67128

Информационное общество и информационная культура

Лекция

История и СИД

Информационное общество – термин введен американским экономистом Машлуп. Работа вышла в 1962 году – «Производство и распространение знаний в США». Начинает рассматривать информационную концепцию. Он делал акцент на степени развития информационных технологий...

Русский

2014-09-04

38 KB

12 чел.

Информационное общество и информационная культура

Информационное общество – термин введен американским экономистом Машлуп. Работа вышла в 1962 году – «Производство и распространение знаний в США». Начинает рассматривать информационную концепцию. Он делал акцент на степени развития информационных технологий, а в качестве главного фактора общественного развития рассматривалось производство и использование научно-технической и иной информации. «Информационное общество, как постиндустриальное общество» - работа вышла в 1983 году. Он трактовал информацию, как экономическую категорию. Информация следует в прогрессивные направления, во все сферы социокультурной жизни.

Джон Нейсбит, Джон Бенингер, Томас Стоуньер, Маршалл МакЛюен, Элвин Тофлер. Они считают, что качественное отличие нового типа общества от всех иных заключается в радикальном изменении представления человека о мире и соответствующих трансформациях общественных отношений. В этом обществе, по мнению авторов, все аспекты развития личности могут осуществляться в информационной сфере (образование, профессиональный рост, экономическая деятельность, юридическая, реализация политической активности человека, сферы досуга). Культура обретает высокий уровень инновативности и характеризуется :

  1.  Демассификация и дестандартизация.
  2.  Трансформация характера труда и межличностных отношений, которые изменяют систему ценностей и ориентация человека на психологические, социальные и этические цели.
  3.  Избыток информация (информационный взрыв), который влияет на культуру и человека.

Лейтмотивом этих теорий была идея о том, что в новом обществе под индивидуальные потребительские нужды начинает подстраиваться и культура.

Мануэль Кастельс. Анализируя информационное общество, он приходит к выводу о том, что информационное общество является не просто разновидностью или стадием развитие постиндустриального общества, но выступает в качестве принципиально иного этапа развития социальных систем. Культуру информационного общества Кастельс рассматривает, как культуру реальной виртуальности, которая осуществляется в пространстве сети. Он вводит понятие киберпространство, вневременное время. Он считает, что в прошлом останутся следующие моменты:

  1.  Устойчивый тип социального строя и осознанные социально-классовые интересы;
  2.  Общественные ценности и господствующие стереотипы, воплощаемые в типах рациональности и ментальности.
  3.  Традиции, привязанность к собственным истокам и национально-этнической специфике.

«Информационная эпоха: экономика, общество и культура».

Понятие сетевое общество:

  1.  Оно воплощает в себе всё то негативное и уродливое, что несет с собой патриархальная культура. Оно лишает человека своего конкретного пространства, то есть погружает его в безличное пространство потоков и мгновенных информационных сообщений.
  2.  Это общество наделяет недовольные господством такого негативного безвременного времени, группы, таким мощным оружием, как интернет. В силу чего эти группы получают возможность непроизвольной самоорганизации и мгновенной концентрации своих усилий.

Альтернативой сетевому сообществу могут выступать экологические и феминистские движения. Эти движения несут в себе идеологическую подпочву определенных версий антиглобализма. Одной из важнейших характеристик является то, что большинство исследователей начали акцентировать внимание на роли и значении не столько самой информации, сколько знаний.

Понятие глобальное информационное общество включает в себя следующие аспекты:

  1.  Это общество нового типа, которое формируется в результате новой глобальной социальной революции, основой ее является развитие информационных и телекоммуникационных технологий.
  2.  Общество знаний, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становятся знания, полученные благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать.
  3.  Это общество, в котором обмен информации не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ. И, где с помощью научной обработки данных и поддержки знания, будут приниматься более продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах.
  4.  Общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, с другой, открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации.

Одним из парадоксов развития информационного общества является активизация этнических культур и этнического самосознания.

На протяжении своей истории человек получал необходимую для жизни информацию от достаточно малочисленной и четко определенной по составу группы. Стабильность состава группы способствовала тому,  что среди ее членов преобладали общие видения мира, общие представления о ценностях, нормах поведения и смысле жизни, в следствие этого социальная информация, поступавшая к человеку, была относительно однородна, упорядочена и требовала более однозначной реакции, чем сейчас. В современном мире человек входит во множество групп, которые слабо связаны друг с другом, причем, каждая из этих групп предъявляет свои требования к ее поведению и психологические механизмы, которые были сформированы у человека историей не соответствуют новой информационной ситуации. Информационные возможности человека лимитированы и не могут развиваться беспредельно. Следствием этого у человека появляется стремление к стабильности и в силу этого обстоятельства этнические ценности с их стабильностью и наследуемым статусом имеют не оспоримые преимущества перед всеми другими. Чем больше расхождения между информационными возможностями среднего человека и сложностью реальной информационной ситуации, тем сильнее эмоциональная сторона этнического самосознания.

Свидетельство этого процесса:

  1.  Переосмысление лидерами национальных государств содержание общественного развития. В нём равнозначными являются, как стремление к модернизации, так и обращение к собственным культурным инстинктам.
  2.  Деятельность организации объединенных наций в 1982 в Мехико было принято решение о проведении всемирного десятилетия культуры; оно рассматривалось как направленное на возрождение и обогащение культурной самобытности народа. Деятельность ЮНЕСКО в 1997 году провозглашается создание системы институционального признания устного и  нематериального наследия человечества. В 1998 году на всемирном докладе по культуре была отмечена важность сохранения для гармоничного развития человечества языков и диалектов, традиций и обрядов, представлений и верований.
  3.  Создание журнала культурные исследования. Там публикуются материалы меньшинств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55008. Сім подорожей по Черкащині 5.22 MB
  Черкаси Головне місто області її адміністративний промисловий і культурний центр знаходиться на правому мальовничому березі Дніпра у верхній частині Кременчуцького водосховища найбільшого на усьому дніпровському водному каскаді. Місто росло й розвивалось.
55009. Вчора – дошколярики, а завтра – школярі 56.5 KB
  Мета: виявити обсяг знань дітей про звуковий склад слова, уміння ділити слова на склади, пригадувати слова із заданим звуком на початку, в середині і в кінці слова; поскладове читання;...
55010. Як здійснити подвиг. Астрід Ліндгрен «Пеппі Довгапанчоха» (розділ «Пеппі стає рятівницею») 62.5 KB
  Мета: вчити учнів розуміти зміст понять героїчний учинок подвиг; розвивати критичне мислення учнів їхню емоційну сферу уміння аналізувати твір оцінювати вчинки робити висновки; виховувати почуття небайдужості активну життєву позицію готовність до героїчних учинків.
55011. Сохраним память про подвиг 5.26 MB
  ЦЕЛЬ: рассмотреть основной ход событий Великой отечественной войны; охарактеризовать роль и вклад украинского народа в борьбе с фашистскими захватчиками, определить основные последствия Великой отечественной войны для нашего государства...
55012. Влияние инвестиций на национальный объем производства. Мультипликатор инвестиций 43.97 KB
  Инвестиции – важный фактор экономического развития. При этом они подвержены действию особого мультипликационного механизма, умножающего их воздействие на рост валового национального продукта (ВНП).
55013. Похідна та її застосування 844 KB
  Мета уроку: навчальна мета: перевірити узагальнити систематизувати поглибити знання вміння навички учнів з теми; повторити та удосконалити знання правил і формул диференціювання елементарних функцій...
55014. Похідна як швидкість. Розв’язання задач прикладного характеру з застосуванням похідної. Похідна в математиці та фізиці 126.5 KB
  Мета уроку: Розкрити технологію розв’язання текстових фізичних задач із застосуванням похідної, дати уявлення про похідну як швидкість; систематизувати та поглибити теоретичні знання учнів; орієнтувати учнів на виявлення та вивчення багатогранності зв’язків між фізичними та математичними поняттями...
55015. Доба героїчних походів козаків. Петро Конашевич-Сагайдачний 102.5 KB
  Мета: розглянути напрями морських походів козаків; охарактеризувати діяльність гетьмана П.Актуалізація опорних знань учнів: фронтальна бесіда: Про кого ми вивчаємо у 8класіпро козаків; Хто такі козаки Які причини виникнення козацтва...
55016. Морські походи козаків. Гетьман П.Сагайдачний. Участь українського козацтва у Хотинській війні 74 KB
  Мета уроку: розкрити характерні особливості історії України першої половини ХVІІст. – «доби героїчних походів»; поглибити знання учнів про військове мистецтво українського козацтва; ознайомити учнів з військовою, суспільно-політичною та дипломатичною діяльністю видатного гетьмана Петра Конашевича-Сагайдачного...