67123

Третий период творчества Шекспира (1607 – 1612) – «трагический»

Лекция

Литература и библиотековедение

Особенностью этого периода является то что Шекспир ищет опору в фантазии обращается к жанру философской притчи и сказке. оптимистический период комедии Шекспира. Большинство написаны в первый период творчества они отражают жизнерадостный светлый мир ренессанса основной темой является любовь ее зарождение в юных сердцах...

Русский

2014-09-04

43 KB

9 чел.

Третий период творчества Шекспира (1607 – 1612) – «трагический»

Романтико-философский период. Особенностью этого периода является то, что Шекспир ищет опору в фантазии, обращается к жанру философской притчи и сказке. Творчество этого периода отличается утопичностью, конфликты изображаются драматично, жизненно, но разрешение этих конфликтов переводится в фантастический пласт, в финале торжествует мудрая доброта сказки. В этот период были написаны: «Буря», «Зимняя сказка», «Цимбелин».

«оптимистический период», комедии Шекспира.

Большинство написаны в первый период творчества, они отражают жизнерадостный, светлый мир ренессанса, основной темой является любовь, ее зарождение в юных сердцах, споры о любви, интриги, большинство героев в комедиях Шекспира – это идеал человека эпохи возрождения, они молоды, хорошо воспитаны, стремятся к счастью, живут в гармонии телесного и духовного начала. Использовал сюжеты древнегреческих и древнеримских авторов, обнаруживаются сходства с произведениями Менандра и Плавта. Интрига строится по принципу путаницы, на всевозможных ошибках, которые совершают герои. «Комедия ошибок». Нередко из античной культуры Шекспир черпал не только формы комического, но также оперировал к мифологическим сюжетам, историческим преданиям, но, конечно, все эти материалы он перерабатывал. «Сон в летнюю ночь». Поскольку для эпохи возрождения было характерно поклонение к Италии, то Шекспир очень часто он переносит место действия в Итальянские города (Верона, Мантуя). При этом следует подчеркнуть, что в пьесах нет реальных географических очертаний, Италия – это не более чем условный фон. «Два веронца», «много шума из ничего», «урощение строптивых», - где бы не разворачивались места действия, старая добрая Англия проглядывает. Среди таких произведений можно назвать «Вензорские проказники», «Двенадцатая ночь». В каждой шекспировской комедии мы найдем остроумные диалоги, гротеск, неожиданную буффонаду; комизм, как правило, вытекает из ситуацию, в которой показываются главные герои, но при этом стоит заметить, что в комедиях Шекспира присутствует элемент двоемирия, его комедия, как структура, существует на двух уровнях: высокий уровень и низовой.

«Двенадцатая ночь» - комедия, которая была написана, когда Шекспировский комедийный дар достиг пика (1886 год). Название не имеет непосредственного отношения к сюжету. В двенадцатый вечер после Рождества, было принято устраивать веселые зрелища и маскарады. В основе этой комедии лежит традиционная путаница, классическая комедия ошибок.

В этой пьесе герои отчетливо подразделяются на 2 группы:

  1.  молодые, изящные герои, одетые в изысканные костюмы, носящие благозвучные имена; они произносят прекрасные речи, их язык отличается образностью, метафоричностью, изысканностью, но рядом всегда Шекспир помещает второй мир;
  2.  они отражают народную культуру; второй мир представляют обитатели дома Оливии, ее дядюшка, уже немолодой человек, относящий к типу прожигателей жизни, который ищет удовольствие, наслаждение; сэр Эндрю, и ее можердом, управитель.

Низовой мир интересен тем, что в нем мы найдем людей далеко не идеальных, люди, которые чувственные удовольствия ставят выше интеллектуальных и в следствие этого они противостоят ханжеству и пуританской морали. Здесь мы не найдем благозвучных имен, они носят английские имена: сэр Тоби Белч. Все эти персонажи не прочь покуражиться, повеселиться, они постоянно ищут повод, чтобы повеселиться, объектом насмешек чаще всего выступает мажордом.

Он олицетворяет пуританию, застегнутую на все пуговицы. Какими бы ни были конфликты в комедиях, в них всегда торжествует светлое ренессансное ощущение. Герои вступают в счастливые союзы, атмосфера всеобщего веселья венчает исход любого конфликта.

В этот период Шекспир увлекается историческими хрониками.

Исторические хроники Шекспира.

Драма жизни рождает драму на сцене, следует признать, что Шекспиру и его современникам не требовалось обращаться к античным и библейским сюжетам, чтобы найти драматические конфликты, жизненными драмами изобиловала сама английская история. Основным историческим источником были хроники Англии, Шотландии и Ирландии, составленные Холиншедом. Показаны и тираны и славные безвольные короли. Шекспир обращается к историческим хроникам в тот момент, когда его начинают интересовать проблемы философии истории. Он задумывается о роли личности в историческом процессе. Он пытается найти в английской истории короля, который бы в наибольшей степени соответствовал идеалу правителя.

Генрих 5 – Шекспир его несколько идеализировал, просто он царствовал всего 9 лет и не успел запятнать свое имя. В юности он был беспечным молодым человеком, предпочитающим веселые кабаки. Однако в представлении Генриха веселье в дружеском кругу способствует с разными людьми общаться на равных. Когда герой занимает престол, его характер существенно меняется, он становится серьезным, меняется на столько радикально, что появляется ощущение, что власть находится в серьезных кругах.

Джон Фальстаф любит пошутить, и прежде Генри любил его компанию, но сейчас, став государем, и когда Фальстаф обращается к Генри, тот его не замечает.

Значение власти доказывает от противного, в Ричарде 3 мы видим антипод Генриху 5. Ричард действует по принципу – цель оправдывает свои средства, даже ценой подлога, убийства, интриг. При этом образ главного героя написан так, что он обладает демонической силой, зло неземной природы. Герою помогают ум, воинская храбрость и обаяние, Ричард 3 – ренессансная личность. Расчищая дорогу к престолу, Ричард уничтожает членов своей семьи, своих родственников, он не останавливается перед убийством детей собственного брата, своих племянников. Он способен одерживать победы над женщинами, уничтожив противников, он становится королем, но это не приносит ему счастья, всеобщая ненависть и угрызение собственной совести становятся его уделом.

На стыке двух периодов находится произведение «Ромео и Джульетта».

Особенности трагического, трагический мир Шекспира. Основу для Р и Д послужили разнообразные источники, в числе них исследователи называют древнегреческую трагедию о Пирали и Физбе, суть ее в том, что герои гибнут из-за трагической случайности. В качестве источника можно рассматривать Итальянскую легенду 14 века, ее использовал еще поэт Артур Брукк, он рассказывает о двух веронских семьях, которые враждовали между собой. Родовая вражда существовала в Англии и Шотландии с давних пор; Шекспир прекрасно понимал, что такое вражда и какие последствия она может вызывать. В Р и Д Шекспир называет вражду чудовищем, которая пожирает человеческие жизни. Противостояние двух семей приводит к гибели цвета Веронской молодёжи, вражда становится причиной гибели главных героев. Тема любви роднит с комедией, но любовь здесь в другом ключе. Шекспир исследует разные формы любви.

Любовь вспыхивает внезапно, развивается стремительно, она меняет характер главного героя, заставляет их принимать твердые и смелые решения. Благодаря этой любви Джульетта в одночасье из девочки превращается в женщину, способную бороться за свои чувства до конца. Чистая любовь должна привести к честному союзу. Этому союзу мешает многовековая вражда, причина которой уже забыта, а также роковое стечение обстоятельств, которые в совокупности ведут героя к драматической развязке. Тибальт – это воплощение инерции, это герой действия, а не мысли, он запрограммирован на вражду, Тибальт не только убивает Меркульцио, он становится причиной бед для Р и Д. Общность проявляется в поэтичности художественного мира, созданного Шекспира. Концовка таит в себе надежду, эта надежда на примирение, на преодоление пагубной инерции вражды.

«Отелло»

Трагедия написана в зрелый период творчества. Появилась в 1604 году. Отелло, или трагедия о Венецианском. Основой послужила итальянская новелла, в которой воплощен образ титанической личности, в центре оказывается кондатьер (наемный солдат, сражавшийся за деньги). Главный герой деятельный, отважный, благородный, он сам добился всего, чем обладает, но при этом его судьба зависит от того, нужен флот Венеции или нет, до тех пор, пока флот нужен, Отелло обласкан, но если потребность в флоте отпадет, то Отелло будет не нужен. Желая заручиться его поддержкой, его силой венецианцы пытаются окружить Отелло роскошью, его девушкой становится Дездемона, но этот брак не является браком по договоренности, его поражают сила характера, мудрость. Отелло расплачивается за то, что сила этой личности не знает границ, он не может сдерживать свои порывы, главный изъян героя заключается в том, что нравственные качества не проявляются в нем, как сила воли, а виноват в этом не только Отелло, но и время, которое превращало человека в орудие истории, материал для войны.

Демоном зла в этой трагедии оказывается Ягро, но его зло не корыстно, он преследует каких-то личностных эгоистических целей, поводом для интриги становится гармония отношений Отелло и Дездемоны. Главный вопрос, который мучает Ягро, почему старому негру такое счастье, причиной всего становится зависть. Ягро тонко и расчетливо выстраивает интригу, опираясь на хорошие знания людей, человеческих слабостей. Он искушенный в этих интригах, противостоят таким людям Отелло не может, он слишком чистосердечен. Герой становится жертвой собственных страстей, проблема Отелло в том, что мир в котором он живет, построен на двух фазах – мир белый и черный, герой не видит полутонов, именно это приводит его к трагическому финалу.

«Макбет»

Трагедия, которая была написана в 1606 году, он была основана на все тех же хрониках, в ней Шекспир ставит вопрос о губительном влиянии единоличной власти, он показывает, как борьба за власть меняет человека изнутри, он показывает превращение храброго и отважного Макбета в чудовище, в злодея. В этой пьесе ставится и проблема справедливого возмездия, проблема соотношения преступления и наказания. Лучшие герои погибают иногда. Преступники и злодеи всегда. В этой пьесе Шекспир обращается к сюжету, который обладает максимальным драматизмом, к убийству детей. Макбет дрогнул и он убивает.

Шекспир показыает степень нравственного падения, которое ожидает человека, изменившего себе, отказавшегося от нравственных признаков, и совершенно показательно, что герой погибает.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59099. Руська трійця у Львові 42 KB
  Вивчення нового матеріалу, формування вмінь та навичок (25 хв.): оголошення нової теми; очікувані результати; мотивація навчальної діяльності; сприйняття і осмислення учнями навчального матеріалу.
59100. Рухова активність і здоровя 43 KB
  Посміхайтеся частіше і будьте здорові та щасливі ІІ. Що ж саме про людину ми зараз вивчаємо на уроках біології А навіщо вам його розгадувати що дадуть вам знання організму людини Знання...
59101. Рушничок для мами 49.5 KB
  Ви мабуть чули слово декорації Де їх можна побачити Звичайно у театрі. Де можна побачити такі орнаменти Їх часто використовують для оздоблення різноманітних частин одягу у вишивці розписах вазонів та інших предметів побуту.
59102. Сім чудес світу 45 KB
  Мета: закріпити і систематизувати знання учнів з історії Стародавнього світу, розглянути матеріали про найвизначніші памятки світової культури; розвивати в учнів логічне мислення та зорову память; виховувати любов до прекрасного, інтерес до історії.
59103. Свято врожаю 70.5 KB
  На столах хліб пиріжки печиво тістечка фрукти кавуни мед компот квіти. Просимо Ласкаво просимо Певне чули ви малята І не раз такі слова: Хліб потрібно шанувати Хліб усьому голова Хлопчик. А тому завжди в пошані Хліб у школі і в садку. Шановні батьки гості запрошуємо вас до нашої господи...
59104. Свято квітів. Шепчуть ніжно квіти пелюстками 33 KB
  Здогадалися, хто я така? Я, Флора, королева рослинного світу. Кожного року саме в цей день - у день народження видатного педагога В. Сухомлинського в моїй чарівній країні відкривається карнавал квітів. Я вас щиро запрошую на це чудове осіннє свято.
59105. Свято меду 62 KB
  Свято меду (на Спаса) святкують тоді, коли учні чи студенти перебувають на канікулах. Як же зробити так, щоб молодь прилучилась, більше дізналася про наше українське бджільництво, звичаї пращурів, їх духовну культуру?
59106. Свято останнього дзвоника 57.5 KB
  Ведучий: Підростають щодня дітлахи Непомітно мов квіти весняні; Дуже швидко спливають роки Забираючи в далі незнані. Ведуча: Даль покликала друзі і вас Бо настала уже ця хвилина Зустрічаймо одинадцятий клас Бо сьогодні урочиста днина...
59107. Свято Різдва Христового 28.5 KB
  Степане Та це мабуть колядники прийшли одчиняй скоріше двері Перший колядник. Хай за вікном хуртеча злиться А нам співати і радіти Горить ялинка у світлиці З Різдвом Христовим любі діти Другий колядник. Колядуйте колядуйте Третій колядник. Четвертий колядник.