67015

Функциональные стили русского языка (общая характеристика)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Современный русский язык состоит из 5 стилей: Разговорный стиль Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Художественный стиль Функционально-стилевая типология охватывает практически все тексты рассматривая их во всем многообразии содержательных и языковых стилевых признаков. Любой текст можно отнести к тому или иному стилю...

Русский

2014-08-14

90.5 KB

53 чел.

11.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функциональные стили русского языка (общая характеристика)»

Стилистика — это раздел языкознания, который изучает выразительность стиля языка, а так же функциональные стили, которые обеспечиваются для каждого функционального стиля. В середине XX столетия стилистика соотносилась с понятием «стиля» от греческого «метод»; стилос «палочка».

Современный русский язык состоит из 5 стилей:

Разговорный стиль

Научный стиль

Официально-деловой стиль

Публицистический стиль

Художественный стиль

Функционально-стилевая типология охватывает практически все тексты, рассматривая их во всем многообразии содержательных и языковых, стилевых признаков. Любой текст можно отнести к тому или иному стилю: статья в научном журнале – научный стиль, в газете – публицистический, разговоры в семье, в институте на перемене, на улице и т.п. – разговорный стиль, стихотворение, рассказ – художественный стиль и т.д.

Функциональный стиль – это самая широкая, общая категория.

Что же представляет собой функциональный стиль? Общение неоднородно, оно подразделяется на много сфер, много областей. В распоряжении человека, владеющего литературным языком, есть как бы целый набор вариантов, каждый из которых предназначен для употребления в определенной сфере жизни. И в этом умении выбрать соответствующий случаю вариант литературного языка и заключается владение языком. Варианты литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения, называются функциональными стилями речи.

Известно, что язык существовал вначале только в устной форме – исконном и естественном его качестве. На этой стадии ему была свойственна единственная функция – функция общения. Затем в ответ на запросы общества, общественной практики появляется необходимость регламентировать жизнь внутри государства, заключать договоры с соседями. В результате развивается официально-деловая функция языка и формируется деловая речь. Появляются и другие функции – научно-информативная, формирующая научный стиль, агитационно-коммуникативная, дающая начало газетно-публицистической речи, эстетическая, формирующая язык художественной литературы. Таким образом, в соответствии с вышеназванными функциями языка выделяются следующие стили: разговорный, официально-деловой, публицистический и художественный, научный.

Ко всем стилям предъявляется общее требование – наилучшим образом обслуживать соответствующие им сферы человеческой деятельности. Стиль должен быть таким, чтобы использованные в нем языковые средства и их организация давали коммуникативный эффект.

Известно, что речь признается хорошей, если она удовлетворяет трем наиболее общим критериям: правильности, точности, эстетичности.

В пределах каждого стиля своя система нормы, свои критерии правильности, точности, эстетичности. Эти критерии отражают функциональную специфику стиля, его традиции, а также типичные формы его речевой организации.

Язык имеет разновидности, которые различаются по функциям (с какой целью? зачем?), сферам употребления (где? в какой обстановке?. Основными являются разговорный и книжный язык (стиль). Функциональный стиль - это разновидность литературного языка, выполняющая определённую функцию в общении. Каждый функциональный стиль обслуживает отдельную сферу   общения,   имеет  особые   речевые   жанры   и   языковые средства.

Языковые особенности функциональных стилей речи

Стиль речи

Языковые особенности

Разговорный

Обиходно-бытовая, эмоционально-экспрессивная,

оценочная лексика и фразеология.

Упрощенность синтаксиса, отсутствие причастных, деепричастных оборотов.

Неполные предложения разных типов.

Обращения, вводные и вставные конструкции

Книжные:

Научный

1. Академический

2.Научно-популярный

3. Учебно-научный

1. Терминология.

2. Употребление слов в прямых значениях.

3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств (за исключением научно-популярного стиля).

4. Преобладание абстрактной лексики.

5. Доминирование существительных, в т.ч. отглагольных.

6. Незначительное число глаголов, в основном связки.

7.Усложненность синтаксиса: обособления разных видов и сложные предложения.

8. Значительное количество средств связи

Официально-деловой      

1. Клише, штампы, канцелярская лексика.

2. Употребление слов в прямых значениях.

3. Сложные слова, аббревиатуры.

4. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств.

5. Преобладание существительных, в т.ч. отглагольных.

6. Усложненность синтаксиса: однородные ряды и обособления разных видов

Публицистический  

1. Общественно-политическая лексика и терминология.

2. Характерные клише, речевые стереотипы.

3. Экспрессивно-оценочная лексика и фразеология.

4. Разговорные языковые средства.

5. Образные средства языка (тропы).

6. Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, инверсии, эллипсис, парцелляция и др.)

Художественный

(стиль художественной литературы)

Использование всех выразительных средств фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса

11.2 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Языковые особенности разговорного стиля»

Для осуществления подлинно разговорной речи необходимы три условия. Во-первых, отсутствие официальных отношений между участниками общения. Одно дело разговор с приятелем, другое – с учителем, директором, вообще с малознакомым человеком. Сравним две реплики:

- Здорово, Юрка, проснулся?

- Здравствуйте, Юрий. Извините, что звоню так рано. Не разбудил ли я вас?

Подлинно разговорная речь возможна в том случае, если между говорящими существуют неофициальные отношения.

Второе условие – непосредственность общения.  Говорящий прямо и непосредственно обращается к собеседнику. Между ними нет посредников. Каждый непосредственно реагирует на реплики другого.

Третье условие – естественная разговорная речь всегда неподготовленная, импровизированная. Для нее характерны переспросы, перебивы, неполнота, (вставки типа Ты… это самое… математикой будешь заниматься?), заполняющие паузы и позволяющие подобрать нужное слово. С неподготовленностью речи связана и большая роль в ней мимики, жестов, интонации.

Таким образом, разговорную речь можно определить как неофициальную речь в условиях непосредственного общения, заранее не подготовленную, диалогическую, устную.

Главная установка разговорной речи – установка на непринужденное, естественное, неподготовленное общение. Эта установка в совокупности с условиями реализации разговорной речи и определяет ее языковой облик.

Произношение. Нередко слова и формы в разговорно-бытовом стиле имеют ударение, не совпадающее с ударением в более строгих стилях речи: дóговор (ср.: нормативное договóр).

Лексика. Разговорно-бытовая лексика, входя в состав лексики устной речи, употребляется в непринужденной беседе и характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски. Например, имена существительные: вранье, зануда, чепуха, ерунда и др.; имена прилагательные: дотошный, работящий, расхлябанный и др.; глаголы: жадничать, секретничать, тормошить и др.; наречия: баста, втихомолку, мигом и др.

Значительное место занимает фразеология. Например: Нет дыма без огня. Шила в мешке не утаишь. Горбатого могила исправит.

Словообразование. В разряде имен существительных используются следующие суффиксы с большей или меньшей степенью продуктивности, придающей словам разговорно-бытовой характер:

 - ак (- як) – добряк, здоровяк, простак;

 - ан (- ян) – грубиян, старикан;

 - ач – бородач;

 - аш – торгаш;

- ак-а (- як-а) для слов общего рода – гуляка, забияка, зевака;

- ень – баловень;

 - л- а – воротила, зубрила;

 - тай – лентяй, слюньяй;

- ун – болтун, крикун;

 - ух-а – грязнуха, толстуха;

- ыш – малыш, глупыш и др.

У имен прилагательных, имеющих разговорный характер, можно отметить использование суффикса -аст-: глазастый, зубастый, языкастый и др.; приставки пре-: предобрый, премилый и др.

Глаголы на -ничать: безобразничать, бродяжничать, жульничать.

Синтаксические особенности разговорной речи:

- преимущественное использование формы диалога;

- преобладание простых предложений; из сложных чаще всего используются сложносочиненные и бессоюзные;

- широкое использование вопросительных и восклицательных предложений;

- употребление слов-предложений (утвердительных, отрицательных, побудительных и др.);

- широкое использование неполных предложений;

- перерывы в речи, вызванные разными причинами (волнение говорящего, неожиданным переходом от одной мысли к другой и т.д.);

- использование различных по значению вводных слов и словосочетаний;

- широкое использование эмоциональных междометий;

- лексические повторы: - Да, да, да.

Задание: определите, к каким стилям относятся эти тексты.

1. Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками (молнии и гром), сопровождаемых дождем, градом и бурными порывами ветра.

2.  – Ну и гроза! Страшно к окну подходить.

 – Да, такой грозы давно не было.

– Представляешь, в такую грозу очутиться в поле…

3. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застукали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась (И. Тургенев).

      Обычная форма реализации разговорного стиля – диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.
     
Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы, инверсия и т.д.

Общие признаки:

1) неофициальность; непринужденность;

2) неподготовленность, автоматизм;

3) преобладающая устная форма общения;

4) эмоциональность;

5) сопровождение жестами, мимикой, телодвижениями;

6)  простота и экономия языковых средств;

Лексические:

1) слова с разговорной окраской, в том числе бытового содержания;

2) конкретная лексика;

3) фразеологизмы с эмоционально-экспрессивной окраской;

4)   ситуативная синонимия;

Словообразовательные

1)  суффиксы субъективной оценки со значением  ласкательности,  увеличительности, неодобрения;

2) суффиксы с разговорной окраской: -к- (свечка); –яг(а) (деляга); -ш(а) (докторша);

3) производные прилагательные, глаголы с оценочным значением  (худющий, похудать).

4)  удвоение слов (глазастый-преглазастый).

Морфологические:

1) преобладание существительных по сравнению с глаголами;

2) личные и притяжательные местоимения; частицы;

3) глагольные междометия (прыг, скок);

Синтаксические:

1) неполные предложения;

2) вопросительные и побудительные предложения;

3) безличные предложения;

4) свободный порядок членов предложения;

Виды текста по участникам общения:

1) диалог обычно;

2) монолог редко;

Жанры монологического текста:

1) частные письма;

2) записки.

Задание 1.  От данных слов образуйте разговорные существительные посредством суффиксов –ин, -ет, -от, -отн, -овн, -ш, -их.

  1.  тесный, нищий, старый, высь, ширь, бедный:

толкать, болтать, бегать, пачкать;

секретарь, врач, доктор, маляр, бухгалтер.

Задание 2. Сопоставьте слова глаза, очи, глазищи. Какие из них можно употребить в деловой бумаге; в научной статье; в разговоре; в художественном тексте?

Задание 3. Подберите к словам нейтрального стиля думать, смешной, приехать синонимы разговорного стиля надумать, потешный, прикатить. Найдите в словаре слова, имеющие различные стилистические пометы (8 слов).

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА — слова, в лексическое значение которых входит устойчивая эмотивная окраска или оценка. В толковых словарях такие слова маркируются специальными пометами:

Ласк., (ласкательно): мамочка, голубчик, деточка, милый.

Одобрит., (одобрительно): симпатяга, трудяга, скромняга, молодчина, добряк.

Насмешл., (насмешливо): пропесочить (отругать), чучело (о нелепо одетом человеке), тюлень (о неповоротливом человеке).

Неодобр., (неодобрительно): серятина, торгаш, разгильдяй, рассадник, соучастник.

Пренебр., (пренебрежительно): прощелыга, слизняк, прихвостень, тряпка (о бесхарактерном человеке).

Бран., (бранно): паршивец, олух, балбес, мымра, оболтус, остолоп.

Шутл., (шутливо): драндулет, марафет, физиомордия, физия, бутыльброд.

Ирон., (иронически): умник (о глупце), гигант (о человеке невысокого роста), красноречие (о бессвязной речи).

Задание 4. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и распределяя их
по группам: 1) разговорные; 2) общеупотребительные. Составьте предложения с некоторыми из слов, относящихся к разговорному стилю.

Ахнуть, бал..гурить, вд..гонку, жадничать, в..плакнуть, беспорядок, беспр..дел, вкалывать, руч..ек, дурачье, бабуля, зайчишка, печка, замаскировать, дом, навор..вать, нахапать, пр..работок большущий, скрыть, зам..розки, лесник, небосклон, поб..режье.

Задание 5. Из данных ниже фразеологических оборотов выберите относящиеся к разговорному стилю. Объясните их значения.

Бросать слова на ветер, входящие и исходящие, внести вклад, взять под стражу, вылететь в трубу, довести до сведения, дурью маяться, ждать-пождать, заключить в объятия, левый заработок, надуть губы, отдать Богу душу, очная ставка, поставить на вид, прокладывать дорогу, раскинуть мозгами, гражданский долг, хранить как зеницу ока, прибавочная стоимость, возыметь действие, бить баклуши, особое мнение.

Задание 6. Определите стилистическую принадлежность слов. Выделите приставки и суффиксы, выступающие в качестве показателей стиля.

Водица, кисонька, дождик, бродяга, достоинство, болтун, беленький, толстенький, сестрица, ежик, толстенный, говорунья, нажарить, поговорить, билетерша, ночевка, кусачий, нарвать, лгунишка, голосище, развеселый, премиленький, добряк, хвастун, вечерка, дворняга, старичье, сорвиголова, головушка, светелка, нисходить, антисанитарный, договоренность.

Задание 7. Прочитайте, акцентируя внимание на интонировании реплик диалога. Определите стиль речи. Какой стилистический эффект создается игрой слов-омонимов лицо - грамматический термин и лицо общеупотребительное слово.

Текст

Справа от моего села протекает река Губазули, а слева  небольшая речушка Лаше, кишащая крабами, бычками и босоногими мальчишками.

Через Губазули  перекинут мостик, который  весной река уносит, оставляя только торчащие из воды черные сваи. И все же мое село самое красивое и веселое в Грузии. Я люблю его больше всех сел на свете, потому что нигде не может быть другого села, где жили бы я, бабушка Илико  и моя собака. Моя бабушка - мудрая женщина. Она постоянно твердит мне:

- Учись, негодяй, учись, а то неучем останешься! О науке у бабушки своеобразное представление. Однажды, когда я сидел на балконе и во весь голос твердил наизусть правила из грамматики, бабушка спросила:

Что это ты там зубришь, сынок?

Лицо глагола, бабушка!

Что? Где это слыхано - лицо у глагола! Лицо может быть только у человека!

Это другое лицо, бабушка, совсем не то, что ты думаешь.

- Лицо на свете одно. И все.

- Ладно, - сказал я и захлопнул книгу, - отвечай тогда, что такое лицо – ЛИЦО - это... -  

- ЛИЦО!

- Садись, бабушка. Урока не знаешь, ставлю двойку!

Я тебе покажу двойку, прохвост! Сию же секунду иди и привяжи козу, не то так взгрею - своих не узнаешь!

Хорошо, еще один вопрос задам и пойду. Сколько существует лиц?

Лиц столько, сколько людей на свете. Но лицо дано не для того, чтобы такие гримасы строить, болван! У одних лицо худое, у других - круглое и толстое, у третьих - вообще не разберешь какое, размазня одна. А еще бывают лицемерные и двуличные люди.

Жулики тоже бывают, - сказал я.

Правильно! Например, наш почтальон. Сдирает с конвертов марки, а потом говорит - без марки, мол, было, давай рубль.

А я какой, бабушка?

Ты? Ты прохвост, шалопай, бездельник, плут, пройдоха к тому же!

Нет во всей Грузии женщины, которая могла бы проклинать лучше, чем моя бабушка. Но мне не страшны ее проклятия.

Однажды бабушка обмолвилась: «Уста мои проклинают, а сердце благословляет тебя...»

(Н. Думбадзе.)

Задание 8. Подберите синонимы (одно слово или фразеологический оборот) к выражениям:

Куры не клюют;           капля в море;                     из рук вон плохо.

Слова для справок:            мало, с гулькин нос, кот наплакал;

                                           много, тьма тьмущая, полная чаша;

                                           очень плохо, ни в какие ворота не лезет.

Задание  9. Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосочетания. Выпишите их по группам. Составьте с ними предложения различных стилей речи.

Невручение письма, читалка в универе, вотум недоверия, зачетка у препода, акулы бизнеса, маяки производства, сосед-добряк, просто работяга, жить в коммуналке, нести отсебятину, атрофия власти, запустить рынок, атаки оппозиции, отличница-зубрила, попасть в передрягу, алмазы росы, пропесочить двоечника, горе горькое, русское поле, шепот леса, крепление накладки к корпусу, выбрасывание оптического элемента, усталое солнце, светская хроника.

Употребление слов общего рода

Имена существительные общего рода - это слова на -а /-я, которые могут обозначать лиц как мужского, так и женского пола: сирота, плакса, неряха, грязнуля, разиня. Они обычно имеют эмоционально-оценочное значение. В предложении эти существительные имеют мужской род или женский род: Какой ты неряха! (о мальчике) - Какая ты неряха! (о девочке); Ах ты мой плакса! - Ах ты моя плакса.

Задание 10. Укажите словосочетания, которые характеризуют разговорный стиль речи.

1)    Доводим до Вашего сведения ...

  1.  Ничего, как-нибудь выкрутимся.
  2.  Остроконечная шапка с лихо изогнутыми краями
  3.  Разработка инструкции, акт реализации
  4.  Регрессивный налог; платежный баланс

Задание 11. Выберите стихотворение одного из поэтов-классиков. Постарайтесь заменить в нем максимальное количество слов разговорной лексикой.

       

Глоссарий

Русский язык

Дефиниция

Английский язык

Кодификация

Нормативный

Цензура

Экспромт

Вербальный/невербальный

Задание на СРСП: Таблица «Признаки разговорного стиля речи».

Задание на СРС:   Задания 1, 2, 4.

Литература

1 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник.  –Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

2 Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – Москва: Наука, 1991. - 255 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10498. Будова атома. Ядро і електронна оболонка. Склад атомних ядер 85 KB
  Тема уроку: Будова атома. Ядро і електронна оболонка. Склад атомних ядер. Навчальна мета: продовжити знайомство з періодичною системою хімічних елементів Д.І. Менделєєва, на основі знань про будову атома розкрити фізичний зміст порядкового номера елемента...
10499. Фенол, визначення взаємного впливу атомів у його молекулі 50.5 KB
  Навчальна мета: ознайомити учнів з будовою фенолу визначити взаємний вплив атомів у його молекулі. Розвивати вміння прогнозувати хімічні властивості органічних сполук виходячи з їхньої будови на прикладі фенолу. Ознайомити з якісною реакцією на феноли. Обладнання: пе...
10500. Ферум: будова атома, поширення в природі. фізичні та хімічні властивості. взаємодія з киснем, сіркою 49.5 KB
  Тема уроку: Ферум: будова атома поширення в природі. фізичні та хімічні властивості. взаємодія з киснем сіркою. Вид заняття: комбінований урок урок повторення і засвоєння нових знань на якому активізування чуттєвого досвіду учнів закріплення знань умінь та навичок пр
10501. Фізичні і хімічні властивості етилену і ацетилену. Одержання етилену і ацетилену 81 KB
  Тема:Фізичні і хімічні властивості етилену і ацетилену. Одержання етилену і ацетилену. Навчальна мета: ознайомити учнів з фізичними і хімічними властивостями ненасичених вуглеводнів розкрити механізм реакції приєднання показати що реакції цього типу є характерними...
10502. Фізичні і хімічні явища. Хімічні реакції 74 KB
  Тема: Фізичні і хімічні явища. Хімічні реакції. Навчальна мета: сформувати поняття про фізичні та хімічні явища їх відмінності, розглянути зовнішні ефекти що супроводжують хімічні реакції визначити умови виникнення та перебігу хімічних реакцій, розкрити значення хім
10503. Кристалічні гратки. Атомні, молекулярні та йонні кристали 57 KB
  Тема: Кристалічні гратки. Атомні молекулярні та йонні кристали. Мета: визначити особливості будови твердих речовин та встановити залежність властивостей речовин від їхньої будови. Тип уроку: комбінований. Обладнання: періодична система хімічних елементів Д. І. Менде...
10504. Хімічний звязок та будова у неорганічних речовинах 100.5 KB
  Тема: Хімічний звязок та будова у неорганічних речовинах. Тип уроку: уроклекція. Навчальна мета: Узагальнити та систематизувати знання учнів про хімічний звязок, характеризувати взаємозвязки між складом будовою і властивостями речовин, виробити вм...
10505. Хімічні властивості металів 68 KB
  Тема: Хімічні властивості металів. Навчальна мета: вивчити загальні хімічні властивості металів взаємодію їх з киснем галогенами сіркою кислотами солями розглянути хімічну активність металів та відповідно їх відновні властивості повторити окисно відновні реакці...
10506. Хімічні властивості алкенів: повне і часткове окиснення, приєднання Н2, Gal, НGal, полімеризація. Правило Марковнікова. Механізм реакції приєднання за подвійним зв’язком 38.5 KB
  Тема: Хімічні властивості алкенів: повне і часткове окиснення приєднання Н2 Gal НGal полімеризація. Правило Марковнікова. Механізм реакції приєднання за подвійним звязком. Навчальна мета: ознайомити з хімічними властивостями алкенів; розкрити механізм реакції приєднан...