67124

Мифологизм советской тоталитарной культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Все эти меры нужны были чтобы в сознании каждого человека и массы укрепить новую мифологию советскую социально-историческую мифологию. Исходя из всего этого в новом мире все должно быть новым поэтому все силы советской идеологии бросили на создание нового человека за счет образования и воспитания.

Русский

2014-09-04

38 KB

1 чел.

24.04.2012

Мифологизм советской тоталитарной культуры.

1920-е годы связаны с НЭПом (новая экономическая политика), Ленин временно разрешил свободное развитие рыночной экономики. Несмотря на диктаторский стиль управления, это было временем расцвета культуры, так как вместе с политикой нэпа входит теория равновесия. Означающая культурный плюрализм при политической диктатуре, конечно, главное, здесь провозглашается пролетарская культура, культура рабочих. Однако, здесь еще признается творческая деятельность попутчиков советской власти. К попутчикам отнесли представителей социальных слоёв не относящихся к рабочему классу, это мелкая буржуазия, крестьянство, кустари, сохраняется частное производство.

Происходит продвижение культурной революции. Этот период был недолог и он закончился однозначно. А именно жестким подавлением любого инакомыслия, утверждение тоталитаризма, в качестве политико-идеологической системы. Рубеж 20-30-х годов принято называть временем перелома – период тоталитаризма. Под флагом борьбы с врагами распускаются все литературные, художественные, научные, философские общества. Культура стягивается в единый тугой узел, контролируемый государством, для облегчения этого контроля создаются централизованные союзы: союз писателей, единая академия наук. Бюрократизация культуры дополнялась ее тотальной политизацией, идеалогизацией, любое произведение не могло существовать, если в нем не было идеологического содержание. Любая самодеятельность, импровизация исключалась. Становится реальностью модель социального заказа в области культуры. Производство художественных произведений и научных трудов подчинялось тем же законам, что и промышленное производство. Отсюда – унификация, шаблонизация творчества, что упрощало контроль за культурой, управлению ею со стороны государственных органов. От этих управляющих не требовалось культурной компетенции, главное – идейность, исполнительность, бдительность в любых отступлениях. Так неизбежно сужается область дозволенного в культуре. Сначала эти ограничения объяснялись борьбой с буржуазной идеологией, с пережитками дореволюционного прошлого, с религиозным дурманом. Затем борются с кулаками. С недооценкой роли партии и заслуг Сталина. Все эти меры нужны были, чтобы в сознании каждого человека и массы укрепить новую мифологию, советскую социально-историческую мифологию. Лидеры партии Большевиков понимали, что управлять человеком можно в том случае, если он сознает справедливость того строя, в котором человек живет. Они меняют идеологию христианства.

Главным персонажем советской мифологии стал некий народ или безличная масса, а поэтому и действительность объяснялась с помощью такой терминологии: народ, масса, класс, у народа должен быть вождь. Героизация народа и его исторического прошлого требовало новое интерпретации новой истории, постепенно из нее исчезает личность. История становится анонимной, остаются лишь массы, которые борются за справедливость, за лучший мир. Уникальности лишаются даже народные восстания. Советским актом творения является великая октябрьская социалистическая революция, она открыла новую эру. До нее был бесконечный хаос. Тогда как новый мир – мир высоких идей, главное из которых – построение коммунизма, поэтому все предшествующие октябрю века – это лишь подготовка к новой человеческой эре, активно формируется образ дореволюционной России. Это неграмотная, отсталая, забитая страна, которая просто не могла иметь исторического будущего, если бы не свершилась революция. Любой миф объясняет, кто есть наши друзья и враги. Советский миф делит на своих и врагов. Свои – это идейные советские люди, идеи космополитизма. Чужие – акулы империализма, враги советского государства, совдепия. Главных представителей – это великий вождь, Иосиф Сталин – бог Демиург. Бог творец – это Ленин, предтечи Маркс и Энгельс. Все пространство делилось на свое и чужое: чужое – буржуазный запад, но раздираемое бесконечными противоречиями, нищетой. Исходя из всего этого, в новом мире все должно быть новым, поэтому все силы советской идеологии бросили на создание нового человека за счет образования и воспитания. Одной из главной целей ленинской культурной революции была ликвидация безграмотности. На протяжении 1818-1819 годов полностью перестраивается система народного образования. Школы стали общенародными, бесплатными, запрещались все частные школы, лицеи, гимназии, органы просвещения отделились от церкви. Народное образование полностью пришло к подчинению чиновникам. Оно финансировалось неплохо именно государством за все время существования советского союза. Изменению подверглось пространство городов, домов, учреждений. В первые годы были уничтожены все памятники российским монархам. Иначе сказать новая культура стремилась заполнить освободившееся сакральное пространство, войти в повседневность. Появляются новые праздники. Главными праздниками были религиозными, именно они подвергались заменой. Советский массовый праздник представляет собой грандиозное театральное действо. Главным становится массовая песня, марш. То, что способствует единению людей к светлому будущему. Новые советские праздники заменяли религиозные, они были похожи на мистерии. Советский человек должен чувствовать себя участником великих перемен, впереди светлое будущее и нужно соответствовать его идеалам. Все это вполне относилось с христианским сознанием. Сакральный образ требовал веры в идеал коммунизма. Коллективистские идеи распространялись на быт, одежду. Семья считалась временным отклонением от нормы. Каждому периоду жизни теперь соответствовал новый тип политической сакрализации. Октябренок, пионер, комсомолец, потом партийный. Такая заколдованная картина мира существовала в границах мифологизированного сознания, в котором важнее будущее, а не настоящее, общественное, а не личное, жесткая иерархия мест. Рождается новая мотивация жертвенности, жертвовать нужно во имя исключительного общества. Создавалась почва для массового энтузиазма. Массовый подвиг, человек вне коллектива не рассматривался, он не имеет ни ценности, ни смысла. Понимание человека складывается на основе титанизма. Только могучий коллектив может всё. Среди них оказались Иван Грозный, Петр Великий, Дмитрий Донской.

Героизация необходима была в воспитательных целях, для этого и проводилась историческая фальсификация. На отдельного человека переносились качества идеального общества, на этом основан институт советских героев. Во второй половине 30-х годов создается целая галерея героя, первыми из них становятся летчики, спасавшие экспедицию Челюскина. 1935 – начало стахановского движения. По этому примеру формируются советский писатель, ученый и т.д. все они были выстроены в иерархию, всем им полагались почести, привилегии. Чем больше унифицировалось пространство советского человека, тем более крепло желание показать равные шансы для всех. Использовались все методы для внедрения нового мифа в сознание масс.

За счет кинематографа происходило слияние досуга с массовым политическим действом. С его помощью можно было выдавать миф за реальность. Кинематограф существовал еще в эпоху модерна. Появлялись первые студии. В 30-е годы советская кинематография делает значительные шаги в своем развитии. Здесь происходит техническая революция, был налажен выпуск отечественной кинопленки, аппаратуры, появляются первые звуковые фильмы. Задачи нового кинематографа определил Дзига Вертоф. Он говорил, что миллионы безграмотных людей должны будут воспитать свое восприятие изображение у светящихся киноэкранов. В 1932 году ЦК партии большевиков принял постановлении о советской кинематографии. Согласно ему кино должно отражать героическую борьбу за социализм, показывать героев социалистической стройки, истории партии, пролетариата, гражданской войны. Кино должно служить целям мобилизации трудящихся для укрепления обороноспособности СССР. Из это области можно назвать пример фильма 1934 года братьев Васильевых «Чапаев». Политические лидеры стали активно вмешиваться в производство кино. Другим важным жанром стал жанр комедии. Именно она должна была внушать оптимизм, говорить о том, что советские люди живут в самой прекрасной стране, в самое счастливое время. Самым знаменитым является фильм Александрова «Веселые ребята». В главных ролях Леонид Утесов и Людмила Орлова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35980. Личность в системе межличностных отношений 40 KB
  Процесс обучения его сущность функции виды 2. Процесс обучения его сущность функции виды Дидактика это наука об обучении и образовании их целям содержании методах средствах и организационных формах. Дидактика это область педагогики исследующая закономерности процесса обучения. Предмет дидактики закономерности и принципы обучения его цели научные основы содержания образования методы формы средства.
35981. Мотивационная сфера личности. Содержание образования как фундамент культуры личности 40 KB
  Содержание образования как фундамент культуры личности Образова́ние целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека общества государства сопровождающийся достижения гражданином обучающимся установленных государством образовательных уровней Культура это предпосылка и результат образованности человека. Под содержанием образования следует понимать: 1 систему научных знаний практических умений и навыков; 2 систему мировоззренческих и нравственноэстетических идей которые необходимо приобрести учащимся в процессе...
35982. Принципы научной лексикографии и фразеологии. Словари РЯ 45 KB
  Словари РЯ. Лингвистические словари бывают одноязычными двуязычными и многоязычными. К числу одноязычных лингвистических словарей относятся: словари синонимов омонимов антонимов паронимов исторические этимологические диалектологические фразеологические словари иностранных слов нормативные и др. Различаются словари академического типа и словарисправочники.
35984. Этапы развития PR в США 44.5 KB
  Общепринято выделять два основных этапа развития PR в США до конца 19 века и 20 век. Начало 17 века 10е годы 19 века. 10е годы 19 века конец 19 века. Начало 20 века середина 40х годов 20 века.
35985. Абстрактный экспрессионизм 44.38 KB
  Портрет и мечта Portrit nd Drem 1953 Пасха и тотем Ester nd the Totem 1953 Серость океана Ocen Greyness 1953 Глубина The Deep Марк Ротко Эмиграция в США Глава семейства Ротковичей опасаясь того что детей заберут на службу в царскую армию решил эмигрировать в США следуя примеру многочисленных еврейских семей бежавших от погромов. В Америку уже уехали двое братьев Якова Ротковича которые обосновались в Портленде штат Орегон и занялись производством одежды. Раннее творчество...