67014

Функционально-смысловые типы монологической речи. Рассуждение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Рассуждение это тип речи целью которого является выяснение какого-либо понятия доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение это цепь умозаключений на какую-либо тему изложенная в последовательной форме. Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле.

Русский

2014-09-03

78 KB

4 чел.

10.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи.  Рассуждение».

Цели:

1. Углубить понятие о типах монологической речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.

Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле.

В художественной литературе писатель (нередко устами своих героев) говорит о тех вечных истинах: любви, ненависти, жизни, смерти.

Задание 1. Прочитайте и перескажите текст. Определите его тип.

Какими благими усилиями можно исправить человеческую природу? Что предпринять, чтобы человечество научилось жить в мире? Эти вопросы веками тревожат умы и совесть лучших из людей.

Многие ученые пытались изменить жизнь людей в лучшую сторону. Ими написано множество книг, выдвинуты самые различные идеи и мысли. Некоторые из них утверждали, что человек может стать чище и совершеннее,  посвятив себя служению Богу. Другие предполагали, что достичь гармонии человеческого общества можно, упразднив правительство. Иные ратовали за всеобщую свободу, чтобы каждый мог жить по своему разумению и желанию. Если одни видели спасение человечества во всеобщем  просвещении, другие пытались уравнять права богатых и бедных,  третьи полагали, что человека можно изменить воспитанием. Находились и такие, которые утверждали: поскольку сама жизнь на земле –  есть беспрерывная, беспощадная борьба за существование, люди  должны жить, следуя этим законам.

Я же убежден: ни одна из этих идей не в силах внести изменений в человеческую натуру.

По моему разумению, основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.

Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех. С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения. Только тогда можно питать надежду на исправление человека и человечества.

(Шакарим Кудайбердиев).

Задание 2. Перепишите. Определите тип речи.

Что делает кровь?

Почему кровь так важна для нашего организма? Ведь есть органы, более важные, чем кровь, например, сердце или печень. Однако кровь тоже является важным элементом человеческого организма. Во-первых, кровь разносит по всему организму кислород, которым мы дышим. Во-вторых, кровь борется с микробами, которые попадают в наш организм. Она обволакивает их и затем уничтожает. В-третьих, кровь может быть вязкой и сворачиваться, что происходит при порезах.

Задание 3. Выберите правильные варианты значений (дефиниции) неологизмов.

1. Бакалавр

1. Нарушать, лишать стабильности

2. Баланс

2. Близкий к фашизму

3. Беспредел

3. Соотношение данных, цифр

4. Дестабилизировать

4. Очень активный

5. Дивиденд

5. Склад ума, характер мышления

6. Диссидентство

6. Наблюдение, оценка, прогноз

7. Интерактивный

7. Любитель лакомств

8. Квота

8. Настроенный враждебно к властям

9. Коллаж

9. Соединение разнородных элементов

10. Консолидация

10. Давление

11. Коричневый

11. Способствующий фашизму

12. Менталитет

12. Верующий, путешествующий по святым местам

13. Мониторинг

13. Учёная степень

14. Неблагонадежный

14. Диалоговый

15. Паломник

15. Произвести санацию полости рта

16. Прессинг

16.Несогласие  с  господствующей идеологией

17. Профашистский

17. Часть прибыли

18. Саммит

18. Встреча глав государств

19. Санкционировать

19. Объединение, сплочение

20. Сертификат

20. Допустимая норма

21. Отсутствие каких-либо норм, правил, законов

22. Признать законным

23. Нефашистский

24. Относящийся к монитору

25. Удостоверение

Глоссарий

Русский язык

Дефиниция

Английский язык

Дедукция

Индукция

Коллоквиум

Полемика

Синтез

Задание на СРСП: 1) Задание 1.

Задание на СРС:  Задание 2, 3. Выписать толкование слов глоссария.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.


10.2 План
-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи.  Типы рассуждений».

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо  понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

Рассуждением называется ряд суждений, относящийся к какому-либо вопросу. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Одно из суждений содержит общее правило (большая посылка), другое – частный случай (меньшая посылка).

Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение, например:

«Все граждане Казахстана имеют право на образование»

«Ахметов – гражданин Казахстана. Следовательно, Ахметов имеет право на образование».

Однако умозаключение редко встречается в чистом виде в речи. Чаще выступают в форме рассуждения.

Рассуждение характерно прежде всего для научных и публицистических текстов, задача которых – сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать, опровергнуть ту или иную информацию, дать определение или объяснение факту, явлению, событию.

Например: «Термин – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение».

В художественной литературе рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого, философского осмысления действительности и др.

Например: «Есть ли у человека что-либо дороже сердца? Но у нас, казахов, среди всех качеств сердца признается лишь воинственность или доблесть. Иных свойств этого благородного органа мы не различаем. А между тем и сострадание, и доброта, и радушие к людям, пусть даже чужим и незнакомым, и справедливость к ним, когда не желаешь им ничего, чего не желаешь себе, все это находится в ведении сердца. Когда язык покорствует сердцу, попирается ложь» (Абай Кунанбаев ).

Цель рассуждения: исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.

Особенность рассуждения: используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения.

Модель текста-рассуждения: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки па авторитеты, заведомо истинные положения и т.п.) и вывод.

Виды рассуждений:

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

  1.  Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью теста – рассуждения.

  1.  Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

Пример рассуждение-объяснение (что это такое):

Видеокарта – это плата с микросхемами, которая служит для формирования изображения на экране. Все, что вы видите на экране своего монитора, создано процессором с помощью видеокарты. На видеокарте находятся микросхемы памяти, в которых хранится создаваемое изображение.

При построении текстов-рассуждений следует опираться на следующие правила:

  1.  Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция – вопрос – ответ – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – выводы.
  2.  После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? Кажется искусственным и неуместным.
  3.  После тезиса в объяснении используются, как правило, слова и выражения типа: оказалось…, дело в том.., что, вот почему, вот, например, об этом свидетельствуют такие факты, как, как выяснилось…
  4.  Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

  1.  Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тесте, а могут и не получать.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и.т.д.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга:

  1.  экспозиция (подведение к проблемному вопросу);
  2.  система проблемных вопросов и ответы на них;
  3.  выводы.

Задание на СРС:  Составьте текст-рассуждение на темы:

  1.  «Необходима ли цензура в Интернет?»
  2.  «Плюсы и минусы электронного бизнеса»
  3.  «Безопасность человека в Интернет-пространстве»
  4.  «Интернет и культура (проблема деградации личности)

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23362. Функції в мові Пітон 300.73 KB
  Київ 2013 Завдання: Вивчення засобів роботи і принципів організації функції в мові Пітон.1 Функції параметри аргументи 1.2 Поверненне значення функції 1.
23363. Кортежі і словники 277.75 KB
  1 Загальні відомості 1.1 Загальні відомості 2.
23364. Робота с файлами 133.75 KB
  2 Порядок роботи с файлами 3. Методи роботи с файлом 4. Повний цикл роботи читаннязапису файла Індивідуальне завдання 1. Висновок: В даній лабораторній роботі я навчився працювати зі списками з методами роботи з файлами з режимами роботи с файлами.
23365. Юнікод 163.23 KB
  Робота с кодуванням в мові Пітон.2 Робота с Юнікодом в ручному режимі 2.3 Спрощена робота в Юнікод Індивідуальне завдання 1.
23366. Вивчення основ програмування на мові Python 562.41 KB
  Тексти програм на мові Python. Мета роботи Ознайомлення з основними типами даних в Python. Вивчення основ програмування на мові Python.
23367. Исследование термоэлектрического термометра 436.5 KB
  Произвести измерения термоЭДС на клеммах подключения термопары 1819 для значений указанных преподавателем. Рассчитать основную абсолютную погрешность прибора по формуле: где Eиtt0 измеренное значение термоЭДС; Eдtt0 действительное значение термоЭДС определяемое по градуировочной таблице с учетом введения поправки на температуру свободных концов. Рассчитать основную приведенную погрешность термопары по формуле: где Eвt0C и Eнt0C значения термоЭДС соответствующие верхнему и нижнему пределам измерения температуры...
23368. Исследование уровнемера У1500 180 KB
  Порядок выполнения работы Ознакомиться с описанием уровнемера У1500. Подключить вилку разъема датчика уровнемера к соответствующему гнезду на задней панели измерителя. Установить поплавок уровнемера поочередно в пяти точках по мерной линейке по заданию преподавателя сначала по возрастанию прямой ход а затем в тех же точках по убыванию обратный ход и занести соответствующие показания прибора в таблицу см.
23369. Исследование метрологических характеристик электромеханических приборов 646 KB
  Построить графики зависимости абсолютной погрешности прибора от его показаний при его работе на постоянном токе. Определить максимальное значение приведенной основной погрешности прибора для постоянного тока. На основе анализа полученных данных сделать вывод о соответствии основной погрешности и вариации показаниям определяемым классом точности испытуемого прибора.
23370. Исследование преобразователя давления Метран 100 444 KB
  Провести поверку преобразователя давления Метран100 с помощью грузопоршневого и образцового пружинного манометров. Построить градуировочную характеристику зависимости унифицированного токового сигнала Iвых от входного давления Рд. Описание лабораторной установки Лабораторная установка представляет собой поверочный грузопоршневой манометр МП60 пресс на котором установлены образцовый манометр с пределом измерения 25 МПа и преобразователь давления Метран 100 с цифровым индикатором жидкокристаллическим дисплеем для представления...