67126

Мертвые души, Ревизор, Петербургские повести, 3-4 рассказа из духовной прозы, Тарас Бульба

Лекция

Литература и библиотековедение

Замысел произведения возник в 1835 году. В плане замысла ему помогает А. С. Пушкин, он подсказывает Гоголю сюжет. Тогда же Гоголем были сделаны первые наброски авантюрно-сатирического романа, в котором автор пытался показать хотя бы с одного бока, но всю Русь.

Русский

2014-09-04

42.5 KB

0 чел.

Мертвые души, Ревизор, Петербургские повести, 3-4 рассказа из духовной прозы, Тарас Бульба.

Мертвые души

Замысел произведения возник в 1835 году. В плане замысла ему помогает А. С. Пушкин, он подсказывает Гоголю сюжет. Тогда же Гоголем были сделаны первые наброски авантюрно-сатирического романа, в котором автор пытался показать хотя бы с одного бока, но всю Русь. Постепенно в творческом сознании писателя сложился план трех томного сочинения по образцу «Божественной комедии» Данте. Гоголь посвящает первому тому Душ 6 лет своей жизни. Он был очень взыскателен к себе и переделывал написанное десятки раз. В. А. Жуковскому он однажды написал: «Огромно велико мое творенье и не скоро конец его». Первый том поэмы был опубликован в мае 1842 года под названием «Похождения Чичикова или мёртвые души».

«Мертвые души» - это произведение сложной жанровой структуры, в нем можно выделить элементы разных жанров:

  1.  Элементы авантюрно-плутовского романа. Главный герой –Павел Иванович Чичиков пройдоха, плут, антигерой. Здесь элементы такого романа есть. Авантюрное путешествие героя предпринимателя по Руси с целью приобретения душ умерших крестьян становится как бы поводом для создания сатирического полотна, помещичьей и чиновничьей жизни России первой трети 19 века.
  2.  В произведении есть элементы традиционного романа. Романное начало «Мертвых душ» связано прежде всего с образом Чичикова. Если в первых 6 главах – это лишь композиционно связующий образ, то в последующих его роль сопоставима с ролью героя традиционного романа. Намеки на любовную интригу.
  3.  Элементы эпопеи. Гоголь в авторской исповеди писал, что он стремился к тому, чтобы в «Мертвых душах» предстал как бы невольно весь русский человек со всем многообразием богатств и даров и со всем множеством недостатков, которые находятся в нем. Такая всеобъемлющая проблематика сродни задачам эпопеи.
  4.  В произведении есть и своеобразные по жанру вставные элементы. Новелла «Повесть о капитане Копейкине» и притча «О кифе мукевиече и Муке Кифеевиче».

Однако жанр «Мертвых душ» - это поэма. Что же делает ее поэмой:

Равноправное сосуществование эпического и лирического начала, различающиеся и по своей идейной направленности и по языку, цель эпической части «Мертвых душ» - это сатирическое разоблачение пороков русской жизни. Предмет ее изображения – мертвые души, то есть духовно омертвевшие русские люди. В лирической части «Мертвых душ» создается образ автора, верящего в неисчерпаемые возможности талантливого русского народа, великое будущее своей Отчизны. Исследователи считают, что именно благодаря образу автора, «Мертвые души» являются ни повестью, ни романом, ни эпопеей, а поэмой.

Композиция «Мертвых душ».

Соотношение частей в поэме строго продумано автором и подчинено общему творческому замыслу. Первая глава поэмы является своеобразным вступлением, автор знакомит читателей с главными действующими лицами – это Павел Иванович Чичиков, его постоянными спутниками: Петрушка и Селифан. И здесь же он знакомит нас с Помещиками: Манилов, Ноздрев и Собакевич. Здесь же дана зарисовка общества губернских чиновников.

Главы со второй по шестую посвящены помещикам, то есть хозяевам жизни.

В 7-10 главах нарисовано губернское общества, городские верхи, мелкие чиновники и дамы, они подразделяются на 2 группы: просто и приятные и приятные во всех отношениях. Все эти образы проходят перед мысленным взором читателя.

В 11 главе дана биография Чичикова, не чистоплотного дельца. Заключительные строки «Мёртвых душ» посвящены горячо любимой Родине. Гоголь воспевает лирическую силу к России.

Значительное место в идейно-композиционной структуре занимают вставные эпизоды, в них он касается самых острых, самых важных общественных вопросов. Вопрос о высоком назначении человека, он касается вопроса судьбы Родины и народа – все эти размышления он контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Органически входят внесюжетные размышления, сцены, картины. В первой главе Гоголь как бы мимоходом набрасывает портрет толстых и тонких чиновников. В 3й главе дается портрет чиновника концелярии, в 9й главе Гоголь рассказывает о происшествии, которое случилось в селе «Вшивая спесь», в 10 главе помешана «Повесть о капитане Копейкине». Внесюжетные вставные эпизоды, портретные зарисовки и сцены помогают освещению жизни различных социальных слоев России, России 19 века, в «Мертвых душ» отразилась вся Русь с ее добром и злом.

Образы помещиков

Осуществляя свою аферу с ревизскими душами, он колесит по губернскому городу NN и посещает: Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Их образы раскрываются прежде всего в так называемых портретных главах: со 2й по 6ю. знакомя нас с помещиками, Гоголь прибегает к почти одной и той же сюжетной схеме, сначала описывается имение и деревня, затем пейзаж, далее детали усадебного быта и архитектуры, внимателен автор к господскому дому, предметно бытовой детали. Непосредственное представление того или иного героя включает в себя портрет, описание одежды, речевую характеристику. Кроме того автор знакомит нас с домочадцами, слугами и подробнейшим образом описывает обед, которым подчуют гостя. Центральное место занимает обсуждение предложения Чичикова о покупке мертвых душ. Встает вопрос: почему образы помещиков располагаются именно в такой последовательности. Согласно самой распространенной версии, бытовавшей еще со времен Белинского: Чичиков посещает помещиков по принципу постепенной деградации.

Первый – это Манилов. Имя – манить или заманивать. Здесь Гоголем иронически обыгрывается лень, бесплотная мечтательность, прожектерство и пародийная сентиментальность. Образ Манилова динамически развивается из пословицы: «Человек ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан». Вещи, которые окружают Манилова, свидетельствуют о его полном безразличии к реальности. Наш герой проводит время в беседке, где ему приходят в голову самые фантастические проекты. В кабинете лежит уже 2 года книжка, но мнит себя он начитанным человеком. Он никогда не ходит на поля, а между тем его мужики пьянствуют, хозяйство идет как-то само собой. Ключница ворует, слуги спят. Портрет построен по принципу нагнетания восторженности, гостеприимства, доходящего до крайнего избытка и переходящего в отрицательные качества.

Они носят друг другу конфетки, лакомые кусочки.

Чиновники по словам Манилова сплошь препочтейнейшие и прелюбезные люди. Образ Манилова отражает целое явление – маниловщина – это склонность к созданию химер, к псевдо философствованию.

Вторая дама – это Коробочка. Метафорическая. Она отражает сущность ее натуры: бережливая, недоверчивая, боязливая, скудоумная, суеверная. Скопидомство – она очень любит копить, просто копить не во имя чего-то. Дубинноголовая – называет ее Чичиков. Она боится продешевить, хочет выждать, чтобы как-нибудь не понести убытку. Коробочка поначалу Чичиков собирается выкопать мертвых. Она все же решается продать души Чичикову, но от страху и суеверия, потому что тот ее проклял. В образе запечатлен образ дубинноголового упрямства.

Ноздрев.

Разбитной малый – кутила. Он исторический человек, потому что всяческий раз попадает в какую-нибудь историю: напивается в буфете до зверского состояния, либо держал лошадь голубой масти. Ноздрев охоч до женского пола, но главная страсть – гадить женскому полу. Расстраивал свадьбу, торговую сделку, но по-прежнему считал приятелем того, кому нагадил. Вещи вокруг него тождественны его хвастливой натуре: вместо книг, сабли и кинжалы. Он лишен внутреннего содержания, поэтому он мертв, он меняет все, что угодно: ружья, собак, лошадей, шарманку, не ради выгоды, а ради самого процесса. Еда у Ноздрева так же выражает абсолютно бесшабашный дух: кое-что пригорело, не сварилось: катай валяй, было бы горячо.

Ноздрев импульсивен и гневлив. Собирается побить Чичикова. Он первый выдал тайну Чичикова на балу у губернатора, после чего сел на пол и стал хватать за полу танцующих.

Собакевич

Его отличается богатырская мощь. Он совершает подвиги за обеденным столом. Его отличает богатырское здоровье. Его образ – это пародия на облик и деяния сказочных богатырей; грубость и неуклюжесть – сущность его портрета. Природа, создавая его лица, рубила со всего плеча. Вещи вокруг повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий ассиметричный дом, стол, кресла, стулья – все говорили и я тоже Собакевич. Он видит во всех мерзавцев и мошенников, губернатор, по его мнению: первый разбойник в мире, за копейку зарежет, весь город: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет, есть лишь прокурор, но в душе свинья.

Собакевич – это человек кулак, он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, плотскому. Сила и воля Собакевича лишены идеала.

Плюшкин

Имя ассоциируется с образом заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича, привезенного дочерью. Портрет создан при помощи гиперболы. Чичиков принимает его за ключницу, за бесполое существо. Один подбородок выступал его вперед. Общечеловеческий тип скупца: прореха на человечестве. Предметный мир вокруг Плюшкина свидетельствует о гнилости, лени, умирании и упадке. Избы сквозят как решето, израчительного и образцового хозяина Плюшкин трансформируется в паука, после смерти жены, старшая дочь убегает со штаб-ротмистром. Он проклинает своего сына, ставшего военным. Вещи ветшаеют, время останавливаются. Умственные способности приходят в упадок, сводятся к подозрительности, к ничтожной мелочности, дворовых он всех считает ворами и мошенниками, он составляет список мертвых душ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40133. Определители 69 KB
  Каждой матрице Аijnn можно сопоставить число det= = R определитель матрицы А nго порядка. 4 Если уже введено понятие определителя n1ого порядка то взяв за основу I строку получаем: а11А11а12А12а1nА1n= Mij det n1ого порядка. Отличие умножается вся строка умножается одна строка или столбец Свойства det: 1 При замене строк столбцами т. 3 Если элементы 2х строк равны то det=0.
40134. Системы линейных алгебраических уравнений. Условие существования решения, решение систем по формулам Крамера и методом исключений, фундаментальная система решений 130 KB
  Условие существования решения решение систем по формулам Крамера и методом исключений фундаментальная система решений. СЛАУ называется система nго порядка: 1 СЛАУ можно представить в виде матрицы АХ = В где известные коэффициенты системы 1 известные правые части системы 1 неизвестные искомые величины Набор nмерный набор называется решением СЛАУ если при подстановке их вместо соответствующих неизвестных каждое из уравнений системы превращается в истинное равенство набор удовлетворяет 1. Если система...
40135. Линейные пространства. Аксиоматика, примеры (линейные пространства строк из n чисел, т*n-матриц, непрерывных на отрезке функций). Размерность, базис и система координат в Rn разложение по базису. Евклидово пространство 147.5 KB
  Евклидово пространство. Векторное линейное пространство Непустое множество элементов называется векторным пространством над полем лямбда если выполняется следующие аксиомы: I. пространство строк из n чисел xyx1y1xnyn x=x1 xn =00 =x x=1x=x1xn = вещественное пространство является векторным. нулевая матрица 0=А1А = векторное пространство.
40136. Пределы и непрерывность. Числовая последовательность и ее предел. Определение функции, ее непрерывность на языке эпсилон-дельта и языке пределов, равномерная непрерывность 165 KB
  Обратное не верно: xn=nsin n неограниченная не бесконечно большая Функция Функцией y = fx называется закон по которому каждому значению xDfR ставится в соответствие единственное действительное число yR. Функция может быть задана аналитически то есть формулой таблично или графически. y=x2 Если функция задана таблично то чтобы найти значение функции для промежуточных значений аргумента применяют интерполяцию заменяя функцию линейной квадратичной на участке между двумя значениями аргумента. Например fx0=0 = 3  O1...
40137. Производная функции одной переменной. Определение, ее геометрический смысл, простейшие правила вычисления производной (производная от функции, умноженной на константу, от суммы функций, от произведения функций, частного и степени). Производная сложной фун 140 KB
  Производная функции одной переменной. Определение ее геометрический смысл простейшие правила вычисления производной производная от функции умноженной на константу от суммы функций от произведения функций частного и степени. Производная сложной функции. Если предел  и конечен то его значение называют производной функции f в т.
40138. Дифференцирование функций многих переменных: производная по направлению, частные производные, дифференциал, Производная от сложных функций, градиент, направления убывания, геометрический смысл градиента 141 KB
  Если то функция называется дифференцируемой по x в точке x0 y0. 1 2  для  0  0:  x yDz  Ox0 y0 {x0 y0}: zx y  O Значение lim не должно зависеть от способа стремления точки x y к точке x0 y0: на плоскости для функции нескольких переменных При разных  получаем разные значения lim  lim не . Непрерывность Функция zx y называется непрерывной в точке x0 y0 если: 1. Если функция z = zx y дифференцируема в точке по совокупности аргументов то она непрерывна в этой точке.
40139. Определенный интеграл и его геометрический смысл (задача о площади криволинейной трапеции). Приближенное вычисление определенных интегралов, формулы трапеций и Симпсона 165.5 KB
  Пусть функция у = fx определена на отрезке [а b]. Обозначим через На каждом из сегментов выберем произвольные точки и составим интегральную сумму: Обозначим диаметр разбиения если  конечный не зависящий от способа разбиения отрезка [а b] и выбора точек то его значение называется определенным интегралом от функции fx его обозначение а функция fx называется интегрируемой по Риману на [а b]. Если функция fx интегрируема на [а b] то она ограничена на этом сегменте. ДОКВО Если функция fx не ограничена на [а b] то...
40140. Приведение задач линейного программирования к каноническому виду. Методы искусственного базиса 66 KB
  Основная теорема ЛП: если задача ЛП имеет решение то целевая функция достигает экстремального значения хотя бы в одной из угловых точек многоугольника решений. Таким образом с теоретической точки зрения решение задачи ЛП выглядит следующим образом: можно найти все угловые точки многоугольника решения высчитать в них значение ЦФ выбрать наибольшее наименьшее. процесс нахождения угловых точек сравним по трудности с решением исходной задачи. В этом заключается основная идея СМ которая предполагает: 1 уметь находить первоначальное базисное...
40141. ОПТИМАЛЬНЫЕ ЛИНЕЙНЫЕ ФИЛЬТРЫ СИГНАЛОВ НА ФОНЕ ПОМЕХ 1.62 MB
  Смысл слова выделение сигнала совпадает с понятием оценки сигнала. Пусть имеется сумма сигнала и шума: 6.1 Требуется чтобы оценка сигнала являющаяся откликом на воздействие t рис.