6708

Система оценки рифм. Качество рифмы и словоблудие

Контрольная

Иностранные языки, филология и лингвистика

Система оценки рифм Из истории развития рифмы Рифмой, как мы ранее определили, является созвучие в некоторой заранее определённой позиции, как правило, в конце строк. Однако не всегда она была такой выраженной, как сейчас. До того, как в Россию приш...

Русский

2013-01-07

18.82 KB

8 чел.

Система оценки рифм

Из истории развития рифмы

Рифмой, как мы ранее определили, является созвучие в некоторой заранее определённой позиции, как правило, в конце строк. Однако не всегда она была такой выраженной, как сейчас. До того, как в Россию пришло силлабо-тоническое стихосложение, рифма была явлением стихийным, и её качество определялось исключительно народным слухом. Самыми первыми известными памятниками поэтического творчества, да и русского фольклора, в целом, пожалуй, являются былины, эпические песни-сказания, которые датируются IX в. Созвучие в них строилось в основном на синтаксическом параллелизме, порождая таким образом грамматические рифмы.

Более интересные созвучия стали рождаться благодаря загадкам и поговоркам. Именно в них рифма оформилась как вполне определённый приём-украшение.

Пример:  Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься...

Сравните с:

Жена да муж, змея да уж.

Что не корыстно? – Коромысло.

Русская литература развивалась с оглядкой на Византию. Именно византийских богословов в качестве примера для подражания брали первые поэты Руси. Естественно, что главенствующая роль отводилась духовной литературе, представленной молитвословными и духовными стихами. В XIV-XV вв. на Руси начинает распространяться особая манера украшательства речи – “плетение словес”. Рифма в этих произведениях по-прежнему оставалась в большинстве своём грамматической.

Настоящий скачок развития русского стиха произошёл в XVII в.: стихотворение разбивается на строчки, рифма стихийная (окказиональная, случайная) становится регулярной и вполне осмысленной. Проходит время, и встаёт вопрос о качестве рифмы, о её осознанном улучшении. Уже М. Ломоносов порицал инфинитивные глагольные рифмы, оканчивающиеся на “-ати”, “-ити”.

До XIX в. включительно рифмой считалось лишь точное созвучие всего, что стоит после ударной гласной. Таким образом, рифма, опираясь в основном на грамматические созвучия, постепенно исчерпывала себя. А. Пушкин, который продвинулся в стихосложении намного дальше своего времени, чувствовал это и стремился выйти за её рамки. Он раньше других осваивал и пытался ввести в обиход дактилическую рифму, а обычные, казалось бы, непримечательные созвучия были гораздо глубже, чем могло показаться на первый взгляд. Стоит вспомнить его знаменитое “читатель ждёт уж рифмы “розы”…”. Н. Некрасов, как поэт “гражданский”, активно использует более близкую народу лексику и окончательно утверждает дактилическую рифму.

В конце XIX в., когда теснота точной рифмы стала ощущаться особенно остро, активно развивается русское народное творчество – частушка, которая также повлияла на становление новой поэзии. Появляются первые поэты-символисты, пытающиеся выйти за рамки привычных созвучий лексически – ища необычные слова для своих рифм. В начале XX в., наконец, ломается канон точной рифмы, и разного рода усечения, метатезы, их комбинации и прочие необычные приёмы в рифме жадно осваиваются стихотворцами. Рифменные эксперименты Маяковского и других футуристов идут далеко вперёд, однако формирование нового канона происходит в своём темпе. Теперь не морфема рифмуется с морфемой, а слово со словом – таков тезис так называемой лексической рифмы. Один из важнейших её аспектов – продвижение созвучия влево от ударной гласной. Во второй половине XX в. небольшая часть поэтов высказывается против рифмы в целом, за белый, безрифменный стих.

Более подробно об истории такого непростого явления, как русская рифма, вы можете узнать из “Книги о русской рифме” Д. Самойлова.

Качество рифмы и словоблудие

Следующей вехой в развитии рифмы становится уже наше с вами время. Ключевое слово – развитие. Если стихотворец причисляет себя к настоящему времени, то ему непозволительно руководствоваться нормами позапрошлого века. Если поэзия для него живёт здесь и сегодня, то он не может игнорировать тенденции её развития. А в отношении рифмы, одной из важнейших основ стиха, они таковы, что приходится учитывать весь ранее накопленный опыт, иначе мы просто рискуем произвести впечатление скучных, неумелых стихотворцев. Изысканные созвучия на концах строк позволяют поддерживать внимание и интерес к нашему творчеству, как простого читателя, так и критика. Использовать рифму, но не использовать этот потенциал, на мой взгляд, кощунственно.

В свою очередь, использование её потенциала подразумевает постоянный поиск нового в традициях и традиций в новом, “изведение тысячи тонн словесной руды единого слова ради”. Если продолжить эту метафору, то наши словесные сплавы нуждаются во всё большем и большем количестве переработанной руды, в новых материалах и методах производства, чтобы как минимум держать планку. В противном случае мы практически ничего не даём русской литературе, а в чём-то даже тянем её назад.

Однако встаёт резонный вопрос: где грань хорошей и плохой рифмы, не как единичного явления, а как приёма в стихотворении и творчестве отдельного поэта в целом? Когда мы задаём одинаковую планку для всех рифм, мы теряем гибкость. Содержание начинает подчиняться форме, а в этот момент поэзия кончается, и начинается словоблудие.

В нашей работе крайне важно не увлечься и не опуститься до словоблудия, чтобы не потерять свой содержательный, осмысленный стержень, без которого наша поэзия выродится в пустую демонстрацию навыков стихосложения и использования художественных средств. Подобная опасность подстерегает всех, кто берётся изучать стихосложение серьёзно и основательно.

Чтобы умело держать планку и избежать словоблудия, я представляю вашему вниманию Систему оценки рифм. Она позволяет получить агрегированную оценку для группы рифм (например, в целом стихотворении или даже нескольких), чтобы численно охарактеризовать её качество и сделать вывод. Для её освоения требуются лишь базовые знания морфологии и владение арифметикой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84491. Рухові рефлекси спинного мозку, їх рефлекторні дуги, фізіологічне значення 45.37 KB
  У складі задніх рогів спинного мозку переважають вставні нейрони. Біла речовина спинного мозку представлена волокнами висхідних та низхідних шляхів. Контроль на рівні спинного мозку Рецептори шкіри Вісцерорецептори ангіорецептори.
84492. Провідникова функція спинного мозку. Залежність спінальних рефлексів від діяльності центрів головного мозку. Спінальний шок 43.05 KB
  Біла речовина спинного мозку передні бокові та задні канатики складається з нервових волокон які формують провідні шляхи. Основними висхідними шляхами є: 1. Шлях Голя розташований в медіальній частині заднього канатика. Шлях Бурдаха розташований в латеральній частині заднього канатика.
84493. Рухові рефлекси заднього мозку, децеребраційна ригідність 48.79 KB
  Вони носять назву надсегментарних утворень так як впливають на мязи не прямо а через мотонейрони сегментарних структур рухові ядра спинного мозку і черепномозкових нервів. Задній мозок отримує і переробляє всю аферентну інформацію що надходить від спинного мозку оскільки всі специфічні висхідні шляхи від спинного мозку входячи в стовбур мозку задній та середній мозок віддають коллатералі гілочки до ретикулярної формації тут продовжується обробка аферентної інформації. В задньому мозку розміщені 4 вестибулярні ядра медіальне...
84494. Рухові рефлекси середнього мозку, їх фізіологічне значення 44.55 KB
  Середній мозок СрМ за участі сітчастої речовини опрацьовує аферентну інформацію яка поступає в спинний та задній мозок. Нова інформація поступає в СрМ від зорових та слухових рецепторів. На основі опрацьовання інформації від усіх цих рецепторів СрМ здійснює контроль за станом зовнішнього та внутрішнього середовища організма. Важливими надсегментарними руховими ядрами СрМ є: 1 червоні ядра від них інформація від нейронів спинного мозку передається по шляхах що перехрещуються руброспінальні шляхи елемент ЛНС; 2 ретикулярна формація;...
84495. Мозочок, його функції, симптоми ураження 44.3 KB
  Від вестибулорецепторів через вестибулярні ядра контроль за збереженням рівноваги при русі. Від всіх рухових ядер стовбуру ретикулярна формація краєві ядра. З руховими ядрами стовбуру ретикулярна формація вестибулярні ядра червоні ядра через які Мз здійснює вплив на мотонейрони і на мязи. З базальними ядрами.
84496. Таламус, його функції 43.44 KB
  Сенсорні перемикаючі специфічні ядра вони отримують інформацію від специфічних сенсорних шляхів переробляють її і передають в сенсорні зони КГМ. Неспецифічні вони отримують інформацію від ретикулярної формації стовбура мозку по шляхах больової чутливості. Вони передають інформацію до всіх зон КГМ здійснюючи на неї неспецифічний активуючий вплив. Асоціативні отримують інформацію від специфічних сенсорних перемикаючих ядер і від неспецифічних ядер таламуса.
84497. Базальні ядра, їх функції, симптоми ураження 43.36 KB
  Базальні ядра знаходяться в глибині кінцевого мозку. Як єдине ціле з базальними ядрами функціонують чорна субстанція та субталамічне ядро. Ці ядра обєднані між собою двосторонніми звязками отримують інформацію від кори асоціативних та рухових зон та мозочка.
84498. Сенсорні, асоціативні і моторні зони кори головного мозку, їх функції 44.36 KB
  Сенсорні асоціативні моторні зони кори формують нову кору неокортекс. Сенсорні зони кори відповідають представництву окремих сенсорних систем аналізаторів у різних ділянках кори. Так кіркове представництво зорового аналізатора локалізується у потиличній зоні кори шпорна закрутка слухового у висковій зоні соматосенсорного у постцентральній закрутці.
84499. Загальна характеристика системи крові. Склад і функції крові. Поняття про гомеостаз 56.9 KB
  Склад і функції крові. СИСТЕМА КРОВІ ВИКОНАВЧІ ОРГАНИ ТКАНИНИ МЕХАНІЗМИ РЕГУЛЯЦІЇ Кров циркулююча Нервові Гуморальні Кров депонована Органи кровотворення 1. Забезпечення оптимальної кількості складових частин крові як одиниць транспорту в одиниці обєму крові.