67137

Культурогенез. Научные и философские концепции культурогенеза

Лекция

Культурология и искусствоведение

Вопросы происхождения культуры затрагивались многими историками и философами но первые научные исследования в этой области связаны с работами антропологами эволюционистов 19 века. Философский подход он опирается на первоначальный набор аксиом из которого путём умозаключений философ строит свою теорию культурогенеза.

Русский

2014-09-04

34 KB

9 чел.

Культурогенез – это один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключавшийся в появлении новых культурных форм, их интеграции в существующие культурные системы.

Культурогенез не является однократным событием, когда культура появилась в первобытную эпоху, он представляет собой процесс постоянного развития культуры и ее самообновления.

Научные и философские концепции культурогенеза

Вопросы происхождения культуры затрагивались многими историками и философами, но первые научные исследования в этой области связаны с работами антропологами эволюционистов 19 века. В 20 веке проблемами генезиса культуры стали заниматься социологи, искусствоведы, культурологи, религоведы, и к настоящему моменту сложилось несколько подходов к понимаю того, что служит источником развития культуры.

Условно их можно разделить на 3 направления:

  1.  Религиозный подход, он опирается на веру и предание, и обычно не требует каких-либо дополнительных подтверждений своей правоты.
  2.  Философский подход, он опирается на первоначальный набор аксиом, из которого путём умозаключений философ строит свою теорию культурогенеза.
  3.  Научный подход, он опирается на факты, установленные в ходе наблюдений и экспериментов, поэтому теория культурогенеза строится на основе проверяемых фактов и сопровождается строгими научными доказательствами.

Все 3 направления в подходах нередко влияют друг на друга и переплетаются, поэтому иногда довольно сложно разобраться к какому направлению относится та или иная теория культурогенеза.

Теории культурогенеза

Креационистская теория - самый ранний подход в понимании происхождения культуры, в его основе лежит представления о божественном или ином сверхъестественном происхождении культуры. Самые первые попытки ответить на вопрос о причинах культурогенеза можно найти в древних мифах и религиозных текстах, согласно которым человек был создано Богом или Богами и все человеческие качества ,в том числе и культурные навыки были получены им свыше. В мифологии многих народов часто встречается фигура богопросветителя, обучающего людей речи, различным трудовым навыкам, а также правилам поведения и организации совместной жизни.

В текстах Библии и Корана повествуется о том, что первые люди были созданы Богом уже взрослыми, владевшими даром речи и самыми простыми культурными навыками, поэтому нередко креационистские теории культурогенеза встречаются в работах религиозных философов или богословов. Примером может служить работа Августина Блаженного (Аврелий Августин) «Град Божий».

Эволюционная теория культурогенеза.

Теория возникла в результате развития биологии и антропологии в 19 веке, особую роль здесь сыграло учение Чарльза Дарвина. Представители: Тайлор, Генри Льюис Морган и Герберт Спенсер. Согласно этой теории культура возникла в результате эволюции живой материи, главной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеком к меняющимся условиям его жизни, чтобы приспособиться к новым климатическим, географическим условиям, человек вырабатывает новые вещи, технологии, формы взаимодействия внутри общности. Важную роль в процессе культурогенеза играет также индивидуальный, творческий поиск человеком в интеллектуальной, технической, художественной и других сферах. Эволюционисты убеждены, что в культуре ни что не умирает, ни одна ее ступень не отвергается полностью, древние формы культуры нередко используются в последующих эпохах.

Все культуры эволюционируют, развиваются, а народы находятся на разных стадиях этого процесса. Эволюционисты подчеркивают, что все культуры равноправны и равноценны, среди них нет высоких или низких, каждая уникальна и неповторима.

Трудовая теория культурогенеза

Разработана в 19 веке, главным ее представителем является Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс убежден, что культура возникла благодаря способности человека к труду, и его умению создавать технические приспособления. Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, дерева, костей. По мнению Энгельса, обезьяны поняли, что искусственные орудия гораздо эффективнее естественных, тогда они стали создавать их специально и начали сообща трудиться, в процессе труда у них возникла потребность в передаче информации друг другу, что способствовало появлению речи, как средству общения между людьми. Таким образом, именно труд сотворил не только человека, но и культуру.

Символическая теория культурогенеза.

Она возникает в начале 20-го века, его представителем является Эрнст Кассирер. Он выводит феномен культуры из факта несовершенства биологической природы человека, по его мнению человек утратил свою первоначальную природу и некоторые животные инстинкты, а в результате начался процесс его отчуждения от природы. Чтобы компенсировать это, человек сформировал способности не свойственные животным, прежде всего способность мыслить и создавать символы. По мнению Кассирера человек живет в символической вселенной, в которую входят мир языка, морали, мифологии, религии, искусства и науки. Животные, на все, что происходит, реагируют непосредственно, так как они ограничены миром своих чувственных восприятий, поэтому все их действия сводятся на прямую реакцию на любой внешний раздражитель. У человека же ответ на внешнее воздействие всегда подвергается мысленной обработке, в отличие от животных он может спрогнозировать будущее, более того для него нет различия между реальностью и возможностью: все мысленное может стать для него реальным, следовательно истоки культурогенеза находятся в формировании человека как «символического животного».