67016

Функциональные стили русского языка: общее понятие о публицистическом стиле

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Аудирование Задание 1. Вопросы к тексту: Какие функции сочетает в себе публицистический стиль Какие вопросы освещает публицистический стиль С какой целью используется публицистический стиль Задание 2. Задание 3. фразеологизированные выражения публицистического стиля имеюшие отрицательно-оценочную окрашенность...

Русский

2014-09-03

64 KB

5 чел.

12.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функциональные стили русского языка: общее понятие о публицистическом стиле»

Цели:

1. Углубить понятие о функционировании русского языка в Республике Казахстан.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Аудирование 

Задание 1.

В публицистических произведениях освещаются проблемы весьма широкой тематики – актуальные вопросы современности, представляющий интерес для общества (политические, экономические, моральные, философские), вопросы культуры, воспитания. Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати (газетах, журналах), в передачах радио телевидения, ораторской речи.

Повышенный    интерес    со    стороны    массового    читателя проявляется к информационным материалам газетной публицистике (репортаж, интервью, международное  обозрение, очерк и др.), которых характерна злободневность, актуальность.

Публицистический    стиль    сочетает   две    функции:  функцию сообщения, информации об определенных социальных явлениях, фактах и функцию воздействия, т.е. открытой оценки изложенных проблем, для того чтобы повлиять и на мысли, и на чувства читателей (слушателей), привлечь их к поддержке той позиции, которую занимает и отстаивает автор.

Функция сообщения обусловливает употребление нейтральной, общестилевой  лексики,  в  которой  особую  роль  играет политическая, экономическая лексика Это связано с тем, что главный интерес публицистики – общественно-политические проблемы:  бизнес,   биржа,   приватизация, разоружение,   безопасность. В целом вся лексика литературного языка открыта для   публицистики.  Главный  критерий  употребления,   выбора речевых средств – общедоступность.

Функция воздействия, важнейшая для публицистического обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически средства, обладающие свойством оценочности (верхушка, делец, воротила, толстосум). Основные функции публицистики в обществе определяют главные черты и способствуют выделению характерных особенностей стиля: императивности, повышенной эмоциональности, открыто выраженного оценочного отношения к сообщаемому факту, явлению, событию. Суметь убедить читателя или слушателя в важности и справедливости высказанного положения, увлечь может только тот,  кто пишет или  говорит убежденно  и убедительно.

Вопросы к тексту:

  1.   Какие функции сочетает в себе публицистический стиль?
  2.   Какие вопросы освещает публицистический стиль?
  3.   С какой целью используется публицистический стиль?

Задание 2. Выберите из газеты 20 публицистических слов. Десять слов должны иметь положительно-оценочную окрашенность, остальные – отрицательно-оценочную. Слова должны быть даны в составе предложений.

Задание 3. Выберите из газетно-журнальных текстов не менее 10 публицистических фразеологизмов.   Покажите   на   их   примере   положительно-оценочную  и отрицательно-оценочную окрашенность в публицистических контекстах.

Образец выполнения задания:

  1.  фразеологизированные выражения публицистического стиля, имеющие положительно-оценочную окрашенность: люди доброй воли, мировое сосуществование, ...
  2.  фразеологизированные выражения публицистического стиля, имеюшие отрицательно-оценочную окрашенность: желтая пресса, правящие круги, …

Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Под…тожить, пред…дущий, без…дейный, небез…звестный, без...нвентарный, пред..сторический, без..скусственный,        пред..июльский, без..нициативный,  без..сходный.

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание слов с приставками. Составьте с некоторыми из них словосочетания.

За…грать  –  раз…грать,  до...скаться  –  под...скать, до..мпроизировать – …мпровизировать,  пред...гровой – меж.. .гровой,       до.. .нфарктный  – пред.. нфарктный, до...ндустриальный – сверх.. ндустриальный,

Задание на СРСП: Задание 1.

Задание на СРС:  Задание 2, 3, 4, 5.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.


12.2 План
-конспект занятия по русскому языку на тему: «Основные функции публицистики в обществе»

Цели:

1. Углубить понятие о функционировании русского языка в Республике Казахстан.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Аудирование 

Задание 1.

Лексико-фразеологический состав публицистического стиля разнообразен так же, как разнообразен сам круг тем, получивший отражение в публицистике: область идеологии, политики, производства, общественной жизни и т.д. Но наибольшую активность и частотность имеет общественно-политическая терминология, связанная с самой важной для публицистики областью идеологии. Концентрация в тексте общественно-политической лексики стилевая черта публицистического стиля: демократия, избирательная кампания, митинг, прогрессивный, реакционный, политическая партия, политическая демонстрация, забастовка, официальный визит, внешнеэкономическая деятельность, укрепление международных отношений, суверенитет, демократические свободы и т.д.

Значительную часть лексики публицистического стиля составляют общелитературные слова и различные термины (науки, военного дела, искусства, спорта): и те и другие в соответствующем контексте могут переосмысливаться и приобретать публицистическую окраску: арена политической борьбы, армия безработных, военные круги, дело мира, диалог между странами, дружная атмосфера, культурные контакты, курс на обострение отношений, маневры дипломатии, международная солидарность, миролюбивые силы, трудовая вахта и т.д.

Именно поэтому публицистический стиль изобилует устойчивыми сочетаниями. Они могут быть как нейтральными уровень жизни, положить конец, вести борьбу, вести переговоры, силы мира), так и эмоционально окрашенными, т.е. придающими определенное оценочное значение (грязная война, бандитское нападение, черная тень и т.д.).

В газетных жанрах публицистики широко распространены различные речевые стереотипы (стандарт, клише). Такое явление объясняется тем, что и для пишущего, и для  читающего клише представляют несомненные удобства. Это – легкая воспроизводимость готовых речевых формул, автоматизация этого процесса – облечение коммуникации. Нередко речевые клише, вследствие своей частой повторяемости, превращаются в штампы и теряют свою первоначальную образность: например - труженики полей, люди в белых халатах, дам зеленую улицу, получить прописку, черное  золото, белое золото и т.п.

Чтение

Задание 2. Прочитайте текст «О высшем образовании в Республике Казахстан». Выпишите словосочетания с именами числительными.

Существуют следующие ступени вузовского образования: бакалавриат (высшее базовое профессиональное образование) – 4 года; магистратура (2 ступень высшего профессионального образования): профессиональная – 3 семестра в течение 1 учебного года; и научная – 2 года; докторская программа PhD (послевузовское профессиональное образование): после профессиональной магистратуры – 3 года и после научной магистратуры – 2 года.

Учебный год, как правило, состоит из 32 недель, из которых 30 – теоретическое обучение, 2 – итоговый контроль. Каникулы устанавливаются не менее 2 раз в году общей продолжительностью 10-17 недель. Начало учебного года – 1 сентября. Для аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 50 минут. Вузы вводят летний семестр (до 12 недель) для ускоренного обучения или ликвидации разницы в учебных программах.

Письмо

Задание 3. Перепишите предложения, раскрывая скобки и используя нужные предлоги.

1. Студенческое общежитие находится недалеко (красивый парк).

2. (Первый этаж) расположены контора и кладовые, а (остальные этажи) – комнаты студентов.

3. Окна моей комнаты выходят (южная сторона).

4. (Наше общежитие) имеется столовая и буфет.

5. (Каждый этаж) есть  рабочая комната (самостоятельная работа) студентов.

6. Мы обращаемся со всеми вопросами (комендант) общежития или (председатель) студенческого совета.

Задание  4.  Запишите количественно-именные сочетания слов прописью.

Более 5000 (студент), около 300 (преподаватель), не меньше 17 (факультет), приблизительно 10000 (абитуриент), 92 (профессор), по 32 (специальность), более 150 (научная статья), нет 120 (новый доклад), из 856 (участник съезда), к 1219 (школьный учитель).

Задание на СРСП: Задание 1.

Задание на СРС:  Задание 2, 3, 4.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.


12.3 План
-конспект занятия по русскому языку на тему: «Языковые особенности публицистического стиля»

Цели:

1. Углубить понятие о функционировании русского языка в Республике Казахстан.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими, орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Аудирование 

Задание 1.

Публицистический стиль постоянно пополняется за счет специфических словообразовательных средств: увеличивается количество слов с приставками: анти-,   контр-, нео-, псевдо-, ультра-  (антиобщественный, антифашист и т.п.); очень продуктивны слова с суффиксами -ость, -ств, -ени, интернациональными суффиксами - ци(я), изацш(я), -ист, -изм, -ант (индустриализация, гуманизм, оккупант и т.д.).

На морфологическом уровне публицистический стиль характеризуют формы множественного числа существительных, имеющих собирательное значение, сложные прилагательные, формы страдательных и действительных причастий, императивные формы глаголов, выражающие призыв к совместному действию (массово-политический, культурно-гуманитарный, созданный, фиксируемый, фашиствующий; освобождение... завершили ...).

Синтаксис публицистического стиля характеризуется употреблением количественно-именных сочетаний, устойчивых словосочетаний, именных словосочетаний с родительным падежом, предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами, прямой и косвенной речью, вводными словами и конструкциями, риторических вопросов и обращений.

Чтение 

Задание 1. Прочитайте текст «Природа Казахстана» и составьте к нему вопросы. Перескажите его.

Климат Казахстана отличается разнообразием ввиду значительности его территории. Наиболее общими характеристиками для всей территории являются засушливость и континентальность.

В земных недрах Казахстана имеются все известные природные ископаемые мира (более 90 видов), причем в огромных количествах.

Крупнейшими реками являются Иртыш, Сырдарья, Или, Ишим и Тобол.

Крупнейшей вершиной Казахстана является пик Хан-Тенгри (6995  метров) в  горах Тянь-Шаня на юго-востоке республики.

В Казахстане встречаются более 158 видов млекопитающих, 485 видов птиц, около 15 видов рыб и множество животных (тушкан, сайгак и т.д.).

Флора Казахстана богата и разнообразна. Например, одних лекарственных растений у нас произрастает около 150.

В Казахстане существует 6 государственных заповедников.

Многие животные и растения находятся под защитой государства. Среди них снежный барс, ставший символом города Алматы, и беркут, символ которого начертан на республиканском знамени и обозначает гордую устремленность Казахстана к солнечному будущему.

Задание 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните значения иноязычных слов (при затруднениях используйте словари). Составьте предложения с данными сочетаниями.

Изб...рать президиум, присутствовать на пр...мьере спектакля, визит пр...зидента, пользоваться пр..в..легиями,  …вт..ритет наших учёных во многих областях науки.

Задание 3. Прочитайте предложения. Объясните и запишите выделенные в тексте словосочетания, используя слова для справок.

1. Красоту природы могут видеть не все, а только умеющие видеть и слышать, умеющие вглядываться в мир. 2. Природа дает нам не только средства труда, продукты питания, здоровья, она еще и обогащает нас духовно, доставляет своей красотой радость и является источником вдохновения. 3. Черствый человек ничего не увидит в лесу, кроме деревьев, в реке ничего, кроме воды, в небе ничего, кроме облаков, а вдумчивый, пытливый наблюдатель открывает для себя мир, полный удивительных событий и неожиданностей.

Для справок: неотзывчивый, бездушный; тот, кто умеет наблюдать; то, что вызывает творческий подъем; любознательный, пытающийся все знать; делать богатым внутренний мир человека.

Задание 4. Прочитайте данные толкования и подберите к ним соответствующие слова, используя материал для справок.

1) изобразительное искусство; 2)внутренняя обстановка помещений, зданий и их художественное оформление; 3)художественное  творчество, создание чего-либо  нового

оригинального,  не похожего на то, что уже создано другими; 4)картина, на которой изображены неживые предметы: битая дичь, фрукты, срезанные цветы, посуда и т.д.; 5) изображение природы; 6) торжественное открытие художественной выставки; 7) строение, расположение и соотношение составных частей текста; 8) творческий, созидательный, новаторский.

Для справок: вернисаж, композиция, живопись, интерьер, креативный, искусство, натюрморт, пейзаж:.

Задание 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы о-е. Подберите к данным словам проверочные.

Ж...ванный, реш...тка, ж...лоб, ж...лудь, ш...пот, тяж...лый, ж...лтый, деш...вый, ж...сткий, ч...рствый, прич...ска, ч...рточка, ч...рный, ш...лк, ч...лн, ч...ртик, уч...ба, зач...т, щ...тка, пч...лка, печ...нка, сч...т, пощ...чина, щ...лка, ч...лка, крыж...вник, обж...ра, трущ...ба.

Задание 6. Спишите и расставьте ударения в существительных.

Отпереть ключ...м, машина с кирпич...м, накрыть плащ...м, склониться над чертеж...м, любоваться ландыш...м, осветить свеч...и, угощать лапш.. .й, доволен каш... й, задуматься над задач... й.

Задание 7. Запишите слова двумя колонками:    1) с О после шипящих;  2) с Е после этих же согласных.

Еж...вый, кулач...к, пищ...вой, свеж...го, ключ...вой, каблуч...к, хорош...го, под плащ...м, чуж...й, со свеч...и, за врач...м, под крыш...й, с мяч...м, ножич...к, пятач...к деш...вый, ж...лудь, медвеж...нок, руч...нка. кореш...к, друж...к.

Задание на СРСП: Задание 1, 3.

Задание на СРС:  Задание 2, 3, 5, 6, 7.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12636. Эффективные способы создания презентаций. Использование электронных таблиц Excel в PowerPoint 262 KB
  Лабораторная работа № 5. Тема: Эффективные способы создания презентаций. Использование электронных таблиц Excel в PowerPoint. Создание электронных презентаций в MS PowerPoint происходит с минимальной затратой усилий. Процесс создания презентаций состоит из таких действий...
12637. Основные компоненты персонального компьютера 625.5 KB
  Лабораторная работа №1 Основные компоненты персонального компьютера. Цель работы: Изучить основные компоненты ПК; Изучить их предназначение. Задачи работы: Разобрать системный блок; Осмотреть маркировку компонентов; Изучить креплен...
12638. Обеспечение маркетинговой программы. Основные задачи планирования 179.09 KB
  Оглавление Введение Пробный заголовок. Финансирование маркетинга. Обеспечение маркетинговой программы. Планирование маркетинга. Основные задачи планирования. Маркетинговые программы. Вывод. В условиях жесткой конкуренции..
12639. Законы сохранения - баллистический маятник 15.17 KB
  Лабораторная работа №4 Законы сохранения баллистический маятник Используя математический баллистический маятник определяют скорость снаряда пушки и сравнивают с результатами измерений по времени полета. Необходимые данные для расчетов: Масса мишени с пласти...
12640. Лабораторный практикум к общему курсу физики 5.53 MB
  Методические указания к лабораторным работам Косьянов П.М. Лабораторный практикум к общему курсу физики. Методические указания к лабораторным работам. Нижневартовск: 2008. –551–3Нижневартовск 2008 Введение Лабораторный практикум по общему курсу физики состои
12641. Определение универсальной газовой постоянной. Установка ФПТ-12 19.49 KB
  Определение универсальной газовой постоянной Введение Универсальная газовая постоянная одинакова для всех газов. Ее определение базируется на взвешивании колбы наполненной воздухом под разными давлениями при неизменных: температуре и о
12643. Электричество и магнетизм. Лабораторный практикум по общему курсу физики 4.02 MB
  Косьянов П.М. Клочков А.А. Лабораторный практикум по общему курсу физики раздел Электричество и магнетизм: Методические рекомендации. Нижневартовск: Издво Нижневарт. гуманит. унта 2010. 55 с. В лабораторном практикуме даны описания установок методов измерени
12644. Фрактальные многоугольники и «золотое» сечение 742.59 KB
  Фрактальные многоугольники и золотое сечение Рассматривая разнообразные фракталы возникает интуитивное ощущение их красоты а искусственно построенные из них интригуют чрезвычайной похожестью на многие природные образования. Подобные чувства рождаются и при иссл...