67124

Мифологизм советской тоталитарной культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Все эти меры нужны были чтобы в сознании каждого человека и массы укрепить новую мифологию советскую социально-историческую мифологию. Исходя из всего этого в новом мире все должно быть новым поэтому все силы советской идеологии бросили на создание нового человека за счет образования и воспитания.

Русский

2014-09-04

38 KB

1 чел.

24.04.2012

Мифологизм советской тоталитарной культуры.

1920-е годы связаны с НЭПом (новая экономическая политика), Ленин временно разрешил свободное развитие рыночной экономики. Несмотря на диктаторский стиль управления, это было временем расцвета культуры, так как вместе с политикой нэпа входит теория равновесия. Означающая культурный плюрализм при политической диктатуре, конечно, главное, здесь провозглашается пролетарская культура, культура рабочих. Однако, здесь еще признается творческая деятельность попутчиков советской власти. К попутчикам отнесли представителей социальных слоёв не относящихся к рабочему классу, это мелкая буржуазия, крестьянство, кустари, сохраняется частное производство.

Происходит продвижение культурной революции. Этот период был недолог и он закончился однозначно. А именно жестким подавлением любого инакомыслия, утверждение тоталитаризма, в качестве политико-идеологической системы. Рубеж 20-30-х годов принято называть временем перелома – период тоталитаризма. Под флагом борьбы с врагами распускаются все литературные, художественные, научные, философские общества. Культура стягивается в единый тугой узел, контролируемый государством, для облегчения этого контроля создаются централизованные союзы: союз писателей, единая академия наук. Бюрократизация культуры дополнялась ее тотальной политизацией, идеалогизацией, любое произведение не могло существовать, если в нем не было идеологического содержание. Любая самодеятельность, импровизация исключалась. Становится реальностью модель социального заказа в области культуры. Производство художественных произведений и научных трудов подчинялось тем же законам, что и промышленное производство. Отсюда – унификация, шаблонизация творчества, что упрощало контроль за культурой, управлению ею со стороны государственных органов. От этих управляющих не требовалось культурной компетенции, главное – идейность, исполнительность, бдительность в любых отступлениях. Так неизбежно сужается область дозволенного в культуре. Сначала эти ограничения объяснялись борьбой с буржуазной идеологией, с пережитками дореволюционного прошлого, с религиозным дурманом. Затем борются с кулаками. С недооценкой роли партии и заслуг Сталина. Все эти меры нужны были, чтобы в сознании каждого человека и массы укрепить новую мифологию, советскую социально-историческую мифологию. Лидеры партии Большевиков понимали, что управлять человеком можно в том случае, если он сознает справедливость того строя, в котором человек живет. Они меняют идеологию христианства.

Главным персонажем советской мифологии стал некий народ или безличная масса, а поэтому и действительность объяснялась с помощью такой терминологии: народ, масса, класс, у народа должен быть вождь. Героизация народа и его исторического прошлого требовало новое интерпретации новой истории, постепенно из нее исчезает личность. История становится анонимной, остаются лишь массы, которые борются за справедливость, за лучший мир. Уникальности лишаются даже народные восстания. Советским актом творения является великая октябрьская социалистическая революция, она открыла новую эру. До нее был бесконечный хаос. Тогда как новый мир – мир высоких идей, главное из которых – построение коммунизма, поэтому все предшествующие октябрю века – это лишь подготовка к новой человеческой эре, активно формируется образ дореволюционной России. Это неграмотная, отсталая, забитая страна, которая просто не могла иметь исторического будущего, если бы не свершилась революция. Любой миф объясняет, кто есть наши друзья и враги. Советский миф делит на своих и врагов. Свои – это идейные советские люди, идеи космополитизма. Чужие – акулы империализма, враги советского государства, совдепия. Главных представителей – это великий вождь, Иосиф Сталин – бог Демиург. Бог творец – это Ленин, предтечи Маркс и Энгельс. Все пространство делилось на свое и чужое: чужое – буржуазный запад, но раздираемое бесконечными противоречиями, нищетой. Исходя из всего этого, в новом мире все должно быть новым, поэтому все силы советской идеологии бросили на создание нового человека за счет образования и воспитания. Одной из главной целей ленинской культурной революции была ликвидация безграмотности. На протяжении 1818-1819 годов полностью перестраивается система народного образования. Школы стали общенародными, бесплатными, запрещались все частные школы, лицеи, гимназии, органы просвещения отделились от церкви. Народное образование полностью пришло к подчинению чиновникам. Оно финансировалось неплохо именно государством за все время существования советского союза. Изменению подверглось пространство городов, домов, учреждений. В первые годы были уничтожены все памятники российским монархам. Иначе сказать новая культура стремилась заполнить освободившееся сакральное пространство, войти в повседневность. Появляются новые праздники. Главными праздниками были религиозными, именно они подвергались заменой. Советский массовый праздник представляет собой грандиозное театральное действо. Главным становится массовая песня, марш. То, что способствует единению людей к светлому будущему. Новые советские праздники заменяли религиозные, они были похожи на мистерии. Советский человек должен чувствовать себя участником великих перемен, впереди светлое будущее и нужно соответствовать его идеалам. Все это вполне относилось с христианским сознанием. Сакральный образ требовал веры в идеал коммунизма. Коллективистские идеи распространялись на быт, одежду. Семья считалась временным отклонением от нормы. Каждому периоду жизни теперь соответствовал новый тип политической сакрализации. Октябренок, пионер, комсомолец, потом партийный. Такая заколдованная картина мира существовала в границах мифологизированного сознания, в котором важнее будущее, а не настоящее, общественное, а не личное, жесткая иерархия мест. Рождается новая мотивация жертвенности, жертвовать нужно во имя исключительного общества. Создавалась почва для массового энтузиазма. Массовый подвиг, человек вне коллектива не рассматривался, он не имеет ни ценности, ни смысла. Понимание человека складывается на основе титанизма. Только могучий коллектив может всё. Среди них оказались Иван Грозный, Петр Великий, Дмитрий Донской.

Героизация необходима была в воспитательных целях, для этого и проводилась историческая фальсификация. На отдельного человека переносились качества идеального общества, на этом основан институт советских героев. Во второй половине 30-х годов создается целая галерея героя, первыми из них становятся летчики, спасавшие экспедицию Челюскина. 1935 – начало стахановского движения. По этому примеру формируются советский писатель, ученый и т.д. все они были выстроены в иерархию, всем им полагались почести, привилегии. Чем больше унифицировалось пространство советского человека, тем более крепло желание показать равные шансы для всех. Использовались все методы для внедрения нового мифа в сознание масс.

За счет кинематографа происходило слияние досуга с массовым политическим действом. С его помощью можно было выдавать миф за реальность. Кинематограф существовал еще в эпоху модерна. Появлялись первые студии. В 30-е годы советская кинематография делает значительные шаги в своем развитии. Здесь происходит техническая революция, был налажен выпуск отечественной кинопленки, аппаратуры, появляются первые звуковые фильмы. Задачи нового кинематографа определил Дзига Вертоф. Он говорил, что миллионы безграмотных людей должны будут воспитать свое восприятие изображение у светящихся киноэкранов. В 1932 году ЦК партии большевиков принял постановлении о советской кинематографии. Согласно ему кино должно отражать героическую борьбу за социализм, показывать героев социалистической стройки, истории партии, пролетариата, гражданской войны. Кино должно служить целям мобилизации трудящихся для укрепления обороноспособности СССР. Из это области можно назвать пример фильма 1934 года братьев Васильевых «Чапаев». Политические лидеры стали активно вмешиваться в производство кино. Другим важным жанром стал жанр комедии. Именно она должна была внушать оптимизм, говорить о том, что советские люди живут в самой прекрасной стране, в самое счастливое время. Самым знаменитым является фильм Александрова «Веселые ребята». В главных ролях Леонид Утесов и Людмила Орлова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81896. Общие функции менеджмента 38.02 KB
  Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента. На сегодняшний день к функциям менеджмента относится : планирование организация мотивация контроль регулирование. Планирование главная функция менеджмента которая предусматривает прогнозирование определение целей стратегии политики и задач того или иного формирования; означает сознательный выбор решения что работы как кому и когда Организация как функция менеджмента направлена на формирование управляющих и управляемых систем а...
81897. Планирование в системе менеджмента 38.41 KB
  Осуществляя связь между современным состоянием организации и тем которого она хочет достичь в будущем процесс планирования включает принятие решений о том что делать когда делать и кто будет делать. Результатом процесса планирования являются планы. Принципы планирования А.Файоль определил четыре основных принципа планирования назвав их общие черты хорошей программы действия: единство; непрерывность; гибкость; точность.
81898. Дерево целей как инструмент по реализации планов предприятия 38.6 KB
  Если миссия задает общие ориентиры направления функционирования организации выражающие смысл ее существования то конкретные конечные достояния к которым стремится организация фиксируются в виде её целей т. По установившемуся мнению существует два типа целей с той точки зрения какой период времени требуется для их достижения. В принципе в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период связанный с продолжительностью производственного цикла.
81899. Организация как функция менеджмента 37.4 KB
  Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление. Цель функции организации формирование структуры субъекта и объекта управления и взаимосвязи между ними через делегирование департаментацию разделение труда по горизонтали диапазон контроля нормы управляемости централизацию и децентрализацию управление и регламентацию. Принципы функции организации.
81900. Принципы, используемые при разработке организационной структуры управления 36.98 KB
  Организационная структура управления опирается на основные принципы управления: принцип иерархичности уровней управления каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; принцип целеполагания ОСУ должна прежде всего отражать цели и задачи организации а следовательно быть подчиненной производству товаров или услуг; принцип соответствия в ОСУ должен реализовываться принцип соответствия полномочий и ответственности работников с одной стороны и квалификации и уровня культуры с другой именно с помощью ОСУ...
81901. Горизонтальное разделение труда 37.6 KB
  Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания позволяет организации производить гораздо больше продукции чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно. В очень малых организациях горизонтальное разделение труда может не прослеживаться достаточно четко.
81902. Вертикальное разделение труда 38.52 KB
  Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части ктото должен координировать работу группы для того чтобы она была успешной. В этом случае на первый план выступает обособление функции управления суть которой состоит в целенаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации. В укрупненном плане вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям: общее руководство выработка и воплощение главных перспективных направлений деятельности организации; технологическое...
81903. Полномочия и ответственность, делегирование полномочий 43.36 KB
  Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации самостоятельно принимать решения отдавать распоряжения и осуществлять управленческие решения. Полномочия представляются должности а не лицу её занимающему. Полномочия проявляются в виде двух общих типов: линейные; аппаратные штабные. Линейные полномочия Передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным.
81904. Проблемы оптимизации соотношения централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмы 39.29 KB
  Быстрая разработка и принятие решений адекватно отражающих реальную ситуацию максимальное использование опыта и знаний персонала более простое управление менее бюрократизированное. децентрализации: узость и тактический характер решений слабый учет или даже игнорирование в принимаемых решениях интересов других участников управления и организации в целом вследствие обособленности процесса их выработки. Таким образом появляется проблема оптимизации соотношения централизации и децентрализации проблема поиска золотой...