67146
Фонетическое членение речевого потока
Лекция
Иностранные языки, филология и лингвистика
Вокалические и консонантные системы – это проявление парадигматических отношений между звуковыми единицами. Посмотрим на звуковые единицы с точки зрения синтагматической фонетики (фонотактики). С фонетической точки зрения речь представляет собой поток звуков, который может быть расчленен на линейные, или сегментные единицы.
Русский
2014-09-04
60.8 KB
22 чел.
Фонетическое членение речевого потока (студ.)
Литература
__________________________________________________
Вокалические и консонантные системы это проявление парадигматических отношений между звуковыми единицами. Посмотрим на звуковые единицы с точки зрения синтагматической фонетики (фонотактики).
С фонетической точки зрения речь представляет собой поток звуков, который может быть расчленен на линейные, или сегментные единицы.
Многие фонетисты (напр. А. А. Реформатский) считают, что эти единицы являются чисто фонетическими, но большинство современных исследователей уверены, что фонетический поток членится с учетом смысла. Однако не все единицы речевого потока имеют значение.
Звуковая цепь подчиняется двум принципам организации:
Начнем с рассмотрения иерархического принципа организации речи.
1.1. Самой крупной единицей речевого потока обычно считают фразу.
Термин фраза неоднозначен. Под фразой понимают:
Фраза (греч. phrásis выражение, способ выражения) это отрезок речевой цепи между двумя паузами, обладающий интонационно-смысловой законченностью, имеющий определенную интонационную структуру и характеризующийся синтаксической связанностью [Вендина, с. 79].
Объединению фразы способствует фразовое ударение (˝ ), падающее на последний ударный гласный, и интонация (// обозначение межфразовой паузы).
Исследователи безусловно согласны в том, что нельзя отождествлять фразу как фонетическую единицу и предложение как грамматическую единицу.
Как правило, по линейной протяженности фраза совпадает с предложением. Тем не менее, одна фраза может объединять несколько предложений, а предложение может включать несколько фраз [Реформатский, с. 191; Бондарко, Вербицкая, Гордина, с. 122; Вендина, с. 79; Гируцкий, с. 64].
В качестве иллюстрации первого случая обычно приводят бессоюзные сложные предложения:
Дребезжит колокол / крики меди падают во тьму неохотно / паузы между ними неровны // (М. Горький).
Иллюстрацией второго случая служат парцеллированные конструкции:
У нее проблема возникла. Большая.
1.2. При дальнейшем членении во фразе выделяются речевые такты, или синтагмы.
Речевой такт, или (фонетическая 3) синтагма (от греч. syntagma вместе построенное, соединенное) это часть фразы, объединенная смысловым единством и характеризующаяся интонацией незаконченности.
Паузы между речевыми тактами (/), короче межфразовых пауз (//). Кроме того, их может и не быть. В этом случае о конце синтагмы сигнализирует только интонация.
Фонетическое единство синтагмы обеспечивается синтагматическим, или тактовым ударением (усиленное ударение последнего слова в синтагме):
В предложении, содержащем несколько синтагм, соответственно, несколько синтагматических ударений.
Синтагма результат осмысленного членения речи. Ср.:
Синтагматическое членение может служить средством различения смысла предложений с различной синтаксической структурой:
Ср. классический пример:
1.3. Фонетические такты, или фонетические синтагмы состоят из одного или нескольких фонетических слов.
Фонетическое слово это отрезок речевой цепи, объединенный одним ударением [Вендина, с. 79].
Единицу, которая получается в результате такого объединения, иногда также называют ритмической группой [Зиндер, с. 250]. А. А. Реформатский эту же единицу называет тактом.
Важно, что чисто фонетически, без учета смысла расчленить речевой поток на фонетические слова также невозможно. Можно лишь сказать, сколько фонетических слов во фразе, но невозможно провести фонетическую границу между ними.
Напр., аудиторы не смогли различить словосочетания
из предложений: Ракет оказалось много и Ракета казалась старой. А в целых предложениях они опознали слова без затруднений [Зиндер, с. 249].
В большинстве языков знаменательные слова представляют собой отдельные фонетические слова, так как имеют собственное (словесное) ударение. Однако фонетическое слово не всегда совпадает со словом в лексическом и грамматическом смысле [Гируцкий, с. 65]. Так, во фразе
лексических единиц 4, а фонетических слов 2.
В одно фонетическое слово могут объединяться два (или больше) слова:
Безударные слова, примыкающие к ударному, называют клитиками (греч. klinō прислоняю).
Безударное слово, стоящее перед ударным, называется проклитикой (греч. proklinō наклоняю вперед):
Безударное слово, примыкающее к ударному сзади, называется энклитикой (греч. enklinō склоняюсь):
Схема № 1.
клитика
┌─────────────┴─────────────┐
проклитика энклитика
(перед (после
ударным словом) ударного слова)
Нетрудно заметить, что клитиками чаще всего бывают
Нередко клитиками становятся знаменательные слова:
1.4. Фонетическое слово делится на слоги.
(Так как отражается деление на слоги, неслоговые клитики присоединяются к предшествующему или последующему слогу: к вечеру [кве-], к подножию [кпод-]). Ср.: что ж [штош].
Слог во всех языках мира является минимальной произносительной единицей. Он может состоять из одного или нескольких звуков, сочетающихся по определенным правилам и представляющих с артикуляционной точки зрения единое целое [Маслов, с. 66].
1.5. Артикуляционно слог неделим, однако наименьшей единицей речевого потока является звук.
Звуки вычленяются в слоге не артикуляционно, а на слух и только как представители фонемы, т.е. на основе их смыслоразличительной функции [Зиндер, с. 252].
А. А. Реформатский определяет звук как часть слога, произносимую за одну артикуляцию:
Однако большинство ученых настаивают на артикуляционной целостности слога.
«Произносительная общность элементов, входящих в один слог, определяется одной программой артикуляционных движений. <…> Специальные эксперименты показывают, что при самых сильных «разрушениях» естественного процесса речеобразования человек произносит элемент, не меньший, чем слог CV» (т.е. согласный + гласный) [Бондарко, Вербицкая, Гордина, с. 104].
Итак, минимальной произносительной (артикуляционной) единицей является слог, а минимальной единицей речевого потока звук.
Рассмотрим соотношение терминов, обозначающих единицы речевого потока.
Таблица №1.
фраза |
(фонетическая) синтагма |
фонетическое слово |
слог |
|
речевой такт |
ритмическая группа |
|||
Реформатский |
фраза |
такт |
слог |
В идеале иерархическая структура звуковой цепи соотносится с грамматической структурой высказывания:
грамматическое предложение |
фонетическая фраза |
словосочетание |
фонетическая синтагма |
грамматическое слово с клитиками |
фонетическое слово |
морфема |
слог |
звук |
Однако эта идеальная картина не совпадает с реальностью большинства языков.
О несовпадении границ предложения и фразы речь уже шла.
Фонетическая синтагма не обязательно соотносится со словосочетанием: она фактически может быть равна фонетическому слову.
В большинстве языков мира границы слога и морфемы не совпадают [Кодзасов, Кривнова, с. 453].
Членение речи на слоги легко осуществимо на практике (дети довольно легко делят на слоги). Однако естественным образом отрезок речи на слоги не членится (обычно мы не произносим по слогам); в этом отношении слог не отличается от звука речи 5.
Однако слог как определенное единство с гласным в качестве ядра ощущается говорящими как реальность [Зиндер, с. 251].
Определение слога и его границ является одной из спорных теоретических проблем. Отчасти это объясняется тем, что в большинстве языков слог не связан со значением, а является лишь результатом артикуляций, имеющих определенный акустический эффект.
Обычно выделяют несколько теорий слога, которые практически не существуют изолированно:
Первые две теории являются артикуляционными, а последняя акустическая. У каждой из теорий есть свои слабые места.
Поскольку любой речевой акт имеет как артикуляционные, так и акустические характеристики, то в последнее время слог часто рассматривают комплексно. В рамках артикуляционно-акустической теории слог определяют как минимальную произносительную единицу речи, элементы которой тесно связаны между собой акустически и артикуляционно [Гируцкий, с. 67].
Прежде всего различают ударные и безударные слоги. Ударность и безударность это свойство всего слога, а не только гласного звука. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков [Касаткин и др., с. 101].
Кроме того, слоги имеют разную структуру (линейный принцип организации речи).
3.1. Слоги делятся на типы в зависимости от того, какие звуки заканчивают и начинают слог.
В зависимости от того, какой элемент заканчивает слог (по концу), слоги делятся на
В зависимости от того, с какого элемента начинается слог (по началу), слоги бывают
Таблица № 2.
чем |
начинается |
кончается |
|
гласным |
неприкрытый a, at |
открытый 7 a, ta |
|
согласным |
прикрытый ta, tat |
закрытый at, tat |
[Реформатский, с. 194] |
3.2. Различия в структуре слогов связаны и с тем, сколько согласных и гласных и в каких сочетаниях в них входят. Чтобы отразить эти отличия, элементы слога обозначают латинскими буквами: С consonans согласный, V vocalis гласный:
V (читается [вэ]) :у, и-ва CV [цэвэ]: ве-ра VC [вэцэ]: ад, об-ман CVC (сад) CVV (no [nu], baker [bei-k]) |
CCVC (плот, звук) CVCC (волк, порт) CVVC (night [΄nait]) CVVV (вьет. ngoài снаружи) и т.д. |
В слогах [nu], [bei], [΄nait] и ngoài один гласный составляет ядро, или вершину слога, а остальные его периферию.
Чаще всего вершину, или ядро слога образуют гласные. Однако возможны слоги без гласных. Слоговую функцию могут выполнять прежде всего сонорные согласные (напр., в чешском, сербском, хорватскомй, македонском):
Данные общей фонетики и исследование расстройств речи свидетельствуют о том, что универсальной артикуляционной единицей является слог типа CV. Такие слоги наиболее частотны в языках мира [Зиндер, с. 252; Кодзасов, Кривнова, с. 459; Сусов, с. 255].
В полинезийских языках, например, допускаются только открытые слоги (ср. названия островов: Са-мо-а, Ра-па-ну-и) [Вендина,с. 76; Шайкевич, с. 32].
Для германских языков типичны закрытые слоги (типа CVC) [Вендина, с. 76].
Есть языки, не допускающие неприкрытые слоги (напр., алюторский). Неприкрытые слоги были нехарактерны для древнерусского языка: в начале слова развивались протетические согласные (ягненок [jа], вострый), а внутри русских корней почти полностью отсутствуют зияния (сочетания гласных).
Существуют языки, которые более терпимо относятся к неприкрытым слогам. Напр. языки бáнту:
Длинные вокалические цепочки типичны и для полинезийских языков:
Во многих языках, напр. в финском (кроме заимствование новейшего времени), слог никогда не начинается группой согласных [Маслов, с. 68].
В кит. яз. в слоге может быть максимально 4 звука: 1) согласный, 2) неслогообразующий гласный, 3) слогообразующий гласный, 4) неслогообразующий гласный или сонант. Из этих 4 звуков обязательным является третий. Следовательно, возможны слоги типа:
конец слога: черств, Волжск;
В древнерусском языке (XXII вв.) действовал закон открытого слога (къ-то, съ-на). После падения редуцированных эта тенденция стала менее ярко выраженной, т.к. появились и закрытые слоги (съ-нъ → сон) [Вендина, с. 77; Шайкевич, с. 32].
Слог как фонетическая единица вызывает особый интерес у лингвистов потому, что
Конец одного слога и начало другого образуют слогораздел. Законы слогораздела в языках мира неодинаковы.
В большинстве языков строгий слогораздел: слогоделение всех слов совершенно однозначно.
Есть языки, в которых возможны колебания в слоговых границах. Напр., в русск. членение многих слов на слоги относительно произвольно:
Колебания в границах слогов допустимо потому, что слог не связан с семантикой.
В большинстве языков морфемное и слоговое членение не связаны. Напр. русск.:
морфемы слоги
вод-а во-да
раз-у-зна-л ра-зу-знал
в-лез-ть влезть
брат играл бра-ты-грал
Во франц. согласные свободно перераспределяются между слогами внутри синтагмы:
В слоговых языках (китайский, вьетнамский, бирманский, некоторые африканские) слог почти всегда совпадает с морфемой:
Он не меняет в потоке речи ни своего состава, ни своих границ, напр.:
Далеко не во всех языках со строгим слогоразделом слог совпадает с морфемой. Т.е. в большем количестве языков мира слогораздел однозначен, но только часть из них слоговые.
Схема № 2.
строгий слогораздел |
колебания в границах слогов |
|
слог совпадает с морфемой |
слог не совпадает с морфемой |
(количественное соотношение условно)
Итак, в языках мира имеется два разных способа организации речевого потока.
1) В большинстве языков
2) В некоторых языках (напр. славянские, грузинский)
Литература
Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Фонетическое членение речи. С. 94100.
Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2000. V. Слог. Фонологический и фонетический слог. Фонетическая структура слога. Теории слога. С. 100110.
Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Слог как артикуляционно-акустическая единица. С. 7579.
Гируцкий А. А. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. 4.5. Фонетическое членение речевого потока. С. 6368.
Заскока С. А. Введение в языкознание: Конспект лекций. М.: Приор, 2005. Вопрос 31. Слог. С. 6568.
Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979. Глава VI. Поток речи. А. Членение потока речи на смысловые единицы. Б. Слогоделение. Слог. С. 245256.
Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Лекант П. А. Краткий справочник по русскому языку. М., 1995.
Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. М., 2001. 9.4. Структура звуковых цепей. С. 452463.
Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. § 26. Слог, ударение, интонация. С. 132134.
ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1990. Слог. С. 470; Слоговые языки. С. 470471.
Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1997. Гл. II. Фонетика и фонология. § 7. Слог. С. 6671.
Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997. § 32. Фонетическое членение речи. С. 190195.
Сусов И. П. Введение в языкознание. М.: АСТ : ВостокЗапад, 2007. Гл. 9. Фонетико-фонологический компонент. 9.7. Слог. С. 253256.
Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. Глава I. Фонетика § 11. Слог. С. 3134. § 12. Фонетическое слово. Сингармонизм. С. 3436.
3 Необходимость уточнения (фонетическая синтагма) диктуется неоднозначностью термина синтагма. Под синтагмой понимается и последовательность двух (или более) языковых единиц (морфем дом-ик; слов старый дом; словосочетаний, предложений), соединенных определенным типом связи (напр., определительной). Употребление термина в этом смысле восходит к Фердинанду де Соссюру (ср. синтагматика).
4 Клитики часто подвергаются фонетическим и грамматическим изменениям.
В русском языке энклитическая форма возвратного местоимения себя (ся) превратилась в постфикс -ся.
Франц. клитические формы личных местоимений фактически функционируют как аффиксы (грамматические показатели лица, числа и т.д.), а в объектных формах происходит элизия:
Je taime. (te)
Elle ma dit… (me)
В некоторых языках фонетическое слово может включать три и более слова. Ср. фр.:
Elle est heureuse [ε-lε-tœ-røz] Она счастлива.
Je ne le lui ai jamais dit Я этого ему никогда не говорил [ЛЭС, с. 465].
5 Некоторые выдающиеся лингвисты, занимавшиеся экспериментальной фонетикой, считали слог фикцией, созданной лингвистами и психологами.
6 Однако экспериментальные исследования показывают, что число слогов не обязательно совпадает с числом толчков. А.А. Реформатский отмечает, что хотя можно произносить слоги и без выдоха (изображая звук поцелуя или причмокивания на лошадей), но один слог нельзя произнести более чем за один выдох [Реформатский, с. 193].
7 А. А. Реформатский, вслед за Р. И. Аванесовым, выделяет полуоткрытые слоги, т.е. заканчивающиеся сонорным согласным. С их точки зрения, это важно для понимания слогораздела.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
14899. | Заманауи тұлғалардың ислам дінін қабылдау себептері | 50.5 KB | |
Мұртаза БҰЛҰТАЙФилософия ғылымдарының кандидатыДінтанушы мәдениеттанушыЗАМАНАУИ ТҰЛҒАЛАРДЫҢ ИСЛАМДIНIН ҚАБЫЛДАУ СЕБЕПТЕРI [1]Ғылым және информация ғасыры деп аталған өткен жүз жылда дамыған мемлекеттердiң азаматтарынан бек көп адам ислам дiнiн өз еркiмен қабылдаған. Ол... | |||
14900. | Ислам - әлемдегі бейбітшіліктің кепілі | 103.5 KB | |
Мұртаза БҰЛҰТАЙФилософия ғылымдарының кандидатыДінтанушы мәдениеттанушыИСЛАМ ӘЛЕМДЕГІ БЕЙБIТШIЛIКТIҢ КЕПIЛI[1]Өткен жолғы Ислам және өркениет газеті №4 Сәуір 2001 ж. Дiни экстремизм мен терроризм деп аталатын мақаламда хақ дін исламның Батыс елдерінде пайда болған әл... | |||
14901. | Ислам дініндегі хош көрушілік | 79.5 KB | |
Мұртаза БҰЛҰТАЙ ҚР Білім қайраткерлері одағының мүшесі ИСЛАМ ДIНIНДЕГI ХОШКӨРУШIЛIК Дін деген ұғымның негізінде зорлықзомбылық болмауы керек бұл хақ діннің ғайрихақ хақ емес діндерден ажырасатын айқын парқы. Дін дегеніміз негізінде иман яғни сенім жататын рух... | |||
14902. | Ислам | 68 KB | |
Мұртаза БҰЛҰТАЙФилософия ғылымдарының кандидатыДінтанушы мәдениеттанушыИСЛАМ [1]Жаратушы ұлық тәңiр Аллаһ Тағалаға иманды және мойынсұнуды бiлдiретiн нағыз бiртәңiрлi монотеист тәухид нанымы негiзiнде пайғамбарымыз Мұхаммед Абдұллаһұлы с.а.у. 569632 тарапынан 609632 жылда | |||
14903. | Исламтану және ислам философиясы | 95 KB | |
Мұртаза БҰЛҰТАЙ Философия ғылымдарының кандидатыДінтанушы мәдениеттанушы ИСЛАМТАНУ Тәухид нанымы негiзiндегi ислам дiнi уә мәдениетiн әдебиетi уә өркениетiн зерттейтiн ғылымдардың жыйынтық аты. Аллаһ Тағалаға тәсiлiм болу берiлу мойынсұну; сәлеметтiлiкте һәм бейбiтшiлiк | |||
14904. | ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ДІН ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТ ҚАТЫНАСТАРЫ | 68.5 KB | |
ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ДІН ЖӘНЕ МЕМЛЕКЕТ ҚАТЫНАСТАРЫ[1]Тәуелсіздік жылдарында елімізде орын алған күрделі саясиэкономикалық жаңарулар мен өзгерулер ағымында мемлекет билігінің қайнар көзі болып табылатын халқымыздың рухани өмірі мен діни көзқарастары да бір жағынан толығып | |||
14905. | ҚҰРАНДЫ ТҮСІНУ | 69.5 KB | |
ҚҰРАНДЫ ТҮСІНУ Құран Кәрім Жаратушы тарапынан күллі адамзатқа және өзінен кейінгі замана атаулыға жіберілген ұқсасы жоқ қасиетті кітап. Құран ислам дінінің бастауы бірегей бұлағы. Исламды түсіну үшін Құранды түсіну шарт. Құранды түсінбеген адам исламды да толықтай түс... | |||
14906. | ТАРАЗ ─ МҰСЫЛМАН ӨРКЕНИЕТІНІҢ ОРТА АЗИЯДАҒЫ ОРТАЛЫҒЫ | 54 KB | |
ТАРАЗ ─ МҰСЫЛМАН ӨРКЕНИЕТІНІҢ ОРТА АЗИЯДАҒЫ ОРТАЛЫҒЫ М.А. Утеуов М.С. Бегілдаева Тараз мемлекеттік педагогикалық институты жанындағы Кіші Ғылым Академиясы Жамбыл облыстық Дарын мектепинтернаты Тараз қ. Тараз қазіргі жыл санауымыздан бұрынғы 4241 жылдары Т... | |||
14907. | ТҮРКIЛЕРДIҢ ИСЛАМ ТАРИХЫ ЖӘНЕ МӘДЕНИЕТIНДЕГI ЕРЕКШЕ ОРНЫ | 72 KB | |
ТҮРКIЛЕРДIҢ ИСЛАМ ТАРИХЫ ЖӘНЕ МӘДЕНИЕТIНДЕГI ЕРЕКШЕ ОРНЫ Исламият алып елдердің мәселен Әмәуи 66-1750 Аббаси 751-1258 Селжүк 1040-1157 Осман 1299-1922 патшалықтары сықылды әлемдiк мемлекеттердің ресми дiнi болған дәуiрде азат етiлген немесе олжаланған өңiрлердiң тұрғындарын жа... | |||