6709

Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм Сейчас часто можно услышать от людей, сведущих в поэзии: хорошая рифма, плохая рифма. Они вполне могут объяснить, почему они считают тот или иной рифменный ряд плохим ил...

Русский

2013-01-07

21.39 KB

6 чел.

Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм

Сейчас часто можно услышать от людей, сведущих в поэзии: “хорошая рифма”, “плохая рифма”. Они вполне могут объяснить, почему они считают тот или иной рифменный ряд плохим или хорошим. Для объективности и универсальности таких оценок я предлагаю использование Системы оценки рифм, далее упоминаемой как Сиориф. Метод состоит в следующем.

Каждая рифменная пара (одна, если рифмуются две строки; две и более, если рифмуются три строки и так далее) получает оценку от -2 до +3 в зависимости от следующих критериев:

  1.  
  2. Если рифма грамматическая (одна и та же часть речи в одной и той же форме: белый – смелый), то за первое употребление данной грамматической формы рифма получает 0, за последующие -1.
  3. Глагольная и деепричастная рифма (любить – убить; умирая - забывая) получает -1 всегда.
  4. Однокоренная рифма получает -2.
  5.  
  6. Если созвучие образовано одной только ударной гласной (слон – кот), а также без поддержки опорной согласной в открытой мужской рифме (молва – черна), оно получает -1.
  7. Если рифма отсутствует (не совпадает ударная гласная и хотя бы одна из окружающих её согласных) там, где она ожидается, ставится -2.
  8.  
  9. По усмотрению критика общеупотребительная рифма (кровь – любовь) может получить -1. Причина этого усмотрения – иногда общеупотребительные рифмы могут выполнять особую функцию и по-новому смотреться в стихотворении.
  10. Аналогично по усмотрению критика лексически интересная рифма (экзотическое слово, имя собственное, например) может получить +1.
  11. Если зарифмованы разные части речи или разные формы одной части речи при условии, что в начальной форме эти слова не рифмуются (планета – кларнета подходит; планета – кареты не подходит под этот критерий), рифма получает +1 за первое употребление данного грамматического сопоставления. За последующие грамматические сопоставления такого же вида рифма получает 0.

  1.  
  2. Если совпадает опорная согласная (планета - кларнета), то рифма получает +1.
  3. Если наблюдается более сложная игра звуков (например, не рваный – нирвана; не велит – инвалид), то рифма получает +2.
  4. Составная рифма получает +1.

Рифма может удовлетворять более, чем одному критерию, и в таком случае оценки складываются, однако в пределах одного критерия может быть выбран только один подпункт. Также отдельно отмечу: если в результате сложения оценок по критериям рифма получает больше +3, или меньше -2, то рифма получает +3 или -2, соответственно.

Пример 1: “убивает – забывает” попадает под критерии 1b и 5a, получая таким образом -1 + 1 = 0.

Пример 2: “апокалипсис – а пока мы все” попадает под критерии 2a, 4, 5b и 6, получая таким образом -1 + 1 + 2 + 1 = +3.

Пример 3: “порвался – пар в вальсе” попадает под 4, 5b, 6, получая

+ 1 + 2 + 1 = +4. Оценка усекается до +3.

Обработку оценок предлагаю проводить следующим образом: поставив рейтинг каждой рифме в группе, вычислить их среднее арифметическое R.

Если R<0, то данное стихотворение обладает очень плохой рифмой (если автор вообще её задумывал). От рифмы следует либо отказаться, либо серьёзно над ней поработать.

Если 0≤R<1, то рифма в данном стихотворении слабовата. Автору следует больше работать над рифмой.

Если 1≤R<2, то рифма в данном стихотворении достаточно хороша и богата. Дальнейшая работа имеет смысл, если рифма является для автора особенно важным элементом выражения.

Если R>2, то рифма в данном стихотворении очень выразительна и богата. Дальнейшие попытки улучшить рифму, скорее всего, приведут к основательному подчинению ей содержания.

Естественно, данную систему саму по себе можно охарактеризовать как субъективную ввиду многих тонкостей и переменных параметров (отношение мягких и твёрдых, глухих и звонких согласных, усечения, метатезы), однако тот факт, что ей может овладеть более одного человека, делает её полезной и применимой на практике.

Конечным результатом упражнений с Сиорифом должна стать привычка, внутренний цензор, который будет контролировать качество нашей рифмы в процессе работы над стихотворениями, не позволяя ей опуститься слишком низко, но при этом давая необходимую гибкость.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37560. Философия в Беларуси: основные идеи и этапы развития 164.5 KB
  Философия в Беларуси: основные идеи и этапы развития Формирование условий подготовивших возможность возникновения философии Беларуси следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. Вместе с тем своеобразие социальноэкономического и общественнополитического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции...
37561. Философия как мировоззренческая концепция 280 KB
  Понятие человека сущность человека. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху у того или иного народа или отдельного человека тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Мировоззрение комплексная форма сознания объемлющая самые разные пласты человеческого опыта способно раздвигать узкие рамки повседневности конкретного места и времени соотносить данного человека с другими людьми включая и тех что жили раньше будут жить потом. В мифологии отсутствовали отчётливые разграничения мира и человека...
37562. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ в курсах «Философии» и «Культурологии» 212.5 KB
  ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ в курсах Философии и Культурологии Учебнометодическое пособие для студентовзаочников Петрозаводск 2001 Учебнометодическое пособие Изучение проблем философии истории в курсах Философии и Культурологии рассмотрено и одобрено на заседаниях секции гуманитарных дисциплин 25 мая 2001 года и научнометодического совета Карельского филиала СЗАГС 29 мая 2001 года. 3 Распределение материала философии истории по курсам Философии и Культурологии . Содержание...
37563. СПЕЦПИТАННЯ ФІЛОСОФІЇ 953.5 KB
  Основні фції: 1 синтез знань і створення єдиної картини світу відповідної певному рівню розвитку науки культури та історичного досвіду; 2 обгрунтування виправдання і аналіз світогляду; 3 розробка загальної методології пізнання і діяльності людини в навколишньому світі.У цих рядках чудово те що походження пам'яті связиввется в них з походженням таких безперечно історичних прийомів поведінки як рахунок і писемність; ми побачимо дійсно що пам'ять сучасної людини є таким же продуктом його культурного соціального розвитку як і його мова...
37564. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 2.68 MB
  Фатхи ОСНОВЫФИЛОСОФИИ НАУКИ Учебное пособие для аспирантов OCR: В. К 55 Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки ее генезис и история структура уровни и методология научного исследования актуальные проблемы философии науки роль науки в жизни человека и общества перспективы ее развития и ряд других проблем.