67124

Мифологизм советской тоталитарной культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Все эти меры нужны были чтобы в сознании каждого человека и массы укрепить новую мифологию советскую социально-историческую мифологию. Исходя из всего этого в новом мире все должно быть новым поэтому все силы советской идеологии бросили на создание нового человека за счет образования и воспитания.

Русский

2014-09-04

38 KB

1 чел.

24.04.2012

Мифологизм советской тоталитарной культуры.

1920-е годы связаны с НЭПом (новая экономическая политика), Ленин временно разрешил свободное развитие рыночной экономики. Несмотря на диктаторский стиль управления, это было временем расцвета культуры, так как вместе с политикой нэпа входит теория равновесия. Означающая культурный плюрализм при политической диктатуре, конечно, главное, здесь провозглашается пролетарская культура, культура рабочих. Однако, здесь еще признается творческая деятельность попутчиков советской власти. К попутчикам отнесли представителей социальных слоёв не относящихся к рабочему классу, это мелкая буржуазия, крестьянство, кустари, сохраняется частное производство.

Происходит продвижение культурной революции. Этот период был недолог и он закончился однозначно. А именно жестким подавлением любого инакомыслия, утверждение тоталитаризма, в качестве политико-идеологической системы. Рубеж 20-30-х годов принято называть временем перелома – период тоталитаризма. Под флагом борьбы с врагами распускаются все литературные, художественные, научные, философские общества. Культура стягивается в единый тугой узел, контролируемый государством, для облегчения этого контроля создаются централизованные союзы: союз писателей, единая академия наук. Бюрократизация культуры дополнялась ее тотальной политизацией, идеалогизацией, любое произведение не могло существовать, если в нем не было идеологического содержание. Любая самодеятельность, импровизация исключалась. Становится реальностью модель социального заказа в области культуры. Производство художественных произведений и научных трудов подчинялось тем же законам, что и промышленное производство. Отсюда – унификация, шаблонизация творчества, что упрощало контроль за культурой, управлению ею со стороны государственных органов. От этих управляющих не требовалось культурной компетенции, главное – идейность, исполнительность, бдительность в любых отступлениях. Так неизбежно сужается область дозволенного в культуре. Сначала эти ограничения объяснялись борьбой с буржуазной идеологией, с пережитками дореволюционного прошлого, с религиозным дурманом. Затем борются с кулаками. С недооценкой роли партии и заслуг Сталина. Все эти меры нужны были, чтобы в сознании каждого человека и массы укрепить новую мифологию, советскую социально-историческую мифологию. Лидеры партии Большевиков понимали, что управлять человеком можно в том случае, если он сознает справедливость того строя, в котором человек живет. Они меняют идеологию христианства.

Главным персонажем советской мифологии стал некий народ или безличная масса, а поэтому и действительность объяснялась с помощью такой терминологии: народ, масса, класс, у народа должен быть вождь. Героизация народа и его исторического прошлого требовало новое интерпретации новой истории, постепенно из нее исчезает личность. История становится анонимной, остаются лишь массы, которые борются за справедливость, за лучший мир. Уникальности лишаются даже народные восстания. Советским актом творения является великая октябрьская социалистическая революция, она открыла новую эру. До нее был бесконечный хаос. Тогда как новый мир – мир высоких идей, главное из которых – построение коммунизма, поэтому все предшествующие октябрю века – это лишь подготовка к новой человеческой эре, активно формируется образ дореволюционной России. Это неграмотная, отсталая, забитая страна, которая просто не могла иметь исторического будущего, если бы не свершилась революция. Любой миф объясняет, кто есть наши друзья и враги. Советский миф делит на своих и врагов. Свои – это идейные советские люди, идеи космополитизма. Чужие – акулы империализма, враги советского государства, совдепия. Главных представителей – это великий вождь, Иосиф Сталин – бог Демиург. Бог творец – это Ленин, предтечи Маркс и Энгельс. Все пространство делилось на свое и чужое: чужое – буржуазный запад, но раздираемое бесконечными противоречиями, нищетой. Исходя из всего этого, в новом мире все должно быть новым, поэтому все силы советской идеологии бросили на создание нового человека за счет образования и воспитания. Одной из главной целей ленинской культурной революции была ликвидация безграмотности. На протяжении 1818-1819 годов полностью перестраивается система народного образования. Школы стали общенародными, бесплатными, запрещались все частные школы, лицеи, гимназии, органы просвещения отделились от церкви. Народное образование полностью пришло к подчинению чиновникам. Оно финансировалось неплохо именно государством за все время существования советского союза. Изменению подверглось пространство городов, домов, учреждений. В первые годы были уничтожены все памятники российским монархам. Иначе сказать новая культура стремилась заполнить освободившееся сакральное пространство, войти в повседневность. Появляются новые праздники. Главными праздниками были религиозными, именно они подвергались заменой. Советский массовый праздник представляет собой грандиозное театральное действо. Главным становится массовая песня, марш. То, что способствует единению людей к светлому будущему. Новые советские праздники заменяли религиозные, они были похожи на мистерии. Советский человек должен чувствовать себя участником великих перемен, впереди светлое будущее и нужно соответствовать его идеалам. Все это вполне относилось с христианским сознанием. Сакральный образ требовал веры в идеал коммунизма. Коллективистские идеи распространялись на быт, одежду. Семья считалась временным отклонением от нормы. Каждому периоду жизни теперь соответствовал новый тип политической сакрализации. Октябренок, пионер, комсомолец, потом партийный. Такая заколдованная картина мира существовала в границах мифологизированного сознания, в котором важнее будущее, а не настоящее, общественное, а не личное, жесткая иерархия мест. Рождается новая мотивация жертвенности, жертвовать нужно во имя исключительного общества. Создавалась почва для массового энтузиазма. Массовый подвиг, человек вне коллектива не рассматривался, он не имеет ни ценности, ни смысла. Понимание человека складывается на основе титанизма. Только могучий коллектив может всё. Среди них оказались Иван Грозный, Петр Великий, Дмитрий Донской.

Героизация необходима была в воспитательных целях, для этого и проводилась историческая фальсификация. На отдельного человека переносились качества идеального общества, на этом основан институт советских героев. Во второй половине 30-х годов создается целая галерея героя, первыми из них становятся летчики, спасавшие экспедицию Челюскина. 1935 – начало стахановского движения. По этому примеру формируются советский писатель, ученый и т.д. все они были выстроены в иерархию, всем им полагались почести, привилегии. Чем больше унифицировалось пространство советского человека, тем более крепло желание показать равные шансы для всех. Использовались все методы для внедрения нового мифа в сознание масс.

За счет кинематографа происходило слияние досуга с массовым политическим действом. С его помощью можно было выдавать миф за реальность. Кинематограф существовал еще в эпоху модерна. Появлялись первые студии. В 30-е годы советская кинематография делает значительные шаги в своем развитии. Здесь происходит техническая революция, был налажен выпуск отечественной кинопленки, аппаратуры, появляются первые звуковые фильмы. Задачи нового кинематографа определил Дзига Вертоф. Он говорил, что миллионы безграмотных людей должны будут воспитать свое восприятие изображение у светящихся киноэкранов. В 1932 году ЦК партии большевиков принял постановлении о советской кинематографии. Согласно ему кино должно отражать героическую борьбу за социализм, показывать героев социалистической стройки, истории партии, пролетариата, гражданской войны. Кино должно служить целям мобилизации трудящихся для укрепления обороноспособности СССР. Из это области можно назвать пример фильма 1934 года братьев Васильевых «Чапаев». Политические лидеры стали активно вмешиваться в производство кино. Другим важным жанром стал жанр комедии. Именно она должна была внушать оптимизм, говорить о том, что советские люди живут в самой прекрасной стране, в самое счастливое время. Самым знаменитым является фильм Александрова «Веселые ребята». В главных ролях Леонид Утесов и Людмила Орлова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65367. ДЕРЖАВНЕ УПРАВЛІННЯ РИНКОМ ПРОГРАМНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ В УКРАЇНІ 185 KB
  Насамперед це стосується програмного забезпечення світовий ринок якого розвивається високими темпами й становить близько 200 млрд. Специфіка ринку розробки програмного забезпечення ПЗ така що на ньому можливе швидке подолання навіть глибокого технологічного відставання.
65368. Залізобетонні фундаменти теплових агрегатів, які працюють в умовах впливу температури на основу 301 KB
  Досвід експлуатації промислових споруд що зазнають дії технологічних температур свідчить про значну деформацію основ і конструкцій їх фундаментів. Недостатня вивченість поводження цих конструкцій вимагає вдосконалювання теоретичної і експериментальної наукової...
65369. Студентська субкультура: становлення та еволюція (на матеріалах російських університетів XIX – поч. XX ст.) 173.5 KB
  Відповідно стан історіографії зумовлює подальші дослідження про студентство зокрема перед істориками постає завдання здійснити цілісний аналіз студентської субкультури Російської імперії ХІХ – початку ХХ ст. В тому числі це стосується й студентства...
65370. УДОСКОНАЛЕННЯ ПРОЦЕСУ ПРОЕКТУВАННЯ КОМПЛЕКТУ ФОРМЕНОГО ОДЯГУ УЧНІВ МОЛОДШОЇ ШКІЛЬНОЇ ГРУПИ 1.01 MB
  Актуальність теми обумовлена тим, що формений одяг (ФО) для учнів молодшої шкільної групи (МШГ), який експлуатується в загальноосвітніх навчальних закладах України, має низькі показники ергономічності. Одним з основних показників ергономічності є показник динамічної...
65371. Молекулярно-генетичний аналіз роду Beta L 338.5 KB
  Дослідження останніх десятиліть у галузі молекулярної генетики суттєво розширили наше уявлення щодо молекулярної організації геному еукаріот. Одним з напрямків молекулярної генетики є аналіз та характеристика генетичного різноманіття культурних рослин і диких видів...
65372. Безпека процесів виробництва та використання на гірничих підприємствах емульсійних вибухових речовин марки «ЕРА» 393.5 KB
  Однією з проблем утилізації ракет РС22 є створення безпечних технологічних процесів направлених не на знищення енергетичного потенціалу закладеного в твердому паливі балістичних ракет а на його ефективне використання після відповідної переробки при виробництві...
65373. Акустичний метод та система контролю витоків з трубопроводів 2.79 MB
  Тематика роботи є частиною планових науководослідних програм по розвитку нафтопромислового комплексу України і базується на результатах держбюджетних науководослідних робіт Розроблення методики діагностування установок нафтогазової...
65374. УДОСКОНАЛЕННЯ ТЕХНОЛОГІЇ ШВИДКОЗАМОРОЖЕНИХ ДЕСЕРТІВ 207 KB
  Наявність в Україні різноманітної фруктової та ягідної сировини дозволяє впровадити виробництво заморожених десертів з підвищеним вмістом біологічно активних речовин: легкозасвоюваних вуглеводів органічних кислот вітамінів каротиноїдів фенольних сполук мінеральних речовин харчових волокон.
65375. Авіаційна термінологія сучасної перської мови (характеристика, класифікація, створення та засоби поповнення) 125 KB
  Мета дослідження визначення ресурсів термінотворення в авіаційній термінології сучасної перської мови далі СПМ. Предмет дослідження і поставлена мета передбачають розв’язання низки конкретних завдань теоретичного та практичного характеру: характеристика стану лексичного складу авіаційної...