6708

Система оценки рифм. Качество рифмы и словоблудие

Контрольная

Иностранные языки, филология и лингвистика

Система оценки рифм Из истории развития рифмы Рифмой, как мы ранее определили, является созвучие в некоторой заранее определённой позиции, как правило, в конце строк. Однако не всегда она была такой выраженной, как сейчас. До того, как в Россию приш...

Русский

2013-01-07

18.82 KB

8 чел.

Система оценки рифм

Из истории развития рифмы

Рифмой, как мы ранее определили, является созвучие в некоторой заранее определённой позиции, как правило, в конце строк. Однако не всегда она была такой выраженной, как сейчас. До того, как в Россию пришло силлабо-тоническое стихосложение, рифма была явлением стихийным, и её качество определялось исключительно народным слухом. Самыми первыми известными памятниками поэтического творчества, да и русского фольклора, в целом, пожалуй, являются былины, эпические песни-сказания, которые датируются IX в. Созвучие в них строилось в основном на синтаксическом параллелизме, порождая таким образом грамматические рифмы.

Более интересные созвучия стали рождаться благодаря загадкам и поговоркам. Именно в них рифма оформилась как вполне определённый приём-украшение.

Пример:  Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься...

Сравните с:

Жена да муж, змея да уж.

Что не корыстно? – Коромысло.

Русская литература развивалась с оглядкой на Византию. Именно византийских богословов в качестве примера для подражания брали первые поэты Руси. Естественно, что главенствующая роль отводилась духовной литературе, представленной молитвословными и духовными стихами. В XIV-XV вв. на Руси начинает распространяться особая манера украшательства речи – “плетение словес”. Рифма в этих произведениях по-прежнему оставалась в большинстве своём грамматической.

Настоящий скачок развития русского стиха произошёл в XVII в.: стихотворение разбивается на строчки, рифма стихийная (окказиональная, случайная) становится регулярной и вполне осмысленной. Проходит время, и встаёт вопрос о качестве рифмы, о её осознанном улучшении. Уже М. Ломоносов порицал инфинитивные глагольные рифмы, оканчивающиеся на “-ати”, “-ити”.

До XIX в. включительно рифмой считалось лишь точное созвучие всего, что стоит после ударной гласной. Таким образом, рифма, опираясь в основном на грамматические созвучия, постепенно исчерпывала себя. А. Пушкин, который продвинулся в стихосложении намного дальше своего времени, чувствовал это и стремился выйти за её рамки. Он раньше других осваивал и пытался ввести в обиход дактилическую рифму, а обычные, казалось бы, непримечательные созвучия были гораздо глубже, чем могло показаться на первый взгляд. Стоит вспомнить его знаменитое “читатель ждёт уж рифмы “розы”…”. Н. Некрасов, как поэт “гражданский”, активно использует более близкую народу лексику и окончательно утверждает дактилическую рифму.

В конце XIX в., когда теснота точной рифмы стала ощущаться особенно остро, активно развивается русское народное творчество – частушка, которая также повлияла на становление новой поэзии. Появляются первые поэты-символисты, пытающиеся выйти за рамки привычных созвучий лексически – ища необычные слова для своих рифм. В начале XX в., наконец, ломается канон точной рифмы, и разного рода усечения, метатезы, их комбинации и прочие необычные приёмы в рифме жадно осваиваются стихотворцами. Рифменные эксперименты Маяковского и других футуристов идут далеко вперёд, однако формирование нового канона происходит в своём темпе. Теперь не морфема рифмуется с морфемой, а слово со словом – таков тезис так называемой лексической рифмы. Один из важнейших её аспектов – продвижение созвучия влево от ударной гласной. Во второй половине XX в. небольшая часть поэтов высказывается против рифмы в целом, за белый, безрифменный стих.

Более подробно об истории такого непростого явления, как русская рифма, вы можете узнать из “Книги о русской рифме” Д. Самойлова.

Качество рифмы и словоблудие

Следующей вехой в развитии рифмы становится уже наше с вами время. Ключевое слово – развитие. Если стихотворец причисляет себя к настоящему времени, то ему непозволительно руководствоваться нормами позапрошлого века. Если поэзия для него живёт здесь и сегодня, то он не может игнорировать тенденции её развития. А в отношении рифмы, одной из важнейших основ стиха, они таковы, что приходится учитывать весь ранее накопленный опыт, иначе мы просто рискуем произвести впечатление скучных, неумелых стихотворцев. Изысканные созвучия на концах строк позволяют поддерживать внимание и интерес к нашему творчеству, как простого читателя, так и критика. Использовать рифму, но не использовать этот потенциал, на мой взгляд, кощунственно.

В свою очередь, использование её потенциала подразумевает постоянный поиск нового в традициях и традиций в новом, “изведение тысячи тонн словесной руды единого слова ради”. Если продолжить эту метафору, то наши словесные сплавы нуждаются во всё большем и большем количестве переработанной руды, в новых материалах и методах производства, чтобы как минимум держать планку. В противном случае мы практически ничего не даём русской литературе, а в чём-то даже тянем её назад.

Однако встаёт резонный вопрос: где грань хорошей и плохой рифмы, не как единичного явления, а как приёма в стихотворении и творчестве отдельного поэта в целом? Когда мы задаём одинаковую планку для всех рифм, мы теряем гибкость. Содержание начинает подчиняться форме, а в этот момент поэзия кончается, и начинается словоблудие.

В нашей работе крайне важно не увлечься и не опуститься до словоблудия, чтобы не потерять свой содержательный, осмысленный стержень, без которого наша поэзия выродится в пустую демонстрацию навыков стихосложения и использования художественных средств. Подобная опасность подстерегает всех, кто берётся изучать стихосложение серьёзно и основательно.

Чтобы умело держать планку и избежать словоблудия, я представляю вашему вниманию Систему оценки рифм. Она позволяет получить агрегированную оценку для группы рифм (например, в целом стихотворении или даже нескольких), чтобы численно охарактеризовать её качество и сделать вывод. Для её освоения требуются лишь базовые знания морфологии и владение арифметикой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32757. Резонанс. Резонансные кривые для амплитуды и фазы вынужденных колебаний 54.5 KB
  Явление возрастания амплитуды колебаний при приближении частоты вынуждающей силы w к собственной частоте колебательной системы w0 называется резонансом. При наличии трения резонансная частота несколько меньше собственной частоты колебательной системы. Другие механические системы могут использовать запас потенциальной энергии в различных формах.2 Явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты вынуждающей силы частоты вынуждающего переменного напряжения к частоте равной или близкой собственной частоте...
32758. Гидродинамика. Линии тока. Уравнение Бернулли 61 KB
  Гидродинамика раздел физики сплошных сред изучающий движение идеальных и реальных жидкости и газа. Если движение жидкости не содержит резких градиентов скорости то касательными напряжениями и вызываемым ими трением можно пренебречь и при описании течения. Если вдобавок малы градиенты температуры то можно пренебречь и теплопроводностью что и составляет приближение идеальной жидкости. В идеальной жидкости таким образом рассматриваются только нормальные напряжения которые описываются давлением.
32759. Ламинарное и турбулентное течение жидкости. Сила вязкого трения в жидкости. Число Рейнольдса. Формула Пуазейля 42 KB
  Число Рейнольдса. Ламинарное течение возможно только до некоторого критического значения числа Рейнольдса после которого оно переходит в турбулентное. Критическое значение числа Рейнольдса зависит от конкретного вида течения течение в круглой трубе обтекание шара и т. Число Рейнольдса Число Рейнольдса безразмерное соотношение которое как принято считать определяет ламинарный или турбулентный режим течения жидкости или газа.
32760. Термодинамический метод исследования. Термодинамические параметры. Равновесные состояния и процессы, их изображение на термодинамических диаграммах 40 KB
  Равновесные состояния и процессы их изображение на термодинамических диаграммах. Состояние системы задается термодинамическими параметрами параметрами состояния. Обычно в качестве параметров состояния выбирают: объем V м3; давление Р Па Р=dFn dS где dFn модуль нормальной силы действующей на малый участок поверхности тела площадью dS 1 Па=1 Н м2; термодинамическую температуру Т К Т=273. Под равновесным состоянием понимают состояние системы у которой все параметры состояния имеют определенные значения не изменяющиеся с...
32761. Вывод уравнения молекулярно-кинетической теории идеальных газов для давления и его сравнения с уравнением Клайперона-Менделеева 59.5 KB
  Основное уравнение молекулярнокинетической теории идеального газа Это уравнение связывает макропараметры системы давление p и концентрацию молекулс ее микропараметрами массой молекул их средним квадратом скорости или средней кинетической энергией: Вывод этого уравнения основан на представлениях о том что молекулы идеального газа подчиняются законам классической механики а давление это отношение усредненной по времени силы с которой молекулы бьют по стенке к площади стенки. Учитывая связь между концентрацией молекул в газе и его...
32762. Средняя кинетическая энергия молекул. Молекулярно-кинетическое толкование абсолютной температуры. Число степеней свободы. Закон равномерного распределения энергии по степеням свободы молекул 51 KB
  Число степеней свободы. Закон равномерного распределения энергии по степеням свободы молекул. Число степени свободы молекул. Закон равномерного распространения энергии по степеням свободы молекул.
32763. Работа газа при изменении его объёма. Количество теплоты. Теплоёмкость. Первое начало термодинамики 16.59 KB
  Количество теплоты. Количество теплоты мера энергии переходящей от одного тела к другому в данном процессе. Количество теплоты является одной из основных термодинамических величин. Количество теплоты является функцией процесса а не функцией состояния то есть количество теплоты полученное системой зависит от способа которым она была приведена в текущее состояние.
32764. Приминение первого начала термодинамики к изопроцессам и адиабатному процессу идеального газа. Зависимость теплоёмкости идеального газа от вида процесса 88 KB
  Приминение первого начала термодинамики к изопроцессам и адиабатному процессу идеального газа. Зависимость теплоёмкости идеального газа от вида процесса. Тогда для произвольной массы газа получим Q=dU=mCvT M Изобарный процесс p=const. При изобарном процессе работа газа при расширении объема от V1 до V2 равна и определяется площадью прямоугольника.
32765. Работа, совершаемая идеальным газом в различных процессах 32 KB
  Работа совершенная идеальным газом в изотермическом процессе равна где число частиц газа температура и объём газа в начале и конце процесса постоянная Больцмана. Работа совершаемая газом при адиабатическом расширении численно равная площади под кривой меньше чем при изотермическом процессе. Работа совершаемая газом при изобарном процессе при расширении или сжатии газа равна = PΔV. Работа совершаемая при изохорном процессе равна нулю т.