67128

Информационное общество и информационная культура

Лекция

История и СИД

Информационное общество – термин введен американским экономистом Машлуп. Работа вышла в 1962 году – «Производство и распространение знаний в США». Начинает рассматривать информационную концепцию. Он делал акцент на степени развития информационных технологий...

Русский

2014-09-04

38 KB

12 чел.

Информационное общество и информационная культура

Информационное общество – термин введен американским экономистом Машлуп. Работа вышла в 1962 году – «Производство и распространение знаний в США». Начинает рассматривать информационную концепцию. Он делал акцент на степени развития информационных технологий, а в качестве главного фактора общественного развития рассматривалось производство и использование научно-технической и иной информации. «Информационное общество, как постиндустриальное общество» - работа вышла в 1983 году. Он трактовал информацию, как экономическую категорию. Информация следует в прогрессивные направления, во все сферы социокультурной жизни.

Джон Нейсбит, Джон Бенингер, Томас Стоуньер, Маршалл МакЛюен, Элвин Тофлер. Они считают, что качественное отличие нового типа общества от всех иных заключается в радикальном изменении представления человека о мире и соответствующих трансформациях общественных отношений. В этом обществе, по мнению авторов, все аспекты развития личности могут осуществляться в информационной сфере (образование, профессиональный рост, экономическая деятельность, юридическая, реализация политической активности человека, сферы досуга). Культура обретает высокий уровень инновативности и характеризуется :

  1.  Демассификация и дестандартизация.
  2.  Трансформация характера труда и межличностных отношений, которые изменяют систему ценностей и ориентация человека на психологические, социальные и этические цели.
  3.  Избыток информация (информационный взрыв), который влияет на культуру и человека.

Лейтмотивом этих теорий была идея о том, что в новом обществе под индивидуальные потребительские нужды начинает подстраиваться и культура.

Мануэль Кастельс. Анализируя информационное общество, он приходит к выводу о том, что информационное общество является не просто разновидностью или стадием развитие постиндустриального общества, но выступает в качестве принципиально иного этапа развития социальных систем. Культуру информационного общества Кастельс рассматривает, как культуру реальной виртуальности, которая осуществляется в пространстве сети. Он вводит понятие киберпространство, вневременное время. Он считает, что в прошлом останутся следующие моменты:

  1.  Устойчивый тип социального строя и осознанные социально-классовые интересы;
  2.  Общественные ценности и господствующие стереотипы, воплощаемые в типах рациональности и ментальности.
  3.  Традиции, привязанность к собственным истокам и национально-этнической специфике.

«Информационная эпоха: экономика, общество и культура».

Понятие сетевое общество:

  1.  Оно воплощает в себе всё то негативное и уродливое, что несет с собой патриархальная культура. Оно лишает человека своего конкретного пространства, то есть погружает его в безличное пространство потоков и мгновенных информационных сообщений.
  2.  Это общество наделяет недовольные господством такого негативного безвременного времени, группы, таким мощным оружием, как интернет. В силу чего эти группы получают возможность непроизвольной самоорганизации и мгновенной концентрации своих усилий.

Альтернативой сетевому сообществу могут выступать экологические и феминистские движения. Эти движения несут в себе идеологическую подпочву определенных версий антиглобализма. Одной из важнейших характеристик является то, что большинство исследователей начали акцентировать внимание на роли и значении не столько самой информации, сколько знаний.

Понятие глобальное информационное общество включает в себя следующие аспекты:

  1.  Это общество нового типа, которое формируется в результате новой глобальной социальной революции, основой ее является развитие информационных и телекоммуникационных технологий.
  2.  Общество знаний, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становятся знания, полученные благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать.
  3.  Это общество, в котором обмен информации не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ. И, где с помощью научной обработки данных и поддержки знания, будут приниматься более продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах.
  4.  Общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, с другой, открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации.

Одним из парадоксов развития информационного общества является активизация этнических культур и этнического самосознания.

На протяжении своей истории человек получал необходимую для жизни информацию от достаточно малочисленной и четко определенной по составу группы. Стабильность состава группы способствовала тому,  что среди ее членов преобладали общие видения мира, общие представления о ценностях, нормах поведения и смысле жизни, в следствие этого социальная информация, поступавшая к человеку, была относительно однородна, упорядочена и требовала более однозначной реакции, чем сейчас. В современном мире человек входит во множество групп, которые слабо связаны друг с другом, причем, каждая из этих групп предъявляет свои требования к ее поведению и психологические механизмы, которые были сформированы у человека историей не соответствуют новой информационной ситуации. Информационные возможности человека лимитированы и не могут развиваться беспредельно. Следствием этого у человека появляется стремление к стабильности и в силу этого обстоятельства этнические ценности с их стабильностью и наследуемым статусом имеют не оспоримые преимущества перед всеми другими. Чем больше расхождения между информационными возможностями среднего человека и сложностью реальной информационной ситуации, тем сильнее эмоциональная сторона этнического самосознания.

Свидетельство этого процесса:

  1.  Переосмысление лидерами национальных государств содержание общественного развития. В нём равнозначными являются, как стремление к модернизации, так и обращение к собственным культурным инстинктам.
  2.  Деятельность организации объединенных наций в 1982 в Мехико было принято решение о проведении всемирного десятилетия культуры; оно рассматривалось как направленное на возрождение и обогащение культурной самобытности народа. Деятельность ЮНЕСКО в 1997 году провозглашается создание системы институционального признания устного и  нематериального наследия человечества. В 1998 году на всемирном докладе по культуре была отмечена важность сохранения для гармоничного развития человечества языков и диалектов, традиций и обрядов, представлений и верований.
  3.  Создание журнала культурные исследования. Там публикуются материалы меньшинств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67941. Генетика микроорганизмов. Морфология и физиология микроорганизмов 69 KB
  Ядерные структуры бактерий имеют характерное морфологические признаки отличающее их от ядер эукариотических клеток; их образуют так называемые хроматиновые тельца или нуклеотиды лишенные оболочки и включающие в себя почти всю ДНК бактерий. В клетках бактерий содержится два типа нуклеиновых кислот...
67942. Грамположительные кокки (стафилококки и стрептококки) 91 KB
  Семейство Micrococcaceae, род Staphylococcus. Все виды стафилококков представляют собой округлые клетки диаметром 0,5-1 мкм. В мазке располагаются обычно несимметричными гроздьями («гроздья винограда»), но встречаются одиночные клетки, пары клеток. Грамположительны.
67943. Грамотрицательные кокки (менингококки и гонококки) 115.5 KB
  Отдел Gracilicutes, семейство Neisseriaceae, род нейссерий (Neisseria). Все виды семейства являются обитателями слизистых оболочек теплокровных. Общие признаки бактерий этой группы: способны расти в присутствии кислорода, представлены неподвижными диплококками и короткими палочками...
67944. Кишечная палочка. Возбудители брюшного тифа, паратифов А и В 130.5 KB
  Эшерихиозы — заболевания, возбудителями которых является Escherichia coli. Различают энтеральные (кишечные, эпидемические) эшерихиозы — острые инфекционные болезни, характеризующиеся преимущественным поражением пищеварительного тракта, возбудителями которых являются...
67945. Серодиагностика брюшного тифа, паратифов А и В. Сальмонеллы – возбудители острых гастроэнтеритов 100 KB
  Цель: Освоение методов микробиологической диагностики сальмонеллезов и серологической диагностики брюшного тифа и паратифов А и В. Серодиагностика брюшного тифа паратифов А и В. Серологическая диагностика брюшного тифа и паратифов А и В.
67946. Методы микробиологической диагностики дизентерии 98 KB
  Цель: Изучение методов микробиологической диагностики этиотропной терапии и профилактики шигеллезов. Актуальность темы: Шигеллезы распространены повсеместно и представляют серьезную проблему в странах с низким санитарным культурным уровнем и большой частотой случаев недостаточного и некачественного питания.
67947. Методы микробиологической диагностики холеры 92.5 KB
  Возбудителями холеры – острого инфекционного заболевания с тенденцией к широкому распространению характеризующегося симптомами тяжелого гастроэнтерита с резким обезвоживанием и тяжелой интоксикацией являются два биовара Vibrio cholere: биовар cholere и биовар eltor.
67948. Микробиологическая диагностика дифтерии 66.5 KB
  Corynebacterium diphteriae (палочка Клебса Леффлера) - возбудитель дифтерии – острого инфекционного заболевания воздухоносных путей и кожных покровов, характеризующегося образованием фибринозных пленок и общей интоксикацией. Возбудитель дифтерии - Corynebacterium принадлежит к семейству Corynebacteriaceae.
67949. Микробиологическая диагностика туберкулёза 82.5 KB
  Конкретные цели: Изучить морфологию и культуральные особенности возбудителя туберкулеза. Знать какие возбудители туберкулеза являются патогенными для человека. Изучить пути передачи туберкулеза и его патогенез. Ознакомиться с методами лабораторной диагностики туберкулеза.