67136

Русская культура на переходе от средневековья к новому времени

Доклад

Культурология и искусствоведение

Примечательно что в 17 веком появляется обличение лени пассивности уже приветствуется динамизм умение приспособиться к изменениям нового времени. Изменения этого времени было уже нельзя предотвратить. Это переходная эпоха к новому времени.

Русский

2014-09-04

32 KB

0 чел.

Русская культура на переходе от средневековья к новому времени

Смутное время длилось с 1598 – 1613 год, когда на престол вступил представитель Романвых. Время сопровождалось историческими потрясениями. Под влиянием этих исторических событий пошатнулась вера в богоизбранность царя. К началу 17 века в культуре наметился идеологический плюрализм. Породило сомнение, ожидание прихода апокалипсиса. По словам знаменитого русского историка Василия Ключевского, смута в истории опередила смута в душах и в умах. Под влиянием этих исторических событий, общество приучалось мыслить самостоятельно, укрепляется идея, что народ московского царства – это не политическая случайность, а единое целое, которому предназначено великое будущее. Примечательно, что в 17 веком появляется обличение лени, пассивности, уже приветствуется динамизм, умение приспособиться к изменениям нового времени. По существу здесь начинает господствовать мораль – «человек кузнец своего счастья». Появление нового мировоззрения отразила ситуация в литературе.

Сатира предполагает некое осмеяние. Мотивы заблуждения героя. В сюжете «О горе и злочастии» сюжет не соответствует мотивам.

Вторым историческим стал религиозный раскол, в результате которого ранее единая православная церковь разделилась на Никониан и старообрядцев. Религиозный раскол расколол русское общество. Причиной раскола считается изоляция церковной жизни, накопление различий с прочим православным миром. Хотя считается, что различия не однозначны. Было признано, что накопились ошибки, это понимали еще в 16 веке. Исправлял их Максим Грек. Однако особенно нетерпимыми стало книгопечатание. Наконец, на соборе 1654 года будущий патриарх Никон указывает на ошибки в книгах, а также получает благословление на их исправление. Протопоп Аввакум и его дочь Боярыня Морозова – стали главными идеологами старообрядчества. Но, тем не менее житие протопопа Аввакума представляет собой новый жанр по сравнению с произведениями подобного типа. Автор и герой здесь соединяются в одном лице. Важным культрологическим результатам религиозной реформы стало возникновение оппозиции светской и духовно религиозной культуры. Адепты новой культуры настаивали на том, что христианская мудрость не может существовать без философии, риторики, грамматики, для понимания писания необходимо владение свободными искусствами. Начало этого изменения, культуры перехода оказались лишь в городской культуре. В городе развивается торговля, именно городская жизнь требует больше инициативности, предприимчивости, опыта. Изменения повседневно-городской жизни касались русского костюма, одежды, однако еще в середине 17 века обличали тех, кто сменил обличение на иноземные одежды – «ризы неверных». В московских домах появляется мебель польских, немецких образцов, зеркала, картины, часы, гравюра. На восточной окраины Москвы появился целый уголок восточной Европы – немецкая слобода. Деятельность иностранных торговцев приводила к тому, что в Москве появляется все больше диковинок, вещей, а жители в свою очередь знакомятся с Европейским бытом. Усиливается и динамизм жизни. Царь Алексей Михайлович уже требует от своих подданных быстроты, оригинальности своих решений. Об интересе грамотности свидетельствуют издания «Букваря» Бурцева, «Грамматики» Смотрицкого.

Также и появляются новые учебные заведения. Например, ученые греки Иоанникий и Сафроний Лихуды открывают училища, а затем на его основе открывается знаменитая Славно-Греко-Латинская академия.

Артамон Матвеев, Полоцкий – под их влиянием при дворе возникает театр. В загородном селе преображенском была построена комедийная хоромина и по распоряжении Алексея Михайловича здесь проходят первые спектакли. Была поставлена пьеса «Артаксеркского действо». В этом спектакле участвовали не только хор, но и оркестр. Актерами были иноземцы немецкой слободы, которые выучили текст пьесы Иоганна Грегори по-русски. «Драма о Тамерлане», «Балет Орфей», драма о «Блудном сыне». При этом для этих пьес писалось специальное предисловие, оно произносилось перед спектаклем специальным действующим лицом. Здесь разъяснялась художественная сущность, зрители здесь могли познакомиться с действующими лицами, даже пообщаться с ними. Идея театра понравилась, но царский духовник убедил царя в греховности этого увлечения и даже привел в пример Византийских императоров, которые увлекаясь греховными развлечениями, забыли о боге и были наказаны. Комедийная хоромина была закрыта. Но с ней начинается история театра в русской культуре.

Сосредоточеньем художественных сил Московского царства стала «Оружейная палата». Примечательно, что в оружейной палате на ряду с русскими еще работали и европейские мастера, которые писали уже не иконы, а светские портреты. Русские мастера охотно перенимали манеру живописи, но при этом страдало мастерство иконного писания. Поэтому, Никону приходилось отлучать некоторых мастеров от церкви. Насаждался единый образец греческого стиля. Изменения этого времени было уже нельзя предотвратить.

Это переходная эпоха к новому времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7712. Педагогічна культура та майстерність викладача вищої школи 61.5 KB
  Педагогічна культура та майстерність викладача вищої школи План Педагогічна діяльність викладача ВНЗ. Сучасні вимоги до викладача ВНЗ. Педагогічна майстерність викладача ВНЗ. 1. Педагогічна діяльність викладача ВНЗ. Педагогічна пра...
7713. Виховна робота у вищій школі 83 KB
  Виховна робота у вищій школі План Зміст і особливості виховання молоді в сучасних умовах. Методи виховання у ВНЗ. Форми виховання у АНЗ. Функції і завдання куратора академічної групи. 1. Зміст і особливості виховання молоді в...
7714. Науково-дослідна робота у вищій школі 91 KB
  Науково-дослідна робота у вищій школі План Логіка і методика наукового дослідження. Методи науково-педагогічного дослідження. Основні види наукових досліджень у вищій щколі. Система наукової роботи університету. 1. Логіка і м...
7715. Наука о живой материи 26 KB
  Наука о живой материи. Весь окружающий мир гармоничен и делится на системы живой и неживой природы. До этого мы изучали неживую природу, а сейчас будем говорить о о биологии (с греч. биос перев. жизнь, т.е. учение о жизни). Биология - наука, из...
7716. Взаимосвязь космоса и живой природы 54.5 KB
  Взаимосвязь космоса и живой природы Говоря о взаимодействии человека и природы, мы оперировали масштабом лишь одной планеты - Земли. Однако разнообразное взаимодействие между космосом, с одной стороны, и живой природой и человеком - с друг...
7717. Модели происхождения Вселенной 77.5 KB
  Модели происхождения Вселенной. 1. Ученик А.А. Фридмана Георг Гамов (эмигрировал в 1934г. из СССР в США) в 1948 г. разработал модель горячей Вселенной под названием Космология Большого взрыва» Радиус Вселенной в первоначальном состоянии был р...
7718. Схема анализа плана воспитательной работы классного руководителя 26 KB
  Схема анализа плана воспитательной работы классного руководителя наличие общей характеристики класса, детального анализа уровня его воспитанности, выделение положительных сторон и недостатков в поведении и деятельности учащихся ха...
7720. Теоретичні основи безпеки життєдіяльності 108.25 KB
  Теоретичні основи безпеки життєдіяльності Програмна анотація Предмет безпеки життєдіяльності. Теоретичні основи безпеки життєдіяльності. Науки, на яких базується безпека життєдіяльності. Теорія небезпеки та ризику. ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ Безпек...