67017

Функциональные стили русского языка. Основные функции публицистики в обществе. Правописание имен числительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Русский

2014-09-03

74 KB

3 чел.

13.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функциональные стили русского языка. Основные функции публицистики в обществе. Правописание имен числительных».

Цели:

1. Углубить понятие о публицистическом стиле речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими, орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Аудирование 

Задание 1. Составьте план и подготовьте монолог на тему.

Собачка - друг Интернета

Сегодня почта ассоциируется не с конвертами и марками, а с собачкой и точкой. Символ используется в адресе электронной почты как разделитель между именем пользователей и именем хоста (компьютерами, на которых находятся их почтовые ящики).

Современное название символа – «коммерческое at». Оно произошло от записи расчетов.

Например, «7 widgets @ $2 each = $14», что переводится как «7 штук по $2 = $14». Этот символ использовался в деловых бумагах, он был на пишущих машинках, а затем был перенесен на клавиатуру компьютера.

Когда создателя электронной почты Томлинсона спросили, почему он выбрал символ @, тот объяснил это просто: «Я искал на клавиатуре знак, который не мог встретиться ни в одном имени и вызвать путаницу». Первым сетевым адресом стал tomlinson@bbn-tenexa.

Почему русскоязычные пользователи чаще всего называют символ @ именно «собака»?   Во-первых, значок действительно похож на свернувшуюся калачиком собачку. Во-вторых, отрывистое звучание английского «at» немного напоминает собачий лай. Ещё это символ называют также лягушкой, плюшкой, ухом, бараном...

В Германии и Польше знак @ – это «обезьяний хвост», «обезьянье ухо», «скрепка», «обезьяна», в Америке и Финляндии – «кошка», в Китае и на Тайване - «мышонок», в Турции – «розочка», в Сербии – «чокнутая А», во Вьетнаме – «скрюченная А». А вот дисциплинированные японцы используют английское  «attomark».

(По И. Риневу)

Говорение

Задание 2. Составьте мини-очерк на тему «Алматы - город студентов», используя данные слова и словосочетания.

  1.  Алматы – студенческий город: КазНУ им. Аль-Фараби, КазНПУ им. Абая, КазНТУ им. Сатпаева;
  2.  улицы и проспекты: Абая, Сейфуллина, Тимирязева, Достык, Аль-Фараби, Толе би;
  3.  Места отдыха: Медеу, Коктобе, Шымбулак;
  4.  Национальная библиотека; Республиканская научно-техническая библиотека; Республиканская сельскохозяйственная библиотека;
  5.  Театры: Казахский драматический театр им. М. Ауэзова, Русский драматический театр им. М. Лермонтова, Театр юного зрителя им. Г.Мусрепова, Государственный театр оперы и балета им. Абая.

Задание 3. Подготовьте заметку на материале местных газет о событиях, произошедших в нашей стране. В заметке используйте имена собственные.

Письмо

Задание 4. Спишите, употребляя стоящие в скобках слова нужной форме.

1. После занятий я зашёл в гастроном и купил для себя и друзей по комнате на ужин (три, пакет, молоко), (четыре, булочка), (два, банка, консервы) и (два, пачка печенье).  

2. В комнате, где я живу, находятся (четыре, деревянный, кровать), а также (два, небольшой, стол) и (четыре, стул).

3. Для книг имеются (три, книжный, полка).

4. В комнате стоит (один, платяной, шкаф) и (четыре, невысокий, тумбочка) для мелких вещей.

5. Комнату освещают (три, электрический, лампа): (большой, лампа) висит над столом, а (два, настольный, лампа) стоят на письменных столах.

6. Мы выписываем (два, газета) и (три, журнал).

Задание 5. Вставьте числительное оба (обе) в нужном падеже.

1. На (...) стенах висели стенды.

  1.  Хорошие отношения установились между (...) юношами.
  2.  (...) студентов, брата и сестру, приняли в спортивную секцию.
  3.  Держись крепче, (...) руками.

Задание 6. Раскройте скобки, выбрав нужную форму (где возможно, запишите оба варианта).

1.(Четырех, четверых; аспирантка) отправили в командировку. 2.Студенты занимались перед экзаменом (пять, пятеро сутки). 3. В группу зачислены (три, трое; студент). 4.Студенты работают под руководством (двух, двоих, профессор). 5.(Обоим, обеим; лаборантка) даны задания. 6. Гранты на образование получили (шесть, шестеро; абитуриент).

Задание 7. Исправьте ошибки в употреблении числительных.

1. Около  триста миллионов лет назад наша Земля была совсем другой.

  1.  Некоторые деревья достигали почти сорок метров.
  2.  Пассажирский самолет летит со скоростью до девятьсот километров в час.

4. Эта необычная антенна имеет диаметр около семьдесят метров, глубину не менее четырнадцать метров.

  1.  В городе работает семеро кинотеатров.
  2.  В обеих крупных районах живут около двести пятьдесят тысяч человек.
  3.   Трое студенческих бригад приняли участие в субботнике.

Задание на СРСП: Задание 1, 2, 3, 4.

Задание на СРС:  Задание 4, 5, 6.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.


13.2 План
-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функциональные стили русского языка. Основные функции публицистики в обществе. Оформление прямой речи».

Цели:

1. Углубить понятие о публицистическом стиле речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Чтение

Задание 1. Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность. Перескажите его.

ИнтерДа или ИнтерНЕТ?

Первая в истории человечества премия под названием «Технология тысячелетия» была присуждена Тиму Бернерсу Ли – изобретателю Интернета.

Работая в 80-е годы XX века в Европейском центре ядерных исследований, Бернерс Ли придумал и внедрил метод, названный гипертекстом. Этот метод и лёг в основу передачи информации по компьютерной сети.

Осенью 1990 года появился первый в мире интернет-сервер и интернет-браузер – так родилась «документированная вселенная», о которой мечтали многие ученые XX века.

К сожалению, всемирная паутина давно превратилась в глобальную помойку. Здесь можно найти всё – порносайты, информацию о наркотиках и взрывных устройствах и т.д. Можно на странице интернет-форума оскорбить как угодно кого угодно и не понести за это никакой ответственности. Здесь уже нельзя отличить правду от лжи. «Сейчас анонимность Интернета граничит с хаосом, – говорит разработчик антивирусных программ Евгений Касперский. – Отсутствие правил поведения, наблюдательных органов напоминает   ситуацию на дорогах, где нет правил, знаков, водительских прав, номеров. Причем даже если 99% пользователей будут вести себя корректно, 1% хулиганов сможет нарушить работу всей Сети».

Выход можно найти или в модернизации Интернета, или в создании Интернета-2, параллельного и надежно защищенного. Ведь это большое заблуждение, что Всемирная паутина анонимна. Человек выходит в Сеть – и все его передвижения фиксируются у провайдера. Значит, эту информацию можно использовать для организации новой Всемирной паутины, для определения каждого пользователя (что-то наподобие водительских прав).

Впрочем, по мнению Касперского, Интернет – в том виде, в каком существует сейчас, – доживает свои последние годы. Уже сейчас есть вирусы, способные за считанные часы «убить» его. Просто их до поры до времени не выпускали за пределы узкого круга специалистов.

Если же хакеры совершат глобальную атаку на Сеть и выведут
из строя несколько суперсерверов (это основа Интернета – их всего чуть больше десяти), то Всемирная паутина окажется разорванной на части. И пользователи из разных регионов просто не смогут связаться друг с другом. И тогда мы вернёмся к старым средствам
связи – почте, телефону и телеграфу. Наверное, и о книгах на полках вспомним... Неужели такое возможно?        
(По Д. Писаренко)

                                                                                 

Письмо

  

«П», – а.

«П?» – а.

«П!»– а.

А: «П».

А: «П?».

А: «П!».

«П, – а, – п».

«П, – а.. – П».

«П?(!)  –  а.. – П».

Задание 2. Укажите прямую речь и слова автора. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Отпусти его шепнул я ему на ухо. 2. Аскар сказал матери В субботу у меня будут гости из города. 3. Имеете ли Вы известия  от вашего сына спросила соседка.  4.  Скажите спросила   его   Елена   между   вашими   товарищами   были замечательные люди? 5.  Валя, тепло обняв   за плечи мать, успокаивала ее, провожая до двери Ты не тревожься мама. 6. Пойдемте  по берегу сказал  я  может быть,  наткнемся  на лодку. 7. Ну что спросил он теперь тебе все понятно. 8. Стой вдруг сказал сторож что это такое вон там за кустом.

Чтение  

Задание 3. Прочитайте, найдите предложения с прямой речью и расставьте недостающие знаки препинания.

На состоявшемся в Алматы VII Евразийском медиафоруме на сессии «Роль СМИ в условиях билингвизма и мультикультурного общества» один из спикеров – бывший министр культуры и информации Казахстана – Ермухамет Ертысбаев отметил В том, что Казахстан в итоге стал одним из лидеров СНГ в социально-экономической, рыночной, политической модернизации – серьезную роль сыграл именно билингвизм. Сейчас в Казахстане выходит 463 газеты на казахском языке, 874 на русском – значительно больше. Русский язык доминирует, потому что он один из шести мировых языков, и никто не ставит в Казахстане задачу ущемить   и   сократить   его   влияние...   Казахстан,   кстати, является единственной, по-моему, страной в мире, где из госбюджета мы финансируем газеты, выходящие на немецком, корейском, украинском и уйгурском языках.

Радик Ватыршин, председатель ТРК «Мир» сказал В странах бывшего Советского Союза есть общий рынок СМИ... Единый русский язык в нашем общем информационном пространстве – это не недостаток, а конкурентное преимущество.

Еще одна, объединяющая бывшие советские республики проблема – борьба с экстремизмом, терроризмом, трансграничной преступностью, наркотрафиком. Здесь Марат Тажин добавил Это противостояние мировому злу – один из реально действующих механизмов. И если бы не было инструмента СНГ и целой серии подписанных соглашений о борьбе с терроризмом, многие вопросы решались бы гораздо сложнее, уверен министр иностранных дел.

Валерий Рузин вице-президент Евразийской Академии телевидения и радио сказал Медиа-форум – явление знаковое. Он превратился для многих журналистов, не только российских, но и из стран дальнего зарубежья в визитную карточку Казахстана. Потому что здесь обсуждаются, как правило, актуальные, интересные, спорные вопросы и в борьбе мнений, очень интересно сталкиваются точки зрения.

28 апреля 2008 г. (По материалам ТРК «Хабар»)

Задание 4. Выпишите из текста языковые средства, характерные для публицистического стиля.

Задание 5. Выпишите из текста аббревиатуры и расшифруйте их.

Задание на СРСП: Задание 1.

Задание на СРС:  Задание 2, 4, 5.

13.3 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функциональные стили русского языка. Основные функции публицистики в обществе. Е – И в окончаниях имен существительных».

Цели:

1. Углубить понятие о публицистическом стиле речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Чтение

Задание 1. Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность. Перескажите его.

Блоггеры

Развлечение играет в жизни человека не меньшую роль, чем питание или движение. Возможными местами досуга молодежи могут стать и бары, и ночные клубы, и тёмные улицы. Последствия такого отдыха небезызвестны: рак лёгких или печени, ВИЧ, переломы и еще десяток различных вариантов.

Блог – это ни что иное, как переписка, только более масштабная. Развлекаются блоггеры по-разному и над чем только не смеются. Темой может послужить абсолютно всё: от мелочей до политических пародий и анекдотов. Особенность блогов состоит в том, что они делают человека частичкой нового общества. Блог – это не просто дневник в Интернете, это целая история человека.

«Знаете ли вы, что при разработке новых видов косметики в мире ежегодно гибнет 8 миллионов подопытных животных? Вы хотите узнать, что происходит с этими животными во время тестирования того или иного продукта? Так, в тесте Драйза кроликам наносят на глаз испытуемое вещество и ждут, пока не наступит повреждение роговицы...», - пишет один из блоггеров в разделе «Животные». Информация подобного рода на дороге, как говорится, не валяется, а знать ее, как минимум, необходимо.

Психика человека устроена по принципу бумеранга. Мы делимся с близкими людьми душевной болью и радостью, соответственно, запускаем свой бумеранг. С их стороны мы получаем сожаление, советы, утешения.

Иногда, а порой и в течение всей жизни, очень трудно найти человека, с которым можно говорить на одном языке, которого можно было бы понимать с полуслова. Находясь в одиночестве и переживая какой-либо эмоциональный взрыв, блоггер открывает свой дневник и запускает на его страницу свой бумеранг. Согласно данным Yandex, количество интернет-дневников в русской блогосфере ежедневно пополняется на 7000 человек. Это значит, что наша жизнь интересна, она полна событий, она похожа книгу приключений. Мы учимся сопереживать. И в этом нет ничего плохого. 

(По М. Орлову)

Говорение

Задание 2 . Подготовьте обзор статей из периодической печати, посвященные проблемам молодёжи Казахстана.

Письмо

Задание 3. Перепишите предложения. Выберите одну из проблем современной молодёжи для освещения в газетной статье. Назовите, какие положительные и отрицательные привычки встречаются у современных молодых людей.

1. Передовая молодёжь Казахстана организовывает и проводит акцию «Скажи нет наркотикам!»

2. Ежегодно количество наркоманов и больных СПИДом растет.

Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж существительных.

1. Вечером в общежити... только и были разговоры о предстоящем спуск... в шахту. 2. В забо... появлялись всё новые и новые люди. 3. В безмолви... погас звенящий зной. 4. Целые вечера Даша играла на роял... . 5. В торжественном шестви... олимпийского огня участвовали известные люди нашей республик... 6. Павел в раздумь... разорвал письмо. 7.  Большое видится на расстояни...

Задание 5. Перепишите, поставив существительные в скобках в нужном падеже. Обозначьте склонение и падеж.

1) Сообщить о (постановка) вопроса. Говорить о (вопрос) и его (решение). 2) Быть на (закрытие) ({конференция). Рассказать о (семинар) и его (открытие). 3) Присутствовать  при (беседа) участников (экспедиция). Обратиться к (участница) (экспедиция) с вопросом. 4) Участвовать в (совещание), посвященном современной (информатика) и (технология). 4) Отметить в (резолюция), (постановление) и (отчёт).

Задание 6. Перепишите, вставив вместо точек в словах необходимые падежные окончания.

Беспокоиться о здоровь...; в горном ущель...; в лунном сиян...; говорить о Марь...; встретиться у станци...; жить на окраин...; побывать в деревн...; в сибирском кра...; узнать о гени...; быть на открыт ... выставк...; поручить Наталь... и Софь...

Задание 7. Перепишите. Вставьте вместо точек необходимую букву.

Лечиться в амбулатори... при больниц...; встретиться на лекци...; находиться в аудитори...; вспомнить об оставленной вещ...; подниматься по лестниц... башн...; читать на веранд... гостиниц...; побывать в башн... крепост...; думать о Мари...; подойти к окраин... деревн...; гостить в деревн...; жить в гостиниц...; уйти с веранд...; возвратиться с лекци...; бродить по отмел...; вернуться из командировк…; написать письмо матер...; подойти к Юли...; купаться в реч...; нуждаться в помощ....

Задание на СРСП: Задание 1, 2.

Задание на СРС:  Задание 3, 4, 5, 6, 7.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69258. Методика формування в учнів поняття про техніку 136 KB
  Наступність у вивченні техніки у 59 класах. Формування в учнів поняття про типові і спеціальні деталі види та призначення типових деталей машин: опори осі вали підшипники зубчасті колеса кріпильні деталі; їх умовні позначення; види з’єднань деталей: рухомі і нерухомі рознімні і нерознімні.
69259. Методика навчання учнів основним видам технологічних процесів 123.5 KB
  Ознайомлення учнів із знаряддями праці для ручної обробки матеріалів різанням способами отримання виробів заданої форми і розмірів. Методика удосконалення в учнів прийомів вимірювання лінійкою кутником складним метром; формування вмінь виконувати розмічання за допомогою шаблонів та інструментів.
69260. Методика навчання електротехнічних робіт і елементів автоматики 203.5 KB
  Методика формування в учнів шостого класу поняття про квартирну освітлювальну мережу. Методика ознайомлення учнів з побутовими електронагрівальними приладами. Методика ознайомлення учнів з будовою принципом дії та призначенням колекторного електродвигуна.
69261. Методика навчання учнів складанню та оздобленню виробів 179.5 KB
  Методика навчання учнів п’ятого класу прийомів з'єднання деталей за допомогою цвяхів, клею ПВА, зачищенню з’єднань та остаточної обробка виробів з фанери. Методика ознайомлення учнів шостого класу з прийомами та способами з’єднання деталей з тонколистового металу...
69262. Методика навчання моделювання. Екологічний аспект обґрунтування об’єкта проектування 294 KB
  Таким чином вирішальне значення має не об’єкт роботи а ті завдання які учні розв’язують у процесі його виготовлення. Отже під технічним моделюванням у школі слід розуміти діяльність учнів пов’язану з виготовленням різних виробів у тому числі моделей якщо при цьому виконуються такі основні умови...
69263. Урок трудового навчання в умовах проектно-технологічної системи 156.5 KB
  Традиційна методика трудового навчання головну увагу приділяла діяльності вчителя вдосконаленню процесу передачі ним знань а не учінню діям учня із засвоєння цих знань. Ці сходинки етапи процесу навчання: цілеутворення мотивація зміст форми і методи результат.
69264. Методика вивчення об’єктів технологічної діяльності 338 KB
  Методика ознайомлення учнів п’ятого класу з використанням знарядь праці у процесі технологічної діяльності та об’єктами технологічної діяльності: машини, книги, меблі тощо. Вибір об’єкту технологічної діяльності залежно від потреб людини.
69265. Методи проектно-технологічної діяльності. Методика навчання учнів проектуванню та виготовленню об’єктів технологічної діяльності 180.5 KB
  Отже сьогодні мова очевидно буде йти не лише про ті методи які традиційно застосовував учитель і якими володів лише учитель але й про методи та прийоми активної та інтерактивної діяльності якими мають також володіти учні. Враховуючи інтереси учнів учитель складає банк навчальних...
69266. Методика вивчення в основній школі конструкційних матеріалів 58.5 KB
  Методика вивчення у п’ятому класі видів конструкційних матеріалів, які застосовуються для виготовлення виробів: деревина, метал, пластмаса, резина тощо; способів вибору конструкційних матеріалів для виготовлення виробів; формування в учнів поняття про 5х властивості.