6709

Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм Сейчас часто можно услышать от людей, сведущих в поэзии: хорошая рифма, плохая рифма. Они вполне могут объяснить, почему они считают тот или иной рифменный ряд плохим ил...

Русский

2013-01-07

21.39 KB

6 чел.

Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм

Сейчас часто можно услышать от людей, сведущих в поэзии: “хорошая рифма”, “плохая рифма”. Они вполне могут объяснить, почему они считают тот или иной рифменный ряд плохим или хорошим. Для объективности и универсальности таких оценок я предлагаю использование Системы оценки рифм, далее упоминаемой как Сиориф. Метод состоит в следующем.

Каждая рифменная пара (одна, если рифмуются две строки; две и более, если рифмуются три строки и так далее) получает оценку от -2 до +3 в зависимости от следующих критериев:

  1.  
  2. Если рифма грамматическая (одна и та же часть речи в одной и той же форме: белый – смелый), то за первое употребление данной грамматической формы рифма получает 0, за последующие -1.
  3. Глагольная и деепричастная рифма (любить – убить; умирая - забывая) получает -1 всегда.
  4. Однокоренная рифма получает -2.
  5.  
  6. Если созвучие образовано одной только ударной гласной (слон – кот), а также без поддержки опорной согласной в открытой мужской рифме (молва – черна), оно получает -1.
  7. Если рифма отсутствует (не совпадает ударная гласная и хотя бы одна из окружающих её согласных) там, где она ожидается, ставится -2.
  8.  
  9. По усмотрению критика общеупотребительная рифма (кровь – любовь) может получить -1. Причина этого усмотрения – иногда общеупотребительные рифмы могут выполнять особую функцию и по-новому смотреться в стихотворении.
  10. Аналогично по усмотрению критика лексически интересная рифма (экзотическое слово, имя собственное, например) может получить +1.
  11. Если зарифмованы разные части речи или разные формы одной части речи при условии, что в начальной форме эти слова не рифмуются (планета – кларнета подходит; планета – кареты не подходит под этот критерий), рифма получает +1 за первое употребление данного грамматического сопоставления. За последующие грамматические сопоставления такого же вида рифма получает 0.

  1.  
  2. Если совпадает опорная согласная (планета - кларнета), то рифма получает +1.
  3. Если наблюдается более сложная игра звуков (например, не рваный – нирвана; не велит – инвалид), то рифма получает +2.
  4. Составная рифма получает +1.

Рифма может удовлетворять более, чем одному критерию, и в таком случае оценки складываются, однако в пределах одного критерия может быть выбран только один подпункт. Также отдельно отмечу: если в результате сложения оценок по критериям рифма получает больше +3, или меньше -2, то рифма получает +3 или -2, соответственно.

Пример 1: “убивает – забывает” попадает под критерии 1b и 5a, получая таким образом -1 + 1 = 0.

Пример 2: “апокалипсис – а пока мы все” попадает под критерии 2a, 4, 5b и 6, получая таким образом -1 + 1 + 2 + 1 = +3.

Пример 3: “порвался – пар в вальсе” попадает под 4, 5b, 6, получая

+ 1 + 2 + 1 = +4. Оценка усекается до +3.

Обработку оценок предлагаю проводить следующим образом: поставив рейтинг каждой рифме в группе, вычислить их среднее арифметическое R.

Если R<0, то данное стихотворение обладает очень плохой рифмой (если автор вообще её задумывал). От рифмы следует либо отказаться, либо серьёзно над ней поработать.

Если 0≤R<1, то рифма в данном стихотворении слабовата. Автору следует больше работать над рифмой.

Если 1≤R<2, то рифма в данном стихотворении достаточно хороша и богата. Дальнейшая работа имеет смысл, если рифма является для автора особенно важным элементом выражения.

Если R>2, то рифма в данном стихотворении очень выразительна и богата. Дальнейшие попытки улучшить рифму, скорее всего, приведут к основательному подчинению ей содержания.

Естественно, данную систему саму по себе можно охарактеризовать как субъективную ввиду многих тонкостей и переменных параметров (отношение мягких и твёрдых, глухих и звонких согласных, усечения, метатезы), однако тот факт, что ей может овладеть более одного человека, делает её полезной и применимой на практике.

Конечным результатом упражнений с Сиорифом должна стать привычка, внутренний цензор, который будет контролировать качество нашей рифмы в процессе работы над стихотворениями, не позволяя ей опуститься слишком низко, но при этом давая необходимую гибкость.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26086. Порядок исчисления и уплаты ЕСХН 45.5 KB
  При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы: 1 расходы на приобретение сооружение и изготовление основных средств а также на достройку дооборудование реконструкцию модернизацию и техническое перевооружение основных средств; 2 расходы на приобретение нематериальных активов создание нематериальных активов самим налогоплательщиком; 3 расходы на ремонт основных средств в том числе арендованных; 4 арендные в том числе лизинговые платежи за арендуемое в том числе...
26087. Культура и общество, Социальная культура 69.96 KB
  Место и роль культуры в обществе велики. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того общество создает условия для массового использования ценностей культуры а следовательно порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов что в свою очередь превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.
26088. Семиотическое измерение культуры 15.56 KB
  Явления культуры – знаки и совокупность знаков тексты в которых зашифрована социальная информация т. В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций обмена информацией а явления культуры рассматриваются как система знаков. Возможности понимания и трансляции культуры могут реализовываться с помощью различных знаковых систем или языков культуры: естественного языка фольклора традиций предметов быта охоты или другого вида деятельности ритуалов обрядов церемоний этикета типа жилища посредством...
26089. Динамика культуры 16.85 KB
  Законом общественного развития в том числе и законом развития культуры принято называть объективно существующую повторяющуюся необходимую существенную связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса.Вебер до отказа от признания закономерностей развития культуры например О. Кроме того позиции ученых различаются в зависимости от того какой масштаб действия законов развития культуры ими признается: или законы действуют в масштабах всего человечества так считают большинство исследователей За десять тысяч лет своего...
26090. Практикоориентированное освоение потенциала культуры 13.28 KB
  Экспертиза культуры также назначается по делам об экстремистской деятельности когда необходимо установить наличие или отсутствие на объекте фашистской символики пропаганды жестокости насилия вражды по отношению к определенной социальной религиозной национальной группе. Экспертиза памятников культуры проводится для охраны сохранения памятников при необходимости включении данных объектов в реестр объектов культурного наследия или установлении законности его сноса. Экспертиза памятников также актуальна по уголовным делам связанных с...
26091. Тело как феномен 17.04 KB
  Тело всегда наполняет наше сознание или сознание наполняет тело. Исходя из этого положения тело непрерывно выявляет процесс становления сознания. Именно тело является тем что сообщает миру бытие и обладать телом означает для живущего сращиваться с определенной средой сливаться воедино с определенными проектами и непрерывно в них углубляться поэтому тело должно рассматриваться не как объект мира но как средство нашего с ним сообщения.
26092. Культурная коммуникация 18.05 KB
  Необходимыми условиями и структурными компонентами социокультурной коммуникации являются наличие общего языка у субъектов коммуникации каналов передачи информации а также правил осуществления связей семиотических этических. Различные интерпретации социокультурной коммуникации основанные на различных методологических парадигмах акцентируют ее суть либо как совокупности средств передачи социальной информации образующих базу для становления и развития информационного общества технократически рационалистический подход либо как способа...
26093. Социокультурный прогресс 17.3 KB
  Заслуга разработки теории культурного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века Ж. Основой прогресса просветители считали совершенствование разума рост знаний.Дальнейшую разработку теория культурного прогресса получает в марксизме. Основу марксистской концепции культурного прогресса составляет учение об общественноэкономических формациях.
26094. Глобализация 29.47 KB
  Если считать ее древним явлением то глобализация всемирноисторический процесс. Глобализация сравнительно новый термин получивший в последнее десятилетие распространение в научной и политической литературе. Предметом оживленных дебатов служит буквально все что такое глобализация когда она началась как она соотносится с другими процессами в общественной жизни каковы ее ближайшие и отдаленные последствия.