6708

Система оценки рифм. Качество рифмы и словоблудие

Контрольная

Иностранные языки, филология и лингвистика

Система оценки рифм Из истории развития рифмы Рифмой, как мы ранее определили, является созвучие в некоторой заранее определённой позиции, как правило, в конце строк. Однако не всегда она была такой выраженной, как сейчас. До того, как в Россию приш...

Русский

2013-01-07

18.82 KB

8 чел.

Система оценки рифм

Из истории развития рифмы

Рифмой, как мы ранее определили, является созвучие в некоторой заранее определённой позиции, как правило, в конце строк. Однако не всегда она была такой выраженной, как сейчас. До того, как в Россию пришло силлабо-тоническое стихосложение, рифма была явлением стихийным, и её качество определялось исключительно народным слухом. Самыми первыми известными памятниками поэтического творчества, да и русского фольклора, в целом, пожалуй, являются былины, эпические песни-сказания, которые датируются IX в. Созвучие в них строилось в основном на синтаксическом параллелизме, порождая таким образом грамматические рифмы.

Более интересные созвучия стали рождаться благодаря загадкам и поговоркам. Именно в них рифма оформилась как вполне определённый приём-украшение.

Пример:  Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься...

Сравните с:

Жена да муж, змея да уж.

Что не корыстно? – Коромысло.

Русская литература развивалась с оглядкой на Византию. Именно византийских богословов в качестве примера для подражания брали первые поэты Руси. Естественно, что главенствующая роль отводилась духовной литературе, представленной молитвословными и духовными стихами. В XIV-XV вв. на Руси начинает распространяться особая манера украшательства речи – “плетение словес”. Рифма в этих произведениях по-прежнему оставалась в большинстве своём грамматической.

Настоящий скачок развития русского стиха произошёл в XVII в.: стихотворение разбивается на строчки, рифма стихийная (окказиональная, случайная) становится регулярной и вполне осмысленной. Проходит время, и встаёт вопрос о качестве рифмы, о её осознанном улучшении. Уже М. Ломоносов порицал инфинитивные глагольные рифмы, оканчивающиеся на “-ати”, “-ити”.

До XIX в. включительно рифмой считалось лишь точное созвучие всего, что стоит после ударной гласной. Таким образом, рифма, опираясь в основном на грамматические созвучия, постепенно исчерпывала себя. А. Пушкин, который продвинулся в стихосложении намного дальше своего времени, чувствовал это и стремился выйти за её рамки. Он раньше других осваивал и пытался ввести в обиход дактилическую рифму, а обычные, казалось бы, непримечательные созвучия были гораздо глубже, чем могло показаться на первый взгляд. Стоит вспомнить его знаменитое “читатель ждёт уж рифмы “розы”…”. Н. Некрасов, как поэт “гражданский”, активно использует более близкую народу лексику и окончательно утверждает дактилическую рифму.

В конце XIX в., когда теснота точной рифмы стала ощущаться особенно остро, активно развивается русское народное творчество – частушка, которая также повлияла на становление новой поэзии. Появляются первые поэты-символисты, пытающиеся выйти за рамки привычных созвучий лексически – ища необычные слова для своих рифм. В начале XX в., наконец, ломается канон точной рифмы, и разного рода усечения, метатезы, их комбинации и прочие необычные приёмы в рифме жадно осваиваются стихотворцами. Рифменные эксперименты Маяковского и других футуристов идут далеко вперёд, однако формирование нового канона происходит в своём темпе. Теперь не морфема рифмуется с морфемой, а слово со словом – таков тезис так называемой лексической рифмы. Один из важнейших её аспектов – продвижение созвучия влево от ударной гласной. Во второй половине XX в. небольшая часть поэтов высказывается против рифмы в целом, за белый, безрифменный стих.

Более подробно об истории такого непростого явления, как русская рифма, вы можете узнать из “Книги о русской рифме” Д. Самойлова.

Качество рифмы и словоблудие

Следующей вехой в развитии рифмы становится уже наше с вами время. Ключевое слово – развитие. Если стихотворец причисляет себя к настоящему времени, то ему непозволительно руководствоваться нормами позапрошлого века. Если поэзия для него живёт здесь и сегодня, то он не может игнорировать тенденции её развития. А в отношении рифмы, одной из важнейших основ стиха, они таковы, что приходится учитывать весь ранее накопленный опыт, иначе мы просто рискуем произвести впечатление скучных, неумелых стихотворцев. Изысканные созвучия на концах строк позволяют поддерживать внимание и интерес к нашему творчеству, как простого читателя, так и критика. Использовать рифму, но не использовать этот потенциал, на мой взгляд, кощунственно.

В свою очередь, использование её потенциала подразумевает постоянный поиск нового в традициях и традиций в новом, “изведение тысячи тонн словесной руды единого слова ради”. Если продолжить эту метафору, то наши словесные сплавы нуждаются во всё большем и большем количестве переработанной руды, в новых материалах и методах производства, чтобы как минимум держать планку. В противном случае мы практически ничего не даём русской литературе, а в чём-то даже тянем её назад.

Однако встаёт резонный вопрос: где грань хорошей и плохой рифмы, не как единичного явления, а как приёма в стихотворении и творчестве отдельного поэта в целом? Когда мы задаём одинаковую планку для всех рифм, мы теряем гибкость. Содержание начинает подчиняться форме, а в этот момент поэзия кончается, и начинается словоблудие.

В нашей работе крайне важно не увлечься и не опуститься до словоблудия, чтобы не потерять свой содержательный, осмысленный стержень, без которого наша поэзия выродится в пустую демонстрацию навыков стихосложения и использования художественных средств. Подобная опасность подстерегает всех, кто берётся изучать стихосложение серьёзно и основательно.

Чтобы умело держать планку и избежать словоблудия, я представляю вашему вниманию Систему оценки рифм. Она позволяет получить агрегированную оценку для группы рифм (например, в целом стихотворении или даже нескольких), чтобы численно охарактеризовать её качество и сделать вывод. Для её освоения требуются лишь базовые знания морфологии и владение арифметикой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82456. Внутренняя форма фразеологизма 31.02 KB
  Фразеологизмы устойчивые сочетания. Фразеологизмы характеризуются двумя свойствами: Воспроизводимость в неизменном виде Также фразеологизмы делятся на несколько категорий. Есть фразеологизмы которые содержат один и тот же образ сравнения имеют одну и ту же внутреннюю форму.
82457. Концептуальная и языковая картины мира 30.79 KB
  Различают языковую картину мира и концептуальную картину мира. Концептуальная картина мира у всех народов одна и та же поскольку человеческое мышление основано на одних и тех же законах. Отражение мира в сознании представления человека о мире информация о среде и человеке это концептуальная картина мира.
82458. Механизм рынка совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде 36.6 KB
  Совершенная конкуренция когда на рынке: мнво покупателей и продавцов высокая мобильность факторов производства отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него доходность продаваемой продукции 5равный доступ всех участников рыночных отношений к инфи Совершенно конкурентные фирмы не имеют контроля над ценами т. объем их производства по сравнению с размерами рынка ничтожно мал будет ли она производить продукции больше или меньше цены не изменятся. В одной и той же отрасли действуют разные фирмы с разным...
82461. Механизм рынка несовершенной конкуренции. Рыночные структуры несовершенной конкуренции 39.09 KB
  Рыночные структуры несовершенной конкуренции. В отличие от модели рынка совершенной конкуренции которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни а только в теории рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике это рынки несовершенной конкуренции.
82462. Монополия: понятие, виды, поведение на рынках. Ценовая Дискриминация 35.45 KB
  Ценовая Дискриминация Монополия наличие единственного продавца положение в хозяйственном процессе при котором отсутствует состязательность в конкуренции. Виды монополии: Закрытая монополия административная защита: ограниченный доступ к ресурсам и информации; юридическая защита: лицензии технологии технологии организации и т. Любая закрытая монополия когданибудь открывается. Естественная монополия ограничивается состязательностью и конкуренцией рыночная структура в которой средние издержки достигают минимума тогда когда одна фирма...
82463. Теория производства и предельной производительности факторов(изокванта, изокоста и их свойства). Закон убывающей производительности 35.56 KB
  Используя эти положения Кларк попытался точно определить доли которые могут быть приписаны специфической производительности труда и капитала. Производительность труда последнего работниканазывается предельной производительностью труда. По мнению Кларка только тот продукт который создается предельным рабочим можно вменить труду и считать продуктом труда остальная же часть продукции т. разница между продуктами промышленности и продуктами труда представляет собой продукт капитала.