67161

Психоаналитическая теория культурогенеза

Лекция

Культурология и искусствоведение

Была разработана в начале 20-го века австрийским психиатром и философом Зигмундом Фрейдом. Наиболее подробно он пишет о причинах генезиса культуры в работе «Тотем и табу», опираясь на идею о тождестве онто и филогенеза, Фрейд стремится увидеть истоки культуры и некоторые особенности ее современного развития во взаимоотношениях первобытного человека с природой и обществом.

Русский

2014-09-04

41 KB

11 чел.

Психоаналитическая теория культурогенеза.

Была разработана в начале 20-го века австрийским психиатром и философом Зигмундом Фрейдом. Наиболее подробно он пишет о причинах генезиса культуры в работе «Тотем и табу», опираясь на идею о тождестве онто и филогенеза, Фрейд стремится увидеть истоки культуры и некоторые особенности ее современного развития во взаимоотношениях первобытного человека с природой и обществом. Он убежден, что культура появляется в результате отделения индивида от рода, поскольку в первобытной культуре человек в одиночку выжить бы не смог. Было необходимо выработать те правила, которые помешают ему отделиться от своего рода, так появляются первые табу или запреты, они призваны обеспечить стабильность социального развития, внести нормативность во взаимоотношения между людьми. Таким образом, по мнению Фрейда, культура это всё то, чем человек возвышается над биологическим в себе, это всё то, что отличает человека от природы, но она носит несколько репрессивный характер, поскольку основана на запретах и нормах, цель которых подавить в человеке животные инстинкты.

Игровая теория культурогенеза.

Развивается в середине 20-го века, наиболее ярко она представлена в работе голландского историка Йохана Хейзинга. «Homa ludenc» - человек играющий. Он доказывает, что главным источником возникновения культуры служит игра, она намного старше культуры, так как существует в мире животных, но в отличие от игры животных, игра человека имеет определенную цель и выстраивается в определенное время и в определенном пространстве и имеет ряд обязательных для всех правил. Первая форма собственной человеческой деятельности, а именно религиозные обряды и ритуалы, некоторые элементы художественной культуры – танец, музыка, вырастают именно из игры. Заслугой Хейзинги является то, что он доказал важность игрового начала практически во всех сферах человеческой деятельности (политика, война, экономика, спорт и т.д.). Практически во всех сферах человеческой деятельности, включая самые современные.

Типология культуры

План:

  1.  Проблемы типологизации культуры.
  2.  Традиционный и инновационный тип культуры.
  3.  Этнический и национальный тип культуры.
  4.  Региональная типологизация культуры.
  5.  Элитарный и массовый тип культуры
  6.  Подходы к исторической типологизации культуры.

Необходимость создания типологии культуры связано с проблемой систематизации всего того множества культур, которые сложились к настоящему моменту, поэтому ее главная цель – обнаружить сходства и различия между культурами и выработать адекватные критерии для их систематизации. Следовательно типологизация культуры – это прежде всего научный метод, в основе которого лежит систематизация в периодов в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам. Этот метод помогает ученым определить нужные направления в отборе и изучении конкретного материала, в результате этой работы формируются различные типологии культуры.

 Тип культуры – это качественно-содержательная характеристика конкретных исторических форм существования культуры. В основе выделения типа культуры может лежать географический, хронологический, конфессиональный, экономический и другие признаки.

Следует помнить, что любая типология всегда носит относительный характер. Культуру далеко не всегда можно отнести к какому-то конкретному типу, к одному типу могут относиться и несколько культур и всего одна, или же одна культура может быть представлена сразу в нескольких типологиях. Поэтому следует помнить, что в типологии культуры речь идет о неких идеальных типах, поскольку реально-существующие культуры редко обладают всеми типологическими чертами.

Традиционный и инновационный тип культуры

Любая культура сочетает в себе и традиции инновации. Традиции отражают консервативное начало и обеспечивают стабильность общественного порядка. А благодаря новациям общество и культура развиваются и улучшаются условия жизни людей. Соотношение традиций и новаций в культуре может  быть представлено в 3х вариантах:

  1.  Симбиоз. Традиции и новации сосуществуют в разных сферах одного общества, но при этом практически не взаимодействуют друг с другом.
  2.  Конфликт. Традиции и новации вступают в противоречия и борются за доминирование в обществе. Реформы Никона. Любое нововведение стремится победить существующий уклад. Реформы Петра I.
  3.  Синтез. Это взаимное приспособление друг другу традиции и новации, их определенное взаимопроникновение.

Традиции

Строгое следование образцам поведения, полученным от предшествующих поколений. Эти образцы усваиваются с детства в процессе воспитания и подражания старшим.

Присущ высокий уровень нормативности, множество запретов и канонов, которые нередко воспринимаются как священные.

Коллективизм, огромную силу имеет общественное мнение

Настороженное отношение к нововведениям, они очень медленно внедряются и ксенофобия.

Итог:

Характеризуется устойчивостью мировоззрения, социального устройства, хозяйственного уклада и быта. Общество веками остаётся практически неизменным

Инновации

Инновационный тип культуры очень динамичен и не озабочен бережным сохранением традиций, вся наиболее важная информации о жизни получается через систему образования.

Ценится свобода мысли, критичность и самостоятельность мышления.

Индивидуализм и уважение мнения отдельного человека

Открытость к диалогу с другими культурами, увлечение всем новым и стремление все новинки как можно быстрее внедрить в жизнь.

Итог:

Перемены в обществе не столько пугают, а больше радует, но иногда это ведет к утрате некоторых традиционных нравственных ценностей и появлению негативных отклонений в поведении

Географический, хронологический принципы.

Несмотря на наличие определенных доминирующих  черт, в любой культуре всегда встречаются и традиции и новации, поскольку без них культура не смогла бы ни зародиться, ни сохраниться.

Этнический и национальный тип культуры


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54570. Нетрадиционные уроки 70 KB
  Как правило у школьников во время такого урока возникает игровое состояние специфическое эмоциональное отношение к действительности. А знания полученные на уроке становятся для них личностно-значимыми эмоционально-окрашенными что помогает более лучше узнать прочувствовать изучаемую тему. Урок-викторина он повышает познавательный интерес творческую и мыслительную деятельность учащихся стимулирует мотивацию.
54571. Нетрадиційні уроки, як особливої форми організації навчально-пізнавальної діяльності 619 KB
  Розглянути можливості нетрадиційних уроків у початковій школі в реалізації цілей навчання. Вказати деякі методичні аспекти їх проведення. З’ясувати актуальність проведення нетрадиційних уроків в початковій школі.
54572. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос 30.7 KB
  Спрос (D – от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар. Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену.
54573. Моя Україна – моя Батьківщина. Незалежність України 52.5 KB
  Незалежність України Виховна година для учнів випускників Мета: формувати громадянську позицію в учнів розуміння особистої причетності до всіх подій які відбуваються в Україні шанобливе ставлення до нетлінних духовних скарбниць народу повагу до національних символів традицій оберегів; виховувати в учнів почуття патріотизму національної свідомості любові до рідного краю. Що таке Україна для кожного з вас учні наводять свої думки асоціації аргументують власне сприйняття України як держави наводять приклади з власного...
54574. Ніхто не має права ображати людину 49 KB
  Наш дзвінок вже дав сигнал Працювати час настав Ось і ти часу не гай Працювати починай Доброго дня діти Сідайте. Діти мене звати Вікторія Ігорівна і урок Я і Україна сьогодні проведу у вас я. Діти згадайте будьласка тему минулого вашого уроку. Молодці діти згадали ми з вами минулу тему.
54576. Німецькомовні країни. Розвиток монологічного мовлення 48 KB
  Über Deutschland, Österreich und die Schweiz haben wir vieles erfahren. Und noch gibt es zwei kleine Staaten, wo man deutsch spricht. Hört kleine Information über diese Staaten zu!
54577. ПРОГРАМА ДИСТАНЦІЙНОГО НАВЧАННЯ З НІМЕЦЬКОЇ МОВИ 96.5 KB
  Звісно відпочинок це також необхідна сторона нашого життя але головне завдання вчителя це компетентний учень і робота в режимі дистанційного навчання є чудовим інструментом для його виховання. Робота з текстом: Виписати та вивчити нові слова; Прочитати текст; Перекласти усно; Дати письмові відповіді на питання до тексту та переслати їх на електронну адресу вчителя. Робота з текстом: Виписати та вивчити нові слова; Прочитати текст; Перекласти усно; Виконати тестове завдання до тексту та переслати отримані відповіді на...
54578. Значення нітрогену та його сполук в природі та господарській діяльності людини 57.5 KB
  Сьогодні ми проведемо узагальнюючий урок з теми Підгрупа нітрогену. Щоб виконати завдання редакції необхідно заповнити таблицю Позитивна та негативна роль нітрогену та його сполук. Роль нітрогену та його сполук Позитивна Негативна ІІІ.