67124

Мифологизм советской тоталитарной культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Все эти меры нужны были чтобы в сознании каждого человека и массы укрепить новую мифологию советскую социально-историческую мифологию. Исходя из всего этого в новом мире все должно быть новым поэтому все силы советской идеологии бросили на создание нового человека за счет образования и воспитания.

Русский

2014-09-04

38 KB

1 чел.

24.04.2012

Мифологизм советской тоталитарной культуры.

1920-е годы связаны с НЭПом (новая экономическая политика), Ленин временно разрешил свободное развитие рыночной экономики. Несмотря на диктаторский стиль управления, это было временем расцвета культуры, так как вместе с политикой нэпа входит теория равновесия. Означающая культурный плюрализм при политической диктатуре, конечно, главное, здесь провозглашается пролетарская культура, культура рабочих. Однако, здесь еще признается творческая деятельность попутчиков советской власти. К попутчикам отнесли представителей социальных слоёв не относящихся к рабочему классу, это мелкая буржуазия, крестьянство, кустари, сохраняется частное производство.

Происходит продвижение культурной революции. Этот период был недолог и он закончился однозначно. А именно жестким подавлением любого инакомыслия, утверждение тоталитаризма, в качестве политико-идеологической системы. Рубеж 20-30-х годов принято называть временем перелома – период тоталитаризма. Под флагом борьбы с врагами распускаются все литературные, художественные, научные, философские общества. Культура стягивается в единый тугой узел, контролируемый государством, для облегчения этого контроля создаются централизованные союзы: союз писателей, единая академия наук. Бюрократизация культуры дополнялась ее тотальной политизацией, идеалогизацией, любое произведение не могло существовать, если в нем не было идеологического содержание. Любая самодеятельность, импровизация исключалась. Становится реальностью модель социального заказа в области культуры. Производство художественных произведений и научных трудов подчинялось тем же законам, что и промышленное производство. Отсюда – унификация, шаблонизация творчества, что упрощало контроль за культурой, управлению ею со стороны государственных органов. От этих управляющих не требовалось культурной компетенции, главное – идейность, исполнительность, бдительность в любых отступлениях. Так неизбежно сужается область дозволенного в культуре. Сначала эти ограничения объяснялись борьбой с буржуазной идеологией, с пережитками дореволюционного прошлого, с религиозным дурманом. Затем борются с кулаками. С недооценкой роли партии и заслуг Сталина. Все эти меры нужны были, чтобы в сознании каждого человека и массы укрепить новую мифологию, советскую социально-историческую мифологию. Лидеры партии Большевиков понимали, что управлять человеком можно в том случае, если он сознает справедливость того строя, в котором человек живет. Они меняют идеологию христианства.

Главным персонажем советской мифологии стал некий народ или безличная масса, а поэтому и действительность объяснялась с помощью такой терминологии: народ, масса, класс, у народа должен быть вождь. Героизация народа и его исторического прошлого требовало новое интерпретации новой истории, постепенно из нее исчезает личность. История становится анонимной, остаются лишь массы, которые борются за справедливость, за лучший мир. Уникальности лишаются даже народные восстания. Советским актом творения является великая октябрьская социалистическая революция, она открыла новую эру. До нее был бесконечный хаос. Тогда как новый мир – мир высоких идей, главное из которых – построение коммунизма, поэтому все предшествующие октябрю века – это лишь подготовка к новой человеческой эре, активно формируется образ дореволюционной России. Это неграмотная, отсталая, забитая страна, которая просто не могла иметь исторического будущего, если бы не свершилась революция. Любой миф объясняет, кто есть наши друзья и враги. Советский миф делит на своих и врагов. Свои – это идейные советские люди, идеи космополитизма. Чужие – акулы империализма, враги советского государства, совдепия. Главных представителей – это великий вождь, Иосиф Сталин – бог Демиург. Бог творец – это Ленин, предтечи Маркс и Энгельс. Все пространство делилось на свое и чужое: чужое – буржуазный запад, но раздираемое бесконечными противоречиями, нищетой. Исходя из всего этого, в новом мире все должно быть новым, поэтому все силы советской идеологии бросили на создание нового человека за счет образования и воспитания. Одной из главной целей ленинской культурной революции была ликвидация безграмотности. На протяжении 1818-1819 годов полностью перестраивается система народного образования. Школы стали общенародными, бесплатными, запрещались все частные школы, лицеи, гимназии, органы просвещения отделились от церкви. Народное образование полностью пришло к подчинению чиновникам. Оно финансировалось неплохо именно государством за все время существования советского союза. Изменению подверглось пространство городов, домов, учреждений. В первые годы были уничтожены все памятники российским монархам. Иначе сказать новая культура стремилась заполнить освободившееся сакральное пространство, войти в повседневность. Появляются новые праздники. Главными праздниками были религиозными, именно они подвергались заменой. Советский массовый праздник представляет собой грандиозное театральное действо. Главным становится массовая песня, марш. То, что способствует единению людей к светлому будущему. Новые советские праздники заменяли религиозные, они были похожи на мистерии. Советский человек должен чувствовать себя участником великих перемен, впереди светлое будущее и нужно соответствовать его идеалам. Все это вполне относилось с христианским сознанием. Сакральный образ требовал веры в идеал коммунизма. Коллективистские идеи распространялись на быт, одежду. Семья считалась временным отклонением от нормы. Каждому периоду жизни теперь соответствовал новый тип политической сакрализации. Октябренок, пионер, комсомолец, потом партийный. Такая заколдованная картина мира существовала в границах мифологизированного сознания, в котором важнее будущее, а не настоящее, общественное, а не личное, жесткая иерархия мест. Рождается новая мотивация жертвенности, жертвовать нужно во имя исключительного общества. Создавалась почва для массового энтузиазма. Массовый подвиг, человек вне коллектива не рассматривался, он не имеет ни ценности, ни смысла. Понимание человека складывается на основе титанизма. Только могучий коллектив может всё. Среди них оказались Иван Грозный, Петр Великий, Дмитрий Донской.

Героизация необходима была в воспитательных целях, для этого и проводилась историческая фальсификация. На отдельного человека переносились качества идеального общества, на этом основан институт советских героев. Во второй половине 30-х годов создается целая галерея героя, первыми из них становятся летчики, спасавшие экспедицию Челюскина. 1935 – начало стахановского движения. По этому примеру формируются советский писатель, ученый и т.д. все они были выстроены в иерархию, всем им полагались почести, привилегии. Чем больше унифицировалось пространство советского человека, тем более крепло желание показать равные шансы для всех. Использовались все методы для внедрения нового мифа в сознание масс.

За счет кинематографа происходило слияние досуга с массовым политическим действом. С его помощью можно было выдавать миф за реальность. Кинематограф существовал еще в эпоху модерна. Появлялись первые студии. В 30-е годы советская кинематография делает значительные шаги в своем развитии. Здесь происходит техническая революция, был налажен выпуск отечественной кинопленки, аппаратуры, появляются первые звуковые фильмы. Задачи нового кинематографа определил Дзига Вертоф. Он говорил, что миллионы безграмотных людей должны будут воспитать свое восприятие изображение у светящихся киноэкранов. В 1932 году ЦК партии большевиков принял постановлении о советской кинематографии. Согласно ему кино должно отражать героическую борьбу за социализм, показывать героев социалистической стройки, истории партии, пролетариата, гражданской войны. Кино должно служить целям мобилизации трудящихся для укрепления обороноспособности СССР. Из это области можно назвать пример фильма 1934 года братьев Васильевых «Чапаев». Политические лидеры стали активно вмешиваться в производство кино. Другим важным жанром стал жанр комедии. Именно она должна была внушать оптимизм, говорить о том, что советские люди живут в самой прекрасной стране, в самое счастливое время. Самым знаменитым является фильм Александрова «Веселые ребята». В главных ролях Леонид Утесов и Людмила Орлова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47981. ОСНОВИ ФІНАНСІВ ПІДПРИЄМСТВ 590 KB
  У процесі розвязування практичних завдань необхідно засвоїти що фінанси підприємств це сукупність економічних відносин які повязані з рухом грошових коштів формуванням розподілом і використання доходів та грошових фондів субєктів підприємництва в процесі відтворення. Відповідаючи на контрольні питання і тести необхідно виходити з того що безготівкові розрахунки це перерахування певної суми коштів з рахунків платників на рахунки одержувачів коштів а також перерахування банками за дорученням підприємств і фізичних осіб коштів...
47982. ФІТОМЕЛІОРАЦІЯ ЯК ЗАСІБ ОПТИМІЗАЦІЇ ЕКОСИСТЕМИ 2.26 MB
  Фітомеліорація екотопу та слабозмінених місцезростань. Фітомеліорація лісових ландшафтів. Фітомеліорація сильнозмінених місцезростань.
47983. Рівноприскорений прямолінійний рух. Прискорення. Рівномірний рух тіла по колу 167 KB
  Рівномірний рух тіла по колу. Прискорення Швидкість і пройдений шлях тіла під час рівноприскореного прямолінійного руху.Рівномірний рух тіла по колу. Прямолінійним рівноприскореним рухом називають рух у разі якого швидкість тіла за будьякі однакові проміжки часу змінюється на одну ту саму величину.
47984. Сонячні елементи 970 KB
  Після протилежно заряджені вільні носії заряду просторово розділяються переміщуючись в протилежних напрямках за рахунок дифузії або дрейфу в силововому полі. Щоб прорекомбінувати вони повинні пройти по зовнішньому колу де їх надлишкова потенціальна енергія яка отримана внаслідок поглинання світла перетворюється в кінетичну енергію рухомого заряду електричний струм. У приповерхневому шарі напівпровідника товщиною dn залишається нерухомий обємний заряд додатньо іонізованих донорів і цей шар буде збіднений на основні носії заряду тобто...
47985. Управління земельними ресурсами території Києва, Жуляни 1.33 MB
  Аналіз природних та містобудівних характеристик території та існуючих землеволодінь та землекористувань. Аналіз природних та містобудівних характеристик. Аналіз функціонального призначення та правового режиму земельних ділянок на території, що досліджується. Обґрунтування перспективного використання. Визначення переліку обмежень, які діють на території. Встановлення розмірів зон, на які розповсюджуються визначені обмеження...
47986. Сутність і функції грошей 460.5 KB
  Сутність і функції грошей. Раціоналістична та еволюційна концепції походження грошей. Розвиток форм грошей. Сутність грошей.
47987. Історія економіки та економічної думки 1.07 MB
  Відповідно до першого підходу виділяють пять суспільнополітичних формацій залежно від пануючої форми власності на основні засоби виробництва яка визначає характер засобів виробництва і суспільного ладу. Немає приватної власності на землю як основний засіб виробництва а отже й експлуатації. Основним обєктом приватної власності стають засоби виробництва у промисловості. Засоби виробництва переходять у колективну суспільну власність а отже зникає експлуатація.
47988. Історія України. Короткий конспект 273 KB
  В четвертому столітті до н е племена опанували технологію виробів з міді, що дало подальший прорив в землеробстві. Прикладом однієї з найбільш важливих складових майбутніх словян була трипільська культура