67137

Культурогенез. Научные и философские концепции культурогенеза

Лекция

Культурология и искусствоведение

Вопросы происхождения культуры затрагивались многими историками и философами но первые научные исследования в этой области связаны с работами антропологами эволюционистов 19 века. Философский подход он опирается на первоначальный набор аксиом из которого путём умозаключений философ строит свою теорию культурогенеза.

Русский

2014-09-04

34 KB

12 чел.

Культурогенез – это один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключавшийся в появлении новых культурных форм, их интеграции в существующие культурные системы.

Культурогенез не является однократным событием, когда культура появилась в первобытную эпоху, он представляет собой процесс постоянного развития культуры и ее самообновления.

Научные и философские концепции культурогенеза

Вопросы происхождения культуры затрагивались многими историками и философами, но первые научные исследования в этой области связаны с работами антропологами эволюционистов 19 века. В 20 веке проблемами генезиса культуры стали заниматься социологи, искусствоведы, культурологи, религоведы, и к настоящему моменту сложилось несколько подходов к понимаю того, что служит источником развития культуры.

Условно их можно разделить на 3 направления:

  1.  Религиозный подход, он опирается на веру и предание, и обычно не требует каких-либо дополнительных подтверждений своей правоты.
  2.  Философский подход, он опирается на первоначальный набор аксиом, из которого путём умозаключений философ строит свою теорию культурогенеза.
  3.  Научный подход, он опирается на факты, установленные в ходе наблюдений и экспериментов, поэтому теория культурогенеза строится на основе проверяемых фактов и сопровождается строгими научными доказательствами.

Все 3 направления в подходах нередко влияют друг на друга и переплетаются, поэтому иногда довольно сложно разобраться к какому направлению относится та или иная теория культурогенеза.

Теории культурогенеза

Креационистская теория - самый ранний подход в понимании происхождения культуры, в его основе лежит представления о божественном или ином сверхъестественном происхождении культуры. Самые первые попытки ответить на вопрос о причинах культурогенеза можно найти в древних мифах и религиозных текстах, согласно которым человек был создано Богом или Богами и все человеческие качества ,в том числе и культурные навыки были получены им свыше. В мифологии многих народов часто встречается фигура богопросветителя, обучающего людей речи, различным трудовым навыкам, а также правилам поведения и организации совместной жизни.

В текстах Библии и Корана повествуется о том, что первые люди были созданы Богом уже взрослыми, владевшими даром речи и самыми простыми культурными навыками, поэтому нередко креационистские теории культурогенеза встречаются в работах религиозных философов или богословов. Примером может служить работа Августина Блаженного (Аврелий Августин) «Град Божий».

Эволюционная теория культурогенеза.

Теория возникла в результате развития биологии и антропологии в 19 веке, особую роль здесь сыграло учение Чарльза Дарвина. Представители: Тайлор, Генри Льюис Морган и Герберт Спенсер. Согласно этой теории культура возникла в результате эволюции живой материи, главной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеком к меняющимся условиям его жизни, чтобы приспособиться к новым климатическим, географическим условиям, человек вырабатывает новые вещи, технологии, формы взаимодействия внутри общности. Важную роль в процессе культурогенеза играет также индивидуальный, творческий поиск человеком в интеллектуальной, технической, художественной и других сферах. Эволюционисты убеждены, что в культуре ни что не умирает, ни одна ее ступень не отвергается полностью, древние формы культуры нередко используются в последующих эпохах.

Все культуры эволюционируют, развиваются, а народы находятся на разных стадиях этого процесса. Эволюционисты подчеркивают, что все культуры равноправны и равноценны, среди них нет высоких или низких, каждая уникальна и неповторима.

Трудовая теория культурогенеза

Разработана в 19 веке, главным ее представителем является Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс убежден, что культура возникла благодаря способности человека к труду, и его умению создавать технические приспособления. Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, дерева, костей. По мнению Энгельса, обезьяны поняли, что искусственные орудия гораздо эффективнее естественных, тогда они стали создавать их специально и начали сообща трудиться, в процессе труда у них возникла потребность в передаче информации друг другу, что способствовало появлению речи, как средству общения между людьми. Таким образом, именно труд сотворил не только человека, но и культуру.

Символическая теория культурогенеза.

Она возникает в начале 20-го века, его представителем является Эрнст Кассирер. Он выводит феномен культуры из факта несовершенства биологической природы человека, по его мнению человек утратил свою первоначальную природу и некоторые животные инстинкты, а в результате начался процесс его отчуждения от природы. Чтобы компенсировать это, человек сформировал способности не свойственные животным, прежде всего способность мыслить и создавать символы. По мнению Кассирера человек живет в символической вселенной, в которую входят мир языка, морали, мифологии, религии, искусства и науки. Животные, на все, что происходит, реагируют непосредственно, так как они ограничены миром своих чувственных восприятий, поэтому все их действия сводятся на прямую реакцию на любой внешний раздражитель. У человека же ответ на внешнее воздействие всегда подвергается мысленной обработке, в отличие от животных он может спрогнозировать будущее, более того для него нет различия между реальностью и возможностью: все мысленное может стать для него реальным, следовательно истоки культурогенеза находятся в формировании человека как «символического животного».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54122. Сценарій позаурочного заходу для 5 класу «Різнобарвна книга життя і творчості Маршака» 88.5 KB
  Крім того запропоновані у сценарії твори Маршака дають змогу відпрацьовувати прийоми художнього читання віршів допомагають розвиткові естетичного чуття учнів. Сценарій позаурочного заходу для 5 класу Різнобарвна книга життя і творчості Маршака Мета: закріпити уявлення про багатогранність таланту Самуїла Яковича Маршака дати знання про основні віхи його біографії розвивати творче сприйняття художньої літератури естетичний смак прищеплювання навички вдумливого прочитання поезії і виразного виконання виховувати духовну культуру...
54123. Самомасаж та сучасні методи корекції, оздоровлення та загартування дітей дошкільного віку 38 KB
  Розвивати гнучкість спритність навички самомасажу а також слухову рухову зорову пам'ять мовленнєве дихання. А щоб з нами цього не трапилося ми будемо виконувати точковий масаж який допоможе стати вам здоровими. Почнемо масаж з носика: аВказівні пальчики поставили в ямочки які знаходяться під носиком і робимо кругові рухи.
54124. Машинобудування. Загальна характеристика. Важке та транспортне машинобудування 34.5 KB
  Мета: сформувати знання про значення місце машинобудування у господарстві держави його галузеву і територіальну структуру; пояснити чинники розміщення підприємств галузі; формувати навички роботи з економічними картами; виховувати економічну культуру та економічне мислення Очікувані результати: учень називає галузевий склад машинобудування; пояснює роль галузі в господарстві держави; характеризує галузі машинобудування та чинники їх розміщення; показує на карті великі центри окремих галузей...
54125. Масленица 402 KB
  Ход праздника Масленица - это проводы зимы встреча весны. 1 чтец К нам сюда скорее просим приходи честной народ Фейерверки зажигайте всех нас масленица ждёт 2 чтец Люди Велено до вас довести такой указ: Заготовленный самой нашей матушкой-зимой 1 чтец Каждый год сего числа как гласит указник Людям города села выходить на праздник Чтецы хором Спешите увидеть спешите смотреть спешите скорее на праздник успеть Колокольный звон Скоморох 1. Что встречает масленица Весну А что провожает Зиму Что является символом масленицы...
54126. Масляна. Сценарій виховного заходу 67 KB
  Святково одягнені в українські національні костюми діти збираються в рекреаційній залі школи. Починається дійство Діти стукають у двері Зими але ніхто не відповідає. Як же нам бути Чи підкоримось Зимі Чи не злякались ви її погроз Знаєте діти мені стало сумно від думки що я ніколи не побачу як пробуджується наша Матінка Земля від довгого зимового сну як зеленітимуть її луки горбочки. А ви діти хочете щоб на землі завжди була зима Діти: Ні не хочемо Ведуча: То що ж нам робити Може будемо штурмом брати цю фортецю і...
54127. Активізація пізнавальної діяльності при викладанні дисципліни «Автомобільні перевезення» з використанням інтерактивних технологій навчання 242.5 KB
  Однією з умов запоруки успіху в підготовці конкурентоспроможних фахівців є застосування інтерактивних форм навчання з метою активізації пізнавальної діяльності студентів. У Донецькому індустріальному технікумі широко застосовуються інтерактивні навчальні технології які забезпечують інтенсифікацію...
54128. МОДЕЛЮВАННЯ СУЧАСНОГО ЕФЕКТИВНОГО УРОКУ УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРИ 190.5 KB
  У застосуванні методів навчання треба бути обережним інакше ефективний урок може перетворитися на ефектний. Павленко Питання моделювання ефективного уроку є надзвичайно актуальним для сучасних педагогів що працюють в умовах особистісно орієнтованого підходу запроваджують інноваційні технології.Опрацювати методи і прийоми що...
54129. Хто працює, той і має. Майстер-клас 351.5 KB
  Українська мова Корінь слова. Спільнокореневі слова. формувати в учнів уявлення про спільнокореневі слова корінь на основі споріднених слів; розвивати вміння виділяти споріднені слова виділяти спільну частину; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати вміння спостерігати аналізувати зіставляти; виховувати акуратність уважність у роботі. Які виросли паростки діти називають Що спільного з словом лісце корінь тому вони і називаються спільнокореневі слова.
54130. СЦЕНАРИЙ РАЙОННОГО СЕМИНАРА ФИЗИКОВ 89.5 KB
  Смещение акцентов с содержания обучения на процесс учения выражающийся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении ими рациональными способами этой деятельности; Создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании и в творческой деятельности; Ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями коммуникативной информационной культурой культурой деятельности. Деятельностный подход к обучению предполагает что...