6708

Система оценки рифм. Качество рифмы и словоблудие

Контрольная

Иностранные языки, филология и лингвистика

Система оценки рифм Из истории развития рифмы Рифмой, как мы ранее определили, является созвучие в некоторой заранее определённой позиции, как правило, в конце строк. Однако не всегда она была такой выраженной, как сейчас. До того, как в Россию приш...

Русский

2013-01-07

18.82 KB

8 чел.

Система оценки рифм

Из истории развития рифмы

Рифмой, как мы ранее определили, является созвучие в некоторой заранее определённой позиции, как правило, в конце строк. Однако не всегда она была такой выраженной, как сейчас. До того, как в Россию пришло силлабо-тоническое стихосложение, рифма была явлением стихийным, и её качество определялось исключительно народным слухом. Самыми первыми известными памятниками поэтического творчества, да и русского фольклора, в целом, пожалуй, являются былины, эпические песни-сказания, которые датируются IX в. Созвучие в них строилось в основном на синтаксическом параллелизме, порождая таким образом грамматические рифмы.

Более интересные созвучия стали рождаться благодаря загадкам и поговоркам. Именно в них рифма оформилась как вполне определённый приём-украшение.

Пример:  Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься...

Сравните с:

Жена да муж, змея да уж.

Что не корыстно? – Коромысло.

Русская литература развивалась с оглядкой на Византию. Именно византийских богословов в качестве примера для подражания брали первые поэты Руси. Естественно, что главенствующая роль отводилась духовной литературе, представленной молитвословными и духовными стихами. В XIV-XV вв. на Руси начинает распространяться особая манера украшательства речи – “плетение словес”. Рифма в этих произведениях по-прежнему оставалась в большинстве своём грамматической.

Настоящий скачок развития русского стиха произошёл в XVII в.: стихотворение разбивается на строчки, рифма стихийная (окказиональная, случайная) становится регулярной и вполне осмысленной. Проходит время, и встаёт вопрос о качестве рифмы, о её осознанном улучшении. Уже М. Ломоносов порицал инфинитивные глагольные рифмы, оканчивающиеся на “-ати”, “-ити”.

До XIX в. включительно рифмой считалось лишь точное созвучие всего, что стоит после ударной гласной. Таким образом, рифма, опираясь в основном на грамматические созвучия, постепенно исчерпывала себя. А. Пушкин, который продвинулся в стихосложении намного дальше своего времени, чувствовал это и стремился выйти за её рамки. Он раньше других осваивал и пытался ввести в обиход дактилическую рифму, а обычные, казалось бы, непримечательные созвучия были гораздо глубже, чем могло показаться на первый взгляд. Стоит вспомнить его знаменитое “читатель ждёт уж рифмы “розы”…”. Н. Некрасов, как поэт “гражданский”, активно использует более близкую народу лексику и окончательно утверждает дактилическую рифму.

В конце XIX в., когда теснота точной рифмы стала ощущаться особенно остро, активно развивается русское народное творчество – частушка, которая также повлияла на становление новой поэзии. Появляются первые поэты-символисты, пытающиеся выйти за рамки привычных созвучий лексически – ища необычные слова для своих рифм. В начале XX в., наконец, ломается канон точной рифмы, и разного рода усечения, метатезы, их комбинации и прочие необычные приёмы в рифме жадно осваиваются стихотворцами. Рифменные эксперименты Маяковского и других футуристов идут далеко вперёд, однако формирование нового канона происходит в своём темпе. Теперь не морфема рифмуется с морфемой, а слово со словом – таков тезис так называемой лексической рифмы. Один из важнейших её аспектов – продвижение созвучия влево от ударной гласной. Во второй половине XX в. небольшая часть поэтов высказывается против рифмы в целом, за белый, безрифменный стих.

Более подробно об истории такого непростого явления, как русская рифма, вы можете узнать из “Книги о русской рифме” Д. Самойлова.

Качество рифмы и словоблудие

Следующей вехой в развитии рифмы становится уже наше с вами время. Ключевое слово – развитие. Если стихотворец причисляет себя к настоящему времени, то ему непозволительно руководствоваться нормами позапрошлого века. Если поэзия для него живёт здесь и сегодня, то он не может игнорировать тенденции её развития. А в отношении рифмы, одной из важнейших основ стиха, они таковы, что приходится учитывать весь ранее накопленный опыт, иначе мы просто рискуем произвести впечатление скучных, неумелых стихотворцев. Изысканные созвучия на концах строк позволяют поддерживать внимание и интерес к нашему творчеству, как простого читателя, так и критика. Использовать рифму, но не использовать этот потенциал, на мой взгляд, кощунственно.

В свою очередь, использование её потенциала подразумевает постоянный поиск нового в традициях и традиций в новом, “изведение тысячи тонн словесной руды единого слова ради”. Если продолжить эту метафору, то наши словесные сплавы нуждаются во всё большем и большем количестве переработанной руды, в новых материалах и методах производства, чтобы как минимум держать планку. В противном случае мы практически ничего не даём русской литературе, а в чём-то даже тянем её назад.

Однако встаёт резонный вопрос: где грань хорошей и плохой рифмы, не как единичного явления, а как приёма в стихотворении и творчестве отдельного поэта в целом? Когда мы задаём одинаковую планку для всех рифм, мы теряем гибкость. Содержание начинает подчиняться форме, а в этот момент поэзия кончается, и начинается словоблудие.

В нашей работе крайне важно не увлечься и не опуститься до словоблудия, чтобы не потерять свой содержательный, осмысленный стержень, без которого наша поэзия выродится в пустую демонстрацию навыков стихосложения и использования художественных средств. Подобная опасность подстерегает всех, кто берётся изучать стихосложение серьёзно и основательно.

Чтобы умело держать планку и избежать словоблудия, я представляю вашему вниманию Систему оценки рифм. Она позволяет получить агрегированную оценку для группы рифм (например, в целом стихотворении или даже нескольких), чтобы численно охарактеризовать её качество и сделать вывод. Для её освоения требуются лишь базовые знания морфологии и владение арифметикой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30240. Прогнозирование и планирование деятельности предприятий СКСиТ 66.84 KB
  Туристским организациям как национальным государственным так и частным постоянно требуются статистические данные для выявления тенденций на рынке туризма. Статистика туризма показывает где и на что туристы тратят деньги. Таким образом статистика туризма может предоставить информацию жизненно необходимую для многих видов коммерческой деятельности. Такие сведения представляют несомненную ценность для тех кто занимается планированием развитием и практической реализацией как международного так и внутреннего туризма.
30241. Назначение, состав, этапы разработки бизнес-плана предприятий СКСиТ 55 KB
  Назначение состав этапы разработки бизнесплана предприятий СКСиТ. Значение бизнесплана. Бизнесплан это документ описывающий все основные аспекты будущего коммерческого предприятия анализирующий проблемы с которыми может столкнуться фирма и способы их решения. Бизнесплан позволяет: всесторонне обосновать тот или иной проект или мероприятие; разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели; определить финансовые результаты о реализации проекта.
30243. Влияние туризма на развитие экономики дестинации, эффект мультипликации в туризме 79 KB
  Влияние туризма на развитие экономики дестинации эффект мультипликации в туризме. Индустрия туризма является важнейшим участником мировой торговли; во многих странах именно поступления от туризма формируют основную часть доходов в иностранной валюте. Здесь следует дать и некоторые другие определения используемые в макроэкономике туризма. В такой ситуации развитие доходного туризма может существенно поправить положение.
30244. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в СКСиТ 42 KB
  Общество с ограниченной ответственностью это учрежденное одним или несколькими лицами общество УК которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск в пределах стоимости внесенных вкладов. Общество с дополнительной ответственностью это учрежденное одним или несколькими лицами общество УК которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники ОДО солидарно несут субсидиарную...
30245. Экономические основы теории безубыточности предприятий СКСиТ 87.5 KB
  Общая характеристика затрат Целью любого коммерческого предприятия производящего продукцию или услуги является получение прибыли и чем больше прибыли оно получает тем лучше оно работает. Другими словами прибыль зависит от цены продукции и затрат себестоимости на ее производство. Но если цена продукции зависит от ситуации которая складывается на рынке то затраты на ее производство непосредственно зависят от финансовохозяйственной деятельности самого предприятия. Это видно из следующей формулы: ВД =V с с где ВД ...
30246. Понятие и структура основных фондов предприятий СКСиТ 86.5 KB
  Понятие и структура основных фондов предприятий СКСиТ. Понятие об основных фондах их классификация. Согласно новому положению по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6 01 [Новое положение по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6 01. Объекты основных средств стоимостью не более 2000 рублей за единицу могут списываться на затраты по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
30247. TCP/IP 626.5 KB
  Большинство персональных компьютеров задействованных в сети используют в настоящее время сетевые адаптеры типа Ethernet и Token Ring с заранее присвоенными встроенными уникальными идентификаторами МАСадресами которые делают IPадреса избыточными. Многие другие типы компьютеров имеют всевозможные адреса назначаемые сетевыми администраторами причем нет никакой уверенности в том что у другого компьютера в сети масштаба Интернета не будет точно такого же адреса. Так как IPадреса регистрируются централизованно можно быть уверенным что...
30248. IPX/SPX 549.1 KB
  Заголовок дейтаграммы IPX имеет длину 30 байтов для сравнения: размер заголовка IP равен 20 байтам. Контрольная сумма Checksum 2 байта. Длина Length 2 байта. Задает размер дейтаграммы в байтах включая заголовок IPX и поле данных.