67137
Культурогенез. Научные и философские концепции культурогенеза
Лекция
Культурология и искусствоведение
Вопросы происхождения культуры затрагивались многими историками и философами но первые научные исследования в этой области связаны с работами антропологами эволюционистов 19 века. Философский подход он опирается на первоначальный набор аксиом из которого путём умозаключений философ строит свою теорию культурогенеза.
Русский
2014-09-04
34 KB
14 чел.
Культурогенез это один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключавшийся в появлении новых культурных форм, их интеграции в существующие культурные системы.
Культурогенез не является однократным событием, когда культура появилась в первобытную эпоху, он представляет собой процесс постоянного развития культуры и ее самообновления.
Научные и философские концепции культурогенеза
Вопросы происхождения культуры затрагивались многими историками и философами, но первые научные исследования в этой области связаны с работами антропологами эволюционистов 19 века. В 20 веке проблемами генезиса культуры стали заниматься социологи, искусствоведы, культурологи, религоведы, и к настоящему моменту сложилось несколько подходов к понимаю того, что служит источником развития культуры.
Условно их можно разделить на 3 направления:
Все 3 направления в подходах нередко влияют друг на друга и переплетаются, поэтому иногда довольно сложно разобраться к какому направлению относится та или иная теория культурогенеза.
Теории культурогенеза
Креационистская теория - самый ранний подход в понимании происхождения культуры, в его основе лежит представления о божественном или ином сверхъестественном происхождении культуры. Самые первые попытки ответить на вопрос о причинах культурогенеза можно найти в древних мифах и религиозных текстах, согласно которым человек был создано Богом или Богами и все человеческие качества ,в том числе и культурные навыки были получены им свыше. В мифологии многих народов часто встречается фигура богопросветителя, обучающего людей речи, различным трудовым навыкам, а также правилам поведения и организации совместной жизни.
В текстах Библии и Корана повествуется о том, что первые люди были созданы Богом уже взрослыми, владевшими даром речи и самыми простыми культурными навыками, поэтому нередко креационистские теории культурогенеза встречаются в работах религиозных философов или богословов. Примером может служить работа Августина Блаженного (Аврелий Августин) «Град Божий».
Эволюционная теория культурогенеза.
Теория возникла в результате развития биологии и антропологии в 19 веке, особую роль здесь сыграло учение Чарльза Дарвина. Представители: Тайлор, Генри Льюис Морган и Герберт Спенсер. Согласно этой теории культура возникла в результате эволюции живой материи, главной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеком к меняющимся условиям его жизни, чтобы приспособиться к новым климатическим, географическим условиям, человек вырабатывает новые вещи, технологии, формы взаимодействия внутри общности. Важную роль в процессе культурогенеза играет также индивидуальный, творческий поиск человеком в интеллектуальной, технической, художественной и других сферах. Эволюционисты убеждены, что в культуре ни что не умирает, ни одна ее ступень не отвергается полностью, древние формы культуры нередко используются в последующих эпохах.
Все культуры эволюционируют, развиваются, а народы находятся на разных стадиях этого процесса. Эволюционисты подчеркивают, что все культуры равноправны и равноценны, среди них нет высоких или низких, каждая уникальна и неповторима.
Трудовая теория культурогенеза
Разработана в 19 веке, главным ее представителем является Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс убежден, что культура возникла благодаря способности человека к труду, и его умению создавать технические приспособления. Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, дерева, костей. По мнению Энгельса, обезьяны поняли, что искусственные орудия гораздо эффективнее естественных, тогда они стали создавать их специально и начали сообща трудиться, в процессе труда у них возникла потребность в передаче информации друг другу, что способствовало появлению речи, как средству общения между людьми. Таким образом, именно труд сотворил не только человека, но и культуру.
Символическая теория культурогенеза.
Она возникает в начале 20-го века, его представителем является Эрнст Кассирер. Он выводит феномен культуры из факта несовершенства биологической природы человека, по его мнению человек утратил свою первоначальную природу и некоторые животные инстинкты, а в результате начался процесс его отчуждения от природы. Чтобы компенсировать это, человек сформировал способности не свойственные животным, прежде всего способность мыслить и создавать символы. По мнению Кассирера человек живет в символической вселенной, в которую входят мир языка, морали, мифологии, религии, искусства и науки. Животные, на все, что происходит, реагируют непосредственно, так как они ограничены миром своих чувственных восприятий, поэтому все их действия сводятся на прямую реакцию на любой внешний раздражитель. У человека же ответ на внешнее воздействие всегда подвергается мысленной обработке, в отличие от животных он может спрогнозировать будущее, более того для него нет различия между реальностью и возможностью: все мысленное может стать для него реальным, следовательно истоки культурогенеза находятся в формировании человека как «символического животного».
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
78333. | КИНЕТИКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ | 676.5 KB | |
Последовательными называются реакции состоящие из нескольких стадий следующих друг за другом например гидролиз трисахаридов в кислой среде: Рассмотрим реакцию состоящую из двух мономолекулярных стадий: Вещество В в данной реакции является промежуточным веществом. в начале реакции идет образование вещества В пока концентрация реагента А достаточна велика. Напишем кинетические уравнения последовательной реакции. Скорость реакции по изменению концентрации реагента А запишется I ступень: Скорость реакции по изменению концентрации реагента... | |||
78334. | Теории химической кинетики. Теория активных столкновений (ТАС) | 230 KB | |
Тогда доля активных столкновений составит: Рассмотрим бимолекулярную газовую реакцию типа: 2А где Р продукты реакции. Поэтому количество прореагировавших молекул в единице объема будет равна удвоенному количеству активных столкновений в то же время и в том же объеме: или Отсюда видно что скорость реакции зависит от квадрата концентрации. Тогда уравнение Аррениуса с точки зрения ТАС запишется следующим образом... | |||
78335. | КИНЕТИКА РЕАКЦИЙ В РАСТВОРАХ | 293 KB | |
Таким образом, по ТАС скорость реакции зависит от свойств растворителя в том случае, если скорость определяющей является 1 стадия, т. е. стадия подвода молекул друг к другу. | |||
78336. | ФОТОХИМИЧЕКИЕ РЕАКЦИИ | 302 KB | |
Фотохимическими называются реакции протекающие под действием света а также невидимых лучей близких по длине волны к видимому свету. Несмотря на это во всех случаях можно выделить первичные процессы непосредственно вызываемые действием света и вторичные реакции не требующие освещения для своего протекания и поэтому называемые темновыми. Фотохимические реакции первичные вторичные световые темновые Типы фотохимических реакций. | |||
78337. | АДСОРБЦИЯ. ОСОБЕННОСТИ АДСОРБЦИИ НА ТВЕРДОМ КАТАЛИЗАТОРЕ | 131.84 KB | |
Адсорбция — это самопроизвольное концентрирования вещества на поверхности раздела фаз. Вещество, на котором происходит адсорбция, называется адсорбентом. Вещество, которое адсорбируется, называется адсорбатом или адсорбтивом. | |||
78338. | Строение атома. Квантовые числа | 357.98 KB | |
Положительный заряд атома равномерно распределен по всему объему шара, а отрицательно заряженные электроны находятся внутри него. Для объяснения линейчатых спектров испускания атомов Томсон пытался определить расположение электронов в атоме и рассчитать частоты их колебаний около положений равновеси | |||
78339. | Периодический закон | 35.06 KB | |
Опирающаяся на периодический закон классификация химических элементов которую Менделеев выразил в форме периодической системы сыграла очень важную роль в изучении свойств химических элементов и дальнейшем развитии учения о строении вещества. В отличие от своих предшественников Менделеев был глубоко убежден что между всеми химическими элементами должна существовать закономерная связь объединяющая их в единое целое и пришел к заключению что в основу систематики элементов должна Эта замечательная закономерность получила свое выражение в... | |||
78340. | Теория химического строения | 94.09 KB | |
При взаимодействии атомов между ними может возникать химическая связь, приводящая к образованию устойчивой многоатомной системы — молекулы, молекулярного нона, кристалла. Чем прочнее химическая связь, тем больше энергии нужно затратить для ее разрыва; поэтому энергия разрыва связи служит мерой ее прочности. | |||