67160

Идеологическая полемика в культуре 19 века

Доклад

Культурология и искусствоведение

Результатом просвещения также исторических событий начала 19 века стала обострение национального самосознания в России. Вторым аргументом он называет не рациональность России умом Россию не понять. За подобные идеи в России Чаадаев был назван сумасшедшим.

Русский

2014-09-04

43 KB

0 чел.

Идеологическая полемика в культуре 19 века.

Результатом просвещения, также исторических событий начала 19 века стала обострение национального самосознания в России. Русские мыслители начинают задумываться о судьбах русской культуры, о ее месте в общем культурно-историческом процессе мировой культуры, практически сразу в Пушкинскую эпоху появляется схема, что есть Россия – запад или восток, какое ее предназначение и на что ее развитие должно опираться на прошлое, на культуру запада. Данная полемика возникает еще в Пушкинскую эпоху. Первым мыслителем становится Петр Чаадаев. Как известно, в молодости он служил Александру 2. Сам царь давал надежды на скорые реформы. Хотя многие стремление свои он не исполняет.

Программным произведением этого периода являются философические письма. В них он говорит о том, что все народы существа нравственные, поэтому их судьба определяется духовной жизнью. Приоритет материальности говорят о том, что культура еще либо не родилась, это Россия, либо уже вырождается, это США. Подлинных высот культура достигла лишь в католическом западноевропейском средневековье. Там, где оно определило культуру, создало культуру более совершенную. Христианство предполагает совершенно социальный строй, социальное взаимоотношение. Чаадаев понимает, что Европа пришла к протестантизму. Поэтому в западо-европейской культуре существовал индивидуализм. Излишний рационализм. Русским людям не нравилась рассудочность.

Будущее за Россией, говорил Чаадаев, потому что она еще не созрела до этих социальных высот. Вторым аргументом он называет – не рациональность России, «умом Россию не понять». За подобные идеи в России Чаадаев был назван сумасшедшим. «Апология сумасшедшего», где он развивает те же самые идеи, где он говорит, что в России еще до сих пор не создано ничего ценного. В частности, в этой апологии он высказывает свой взгляд на деятельность Петра Первого.

Первым критиками идеям Чаадаева стали славянофилы. Полемика с западниками. Алексей Хомяков – первый критик. В Православии нужно искать духовные истины. Те же идеи высказывает К. Киреевский. Он говорит, что западное христианство, вырасшенное на базе языческой эллинской культуре, однако в Византии была сильна эллинская философия, поэтому именно на севере России христианство сохраняет свои чистые формы. Чистота у Хомякова является важным аргументом в пользу Российского православия. Если в Европе возобладал юридический закон, то в России нравственность преобладала. Такие патриархальные традиции сохранялись в Русском народе.

В основу западнических идей лежит западный идеал государства. Если в России развито более коллективное начало, то в западной культуре приоритет личностного начала, прав личности. Поэтому и пути разные, но в то же время одинаковые, нужна гармония личного и общего (социального). Государство должно обеспечить человеческие права и свободы. В будущем развитии государство, чтоб развивалось, необходимо было отменить крепостное право. Таким по началу западником был Герцен. Он тоже жил в эпоху Николаевской реакции.

Славянофильство превратилось в полемику, нуждающееся в друг друге, в демократической полемике взглядов. Вполне понятны идеологические различия. Но было у них и общее, их объединяет общая любовь, любовь к Отечеству, внимание к его судьбе. Взгляды и тех и других, были во многом утопично, мыслили схемами, больше сочиняли. История должна быть как естественная наука, чтобы опираться на естественные законы исторического развития.

Лотман говорил, что западник очень мало знает запад, он его идеализирует, а западники наоборот, много живут на западе, поэтому поэтизируют Россию. Герцен начинал как убежденный западник, а потом перешел на восток. Не чужды западничества были и Киреевский и Хомяков, получается идеологическая игра. Государство отстаивает свои интересы, отстаивает свою идеологию (консерватизм, стремление сохранить).

Консервативная идеология : самодержавие, православие, народность. Все это казалось залогом процветания, стабильности. Воспевалась русская община, монархический строй виделся наиболее удачным для существования России. Наступает культура пореформенной эпохи, которая приобрела новую окраску. Охранительные тенденции были свойственны почвенничеству. Это литературное общественное направление – Достоевский, Страхов, Григорьев. Как известно Достоевский начинал как радикал и был приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой на каторгу. Радикалы развращают русское общество. Более всего почвенничество не устраивает материализм, именно поэтому все планы революционные непременно потерпят неудачу.

Новый этап в развитии русской мысли связан с народившемся в классе русской культуре – интеллигенции, разночинцы, возрастает их роль. Возрастает он из-за того, что отменяется ограничение на поступающих в вузы. Это решение было принято Александром 2. Далее были смягчены условия на получение бесплатного обучения. А также восстановлена категория вольно слушателей. Это лица которые могут ходить на лекции, но право получить диплом не имеют.

В очень короткое время число студентов практически удвоилось. Очень много появляется лиц из непривилегированных, малоимущий сословия, на них применяется термин – разночинцы, приходят из разных чинов и сословий. Так в России нарождается контр культура, включающая в себя людей, учащихся, студентов. Идеология этой контр культуры идеалистична, материалистична, все это оборачивается терроризмом.  Они сформулировали свой лозунг: «Духовность. Революционность. Космополитизм». Появляется сословная идеология. Одновременно они опираются на лозунг А. Герцена. Русские идеалы Радикалы отвергают все авторитеты. Сам термин народничество широко распространяется со второй половины 1870. Именно в это время появляется «Земля и воля». По мнению этих интеллигентов являются носителями утраченных высшими сословиями моральных и социальных ценностей, поэтому они делают вывод, что надо идти к христианству. К бунту. А после становится здравый смысл народа.

Сначала народники собираются в эти кружки, чтобы теоретически приготовить революцию, а затем массовые хождения в народ, а затем они переходят к массовому террору. И переходят они к нему после неудачи всех этих хождений в народ, потому что последние их не понимали. Христиане сами сдавали жандармам своих благодетелей, никак не отзывались на эти призывы, к бунту свержении монархии. В России тогда существовало две противоположные политические культуры. В крестьянских отношениях существовало обычное право, опирались на традицию.

К тому же, важной характеристикой менталитета христианского был наивный монархизм, иначе неограниченная монархическая власть царя казалась залогом внутренней и внешней безопасности. Царь по-прежнему рассматривался как некая религиозная фигура, как хранитель вековых нравственных социальных устоев. Царь является защитником вековых устоев.

Сергей Булгагов указывал, что подобные соприкосновения интеллигенции с народом могли поколебать вековые устои. Пробудить темные стихии, которых так много в русской истории.

Наступает спад демократических идей пореформенной России и в этой ситуации особенно четко звучали идеи Дмитрия Писарева. Ко всем явлениям жизни нужно подходить утилитарно. Какую они пользу принесут простому народу. Он призывал бороться со старым миром.

Нигилизм. В Писаревских убеждениях имело значение интеллигенция и народ, где он акцент делал на интеллигенции, как на главной движущей силе, потому что простой народ не оправдал ожиданий. В 1880 намечается новый поворот в развитии русского радикализма, но появляется новое течение марксизм. Первым произведением русского марксизма стала работа Плеханова, называлась «Социализм и политическая борьба». Марксисты находят новую социальную силу. Марксисты говорят, что пролетариат является главной силой социалистических преобразований. Только пролетариат лишен частной собственности, а крестьянство несмотря на существование общины, всё-таки остается самым крупным собственником в стране. Они привязаны к земле, поэтому они могут все разрушать. К концу 19 века проходит небывалое обострение политических, экономических, национальных противоречий. Произошла индустриальная революция, она шла очень быстрыми темпами, потому одновременно росла численность рабочего класса. Люди переселяются из деревни в город, растут города. Многие русские интеллигенты радикалы прививают русскому пролетариату Марксизм. Он в это время становится модой. Никого не удивит, что Плеханов и Ленин убежденные марксисты. Русские интеллигенты приходят к выводу о том, что общество должно меняться радикально, переходить к социализации собственности. Она должна быть общей. Грядущее осуществление идей должно было привести к всеобщему  благоденствию, счастью.

Менталитет русских радикалов религиозен. Признаками этой религиозности является утопичность. То есть, по сути, они ищут града Божия, царства Божия на земле, когда все будут равны, свободны, счастливы. Во-вторых, они отличались самодовольству к мещанству. Укореняется чувство вины перед народом, чтобы искупить эту вину, народ нужно осчастливить. Ликвидировать недостаток образования, учительства. Это религиозное сознание совсем не случайно. Образ жизни русских интеллигентов превратился в религиозный: они стремились к простоте, выполнять даже самую черную работу самостоятельно, стремление к аскетизму.

Либерализм.

Он развивался в среде дворянских интеллектуалов (Чичерин, Аксаков, Самарин). Либералы сочувственно относились к демократической оппозиции, но не принимали крайностей радикализм. Либералы даже предложили конкретный комплекс мер по переустройству социальной действительности России. Чичерин называл такие лозунги: «Свобода совести. Свобода от крепостного состояния. Свобода общественного мнения. Свобода преподавания. Публичность всех правительственных мер. Гласность судопроизводства». Манифестом либерализма стало адресовано Герцену: «Письмо к издателю». В нем либералы осуждают чрезмерные нереальные надежды Герцена на полное изменение основ существующего строя. Насущными задачами в этом письме были объявлены только освобождение крестьян от крепостного строя, отмена цензуры, свобода совести. Добиваться этого стоит под руководством верховной власти. Таким образом, либерализм пытался найти компромиссную позицию между радикалами и властью. Он не сочувствовал реакции, отвергал монополизм государства.

Всё больше появляется мыслящий людей, занимающих противоположные позиции. Течение русской религиозной философии. России необходим духовный переворот, религиозная революция. Социальная революция приведет лишь к хаосу, к тому, что выпустят тех самых бесов, когда церковь защищает государство. Это и Владимир Соловьев, Дмитрий Мережковский, Николай Бердяев. Вместе с тем все направления мысли повлияли на развитие мысли всей художественной культуре. Народничество способствовало становлению реалистическим тенденция в русской литературе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23702. Международное экологическое право 56.5 KB
  басня Крылова Лебедь рак и щука карта мира выставка литературы по теме Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Нормативные документы: Конституция РФ Федеральный закон РФ Об охране окружающей среды Указ Президента РФ О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития Рамочная Конвенция ООН об изменении климата Международное соглашение Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Наше поколение стало свидетелем драматических событий...
23703. Программирование на языке Паскаль 67 KB
  На каждый теоретический слайд не более трёх минут. На слайды с заданиями от пяти до семи минут. Рассказываю слайд и отмечаю что язык низшего уровня состоит из нулей и единиц. Обсуждаем слайд и немного конспектируем.
23704. Линейные программы и арифметические действия 56.5 KB
  Развитие мышления фантазии памяти внимания и познавательных интересов; Оборудование урока: Компьютерный класс Интерактивная доска Ход урока: 1. Повторение материала предыдущего урока. Организационный момент Приветствие учеников Объявление темы целей и плана урока.
23705. Решение задач на сложные линейные программы 75.5 KB
  program my; var xyy1: integer; begin x:=3; y:=absxsqrsqrx; x:=3; y1:=absxsqrsqrx; writeln y; writeln y1; end. program my; var abc: integer; begin reada; b:=2012; c:=ba; writeln 'ваш примерный возраст 'c; end. program...
23706. Основы языка SQL 75.97 KB
  Баумана Кафедра САПР Основы языка SQL Федорук В.ru 2636526 АННОТАЦИЯ Данное учебное пособие предназначено для изучения основ языка SQL стандартного языка манипулирования данными в СУБД реализующих реляционную модель данных. Описывается синтаксис наиболее употребимых операторов языка SQL приводятся примеры. Учебная база данных реализована в среде СУБД mySQL средства доступа к ней встроены в учебное пособие.
23707. История Советского государства 1900-1991 3.37 MB
  Изменения и кризис в партии [4. XVII съезд партии. XVIII съезд партии. Полная трансформация партии [9.
23708. Перевод условия задачи на математический язык 51 KB
  Составьте выражения для ответа на вопрос задачи: 1 Автомобиль проходит расстояние х км за 2 ч а автобус − за 3 ч. Свой результат группы вывешивают на доску: 1 x : 2 x : 3; 2 x : 2 x : 3; 3 x : 2 x : 3; 4 x : 2 x : 3; Что интересного вы замечаете Задачи все разные а выражения одинаковые. Какое задание стояло перед вами Надо было составить выражение по условию задачи.
23709. Работа с математическими моделями 61 KB
  Количество в м Стоимость в руб. Шерсть d 3 420 000 Шёлк с Сначала надо найти стоимость шерсти: 3d затем стоимость шёлка: 420 000 3d что бы найти цену шёлка6 надо его стоимость разделить на количество купленного шёлка: 420000 3d : c Если d = 80 000 c = 2 420000 380 000 : 2 = 90 000 Ответ: цена шёлка 90 000 руб. Количество Стоимость в руб. Хлеб а 3 батона Яблоки b 2 кг Что бы найти стоимость всей покупки надо знать стоимость хлеба и стоимость яблок.
23710. Работа с математическими моделями 57.5 KB
  При решении последнего примера учащиеся вспоминают свойство 1 при умножении: а 1 = 1 а = а − Расположите полученные результаты в порядке возрастания. Какие свойства умножения вы использовали Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания: аb c = аb ac аb c = аb ac свойство 1 при умножении: а  1 = а. Какое свойство умножения вы использовали Свойство 1 при умножении. Како теперь свойство можно применить Распределительное свойство умножения относительно сложения.