67068

Материки южного полушария

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели и задачи: систематизировать и обобщить знания о материках южного полушария (общие географические закономерности, рельеф, климатические условия, гидроресурсы, растительный и животный мир, природные комплексы материков); применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций...

Русский

2014-09-03

3.34 MB

0 чел.

«Что? Где? Когда?»

(интеллектуальная игра для учащихся 7 классов)

Тема. Материки южного полушария.

Цели и задачи: систематизировать и обобщить знания о материках южного полушария (общие географические закономерности, рельеф, климатические условия, гидроресурсы, растительный и животный мир, природные комплексы материков);

         применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников, устную речь;

         воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопереживать другому; самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

Оборудование: физическая карта мира, рефераты учащихся, круглый стол, в центре которого волчок, конверты (24 шт.) с вопросами, табло для итогов, ведомости для жюри, песочные часы (одноминутные), символ мудрости – сова, набор картин для мультимедийной доски с природными комплексами Австралии, Южной Америки, Африки, Антарктиды, карточки с заданиями на контурных картах, музыкальное оформление.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

Сегодня между командами сраженье.
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет кто-то среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажите находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье позволят вам
Сыграть в ничью.

Участники делятся на команды (по 6 человек). Капитаны выбираются заранее, представляют название команды, эмблему.

  1.  Основная часть урока.
    1.  Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы все станем участниками замечательной познавательной игры «Что? Где? Когда?» на тему «Материки южного полушария».

Я думаю, что правила этой игры известны всем, но все же, я напомню: команды по очереди, установленной в ходе разминки, садятся за игровой стол и отвечают на 5 вопросов. При правильном ответе зарабатывают по 1 баллу за вопрос, при подсказке или выкриках команда нарушившая тишину лишается 1 балла. Поощряется коллективная дружная работа в командах. Если команда не знает ответа или неправильно отвечает, то ответить может другая команда. На обдумывание одного вопроса дается 1 минута. Та команда, которая не использует эту минуту, может сберечь ее для другого вопроса. Если минута остается нереализованной, то команда получает 1 очко дополнительно.

Чтобы ваша команда могла победить, необходимо выполнить следующие условия:

  •  в ходе игры вы можете использовать свои знания и умения, сообразительность, чувство юмора и дружелюбие;
  •  будьте внимательны и помните, что самое главное в любом путешествии – отличная подготовка, дисциплина и умение быстро принимать ответственные решения.
    1.  Представление жюри.

  1.  Боброва Галина Станиславовна – председатель жюри, завуч по УВР
  2.  Зыза Антонина Васильевна – завуч по ВР
  3.  Гавенко Наталья Васильевна – учитель географии

  1.  Разминка.

Командам будет задано по 5 вопросов, на которые они должны давать ответ как можно быстрее (без предварительной подготовки), капитаны фиксируют эти ответы, а затем самостоятельно обозначают эти объекты на контурной карте, тем самым зарабатывают своей команде дополнительно 5 очков.

              — Вопросы І команде:

Самый влажный материк. (Южная Америка)

Самый широкий пролив в мире. (Дрейка)

Самое сильное теплое течение. (Гольфстрим)

Самая высокая вершина Австралии. (Косцюшко)

В каком море ловят рыбу жители трех частей света? (В Средиземном)

              — Вопросы ІІ команде:

Самый сухой материк. (Австралия)

Самый большой остров. (Гренландия)

Самое теплое море в мире. (Красное)

Самая глубоководная океаническая впадина мира. (Марианская)

Самая высокая вершина Анд. (Аконкагуа)

               — Вопросы ІІІ команде:

Самый холодный материк. (Антарктида)

Самый высокий водопад. (Анхель)

Самая многоводная река. (Амазонка)

Какое море не имеет берегов? (Саргассово)

Самые длинные горы. (Анды)

               — Вопросы ІV команде:

Самый жаркий материк. (Африка)

Самый длинный коралловый риф. (Большой Барьерный риф)

Какой континент не имеет рек? (Антарктида)

Самое соленое море. (Мертвое)

Самая длинная река. (Нил)

Капитаны сдают свои работы жюри.

Пока жюри определяет очередность выступления команд –

музыкальная пауза.

  1.  Основные соревнования.

На игровом поле по порядку размещены конверты с вопросами. Команда, победившая в разминке, первой начинает основные соревнования, раскручивая волчок со стрелкой.

КОНВЕРТ 1.

Угадай материк.

«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Его горизонты окрашены розовыми, голубыми и зелеными тонами», - так описывает этот материк известный полярный исследователь Ричард Берд.

(Антарктида)

КОНВЕРТ 2.

Угадай материк.

«Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то.)

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры.

Там кролики страшней, чем наводненье…»

                                                                    Г. Усова           (Австралия)

КОНВЕРТ 3.

Угадай материк.

«Да осенит Вас Южный крест,

Названия – почти как музыка.

Хибарки посредине мусора,

Да осенит Вас Южный крест…

Стада, уставшие пастись,

Голодно-царственные гаучо.

И птицы – крохотнее бабочек,

И бабочки – с размахом птиц…»

                                             Р. Рождественский.                 (Южная Америка)

КОНВЕРТ 4.

Угадай материк.

«Стволы деревьев растут вперегонки друг с другом. Огромные, как столбы, корни поддерживают дерево-исполин. Все вокруг обвито бесконечными канатами лиан. Непролазная чаща усеяна множеством дивных орхидей; нарядные крупные цветы ждут насекомых. Здесь, в лесу, смешались все времена года, только зимы не бывает. Одни деревья только еще распустили листочки, а на других они опадают. Одно дерево цветет, а на соседнем созрели плоды.

Но вот вдруг зашуршало что-то в вышине, начали прятаться, кто куда все обитатели: приближается буря! И вот, проламываясь сквозь истрепанные яростным ветром вершины, обрушивается вниз бурными потоками ливень.

Умчалась тяжелая туча. Духота. Бесшумно, легко и быстро проходят своей привычной тропой слоны...» М. В. Ревенко

                                                                                                                                      (Африка)                                                  

КОНВЕРТ 5.

На какой континент приглашает вас автор стихотворения "Собака Динго" С.Я.Маршак:

«Нет, я не волк и не лиса!
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидели вы пса -
Воинственного Динго!»

                                         (Австралия).

КОНВЕРТ 6.

В каком климатическом поясе находится необитаемый остров, на котором оказался Робинзон Крузо, если о нем он рассказал следующее:
«По моим наблюдением, на моём острове времена года следует разделять не на холодный и теплый, как у нас в Европе, а на дождливый и сухой... Дождливое время года может быть длиннее или короче.»

                                                                                                (Субэкваториальный).

КОНВЕРТ 7.

О чем идет речь?

Географ Мори в своём отрывке описал эту реку так:

«Есть река, она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами и руслом служат слои холодной воды. Она быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обоих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, который несёт.»                                                                                                                                                (Морское течение Гольфстрим)

КОНВЕРТ 8.

«Первым европейцем, увидевшим это животное, был голландский мореплаватель. Кук впервые увидел прыгающее животное и спросил у аборигенов, как оно называется. На языке местного племени их ответ звучал: "Не понимаю"». Какое животное заинтересовало приезжих?                                                        (Кенгуру.)

КОНВЕРТ 9.

О ком идет речь?

Он родился в Португалии и принадлежал к старинному беднейшему дворянскому роду. Был пажом у королевы Элеоноры. Пять кораблей под его командованием отправились в путешествие. Плавание было необычайно трудным. Все было: сильные шторма, тропическая жара, неизвестность, голод, болезни. Обратно в Испанию возвратился только один корабль. А из экипажа в 265 человек на родину вернулись только 18 моряков. Сам мореплаватель погиб на одном из островов в схватке с аборигенами. Они совершили великое географическое открытие. Кто был этот отважный мореплаватель?

                                                                                                            (Ф. Магеллан.)

КОНВЕРТ 10.

О ком идет речь?

Биография его жизни во многом загадочна и трагична. До конца своих дней он не знал о значении своего подвига и был убежден, что открыл морской путь в Азию, за который ему дали звание "Адмирал моря-океана". Ни он сам, ни его современники так и не смогли оценить значение и величину его подвига. Он умер, страдая от одиночества, нищеты и забвения. О ком идёт речь?

                                                                                                            (Х.Колумб)

КОНВЕРТ 11.

О ком идет речь?

Это известный русский путешественник, которого всегда отличало человеческое обращение с "чернокожими дикарями", в которых он, прежде всего, видел людей. Долг цивилизованного человека, по его мнению, заключался в том, чтобы, не допуская насилия, помочь отсталым народам подняться на более высокую ступень культуры. Наиболее известно его путешествия на один из крупнейших островов мира на берегу, которого он провёл в общей сложности около двадцати лет, ведя антропологические и этнографические наблюдения. Память о "человеке с Луны" жива среди их потомков до сих пор. Кто он?                                             (Н.Н.Миклуха-Маклай)

КОНВЕРТ 12.

О ком идет речь?

Хотя он был иностранцем по происхождению, но по праву считался одним из крупнейших русских деятелей, Он проработал в России 37 лет. Он был мореплавателем, офицером русского флота, участвовал во многих петровских морских походах. Его исследования имели огромное значение для России. Наиболее важное его путешествие – это Первая Камчатская экспедиция и Великая Северная экспедиция. Его имя неоднократно запечатлено на карте. Некоторые из них: это море и пролив, названные в его честь. Кто он?

                                                                                                        (Витус Беринг)

КОНВЕРТ 13.

Что такое? Кто такой?

Сахара – самая большая пустыня, Африка               

Титикака –  самое высокогорное озеро мира, Южная Америка

сельва – непроходимые экваториальные леса Южной Америки                       

Нил – самая длинная река мира, Африка

гевея – дерево, из которого получают каучук                        

Амундсен – путешественник, который первым достиг Южного полюса

 КОНВЕРТ 14.

Что такое? Кто такой?

Эйр –  самое большое озеро в Австралии                           

Амазонка – самая полноводная река в мире, Южная Америка

колибри –  самая маленькая птица на Земле, Южная Америка                    

вади – пересыхающие в период засухи русла рек Африки 

гилеи – непроходимые экваториальные леса Африки                        

Атакама – самая засушливая пустыня планеты, Южная Америка  

КОНВЕРТ 15.

Что такое? Кто такой?

Амазонская – самая большая низменность Земли, Южная Америка                

анаконда – самая длинная в мире змея, Южная Америка

кенгуру –  животное, которое изображено на гербе Австралии                      

айсберг – огромная глыба льда, отколовшаяся от покровных льдов Антарктиды 

скреб – заросли колючих кустарников (акации и эвкалипта) в Австралии                    

мулаты – потомки от браков европейцев и негров


КОНВЕРТ 16.

Что такое? Кто такой?

Конго – самая полноводная река Африки, которая дважды пересекает экватор

самбо – потомки от смешанных браков между неграми и индейцами

крики - пересыхающие в период засухи русла рек Австралии

Анхель – самый высокий водопад (1054 м) на Земле, Южная Америка

баобаб – самое крупное дерево в африканской саванне

пиранья – самая опасная рыба в Амазонке

КОНВЕРТ 17.

Внимание! Черный ящик!

Волшебница рода полевых.

Под вечер отряд испанских завоевателей, которые уже несколько дней шли по склонам Анд, набрели на небольшое поселение. Туземцы, уже знавшие о жестокости конкистадоров, покинули свои хижины, взяв с собой нехитрые пожитки.

Проголодавшиеся испанцы метались в поисках пищи. Но в хижинах ничего съедобного не было. Один из них нашел какие-то странные желтоватые орешки, попробовал. Орешки оказались удивительно вкусными, и вскоре ими лакомился весь отряд. Произошло это в XVI веке, и желтоватые орешки были не чем иным, как хорошо известным теперь овощем (картофелем), который индейцы называли «папа». Один испанский мореплаватель писал: «Папа — особый род земляных орехов. Вареные они становятся мягче, чем печеный каштан. Испанцы едят их так же охотно, как и индейцы». Испанцы были свидетелями того, как в честь растения с мучнистыми орешками устраивались пышные праздники. Ведь «папа» не раз спасала местных жителей от голода.

Считают, что в Европу его (картофель) завез пират, английский мореплаватель сэр Фрэнсис Дрейк, промышлявший тогда на море и на суше. В немецком городе Оффенбурге признательные жители поставили ему памятник: рослый мужчина протягивает людям цветок этого овоща. На постаменте надпись: «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему (картофель) в Европе. 1580 год. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память...»

Но не сразу (картофель) приобрел в Европе славу ценной пищевой культуры. Длительное время любовались лишь его цветками, украшали ими одежду, прически. Цветы эти разводили на специальных грядках, и стоили они очень дорого, так что приобрести их могли разве что зажиточные люди. Почему же так тяжело пробивал себе (картофель) дорогу к нашему столу?

Дело в том, что в большинстве стран его ели сырым, и, конечно, никому он не пришелся по вкусу. Иногда вместо земляных клубней употребляли семена — зеленые клубни, которые росли на ботве, и нередко травились ими. Именно поэтому во Франции (картофель) считали ядовитым растением, портящим почву.

Постепенно к (картофелю) привыкли. В некоторых странах даже издаются указы, которые вменяли в обязанность крестьянам высаживать его у себя на огородах и употреблять клубни вареными, печеными или жареными. В Россию (картофель) завез во второй половине XVIII века Петр I. И крестьяне, подстрекаемые духовенством, очень враждебно встретили «нечестивый плод», «чертово яблоко», побаивались его. Вспыхнули даже настоящие «картофельные бунты».

Сначала этот овощ находит сторонников среди петербургской знати, а со временем появляется и на крестьянских огородах. Однажды отведав вкусные вареные или печеные клубни, крестьяне больше не отказываются от них. Минуло время — и (картофель) стал в России и Украине любимым, незаменимым блюдом.

И пекут меня, и варят,

И едят меня, и хвалят,

Потому что вкусен я.                                                                       (Картофель)

КОНВЕРТ 18.

Внимание! Черный ящик!

(Томат) этот овощ — один из самых популярных овощей. Его родина — Южная Америка. Невысокие кустики с мелкими красными плодами до сих пор встречаются в Перу, Эквадоре, Мексике. Индейцы племени ацтеков называли это растение «тумантла», что означает «большая ягода». Испанцы стали называть его «томат». Через океан это растение завезли в Италию, где его назвали «помидоро», что означало «золотое яблоко». Потом во Франции его окрестили «яблоком любви».

Сначала их (помидоры) есть боялись, считая их ядовитыми. В России они (помидоры) появились во времена царствования Екатерины II. Ходили слухи, что они не съедобны. Только в 1850 году наши соотечественники узнали, что эти плоды вкусны и полезны.                                                                   (Помидор)

КОНВЕРТ 19.

Внимание! Черный ящик!

(Капуста) этот овощ — один из самых древних овощей. За шесть тысячелетий до нашей эры ее выращивали египтяне. Нашим предкам она (капуста) также пришлась по душе. И сейчас она занимает одно из почетных мест среди отечественного овощеводства.

Была ребенок – не знала пеленок,

А старою стала – сто пеленок мало.                                            (Капуста)

КОНВЕРТ 20.

Внимание! Черный ящик!

Родина этой ягоды (арбуза) — Южная Африка, где и сейчас, в Калахари, это растение встречается в диком виде. Дикий он (арбуз) вошел в историю тем, что в пустыне поил своим соком всех жаждущих. К нам, вплоть до конца XVII столетия завозили эти ягоды (арбузы) из-за границы. Первые (арбузы) были посеяны на юге Украины, их стали подавать в царских палатах, но вымоченными в сахарном сиропе. Только в XIX веке он (арбуз) навсегда прижился у нас, и его стали есть в свежем виде.                                                                            (Арбуз)  

КОНВЕРТ 21.

Внимание на экран!

Какого животного вы видите на фото? И на каком материке он проживает?

      

(Леопард. Африка)

КОНВЕРТ 22.

Внимание на экран!

Что это за животное, и на каком материке его можно встретить?

(Коала. Австралия)


КОНВЕРТ 23.

Внимание на экран!

Что это за птичка, и на каком материке ее можно встретить?

(Это колибри – самая маленькая птица на Земле.)

КОНВЕРТ 24.

Внимание на экран!

У берегов какого материка можно наблюдать такую ледяную галерею?

(Пингвин. Антарктида)

В перерывах, между выступлением команд, звучит музыкальная пауза.

ІІІ. Подведение итогов.

1. Жюри подсчитывает сумму баллов каждой команды и объявляет победителей.

2. Происходит награждение команд грамотами, сувенирами.

3. Общий итог.

А в заключение хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать!
Мир географии огромен,
Спешите вы его познать!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52024. Повторення таблиць множення числа 2 і ділення на 2. Розв’язування задач 434 KB
  Розв’язування задач. Хмельницький Мета: Повторити таблиці множення числа 2 і ділення на 2; формувати вміння розв’язувати прості і складені задачі; розвивати увагу творче мислення пам’ять; виховувати інтерес до математики. а Пояснити розв’язання задачі № 678. в Пояснити розв’язання задачі яку виконували за бажанням за карткою.
52025. Збірник прикладних задач «Математика навколо нас» 3.75 MB
  Анотація Ідея створення цього збірнику виникла з приводу того що розвиток математичних знань у розумово відсталих дітей має виключно практичну важливість оскільки людині в повсякденному житті постійно доводиться оперувати арифметичними виразами здійснювати рахунок і різні операції з числовими величинами. Скільки грошей він отримає пропрацювавши 20 днів Який розфасовки пральний порошок вигідніше купити господині якщо відомо що пакет вагою 2кг 400 г коштує р. Скільки...
52026. Вправи і задачі на засвоєння таблиць додавання і віднімання числа Порівняння виразу і числа 58.5 KB
  Діти в народі говорять: Добрий гість – дому радістьâ€. 2 слайд Математична розминка Інтерактивна вправа Мозковий штурм Як називається геометрична фігура у якої три кути Який день настає після суботи Скільки сторін у квадрата Скільки місяців триває зима Як називається лінія у якої є початок і кінець  Закінч речення: тиждень триває  Скільки паличок потрібно щоб викласти 2 квадрати Молодці 2. Математичний диктант Слайди 412....
52027. Таблица умножения и деления на 7 72 KB
  Гномики обожают число 7 и надеются что его полюбите и вы Что в вашей жизни связано с числом 7 Чего бывает в жизни только 7 Вы знаете что число 7 на Руси издревле считалось волшебным. Братья Гримм Умницы Первый гномик еще мал и любит играть. Гномик хочет познакомиться с вами. 21 : 3 = 7 21 : 7 = 3 назовите компоненты Третий гномик любит решать уравнения.
52028. Наш край у 1932-1933 роках. Історія Маньківщини 57.5 KB
  Хід уроку: Епіграф: Нагадай мені інший народ щоб він зазнав такої чорної недолі як народ український Учитель української мови і літератури Відкосили косами Жниварі з ЦК А ми хліба просимо Аж болить рука Встали під закопами Ух тверді лоби.Проценко Голодомор Учитель історії: Радянське керівництво взявши курс на модернізацію промислового потенціалу країни одразу зіткнулося з трьома проблемами: коштів сировини й робочих рук для розвитку індустрії. Учитель української мови та літератури: Перед вами картина...
52029. По следам бременских музыкантов. Числа от 11 до 20 173.5 KB
  И был у мельника осёл хороший осёл умный и сильный. Долго работал осёл на мельнице таскал на спине кули с мукой и вот наконец состарился.Чтение отрывка из сказки Видит хозяин: ослабел осёл не годится больше для работы и выгнал его из дому. Испугался осёл: “Куда я пойду куда денусь Стар я стал и слабâ€.
52030. Множення дробів. Піднесення дробу до степеня 239 KB
  Мета: домогтися засвоєння учнями правил множення раціонального дробу на цілий вираз на дріб а також правила піднесення раціонального дробу до натурального степеня та виконання сумісних дій піднесення дробу до степеня та множення раціональних дробів; формувати вміння відтворювати вивчені правила та застосовувати їх під час виконання завдань на множення раціональних дробів та піднесення дробу до степеня; вдосконалювати вміння виконувати скорочення раціональних дробів та знаходити ОДЗ дробового виразу; розвивати мислення...
52031. Короткі історичні відомості (від абака до нетбука) 1.09 MB
  Обладнання: мультимедійне обладнання: проектор екран або мультимедійна дошка; програмний комплекс презентація PowerPoint Як винайшли комп’ютер підручник робочі зошити інструкція з правил техніки безпеки. Робота за комп’ютером 8 хв. Саме в Києві був створений перший в Європі комп’ютер який умів швидше за всіх рахувати А чи завжди існували комп’ютери Якими вони були в давнину Про це ми дізнаємося на сьогоднішньому уроці. Вчитель презентує у електронному вигляді новий матеріал Як винайшли комп’ютер.
52032. Дидактические основы конструирования урока математики 247 KB
  Дидактические основы конструирования урока математики. Сущность современного урока математики и основные требования к нему типологии уроков. Взаимосвязь процессов конструирования и анализа урока математики. Непосредственная разработка урока математики.