67161

Психоаналитическая теория культурогенеза

Лекция

Культурология и искусствоведение

Была разработана в начале 20-го века австрийским психиатром и философом Зигмундом Фрейдом. Наиболее подробно он пишет о причинах генезиса культуры в работе «Тотем и табу», опираясь на идею о тождестве онто и филогенеза, Фрейд стремится увидеть истоки культуры и некоторые особенности ее современного развития во взаимоотношениях первобытного человека с природой и обществом.

Русский

2014-09-04

41 KB

7 чел.

Психоаналитическая теория культурогенеза.

Была разработана в начале 20-го века австрийским психиатром и философом Зигмундом Фрейдом. Наиболее подробно он пишет о причинах генезиса культуры в работе «Тотем и табу», опираясь на идею о тождестве онто и филогенеза, Фрейд стремится увидеть истоки культуры и некоторые особенности ее современного развития во взаимоотношениях первобытного человека с природой и обществом. Он убежден, что культура появляется в результате отделения индивида от рода, поскольку в первобытной культуре человек в одиночку выжить бы не смог. Было необходимо выработать те правила, которые помешают ему отделиться от своего рода, так появляются первые табу или запреты, они призваны обеспечить стабильность социального развития, внести нормативность во взаимоотношения между людьми. Таким образом, по мнению Фрейда, культура это всё то, чем человек возвышается над биологическим в себе, это всё то, что отличает человека от природы, но она носит несколько репрессивный характер, поскольку основана на запретах и нормах, цель которых подавить в человеке животные инстинкты.

Игровая теория культурогенеза.

Развивается в середине 20-го века, наиболее ярко она представлена в работе голландского историка Йохана Хейзинга. «Homa ludenc» - человек играющий. Он доказывает, что главным источником возникновения культуры служит игра, она намного старше культуры, так как существует в мире животных, но в отличие от игры животных, игра человека имеет определенную цель и выстраивается в определенное время и в определенном пространстве и имеет ряд обязательных для всех правил. Первая форма собственной человеческой деятельности, а именно религиозные обряды и ритуалы, некоторые элементы художественной культуры – танец, музыка, вырастают именно из игры. Заслугой Хейзинги является то, что он доказал важность игрового начала практически во всех сферах человеческой деятельности (политика, война, экономика, спорт и т.д.). Практически во всех сферах человеческой деятельности, включая самые современные.

Типология культуры

План:

  1.  Проблемы типологизации культуры.
  2.  Традиционный и инновационный тип культуры.
  3.  Этнический и национальный тип культуры.
  4.  Региональная типологизация культуры.
  5.  Элитарный и массовый тип культуры
  6.  Подходы к исторической типологизации культуры.

Необходимость создания типологии культуры связано с проблемой систематизации всего того множества культур, которые сложились к настоящему моменту, поэтому ее главная цель – обнаружить сходства и различия между культурами и выработать адекватные критерии для их систематизации. Следовательно типологизация культуры – это прежде всего научный метод, в основе которого лежит систематизация в периодов в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам. Этот метод помогает ученым определить нужные направления в отборе и изучении конкретного материала, в результате этой работы формируются различные типологии культуры.

 Тип культуры – это качественно-содержательная характеристика конкретных исторических форм существования культуры. В основе выделения типа культуры может лежать географический, хронологический, конфессиональный, экономический и другие признаки.

Следует помнить, что любая типология всегда носит относительный характер. Культуру далеко не всегда можно отнести к какому-то конкретному типу, к одному типу могут относиться и несколько культур и всего одна, или же одна культура может быть представлена сразу в нескольких типологиях. Поэтому следует помнить, что в типологии культуры речь идет о неких идеальных типах, поскольку реально-существующие культуры редко обладают всеми типологическими чертами.

Традиционный и инновационный тип культуры

Любая культура сочетает в себе и традиции инновации. Традиции отражают консервативное начало и обеспечивают стабильность общественного порядка. А благодаря новациям общество и культура развиваются и улучшаются условия жизни людей. Соотношение традиций и новаций в культуре может  быть представлено в 3х вариантах:

  1.  Симбиоз. Традиции и новации сосуществуют в разных сферах одного общества, но при этом практически не взаимодействуют друг с другом.
  2.  Конфликт. Традиции и новации вступают в противоречия и борются за доминирование в обществе. Реформы Никона. Любое нововведение стремится победить существующий уклад. Реформы Петра I.
  3.  Синтез. Это взаимное приспособление друг другу традиции и новации, их определенное взаимопроникновение.

Традиции

Строгое следование образцам поведения, полученным от предшествующих поколений. Эти образцы усваиваются с детства в процессе воспитания и подражания старшим.

Присущ высокий уровень нормативности, множество запретов и канонов, которые нередко воспринимаются как священные.

Коллективизм, огромную силу имеет общественное мнение

Настороженное отношение к нововведениям, они очень медленно внедряются и ксенофобия.

Итог:

Характеризуется устойчивостью мировоззрения, социального устройства, хозяйственного уклада и быта. Общество веками остаётся практически неизменным

Инновации

Инновационный тип культуры очень динамичен и не озабочен бережным сохранением традиций, вся наиболее важная информации о жизни получается через систему образования.

Ценится свобода мысли, критичность и самостоятельность мышления.

Индивидуализм и уважение мнения отдельного человека

Открытость к диалогу с другими культурами, увлечение всем новым и стремление все новинки как можно быстрее внедрить в жизнь.

Итог:

Перемены в обществе не столько пугают, а больше радует, но иногда это ведет к утрате некоторых традиционных нравственных ценностей и появлению негативных отклонений в поведении

Географический, хронологический принципы.

Несмотря на наличие определенных доминирующих  черт, в любой культуре всегда встречаются и традиции и новации, поскольку без них культура не смогла бы ни зародиться, ни сохраниться.

Этнический и национальный тип культуры


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1939. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СИНТЕЗУ ФОТОХРОМНЫХ ДИГЕТАРИЛЭТЕНОВ 1.19 MB
  Получение диарил(гетарил)ацетиленов из терминальных ацетиленов. Присоединение комплексов переходных металлов к диарилацетиленам. Попытки проведения внутримолекулярной конденсации 2,2,4,4-тетраметил-2,4-бис(2,5-диметил-3-тиенил)-3-тиапентан-1,5-диона. Синтез дитиенилэтенов с помощью внутри- и межмолекулярных конденсаций карбонильных соединений ряда тиофена по мак-мурри.
1940. Анекдот как средство переживания национальной идентичности (на материале анализа еврейских анекдотов) 1.17 MB
  Анализ теоретических и эмпирических подходов к исследованию идентичности. Изучение особенностей еврейской этнической идентичности. Социально-психологические аспекты проблемы комического. Еврейский анекдот как материал изучения еврейской национальной идентичности. Различные подходы к анализу текстов. Классификация и количественный анализ еврейских анекдотов
1941. Концепт Труд как объект идеологизации 1.17 MB
  Семантическое ядро концепта труд в русском языке, лексическое значение и концепт в научно-лингвистической интерпретации. Семантическая структура слов труд, работа. Витки идеологизации концепта труд в газете Магнитогорский рабочий.
1942. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма детей с учетом их конституциональных особенностей 1.17 MB
  Морфофункциональные особенности здоровых детей в норме и при врожденной патологии сердечно-сосудистой системы. Конституциональный подход в фундаментальной биологической характеристике целостного организма. Клиническая характеристика врожденной сердечно-сосудистой патологии. Возрастные и конституциональные особенности функционирования сердечно-сосудистой системы организма детей.
1943. Только трудом велик человек 25.02 KB
  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
1944. Воспитательный процесс в школе 24.85 KB
  Организационно-педагогические мероприятия. Воспитание положительного отношения школьников к учению. Воспитание нравственных ценностей у школьников. Физическая культура и здоровье учащихся. Работа с родителями и общественностью.
1945. Добро починається з тебе 24.1 KB
  Мета: допомогти учням з’ясувати сутність понять добро, доброта, милосердя як принципів людського буття, навчити учнів критично ставитися до своїх вчинків та вчинків інших людей, аналізувати матеріал з різних джерел і самостійно робити правильні висновки.
1946. Воспитательные функции классного руководителя как организатора воспитательного процесса в школе 25.53 KB
  Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса.
1947. Мисс 8 Марта. Воспитательное мероприятие 40.5 KB
  Формировать у учащихся коммуникативные навыки общения в классе, со сверстниками, обогатить культуру общения в семье, развивать эмоциональную сферу учащихся.