67147

Язык и речь. Речевая деятельность

Лекция

Иностранные языки, филология и лингвистика

Различение языка и речи было намечено выдающимся немецким теоретиком языкознания Вильгельмом фон Гумбольдтом (1767–1835). Позже, в отечественном языкознании эту мысль развивал Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845–1929). Более детально и последовательно идею о противопоставлении языка и речи разработал...

Русский

2014-09-04

110.5 KB

20 чел.

зык, речь, речевая деятельность (студ.)

  1.  Язык  и  речь.  Речевая  деятельность
  2.  Язык и речь
  3.  Единицы языка и речи
  4.  Речевая деятельность

Литература

__________________________________

  1.  Язык  и  речь

Одной из методологических основ современного языкознания является различение языка и речи.

Различение языка и речи было намечено выдающимся немецким теоретиком языкознания Вильгельмом фон Гумбольдтом (1767–1835). Позже, в отечественном языкознании эту мысль развивал Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845–1929).

Более детально и последовательно идею о противопоставлении языка и речи разработал Фердинанд де Соссюр (1857–1913) в «Курсе общей лингвистики» (первое издание вышло после его смерти в 1916 г.). Он показал, что речь является конкретной реализацией языка как явления потенциального.

«Разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем:

  1.  социальное от индивидуального,
  2.  существенное от побочного и более или менее случайного»

[«Курс общей лингвистики» // Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977, с. 52. Цит. по: Хрестоматия, с. 16].

Соссюр различал  

  •  язык в узком смысле, языковую систему (la langue)
  •  и речь (la parole).

Это две части (или два аспекта) языка в широком смысле, языкового феномена в целом (le langage; в русском переводе используется в качестве эквивалента не вполне удачный термин речевая деятельность) [Сусов, с. 68].

После Соссюра проблема соотношения языка и речи изучалась в разных аспектах многими лингвистами, предлагавшими различные варианты ее решения. В частности, подвергалась критике попытка провести между языком и речью резкую границу.

Нужно иметь в виду, что оба термина многозначны. Термин «язык» обозначает и языковую систему, и литературную норму (ср. «литературный язык»), и идиолект (ср. «язык Пушкина»).

Речью называют и процесс говорения, и результат этого процесса – речевые произведения,  тексты (устные и письменные), и речевой акт (речевое взаимодействие говорящего и адресата), и речевую деятельность как совокупность речевых актов [Кодухов, с. 41; ЛЭС, с. 412–413].

Язык и речь тесно связаны, не существуют друг без друга. Но между ними есть серьезные различия, которые  составляют ряд оппозиций (противопоставлений, дихотомий (от греч.  dicha  надвое, пополам’ и tomé ‘разрезание, рассечение’), антиномий (греч. antinomia < anti ‘против’ + nomos ‘закон’)), намеченных еще Соссюром. В научной и учебной литературе называется большое число оппозиций, часть из которых является более или менее общепринятой. Многие оппозиции, во-первых, относительны, во-вторых, тесно связаны друг с другом, так что их разделение в значительной степени условно.

  1.  язык – это система (код)
  1.  речь – это процесс

Язык – это система знаков, способных сочетаться друг с другом. Речьпроцесс комбинации этих знаков по определенным законам. Речь – конкретное говорение, облеченное в звуковую или письменную форму. Она протекает во времени и развертывается в пространстве. С помощью ограниченной системы языка его носители создают бесконечное множество разнообразных произведений речи (предложения, тексты). Опираясь на знание языковой системы, слушающие понимают каждое новое произведение речи, т.к. обнаруживают в нем знакомые языковые единицы, связанные по известным им правилам [ЛЭС, с. 414].

Язык – это код, а речь – процесс кодирования и декодирования информации. Используя языковой код, говорящий (пишущий) кодирует информацию, которую хочет передать, а слушающий  (читающий) декодирует ее.

  1.  язык абстрактен, идеален 
  1.  речь конкретна, материальна 

Язык содержит абстрактные аналоги единиц речи. Это система идеальных моделей, образцов, по которым строятся, в соответствии с определенными правилами, речевые произведения. Слушающие и читающие, ориентируясь на эти образцы, понимают речевые произведения.

В противоположность языку, речь материальна, мы ее производим (она звучит или реализуется в графическом виде) и воспринимаем акустически, на слух (если это устная речь) или визуально, зрением (если это письменная речь). Речевые произведения конкретны.

Пример 1 (на уровне фонетики)

Конкретные звуки, которые мы произносим в разных фонетических позициях,  – реализации идеального образца, фонемы:

мал [мал]  [á]

малыш [мΛлыш] [Λ]

малыша [мълышá] [ъ]  ‹а›

мял [м’.á л]  [.á]

мяли [м’.á. л’ь] [.á.]

мясной [м’иэснóι] [иэ]

Пример 2 (на уровне лексики)

Автомат

  1.  устройство, после включения работающее по заданной программе без непосредственного участия человека;
  2.  ручное автоматическое скорострельное оружие;
  3.  о человеке, действующем по выработанному шаблону, безучастно и механически.

Автоматом в зн. нареч. Разг. Получить зачет автоматом (сразу, без затруднений)

[Современный толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова.  Спб.: Норинт, 2001].

Слово автомат существует в языке как совокупность всех значений и форм (автомат, автомата, автомату…): носители языка осознают связь между этими значениями и понимают, что разные формы не нарушают тождества слова. В речи это слово реализуется каждый раз в конкретном значении и в конкретной форме.

Пример 3  (на уровне синтаксиса):

  •  Я положила книгу на стол.
  •  Я положила на стол книгу.
  •  Книгу на стол положила я.
  •  На стол я книгу положила.

Эти три фразы – варианты одного  инварианта, модели, которую условно представляют символами (N1  существительное в И. п.; Vf  – глагол в личной форме;  N4   существительное в В. п.;   Loc  компонент со значением «место»):

N1 Vf N4  Loc.:  N1 Vf LocN4    N4  Loc Vf N1  Loc N1 N4  Vf  

По этой модели строятся и другие фразы, напр.:

  •  Мальчик поставил книгу на полку. Она положила ключ в карман …
  1.  язык инвариантен
  1.  речь вариантна

Языковые единицы – это инварианты, которые реализуются в речи в различных вариантах.

Фонема – инвариант, звуки – варианты.

Лексема (совокупность всех форм и значений слова) – инвариант. В речи  лексема каждый раз употребляется в конкретном значении и конкретной грамматической форме, которые являются вариантами лексемы.

Модель предложения – инвариантный образец. Конкретные фразы – варианты, в которых он реализуется.

Вариантность характерна и для языка. Напр., есть

  •  вариантное ударение: твóрог – творóг;
  •  варианты произношения: ноль нуль;
  •  морфологические варианты: рукой рукою;
  •  синтаксические варианты: Я не читала эту книгу (этой книги).

Но возникают варианты именно в речи. В речи их несопоставимо больше, чем в языке. В языке закрепляются только некоторые варианты, возникающие в речи.

Речь каждого из говорящих на данном языке отличается особым звучанием, своим лексиконом и набором предпочитаемых синтаксических конструкций.

Т.е. язык инвариантен только в сравнении с речью.

  1.  язык потенциален
  1.  речь актуальна

Языковая система реализуется, проявляется в речи. Соответственно, речь – это реализация, воплощение языка, форма его существования. Язык выполняет свою коммуникативную функцию через речь.

Язык — это средство общения, а речь – вид общения, осуществляемый с помощью этого средства. Речь – это разные виды и акты использования языка как средства общения [ЛЭС, с. 414; Маслов, с. 13].   Единицы и правила языка актуализируются в речи.

  1.  язык – явление социальное,
    отражает опыт
    коллектива
  1.  речь индивидуальна,
    отражает
    индивидуальный опыт

Язык – явление прежде всего социальное, продукт деятельности коллектива, он отражает коллективный опыт, «картину мира» говорящего на нем народа.

Речь одновременно и социальна, и индивидуальна. Речь социальна, поскольку представляет собой часть общей социальной деятельности человека. Процесс речевого общения двусторонен, а потому не является сугубо индивидуальным. К тому же и способность говорения обусловлена социальной природой человека [КЛ, с. 31]. Социальное проявляется и в произведениях речи: абсолютное большинство используемых здесь элементов (слова, грамматические формы, модели словосочетаний и предложений) заимствовано из ранее созданного носителями данного языка.

Тем не менее, речь индивидуальна по исполнению. Она является свободным творчеством индивида, отражает индивидуальный опыт, относительно произвольна. Индивидуальный характер речи проявляется в том, что речь всегда осуществляется определенным лицом, передающим в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он по своему усмотрению выбирает слова и синтаксические конструкции. Говорящий создает новые композиции, сочетая языковые единицы между собой (разумеется, в рамках существующих правил, образцов, которыми пользуются все носители данного языка). В речи связь слов отражает неповторимую ситуацию и образует индивидуальный смысл предложения. Говорящий (или пишущий) относит языковые знаки к тем или иным объектам действительности, наделяя их значением, актуальным в конкретной речевой ситуации. Он выбирает тот или иной стиль сообщения (фамильярный, официальный, почтительный, пренебрежительный), использует высказывание с нужным для себя коммуникативным заданием [ЛЭС, с. 414].

В речи встречаются индивидуальные  отклонения от языковой системы, которые  могут быть приняты языковым коллективом и привести к изменениям в языке. Напр., окказионализмы:

  •  С напитками нельзя, а с наедками можно?

  1.  язык объективен и обязателен
    для говорящих на нем
  1.  речь субъективна и относительно произвольна (в пределах, которые допускаются языком)

  1.  язык – явление статическое (стабильное)
  1.  речь динамична, развертывается
    во времени и пространстве

Язык – система динамичная. Он постоянно развивается, но изменения в языке происходят постепенно, так, что не нарушается взаимопонимание между представителями разных поколений носителей языка. Но по сравнению с речью, изменения в которой происходят быстро, язык относительно стабилен, статичен.

Фонетическая и морфологическая системы более стабильны, чем синтаксическая и, особенно, лексическая. Лексика – самая подвижная часть языковой системы: она непосредственно связана с действительностью, быстро реагирует на все изменения, которые в ней происходят.

Динамичность и подвижность речи связаны с ее индивидуальностью и произвольностью. Изменения в речи происходят гораздо быстрее, чем в языке. Только некоторые из этих изменений закрепляются в практике носителей языка и, постепенно накапливаясь, приводят к изменениям в языковой системе. Т.е. изменения в языке начинаются с речи.

Помимо этих оппозиций, есть и другие, часть из которых производна от названных. Они включены в сводную таблицу.

Таблица  № 1.

язык

речь

  1.  язык – это система (код)
  1.  речь – это процесс
    (реализация этой системы)
  1.  абстрактен, идеален
    (содержит абстрактные аналоги единиц речи)
  1.  конкретна, материальна (воспринимается акустически – на слух и визуально – зрением)
  1.  инвариантен
  1.  вариантна
  1.  потенциален
  1.  актуальна
  1.  явление социальное, отражает опыт коллектива
  1.  индивидуальна, отражает индивидуальный опыт
  1.  объективен и обязателен для говорящих на нем
  1.  субъективна и относительно произвольна
  1.  явление статическое (стабильное)
  1.  динамична, развертывается во времени и пространстве
  1.  имеет уровневую, иерархическую («вертикальную») организацию, совокупность элементов, связанных парадигматическими и синтагматическими отношениями
  1.  линейна, «горизонтальная» последовательность звуков и слов (графических знаков),
    совокупность элементов, связанных
    синтагматическими отношениями
  1.  воспроизводим
  1.  производима в коммуникативном акте
  1.  независим от ситуации общения
  1.  ситуативно обусловлена
  1.  ограничен набором составляющих
  1.  бесконечна
  1.  Единицы  языка  и  речи

Противопоставление языка и речи отражается и в терминологическом различении единиц языка и единиц речи.

Таблица № 2.

уровни системы языка

единицы языка

единицы речи

синтаксический

лексический

морфемный

фонетический

предложение / модель

лексема (слово)

морфема

фонема

фраза / высказывание

лекс(а) / словоформа / словоупотребление морф (а)

фон / звук

Все термины, обозначающие единицы языка, – эмические (содержат компонент -эма).

Единицы языка системны, единицы речи линейны.

Единицы языка – абстрактны, в них обобщены существенные признаки конкретных единиц речи. О единицах языка говорят, либо что они существуют в сознании носителей языка как идеальные образцы, либо что их строят лингвисты на основе наблюдений над конкретными языковыми единицами.

Рассмотрим соотношение единиц языка и речи на примере морфемы и морфа.

Морф – минимальная значимая часть словоформы.

Морфема – единица морфемного уровня языка, представляющая собой совокупность семантически тождественных морфов.

Напр., корень слова рука существует в языке в нескольких разновидностях:

  •  рук-а – рук’-и – руч-ной.

Носители языка осознают эти разновидности как нечто тождественное: значение у них одно, и формальные различия незначительны. Так что рук-, рук’- и руч- – три морфа одной морфемы. Ср. также примеры из фонетики, лексики и синтаксиса на с. 2.

  1.   Речевая  деятельность

Противопоставляя язык (la langue) и речь (la parole), Соссюр очень мало внимания уделил феномену, который он называл le langage (в русском переводе речевая деятельность).

Л. В. Щéрба (1880–1944)  в статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» предложил различать три аспекта:

  •  данную в опыте речевую деятельность, представляющую собой множество актов речи (как актов говорения и письма, так и актов слушания и чтения);
  •  языковой материал высказывания (в другой терминологии тексты, или речь), которые передаются в актах речевой деятельности;
  •  языковую систему, сведения о которой лингвисты извлекают из языкового материала и фиксируют в словарях и грамматиках [Сусов, с. 68;  Вендина, с. 27].

Язык и речь в своем взаимодействии обусловливают речевую деятельность, которая состоит из речевых актов.

Речевой акт – это двусторонний процесс, связывающий как минимум двух участников:

  •  отправителя сообщения (говорящего, пишущего)
  •  и адресата (слушающего, читающего), которые, как правило, меняются ролями.

Речевой акт предполагает

  •  процесс формирования мысли,
  •  процесс вербализации, т.е. выражения мысли в словесной форме (кодирование информации),
  •  передачу ее от говорящего (пишущего) к адресату,
  •  восприятие ее адресатом (слушающим, читающим)
  •  и понимание (декодирование информации).

При устном общении речевой акт включает говорение и протекающие параллельно слуховое восприятие и понимание услышанного.

При письменном общении он включает писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного. Причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве [Маслов, с. 11]. Участники речевого акта обладают совокупностью общих речевых навыков (речевой компетенцией), знаний и представлений о мире. В состав речевого акта включают также обстановку, в которой он протекает, и тот фрагмент действительности, который является предметом сообщения [ЛЭС, с. 412].

В речевом акте создается текст – устное или письменное речевое произведение любой протяженности (от однословной реплики до романа) [Гируцкий, с. 38].

Итак, для осуществления речевого акта необходимы следующие компоненты (условия):

  1.  Наличие как минимум двух участников: отправителя сообщения и адресата.
  2.  Наличие общего коммуникативного кода – языка.
  3.  Деятельность органов речемыслительного аппарата.
  4.  Наличие канала связи (в большинстве случаев это воздух, но он может быть и другим (ср. общение по телефону стационарному / мобильному).
  5.  Предмет речи, то, о чем говорят, по поводу чего происходит обмен информацией.
  6.  Речевое произведение: высказывание, текст.

Вслед за Л. В. Щербой различают (особенно в методике преподавания языка как неродного) виды речевой деятельности, которые по-разному делятся на разных основаниях.

Таблица № 3.

Устные

Письменные

Продуктивные

говорение

письмо

Рецептивные

аудирование

чтение

Речевая деятельность изучается психолингвистикой, отечественный вариант психолингвистики называется теорией речевой деятельности. В зарубежном языкознании детально разработана теория речевых актов.

Литература

Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Язык и речь. С. 12–16; Единицы языка и единицы речи. С. 16–17; Основные этапы порождения речи. С. 35–37.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Язык и речь. С. 27–28.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Минск: ТетраСистемс, 2001. Глава III. Природа, сущность и функции языка. 3.3. Язык, речь, речевая деятельность С. 37–41.

Гречко В. А. Теория языкознания. М.: Высш. шк., 2003. II. Форма существования языка (Язык, речь, речевая деятельность). С. 19–37.

КЛ – Введение в языкознание: конспект лекций. / Балашова, Л. В., Гольдин В. Е., Дементьев В. В. и др. М.: Высшее образование, 2007. 191 с.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987. Глава II. Язык как важнейшее средство человеческого общения. § 7.  Язык и речевая деятельность.
С. 41–43.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Речевая деятельность. С. 412. Речевой акт. С. 412–413. Речь. С. 414–416. Язык. С. 604–606.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997 (3-е изд.). Глава 1. Сущность языка: его общественные функции и его внутренняя структура. 1. Язык – важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мысли. Язык и речь. С. 10–14.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997. Глава I. Введение. § 4. Язык и речь. С. 38–43.

Сусов И. П. Введение в языкознание. М.: АСТ : Восток–Запад, 2007.  Гл. 4. Структура языка. 4.3. Речевая деятельность, речь и языковая система. С. 67–69; 2.5. Коммуникативные акты. С. 37–40; 2.6. Дискурс. С. 40–42. Гл. 4. Структура языка. 4.3. Речевая деятельность, речь и языковая система. С. 67–69.

Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание» / Сост. А. В. Блинов, И. И. Богатырева, В. П. Мурат, Г. И. Рапова. М.: МГУ, 1998.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9009. Идеи рационализма в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница 50 KB
  Идеи рационализма в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией Нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обр...
9010. Периоды, представители и проблемы философии Средневековья и Возрождения 44 KB
  Периоды, представители и проблемы философии Средневековья и Возрождения Средневековая европейская философия - важный этап в истории философии, связанный прежде всего с христианством. Хронологически этот период охватывает V –XV вв. Специфик...
9011. Британская философия XVII – XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм) 53 KB
  Британская философия XVII – XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм) Эмпиризм - учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, будто все знание обосновывается в опыте и...
9012. Французский материализм XVIII в 42.5 KB
  Французский материализм XVIII в. Вторая половина XVIII в. явилась эпохой резкого обострения кризиса феодализма во Франции, вылившегося в буржуазную революцию важнейшую роль в ее идеологической подготовке сыграли философы-материалисты Ламетри, Гольб...
9013. Основные идеи философии И. Канта 42 KB
  Основные идеи философии И. Канта Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.) - немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. Прожил всю жизнь в Кёнигсберге, где окончил университет и был в 1755 - 1770 гг. доцентом, а в...
9014. Система и метод философии Гегеля 47 KB
  Система и метод философии Гегеля Георг Фридрих Гегель (1770 - 1831 гг.) - создатель грандиозной системы Абсолютного идеализма. Все действительное, по Гегелю, разумно, постижимо средствами логики, т. е. постижимо в понятиях (такая концепция...
9015. Возникновение и развитие марксистской философии 35 KB
  Возникновение и развитие марксистской философии Марксистскую философию составляют диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения и взаим...
9016. Неклассическая философия рубежа XIX - XX вв. Отличие от классической философии 36 KB
  Неклассическая философия рубежа XIX - XX вв. Отличие от классической философии Иррационализм - обозначение неклассических, идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможност...
9017. Философия жизни Ф. Ницше 46 KB
  Философия жизни Ф. Ницше В основе всего сущего знаменитым философом Фридрихом Ницше признается жизнь. Жизнь стоит над всем. Иррационализм Ницше - последовательное уничтожение разумного постижения - мир хаотичен. По Ницше, сознани...