67138

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 – 1841

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Внешне он производил впечатление очень демонического героя который очень легко относился к своему дару. Биография Лермонтова биография человека очень трагическая. Лермонтов узнал и полюбил красоту русской природы былину об Иване Грозном предание о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.

Русский

2014-09-04

37 KB

0 чел.

23.04.2012

Михаил Юрьевич Лермонтов  1814 – 1841

Внешне он производил впечатление очень демонического героя, который очень легко относился к своему дару. Характер был отвратительным, дуэли следовали одна за другой. Родился 3 октября 1814 в Москве. Биография Лермонтова, биография человека очень трагическая. В 3 года умерла его мать. Тоска по матери сопровождала его на протяжении всей жизни. Детские годы были омрачены жестокими семейными распрями. Отец скоро умирает. Лермонтов узнал и полюбил красоту русской природы, былину об Иване Грозном, предание о Степане Разине и Емельяне Пугачеве. Лермонтов подружился с крестьянами, он бегал к ним в гости, помогал им по хозяйству. Он проходит первый опыт жизни и русская старина для него будет очень притягательна. Бородино – это дань памяти исторической Руси. Поэт, который использовал исторический опыт нации.  Осенью 1825 года переезжает с бабушкой в Москву и через год поступает в благородный пансион при Московском университете. Николай 1 часто посещает пансион. Лермонтов быстро учится и 1830 году становится студентом Московского университета. По окончанию он поступает в военную школу. Иногда он писал, что был рабом своего психотипа, ничего с этим поделать он не мог.

Что касается творчества. В самых ранних произведениях нет традиционной подражательности уже с самого начала Лермонтов вошел как самостоятельный поэт, в его творчестве не было поэтического ученичества. Любимыми поэтами были Байрон и Шекспир. В 1832 появляется стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой».

Образ Байрона у Лермонтова имеет 2 смысла: он сознательно подражает ему, он сознательно, подражая ему, отталкивается от него. Романтические контрасты счастья и величайшего страдания, добра и зла, жажды жизни и невозможности самореализации, оппозиция ангела и демона. Этот ареол трагического избранничества будет смыкаться с центральной темой всего творчества Лермонтова, это тема одиночества: «Парус», «Утёс», «Сосна», «Тучки небесные».  Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества. В ранний период творчества Лермонтова тема одиночества традиционно раскрывается в романтическом ключе, мысли об одиночестве воплощены в целом ряде аллегорических образов: парус одинокий, сосна, утёс, дубовый листок. Всё это типично романтические образы, фрагменты одиночества. В лирическом монологе «И скучно и грустно, и некому руку подать». Лермонтов с тоской говорит о щемящей тоске, о том, что жизнь «в минуту душевной невзгоды» кажется пустой и глупой шуткой. Он пишет об отстутствии понимания, его лирический герой как бы находится в ситуации отречения, отторгнутости от мира.  В 1841 году Лермонтов пишет стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Поэт взволнован величием ночи, очарован тишиной покоя. Это настроение передается читателю, настроение торжественности. Он использует эпитет «кремнисты», что означает холодный. Однако взгляд поэта сосредоточен не сколько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека, поэт надорван исканиями, надорван страданиями, ищет свободы и покоя. Стихотворение Лермонтова – это напряженный внутренний монолог самого поэта, поэт глубоко и тонко в этом стихотворении раскрывает психологию лирического героя, точно и тонко фиксирует его мгновенные настроения и переживания. Итог темы одиночества: счастье для Лермонтова на земле оказывается принципиально невозможным, именно потому, что мир жестоко утроен. Как следствие в стихотворениях Лермонтова, особенно в поздних стихотворениях звучит обостренное чувство поисков Бога, именно ощущение того, что Бог есть даёт Лермонтову возможность пережить сложнейшие этапы духовной жизни. Интересен тот факт, что к образу Бога и к теме Бога, Лермонтов проходит через тему природы и через тему природы.

Его лирика – это путь к обретению Бога. «Когда волнуется желтеющая Нива» - природа является живительным бальзамом, лекарством.

В ранней лирике звучит тема былого могущества России, Лермонтов обращается к историческому прошлому: «Новгород», «Приветствую тебя, воинственный славян». Лермонтов, говоря о великом могуществе России, противопоставляет прошлых. Значение победы России над наполеоном было глубоко символично. Поэт видит в ней просто военный триумф, но и свидетельство огромной духовной силы. Стихотворение «Бородино» появляется в 1837 году. Стихотворение Бородино акцентируется внимание на былинности и символичности русского воина.

В 1837 году написано 2 стихотворения: «Прощай немытая Россия», «Родина».

Лермонтов с первой строчки говорит о своей любви к Родине и любовь эта сразу шокирует читателя. Стихотворение построено, как антитеза, казенного патриотизма и естественного человеческого чувства. Во второй части стихотворение Лермонтов прославляет Россию народную, которую он любит сердечно, глубоко. Поэт рисует широкие картины русской природы, разливы рек, подобные морям, труд и быт Московского крестьянства. Содержанию стихотворению Родина соответствует и размер стиха. Первые строфы, в которых поэт восторгается величием русской природы, написаны шестистопным и пятистопным ямбом, которые придают стиху, плавность, замедливость и величавость. В описании же конкретного быта звучит четырехстопный ямб.

Второе стихотворение: «Прощай немытая Россия» 1841 год. Стихотворение – осуждение Лермонтовым Российской действительности. Поэт называет Родину строфой рабов и господ. Во второй строфе он противопоставляет несвободной России свободный Кавказ. Как следствие возникает мотив бегства, как естественного и единственно доступного человека способа спастись от всеслышащих ушей власти.

Сложность патриотического чувства Лермонтова состоит в том, что он любит свою страну с одной стороны, а с другой стороны он подвергает критике ее государственное и общественное устройство. В 1837 году Лермонтов, обращаясь к эпохе Ивана Грозного «Песнь про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника, и удалого купца Калашникова». Она была опубликована в 1838 году, по жанру песня – это романтическая национально-историческая поэма в народном стиле. Поэтов романтиков всегда привлекало историческое прошлое. Действие поэмы отнесено к 60 годам 15 века. Как это часто бывает, историческое прошлое в поэме идеализируется. Вся эпоха правления Ивана Грозного противопоставлена измельчавшей современности, люди измельчали. Исторический материал в поэме теснейшим образом переплетен с фольклорным материалом.  Считается, что работая над поэмой, Лермонтов обращался к истории государства российского Карамзина (ряд бытовых эпизодов). Он обращался к народным песням и балладам и Керши-Даниловым. Характеры, выведенные в поэме, имеют не только историческую и фольклорную, но и романтическую трактовку и основу. Согласно романтической традиции каждый герой поэмы является носителем какой-то определенной, ярко выраженный идеей.

Степан Парамонович Калашников. Молодой поэт рассказывает царю о своей кручине и конь его степной ходит весело и любуются его красотой красны девушки, да молодицы. Лишь одна Алена Дмитриевна не любуется. Дарами царскими пытается его перекупить. Кульминационной сценой является поединок. Она подробно воспроизводит детали кулачного боя. На этот «праздник» приезжает посмотреть царь с дружиною. В песне образ царя трактуется и романтически и в духе московской традиции. В поэме он как бы олицетворяет судьбу или рок, в образе Степана Парамоновича воплощается русский национальных характер, цельный и героический. Это правдивый и честный, достойный справедливый человек, настоящий глава семьи, настоящий защитник. Степан Калашников движимый законами чести – это носитель внеличного народного начала. Исход продиктован народной моралью. Как былинный богатырь Калашников побеждает опричника, потому что правда на его стороне. В поэме много сравнений и эпитетов, удалой боец, солнце красное, поле чистое, много просторечных слов и оборотов, мого верного слугу, цаловал.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54319. Чи можливо виховати генія? 75.5 KB
  От чому в процесі навчання необхідно систематично збуджувати розвивати і укріплювати пізнавальний інтерес учнів і як важливий мотив навчання і як стійку рису особистості і як могутній засіб виховуючого навчання підвищення його якості. Основна мета роботи вчителя по активізації пізнавальної діяльності учнів розвиток їх творчих здібностей. Досягнення цієї мети дозволяє вирішити багато завдань навчання: забезпечити міцні і усвідомлені знання навчального матеріалу; підготувати учнів до активної участі у виробничій...
54320. Пути развития европейской культуры в эпоху Нового времени 20.7 KB
  Название «Новое время» в истории культуры Европы обычно употребляется по отношению к трем векам – XVII, XVIII и XIX. Эти века наполнены событиями политическими, экономическими, философскими, художественными. XVII век не имеет общепризнанного названия как Возрождение или век Просвещения.
54321. Створення та редагування таблиць із застосуванням режиму конструктора, використання звязків між таблицями, створення форм із застосуванням майстра форм, створення звітів із застосуванням майстра звітів 2.97 MB
  ЗАДАЧА: створити БД для підприємства (фірми), яке займається реалізацією продовольчих товарів. 1.1 Створити БД в папці Мої документи та надати ім’я «Прізвище_група_учня_фірма» 1 Створити таблиці, які будуть містити основну інформацію про діяльність фірми.
54322. Метод проектов 26.5 KB
  В последние годы в связи с реформами в образовании и изменениями в школьном математическом образовании в частности остро стоит вопрос об организации учебного процесса направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. В результате этого возник метод проектов как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Однако за последние несколько лет многое изменилось общество поднялось на новую ступень экономического развития потребовались кардинальные перемены во...
54323. МЕТОД ПРОЕКТІВ ЯК ТЕХНОЛОГІЯ НАВЧАННЯ 257.5 KB
  Метод проектів це метод в основі якого лежить розвиток пізнавальних творчих навичок студентів умінь самостійно конструювати свої знання орієнтуватися в інформаційному просторі критично мислити. Мета застосування методу полягає у формуванні навичок ефективного використання різних джерел інформації при навчанні студентів за допомогою інноваційних педагогічних технологій якими передбачається самостійна індивідуальна чи групова дослідницькопошукова та творча діяльність студентів підвищення рівня комунікабельності. Завдання методу...
54324. З’єднання болтом і шпилькою 496 KB
  Оформлення завдання Завдання виконується на креслярському папері в олівці у відповідність з правилами ЕСКД. Креслення повинне мати основний напис. Діаметри крізних отворів
54325. МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ ДО СТВОРЕННЯ НАВЧАЛЬНОГО ПРОЕКТУ 146.5 KB
  АНАТОМІЯ НАВЧАЛЬНОГО ПРОЕКТУ. Планування реалізації проекту. Методика управління для неосяжної кількості найрізноманітніших проектів має єдину структуру у якій можна виділити такі групи процесів: ініціації прийняття рішення щодо запуску проекту зазвичай завершується складанням і затвердженням уставу проекту із визначенням його мети терміну виконання критеріїв успіху призначенням та чітким окресленням повноважень керівника проекту; планування безперервне визначення кращих...
54326. Особливості використання кейс-методу при викладанні інженерної графік 704.5 KB
  Наявність головної умови використання кейс-методу при викладанні будь–якої дисципліни – наявність протиріч, на основі яких формуються і формулюються проблемні ситуації, задачі, практичні завдання для обговорення та знаходження оптимального розвязання учнями або студентами.
54327. Методичні рекомендації щодо формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів початкових класів на уроках української мови в російськомовних класах 367.5 KB
  Діти що приходять у 1 клас особливо російськомовні мають обмежений словниковий запас для спілкування українською мовою. Наприклад: ТВАРИНИ Ведмідь медведь Лисиця лисица Вовк волк Заєць заяц Білка белка Їжак ежик Мавпа обезьяна Пташка птичка Жаба лягушка Ящірка ящерица Бобер бобёр Кажан летучая мышь Паралельно з цією карткою діти працюють з карткою з малюнками на якій намальовані ті предмети які були записані в картці словами. Скажіть діти кого із названих членів сім'ї ви вдома називаєте не так Пропоную з...