6711

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. Свобода торговли, протекционизм

Контрольная

Таможенное регулирование

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. Свобода торговли, протекционизм В современной экономике таможенное торговое регулирование ВЭД традиционно рассматривается как основной инструмент внешней торговой политики, посредством которой государство имеет ...

Русский

2013-01-07

24.36 KB

10 чел.

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. Свобода торговли, протекционизм

В современной экономике таможенное торговое регулирование ВЭД традиционно рассматривается как основной инструмент внешней торговой политики, посредством которой государство имеет возможность не только регулировать свои экономические отношения с внешним миром, но и корректировать состояние внутреннего рынка.

Таможенное торговое регулирование ВЭД представляет собой комплекс мер связанных с ведением, изменением и прекращением действия различных видов таможенных пошлин, взимаемых с ввозимых в страну товаров и вывозимой из страны продукции.

Соответственно в роли непосредственного инструмента таможенно-торгового регулирования выступает таможенная пошлина.

Применение мер таможенно-торгового регулирования по сути означает установление определенных ограничений (варьирование их уровня) на ввоз зарубежной продукции или вывоз отечественной продукции.

Существует два (2) концептуальных противоположных подхода к управлению использование таможенных тарифов в системе государственного регулирования: протекционизм и фритредерство.

Протекционизм – это политика использования ограничений, направленная на затруднение доступа иностранных товаров, услуг, капиталов, рабочей силы на внутренний рынок с целью ослабления иностранной конкуренции.

Фритредерство (политика свободной торговли) – это политика устранения ограничений международной торговли, а также международном обмене, факторов производства с целью активизации международных экспортных отношений.

Согласно протекционистской концепции, применение таможенно-торгового регулирования необходимо для стимулирования национальной экономики посредством поддержки местной промышленности.

При этом, в качестве основных причин, обуславливающих использование таможенных тарифов называются следующие:

  1.  Тариф необходим для поддержки всех отечественных производств, которые не в состоянии конкурировать с более дешевым иностранным товаром, производимым с помощью более современных технологий. Тарифная защита дает возможность местным предприятиям находить финансовые ресурсы для технологической организации производства, осуществление которой позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
  2.  Тариф необходим для поддержки молодых отраслей промышленности, которые еще только формируются в данной стране, в то время как в других странах они уже достаточно сильно развиты. Без тарифной защиты, по крайней мере, на период становления и импорт дешевой зарубежной продукции способен погубить данную отрасль, не дав ей развиться.
  3.  Тариф стимулирует иностранные инвестиции. В целях доступа на защищаемый таможенной пошлиной рынок, зарубежный производитель может пойти на организацию производства на территории данной страны.
  4.  Тариф является средством поддержания национальной безопасности, обеспечивая защиту от иностранной конкуренции, стратегически важных для безопасности государства, которое работает на оборону страны. кроме того подчеркивается, что таможенная пошлины является важным источником дохода для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

С другой стороны в соответствии с фритредерской концепцией использования тарифов, ограничений, оказывая негативное влияние на национальную экономику в следствии чего необходимо отказаться от применения. Данная концепция основывается на следующих положениях:

  1.  Тарифы снижают аллокативную эффективность (эффективность распределения ресурсов), стимулируя их в перелив ресурсов в пользу низкоэффективных, но защищенных отраслей. Следовательно замедляется экономическое благосостояние, использующий импортный тариф страны.
  2.  Введение тарифов может привести к торговым войнам, которые способны оказать крайне негативное влияние на экономику страны – инициатора введения тарифов.
  3.  Тариф увеличивает расходы потребителей, так как из-за тарифа они вынуждены покупать и импортные, и аналогичные отечественные товары по более высоким ценам, следовательно снижается доход потребителей. На ряду с этим общее повышение уровня цен, вызванных тарифов ведет к увеличению стоимости жизни страны.
  4.  Тариф на импортные товары косвенно подрывает позиции местных экспортеров, использующих в качестве сырья и материалов, как импортную так и аналогичную ей отечественную продукцию.
  5.  Тариф ведет к сокращения общего уровня занятости, способствуя к сохранению или увеличению рабочих мест на импортозамещающих производствах, импортный тариф приводит к более значительному сокращению занятости в экспортном и другим, связанных с ним, секторах.

Каждый из приведенных доводов, как в поддержку, так и против применения тарифных ограничений, не является бесспорным и с разной степенью обоснованности оспаривается сторонниками противоположенных концепций.

Проблема тарифного ограничения (тарифного протекционизма) не редко рассматривается в контексте более широкой задачи формирования внешнеторгового режима страны. Выбор импортозамещающего основанного на тарифном протекционизме, либо экспортоориентированного ( предусматривающего либеральные условия доступа на внутренний рынок зарубежной продукции) торгового режима сопряжен с определением парадигмы экономического развития государства.

Эмпирические данные последней трети 20-го века показали, что экономическая политика обоснованная на импортозамещении всегда оказывалась менее плодотворной нежели экспортоориентированная. Вместе с тем импортозамещающий режим не смотря на признаваемую сегодня их меньшую эффективность в сравнении с экспортоориентированием все же давали толчок к промышленному развитию.

Экспортные отрасли промышленности практически всегда и везде формировались на базисе секторов ориентированных в начале на внутренний рынок. Наиболее известные исключения из этого правила только Швейцария и Гонконг, которые использовали свободную торговлю в качестве наверстывания. Следовательно использование тарифного протекционизма также может способствовать укреплению национальной промышленности, а сам он может являться фактором экономического развития, однако гарантированная причинно-следственная связь между установлением тарифных ограничений и положительным изменениям в экономике все же отсутствует. Принимая во внимание также меньшую эффективность импортозамещающую стратегию в сравнении с экспортоориентированием отметим, что использование тарифного протекционизма в качестве фактора экономического развития может быть целесообразным лишь как временная тактическая мера перед либерализацией внешней торговли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26765. Гражданское общество 38 KB
  Вновь подтверждена онтологическая закономерность гражданского общества обозначенная еще древними греками. Воля каждого гражданина должна быть подчинена безоговорочно воле общей – воле всего гражданского общества которую в свою очередь выражает государство и государь. Таким образом можно говорить о взаимодействии государства гражданского общества и граждан. Иначе о каком устойчивом развитии сообщества можно вести речь Автор первого специального исследования Опыт истории гражданского общества Адам Фергюсон в 1767 году писал: Внутренний...
26766. Философия права и гражданское общество 37 KB
  Они переводят теоретические дискуссии о сущности гражданского общества в разговор о существующей социальной реальности в которой нельзя не заметить что реальное содержание понятий государство и общество не совпадают. Некоторые исследователи считают что он не просто разграничил понятия а противопоставил государство и гражданское общество друг другу. В своей работе Философия права он рассматривал гражданское общество как особый этап всемирной истории. А под этой историей он понимал развитие абсолютного нравственного духа...
26767. Гражданское общество в начале ХХ века 29.5 KB
  Изменения в мире которые происходят под влиянием индустриальной модернизации оказывают влияния и на развитие идеи гражданского общества. Социологический анализ общества представлен концепцией формальной рациональности М.Тенниса и формальной теорией общества Г. Их следует рассматривать в литературе этой проблематики поскольку они дают весьма определенные характеристики современных им общественных устройств и позволяют делать выводы о новых проблемах формирования гражданского общества.
26768. Основатели российского государства 45.5 KB
  3 Нет сведений о сделках с землей на северовостоке России до первой половины XIV века и очень немного таких сведений во второй половине этого века. Государь был обладателем всей России и частная собственность вытекала из государственной писал историк далекого прошлого Александр Лакиер. Можно сказать что новгородская республика была единственной в истории России моделью гражданского общества почти со всеми его сущностными признаками которые мы наблюдали в западных странах и она также демонстрировала пример процветания и устойчивого...
26769. История прогрессивных идей в России 46 KB
  В это время в России впервые появляется первое печатное издание газета Ведомости издаваемая лично Петром I. Отсутствие в России достаточно влиятельной общественной силы и практики самостоятельного действия которая могла бы возглавить движение к гражданским реформам на столь огромной территории какой являлась Россия привело к своеобразному историческому парадоксу: эту роль взяло на себя государство.2 В России таким образом оказалась чрезвычайно сильна роль мыслящего меньшинства 1 от населения страны приобщенного к просвещению....
26770. Гражданское общество в 60-е годы 39.5 KB
  Именно с этого момента и принято говорить о зарождении в России какихто реальных элементов гражданского общества. И здесь особенно следует подчеркнуть что в отличие от западных стран в России формирование основ гражданского общества началось с реформ произведенных властью добровольно. Отныне управлял крестьянским миром выборный сельский сход которому предоставили довольно много полномочий: выборы сельского старосты и других должностных лиц увольнение из общества и принятие новых членов удаление из общества вредных и порочных членов что...
26771. История России и гражданского общества в конце ХІХ века 45 KB
  Журнал Вестник Европы в первом номере посвященном наступлению нового века писал что большинство цивилизованных стран живет в условиях торжества капитализма и буржуазной демократии а в России реформы не доведены до конца. Авторы от имени либеральной общественности в качестве задач которые России нужно решить в ХХ веке называют уничтожение сословного неравноправия введение независимого от администрации суда развитие самоуправления юридическое облегчение положения печати развитие частных обществ обеспечение реальной свободы совести...
26772. Открытое общество и его враги 30 KB
  Но можно сказать и иначе: с 1917 года история развития гражданского общества в России прерывается в связи с огосударствливанием всех сфер деятельности и активности. В Советском Союзе сохраняется главный элемент гражданского общества пусть не в массовом масштабе который вопреки давлению государства все же сохранил в себе способность формировать личное мировоззрение и личную судьбу. С момента перестройки с 1985 года правомерно становится говорить об активном процессе формирования гражданского общества в России.