67014

Функционально-смысловые типы монологической речи. Рассуждение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Рассуждение это тип речи целью которого является выяснение какого-либо понятия доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение это цепь умозаключений на какую-либо тему изложенная в последовательной форме. Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле.

Русский

2014-09-03

78 KB

5 чел.

10.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи.  Рассуждение».

Цели:

1. Углубить понятие о типах монологической речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.

Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле.

В художественной литературе писатель (нередко устами своих героев) говорит о тех вечных истинах: любви, ненависти, жизни, смерти.

Задание 1. Прочитайте и перескажите текст. Определите его тип.

Какими благими усилиями можно исправить человеческую природу? Что предпринять, чтобы человечество научилось жить в мире? Эти вопросы веками тревожат умы и совесть лучших из людей.

Многие ученые пытались изменить жизнь людей в лучшую сторону. Ими написано множество книг, выдвинуты самые различные идеи и мысли. Некоторые из них утверждали, что человек может стать чище и совершеннее,  посвятив себя служению Богу. Другие предполагали, что достичь гармонии человеческого общества можно, упразднив правительство. Иные ратовали за всеобщую свободу, чтобы каждый мог жить по своему разумению и желанию. Если одни видели спасение человечества во всеобщем  просвещении, другие пытались уравнять права богатых и бедных,  третьи полагали, что человека можно изменить воспитанием. Находились и такие, которые утверждали: поскольку сама жизнь на земле –  есть беспрерывная, беспощадная борьба за существование, люди  должны жить, следуя этим законам.

Я же убежден: ни одна из этих идей не в силах внести изменений в человеческую натуру.

По моему разумению, основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.

Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех. С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения. Только тогда можно питать надежду на исправление человека и человечества.

(Шакарим Кудайбердиев).

Задание 2. Перепишите. Определите тип речи.

Что делает кровь?

Почему кровь так важна для нашего организма? Ведь есть органы, более важные, чем кровь, например, сердце или печень. Однако кровь тоже является важным элементом человеческого организма. Во-первых, кровь разносит по всему организму кислород, которым мы дышим. Во-вторых, кровь борется с микробами, которые попадают в наш организм. Она обволакивает их и затем уничтожает. В-третьих, кровь может быть вязкой и сворачиваться, что происходит при порезах.

Задание 3. Выберите правильные варианты значений (дефиниции) неологизмов.

1. Бакалавр

1. Нарушать, лишать стабильности

2. Баланс

2. Близкий к фашизму

3. Беспредел

3. Соотношение данных, цифр

4. Дестабилизировать

4. Очень активный

5. Дивиденд

5. Склад ума, характер мышления

6. Диссидентство

6. Наблюдение, оценка, прогноз

7. Интерактивный

7. Любитель лакомств

8. Квота

8. Настроенный враждебно к властям

9. Коллаж

9. Соединение разнородных элементов

10. Консолидация

10. Давление

11. Коричневый

11. Способствующий фашизму

12. Менталитет

12. Верующий, путешествующий по святым местам

13. Мониторинг

13. Учёная степень

14. Неблагонадежный

14. Диалоговый

15. Паломник

15. Произвести санацию полости рта

16. Прессинг

16.Несогласие  с  господствующей идеологией

17. Профашистский

17. Часть прибыли

18. Саммит

18. Встреча глав государств

19. Санкционировать

19. Объединение, сплочение

20. Сертификат

20. Допустимая норма

21. Отсутствие каких-либо норм, правил, законов

22. Признать законным

23. Нефашистский

24. Относящийся к монитору

25. Удостоверение

Глоссарий

Русский язык

Дефиниция

Английский язык

Дедукция

Индукция

Коллоквиум

Полемика

Синтез

Задание на СРСП: 1) Задание 1.

Задание на СРС:  Задание 2, 3. Выписать толкование слов глоссария.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.


10.2 План
-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи.  Типы рассуждений».

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо  понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

Рассуждением называется ряд суждений, относящийся к какому-либо вопросу. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Одно из суждений содержит общее правило (большая посылка), другое – частный случай (меньшая посылка).

Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение, например:

«Все граждане Казахстана имеют право на образование»

«Ахметов – гражданин Казахстана. Следовательно, Ахметов имеет право на образование».

Однако умозаключение редко встречается в чистом виде в речи. Чаще выступают в форме рассуждения.

Рассуждение характерно прежде всего для научных и публицистических текстов, задача которых – сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать, опровергнуть ту или иную информацию, дать определение или объяснение факту, явлению, событию.

Например: «Термин – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение».

В художественной литературе рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого, философского осмысления действительности и др.

Например: «Есть ли у человека что-либо дороже сердца? Но у нас, казахов, среди всех качеств сердца признается лишь воинственность или доблесть. Иных свойств этого благородного органа мы не различаем. А между тем и сострадание, и доброта, и радушие к людям, пусть даже чужим и незнакомым, и справедливость к ним, когда не желаешь им ничего, чего не желаешь себе, все это находится в ведении сердца. Когда язык покорствует сердцу, попирается ложь» (Абай Кунанбаев ).

Цель рассуждения: исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.

Особенность рассуждения: используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения.

Модель текста-рассуждения: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки па авторитеты, заведомо истинные положения и т.п.) и вывод.

Виды рассуждений:

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

  1.  Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью теста – рассуждения.

  1.  Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

Пример рассуждение-объяснение (что это такое):

Видеокарта – это плата с микросхемами, которая служит для формирования изображения на экране. Все, что вы видите на экране своего монитора, создано процессором с помощью видеокарты. На видеокарте находятся микросхемы памяти, в которых хранится создаваемое изображение.

При построении текстов-рассуждений следует опираться на следующие правила:

  1.  Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция – вопрос – ответ – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – выводы.
  2.  После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? Кажется искусственным и неуместным.
  3.  После тезиса в объяснении используются, как правило, слова и выражения типа: оказалось…, дело в том.., что, вот почему, вот, например, об этом свидетельствуют такие факты, как, как выяснилось…
  4.  Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

  1.  Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тесте, а могут и не получать.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и.т.д.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга:

  1.  экспозиция (подведение к проблемному вопросу);
  2.  система проблемных вопросов и ответы на них;
  3.  выводы.

Задание на СРС:  Составьте текст-рассуждение на темы:

  1.  «Необходима ли цензура в Интернет?»
  2.  «Плюсы и минусы электронного бизнеса»
  3.  «Безопасность человека в Интернет-пространстве»
  4.  «Интернет и культура (проблема деградации личности)

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30180. Анализ земляники садовой выращеной на базе плодового питомника ООО «Полисад» в городе Горки Могилевской области 1.13 MB
  Первые крупноплодные сорта земляники появились в 1840 году. Через 20 лет эти сорта были завезены в Казань на ферму земледельческого училища. Растения преимущественно двудомные встречаются сорта с обоеполыми цветками. В диком состоянии этот вид не встречается к нему принадлежат все сорта крупноплодной садовой земляники которые ныне культивируются.
30182. Установление специфики юридической ответственности органов местного самоуправления 428.5 KB
  Ответственность органов местного самоуправления выступает важным элементом их правового статуса гарантией качественной работы и добросовестного осуществления своих полномочий. Предназначение конституционноправовой ответственности заключается в охране конституционного строя основных прав и свобод граждан в обеспечении нормального порядка осуществления публичной власти в следовании органов местного самоуправления предписаниям действующего законодательства в предупреждении превенции посягательств на порядок осуществления...
30183. Повышения эффективности использования строительных машин, увеличение срока их службы и надежности в работе 897.6 KB
  Рост парка машин позволил в значительной степени механизировать труд работников в строительстве. Уровень его механизации достиг 80%. Машинами выполняются почти все основные виды строительно-монтажных работ. В этих условиях своевременность и высокое качество сооружения строительных объектов в большой степени зависят от уровня работоспособности машин. Чем он выше, тем больше гарантий в том, что объекты будут построены в установленные сроки и качественно.
30184. Пропозиції щодо поліпшення співробітництва між Україною та ЄС у виробничому секторі 114.5 KB
  Економічне становище регіону, створення належних умов для життя і праці його населення залежить від розвитку виробничої сфери. Виробнича сфера виступає основою для задоволення людських потреб. Потреби, в свою чергу, відіграють роль стимуляторів діяльності людей.
30185. Разработка системы управления электроприводом листоправильной машины, учитывающий переменность статического момента нагрузки и момента инерции, с целью повышения энергетической эффективности стана11×280×2300 3.84 MB
  передачи от двигателя к валку отн. От первого двигателя 24M1 по ходу металла приводится пять правильных валков три верхних и два нижних находящихся ближе к входу листоправильной машины; от второго двигателя 24M2 остальные шесть валков №6№11. Двигатели предназначены для работы от преобразователей частоты и оснащены каждый датчиком импульсов 24BN1 24BN2 контроль скорости вентилятором обдува с электроприводом двигатели 24M3 24M4 а также датчиками контроля температуры в обмотках KTY 84130 1 шт и подшипниках...
30186. Разработка проекта межевания земельных участков на землях бывшего колхоза “Россия” Каширского района Воронежской области 3.42 MB
  Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. №136-ВЗ является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в регулировании земельных отношений. Кодекс создает правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан; устанавливает приоритет охраны земли перед использованием в качестве недвижимости; приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах
30187. Динамика роста и накопление сухого вещества по фазам развития растений яровой пшеницы в зависимости от условий питания и применения удобрений 80.51 KB
  Народнохозяйственное значение яровой пшеницы. Морфологические и биологические особенности яровой пшеницы. Влияние удобрений на урожайность и качество зерна яровой пшеницы яровых зерновых культур. Динамика роста и накопление сухого вещества по фазам развития растений яровой пшеницы в зависимости от условий питания и применения удобрений.