67160

Идеологическая полемика в культуре 19 века

Доклад

Культурология и искусствоведение

Результатом просвещения также исторических событий начала 19 века стала обострение национального самосознания в России. Вторым аргументом он называет не рациональность России умом Россию не понять. За подобные идеи в России Чаадаев был назван сумасшедшим.

Русский

2014-09-04

43 KB

0 чел.

Идеологическая полемика в культуре 19 века.

Результатом просвещения, также исторических событий начала 19 века стала обострение национального самосознания в России. Русские мыслители начинают задумываться о судьбах русской культуры, о ее месте в общем культурно-историческом процессе мировой культуры, практически сразу в Пушкинскую эпоху появляется схема, что есть Россия – запад или восток, какое ее предназначение и на что ее развитие должно опираться на прошлое, на культуру запада. Данная полемика возникает еще в Пушкинскую эпоху. Первым мыслителем становится Петр Чаадаев. Как известно, в молодости он служил Александру 2. Сам царь давал надежды на скорые реформы. Хотя многие стремление свои он не исполняет.

Программным произведением этого периода являются философические письма. В них он говорит о том, что все народы существа нравственные, поэтому их судьба определяется духовной жизнью. Приоритет материальности говорят о том, что культура еще либо не родилась, это Россия, либо уже вырождается, это США. Подлинных высот культура достигла лишь в католическом западноевропейском средневековье. Там, где оно определило культуру, создало культуру более совершенную. Христианство предполагает совершенно социальный строй, социальное взаимоотношение. Чаадаев понимает, что Европа пришла к протестантизму. Поэтому в западо-европейской культуре существовал индивидуализм. Излишний рационализм. Русским людям не нравилась рассудочность.

Будущее за Россией, говорил Чаадаев, потому что она еще не созрела до этих социальных высот. Вторым аргументом он называет – не рациональность России, «умом Россию не понять». За подобные идеи в России Чаадаев был назван сумасшедшим. «Апология сумасшедшего», где он развивает те же самые идеи, где он говорит, что в России еще до сих пор не создано ничего ценного. В частности, в этой апологии он высказывает свой взгляд на деятельность Петра Первого.

Первым критиками идеям Чаадаева стали славянофилы. Полемика с западниками. Алексей Хомяков – первый критик. В Православии нужно искать духовные истины. Те же идеи высказывает К. Киреевский. Он говорит, что западное христианство, вырасшенное на базе языческой эллинской культуре, однако в Византии была сильна эллинская философия, поэтому именно на севере России христианство сохраняет свои чистые формы. Чистота у Хомякова является важным аргументом в пользу Российского православия. Если в Европе возобладал юридический закон, то в России нравственность преобладала. Такие патриархальные традиции сохранялись в Русском народе.

В основу западнических идей лежит западный идеал государства. Если в России развито более коллективное начало, то в западной культуре приоритет личностного начала, прав личности. Поэтому и пути разные, но в то же время одинаковые, нужна гармония личного и общего (социального). Государство должно обеспечить человеческие права и свободы. В будущем развитии государство, чтоб развивалось, необходимо было отменить крепостное право. Таким по началу западником был Герцен. Он тоже жил в эпоху Николаевской реакции.

Славянофильство превратилось в полемику, нуждающееся в друг друге, в демократической полемике взглядов. Вполне понятны идеологические различия. Но было у них и общее, их объединяет общая любовь, любовь к Отечеству, внимание к его судьбе. Взгляды и тех и других, были во многом утопично, мыслили схемами, больше сочиняли. История должна быть как естественная наука, чтобы опираться на естественные законы исторического развития.

Лотман говорил, что западник очень мало знает запад, он его идеализирует, а западники наоборот, много живут на западе, поэтому поэтизируют Россию. Герцен начинал как убежденный западник, а потом перешел на восток. Не чужды западничества были и Киреевский и Хомяков, получается идеологическая игра. Государство отстаивает свои интересы, отстаивает свою идеологию (консерватизм, стремление сохранить).

Консервативная идеология : самодержавие, православие, народность. Все это казалось залогом процветания, стабильности. Воспевалась русская община, монархический строй виделся наиболее удачным для существования России. Наступает культура пореформенной эпохи, которая приобрела новую окраску. Охранительные тенденции были свойственны почвенничеству. Это литературное общественное направление – Достоевский, Страхов, Григорьев. Как известно Достоевский начинал как радикал и был приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой на каторгу. Радикалы развращают русское общество. Более всего почвенничество не устраивает материализм, именно поэтому все планы революционные непременно потерпят неудачу.

Новый этап в развитии русской мысли связан с народившемся в классе русской культуре – интеллигенции, разночинцы, возрастает их роль. Возрастает он из-за того, что отменяется ограничение на поступающих в вузы. Это решение было принято Александром 2. Далее были смягчены условия на получение бесплатного обучения. А также восстановлена категория вольно слушателей. Это лица которые могут ходить на лекции, но право получить диплом не имеют.

В очень короткое время число студентов практически удвоилось. Очень много появляется лиц из непривилегированных, малоимущий сословия, на них применяется термин – разночинцы, приходят из разных чинов и сословий. Так в России нарождается контр культура, включающая в себя людей, учащихся, студентов. Идеология этой контр культуры идеалистична, материалистична, все это оборачивается терроризмом.  Они сформулировали свой лозунг: «Духовность. Революционность. Космополитизм». Появляется сословная идеология. Одновременно они опираются на лозунг А. Герцена. Русские идеалы Радикалы отвергают все авторитеты. Сам термин народничество широко распространяется со второй половины 1870. Именно в это время появляется «Земля и воля». По мнению этих интеллигентов являются носителями утраченных высшими сословиями моральных и социальных ценностей, поэтому они делают вывод, что надо идти к христианству. К бунту. А после становится здравый смысл народа.

Сначала народники собираются в эти кружки, чтобы теоретически приготовить революцию, а затем массовые хождения в народ, а затем они переходят к массовому террору. И переходят они к нему после неудачи всех этих хождений в народ, потому что последние их не понимали. Христиане сами сдавали жандармам своих благодетелей, никак не отзывались на эти призывы, к бунту свержении монархии. В России тогда существовало две противоположные политические культуры. В крестьянских отношениях существовало обычное право, опирались на традицию.

К тому же, важной характеристикой менталитета христианского был наивный монархизм, иначе неограниченная монархическая власть царя казалась залогом внутренней и внешней безопасности. Царь по-прежнему рассматривался как некая религиозная фигура, как хранитель вековых нравственных социальных устоев. Царь является защитником вековых устоев.

Сергей Булгагов указывал, что подобные соприкосновения интеллигенции с народом могли поколебать вековые устои. Пробудить темные стихии, которых так много в русской истории.

Наступает спад демократических идей пореформенной России и в этой ситуации особенно четко звучали идеи Дмитрия Писарева. Ко всем явлениям жизни нужно подходить утилитарно. Какую они пользу принесут простому народу. Он призывал бороться со старым миром.

Нигилизм. В Писаревских убеждениях имело значение интеллигенция и народ, где он акцент делал на интеллигенции, как на главной движущей силе, потому что простой народ не оправдал ожиданий. В 1880 намечается новый поворот в развитии русского радикализма, но появляется новое течение марксизм. Первым произведением русского марксизма стала работа Плеханова, называлась «Социализм и политическая борьба». Марксисты находят новую социальную силу. Марксисты говорят, что пролетариат является главной силой социалистических преобразований. Только пролетариат лишен частной собственности, а крестьянство несмотря на существование общины, всё-таки остается самым крупным собственником в стране. Они привязаны к земле, поэтому они могут все разрушать. К концу 19 века проходит небывалое обострение политических, экономических, национальных противоречий. Произошла индустриальная революция, она шла очень быстрыми темпами, потому одновременно росла численность рабочего класса. Люди переселяются из деревни в город, растут города. Многие русские интеллигенты радикалы прививают русскому пролетариату Марксизм. Он в это время становится модой. Никого не удивит, что Плеханов и Ленин убежденные марксисты. Русские интеллигенты приходят к выводу о том, что общество должно меняться радикально, переходить к социализации собственности. Она должна быть общей. Грядущее осуществление идей должно было привести к всеобщему  благоденствию, счастью.

Менталитет русских радикалов религиозен. Признаками этой религиозности является утопичность. То есть, по сути, они ищут града Божия, царства Божия на земле, когда все будут равны, свободны, счастливы. Во-вторых, они отличались самодовольству к мещанству. Укореняется чувство вины перед народом, чтобы искупить эту вину, народ нужно осчастливить. Ликвидировать недостаток образования, учительства. Это религиозное сознание совсем не случайно. Образ жизни русских интеллигентов превратился в религиозный: они стремились к простоте, выполнять даже самую черную работу самостоятельно, стремление к аскетизму.

Либерализм.

Он развивался в среде дворянских интеллектуалов (Чичерин, Аксаков, Самарин). Либералы сочувственно относились к демократической оппозиции, но не принимали крайностей радикализм. Либералы даже предложили конкретный комплекс мер по переустройству социальной действительности России. Чичерин называл такие лозунги: «Свобода совести. Свобода от крепостного состояния. Свобода общественного мнения. Свобода преподавания. Публичность всех правительственных мер. Гласность судопроизводства». Манифестом либерализма стало адресовано Герцену: «Письмо к издателю». В нем либералы осуждают чрезмерные нереальные надежды Герцена на полное изменение основ существующего строя. Насущными задачами в этом письме были объявлены только освобождение крестьян от крепостного строя, отмена цензуры, свобода совести. Добиваться этого стоит под руководством верховной власти. Таким образом, либерализм пытался найти компромиссную позицию между радикалами и властью. Он не сочувствовал реакции, отвергал монополизм государства.

Всё больше появляется мыслящий людей, занимающих противоположные позиции. Течение русской религиозной философии. России необходим духовный переворот, религиозная революция. Социальная революция приведет лишь к хаосу, к тому, что выпустят тех самых бесов, когда церковь защищает государство. Это и Владимир Соловьев, Дмитрий Мережковский, Николай Бердяев. Вместе с тем все направления мысли повлияли на развитие мысли всей художественной культуре. Народничество способствовало становлению реалистическим тенденция в русской литературе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13287. Виртуальные измерения магнитной индукции на основе эффекта Холла в среде Electronics Workbench 333.5 KB
  Лабораторная работа №3 Виртуальные измерения магнитной индукции на основе эффекта Холла в среде Electronics Workbench Цель исследования: Моделирование работы датчика Холла в среде Electronics Workbench и виртуальные измерения с его помощью магнитной индукции. Задание на...
13288. Моделирование работы пироэлектрического датчика в среде Electronics Workbench 367 KB
  Лабораторная работа №4 Моделирование работы пироэлектрического датчика в среде Electronics Workbench Цель исследования: Моделирование работы пироэлектрического датчика в среде Electronics Workbench и виртуальные измерения внешнего теплового потока заданного периодической пос
13289. Hands-On Lab Debugging Applications in Windows Azure 818.61 KB
  HandsOn Lab Debugging Applications in Windows Azure Contents Overview3 Exercise 1: Debugging an Application in the Cloud5 Task 1 Exploring the Fabrikam Insurance Application5 Task 2 Running the Application as a Windows Azure Project7 Task 3 Adding Tracing Support to the Application14 Task 4 Creating a Log Viewer Tool25 Verification33 Summary38 Overview Using Visual Studio you can debug applications in your local ...
13290. Автоматизация создания документов с помощью Visual Basic .NET 101.5 KB
  6. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Автоматизация создания документов с помощью Visual Basic .NET 6.1. Цель работы: приобретение практических навыков автоматизации создания документов с помощью Visual Basic с использованием инструментальных средств интегрированной среды разработки Vis...
13291. ТЕХНОЛОГІЇ ПРОГРАМУВАННЯ 1.46 MB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ до лабораторних робіт з дисципліни ТЕХНОЛОГІЇ ПРОГРАМУВАННЯ Методичні вказівки до лабораторних робіт з дисципліни Технології програмування для студентів напрямів 6.040302 Інформатика 6.040301 Прикладна математика / Упоряд. Кобилін О.А. Маш...
13292. ТЕХНОЛОГІЇ ПРОГРАМУВАННЯ. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО КУРСОВОГО ПРОЕКТУВАННЯ 666 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО КУРСОВОГО ПРОЕКТУВАННЯ З ДИСЦИПЛІНИ ТЕХНОЛОГІЇ ПРОГРАМУВАННЯ Методичні вказівки до курсового проектування з дисципліни Технології програмування для студентів напряму 6.040302 Інформатика /Упоряд.: Кобилін О.А. Руденко Д.О. Харкiв: ХНУРЕ ...
13293. Лабораторный практикум по механизации животноводства для студентов сельскохозяйственных высших учебных заведений инженерных специальностей 8.35 MB
  Лабораторный практикум по механизации животноводства для студентов сельскохозяйственных высших учебных заведений инженерных специальностей / В.К. Полянин В.Я. Спевак Р.А. Денисов Романов В книге рассмотрены устройство принцип действия техническое обслуживание р
13294. ЦСП ИКМ-480 611 KB
  ЦСП ИКМ480. Комплекс аппаратуры третичной ЦСП ИКМ480 предназначен для организации на внутризоновых и магистральной сетях связи пучков каналов по кабелю МКТ4 с парами 12/46 мм. Аппаратура обеспечивает организацию до 480 каналов ТЧ при скорости передачи группового потока 34 368...
13295. Принцип построения ЦСП 9.04 KB
  Принцип построения ЦСП В состав комплекса аппаратуры ИКМ30 входят аналогоцифровое оборудование АЦО оконечное оборудование линейного тракта ОЛТ необслуживаемый регенерационный пункт НРП и комплект контрольноэксплуатационных устройств содержащий пульты кон