67013

Функционально-смысловые типы монологической речи. Повествование

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Повествование раскрывает тесно связанные между собой события явления действия. Чаще всего это действия происходившие в прошлом. Предложения в повествовательных текстах не описывают действия а повествуют о них. Повествование это сообщение о каких-либо событиях и действиях.

Русский

2014-09-03

43.5 KB

2 чел.

9.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи.  Повествование».

Цели:

1. Углубить понятие о типах монологической речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Аудирование

Повествование   раскрывает   тесно   связанные между собой события, явления, действия. Чаще всего это действия, происходившие в прошлом. Предложения в повествовательных текстах не описывают действия, а повествуют о них.

Повествование – это сообщение о каких-либо событиях и действиях. При повествовании ставится вопрос: Что произошло? Повествование ведётся от первого или третьего лица. Для описания также характерно употребление номинативных предложений, безличных предложений, однородных членов предложения.

В повествовании чаще всего используются глаголы разных временных форм, обстоятельственные слова потом, затем, в конце концов, итак, после того и конструкции. уточняющие место и время: в прошлом году, в настоящее время, в г.Алматы и др., которые выражают последовательность действия, смену одного завершенного действия другим. Например:

Что мы знаем о телефоне?

Телефон изобрел в 1875 году Александр Белл. Он первым смог найти пути преобразования голоса в электрические сигналы.

В 1905 году А.Поповым был разработан телефонный аппарат, в котором были использованы провода. Сейчас в мире почти 600 миллионов телефонных аппаратов.

В 1969 году японские ученые разработали первые модели сотовых телефонов. Хотя ранее, в военных структурах, уже была использована мобильная связь.

Задание 1. Прочитайте и перескажите текст. Определите его тип.

Вчерашняя стычка возле аула рода Торт-Кара совсем всех подкосила...

…Сначала начали отстреливаться, затем поскакали в аул за подмогой. Не мешкая, уходили в пески, и почти сутки кочевье уходило всё дальше и дальше. Они шли ещё нигде не останавливаясь, но жажда доконала и лошадей и людей, и пришлось остановиться здесь, среди барханов. В низине густо рос зелёный кизяк, верная примета того, что тут неглубоко вода…

Усталое кочевье к вечеру остановилось в низине. Развьючили верблюдов. Лошадей поставили за больший барханом. Затем, повесив оружие, джигиты взялись за лопаты и  начали рыть колодец. Скинув рубахи, джигиты по двое спускались в яму, и копали без передышки. Скоро их уже не стало видно, только влажная земля вылетала на отвал, да слышалось из ямы тяжелее дыхание

Старики толпились у колодца. Глаза у всех ввалились. Немой тревожный опрос застыл на их лицах: «Будет вода или нет?».                                     (По А. Нурпеисову)

Задание 2. Выпишите из текста глаголы, укажите их время и вид; обстоятельственные слова, которые выражают последовательность действия, смену одного завершенного действия другим.

Задание 3.  Ответьте на вопросы, используя предложения из скобок.

1) В чем заключается закон сохранения энергии? (При самых разнообразных явлениях природы энергия не исчезает и не возникает вновь, а только превращается из одного вида в эквивалентное количество энергии другого вида.) 2) В чем заключается периодический закон Менделеева? (свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомных весов.) 3) В чем заключается особенность действия катализаторов? (они влияют на скорость химической реакции, а сами в результате ее остаются химически и количественно не измененными.) В чем заключается один из основных законов механики, на котором основан принцип действия реактивных двигателей? (Если одно тело действует на другое с некоторой силой, то на первое тело со стороны второго будет действовать такая же сила, но направленная в противоположную сторону.) 5) В чем заключается особенность ультразвуков? (Они очень сильно поглощаются воздухом и вообще газами и очень слабо – твердыми телами и жидкостями.)  

Задание 4. Перепишите предложения, поставив существительные из скобок в нужной форме.  Укажите, от каких глаголов они образованы.

1) Роуминг дает владельцу сотового телефонам возможность (соединение) с абонентами в других странах. 2) Сканер предназначается (получение) электронной копии документа. 3) Сервер обеспечивает (взаимодействие и передача) информации между разными ЭВМ всемирной сети. 4) Модем  соединяет  компьютер  с  телефонной  линией и обеспечивает   (подключение)   к   Интернету. 5) Провайдер занимается (обеспечение) доступа к Интернету. 6) Телефакс обходим (осуществление) передачи на большие расстояния графических изображений.

Русский язык

Дефиниция

Английский язык

Апробация

Аргумент

Гипотеза

Тезис

Антитезис

Задание на СРСП: 1) Задание 1; 2) Написать эссе на тему: «Интересный эпизод из моей жизни»

Задание на СРС:  Задание 2, 3, 4.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53539. Ведущие европейские страны в годы I мировой войны 42.32 KB
  Интересам повышения обороноспособности служила реорганизация управления страной. В августе 1914 г. либералы, консерваторы и лейбористы договорились о взаимном отказе от соперничества на внеочередных выборах в Палату общин вместо досрочно выбывших депутатов и прекратили традиционную политическую борьбу в парламенте
53540. Разработка технологического процесса изготовления отливки «Котел» 4.38 MB
  В расчетно-пояснительной записке приведены: технологичность отливки и способ её изготовления, задачами которых являются выбор способа формовки, выбор положения отливки в форме, выбор поверхности разъема, сплав, минимальная толщина стенки, радиусы сопряжений стенок, литейные радиусы
53541. Управлінські рішення 25.34 KB
  Управлінське рішення — це вибір альтернативи, речове відбиття управління, певною мірою його підсумок. Воно є результатом обдумувань, дій та намірів, висновків, міркувань, обговорень, постанов спрямованих на реалізацію цілей управління.
53542. Вульф Григорій (Юрій) Вікторович 202.18 KB
  Георгій Вікторович Вульф народився в 1863 р. в м. Чернігові. Закінчив 6 чоловічу класичну гімназію у Варшаві в 1881 р. і вступив до Варшавського університету, на природне відділення фізико-математичного факультету. З 2-го курсу почав працювати з кристалографії
53544. Генезис научного направления финансовый менеджмент, цели и задачи финансового менеджмента 14.57 KB
  Как известно языковая норма регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости стабильности. Лексические повтор слова синонимическая замена использование антонимов многозначных слов однокоренных слов слов одной тематической группы ключевые слова Морфологические замена существительных и других частей речи местоимениями видовременное единство глаголов наречий места и времени вводных слов и предложений союзов частиц и др. Синтаксические наличие вопросноответной формы синтаксического параллелизма определенного...
53545. Нашего стола царица или выходец из Южной Америки 95.5 KB
  Цель: расширить знания об одной из основных овощных культур, развивать художественные и творческие способности учащихся, учить анализу собранного материала, воспитывать уважение к людям труда.
53546. ИГРЫ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 85.5 KB
  Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., это игры на развитие аудитивной памяти. Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают