67124

Мифологизм советской тоталитарной культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Все эти меры нужны были чтобы в сознании каждого человека и массы укрепить новую мифологию советскую социально-историческую мифологию. Исходя из всего этого в новом мире все должно быть новым поэтому все силы советской идеологии бросили на создание нового человека за счет образования и воспитания.

Русский

2014-09-04

38 KB

1 чел.

24.04.2012

Мифологизм советской тоталитарной культуры.

1920-е годы связаны с НЭПом (новая экономическая политика), Ленин временно разрешил свободное развитие рыночной экономики. Несмотря на диктаторский стиль управления, это было временем расцвета культуры, так как вместе с политикой нэпа входит теория равновесия. Означающая культурный плюрализм при политической диктатуре, конечно, главное, здесь провозглашается пролетарская культура, культура рабочих. Однако, здесь еще признается творческая деятельность попутчиков советской власти. К попутчикам отнесли представителей социальных слоёв не относящихся к рабочему классу, это мелкая буржуазия, крестьянство, кустари, сохраняется частное производство.

Происходит продвижение культурной революции. Этот период был недолог и он закончился однозначно. А именно жестким подавлением любого инакомыслия, утверждение тоталитаризма, в качестве политико-идеологической системы. Рубеж 20-30-х годов принято называть временем перелома – период тоталитаризма. Под флагом борьбы с врагами распускаются все литературные, художественные, научные, философские общества. Культура стягивается в единый тугой узел, контролируемый государством, для облегчения этого контроля создаются централизованные союзы: союз писателей, единая академия наук. Бюрократизация культуры дополнялась ее тотальной политизацией, идеалогизацией, любое произведение не могло существовать, если в нем не было идеологического содержание. Любая самодеятельность, импровизация исключалась. Становится реальностью модель социального заказа в области культуры. Производство художественных произведений и научных трудов подчинялось тем же законам, что и промышленное производство. Отсюда – унификация, шаблонизация творчества, что упрощало контроль за культурой, управлению ею со стороны государственных органов. От этих управляющих не требовалось культурной компетенции, главное – идейность, исполнительность, бдительность в любых отступлениях. Так неизбежно сужается область дозволенного в культуре. Сначала эти ограничения объяснялись борьбой с буржуазной идеологией, с пережитками дореволюционного прошлого, с религиозным дурманом. Затем борются с кулаками. С недооценкой роли партии и заслуг Сталина. Все эти меры нужны были, чтобы в сознании каждого человека и массы укрепить новую мифологию, советскую социально-историческую мифологию. Лидеры партии Большевиков понимали, что управлять человеком можно в том случае, если он сознает справедливость того строя, в котором человек живет. Они меняют идеологию христианства.

Главным персонажем советской мифологии стал некий народ или безличная масса, а поэтому и действительность объяснялась с помощью такой терминологии: народ, масса, класс, у народа должен быть вождь. Героизация народа и его исторического прошлого требовало новое интерпретации новой истории, постепенно из нее исчезает личность. История становится анонимной, остаются лишь массы, которые борются за справедливость, за лучший мир. Уникальности лишаются даже народные восстания. Советским актом творения является великая октябрьская социалистическая революция, она открыла новую эру. До нее был бесконечный хаос. Тогда как новый мир – мир высоких идей, главное из которых – построение коммунизма, поэтому все предшествующие октябрю века – это лишь подготовка к новой человеческой эре, активно формируется образ дореволюционной России. Это неграмотная, отсталая, забитая страна, которая просто не могла иметь исторического будущего, если бы не свершилась революция. Любой миф объясняет, кто есть наши друзья и враги. Советский миф делит на своих и врагов. Свои – это идейные советские люди, идеи космополитизма. Чужие – акулы империализма, враги советского государства, совдепия. Главных представителей – это великий вождь, Иосиф Сталин – бог Демиург. Бог творец – это Ленин, предтечи Маркс и Энгельс. Все пространство делилось на свое и чужое: чужое – буржуазный запад, но раздираемое бесконечными противоречиями, нищетой. Исходя из всего этого, в новом мире все должно быть новым, поэтому все силы советской идеологии бросили на создание нового человека за счет образования и воспитания. Одной из главной целей ленинской культурной революции была ликвидация безграмотности. На протяжении 1818-1819 годов полностью перестраивается система народного образования. Школы стали общенародными, бесплатными, запрещались все частные школы, лицеи, гимназии, органы просвещения отделились от церкви. Народное образование полностью пришло к подчинению чиновникам. Оно финансировалось неплохо именно государством за все время существования советского союза. Изменению подверглось пространство городов, домов, учреждений. В первые годы были уничтожены все памятники российским монархам. Иначе сказать новая культура стремилась заполнить освободившееся сакральное пространство, войти в повседневность. Появляются новые праздники. Главными праздниками были религиозными, именно они подвергались заменой. Советский массовый праздник представляет собой грандиозное театральное действо. Главным становится массовая песня, марш. То, что способствует единению людей к светлому будущему. Новые советские праздники заменяли религиозные, они были похожи на мистерии. Советский человек должен чувствовать себя участником великих перемен, впереди светлое будущее и нужно соответствовать его идеалам. Все это вполне относилось с христианским сознанием. Сакральный образ требовал веры в идеал коммунизма. Коллективистские идеи распространялись на быт, одежду. Семья считалась временным отклонением от нормы. Каждому периоду жизни теперь соответствовал новый тип политической сакрализации. Октябренок, пионер, комсомолец, потом партийный. Такая заколдованная картина мира существовала в границах мифологизированного сознания, в котором важнее будущее, а не настоящее, общественное, а не личное, жесткая иерархия мест. Рождается новая мотивация жертвенности, жертвовать нужно во имя исключительного общества. Создавалась почва для массового энтузиазма. Массовый подвиг, человек вне коллектива не рассматривался, он не имеет ни ценности, ни смысла. Понимание человека складывается на основе титанизма. Только могучий коллектив может всё. Среди них оказались Иван Грозный, Петр Великий, Дмитрий Донской.

Героизация необходима была в воспитательных целях, для этого и проводилась историческая фальсификация. На отдельного человека переносились качества идеального общества, на этом основан институт советских героев. Во второй половине 30-х годов создается целая галерея героя, первыми из них становятся летчики, спасавшие экспедицию Челюскина. 1935 – начало стахановского движения. По этому примеру формируются советский писатель, ученый и т.д. все они были выстроены в иерархию, всем им полагались почести, привилегии. Чем больше унифицировалось пространство советского человека, тем более крепло желание показать равные шансы для всех. Использовались все методы для внедрения нового мифа в сознание масс.

За счет кинематографа происходило слияние досуга с массовым политическим действом. С его помощью можно было выдавать миф за реальность. Кинематограф существовал еще в эпоху модерна. Появлялись первые студии. В 30-е годы советская кинематография делает значительные шаги в своем развитии. Здесь происходит техническая революция, был налажен выпуск отечественной кинопленки, аппаратуры, появляются первые звуковые фильмы. Задачи нового кинематографа определил Дзига Вертоф. Он говорил, что миллионы безграмотных людей должны будут воспитать свое восприятие изображение у светящихся киноэкранов. В 1932 году ЦК партии большевиков принял постановлении о советской кинематографии. Согласно ему кино должно отражать героическую борьбу за социализм, показывать героев социалистической стройки, истории партии, пролетариата, гражданской войны. Кино должно служить целям мобилизации трудящихся для укрепления обороноспособности СССР. Из это области можно назвать пример фильма 1934 года братьев Васильевых «Чапаев». Политические лидеры стали активно вмешиваться в производство кино. Другим важным жанром стал жанр комедии. Именно она должна была внушать оптимизм, говорить о том, что советские люди живут в самой прекрасной стране, в самое счастливое время. Самым знаменитым является фильм Александрова «Веселые ребята». В главных ролях Леонид Утесов и Людмила Орлова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31019. Философия права Гегеля 983 KB
  Философия права Гегеля является важной составной частью всего его философского учения. Вокруг гегелевской философии права постоянно шли и продолжают идти острые идейнотеоретические споры. При этом в центре интерпретаций гегелевского учения так или иначе оказываются актуальные современные проблемы общества государства права и идеологии. Настоящая работа посвящена разработке и освещению названной комплексной темы политикоправового гегелеведения находящейся на стыке философской и политикоправовой мысли теории государства и права философии...
31020. Опека и попечительство 225.79 KB
  Понятие и задачи опеки и попечительства.Полномочия и ответственность органов опеки и попечительства. Прекращение опеки и попечительства. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи оказание которой и является целью установления опеки или попечительства.
31021. Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия 2.21 MB
  Проектирование ориентированное на цели 38 Цифровым продуктам необходимы более качественные методы проектирования 33 Эволюция проектирования в промышленности 41 Планирование и проектирование поведения 43 Выявление целей пользователей 44 Целеориентированный процесс проектирования 48 2. Новички эксперты и середняки 73 Вечные середняки 73 Проектирование для пользователей с различной подготовкой 76 4. Как понять пользователей: качественные исследования 81 Качественные н количественные исследования 81 Этнографические интервью: интервьюирование и...
31022. Народные движения 17-18в – городские бунты 17в, восстание Степана Разина, восстания Петровской эпохи, Пугачевщина. Причины, характер, особенности, хронология, итоги 31 KB
  Народные движения 1718в городские бунты 17в восстание Степана Разина восстания Петровской эпохи Пугачевщина. Восстание было подавлено. В 1666 состоялось восстание под предводительсвом Василия Уса. В 1705 произошло восстание в Астрахани.
31023. Реформы и преобразования Петра1 29 KB
  Реформы и преобразования Петра1. Петром была создана регулярная армия. Появились посесионные крестьянекоторых купили для работы на заводе и приписныеПетр сам приписал их к мануфактурам Правительство увеличило налоги налоги брали с чего можно было с бани с окон разделены монастырские вотчины на определенные и заопределнныебрали налог перечеканка денег власть получила 2 млн рубликов но курс рублика снизился вдвое выросли цены на товар в 17081710 Россия была поделена на 8 губерниймосковская Питерская и прочие в 1711...
31024. Внешняя политика Петра 1 28.5 KB
  Вместо борьбы с Турцией за южные моря Россия начала борьбу со Швецией намереваясь отвоевать потерянные в Смутное время русские владения у Финского залива. В 1700 русские объявили шведам войну. После в Прибалтике началась малая война русские и шведы вели бои местного назначения. В 1710 русские захватили Ригу Таллин Выборг.
31025. Внешняя и внутренняя политика России 1725 – 1796 18.91 KB
  Екатерина золотой век русского дворянства просвещенная монархия. 1733 1735 польская кампания поддерживали Августа III 1735 1739 русскотурецкая война 1736 захват русскими Азова действия войск в Крыму 1737 взятие крепости Очаков Сентябрь 1739 Белградский мир между Россией и Турцией 1741 1743 Русскошведская война началась по инициативе шведов 1743 Абоский мир 1756 1763 Семилетняя война 1757 Россия вступает в войну победа в сражении при ГроссЕгерсдорфе Апраксин 1758 взятие Кенигсберга Цорндорф...
31026. Внешняя политика в царствование Александра I 20.61 KB
  Участие России в 3й 1805 и 4й 1806 антинаполеоновских коалициях Переговоры России и Франции в г. Тильзит 1807 Русско шведская война 1808 1809 Переговоры России и Франции в г. По его условиям: А Финляндия в состав России как Великое княжество с широкой автономией БШвеция обязывалась порвать союз с Англией и присоединиться к континентальной блокаде. 25 декабря издание Манифеста о полном изгнании противника из пределов России Янв март 1813 освобождение Пруссии русской армией Лето 1813 образование 6...
31027. Основные направления внутр. И внешней политики Николая 1 552.1 KB
  Один из самых реакционных правителей России. III отделению передают корпус жандармов; страна поделена на несколько жандармских округов в России создана эффективная полицейская система. Консерватор трезво смотрящий на экономику России. Долг России после войны 102 млн.