67123

Третий период творчества Шекспира (1607 – 1612) – «трагический»

Лекция

Литература и библиотековедение

Особенностью этого периода является то что Шекспир ищет опору в фантазии обращается к жанру философской притчи и сказке. оптимистический период комедии Шекспира. Большинство написаны в первый период творчества они отражают жизнерадостный светлый мир ренессанса основной темой является любовь ее зарождение в юных сердцах...

Русский

2014-09-04

43 KB

9 чел.

Третий период творчества Шекспира (1607 – 1612) – «трагический»

Романтико-философский период. Особенностью этого периода является то, что Шекспир ищет опору в фантазии, обращается к жанру философской притчи и сказке. Творчество этого периода отличается утопичностью, конфликты изображаются драматично, жизненно, но разрешение этих конфликтов переводится в фантастический пласт, в финале торжествует мудрая доброта сказки. В этот период были написаны: «Буря», «Зимняя сказка», «Цимбелин».

«оптимистический период», комедии Шекспира.

Большинство написаны в первый период творчества, они отражают жизнерадостный, светлый мир ренессанса, основной темой является любовь, ее зарождение в юных сердцах, споры о любви, интриги, большинство героев в комедиях Шекспира – это идеал человека эпохи возрождения, они молоды, хорошо воспитаны, стремятся к счастью, живут в гармонии телесного и духовного начала. Использовал сюжеты древнегреческих и древнеримских авторов, обнаруживаются сходства с произведениями Менандра и Плавта. Интрига строится по принципу путаницы, на всевозможных ошибках, которые совершают герои. «Комедия ошибок». Нередко из античной культуры Шекспир черпал не только формы комического, но также оперировал к мифологическим сюжетам, историческим преданиям, но, конечно, все эти материалы он перерабатывал. «Сон в летнюю ночь». Поскольку для эпохи возрождения было характерно поклонение к Италии, то Шекспир очень часто он переносит место действия в Итальянские города (Верона, Мантуя). При этом следует подчеркнуть, что в пьесах нет реальных географических очертаний, Италия – это не более чем условный фон. «Два веронца», «много шума из ничего», «урощение строптивых», - где бы не разворачивались места действия, старая добрая Англия проглядывает. Среди таких произведений можно назвать «Вензорские проказники», «Двенадцатая ночь». В каждой шекспировской комедии мы найдем остроумные диалоги, гротеск, неожиданную буффонаду; комизм, как правило, вытекает из ситуацию, в которой показываются главные герои, но при этом стоит заметить, что в комедиях Шекспира присутствует элемент двоемирия, его комедия, как структура, существует на двух уровнях: высокий уровень и низовой.

«Двенадцатая ночь» - комедия, которая была написана, когда Шекспировский комедийный дар достиг пика (1886 год). Название не имеет непосредственного отношения к сюжету. В двенадцатый вечер после Рождества, было принято устраивать веселые зрелища и маскарады. В основе этой комедии лежит традиционная путаница, классическая комедия ошибок.

В этой пьесе герои отчетливо подразделяются на 2 группы:

  1.  молодые, изящные герои, одетые в изысканные костюмы, носящие благозвучные имена; они произносят прекрасные речи, их язык отличается образностью, метафоричностью, изысканностью, но рядом всегда Шекспир помещает второй мир;
  2.  они отражают народную культуру; второй мир представляют обитатели дома Оливии, ее дядюшка, уже немолодой человек, относящий к типу прожигателей жизни, который ищет удовольствие, наслаждение; сэр Эндрю, и ее можердом, управитель.

Низовой мир интересен тем, что в нем мы найдем людей далеко не идеальных, люди, которые чувственные удовольствия ставят выше интеллектуальных и в следствие этого они противостоят ханжеству и пуританской морали. Здесь мы не найдем благозвучных имен, они носят английские имена: сэр Тоби Белч. Все эти персонажи не прочь покуражиться, повеселиться, они постоянно ищут повод, чтобы повеселиться, объектом насмешек чаще всего выступает мажордом.

Он олицетворяет пуританию, застегнутую на все пуговицы. Какими бы ни были конфликты в комедиях, в них всегда торжествует светлое ренессансное ощущение. Герои вступают в счастливые союзы, атмосфера всеобщего веселья венчает исход любого конфликта.

В этот период Шекспир увлекается историческими хрониками.

Исторические хроники Шекспира.

Драма жизни рождает драму на сцене, следует признать, что Шекспиру и его современникам не требовалось обращаться к античным и библейским сюжетам, чтобы найти драматические конфликты, жизненными драмами изобиловала сама английская история. Основным историческим источником были хроники Англии, Шотландии и Ирландии, составленные Холиншедом. Показаны и тираны и славные безвольные короли. Шекспир обращается к историческим хроникам в тот момент, когда его начинают интересовать проблемы философии истории. Он задумывается о роли личности в историческом процессе. Он пытается найти в английской истории короля, который бы в наибольшей степени соответствовал идеалу правителя.

Генрих 5 – Шекспир его несколько идеализировал, просто он царствовал всего 9 лет и не успел запятнать свое имя. В юности он был беспечным молодым человеком, предпочитающим веселые кабаки. Однако в представлении Генриха веселье в дружеском кругу способствует с разными людьми общаться на равных. Когда герой занимает престол, его характер существенно меняется, он становится серьезным, меняется на столько радикально, что появляется ощущение, что власть находится в серьезных кругах.

Джон Фальстаф любит пошутить, и прежде Генри любил его компанию, но сейчас, став государем, и когда Фальстаф обращается к Генри, тот его не замечает.

Значение власти доказывает от противного, в Ричарде 3 мы видим антипод Генриху 5. Ричард действует по принципу – цель оправдывает свои средства, даже ценой подлога, убийства, интриг. При этом образ главного героя написан так, что он обладает демонической силой, зло неземной природы. Герою помогают ум, воинская храбрость и обаяние, Ричард 3 – ренессансная личность. Расчищая дорогу к престолу, Ричард уничтожает членов своей семьи, своих родственников, он не останавливается перед убийством детей собственного брата, своих племянников. Он способен одерживать победы над женщинами, уничтожив противников, он становится королем, но это не приносит ему счастья, всеобщая ненависть и угрызение собственной совести становятся его уделом.

На стыке двух периодов находится произведение «Ромео и Джульетта».

Особенности трагического, трагический мир Шекспира. Основу для Р и Д послужили разнообразные источники, в числе них исследователи называют древнегреческую трагедию о Пирали и Физбе, суть ее в том, что герои гибнут из-за трагической случайности. В качестве источника можно рассматривать Итальянскую легенду 14 века, ее использовал еще поэт Артур Брукк, он рассказывает о двух веронских семьях, которые враждовали между собой. Родовая вражда существовала в Англии и Шотландии с давних пор; Шекспир прекрасно понимал, что такое вражда и какие последствия она может вызывать. В Р и Д Шекспир называет вражду чудовищем, которая пожирает человеческие жизни. Противостояние двух семей приводит к гибели цвета Веронской молодёжи, вражда становится причиной гибели главных героев. Тема любви роднит с комедией, но любовь здесь в другом ключе. Шекспир исследует разные формы любви.

Любовь вспыхивает внезапно, развивается стремительно, она меняет характер главного героя, заставляет их принимать твердые и смелые решения. Благодаря этой любви Джульетта в одночасье из девочки превращается в женщину, способную бороться за свои чувства до конца. Чистая любовь должна привести к честному союзу. Этому союзу мешает многовековая вражда, причина которой уже забыта, а также роковое стечение обстоятельств, которые в совокупности ведут героя к драматической развязке. Тибальт – это воплощение инерции, это герой действия, а не мысли, он запрограммирован на вражду, Тибальт не только убивает Меркульцио, он становится причиной бед для Р и Д. Общность проявляется в поэтичности художественного мира, созданного Шекспира. Концовка таит в себе надежду, эта надежда на примирение, на преодоление пагубной инерции вражды.

«Отелло»

Трагедия написана в зрелый период творчества. Появилась в 1604 году. Отелло, или трагедия о Венецианском. Основой послужила итальянская новелла, в которой воплощен образ титанической личности, в центре оказывается кондатьер (наемный солдат, сражавшийся за деньги). Главный герой деятельный, отважный, благородный, он сам добился всего, чем обладает, но при этом его судьба зависит от того, нужен флот Венеции или нет, до тех пор, пока флот нужен, Отелло обласкан, но если потребность в флоте отпадет, то Отелло будет не нужен. Желая заручиться его поддержкой, его силой венецианцы пытаются окружить Отелло роскошью, его девушкой становится Дездемона, но этот брак не является браком по договоренности, его поражают сила характера, мудрость. Отелло расплачивается за то, что сила этой личности не знает границ, он не может сдерживать свои порывы, главный изъян героя заключается в том, что нравственные качества не проявляются в нем, как сила воли, а виноват в этом не только Отелло, но и время, которое превращало человека в орудие истории, материал для войны.

Демоном зла в этой трагедии оказывается Ягро, но его зло не корыстно, он преследует каких-то личностных эгоистических целей, поводом для интриги становится гармония отношений Отелло и Дездемоны. Главный вопрос, который мучает Ягро, почему старому негру такое счастье, причиной всего становится зависть. Ягро тонко и расчетливо выстраивает интригу, опираясь на хорошие знания людей, человеческих слабостей. Он искушенный в этих интригах, противостоят таким людям Отелло не может, он слишком чистосердечен. Герой становится жертвой собственных страстей, проблема Отелло в том, что мир в котором он живет, построен на двух фазах – мир белый и черный, герой не видит полутонов, именно это приводит его к трагическому финалу.

«Макбет»

Трагедия, которая была написана в 1606 году, он была основана на все тех же хрониках, в ней Шекспир ставит вопрос о губительном влиянии единоличной власти, он показывает, как борьба за власть меняет человека изнутри, он показывает превращение храброго и отважного Макбета в чудовище, в злодея. В этой пьесе ставится и проблема справедливого возмездия, проблема соотношения преступления и наказания. Лучшие герои погибают иногда. Преступники и злодеи всегда. В этой пьесе Шекспир обращается к сюжету, который обладает максимальным драматизмом, к убийству детей. Макбет дрогнул и он убивает.

Шекспир показыает степень нравственного падения, которое ожидает человека, изменившего себе, отказавшегося от нравственных признаков, и совершенно показательно, что герой погибает.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25212. Неоднорідність і роздвоєність свідомості: усідомлюване і позасвідоме 28 KB
  Неоднорідність і роздвоєність свідомості: усідомлюване і позасвідоме Формування ідеї неоднорідності психіки і наявності такого важливого її виміру як позасвідоме має тривалу історію. Свідоме Я і позасвідоме Воно Фройд повязує з фотографічним відбитком і негативом. Позасвідоме віддає свідомості частину свого внутрішнього змісту тієї різноманітої інформації якою воно володіє. Проте далеко не все чим володіє позасвідоме може усвідомлюватися оскільки свідомості властиві агресивність консервативність які перешкоджають сприйняттю змісту...
25213. Гелен Систематика антропології 23.5 KB
  Людина є €œбіологічно недосконалою€ істотою оскільки їй не вистачає інстинктів. €œЛюдина це істота визначена своїми недоліками€. Людина приречена до діяльної активності що реалізується в різних формах культури. Щоб вижити людина має пристосувати свою безпорадність собі ж на користь.
25214. Комунікативна філософія: методологічні засновки, основні поняття та дослідницькі перспективи 25.5 KB
  Комунікативна філософія: методологічні засновки основні поняття та дослідницькі перспективи Робота Теорії комунікативної дії€ Ю. Філософ виводить поняття комунікативної дії. Ціллю даного типу соціальної дії є вільна згода діячів для досягнення спільних цілей в певній ситуації. Вона відрізняється тим що може включати в себе координацію зусиль учасників дії спрямовану лише на те щоб примусити інших сприяти досягненню своєї цілі комунікативна дія передбачає досягнення взаєморозуміння між учасниками дії відносно всіх критеріїв...
25215. Дискурсивна легітимація політичного ладу в політичній філософії 25.5 KB
  Дві перспективи для прояснення смислу та функцій дискурсивної етики: 1. показує актуальність і спроможність дискурсивної етики необхідність співвідповідальності всіх нас за наслідки нашої колективної діяльності. чи можуть відмінні одна від одної раціональні моралі права і політика бути обгруновані за допомогою дискурсивної етики. Автор намагається побудувати архітектоніку відношення дискурсивної етики права і політики.
25216. Теорія і факт в науковому пізнанні 31.5 KB
  В сучасній епістемології можна виділити дві точки зору на співвідношення теорії та факту. Фактуалізм. В фактуалістському тлумаченні факти поглинають теорію. Це є лінгвістичний компонент факту.
25217. Кант і Гегель про джерело діалектичних суперечностей 30 KB
  Причина поняття абсолютного нескінченного належить світу речей в собі теза застосовується до світу досвіду де наявне лише скінченне обумовлене та скінчене. В діалектиці Гегеля поняття антиномії було перетворене в поняття протирічча що синтетично вирішується. Гегель намагався показати що походження багатоманітного з єдиного може бути предм етом раціонального пізнання інтрументом якогоє логічне мислення основною формою поняття. Оскільки поняття з сомого початку є тотожністю протилежностей то саморозвитток поняття підкоряється...
25218. Інтенціональність як універсальна характеристика свідомості 22.5 KB
  Інтенціональність як універсальна характеристика свідомості Інтенціональність означає напруженість спрямованість. Інтенційність традиційно вважається характеристикою свідомості. Інтенційність підкреслює цілісність свідомості. Не буває свідомості самої по собі.
25219. Типологія знання. Особливості наукового пізнання 25 KB
  Особливості наукового пізнання. Знання форма духовного засвоєння результатів пізнання процесу відображення дійсності що характеризується усвідомленням їх істинності. Рефлексія відображення термін для позначення такої риси людського пізнання як дослідження самого пізнавального акту діяльності самопізнання що дає змогу розкрити специфіку духовного світу людини. пізнання наук.
25220. Поняття розсудку та розуму в філософії Канта 27.5 KB
  Поняття розсудку та розуму в філософії Канта Вчення про розсудок і розсум Кант викладає в €œКритиці чистого розуму € в частині €œтрансцендентальна логіка€. Проблема розсуду розглядається Кантом в розділі трансцендентальна аналітика а розуму в трансцендентальній діалектиці. Хоча чуттєвість і мислення зовсім різні пізнавальні здібності проте знання може виникнути тільки завдяки поєднанню чуттєвості і розуму. Поняття розуму трансцендентальні ідеї.