67126

Мертвые души, Ревизор, Петербургские повести, 3-4 рассказа из духовной прозы, Тарас Бульба

Лекция

Литература и библиотековедение

Замысел произведения возник в 1835 году. В плане замысла ему помогает А. С. Пушкин, он подсказывает Гоголю сюжет. Тогда же Гоголем были сделаны первые наброски авантюрно-сатирического романа, в котором автор пытался показать хотя бы с одного бока, но всю Русь.

Русский

2014-09-04

42.5 KB

0 чел.

Мертвые души, Ревизор, Петербургские повести, 3-4 рассказа из духовной прозы, Тарас Бульба.

Мертвые души

Замысел произведения возник в 1835 году. В плане замысла ему помогает А. С. Пушкин, он подсказывает Гоголю сюжет. Тогда же Гоголем были сделаны первые наброски авантюрно-сатирического романа, в котором автор пытался показать хотя бы с одного бока, но всю Русь. Постепенно в творческом сознании писателя сложился план трех томного сочинения по образцу «Божественной комедии» Данте. Гоголь посвящает первому тому Душ 6 лет своей жизни. Он был очень взыскателен к себе и переделывал написанное десятки раз. В. А. Жуковскому он однажды написал: «Огромно велико мое творенье и не скоро конец его». Первый том поэмы был опубликован в мае 1842 года под названием «Похождения Чичикова или мёртвые души».

«Мертвые души» - это произведение сложной жанровой структуры, в нем можно выделить элементы разных жанров:

  1.  Элементы авантюрно-плутовского романа. Главный герой –Павел Иванович Чичиков пройдоха, плут, антигерой. Здесь элементы такого романа есть. Авантюрное путешествие героя предпринимателя по Руси с целью приобретения душ умерших крестьян становится как бы поводом для создания сатирического полотна, помещичьей и чиновничьей жизни России первой трети 19 века.
  2.  В произведении есть элементы традиционного романа. Романное начало «Мертвых душ» связано прежде всего с образом Чичикова. Если в первых 6 главах – это лишь композиционно связующий образ, то в последующих его роль сопоставима с ролью героя традиционного романа. Намеки на любовную интригу.
  3.  Элементы эпопеи. Гоголь в авторской исповеди писал, что он стремился к тому, чтобы в «Мертвых душах» предстал как бы невольно весь русский человек со всем многообразием богатств и даров и со всем множеством недостатков, которые находятся в нем. Такая всеобъемлющая проблематика сродни задачам эпопеи.
  4.  В произведении есть и своеобразные по жанру вставные элементы. Новелла «Повесть о капитане Копейкине» и притча «О кифе мукевиече и Муке Кифеевиче».

Однако жанр «Мертвых душ» - это поэма. Что же делает ее поэмой:

Равноправное сосуществование эпического и лирического начала, различающиеся и по своей идейной направленности и по языку, цель эпической части «Мертвых душ» - это сатирическое разоблачение пороков русской жизни. Предмет ее изображения – мертвые души, то есть духовно омертвевшие русские люди. В лирической части «Мертвых душ» создается образ автора, верящего в неисчерпаемые возможности талантливого русского народа, великое будущее своей Отчизны. Исследователи считают, что именно благодаря образу автора, «Мертвые души» являются ни повестью, ни романом, ни эпопеей, а поэмой.

Композиция «Мертвых душ».

Соотношение частей в поэме строго продумано автором и подчинено общему творческому замыслу. Первая глава поэмы является своеобразным вступлением, автор знакомит читателей с главными действующими лицами – это Павел Иванович Чичиков, его постоянными спутниками: Петрушка и Селифан. И здесь же он знакомит нас с Помещиками: Манилов, Ноздрев и Собакевич. Здесь же дана зарисовка общества губернских чиновников.

Главы со второй по шестую посвящены помещикам, то есть хозяевам жизни.

В 7-10 главах нарисовано губернское общества, городские верхи, мелкие чиновники и дамы, они подразделяются на 2 группы: просто и приятные и приятные во всех отношениях. Все эти образы проходят перед мысленным взором читателя.

В 11 главе дана биография Чичикова, не чистоплотного дельца. Заключительные строки «Мёртвых душ» посвящены горячо любимой Родине. Гоголь воспевает лирическую силу к России.

Значительное место в идейно-композиционной структуре занимают вставные эпизоды, в них он касается самых острых, самых важных общественных вопросов. Вопрос о высоком назначении человека, он касается вопроса судьбы Родины и народа – все эти размышления он контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Органически входят внесюжетные размышления, сцены, картины. В первой главе Гоголь как бы мимоходом набрасывает портрет толстых и тонких чиновников. В 3й главе дается портрет чиновника концелярии, в 9й главе Гоголь рассказывает о происшествии, которое случилось в селе «Вшивая спесь», в 10 главе помешана «Повесть о капитане Копейкине». Внесюжетные вставные эпизоды, портретные зарисовки и сцены помогают освещению жизни различных социальных слоев России, России 19 века, в «Мертвых душ» отразилась вся Русь с ее добром и злом.

Образы помещиков

Осуществляя свою аферу с ревизскими душами, он колесит по губернскому городу NN и посещает: Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Их образы раскрываются прежде всего в так называемых портретных главах: со 2й по 6ю. знакомя нас с помещиками, Гоголь прибегает к почти одной и той же сюжетной схеме, сначала описывается имение и деревня, затем пейзаж, далее детали усадебного быта и архитектуры, внимателен автор к господскому дому, предметно бытовой детали. Непосредственное представление того или иного героя включает в себя портрет, описание одежды, речевую характеристику. Кроме того автор знакомит нас с домочадцами, слугами и подробнейшим образом описывает обед, которым подчуют гостя. Центральное место занимает обсуждение предложения Чичикова о покупке мертвых душ. Встает вопрос: почему образы помещиков располагаются именно в такой последовательности. Согласно самой распространенной версии, бытовавшей еще со времен Белинского: Чичиков посещает помещиков по принципу постепенной деградации.

Первый – это Манилов. Имя – манить или заманивать. Здесь Гоголем иронически обыгрывается лень, бесплотная мечтательность, прожектерство и пародийная сентиментальность. Образ Манилова динамически развивается из пословицы: «Человек ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан». Вещи, которые окружают Манилова, свидетельствуют о его полном безразличии к реальности. Наш герой проводит время в беседке, где ему приходят в голову самые фантастические проекты. В кабинете лежит уже 2 года книжка, но мнит себя он начитанным человеком. Он никогда не ходит на поля, а между тем его мужики пьянствуют, хозяйство идет как-то само собой. Ключница ворует, слуги спят. Портрет построен по принципу нагнетания восторженности, гостеприимства, доходящего до крайнего избытка и переходящего в отрицательные качества.

Они носят друг другу конфетки, лакомые кусочки.

Чиновники по словам Манилова сплошь препочтейнейшие и прелюбезные люди. Образ Манилова отражает целое явление – маниловщина – это склонность к созданию химер, к псевдо философствованию.

Вторая дама – это Коробочка. Метафорическая. Она отражает сущность ее натуры: бережливая, недоверчивая, боязливая, скудоумная, суеверная. Скопидомство – она очень любит копить, просто копить не во имя чего-то. Дубинноголовая – называет ее Чичиков. Она боится продешевить, хочет выждать, чтобы как-нибудь не понести убытку. Коробочка поначалу Чичиков собирается выкопать мертвых. Она все же решается продать души Чичикову, но от страху и суеверия, потому что тот ее проклял. В образе запечатлен образ дубинноголового упрямства.

Ноздрев.

Разбитной малый – кутила. Он исторический человек, потому что всяческий раз попадает в какую-нибудь историю: напивается в буфете до зверского состояния, либо держал лошадь голубой масти. Ноздрев охоч до женского пола, но главная страсть – гадить женскому полу. Расстраивал свадьбу, торговую сделку, но по-прежнему считал приятелем того, кому нагадил. Вещи вокруг него тождественны его хвастливой натуре: вместо книг, сабли и кинжалы. Он лишен внутреннего содержания, поэтому он мертв, он меняет все, что угодно: ружья, собак, лошадей, шарманку, не ради выгоды, а ради самого процесса. Еда у Ноздрева так же выражает абсолютно бесшабашный дух: кое-что пригорело, не сварилось: катай валяй, было бы горячо.

Ноздрев импульсивен и гневлив. Собирается побить Чичикова. Он первый выдал тайну Чичикова на балу у губернатора, после чего сел на пол и стал хватать за полу танцующих.

Собакевич

Его отличается богатырская мощь. Он совершает подвиги за обеденным столом. Его отличает богатырское здоровье. Его образ – это пародия на облик и деяния сказочных богатырей; грубость и неуклюжесть – сущность его портрета. Природа, создавая его лица, рубила со всего плеча. Вещи вокруг повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий ассиметричный дом, стол, кресла, стулья – все говорили и я тоже Собакевич. Он видит во всех мерзавцев и мошенников, губернатор, по его мнению: первый разбойник в мире, за копейку зарежет, весь город: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет, есть лишь прокурор, но в душе свинья.

Собакевич – это человек кулак, он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, плотскому. Сила и воля Собакевича лишены идеала.

Плюшкин

Имя ассоциируется с образом заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича, привезенного дочерью. Портрет создан при помощи гиперболы. Чичиков принимает его за ключницу, за бесполое существо. Один подбородок выступал его вперед. Общечеловеческий тип скупца: прореха на человечестве. Предметный мир вокруг Плюшкина свидетельствует о гнилости, лени, умирании и упадке. Избы сквозят как решето, израчительного и образцового хозяина Плюшкин трансформируется в паука, после смерти жены, старшая дочь убегает со штаб-ротмистром. Он проклинает своего сына, ставшего военным. Вещи ветшаеют, время останавливаются. Умственные способности приходят в упадок, сводятся к подозрительности, к ничтожной мелочности, дворовых он всех считает ворами и мошенниками, он составляет список мертвых душ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43229. Модернизация планировочного решения жилого дома исторической застройки 94.5 KB
  Они располагаются вдоль здания и связываются между собой по верхним поясам. Для создания более выразительного архитектурного образа послужит надстройка мансарды что придаст фасаду разнообразие и лишит его однообразной прямолинейности. Фасады здания будут выполнен из облицовочных плит декоративного бетона что оживит окружающую территорию дома и не будет утомлять глаз. В результате обследования здания было выявлено что фундамент данного здания нужно усилить а также заменить конструкции напольного покрытия которые пришли в негодность.
43230. Реконструкция жилого дома исторической застройки 278.5 KB
  Прямоугольные Стены: наружные несущие кирпичные толщиной 640 мм что недостаточно по современным требованиям к теплоизоляции ограждающих конструкций внутренние несущие кирпичные толщиной 510мм ненесущие кирпичные толщиной 120250мм. Район строительства Зона влажности Самара 34 56 11 222 162 80 48 нормальная Выбор теплотехнических показателей строительных материалов и характеристик ограждающих конструкций Наименование материалов Условия эксплуатации ограждений Плотность кг Коэф.35 Плиты Rockwool модель FCDE BTTS Б 145...
43231. Организация производства алкидно–акрилового лака 46.93 MB
  Это позволило в частности решить проблему получения долговечных атмосферотермо и химстойких покрытий с высокими декоративными свойствами. Трехаппаратная схема реализации позволяет более полно использовать существующее в цехе оборудование а так же дает возможность использовать алкидный лак в качестве самостоятельного продукта. Применение этого материала позволит увеличить срок эксплуатации оборудования улучшить качество производимой продукции а так же упростит очистку реактора. Охлаждение осуществляется тем же самым теплоносителем...
43232. Реконструкция зданий и сооружений 56.5 KB
  Пояснительная записка к курсовому проекту на тему: Реконструкция зданий и сооружений Выполнил: студент Новиков К. В тоже время здания возводились из капитально огнестойких и долговечных конструкций обеспечивающих срок службы зданий 100125 лет. Единственной рациональной альтернативной сносу являются модернизация и реконструкция рассматриваемых зданий методами градостроительного преобразования и переустройства которые должны быть произведены с учётом экономических социально функциональных технических эстетических и...
43233. Организация продвижения продукции и информационная поддержка продаж техники для парниково-тепличных хозяйств и сельского хозяйства в сети Интернет 2.98 MB
  Нужно отметить что затраты на оптимизацию существенно ниже чем в сфере традиционных методов продвижения. Целью данного курсвого проекта является организация продвижения продукции и информационная поддержка продаж техники для парниковотепличных хозяйств и сельского хозяйства в сети Интернет. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1 изучить и проанализировать особенности организации продвижения продукции и продаж техники для парниковотепличных хозяйств и сельского хозяйства в сети Интернет; 2 описать модели...
43234. Інструментальне забезпечення технологічного процесу виготовлення деталі 530 KB
  Навчитись проектувати та проводити аналіз різального інструменту для забезпечення технологічного процесу виготовлення деталі Група: Курс: Студент Керівник проекту Вхідні дані: торець валу 80 матеріал валу сталь 35 Базовий інструмент Етапи виконання роботи Назва етапу Примітки заповнюється керівником роботи за необхідністю Строк виконання Оцінка за етап 1. Аналіз множини вихідних інструментальних поверхонь спряжених з базової поверхнею деталі що обробляється....
43235. Баня на 200 мест в городе Тамбов 421 KB
  Обоснование размещения на участке проектируемого здания Назначение здания особенности функционально-технологического процесса основные группы помещений зоны Конструктивная схема здания Приемы и средства архитектурной композиции и художественной выразительности здания
43236. Разработка привода скребкового транспортёра с одной цепью 1.85 MB
  Выбор твердости термической обработки и материала колес Для изготовления колёс выбираем сталь 45 термообработка улучшение до 192240НВ МПа МПа. Для изготовления шестерен выбираем сталь 40Х термообработка азотирование до 5559HRC твёрдость сердцевины зуба 2630HRC МПа МПа. Для колёс: МПа. Для шестерен: МПа.
43237. Лекции по общим разделам динамики материальной точки и механической системы 9.1 MB
  Дифференциальные уравнения движения материальной точки. Первая и вторая задача динамики. Алгоритмы их решения. Основной закон динамики относительного движения. Понятие о центре масс механической системы. Инерционные параметры твердого тела и механической системы. Дифференциальные уравнения движения механической системы в декартовой системе координат. Теорема о движении центра масс механической системы. Понятие о количестве движения материальной точки и механической системы...