67128

Информационное общество и информационная культура

Лекция

История и СИД

Информационное общество – термин введен американским экономистом Машлуп. Работа вышла в 1962 году – «Производство и распространение знаний в США». Начинает рассматривать информационную концепцию. Он делал акцент на степени развития информационных технологий...

Русский

2014-09-04

38 KB

12 чел.

Информационное общество и информационная культура

Информационное общество – термин введен американским экономистом Машлуп. Работа вышла в 1962 году – «Производство и распространение знаний в США». Начинает рассматривать информационную концепцию. Он делал акцент на степени развития информационных технологий, а в качестве главного фактора общественного развития рассматривалось производство и использование научно-технической и иной информации. «Информационное общество, как постиндустриальное общество» - работа вышла в 1983 году. Он трактовал информацию, как экономическую категорию. Информация следует в прогрессивные направления, во все сферы социокультурной жизни.

Джон Нейсбит, Джон Бенингер, Томас Стоуньер, Маршалл МакЛюен, Элвин Тофлер. Они считают, что качественное отличие нового типа общества от всех иных заключается в радикальном изменении представления человека о мире и соответствующих трансформациях общественных отношений. В этом обществе, по мнению авторов, все аспекты развития личности могут осуществляться в информационной сфере (образование, профессиональный рост, экономическая деятельность, юридическая, реализация политической активности человека, сферы досуга). Культура обретает высокий уровень инновативности и характеризуется :

  1.  Демассификация и дестандартизация.
  2.  Трансформация характера труда и межличностных отношений, которые изменяют систему ценностей и ориентация человека на психологические, социальные и этические цели.
  3.  Избыток информация (информационный взрыв), который влияет на культуру и человека.

Лейтмотивом этих теорий была идея о том, что в новом обществе под индивидуальные потребительские нужды начинает подстраиваться и культура.

Мануэль Кастельс. Анализируя информационное общество, он приходит к выводу о том, что информационное общество является не просто разновидностью или стадием развитие постиндустриального общества, но выступает в качестве принципиально иного этапа развития социальных систем. Культуру информационного общества Кастельс рассматривает, как культуру реальной виртуальности, которая осуществляется в пространстве сети. Он вводит понятие киберпространство, вневременное время. Он считает, что в прошлом останутся следующие моменты:

  1.  Устойчивый тип социального строя и осознанные социально-классовые интересы;
  2.  Общественные ценности и господствующие стереотипы, воплощаемые в типах рациональности и ментальности.
  3.  Традиции, привязанность к собственным истокам и национально-этнической специфике.

«Информационная эпоха: экономика, общество и культура».

Понятие сетевое общество:

  1.  Оно воплощает в себе всё то негативное и уродливое, что несет с собой патриархальная культура. Оно лишает человека своего конкретного пространства, то есть погружает его в безличное пространство потоков и мгновенных информационных сообщений.
  2.  Это общество наделяет недовольные господством такого негативного безвременного времени, группы, таким мощным оружием, как интернет. В силу чего эти группы получают возможность непроизвольной самоорганизации и мгновенной концентрации своих усилий.

Альтернативой сетевому сообществу могут выступать экологические и феминистские движения. Эти движения несут в себе идеологическую подпочву определенных версий антиглобализма. Одной из важнейших характеристик является то, что большинство исследователей начали акцентировать внимание на роли и значении не столько самой информации, сколько знаний.

Понятие глобальное информационное общество включает в себя следующие аспекты:

  1.  Это общество нового типа, которое формируется в результате новой глобальной социальной революции, основой ее является развитие информационных и телекоммуникационных технологий.
  2.  Общество знаний, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становятся знания, полученные благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать.
  3.  Это общество, в котором обмен информации не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ. И, где с помощью научной обработки данных и поддержки знания, будут приниматься более продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах.
  4.  Общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, с другой, открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации.

Одним из парадоксов развития информационного общества является активизация этнических культур и этнического самосознания.

На протяжении своей истории человек получал необходимую для жизни информацию от достаточно малочисленной и четко определенной по составу группы. Стабильность состава группы способствовала тому,  что среди ее членов преобладали общие видения мира, общие представления о ценностях, нормах поведения и смысле жизни, в следствие этого социальная информация, поступавшая к человеку, была относительно однородна, упорядочена и требовала более однозначной реакции, чем сейчас. В современном мире человек входит во множество групп, которые слабо связаны друг с другом, причем, каждая из этих групп предъявляет свои требования к ее поведению и психологические механизмы, которые были сформированы у человека историей не соответствуют новой информационной ситуации. Информационные возможности человека лимитированы и не могут развиваться беспредельно. Следствием этого у человека появляется стремление к стабильности и в силу этого обстоятельства этнические ценности с их стабильностью и наследуемым статусом имеют не оспоримые преимущества перед всеми другими. Чем больше расхождения между информационными возможностями среднего человека и сложностью реальной информационной ситуации, тем сильнее эмоциональная сторона этнического самосознания.

Свидетельство этого процесса:

  1.  Переосмысление лидерами национальных государств содержание общественного развития. В нём равнозначными являются, как стремление к модернизации, так и обращение к собственным культурным инстинктам.
  2.  Деятельность организации объединенных наций в 1982 в Мехико было принято решение о проведении всемирного десятилетия культуры; оно рассматривалось как направленное на возрождение и обогащение культурной самобытности народа. Деятельность ЮНЕСКО в 1997 году провозглашается создание системы институционального признания устного и  нематериального наследия человечества. В 1998 году на всемирном докладе по культуре была отмечена важность сохранения для гармоничного развития человечества языков и диалектов, традиций и обрядов, представлений и верований.
  3.  Создание журнала культурные исследования. Там публикуются материалы меньшинств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52003. Групи слів за значенням: омоніми, синоніми, антоніми (загальне ознайомлення). 57.5 KB
  Групи слів за значенням: омоніми синоніми антоніми загальне ознайомлення. Мета уроку: поглибити знання учнів про групи слів за значенням; ознайомити їх з омонімами синонімами антонімами навчити школярів правильно застосовувати їх у текстах знаходити у реченнях доречно використовувати у мовленні; виховувати інтерес до усної народної творчості. Групи слів за значенням Групи слів Звукова форма Значення Приклади Омоніми Однакова зовсім різні Ласка тварина ласка матері Синоніми різна однакові або хуртовина близькі заметіль Антоніми...
52005. Буквы о - а в корне –гор- -гар- 53.5 KB
  Тип урока: изучение нового материала Ход урока 1. Мобилизирующий этап Цель: вспомнить правило с чередующими гласнымилаг лож раст рос кас кос; умение самостоятельно делать выводы сформулировать тему урока назвать цель урока обучение русскому языку средствами субъективизации Предпол.Формулирование темы и цели урока Назовите слова выделенные из каждого ряда.