67128

Информационное общество и информационная культура

Лекция

История и СИД

Информационное общество – термин введен американским экономистом Машлуп. Работа вышла в 1962 году – «Производство и распространение знаний в США». Начинает рассматривать информационную концепцию. Он делал акцент на степени развития информационных технологий...

Русский

2014-09-04

38 KB

13 чел.

Информационное общество и информационная культура

Информационное общество – термин введен американским экономистом Машлуп. Работа вышла в 1962 году – «Производство и распространение знаний в США». Начинает рассматривать информационную концепцию. Он делал акцент на степени развития информационных технологий, а в качестве главного фактора общественного развития рассматривалось производство и использование научно-технической и иной информации. «Информационное общество, как постиндустриальное общество» - работа вышла в 1983 году. Он трактовал информацию, как экономическую категорию. Информация следует в прогрессивные направления, во все сферы социокультурной жизни.

Джон Нейсбит, Джон Бенингер, Томас Стоуньер, Маршалл МакЛюен, Элвин Тофлер. Они считают, что качественное отличие нового типа общества от всех иных заключается в радикальном изменении представления человека о мире и соответствующих трансформациях общественных отношений. В этом обществе, по мнению авторов, все аспекты развития личности могут осуществляться в информационной сфере (образование, профессиональный рост, экономическая деятельность, юридическая, реализация политической активности человека, сферы досуга). Культура обретает высокий уровень инновативности и характеризуется :

  1.  Демассификация и дестандартизация.
  2.  Трансформация характера труда и межличностных отношений, которые изменяют систему ценностей и ориентация человека на психологические, социальные и этические цели.
  3.  Избыток информация (информационный взрыв), который влияет на культуру и человека.

Лейтмотивом этих теорий была идея о том, что в новом обществе под индивидуальные потребительские нужды начинает подстраиваться и культура.

Мануэль Кастельс. Анализируя информационное общество, он приходит к выводу о том, что информационное общество является не просто разновидностью или стадием развитие постиндустриального общества, но выступает в качестве принципиально иного этапа развития социальных систем. Культуру информационного общества Кастельс рассматривает, как культуру реальной виртуальности, которая осуществляется в пространстве сети. Он вводит понятие киберпространство, вневременное время. Он считает, что в прошлом останутся следующие моменты:

  1.  Устойчивый тип социального строя и осознанные социально-классовые интересы;
  2.  Общественные ценности и господствующие стереотипы, воплощаемые в типах рациональности и ментальности.
  3.  Традиции, привязанность к собственным истокам и национально-этнической специфике.

«Информационная эпоха: экономика, общество и культура».

Понятие сетевое общество:

  1.  Оно воплощает в себе всё то негативное и уродливое, что несет с собой патриархальная культура. Оно лишает человека своего конкретного пространства, то есть погружает его в безличное пространство потоков и мгновенных информационных сообщений.
  2.  Это общество наделяет недовольные господством такого негативного безвременного времени, группы, таким мощным оружием, как интернет. В силу чего эти группы получают возможность непроизвольной самоорганизации и мгновенной концентрации своих усилий.

Альтернативой сетевому сообществу могут выступать экологические и феминистские движения. Эти движения несут в себе идеологическую подпочву определенных версий антиглобализма. Одной из важнейших характеристик является то, что большинство исследователей начали акцентировать внимание на роли и значении не столько самой информации, сколько знаний.

Понятие глобальное информационное общество включает в себя следующие аспекты:

  1.  Это общество нового типа, которое формируется в результате новой глобальной социальной революции, основой ее является развитие информационных и телекоммуникационных технологий.
  2.  Общество знаний, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становятся знания, полученные благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать.
  3.  Это общество, в котором обмен информации не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ. И, где с помощью научной обработки данных и поддержки знания, будут приниматься более продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах.
  4.  Общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, с другой, открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации.

Одним из парадоксов развития информационного общества является активизация этнических культур и этнического самосознания.

На протяжении своей истории человек получал необходимую для жизни информацию от достаточно малочисленной и четко определенной по составу группы. Стабильность состава группы способствовала тому,  что среди ее членов преобладали общие видения мира, общие представления о ценностях, нормах поведения и смысле жизни, в следствие этого социальная информация, поступавшая к человеку, была относительно однородна, упорядочена и требовала более однозначной реакции, чем сейчас. В современном мире человек входит во множество групп, которые слабо связаны друг с другом, причем, каждая из этих групп предъявляет свои требования к ее поведению и психологические механизмы, которые были сформированы у человека историей не соответствуют новой информационной ситуации. Информационные возможности человека лимитированы и не могут развиваться беспредельно. Следствием этого у человека появляется стремление к стабильности и в силу этого обстоятельства этнические ценности с их стабильностью и наследуемым статусом имеют не оспоримые преимущества перед всеми другими. Чем больше расхождения между информационными возможностями среднего человека и сложностью реальной информационной ситуации, тем сильнее эмоциональная сторона этнического самосознания.

Свидетельство этого процесса:

  1.  Переосмысление лидерами национальных государств содержание общественного развития. В нём равнозначными являются, как стремление к модернизации, так и обращение к собственным культурным инстинктам.
  2.  Деятельность организации объединенных наций в 1982 в Мехико было принято решение о проведении всемирного десятилетия культуры; оно рассматривалось как направленное на возрождение и обогащение культурной самобытности народа. Деятельность ЮНЕСКО в 1997 году провозглашается создание системы институционального признания устного и  нематериального наследия человечества. В 1998 году на всемирном докладе по культуре была отмечена важность сохранения для гармоничного развития человечества языков и диалектов, традиций и обрядов, представлений и верований.
  3.  Создание журнала культурные исследования. Там публикуются материалы меньшинств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50067. Букинистическая литература и ее распространение на книжном рынке РФ и Приморья 350 KB
  Важнейшая историческая задача букинистической торговли увеличить во много раз обращение книги. В отношении книжных богатств которые находятся в личном пользовании это означает максимальное вовлечение книг в повторное обращение на букинистическом рынке.
50068. Вынужденные колебания в последовательном колебательном контуре 101.5 KB
  Цель работы: изучение явления резонанса в RLC- контуре, определение резонансной частоты и добротности контура. Приборы и принадлежности: генератор АНР-1002, вольтметр АВ1, стенд СЗ-ЭМ01, соединительные провода.
50069. Свободные (затухающие) колебания в последовательном RLC-контуре 116 KB
  Цель работы: наблюдение затухающих колебаний на экране осциллографа и экспериментальное определение характеристик колебаний и параметров контура. Краткие теоретические сведения: Уравнение свободных колебаний в последовательном RLC контуре рис.1 может быть получено из второго правила Кирхгофа: Uc UR = es где Окончательно уравнение принимает вид 1 где Решением уравнения 1 при малом затухании b2 wо2 является функция описываемая уравнением...
50070. Изучение сложения колебаний 145 KB
  Изучение сложения колебаний Цель: экспериментально исследовать явления происходящие при сложении колебаний. Сложение сонаправленных колебаний Рассмотрим два гармонических колебания совершаемые в одном направлении. Как видно из рисунка амплитуда результирующего колебания может быть легко найдена по теореме косинусов 1 а начальная фаза определяется соотношением 2 Картина колебаний является неизменной если их амплитуда не изменяется со временем. Из 1 видно что это возможно только в случае если частоты складываемых...
50071. Изготовление модели значка выпускника ИИС 78.5 KB
  В дальнейшем раскрывая это окно можно будет контролировать такие свойства создаваемых объектов как абрис заливка и пр. Вызовите свиток Outline Абрис с панели инструментов или через меню View Вид установите в нем толщину линии 0508 мм. Проконтролируйте единицу измерения толщины линии вызвав в свитке Outline Абрис окно Edit Изменить. Примените к малому ромбу абрис Deep Yellow толщиной 0254 мм и заливку цветом Bby blue.
50072. Определение момента инерции махового колеса методом колебаний 163 KB
  Момент инерции тела I относительно некоторой оси является мерой инертности тела при вращении его вокруг этой оси. Для материальной точки момент инерции равен произведению ее массы на квадрат расстояния до оси вращения...
50073. Измерение диэлектрической проницаемости твердых материалов 663 KB
  Цель работы: Определение электрической ёмкости конденсатора. Выявление взаимосвязи электрической постоянной и напряжения электрической постоянной и расстояния между обкладками конденсатора. Основные законы явления и физические величины изучаемые в работе: Уравнение Гаусса условие потенциальности поля электрическая постоянная ёмкость плоского конденсатора реальные заряды нескомпенсированные заряды электрическое смещение диэлектрическая поляризация диэлектрическая проницаемость. Если на обкладки конденсатора подано...
50074. Визначення роботи виходу електронів з металу за допомогою явища термоелектронної емісії 74 KB
  Мета роботи: дослідження явища термоелектронної емісії та визначення роботи виходу електронів з вольфраму. Розвязавши цю систему рівнянь визначимо роботу виходу А = 4. визначити роботу виходу електрона з металу вольфраму.
50075. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ САХАРНОГО РАСТВОРА САХАРИМЕТРОМ 126.5 KB
  К оптически активным веществам относятся некоторые кристаллы и растворы например кварц и раствор сахара в дистиллированной воде. Целью лабораторной работы является определение величины удельного вращения ρ для раствора сахара для чего используется эталонный раствор а также определение концентрации сахара в некотором исследуемом растворе. Описание установки Концентрация раствора сахара определяется прибором который называется сахариметром. Его основными частями являются поляризатор и анализатор между которыми помещается трубка с...