67126

Мертвые души, Ревизор, Петербургские повести, 3-4 рассказа из духовной прозы, Тарас Бульба

Лекция

Литература и библиотековедение

Замысел произведения возник в 1835 году. В плане замысла ему помогает А. С. Пушкин, он подсказывает Гоголю сюжет. Тогда же Гоголем были сделаны первые наброски авантюрно-сатирического романа, в котором автор пытался показать хотя бы с одного бока, но всю Русь.

Русский

2014-09-04

42.5 KB

0 чел.

Мертвые души, Ревизор, Петербургские повести, 3-4 рассказа из духовной прозы, Тарас Бульба.

Мертвые души

Замысел произведения возник в 1835 году. В плане замысла ему помогает А. С. Пушкин, он подсказывает Гоголю сюжет. Тогда же Гоголем были сделаны первые наброски авантюрно-сатирического романа, в котором автор пытался показать хотя бы с одного бока, но всю Русь. Постепенно в творческом сознании писателя сложился план трех томного сочинения по образцу «Божественной комедии» Данте. Гоголь посвящает первому тому Душ 6 лет своей жизни. Он был очень взыскателен к себе и переделывал написанное десятки раз. В. А. Жуковскому он однажды написал: «Огромно велико мое творенье и не скоро конец его». Первый том поэмы был опубликован в мае 1842 года под названием «Похождения Чичикова или мёртвые души».

«Мертвые души» - это произведение сложной жанровой структуры, в нем можно выделить элементы разных жанров:

  1.  Элементы авантюрно-плутовского романа. Главный герой –Павел Иванович Чичиков пройдоха, плут, антигерой. Здесь элементы такого романа есть. Авантюрное путешествие героя предпринимателя по Руси с целью приобретения душ умерших крестьян становится как бы поводом для создания сатирического полотна, помещичьей и чиновничьей жизни России первой трети 19 века.
  2.  В произведении есть элементы традиционного романа. Романное начало «Мертвых душ» связано прежде всего с образом Чичикова. Если в первых 6 главах – это лишь композиционно связующий образ, то в последующих его роль сопоставима с ролью героя традиционного романа. Намеки на любовную интригу.
  3.  Элементы эпопеи. Гоголь в авторской исповеди писал, что он стремился к тому, чтобы в «Мертвых душах» предстал как бы невольно весь русский человек со всем многообразием богатств и даров и со всем множеством недостатков, которые находятся в нем. Такая всеобъемлющая проблематика сродни задачам эпопеи.
  4.  В произведении есть и своеобразные по жанру вставные элементы. Новелла «Повесть о капитане Копейкине» и притча «О кифе мукевиече и Муке Кифеевиче».

Однако жанр «Мертвых душ» - это поэма. Что же делает ее поэмой:

Равноправное сосуществование эпического и лирического начала, различающиеся и по своей идейной направленности и по языку, цель эпической части «Мертвых душ» - это сатирическое разоблачение пороков русской жизни. Предмет ее изображения – мертвые души, то есть духовно омертвевшие русские люди. В лирической части «Мертвых душ» создается образ автора, верящего в неисчерпаемые возможности талантливого русского народа, великое будущее своей Отчизны. Исследователи считают, что именно благодаря образу автора, «Мертвые души» являются ни повестью, ни романом, ни эпопеей, а поэмой.

Композиция «Мертвых душ».

Соотношение частей в поэме строго продумано автором и подчинено общему творческому замыслу. Первая глава поэмы является своеобразным вступлением, автор знакомит читателей с главными действующими лицами – это Павел Иванович Чичиков, его постоянными спутниками: Петрушка и Селифан. И здесь же он знакомит нас с Помещиками: Манилов, Ноздрев и Собакевич. Здесь же дана зарисовка общества губернских чиновников.

Главы со второй по шестую посвящены помещикам, то есть хозяевам жизни.

В 7-10 главах нарисовано губернское общества, городские верхи, мелкие чиновники и дамы, они подразделяются на 2 группы: просто и приятные и приятные во всех отношениях. Все эти образы проходят перед мысленным взором читателя.

В 11 главе дана биография Чичикова, не чистоплотного дельца. Заключительные строки «Мёртвых душ» посвящены горячо любимой Родине. Гоголь воспевает лирическую силу к России.

Значительное место в идейно-композиционной структуре занимают вставные эпизоды, в них он касается самых острых, самых важных общественных вопросов. Вопрос о высоком назначении человека, он касается вопроса судьбы Родины и народа – все эти размышления он контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Органически входят внесюжетные размышления, сцены, картины. В первой главе Гоголь как бы мимоходом набрасывает портрет толстых и тонких чиновников. В 3й главе дается портрет чиновника концелярии, в 9й главе Гоголь рассказывает о происшествии, которое случилось в селе «Вшивая спесь», в 10 главе помешана «Повесть о капитане Копейкине». Внесюжетные вставные эпизоды, портретные зарисовки и сцены помогают освещению жизни различных социальных слоев России, России 19 века, в «Мертвых душ» отразилась вся Русь с ее добром и злом.

Образы помещиков

Осуществляя свою аферу с ревизскими душами, он колесит по губернскому городу NN и посещает: Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Их образы раскрываются прежде всего в так называемых портретных главах: со 2й по 6ю. знакомя нас с помещиками, Гоголь прибегает к почти одной и той же сюжетной схеме, сначала описывается имение и деревня, затем пейзаж, далее детали усадебного быта и архитектуры, внимателен автор к господскому дому, предметно бытовой детали. Непосредственное представление того или иного героя включает в себя портрет, описание одежды, речевую характеристику. Кроме того автор знакомит нас с домочадцами, слугами и подробнейшим образом описывает обед, которым подчуют гостя. Центральное место занимает обсуждение предложения Чичикова о покупке мертвых душ. Встает вопрос: почему образы помещиков располагаются именно в такой последовательности. Согласно самой распространенной версии, бытовавшей еще со времен Белинского: Чичиков посещает помещиков по принципу постепенной деградации.

Первый – это Манилов. Имя – манить или заманивать. Здесь Гоголем иронически обыгрывается лень, бесплотная мечтательность, прожектерство и пародийная сентиментальность. Образ Манилова динамически развивается из пословицы: «Человек ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан». Вещи, которые окружают Манилова, свидетельствуют о его полном безразличии к реальности. Наш герой проводит время в беседке, где ему приходят в голову самые фантастические проекты. В кабинете лежит уже 2 года книжка, но мнит себя он начитанным человеком. Он никогда не ходит на поля, а между тем его мужики пьянствуют, хозяйство идет как-то само собой. Ключница ворует, слуги спят. Портрет построен по принципу нагнетания восторженности, гостеприимства, доходящего до крайнего избытка и переходящего в отрицательные качества.

Они носят друг другу конфетки, лакомые кусочки.

Чиновники по словам Манилова сплошь препочтейнейшие и прелюбезные люди. Образ Манилова отражает целое явление – маниловщина – это склонность к созданию химер, к псевдо философствованию.

Вторая дама – это Коробочка. Метафорическая. Она отражает сущность ее натуры: бережливая, недоверчивая, боязливая, скудоумная, суеверная. Скопидомство – она очень любит копить, просто копить не во имя чего-то. Дубинноголовая – называет ее Чичиков. Она боится продешевить, хочет выждать, чтобы как-нибудь не понести убытку. Коробочка поначалу Чичиков собирается выкопать мертвых. Она все же решается продать души Чичикову, но от страху и суеверия, потому что тот ее проклял. В образе запечатлен образ дубинноголового упрямства.

Ноздрев.

Разбитной малый – кутила. Он исторический человек, потому что всяческий раз попадает в какую-нибудь историю: напивается в буфете до зверского состояния, либо держал лошадь голубой масти. Ноздрев охоч до женского пола, но главная страсть – гадить женскому полу. Расстраивал свадьбу, торговую сделку, но по-прежнему считал приятелем того, кому нагадил. Вещи вокруг него тождественны его хвастливой натуре: вместо книг, сабли и кинжалы. Он лишен внутреннего содержания, поэтому он мертв, он меняет все, что угодно: ружья, собак, лошадей, шарманку, не ради выгоды, а ради самого процесса. Еда у Ноздрева так же выражает абсолютно бесшабашный дух: кое-что пригорело, не сварилось: катай валяй, было бы горячо.

Ноздрев импульсивен и гневлив. Собирается побить Чичикова. Он первый выдал тайну Чичикова на балу у губернатора, после чего сел на пол и стал хватать за полу танцующих.

Собакевич

Его отличается богатырская мощь. Он совершает подвиги за обеденным столом. Его отличает богатырское здоровье. Его образ – это пародия на облик и деяния сказочных богатырей; грубость и неуклюжесть – сущность его портрета. Природа, создавая его лица, рубила со всего плеча. Вещи вокруг повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий ассиметричный дом, стол, кресла, стулья – все говорили и я тоже Собакевич. Он видит во всех мерзавцев и мошенников, губернатор, по его мнению: первый разбойник в мире, за копейку зарежет, весь город: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет, есть лишь прокурор, но в душе свинья.

Собакевич – это человек кулак, он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, плотскому. Сила и воля Собакевича лишены идеала.

Плюшкин

Имя ассоциируется с образом заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича, привезенного дочерью. Портрет создан при помощи гиперболы. Чичиков принимает его за ключницу, за бесполое существо. Один подбородок выступал его вперед. Общечеловеческий тип скупца: прореха на человечестве. Предметный мир вокруг Плюшкина свидетельствует о гнилости, лени, умирании и упадке. Избы сквозят как решето, израчительного и образцового хозяина Плюшкин трансформируется в паука, после смерти жены, старшая дочь убегает со штаб-ротмистром. Он проклинает своего сына, ставшего военным. Вещи ветшаеют, время останавливаются. Умственные способности приходят в упадок, сводятся к подозрительности, к ничтожной мелочности, дворовых он всех считает ворами и мошенниками, он составляет список мертвых душ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6547. Монтаж воздушных линий 29.5 KB
  Монтаж воздушных линий Порядок монтажа Установка опор Натягивание и крепление проводов Заземление ВЛ ТБ при монтаже ВЛ Порядок монтажа ВЛ: - расчистка трассы - разметка трассы - установка опор - раскатка,...
6548. Основные элементы воздушных линий 41 KB
  Основные элементы воздушных линий Электрические воздушные линии (ВЛ) предназначены для передачи и распределения электрической энергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным к различным опорным конструкциям. ВЛ могут быть с...
6549. Назначение, конструкции, принцип действия способы включения реле различных типов 90.5 KB
  Назначение, конструкции, принцип действия способы включения реле различных типов основные сведения о релейной защите и автоматике Релейная защита является важнейшей частью автоматики, используемой на электростанциях и в электрических сетях энергоси...
6550. Дифференциация [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях 34.09 KB
  Урок произношения во 2 классе Тема:  Дифференциация [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях. Цели: учить детей различать звуки [ш] - [ж] устно и на письме развивать фонематический слух и чувство ритма развивать умение делить слова на слоги, сост...
6551. Предмет та задачі мікробіології, її місце в сучасній біології. Історія розвитку мікробіології 36.27 KB
  Предмет та задачі мікробіології, її місце в сучасній біології. Історія розвитку мікробіології Протягом тривалого часу людина жила в оточенні невидимих істот, використовувала продукти їхньої життєдіяльності (наприклад, при випічці хліба з кислого тес...
6552. Загальна характеристика світу мікроорганізмів 25.94 KB
  Загальна характеристика світу мікроорганізмів Починаючи з Аристотеля (384 рр. до н.е.), якому належить перша спроба систематизувати накопичені на той час відомості про організми, біологи ділили живий світ на два царства — рослин і твар...
6553. Структура еукаріотичної клітини. Біологічні особливості протистів 16.62 KB
  Структура еукаріотичної клітини. Біологічні особливості протистів Домен Ядерні або Еукаріоти (Евкаріоти) (Eukaryota Whittaker Margulis, 1978) - домен одно- та багатоклітинних організмів, що характеризуються переважно полігеномними клітинами...
6554. Структура прокаріотичної клітини 65.95 KB
  Структура прокаріотичної клітини Донедавна більшість дослідників традиційно вважали, що клітини прокаріот досить одноманітні й у переважній більшості мають форму сфери, циліндра або спирали. Вони бувають одиночними, в інших випадках утворюють нитки ...
6555. Систематика прокаріот. Характеристика основних груп мікроорганізмів 53.83 KB
  Для характеристики організмів використовують різноманітні ознаки: морфологічні, цитологічні, культуральні, фізіологічні, біохімічні, імунологічні й ін. Якщо обсяг інформації для характеристики об'єктів по суті безмежний...