67013

Функционально-смысловые типы монологической речи. Повествование

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Повествование раскрывает тесно связанные между собой события явления действия. Чаще всего это действия происходившие в прошлом. Предложения в повествовательных текстах не описывают действия а повествуют о них. Повествование это сообщение о каких-либо событиях и действиях.

Русский

2014-09-03

43.5 KB

2 чел.

9.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи.  Повествование».

Цели:

1. Углубить понятие о типах монологической речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Аудирование

Повествование   раскрывает   тесно   связанные между собой события, явления, действия. Чаще всего это действия, происходившие в прошлом. Предложения в повествовательных текстах не описывают действия, а повествуют о них.

Повествование – это сообщение о каких-либо событиях и действиях. При повествовании ставится вопрос: Что произошло? Повествование ведётся от первого или третьего лица. Для описания также характерно употребление номинативных предложений, безличных предложений, однородных членов предложения.

В повествовании чаще всего используются глаголы разных временных форм, обстоятельственные слова потом, затем, в конце концов, итак, после того и конструкции. уточняющие место и время: в прошлом году, в настоящее время, в г.Алматы и др., которые выражают последовательность действия, смену одного завершенного действия другим. Например:

Что мы знаем о телефоне?

Телефон изобрел в 1875 году Александр Белл. Он первым смог найти пути преобразования голоса в электрические сигналы.

В 1905 году А.Поповым был разработан телефонный аппарат, в котором были использованы провода. Сейчас в мире почти 600 миллионов телефонных аппаратов.

В 1969 году японские ученые разработали первые модели сотовых телефонов. Хотя ранее, в военных структурах, уже была использована мобильная связь.

Задание 1. Прочитайте и перескажите текст. Определите его тип.

Вчерашняя стычка возле аула рода Торт-Кара совсем всех подкосила...

…Сначала начали отстреливаться, затем поскакали в аул за подмогой. Не мешкая, уходили в пески, и почти сутки кочевье уходило всё дальше и дальше. Они шли ещё нигде не останавливаясь, но жажда доконала и лошадей и людей, и пришлось остановиться здесь, среди барханов. В низине густо рос зелёный кизяк, верная примета того, что тут неглубоко вода…

Усталое кочевье к вечеру остановилось в низине. Развьючили верблюдов. Лошадей поставили за больший барханом. Затем, повесив оружие, джигиты взялись за лопаты и  начали рыть колодец. Скинув рубахи, джигиты по двое спускались в яму, и копали без передышки. Скоро их уже не стало видно, только влажная земля вылетала на отвал, да слышалось из ямы тяжелее дыхание

Старики толпились у колодца. Глаза у всех ввалились. Немой тревожный опрос застыл на их лицах: «Будет вода или нет?».                                     (По А. Нурпеисову)

Задание 2. Выпишите из текста глаголы, укажите их время и вид; обстоятельственные слова, которые выражают последовательность действия, смену одного завершенного действия другим.

Задание 3.  Ответьте на вопросы, используя предложения из скобок.

1) В чем заключается закон сохранения энергии? (При самых разнообразных явлениях природы энергия не исчезает и не возникает вновь, а только превращается из одного вида в эквивалентное количество энергии другого вида.) 2) В чем заключается периодический закон Менделеева? (свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомных весов.) 3) В чем заключается особенность действия катализаторов? (они влияют на скорость химической реакции, а сами в результате ее остаются химически и количественно не измененными.) В чем заключается один из основных законов механики, на котором основан принцип действия реактивных двигателей? (Если одно тело действует на другое с некоторой силой, то на первое тело со стороны второго будет действовать такая же сила, но направленная в противоположную сторону.) 5) В чем заключается особенность ультразвуков? (Они очень сильно поглощаются воздухом и вообще газами и очень слабо – твердыми телами и жидкостями.)  

Задание 4. Перепишите предложения, поставив существительные из скобок в нужной форме.  Укажите, от каких глаголов они образованы.

1) Роуминг дает владельцу сотового телефонам возможность (соединение) с абонентами в других странах. 2) Сканер предназначается (получение) электронной копии документа. 3) Сервер обеспечивает (взаимодействие и передача) информации между разными ЭВМ всемирной сети. 4) Модем  соединяет  компьютер  с  телефонной  линией и обеспечивает   (подключение)   к   Интернету. 5) Провайдер занимается (обеспечение) доступа к Интернету. 6) Телефакс обходим (осуществление) передачи на большие расстояния графических изображений.

Русский язык

Дефиниция

Английский язык

Апробация

Аргумент

Гипотеза

Тезис

Антитезис

Задание на СРСП: 1) Задание 1; 2) Написать эссе на тему: «Интересный эпизод из моей жизни»

Задание на СРС:  Задание 2, 3, 4.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22084. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ 38 KB
  Подростки особенно социально неблагополучные всегда тянутся к силе а объединение в группы намного ее увеличивает. Особенно велика в психологическом отношении роль тусовок мест сбора подростков где подростки группируются оформляясь в криминогенные группы. Вопервых это руководство молодежной группировкой взрослого опытного преступника; вовторых включение подростковой группы в преступную группу взрослых преступников; втретьих подчинение криминальной подростковой группы и ее деятельности общему командованию; вчетвертых четкое...
22085. ПРАВОСЛАВИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 35.5 KB
  Он считал что религия это ответ на определенные условия существования человека и общества она отвечает важным социальным потребностям. Религия система верований и ритуалов на основе которых группа людей объясняет то что находит сверхъестественным и священным. религия помогает человеку понять объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь.
22086. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 46.5 KB
  педагогики и соц.Методика и технология работы соц. Соц.
22087. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 49 KB
  Перестройка экономических отношений отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного минимума разрушила их стереотип самовосприятия поселила в них неуверенность низкую самооценку. Семьи с довольно высоким уровнем достатка могут испытывать трудности в воспитании своих детей в связи с тем что они не имеют времени на воспитание и иногда просто откупаются от личного общения с ребенком дорогими подарками.неблагополучные семьи аморальные пед.
22088. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕМЬЕЙ 84.5 KB
  Роль и значение семьи в обществе. Функции семьи. Периоды развития семьи. ИСТОРИЯ СЕМЕЙНОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Семья неотъемлемая ячейка общества ни одна нация ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи.
22089. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИС БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 57.5 KB
  Особенности детейсирот.В стране в 2004 году официально было зарегистрировано 700 тысяч детейсирот. В этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
22090. Средства массовой информации 40 KB
  СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества включая политику здравоохранение образование религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса. Актуальность данной темы заключается в том что формирование массового общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения являются политическими функциями СМИ. Таким образом благодаря СМИ формируется общественное мнение состояние массового сознания заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к...
22091. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ 34 KB
  это деятельность классных руководителей и завучей по воспитательной работе на которых возлагались и задачи социальной работы и социальной педагогики. Но изменились условия жизни в стране отношение к учителю и в новых условиях решать социальные проблемы стало необходимо на качественно новом уровне профессионально. Для обеспечения действенности такой работы социальной службе школы необходимы специалисты способные решать задачи диагностики социолог и психолог и прикладной работы соц.
22092. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 37 KB
  Последовательность подготовки письменной работы: формирование замысла. поиск и отбор материала; группировка и систематизация материалов; написание текста; обработка работы. Методика работы над рефератом: 1. Второй этап составление календарного плана: сроки подбора и изучение литературы; написание каждого раздела темы; редактирование; оформление; изготовление схем; представление работы руководителю; доработка реферата.