67041

Обобщение знаний по теме «Глагол» (урок-аукцион)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В городе в данное время очень много больных скарлатиной. Время глагола Письмо от друга-иностранца. Однажды на уроке после объяснения новой темы Время глагола учитель вызвал ученика и спросил: Если я говорю я умываюсь ты умываешься он умывается мы умываемся вы умываетесь они умываются то какое это время...

Русский

2014-09-03

52.5 KB

6 чел.

Тема: Обобщение знаний по теме  «Глагол» (урок-аукцион)   

 Цель: проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков по теме «Глагол»; развивать каллиграфические умения и навыки, связную речь учащихся; воспитывать познавательную активность, самостоятельность, чувство ответственности за выполненную работу.

 Оборудование: схема «Глагол», называние команд, «код» к диктанту, гонг.

А теперь – аукцион,

Подведет итоги он.

Тот кто больше знает,

Тот награды получает!

  1.  Организационные моменты.
  2.  Мотивация темы урока.
  3.  Работа по теме.

Класс делится на две команды. В каждой команде выбирается капитан.

  1.  Вступительное слово учителя.
  •  Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса

мероприятие – «аукцион знаний по теме «Глагол».

  •  На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые

сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

  •  На нашем аукционе присутствуют гости, (они будут вести подсчет

баллов). Я ведущая аукциона, - магистр грамматических наук (можно использовать соответствующие элементы костюма: шапочку, накидку).

  1.  Предварительное залог-задание.

Учитель: Прежде чем прозвучит гонг (на столе находятся металлическая тарелка и молоточек), каждая команда-участница должна внести залог, доказать свою «состоятельность» - способность участвовать в аукционе.

На столе лежат два листа бумаги (формат А3) с заданиями. Капитаны выбирают задания, и команды приступают к выполнению. Время ограничено – 30 секунд. Задание состоит из двух частей, например:

  1.  Расположить буквы в алфавитном порядке.
    1.  Используя все буквы, составить слово-название своей команды:

ОТКИЗНА  РЕГМИОТА

(крупно написать на листе слово и поместить лист на доску. Все прочтут название команды.)

Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог на «торгах».

  •  Итак, команды получили название и доказали свою «состоятельность»

для участия в аукционе.

  •  В аукционе знаний участвуют (прошу встать команды): команда

«Знатоки» и команда «Грамотеи» (эмблемы на столах команд заготовить заранее).

  1.  Открытие аукциона знаний.
  •  Итак, для «продажи» выбрали 9 вещей.

Звучит удар гонга

  •  Выставляется 1 «вещь» для продажи.

«Правило о глаголе» схема.

  •  Послушайте стихотворение, посвященное глаголу, и скажите, о каком

характерном признаке глагола идет речь? (о способности называть действия предметов).

Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду – все в действие придет.

Летит ракета. Люди строят зданья.

Цветут сады, и хлеб в полях растет.

  •  Выставляется 2 вещь.

Тренировка в определении глаголов среди других частей речи.

  •  Прочитайте тексты, лежавшие на ваших столах.

Текст № 1

Это дом или печь?

Это доменная печь!

Что умеет эта печь?

Из руды железо печь.

Текст № 3

Медведь в лесу, не зная правил,

Однажды мотоциклом правил.

Текст № 2

Я раковину эту

В коробке берегу.

Она лежала раньше

В песке на берегу.

Текст № 4

Кто без кисти и белили

Крыши города белил?

  •  Прочитайте выделенные слова. К каким частям речи они относятся?

Почему?

  •  В каких случаях выделенные слова являются глаголами? Объясните

свой ответ. (Они обозначают действие и отвечают на соответствующие вопросы.)

  •  Выпишите выделенные слова и слова, которые к ним относятся,

парами, указывая в скобках части речи.

  •  Выставляется 3 вещь.

«Грамматическая задача» (работа в группах)

В сказочной школе Цветочного города коротышки определяют глаголы в предложении: «Река отдыхает зимой, спит подо льдом». Кнопочка нашла в этом предложении два глагола – отдыхает и спит, а Сиропчик сказал, что в нем вообще нет глаголов, потому что река ничего не делает. Кто из них прав и почему?

  •  Выставляется 4 вещь.

Актуализация знаний о словах с переносным значением.

  •  Послушайте два отрывка из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти»

и скажите что ребята поняли правильно.

Текст № 1

  •  Мама, крапива кусается?
  •  Да.
  •  А как она лает?

Текст № 2

Мама приказала детям запереть за нею дверь на крючок и никого не

пускать.

  •  По городу ходит скарлатина! – пояснила она.

В отсутствие матери кто-то долго стучался в дверь.

  •  Приходила скарлатина, но мы ее не пустили.

  •  О чем рассказывалось в первом тексте?
  •  Что имела ввиду мама и как ее поняли дети?
  •  Что означает выражение «крапива кусается»? (Жжется).
  •  О чем шла речь во втором тексте?
  •  Объясните выражение «скарлатина ходит». (В городе в данное время

очень много больных скарлатиной).

  •  В каком значении употреблены эти слова? (В переносном.)

Глаголы, как и другие части речи, могу употребляться в переносном значении.

  •  Выставляется 5 вещь.

Тренировка в подборе антонимов.

  •  Спишите предложения, дополняя их глаголами, противоположными по

значению.

  1.  Когда пушки говорят, соловьи…
  2.  От страха бледнеют, от стыда…
  3.  По одежде встречают, по уму…
  4.  Мачеха свою дочь хвалит, а падчерицу…
  •  Найдите среди записанных предложений пословицы.
  •  Как вы понимаете их значение?

  •  Выставляется 6 вещь. «Время глагола»

Письмо от друга-иностранца.

  •  Прочитайте письмо, которое получил один мальчик от своего друга-

иностранца, изучающего русский язык.

Недавно я путешествовать на большом корабле по океану. Я видел много стран и городов. Сейчас я учить русский язык, потому что скоро поехать к тебе в гости.

  •  Какое правило следует выучить мальчику?
  •  Исправьте допущенные в письме ошибки.

  •  Послушайте внимательно рассказ.

Однажды на уроке после объяснения новой темы «Время глагола» учитель вызвал ученика и спросил:

  •  Если я говорю я, умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы

умываемся, вы умываетесь, они умываются, то какое это время?

Мальчик долго думал,  потом ответил:

  •  Утро!
  •  А вы согласны с мальчиком? Помогите ему найти правильный ответ.

Прошедшее время –

То, что прошло:

Вчера мы писали,

Солнце ушло.

Настоящее время

Существует теперь.

Мы пишем имя,

Бегает зверь.

Будущее время

Еще не пришло:

После уроков

Пойдем мы в кино.

  •  Выставляется 7 вещь. «Кодированный» диктант.

Я называю глаголы, а ученики определяют, в какой временной форме они употреблены, и молча, записывают соответствующую букву: настоящее время – Н, прошлое время – П, будущее – Б.

Прыгал, обедает, напишу, скажет, добежала, уходят, защищали, скрипит, будет работать, светило, лечит, выучу, прилетит.

После написания диктанта обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку по следующему коду: П Н Б Б П Н П Н Б П Н Б Б

  •  Выставляется 8 вещь. «Число глагола».

Игровое задание «Кто какой голос подает?»

  •  Подберите глаголы, которые характеризуют голоса животных, и

определите их число. Будьте внимательны!

Гуси (гогочут – мн.ч.), петух (кукарекает – ед.ч.), коровы (мычат – мн.ч.), собаки (лают – мн.ч.), свинья (хрюкает – ед.ч.), кузнечики (стрекочут – мн.ч.), волк (воет – ед.ч.), лев (рычит – ед.ч.), лошади (ржут – мн.ч.)

  •  Выставляется 9 вещь. «Не с глаголами».

Выборочный диктант.

  •  Выпишите из стихотворения глаголы со словами не, комментируя его

написание.

Завести велели мне

Новые привычки:

Никогда девчонок не

Дергать за косички!

Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

На уроках больше не

Говорить с соседом

Я согласен даже не

Рисовать на карте!

Я согласен даже не

Танцевать на парте!

Но не смейте делать мне

Никаких упреков,

Если даже я и не

Выучу уроков.

  1.  

  1.  Подведение итогов аукциона.

Учитель: все «вещи» проданы. Аукцион завершается.

  •  Я благодарю всех участников аукциона, а также гостей и ассистентов –

за четкую и быструю работу на табло.

  •  А сейчас самое приятное – награждается команда победительница аукциона.
  •  Команда ________ выиграла аукцион, она смогла «купить» наибольшее

количество «вещей», т.е. показала отличное знание темы. Выйдите сюда, похлопаем им.

Каждому участнику команды, выигравшей аукцион, вручается «Диплом победителя в аукционе знаний по теме «Глагол» (Красиво оформленные заранее дипломы вручаются учащимся).

Аукцион знаний помогает оживить учебный процесс, сделать его интересным, даже азартным, полным коллективных чувств и переживаней.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33076. Глибоким критиком ідеалістичної системи Гегеля став Л. Фейєрбах, його сучасник, учень, який, однак, не став послідовником свого вчителя 13.54 KB
  Великі зміни в історії суспільства вважав філософ пояснюються змінами форм релігії. Будучи глибоким критиком релігії що існувала на той час Фейєрбах намагався створити свою нову релігію в якій замість культу Бога буде панувати культ людини і любові. Фейєрбах запропонував відмінне від традиційного розуміння філософії її минулого та сучасності ролі в суспільстві і ставлення до релігії. Водночас і сама філософія повинна змінитися: вона не має стати простим чи негативним в гегелівському розумінні запереченням релігії.
33077. Загальна характеристика сучасної світової парадигми 14.29 KB
  Характерна ознака цієї філософії безмежна віра в розум. Особливістю класичної філософії також те що розглядаючи людину та історію вона сконцентрувала свою увагу навколо проблеми свободи та інших гуманістичних цінностей і стверджувала необхідність раціонального пізнання загальнолюдських моральних принципів та ідеалів. Для сучасної філософії характерні такі суттєві риси. цей стиль філософствування починає домінувати в західній філософії; філософію мислення замінює філософія життя .
33078. Прагматизм 12.09 KB
  Дьюі 18591952 вважають що філософія повинна займатись не проблемами філософів а âлюдськими проблемамиâ тобто цілями та засобами їх вирішення і таким чином повинна бути перетворена в інтересах того що є вигідним для життя людини. Людина повинна діяти у ірраціональному світі та спроби досягнути обєктивної істини є безглуздими.
33079. Філософія життя 13.85 KB
  Найбільшого поширення філософія життя набула в першій чверті XX ст. Представниками філософії життя є Фрідріх Ніцше 18441900 Анрі Бергсон 18591941 Вільгельм Дільтей 18331911 Георг Зіммель 18581918 Освальд Шпенглер 18801936 та ін. Філософія життя розглядає все що існує як форму прояву життя .
33080. Зіґмунд Фройд 15.06 KB
  Як лікарпсихіатр Зіґмунд Фройд 18561939 досліджував причини і методи лікування неврозів психічних розладів для чого й розробив метод психоаналізу. Фройд першим в історії західної філософії обґрунтував учення про те що людська свідомість яка доти вважалася цілісною єдністю що панує над усіма іншими людськими якостями насправді є складним багаторівневим явищем де власне свідомості відводиться далеко не перше місце.Згідно з фройдівською концепцією у структурі особистості виділяються три елементи: Воно неусвідомлена...
33081. Екзистенціалізм 14.48 KB
  exstenti існування. який визначив три рівні на шляху до справжнього існування: етичний акцентування обов'язку естетичний настанова на насолоду релігійний страждання прилучення до долі Христа як принцип життєвої діяльності. Екзистенціалісти акцентують увагу на індивідуальному самовираженні людини твердять що людина XX століття переживає абсурдність існування відчуженість тому невдоволена перебуває у відчаї. Онишкевич для повного осягнення справжнього сенсу свого існування людина повинна пройти такі етапи: етап відчуття...
33082. Позитивізм 14.25 KB
  Його шеститомна праця Курс позитивної філософії зявляється в 18301842 рр. Третя позитивна на якій відкинувши вигадки теології та метафізики мислителі переходять до дослідження світу конкретнонауковими способами завданням філософії стає констатація найбільш загальних законів які відкривають позитивні науки. Конт допускав існування філософії лише у вигляді загальних висновків з природничих та суспільних наук і претендуючи на подолання матеріалізму та ідеалізму відстоював феноменалізм. Отже позитивізм заперечував можливість пізнання...
33083. Феноменологія 13.77 KB
  Феноменологія буквально означає вчення про феномени. Феномен – це філософське поняття, яке означає: 1) явище, яке осягається в чуттєвому досвіді; 2) об'єкт чуттєвого споглядання на відміну від його сутнісної основи.
33084. Релігійна філософія 16.57 KB
  Жільсону належить відкриття оригінальності філософії буття у Томи Аквінського в порівнянні з усією попередньою філософією включаючи Арістотеля. Згідно з Жільсоном ця оригінальність полягає в розрізненні сутності та буття. Свою доктрину вони називають реалістичною на тій підставі що вона визнає зовнішній матеріальний світ як частину більш широкого загального буття Бога. Матеріальний світ залежить не від людської свідомості а від абсолютного буття.