67136

Русская культура на переходе от средневековья к новому времени

Доклад

Культурология и искусствоведение

Примечательно что в 17 веком появляется обличение лени пассивности уже приветствуется динамизм умение приспособиться к изменениям нового времени. Изменения этого времени было уже нельзя предотвратить. Это переходная эпоха к новому времени.

Русский

2014-09-04

32 KB

0 чел.

Русская культура на переходе от средневековья к новому времени

Смутное время длилось с 1598 – 1613 год, когда на престол вступил представитель Романвых. Время сопровождалось историческими потрясениями. Под влиянием этих исторических событий пошатнулась вера в богоизбранность царя. К началу 17 века в культуре наметился идеологический плюрализм. Породило сомнение, ожидание прихода апокалипсиса. По словам знаменитого русского историка Василия Ключевского, смута в истории опередила смута в душах и в умах. Под влиянием этих исторических событий, общество приучалось мыслить самостоятельно, укрепляется идея, что народ московского царства – это не политическая случайность, а единое целое, которому предназначено великое будущее. Примечательно, что в 17 веком появляется обличение лени, пассивности, уже приветствуется динамизм, умение приспособиться к изменениям нового времени. По существу здесь начинает господствовать мораль – «человек кузнец своего счастья». Появление нового мировоззрения отразила ситуация в литературе.

Сатира предполагает некое осмеяние. Мотивы заблуждения героя. В сюжете «О горе и злочастии» сюжет не соответствует мотивам.

Вторым историческим стал религиозный раскол, в результате которого ранее единая православная церковь разделилась на Никониан и старообрядцев. Религиозный раскол расколол русское общество. Причиной раскола считается изоляция церковной жизни, накопление различий с прочим православным миром. Хотя считается, что различия не однозначны. Было признано, что накопились ошибки, это понимали еще в 16 веке. Исправлял их Максим Грек. Однако особенно нетерпимыми стало книгопечатание. Наконец, на соборе 1654 года будущий патриарх Никон указывает на ошибки в книгах, а также получает благословление на их исправление. Протопоп Аввакум и его дочь Боярыня Морозова – стали главными идеологами старообрядчества. Но, тем не менее житие протопопа Аввакума представляет собой новый жанр по сравнению с произведениями подобного типа. Автор и герой здесь соединяются в одном лице. Важным культрологическим результатам религиозной реформы стало возникновение оппозиции светской и духовно религиозной культуры. Адепты новой культуры настаивали на том, что христианская мудрость не может существовать без философии, риторики, грамматики, для понимания писания необходимо владение свободными искусствами. Начало этого изменения, культуры перехода оказались лишь в городской культуре. В городе развивается торговля, именно городская жизнь требует больше инициативности, предприимчивости, опыта. Изменения повседневно-городской жизни касались русского костюма, одежды, однако еще в середине 17 века обличали тех, кто сменил обличение на иноземные одежды – «ризы неверных». В московских домах появляется мебель польских, немецких образцов, зеркала, картины, часы, гравюра. На восточной окраины Москвы появился целый уголок восточной Европы – немецкая слобода. Деятельность иностранных торговцев приводила к тому, что в Москве появляется все больше диковинок, вещей, а жители в свою очередь знакомятся с Европейским бытом. Усиливается и динамизм жизни. Царь Алексей Михайлович уже требует от своих подданных быстроты, оригинальности своих решений. Об интересе грамотности свидетельствуют издания «Букваря» Бурцева, «Грамматики» Смотрицкого.

Также и появляются новые учебные заведения. Например, ученые греки Иоанникий и Сафроний Лихуды открывают училища, а затем на его основе открывается знаменитая Славно-Греко-Латинская академия.

Артамон Матвеев, Полоцкий – под их влиянием при дворе возникает театр. В загородном селе преображенском была построена комедийная хоромина и по распоряжении Алексея Михайловича здесь проходят первые спектакли. Была поставлена пьеса «Артаксеркского действо». В этом спектакле участвовали не только хор, но и оркестр. Актерами были иноземцы немецкой слободы, которые выучили текст пьесы Иоганна Грегори по-русски. «Драма о Тамерлане», «Балет Орфей», драма о «Блудном сыне». При этом для этих пьес писалось специальное предисловие, оно произносилось перед спектаклем специальным действующим лицом. Здесь разъяснялась художественная сущность, зрители здесь могли познакомиться с действующими лицами, даже пообщаться с ними. Идея театра понравилась, но царский духовник убедил царя в греховности этого увлечения и даже привел в пример Византийских императоров, которые увлекаясь греховными развлечениями, забыли о боге и были наказаны. Комедийная хоромина была закрыта. Но с ней начинается история театра в русской культуре.

Сосредоточеньем художественных сил Московского царства стала «Оружейная палата». Примечательно, что в оружейной палате на ряду с русскими еще работали и европейские мастера, которые писали уже не иконы, а светские портреты. Русские мастера охотно перенимали манеру живописи, но при этом страдало мастерство иконного писания. Поэтому, Никону приходилось отлучать некоторых мастеров от церкви. Насаждался единый образец греческого стиля. Изменения этого времени было уже нельзя предотвратить.

Это переходная эпоха к новому времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81015. Показатели развития ребенка, значимые для выявления психофизических нарушений 27.51 KB
  В соответствии с этим учитывается степень достижения зрелости в каждый период развития ребенка до и после его рождения. Во время эмбрионального развития организм плода очень восприимчив к различным неблагоприятным факторам. Развитие сенсорных и моторных функций которые являются базой для развития психических процессов.
81016. Причины аномального развития детей. Типы нарушений психического развития 29.04 KB
  Типы нарушений психического развития по Лебединскому: недоразвитие ранее время поражения незрелость мозга. Пример: умственная отсталость психические функции недоразвиты вынужденная недостаточность высших психических функций мышления речи; ✓ задержанное развитие замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер; ✓ поврежденное развитие более позднее после 2 3 лет патологическое воздействие на мозг; ✓ дефицитарное развитие тяжелые нарушения отдельных систем: зрения слуха речи опорнодвигательного...
81017. Принципы и методы диагностики отклонений в развитии ребенка. Функции психолого-медико-педагогической консультации 30.39 KB
  Принцип комплексного изучения ребенка который предполагает всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности эмоциональноволевой сферы личности навыков и т.Принцип целостного системного изучения ребенка.Принцип динамического изучения ребенка согласно которому при обследовании важно выяснить не только то что дети знают и умеют но и их возможности в обучении зона ближайшего развития.
81018. Политический реализм и неореализм в теории международных отношений 36.26 KB
  Все концепции международных отношений нсмотря на кардинальные различия рассматривают мировую политику в целом а не отдельные ее элементы. Это отличает их от внутриобщественных отношений построенных на принципах иерархии субординации формализованных правовых нормах. В отличии от внутриобщественных отношений где формально закреплена функция государственного принятия решений в МО это невозможно на правовом уровне.
81019. Либерализм в теории международных отношений. Неолиберализм 37.31 KB
  увеличивается количество акторов и их направление интересов предсказать не всегда возможно. 2 развитие коммуникации нетрадиционных акторов международных отношений т.3 государство теряет способность деятельность других акторов которая все чаще осуществляется в обход государственного суверенитета и вопреки ему. Сужение полномочий национальных правительств увеличение многообразия акторов приводит к росту анархии в МО делают отношения неуправляемыми и плохо поддающимися структурированию.
81020. Идеализм как школа международных отношений 35.05 KB
  Основной целью стало выработка моделей нормативного ведения мировых отношений. Идеалисты отрицали силовые и военные средства как регуляторы международных отношений ориентируясь на институты международного права. Однако послевоенный мир и вторая мировая война выявили несостоятельность идеалистической концепции регулирования международных отношений.
81021. Традиционализм и модернизм как направление дискуссии в теории международных отношений 32.17 KB
  Модернисты рассматривали национальные государства в качестве автономных властных систем которые испытывает влияние других субъектов международных отношений и определенным образом реагирует на уровне внешней политики. Основная задача в ТМО – смоделировать поведение того или иного государства при воздействии внешних субъектов и спрогнозировать поведение. Традиционалисты акцентируют внимание на необходимости учета в анализе МО тех факторов которые относятся к культурным особенностям государств: влияние традиций обычаев национального...
81022. Неомарксизм как школа международных отношений 35.5 KB
  Были введены такие понятия как страны 3го мира страны 2го мира мирэкономика и мирсистема. Мирэкономика отображает самую общую систему взаимодействия международных акторов где ведущую роль играют самые экономически сильные государства. Основные черты мирэкономики: всемирная организация и универсализация общества координация производственных комплексов из единого центра интернализация капиталов и уменьшение государственного вмешательства в мир финансов В условиях мирэкономики ослабляется защита суверенных государств правительства...
81023. Французская социологическая школа в теории международных отношений 36.25 KB
  В основе полемологии комплексное изучение войн конфликтов и других форм коллективной агрессивности с привлечением методов демографии математики биологии и других точных и естественных наук.