67136

Русская культура на переходе от средневековья к новому времени

Доклад

Культурология и искусствоведение

Примечательно что в 17 веком появляется обличение лени пассивности уже приветствуется динамизм умение приспособиться к изменениям нового времени. Изменения этого времени было уже нельзя предотвратить. Это переходная эпоха к новому времени.

Русский

2014-09-04

32 KB

0 чел.

Русская культура на переходе от средневековья к новому времени

Смутное время длилось с 1598 – 1613 год, когда на престол вступил представитель Романвых. Время сопровождалось историческими потрясениями. Под влиянием этих исторических событий пошатнулась вера в богоизбранность царя. К началу 17 века в культуре наметился идеологический плюрализм. Породило сомнение, ожидание прихода апокалипсиса. По словам знаменитого русского историка Василия Ключевского, смута в истории опередила смута в душах и в умах. Под влиянием этих исторических событий, общество приучалось мыслить самостоятельно, укрепляется идея, что народ московского царства – это не политическая случайность, а единое целое, которому предназначено великое будущее. Примечательно, что в 17 веком появляется обличение лени, пассивности, уже приветствуется динамизм, умение приспособиться к изменениям нового времени. По существу здесь начинает господствовать мораль – «человек кузнец своего счастья». Появление нового мировоззрения отразила ситуация в литературе.

Сатира предполагает некое осмеяние. Мотивы заблуждения героя. В сюжете «О горе и злочастии» сюжет не соответствует мотивам.

Вторым историческим стал религиозный раскол, в результате которого ранее единая православная церковь разделилась на Никониан и старообрядцев. Религиозный раскол расколол русское общество. Причиной раскола считается изоляция церковной жизни, накопление различий с прочим православным миром. Хотя считается, что различия не однозначны. Было признано, что накопились ошибки, это понимали еще в 16 веке. Исправлял их Максим Грек. Однако особенно нетерпимыми стало книгопечатание. Наконец, на соборе 1654 года будущий патриарх Никон указывает на ошибки в книгах, а также получает благословление на их исправление. Протопоп Аввакум и его дочь Боярыня Морозова – стали главными идеологами старообрядчества. Но, тем не менее житие протопопа Аввакума представляет собой новый жанр по сравнению с произведениями подобного типа. Автор и герой здесь соединяются в одном лице. Важным культрологическим результатам религиозной реформы стало возникновение оппозиции светской и духовно религиозной культуры. Адепты новой культуры настаивали на том, что христианская мудрость не может существовать без философии, риторики, грамматики, для понимания писания необходимо владение свободными искусствами. Начало этого изменения, культуры перехода оказались лишь в городской культуре. В городе развивается торговля, именно городская жизнь требует больше инициативности, предприимчивости, опыта. Изменения повседневно-городской жизни касались русского костюма, одежды, однако еще в середине 17 века обличали тех, кто сменил обличение на иноземные одежды – «ризы неверных». В московских домах появляется мебель польских, немецких образцов, зеркала, картины, часы, гравюра. На восточной окраины Москвы появился целый уголок восточной Европы – немецкая слобода. Деятельность иностранных торговцев приводила к тому, что в Москве появляется все больше диковинок, вещей, а жители в свою очередь знакомятся с Европейским бытом. Усиливается и динамизм жизни. Царь Алексей Михайлович уже требует от своих подданных быстроты, оригинальности своих решений. Об интересе грамотности свидетельствуют издания «Букваря» Бурцева, «Грамматики» Смотрицкого.

Также и появляются новые учебные заведения. Например, ученые греки Иоанникий и Сафроний Лихуды открывают училища, а затем на его основе открывается знаменитая Славно-Греко-Латинская академия.

Артамон Матвеев, Полоцкий – под их влиянием при дворе возникает театр. В загородном селе преображенском была построена комедийная хоромина и по распоряжении Алексея Михайловича здесь проходят первые спектакли. Была поставлена пьеса «Артаксеркского действо». В этом спектакле участвовали не только хор, но и оркестр. Актерами были иноземцы немецкой слободы, которые выучили текст пьесы Иоганна Грегори по-русски. «Драма о Тамерлане», «Балет Орфей», драма о «Блудном сыне». При этом для этих пьес писалось специальное предисловие, оно произносилось перед спектаклем специальным действующим лицом. Здесь разъяснялась художественная сущность, зрители здесь могли познакомиться с действующими лицами, даже пообщаться с ними. Идея театра понравилась, но царский духовник убедил царя в греховности этого увлечения и даже привел в пример Византийских императоров, которые увлекаясь греховными развлечениями, забыли о боге и были наказаны. Комедийная хоромина была закрыта. Но с ней начинается история театра в русской культуре.

Сосредоточеньем художественных сил Московского царства стала «Оружейная палата». Примечательно, что в оружейной палате на ряду с русскими еще работали и европейские мастера, которые писали уже не иконы, а светские портреты. Русские мастера охотно перенимали манеру живописи, но при этом страдало мастерство иконного писания. Поэтому, Никону приходилось отлучать некоторых мастеров от церкви. Насаждался единый образец греческого стиля. Изменения этого времени было уже нельзя предотвратить.

Это переходная эпоха к новому времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85306. Основные мифологические циклы: классификация 36.49 KB
  К древнейшим и самым примитивным мифов принадлежали мифы о животных (или зооморфные) и зооантропоморфных мифы. Элементарные из них представляют собой наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаические мифы - о происхождении животных от людей или мифологические представления о том, что люди были когда-то животными.
85307. Системы исходных понятий народной художественной культуры 37.16 KB
  Основными понятиями являются культура ценности традиция этническая культура. Ценности первым кто ввел это понятие в научный оборот был польский психолог В. Для большинства исследователей понятие ценности сродни понятию установка. Клакхон ценностиэто осознанное или неосознанное характерное для индивида или группы индивидов представления о желаемом которое определяет выбор целей с учетом возможных последствий.
85308. Календарные праздники и обряды: структура, функции, художественные элементы 35.95 KB
  Основные зимние праздники приходились на январь. Дети девушки и парни под Рождество ходили по домам колядовать Колядовали и в Новый год. Молодежь наряжалась стариками и старухами цыганами гусарами; мазали лица сажей надевали вывороченные наизнанку шубы и ходили по деревне подшучивая над всеми разыгрывая сценки веселясь. Ходили друг к другу в гости обильно угощались блинами оладьями пирогами была и выпивка.
85309. Календарные праздники и обряды на Руси; их связь с зимним и летним солнцеворотами; весенним и осенним равноденствием; с циклами сельскохозяйственных работ; с языческими и христианскими основами веры 35 KB
  Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом с жизнью природы а значит с мифологическими олицетворениями природных сил. Первыми еще в глубокой древности возникли праздники связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре когда солнце поворачивается на лето предвещая скорое пробуждение кормилицы материземли от зимнего сна и заканчиваясь осенью с завершением уборки урожая праздники составляли целостный календарный цикл.
85310. Система церковных праздников 35.79 KB
  Среди двунадесятых праздников три подвижных: Вход Господень в Иерусалим за неделю до Пасхи Вербное воскресенье Вознесение Господне Вознесение в 40й день по Пасхе и день Святой Троицы Пятидесятница Троица в 50й день по Пасхе. Неподвижные великие праздники: Крещение Господне Богоявление Водокрещи Иордань 619 января; Сретение Господне Сретение 215 февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы Благовещенье 25 марта 7 апреля; Преображение Господне второй Спас Спас на горе средний Спас Спас яблочный 619...
85311. Классификация традиционных календарных праздников и обрядов русского народа 37.14 KB
  Расписное яйцо было столь важным атрибутом обрядов что длительное время примерно с Х века держался обычай пользоваться специально изготовленными керамическими разукрашенными яйцами писанками. Для землепашца это время критическое все что мог он на полях сделал брошенное зерно дало всходы теперь все зависело от природы а значит от прихоти управляющих природными стихиями существ. И ожидали в это время от русалок не только шалостей и козней но и орошения полей живительной влагой способствующей колошению хлебов. Во время праздника...
85312. Функции фольклора 29.24 KB
  Функции фольклора в целом и отдельных его жанров не могли не изменяться в зависимости от общих изменений структуры всей духовной культуры от типа соотношения фольклорных и условно говоря ldquo;нефольклорныхrdquo; форм и видов духовной культуры. Важнейшие общественные функции фольклора функции народной истории народной философии народной социологии.
85313. Методология и методы изучения народной художественной культуры 33.46 KB
  Виды научных исследований в области НХТ. Теоретические исследования НХК выявление сущности принципов функций закономерностей развития НХТ и т. Фольклористические исследования фиксирующие образцы НХТ выявляющие особенности жанров сказки песни театральные тексты и т. Понятие модели в педагогике возможности педагогического моделирования в разработке направлений развития объединений и организаций занимающихся НХТ.
85314. Традиционное народное жилище: структура, функции 44.65 KB
  Кочевой образ жизни издавна определил тип герметически замкнутого компактного жилищасборноразборной сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия круглого в основания и полусферическим верхом. Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решёток которые определяют размеры и вместимость жилища. Если северная часть считалась почётной то южное пространство примыкающая к двери самая низшая часть жилища. Таким образом круглая юрта оригинальный исторически сложившийся образец жилища идеально...