67161

Психоаналитическая теория культурогенеза

Лекция

Культурология и искусствоведение

Была разработана в начале 20-го века австрийским психиатром и философом Зигмундом Фрейдом. Наиболее подробно он пишет о причинах генезиса культуры в работе «Тотем и табу», опираясь на идею о тождестве онто и филогенеза, Фрейд стремится увидеть истоки культуры и некоторые особенности ее современного развития во взаимоотношениях первобытного человека с природой и обществом.

Русский

2014-09-04

41 KB

7 чел.

Психоаналитическая теория культурогенеза.

Была разработана в начале 20-го века австрийским психиатром и философом Зигмундом Фрейдом. Наиболее подробно он пишет о причинах генезиса культуры в работе «Тотем и табу», опираясь на идею о тождестве онто и филогенеза, Фрейд стремится увидеть истоки культуры и некоторые особенности ее современного развития во взаимоотношениях первобытного человека с природой и обществом. Он убежден, что культура появляется в результате отделения индивида от рода, поскольку в первобытной культуре человек в одиночку выжить бы не смог. Было необходимо выработать те правила, которые помешают ему отделиться от своего рода, так появляются первые табу или запреты, они призваны обеспечить стабильность социального развития, внести нормативность во взаимоотношения между людьми. Таким образом, по мнению Фрейда, культура это всё то, чем человек возвышается над биологическим в себе, это всё то, что отличает человека от природы, но она носит несколько репрессивный характер, поскольку основана на запретах и нормах, цель которых подавить в человеке животные инстинкты.

Игровая теория культурогенеза.

Развивается в середине 20-го века, наиболее ярко она представлена в работе голландского историка Йохана Хейзинга. «Homa ludenc» - человек играющий. Он доказывает, что главным источником возникновения культуры служит игра, она намного старше культуры, так как существует в мире животных, но в отличие от игры животных, игра человека имеет определенную цель и выстраивается в определенное время и в определенном пространстве и имеет ряд обязательных для всех правил. Первая форма собственной человеческой деятельности, а именно религиозные обряды и ритуалы, некоторые элементы художественной культуры – танец, музыка, вырастают именно из игры. Заслугой Хейзинги является то, что он доказал важность игрового начала практически во всех сферах человеческой деятельности (политика, война, экономика, спорт и т.д.). Практически во всех сферах человеческой деятельности, включая самые современные.

Типология культуры

План:

  1.  Проблемы типологизации культуры.
  2.  Традиционный и инновационный тип культуры.
  3.  Этнический и национальный тип культуры.
  4.  Региональная типологизация культуры.
  5.  Элитарный и массовый тип культуры
  6.  Подходы к исторической типологизации культуры.

Необходимость создания типологии культуры связано с проблемой систематизации всего того множества культур, которые сложились к настоящему моменту, поэтому ее главная цель – обнаружить сходства и различия между культурами и выработать адекватные критерии для их систематизации. Следовательно типологизация культуры – это прежде всего научный метод, в основе которого лежит систематизация в периодов в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам. Этот метод помогает ученым определить нужные направления в отборе и изучении конкретного материала, в результате этой работы формируются различные типологии культуры.

 Тип культуры – это качественно-содержательная характеристика конкретных исторических форм существования культуры. В основе выделения типа культуры может лежать географический, хронологический, конфессиональный, экономический и другие признаки.

Следует помнить, что любая типология всегда носит относительный характер. Культуру далеко не всегда можно отнести к какому-то конкретному типу, к одному типу могут относиться и несколько культур и всего одна, или же одна культура может быть представлена сразу в нескольких типологиях. Поэтому следует помнить, что в типологии культуры речь идет о неких идеальных типах, поскольку реально-существующие культуры редко обладают всеми типологическими чертами.

Традиционный и инновационный тип культуры

Любая культура сочетает в себе и традиции инновации. Традиции отражают консервативное начало и обеспечивают стабильность общественного порядка. А благодаря новациям общество и культура развиваются и улучшаются условия жизни людей. Соотношение традиций и новаций в культуре может  быть представлено в 3х вариантах:

  1.  Симбиоз. Традиции и новации сосуществуют в разных сферах одного общества, но при этом практически не взаимодействуют друг с другом.
  2.  Конфликт. Традиции и новации вступают в противоречия и борются за доминирование в обществе. Реформы Никона. Любое нововведение стремится победить существующий уклад. Реформы Петра I.
  3.  Синтез. Это взаимное приспособление друг другу традиции и новации, их определенное взаимопроникновение.

Традиции

Строгое следование образцам поведения, полученным от предшествующих поколений. Эти образцы усваиваются с детства в процессе воспитания и подражания старшим.

Присущ высокий уровень нормативности, множество запретов и канонов, которые нередко воспринимаются как священные.

Коллективизм, огромную силу имеет общественное мнение

Настороженное отношение к нововведениям, они очень медленно внедряются и ксенофобия.

Итог:

Характеризуется устойчивостью мировоззрения, социального устройства, хозяйственного уклада и быта. Общество веками остаётся практически неизменным

Инновации

Инновационный тип культуры очень динамичен и не озабочен бережным сохранением традиций, вся наиболее важная информации о жизни получается через систему образования.

Ценится свобода мысли, критичность и самостоятельность мышления.

Индивидуализм и уважение мнения отдельного человека

Открытость к диалогу с другими культурами, увлечение всем новым и стремление все новинки как можно быстрее внедрить в жизнь.

Итог:

Перемены в обществе не столько пугают, а больше радует, но иногда это ведет к утрате некоторых традиционных нравственных ценностей и появлению негативных отклонений в поведении

Географический, хронологический принципы.

Несмотря на наличие определенных доминирующих  черт, в любой культуре всегда встречаются и традиции и новации, поскольку без них культура не смогла бы ни зародиться, ни сохраниться.

Этнический и национальный тип культуры


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56370. Общие основы проектирования в производственной деятельности человека. Виды проектов 77 KB
  Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об основах проектирования в сфере производств; формировать практические умения и навыки обоснования основных признаков проектной деятельности и анализов проектов по различным признакам. Мотивация учебной деятельности...
56371. Технологии проектирования урока изобразительного искусства 208.5 KB
  Зарождение идеи технологизации обучения связано прежде всего с внедрением достижений технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.
56372. Економічне обґрунтування проекту 82.5 KB
  Актуалізація опорних знань та життєвого досвіду учнів Мотивація навчальнотрудової діяльності Перед виготовленням запланованого виробу необхідно зясувати чи є даний проект економічно вигідним...
56373. Створення умов для розвитку ключових компетентностей учнів через впровадження інноваційних освітніх та інформаційно- комп'ютерних технологій в навчально-виховний процес 384 KB
  Використання презентацій на уроці при викладанні нового матеріалу: Наперед створена презентація заміняє класну дошку при пояснюванні нового матеріалу а також зосереджують увагу учнів на будь яких ілюстраціях даних висновках тощо.
56374. Does television play a positive or negative role in modern society? 71 KB
  During the lesson you’ll be able to deepen and widen your knowledge about the most famous invention of the 20th century. You will work in small groups and than share your researched information with each other. The second part of the lesson will be dedicated to a Talk Show...
56375. Є. Гуцало «Перебите крило» 64 KB
  Однією із головних задач сучасної школи є виховання відповідальної особистості, яка здатна до самоосвіти й саморозвитку, вміє творчо застосовувати набуті знання
56376. Чи може бути свобода основою моральності? 66.5 KB
  Мета. Навчити учнів обґрунтовувати поняття свободи як основи моральності висловлювати своє розуміння свободи пояснювати що означає свобода вибору дії волі; формувати вміння наводити приклади узгодження власних інтересів із суспільними...
56378. Теоретические основы трудового воспитания дошкольников 62 KB
  Отличие труда взрослых и детей. Виды труда дошкольников. Формы организации труда. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения в своих работах часто затрагивали эту тему.