67128

Информационное общество и информационная культура

Лекция

История и СИД

Информационное общество – термин введен американским экономистом Машлуп. Работа вышла в 1962 году – «Производство и распространение знаний в США». Начинает рассматривать информационную концепцию. Он делал акцент на степени развития информационных технологий...

Русский

2014-09-04

38 KB

12 чел.

Информационное общество и информационная культура

Информационное общество – термин введен американским экономистом Машлуп. Работа вышла в 1962 году – «Производство и распространение знаний в США». Начинает рассматривать информационную концепцию. Он делал акцент на степени развития информационных технологий, а в качестве главного фактора общественного развития рассматривалось производство и использование научно-технической и иной информации. «Информационное общество, как постиндустриальное общество» - работа вышла в 1983 году. Он трактовал информацию, как экономическую категорию. Информация следует в прогрессивные направления, во все сферы социокультурной жизни.

Джон Нейсбит, Джон Бенингер, Томас Стоуньер, Маршалл МакЛюен, Элвин Тофлер. Они считают, что качественное отличие нового типа общества от всех иных заключается в радикальном изменении представления человека о мире и соответствующих трансформациях общественных отношений. В этом обществе, по мнению авторов, все аспекты развития личности могут осуществляться в информационной сфере (образование, профессиональный рост, экономическая деятельность, юридическая, реализация политической активности человека, сферы досуга). Культура обретает высокий уровень инновативности и характеризуется :

  1.  Демассификация и дестандартизация.
  2.  Трансформация характера труда и межличностных отношений, которые изменяют систему ценностей и ориентация человека на психологические, социальные и этические цели.
  3.  Избыток информация (информационный взрыв), который влияет на культуру и человека.

Лейтмотивом этих теорий была идея о том, что в новом обществе под индивидуальные потребительские нужды начинает подстраиваться и культура.

Мануэль Кастельс. Анализируя информационное общество, он приходит к выводу о том, что информационное общество является не просто разновидностью или стадием развитие постиндустриального общества, но выступает в качестве принципиально иного этапа развития социальных систем. Культуру информационного общества Кастельс рассматривает, как культуру реальной виртуальности, которая осуществляется в пространстве сети. Он вводит понятие киберпространство, вневременное время. Он считает, что в прошлом останутся следующие моменты:

  1.  Устойчивый тип социального строя и осознанные социально-классовые интересы;
  2.  Общественные ценности и господствующие стереотипы, воплощаемые в типах рациональности и ментальности.
  3.  Традиции, привязанность к собственным истокам и национально-этнической специфике.

«Информационная эпоха: экономика, общество и культура».

Понятие сетевое общество:

  1.  Оно воплощает в себе всё то негативное и уродливое, что несет с собой патриархальная культура. Оно лишает человека своего конкретного пространства, то есть погружает его в безличное пространство потоков и мгновенных информационных сообщений.
  2.  Это общество наделяет недовольные господством такого негативного безвременного времени, группы, таким мощным оружием, как интернет. В силу чего эти группы получают возможность непроизвольной самоорганизации и мгновенной концентрации своих усилий.

Альтернативой сетевому сообществу могут выступать экологические и феминистские движения. Эти движения несут в себе идеологическую подпочву определенных версий антиглобализма. Одной из важнейших характеристик является то, что большинство исследователей начали акцентировать внимание на роли и значении не столько самой информации, сколько знаний.

Понятие глобальное информационное общество включает в себя следующие аспекты:

  1.  Это общество нового типа, которое формируется в результате новой глобальной социальной революции, основой ее является развитие информационных и телекоммуникационных технологий.
  2.  Общество знаний, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становятся знания, полученные благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать.
  3.  Это общество, в котором обмен информации не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ. И, где с помощью научной обработки данных и поддержки знания, будут приниматься более продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах.
  4.  Общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, с другой, открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации.

Одним из парадоксов развития информационного общества является активизация этнических культур и этнического самосознания.

На протяжении своей истории человек получал необходимую для жизни информацию от достаточно малочисленной и четко определенной по составу группы. Стабильность состава группы способствовала тому,  что среди ее членов преобладали общие видения мира, общие представления о ценностях, нормах поведения и смысле жизни, в следствие этого социальная информация, поступавшая к человеку, была относительно однородна, упорядочена и требовала более однозначной реакции, чем сейчас. В современном мире человек входит во множество групп, которые слабо связаны друг с другом, причем, каждая из этих групп предъявляет свои требования к ее поведению и психологические механизмы, которые были сформированы у человека историей не соответствуют новой информационной ситуации. Информационные возможности человека лимитированы и не могут развиваться беспредельно. Следствием этого у человека появляется стремление к стабильности и в силу этого обстоятельства этнические ценности с их стабильностью и наследуемым статусом имеют не оспоримые преимущества перед всеми другими. Чем больше расхождения между информационными возможностями среднего человека и сложностью реальной информационной ситуации, тем сильнее эмоциональная сторона этнического самосознания.

Свидетельство этого процесса:

  1.  Переосмысление лидерами национальных государств содержание общественного развития. В нём равнозначными являются, как стремление к модернизации, так и обращение к собственным культурным инстинктам.
  2.  Деятельность организации объединенных наций в 1982 в Мехико было принято решение о проведении всемирного десятилетия культуры; оно рассматривалось как направленное на возрождение и обогащение культурной самобытности народа. Деятельность ЮНЕСКО в 1997 году провозглашается создание системы институционального признания устного и  нематериального наследия человечества. В 1998 году на всемирном докладе по культуре была отмечена важность сохранения для гармоничного развития человечества языков и диалектов, традиций и обрядов, представлений и верований.
  3.  Создание журнала культурные исследования. Там публикуются материалы меньшинств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22400. Системы и технологии управления проектированием и жизненным циклом изделия (PDM-, PLM-, CALS-технологии) 147 KB
  Однако попытки использовать имевшиеся в то время СУБД не приводили к удовлетворительным результатам в силу разнообразия типов проектных данных распределенного и параллельного характера процессов проектирования с одной стороны и недостаточной развитости баз данных с другой стороны. Однако они не учитывали или в недостаточной степени удовлетворяли требованиям обеспечения целостности данных управления потоками проектных работ многоаспектного доступа пользователей к данным. Они предназначены для информационного обеспечения проектирования и...
22401. CASE-технологии компьютерного проектирования 94.5 KB
  1 Введение CASEтехнологии; 7.2 CASEсредства.4 Структурный подход к проектированию ИС CASE средствами.
22402. CASE-средства анализа и синтеза проектных решений информационных систем 238 KB
  Взаимодействие блоков друг с другом описываются посредством интерфейсных дуг выражающих ограничения которые в свою очередь определяют когда и каким образом функции выполняются и управляются; строгость и точность. отделение организации от функции т. Методология SADT может использоваться для моделирования широкого круга систем и определения требований и функций а затем для разработки системы которая удовлетворяет этим требованиям и реализует эти функции. Диаграммы главные компоненты модели все функции ИС и интерфейсы на них...
22403. Основные понятия и методология проектирования сложных объектов и систем. Методология системного подхода к проблеме проектирования сложных систем 233 KB
  Сущность процесса проектирования Методология системного подхода к проблеме проектирования сложных систем 1. Сущность процесса проектирования Сущность процесса проектирования заключается в разработке конструкций и технологических процессов производства новых изделий которые должны с минимальными затратами и максимальной эффективностью выполнять предписанные им функции в требуемых условиях [70 71]. Результатом проектирования как правило служит полный комплект документации содержащий достаточные сведения для изготовления объекта в...
22404. Основные понятия и методология проектирования слож 171.5 KB
  План Понятия инженерного проектирования; 2. Цели проектирования; 3. Объекты проектирования; Процессы проектирования.
22405. Введение в математический анализ 1.32 MB
  Числовые множества 1. Числовые множества. Числовые функции Числовые множества. Числовая последовательность и ее предел Числовая последовательность и свойства последовательностей.
22406. Непрерывность функции в точке 383 KB
  Функция f называется непрерывной в точке a если она определена в точке a и ее некоторой окрестности и если существует предел этой функции f при x при x  a и он равен fa т. Функция f называется непрерывной слева в точке a если она определена в точке a и в левой половине некоторой окрестности точки a если левый предел этой функции f при x  a0 существует и равен fa т. Функция f называется непрерывной справа в точке a если она определена в точке a и в правой половине некоторой окрестности точки a если правый предел этой функции...
22407. Дифференцируемость и производные функции 291 KB
  Дифференцируемость и производные функции Приращение аргумента и приращение функции. Понятие функции дифференцируемой в точке. Дифференциал функции. Производная функции.
22408. Производные высших порядков. Формулы Тейлора. Применение производной. Производные и дифференциалы высших порядков 652 KB
  Линеаризация функции. Приближенное вычисление значений функции. Исследование функции с помощью производной. Возрастание и убывание функции на промежутке.