67017

Функциональные стили русского языка. Основные функции публицистики в обществе. Правописание имен числительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Русский

2014-09-03

74 KB

2 чел.

13.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функциональные стили русского языка. Основные функции публицистики в обществе. Правописание имен числительных».

Цели:

1. Углубить понятие о публицистическом стиле речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими, орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Аудирование 

Задание 1. Составьте план и подготовьте монолог на тему.

Собачка - друг Интернета

Сегодня почта ассоциируется не с конвертами и марками, а с собачкой и точкой. Символ используется в адресе электронной почты как разделитель между именем пользователей и именем хоста (компьютерами, на которых находятся их почтовые ящики).

Современное название символа – «коммерческое at». Оно произошло от записи расчетов.

Например, «7 widgets @ $2 each = $14», что переводится как «7 штук по $2 = $14». Этот символ использовался в деловых бумагах, он был на пишущих машинках, а затем был перенесен на клавиатуру компьютера.

Когда создателя электронной почты Томлинсона спросили, почему он выбрал символ @, тот объяснил это просто: «Я искал на клавиатуре знак, который не мог встретиться ни в одном имени и вызвать путаницу». Первым сетевым адресом стал tomlinson@bbn-tenexa.

Почему русскоязычные пользователи чаще всего называют символ @ именно «собака»?   Во-первых, значок действительно похож на свернувшуюся калачиком собачку. Во-вторых, отрывистое звучание английского «at» немного напоминает собачий лай. Ещё это символ называют также лягушкой, плюшкой, ухом, бараном...

В Германии и Польше знак @ – это «обезьяний хвост», «обезьянье ухо», «скрепка», «обезьяна», в Америке и Финляндии – «кошка», в Китае и на Тайване - «мышонок», в Турции – «розочка», в Сербии – «чокнутая А», во Вьетнаме – «скрюченная А». А вот дисциплинированные японцы используют английское  «attomark».

(По И. Риневу)

Говорение

Задание 2. Составьте мини-очерк на тему «Алматы - город студентов», используя данные слова и словосочетания.

  1.  Алматы – студенческий город: КазНУ им. Аль-Фараби, КазНПУ им. Абая, КазНТУ им. Сатпаева;
  2.  улицы и проспекты: Абая, Сейфуллина, Тимирязева, Достык, Аль-Фараби, Толе би;
  3.  Места отдыха: Медеу, Коктобе, Шымбулак;
  4.  Национальная библиотека; Республиканская научно-техническая библиотека; Республиканская сельскохозяйственная библиотека;
  5.  Театры: Казахский драматический театр им. М. Ауэзова, Русский драматический театр им. М. Лермонтова, Театр юного зрителя им. Г.Мусрепова, Государственный театр оперы и балета им. Абая.

Задание 3. Подготовьте заметку на материале местных газет о событиях, произошедших в нашей стране. В заметке используйте имена собственные.

Письмо

Задание 4. Спишите, употребляя стоящие в скобках слова нужной форме.

1. После занятий я зашёл в гастроном и купил для себя и друзей по комнате на ужин (три, пакет, молоко), (четыре, булочка), (два, банка, консервы) и (два, пачка печенье).  

2. В комнате, где я живу, находятся (четыре, деревянный, кровать), а также (два, небольшой, стол) и (четыре, стул).

3. Для книг имеются (три, книжный, полка).

4. В комнате стоит (один, платяной, шкаф) и (четыре, невысокий, тумбочка) для мелких вещей.

5. Комнату освещают (три, электрический, лампа): (большой, лампа) висит над столом, а (два, настольный, лампа) стоят на письменных столах.

6. Мы выписываем (два, газета) и (три, журнал).

Задание 5. Вставьте числительное оба (обе) в нужном падеже.

1. На (...) стенах висели стенды.

  1.  Хорошие отношения установились между (...) юношами.
  2.  (...) студентов, брата и сестру, приняли в спортивную секцию.
  3.  Держись крепче, (...) руками.

Задание 6. Раскройте скобки, выбрав нужную форму (где возможно, запишите оба варианта).

1.(Четырех, четверых; аспирантка) отправили в командировку. 2.Студенты занимались перед экзаменом (пять, пятеро сутки). 3. В группу зачислены (три, трое; студент). 4.Студенты работают под руководством (двух, двоих, профессор). 5.(Обоим, обеим; лаборантка) даны задания. 6. Гранты на образование получили (шесть, шестеро; абитуриент).

Задание 7. Исправьте ошибки в употреблении числительных.

1. Около  триста миллионов лет назад наша Земля была совсем другой.

  1.  Некоторые деревья достигали почти сорок метров.
  2.  Пассажирский самолет летит со скоростью до девятьсот километров в час.

4. Эта необычная антенна имеет диаметр около семьдесят метров, глубину не менее четырнадцать метров.

  1.  В городе работает семеро кинотеатров.
  2.  В обеих крупных районах живут около двести пятьдесят тысяч человек.
  3.   Трое студенческих бригад приняли участие в субботнике.

Задание на СРСП: Задание 1, 2, 3, 4.

Задание на СРС:  Задание 4, 5, 6.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.


13.2 План
-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функциональные стили русского языка. Основные функции публицистики в обществе. Оформление прямой речи».

Цели:

1. Углубить понятие о публицистическом стиле речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Чтение

Задание 1. Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность. Перескажите его.

ИнтерДа или ИнтерНЕТ?

Первая в истории человечества премия под названием «Технология тысячелетия» была присуждена Тиму Бернерсу Ли – изобретателю Интернета.

Работая в 80-е годы XX века в Европейском центре ядерных исследований, Бернерс Ли придумал и внедрил метод, названный гипертекстом. Этот метод и лёг в основу передачи информации по компьютерной сети.

Осенью 1990 года появился первый в мире интернет-сервер и интернет-браузер – так родилась «документированная вселенная», о которой мечтали многие ученые XX века.

К сожалению, всемирная паутина давно превратилась в глобальную помойку. Здесь можно найти всё – порносайты, информацию о наркотиках и взрывных устройствах и т.д. Можно на странице интернет-форума оскорбить как угодно кого угодно и не понести за это никакой ответственности. Здесь уже нельзя отличить правду от лжи. «Сейчас анонимность Интернета граничит с хаосом, – говорит разработчик антивирусных программ Евгений Касперский. – Отсутствие правил поведения, наблюдательных органов напоминает   ситуацию на дорогах, где нет правил, знаков, водительских прав, номеров. Причем даже если 99% пользователей будут вести себя корректно, 1% хулиганов сможет нарушить работу всей Сети».

Выход можно найти или в модернизации Интернета, или в создании Интернета-2, параллельного и надежно защищенного. Ведь это большое заблуждение, что Всемирная паутина анонимна. Человек выходит в Сеть – и все его передвижения фиксируются у провайдера. Значит, эту информацию можно использовать для организации новой Всемирной паутины, для определения каждого пользователя (что-то наподобие водительских прав).

Впрочем, по мнению Касперского, Интернет – в том виде, в каком существует сейчас, – доживает свои последние годы. Уже сейчас есть вирусы, способные за считанные часы «убить» его. Просто их до поры до времени не выпускали за пределы узкого круга специалистов.

Если же хакеры совершат глобальную атаку на Сеть и выведут
из строя несколько суперсерверов (это основа Интернета – их всего чуть больше десяти), то Всемирная паутина окажется разорванной на части. И пользователи из разных регионов просто не смогут связаться друг с другом. И тогда мы вернёмся к старым средствам
связи – почте, телефону и телеграфу. Наверное, и о книгах на полках вспомним... Неужели такое возможно?        
(По Д. Писаренко)

                                                                                 

Письмо

  

«П», – а.

«П?» – а.

«П!»– а.

А: «П».

А: «П?».

А: «П!».

«П, – а, – п».

«П, – а.. – П».

«П?(!)  –  а.. – П».

Задание 2. Укажите прямую речь и слова автора. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Отпусти его шепнул я ему на ухо. 2. Аскар сказал матери В субботу у меня будут гости из города. 3. Имеете ли Вы известия  от вашего сына спросила соседка.  4.  Скажите спросила   его   Елена   между   вашими   товарищами   были замечательные люди? 5.  Валя, тепло обняв   за плечи мать, успокаивала ее, провожая до двери Ты не тревожься мама. 6. Пойдемте  по берегу сказал  я  может быть,  наткнемся  на лодку. 7. Ну что спросил он теперь тебе все понятно. 8. Стой вдруг сказал сторож что это такое вон там за кустом.

Чтение  

Задание 3. Прочитайте, найдите предложения с прямой речью и расставьте недостающие знаки препинания.

На состоявшемся в Алматы VII Евразийском медиафоруме на сессии «Роль СМИ в условиях билингвизма и мультикультурного общества» один из спикеров – бывший министр культуры и информации Казахстана – Ермухамет Ертысбаев отметил В том, что Казахстан в итоге стал одним из лидеров СНГ в социально-экономической, рыночной, политической модернизации – серьезную роль сыграл именно билингвизм. Сейчас в Казахстане выходит 463 газеты на казахском языке, 874 на русском – значительно больше. Русский язык доминирует, потому что он один из шести мировых языков, и никто не ставит в Казахстане задачу ущемить   и   сократить   его   влияние...   Казахстан,   кстати, является единственной, по-моему, страной в мире, где из госбюджета мы финансируем газеты, выходящие на немецком, корейском, украинском и уйгурском языках.

Радик Ватыршин, председатель ТРК «Мир» сказал В странах бывшего Советского Союза есть общий рынок СМИ... Единый русский язык в нашем общем информационном пространстве – это не недостаток, а конкурентное преимущество.

Еще одна, объединяющая бывшие советские республики проблема – борьба с экстремизмом, терроризмом, трансграничной преступностью, наркотрафиком. Здесь Марат Тажин добавил Это противостояние мировому злу – один из реально действующих механизмов. И если бы не было инструмента СНГ и целой серии подписанных соглашений о борьбе с терроризмом, многие вопросы решались бы гораздо сложнее, уверен министр иностранных дел.

Валерий Рузин вице-президент Евразийской Академии телевидения и радио сказал Медиа-форум – явление знаковое. Он превратился для многих журналистов, не только российских, но и из стран дальнего зарубежья в визитную карточку Казахстана. Потому что здесь обсуждаются, как правило, актуальные, интересные, спорные вопросы и в борьбе мнений, очень интересно сталкиваются точки зрения.

28 апреля 2008 г. (По материалам ТРК «Хабар»)

Задание 4. Выпишите из текста языковые средства, характерные для публицистического стиля.

Задание 5. Выпишите из текста аббревиатуры и расшифруйте их.

Задание на СРСП: Задание 1.

Задание на СРС:  Задание 2, 4, 5.

13.3 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функциональные стили русского языка. Основные функции публицистики в обществе. Е – И в окончаниях имен существительных».

Цели:

1. Углубить понятие о публицистическом стиле речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими,  орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными  коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Чтение

Задание 1. Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность. Перескажите его.

Блоггеры

Развлечение играет в жизни человека не меньшую роль, чем питание или движение. Возможными местами досуга молодежи могут стать и бары, и ночные клубы, и тёмные улицы. Последствия такого отдыха небезызвестны: рак лёгких или печени, ВИЧ, переломы и еще десяток различных вариантов.

Блог – это ни что иное, как переписка, только более масштабная. Развлекаются блоггеры по-разному и над чем только не смеются. Темой может послужить абсолютно всё: от мелочей до политических пародий и анекдотов. Особенность блогов состоит в том, что они делают человека частичкой нового общества. Блог – это не просто дневник в Интернете, это целая история человека.

«Знаете ли вы, что при разработке новых видов косметики в мире ежегодно гибнет 8 миллионов подопытных животных? Вы хотите узнать, что происходит с этими животными во время тестирования того или иного продукта? Так, в тесте Драйза кроликам наносят на глаз испытуемое вещество и ждут, пока не наступит повреждение роговицы...», - пишет один из блоггеров в разделе «Животные». Информация подобного рода на дороге, как говорится, не валяется, а знать ее, как минимум, необходимо.

Психика человека устроена по принципу бумеранга. Мы делимся с близкими людьми душевной болью и радостью, соответственно, запускаем свой бумеранг. С их стороны мы получаем сожаление, советы, утешения.

Иногда, а порой и в течение всей жизни, очень трудно найти человека, с которым можно говорить на одном языке, которого можно было бы понимать с полуслова. Находясь в одиночестве и переживая какой-либо эмоциональный взрыв, блоггер открывает свой дневник и запускает на его страницу свой бумеранг. Согласно данным Yandex, количество интернет-дневников в русской блогосфере ежедневно пополняется на 7000 человек. Это значит, что наша жизнь интересна, она полна событий, она похожа книгу приключений. Мы учимся сопереживать. И в этом нет ничего плохого. 

(По М. Орлову)

Говорение

Задание 2 . Подготовьте обзор статей из периодической печати, посвященные проблемам молодёжи Казахстана.

Письмо

Задание 3. Перепишите предложения. Выберите одну из проблем современной молодёжи для освещения в газетной статье. Назовите, какие положительные и отрицательные привычки встречаются у современных молодых людей.

1. Передовая молодёжь Казахстана организовывает и проводит акцию «Скажи нет наркотикам!»

2. Ежегодно количество наркоманов и больных СПИДом растет.

Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж существительных.

1. Вечером в общежити... только и были разговоры о предстоящем спуск... в шахту. 2. В забо... появлялись всё новые и новые люди. 3. В безмолви... погас звенящий зной. 4. Целые вечера Даша играла на роял... . 5. В торжественном шестви... олимпийского огня участвовали известные люди нашей республик... 6. Павел в раздумь... разорвал письмо. 7.  Большое видится на расстояни...

Задание 5. Перепишите, поставив существительные в скобках в нужном падеже. Обозначьте склонение и падеж.

1) Сообщить о (постановка) вопроса. Говорить о (вопрос) и его (решение). 2) Быть на (закрытие) ({конференция). Рассказать о (семинар) и его (открытие). 3) Присутствовать  при (беседа) участников (экспедиция). Обратиться к (участница) (экспедиция) с вопросом. 4) Участвовать в (совещание), посвященном современной (информатика) и (технология). 4) Отметить в (резолюция), (постановление) и (отчёт).

Задание 6. Перепишите, вставив вместо точек в словах необходимые падежные окончания.

Беспокоиться о здоровь...; в горном ущель...; в лунном сиян...; говорить о Марь...; встретиться у станци...; жить на окраин...; побывать в деревн...; в сибирском кра...; узнать о гени...; быть на открыт ... выставк...; поручить Наталь... и Софь...

Задание 7. Перепишите. Вставьте вместо точек необходимую букву.

Лечиться в амбулатори... при больниц...; встретиться на лекци...; находиться в аудитори...; вспомнить об оставленной вещ...; подниматься по лестниц... башн...; читать на веранд... гостиниц...; побывать в башн... крепост...; думать о Мари...; подойти к окраин... деревн...; гостить в деревн...; жить в гостиниц...; уйти с веранд...; возвратиться с лекци...; бродить по отмел...; вернуться из командировк…; написать письмо матер...; подойти к Юли...; купаться в реч...; нуждаться в помощ....

Задание на СРСП: Задание 1, 2.

Задание на СРС:  Задание 3, 4, 5, 6, 7.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28640. Модули и их использование 83.5 KB
  Рассмотренный ранее механизм подпрограмм (процедур и функций) действует только внутри одной программы. Поэтому такие процедуры и функции называются внутренними подпрограммами. Ограниченность применения внутренних подпрограмм очевидна
28641. Основные задачи обработки файлов 100 KB
  К числу таких задач мы отнесли:  создание файла т. ввод данных в новый или в существующий файл;  анализ файла т. просмотр чтение всего содержимого файла и вычисление некоторых интегральных характеристик или показателей этого содержимого;  сортировка файла предполагающая упорядочение записей файла по заданному логическому критерию зависящему от содержания записей;  коррекция файла т. изменение содержимого файла либо путем обновления записей либо коррекции по некоторым глобальным критериям например удаление лишних записей;  поиск...
28642. Использование указателей для представления динамически структур данных 59 KB
  Оригинальные функции для ASCIIZ-строк включают функции сравнения строк (с учётом или без учёта регистра символа), инициализации строки, стирания строки, определения вхождения символа в строку (первого или последнего вхождения), специальные функции копирования и некоторые другие. Работа с этими функциями требует некоторых знаний механизма указателей.
28643. Развитие феодальной раздробленности и ослабление Золотой Орды 13.79 KB
  Развитие феодальных отношений в Древнерусском госве укрепление вотчинной земельной собствти сосредоточение в руках верхушки феодалов все большего объема полит. к окончательному распаду раннефеодального Древнерусского госува на отдельные земли самостоятельные княжества. Постепенно из состава госва выделилось и образовалось 12 княжеств в дальнейшем дробление продолжалось к нач.часть – ПольскоЛитовскому госву вост.
28644. Развитие права и первый общерусский сборник 1497 г 13.52 KB
  Первым кодифицированным актом является Судебник Ивана III 1497 г. Судебник составлен дьяком Владимиром Гусевым одобрен царем и Боярской думой. В отличие от РП котя содержала обычные нормы и судебные прецеденты и была своеобразным справочником для поиска правды Судебник уделяет основное внимание организации судебного процесса – суда. Судебник регулирует земельные отношения котые характся полным исчезновением самостоятой собствти общины на землю и оформлением вотчинного и поместного землевладения.
28645. Причины усиления закрепощения в 15-16 вв. Введение Юрьева дня. Заповедные и урочные лета. Полное закрепощение холопов в 15-16 вв. 12.88 KB
  Период сословнопредставительской монархии который в свою очередь является периодом развитого феодализма характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере – полным закрепощением крестьян. Этому способствовало укрепление государственного аппарата создание специальных органов Разбойный приказ губные избы по борьбе с беглыми крестьянами лихими людьми. В Юрьев День крестьяне свободно могли оставить землю на которой они проживали ранее и перейти к другому землевладельцу уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование...
28646. Московское княжество – центр формирования великорусской народности. Расширение его территории 14.21 KB
  Московское княжество – центр формирования великорусской народности. Центром объединения стало Моск. моск. В Моск.
28647. Предпосылки образования централизованного Российского государства 12.28 KB
  Предпосылки: 1экономические – к началу 14 в на Руси постепенно после татаромонг. 2 социальные к концу 14 в уже полностью стабилизировалась экая обстановка на Руси. задача Руси заключалась в необхти свергнуть татаромонг. Восстановление независимости Руси требовало всеобщего объединения против единого врага: монгол – с юга Литвы и Шведов – с запада.
28648. Возникновение и развитие приказов и воеводского управления в России. Дворянские реформы второй половины XVI в. (судебная, губная, земская, военная) 13.16 KB
  Начиная с конца 15 в стали возникать новые органы госва – приказы постоянно действовавшие учреждения имевшие значитно более четкую компетенцию по сравню с прежними: боярская Дума феодальные съезды. Губная – избы были созданы как карательные органы коте ведали борьбой с разбойниками татями убийцами поджигателями сыском бедных на них возлагался сбор податей перепись населения ведение губной тюрьмой и др. Земская – в резте были созданы органы земского самоупря из лучших людей их компетенция распрострсь только на посадских и...