что тут неглубоко вода…

Усталое кочевье к вечеру остановилось в низине. Развьючили верблюдов. Лошадей поставили за больший барханом. Затем, повесив оружие, джигиты взялись за лопаты и  начали рыть колодец. Скинув рубахи, джигиты по двое спускались в яму, и копали без передышки. Скоро их уже не стало видно, только влажная земля вылетала на отвал, да слышалось из ямы тяжелее дыхание

Старики толпились у колодца. Глаза у всех ввалились. Немой тревожный опрос застыл на их лицах: «Будет вода или нет?».                                     (По А. Нурпеисову)

Задание 2. Выпишите из текста глаголы, укажите их время и вид; обстоятельственные слова, которые выражают последовательность действия, смену одного завершенного действия другим.

Задание 3.  Ответьте на вопросы, используя предложения из скобок.

1) В чем заключается закон сохранения энергии? (При самых разнообразных явлениях природы энергия не исчезает и не возникает вновь, а только превращается из одного вида в эквивалентное количество энергии другого вида.) 2) В чем заключается периодический закон Менделеева? (свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомных весов.) 3) В чем заключается особенность действия катализаторов? (они влияют на скорость химической реакции, а сами в результате ее остаются химически и количественно не измененными.) В чем заключается один из основных законов механики, на котором основан принцип действия реактивных двигателей? (Если одно тело действует на другое с некоторой силой, то на первое тело со стороны второго будет действовать такая же сила, но направленная в противоположную сторону.) 5) В чем заключается особенность ультразвуков? (Они очень сильно поглощаются воздухом и вообще газами и очень слабо – твердыми телами и жидкостями.)  

Задание 4. Перепишите предложения, поставив существительные из скобок в нужной форме.  Укажите, от каких глаголов они образованы.

1) Роуминг дает владельцу сотового телефонам возможность (соединение) с абонентами в других странах. 2) Сканер предназначается (получение) электронной копии документа. 3) Сервер обеспечивает (взаимодействие и передача) информации между разными ЭВМ всемирной сети. 4) Модем  соединяет  компьютер  с  телефонной  линией и обеспечивает   (подключение)   к   Интернету. 5) Провайдер занимается (обеспечение) доступа к Интернету. 6) Телефакс обходим (осуществление) передачи на большие расстояния графических изображений.

Русский язык

Дефиниция

Английский язык

Апробация

Аргумент

Гипотеза

Тезис

Антитезис

Задание на СРСП: 1) Задание 1; 2) Написать эссе на тему: «Интересный эпизод из моей жизни»

Задание на СРС:  Задание 2, 3, 4.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53702. Нахождение неизвестного слагаемого 46 KB
  Как найти неизвестное слагаемое Чтобы найти неизвестное слагаемое надо от суммы отнять известное слагаемое Давайте вспомним компоненты вычитания. уменьшаемое вычитаемое разность В каких уравнениях неизвестное уменьшаемое к6=24 –Как найти неизвестное уменьшаемое Чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо к вычитаемому прибавить разность. –Как найти неизвестное вычитаемое Чтобы найти неизвестное вычитаемое надо от уменьшаемого отнять разность. В каких уравнениях неизвестное вычитаемое 73х=70...
53703. «Комбинаторные задачи», 6 а класс 53.5 KB
  Цели урока: обобщить и систематизировать знания о комбинаторных задачах; повторить способы решения комбинаторных задач; совершенствовать навыки решения данных задач; развивать умение дискуссионной и групповой работы; развитие коммуникативных компетенций; формирование умений мыслить системно находить творческий подход в своей работе; умение создать и защитить минипроект по теме Комбинаторные задачи. Выставка творческих работ по теме...
53704. Скорость движения. Перевод скорости из одного наименования в другое 80.5 KB
  Цели урока: Образовательные: продолжить работу по усвоению понятия скорость. Научиться переводить скорость на основе различных заданий. С какой скоростью он шел 2 Мотоциклист ехал 4 часа со скоростью 80 км ч.
53705. Сравнение долей 98 KB
  На доске записана скороговорка. На доске записаны примеры: 3333= замени умножением и реши 46= замени сложением и реши 66= решите Ответы записываю на доске. Помогите Карлсону из предложенных чисел выбрать то которое соответствует возрасту Малыша на доске записаны числа: 1 6 8 9 73 1...
53706. В доме у москвича 89 KB
  Сегодня мы с вами заглянем в древний поселок. Во время путешествия будьте внимательны, ведь полученные вами знания нам обязательно пригодятся в дальнейшем.
53707. Масленица в музыке 184 KB
  Ключевая компетенция - способность личности мобилизовать свои знания умения а также способы выполнения действий необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах...
53708. Реализация гражданских прав в современном мире 75 KB
  Учащиеся приобретают опыт ведения дискуссий. Беседа с учащимися Учитель: Перед тем как познакомиться с нашими правами давайте вспомним что такое право Учащиеся: называют несколько определений права: Правоэто величайшая ценность и элемент правовой культуры человечества. Учитель: Скажите пожалуйста а какие права существуют Учащиеся: Естественные и позитивные. Учитель: Какие права считаются естественными Учащиеся: Право на жизнь на свободу.
53709. Растениеводство 88.5 KB
  На какие две группы можно их разделить Дикорастущие одуванчик береза подорожник. Какие еще прядильные культуры вы знаете Овощеводство это выращивание овощных культур.Ответ Редиска Чем занимается эта отрасль – Какие овощные культуры вам известны Какие овощи бывают Какие части мы едим: Листовые салат Плодовые томат кабачок Корнеплоды морковь свёкла репа редис петрушка Цветковые артишок цветная капуста...
53710. Объемная открытка. Бумажная пластика 64.5 KB
  Обучить: выполнять поделки в стиле бумажная пластика видам бумажной пластики приёмам складывания технике безопасности при использовании ножниц клея. Оборудование урока: для учителя: ПТК открытки шаблоны конспект урока. Изделие План урока № этапа урока вида работ Название этапа урока вида работ Время Всего 45 минут I.