67013

Функционально-смысловые типы монологической речи. Повествование

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Повествование раскрывает тесно связанные между собой события явления действия. Чаще всего это действия происходившие в прошлом. Предложения в повествовательных текстах не описывают действия а повествуют о них. Повествование это сообщение о каких-либо событиях и действиях.

Русский

2014-09-03

43.5 KB

2 чел.

9.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи.  Повествование».

Цели:

1. Углубить понятие о типах монологической речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Аудирование

Повествование   раскрывает   тесно   связанные между собой события, явления, действия. Чаще всего это действия, происходившие в прошлом. Предложения в повествовательных текстах не описывают действия, а повествуют о них.

Повествование – это сообщение о каких-либо событиях и действиях. При повествовании ставится вопрос: Что произошло? Повествование ведётся от первого или третьего лица. Для описания также характерно употребление номинативных предложений, безличных предложений, однородных членов предложения.

В повествовании чаще всего используются глаголы разных временных форм, обстоятельственные слова потом, затем, в конце концов, итак, после того и конструкции. уточняющие место и время: в прошлом году, в настоящее время, в г.Алматы и др., которые выражают последовательность действия, смену одного завершенного действия другим. Например:

Что мы знаем о телефоне?

Телефон изобрел в 1875 году Александр Белл. Он первым смог найти пути преобразования голоса в электрические сигналы.

В 1905 году А.Поповым был разработан телефонный аппарат, в котором были использованы провода. Сейчас в мире почти 600 миллионов телефонных аппаратов.

В 1969 году японские ученые разработали первые модели сотовых телефонов. Хотя ранее, в военных структурах, уже была использована мобильная связь.

Задание 1. Прочитайте и перескажите текст. Определите его тип.

Вчерашняя стычка возле аула рода Торт-Кара совсем всех подкосила...

…Сначала начали отстреливаться, затем поскакали в аул за подмогой. Не мешкая, уходили в пески, и почти сутки кочевье уходило всё дальше и дальше. Они шли ещё нигде не останавливаясь, но жажда доконала и лошадей и людей, и пришлось остановиться здесь, среди барханов. В низине густо рос зелёный кизяк, верная примета того, что тут неглубоко вода…

Усталое кочевье к вечеру остановилось в низине. Развьючили верблюдов. Лошадей поставили за больший барханом. Затем, повесив оружие, джигиты взялись за лопаты и  начали рыть колодец. Скинув рубахи, джигиты по двое спускались в яму, и копали без передышки. Скоро их уже не стало видно, только влажная земля вылетала на отвал, да слышалось из ямы тяжелее дыхание

Старики толпились у колодца. Глаза у всех ввалились. Немой тревожный опрос застыл на их лицах: «Будет вода или нет?».                                     (По А. Нурпеисову)

Задание 2. Выпишите из текста глаголы, укажите их время и вид; обстоятельственные слова, которые выражают последовательность действия, смену одного завершенного действия другим.

Задание 3.  Ответьте на вопросы, используя предложения из скобок.

1) В чем заключается закон сохранения энергии? (При самых разнообразных явлениях природы энергия не исчезает и не возникает вновь, а только превращается из одного вида в эквивалентное количество энергии другого вида.) 2) В чем заключается периодический закон Менделеева? (свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомных весов.) 3) В чем заключается особенность действия катализаторов? (они влияют на скорость химической реакции, а сами в результате ее остаются химически и количественно не измененными.) В чем заключается один из основных законов механики, на котором основан принцип действия реактивных двигателей? (Если одно тело действует на другое с некоторой силой, то на первое тело со стороны второго будет действовать такая же сила, но направленная в противоположную сторону.) 5) В чем заключается особенность ультразвуков? (Они очень сильно поглощаются воздухом и вообще газами и очень слабо – твердыми телами и жидкостями.)  

Задание 4. Перепишите предложения, поставив существительные из скобок в нужной форме.  Укажите, от каких глаголов они образованы.

1) Роуминг дает владельцу сотового телефонам возможность (соединение) с абонентами в других странах. 2) Сканер предназначается (получение) электронной копии документа. 3) Сервер обеспечивает (взаимодействие и передача) информации между разными ЭВМ всемирной сети. 4) Модем  соединяет  компьютер  с  телефонной  линией и обеспечивает   (подключение)   к   Интернету. 5) Провайдер занимается (обеспечение) доступа к Интернету. 6) Телефакс обходим (осуществление) передачи на большие расстояния графических изображений.

Русский язык

Дефиниция

Английский язык

Апробация

Аргумент

Гипотеза

Тезис

Антитезис

Задание на СРСП: 1) Задание 1; 2) Написать эссе на тему: «Интересный эпизод из моей жизни»

Задание на СРС:  Задание 2, 3, 4.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13921. Технические средства мультимедиа 226 KB
  Тема урока: Технические средства мультимедиа. Цели урока: способствовать формированию у обучающихся устойчивых представлений по основным понятиям темы. развивать навыки работы учащихся на компьютере. Оборудование: мультимедийная презентация интерактивная ...
13922. Основы работы с CorelDRAW. Графические примитивы 328.5 KB
  сновы работы с CorelDRAW. Графические примитивы 1. Растровая и векторная графика. Понятие объекта в CorelDRAW CorelDRAW Х4 в настоящее время один из самых мощных редакторов векторной графики который широко используется в издательской деятельности полиграфии и рекл
13923. Клод Дебюсси «В лодке» 3 MB
  Урок 1. Клод Дебюсси В лодке Реквизит: Все музыкальные файлы урока. Все распечатанные материалы урока. Детский музыкальный инструмент металлофон. Таз для воды и бумажные кораблики. Краски кисточка для раскрашивания. Клей ножницы для аппли
13924. Семьи Японии 140.7 KB
  Семьи Японии. Япония страна загадочная. Хранение традиций воспитание собственного достоинства склонность к созерцанию непонятная европейцу манят и завораживают. История страны не могла не отразиться на жизни японцев и на том как они строят семейные отношения. В жи...
13925. GLAD TO MEET YOU 472.5 KB
  GLAD TO MEET YOU Unit 1 1A Meeting people. Read the dialogues and guess who is speaking and where they are. Good afternoon Miss Bright Good afternoon Mr. Johnson Hows life No complaints. Thank you. How are things with you Nothing to boast of. I have loads of work again. Sorry to hear that Hi Mike Hey Jack Nice tracksuit Oh thank you. I jog in it every morning. H...
13926. Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних 37 KB
  Тема урока: Труд: право или обязанность Трудовые права несовершеннолетних. Учебное пособие: Е.Н. Салыгин Основы правоведения Издательский дом Новый учебник М. 2006. Материалы и оборудование: доска наглядное пособие нормативноправовые акты: Конституци
13927. Реализация и защита своих прав. Каждый имеет право 54.5 KB
  Цель: повышение социально правовой компетентности старшеклассников посредством обучения практическим навыкам реализации и защиты своих прав. Ожидаемый результат в субъекте: осознание социальной ценности права как средства защиты личности и общества; усвоен
13928. Семейное право 39 KB
  Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями семейного права; готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия; развивать навыки решения практических задач практической работы с нормативными документами. Ход урока I. Организационна...
13929. Международное гуманитарное право 105.5 KB
  Цели урока: привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов; дать школьникам знания об основополагающих принципах и нормах гуманитарного права способствующих пониманию учащихся необходимости регулирования поведения участнико...