6709

Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм Сейчас часто можно услышать от людей, сведущих в поэзии: хорошая рифма, плохая рифма. Они вполне могут объяснить, почему они считают тот или иной рифменный ряд плохим ил...

Русский

2013-01-07

21.39 KB

6 чел.

Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм

Сейчас часто можно услышать от людей, сведущих в поэзии: “хорошая рифма”, “плохая рифма”. Они вполне могут объяснить, почему они считают тот или иной рифменный ряд плохим или хорошим. Для объективности и универсальности таких оценок я предлагаю использование Системы оценки рифм, далее упоминаемой как Сиориф. Метод состоит в следующем.

Каждая рифменная пара (одна, если рифмуются две строки; две и более, если рифмуются три строки и так далее) получает оценку от -2 до +3 в зависимости от следующих критериев:

  1.  
  2. Если рифма грамматическая (одна и та же часть речи в одной и той же форме: белый – смелый), то за первое употребление данной грамматической формы рифма получает 0, за последующие -1.
  3. Глагольная и деепричастная рифма (любить – убить; умирая - забывая) получает -1 всегда.
  4. Однокоренная рифма получает -2.
  5.  
  6. Если созвучие образовано одной только ударной гласной (слон – кот), а также без поддержки опорной согласной в открытой мужской рифме (молва – черна), оно получает -1.
  7. Если рифма отсутствует (не совпадает ударная гласная и хотя бы одна из окружающих её согласных) там, где она ожидается, ставится -2.
  8.  
  9. По усмотрению критика общеупотребительная рифма (кровь – любовь) может получить -1. Причина этого усмотрения – иногда общеупотребительные рифмы могут выполнять особую функцию и по-новому смотреться в стихотворении.
  10. Аналогично по усмотрению критика лексически интересная рифма (экзотическое слово, имя собственное, например) может получить +1.
  11. Если зарифмованы разные части речи или разные формы одной части речи при условии, что в начальной форме эти слова не рифмуются (планета – кларнета подходит; планета – кареты не подходит под этот критерий), рифма получает +1 за первое употребление данного грамматического сопоставления. За последующие грамматические сопоставления такого же вида рифма получает 0.

  1.  
  2. Если совпадает опорная согласная (планета - кларнета), то рифма получает +1.
  3. Если наблюдается более сложная игра звуков (например, не рваный – нирвана; не велит – инвалид), то рифма получает +2.
  4. Составная рифма получает +1.

Рифма может удовлетворять более, чем одному критерию, и в таком случае оценки складываются, однако в пределах одного критерия может быть выбран только один подпункт. Также отдельно отмечу: если в результате сложения оценок по критериям рифма получает больше +3, или меньше -2, то рифма получает +3 или -2, соответственно.

Пример 1: “убивает – забывает” попадает под критерии 1b и 5a, получая таким образом -1 + 1 = 0.

Пример 2: “апокалипсис – а пока мы все” попадает под критерии 2a, 4, 5b и 6, получая таким образом -1 + 1 + 2 + 1 = +3.

Пример 3: “порвался – пар в вальсе” попадает под 4, 5b, 6, получая

+ 1 + 2 + 1 = +4. Оценка усекается до +3.

Обработку оценок предлагаю проводить следующим образом: поставив рейтинг каждой рифме в группе, вычислить их среднее арифметическое R.

Если R<0, то данное стихотворение обладает очень плохой рифмой (если автор вообще её задумывал). От рифмы следует либо отказаться, либо серьёзно над ней поработать.

Если 0≤R<1, то рифма в данном стихотворении слабовата. Автору следует больше работать над рифмой.

Если 1≤R<2, то рифма в данном стихотворении достаточно хороша и богата. Дальнейшая работа имеет смысл, если рифма является для автора особенно важным элементом выражения.

Если R>2, то рифма в данном стихотворении очень выразительна и богата. Дальнейшие попытки улучшить рифму, скорее всего, приведут к основательному подчинению ей содержания.

Естественно, данную систему саму по себе можно охарактеризовать как субъективную ввиду многих тонкостей и переменных параметров (отношение мягких и твёрдых, глухих и звонких согласных, усечения, метатезы), однако тот факт, что ей может овладеть более одного человека, делает её полезной и применимой на практике.

Конечным результатом упражнений с Сиорифом должна стать привычка, внутренний цензор, который будет контролировать качество нашей рифмы в процессе работы над стихотворениями, не позволяя ей опуститься слишком низко, но при этом давая необходимую гибкость.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73253. Анализ влияния форм и методов розничной торговли на принятие потребителем решения о покупке продовольственных товаров 165.39 KB
  Розничная продажа товаров. Технология продажи товаров. Цель работы заключается в том что следует выяснить действительно ли различные формы и методы розничной продажи товаров влияют на потребительский выбор на примере конкретного предприятия.
73255. Расчет рентабельности предприятия 314.5 KB
  Целью данной курсовой работы являются расчёт полной себестоимости продукции данного предприятия оценка материальных затрат определение экономических эффективностей функционирования предприятия выявление факторов влияющие на себестоимость продукции производимой на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие...
73258. РАЗРАБОТКА АССОРТИМЕНТА СУПОВ В МИРОВОЙ КУХНЕ 987.72 KB
  Супы широко распространенные блюда. Сначала жидкие блюда русской кухни называли похлебками. Вначале им называли чужеземные жидкие блюда но позднее распространили и на национальные похлебки. Многие страны имеют свои национальные первые блюда в большинстве случаев являющиеся супами.
73259. Исследование распределений температуры в полосковых проводниках 456.58 KB
  Измерение теплового поля тонких полосковых проводников может быть осуществлено различными методами, каждый из которых связан с некоторыми трудностями. Контактный метод измерения не подходит, так как высока теплоемкость контактирующего материала. Для измерения теплового поля хорошо подходит пирометрический метод, но для проведения измерений необходимо подготовить исследуемый объект