67164

Методологическая ситуация антропологии на рубеже 20 и 21 веков

Доклад

История и СИД

Сегодня в современной антропологии познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью она проявляется в том что в научных исследованиях не ставятся задача создания целостной теории общества и его культуры. Данное понятие включает в себя процесс адаптации и взаимоотношения культуры...

Русский

2014-09-04

30 KB

1 чел.

17.04.2012

Методологическая ситуация антропологии на рубеже 20 и 21 веков.

Сегодня в современной антропологии познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью, она проявляется в том, что в научных исследованиях не ставятся задача создания целостной теории общества и его культуры. Усилия исследователей сосредоточены вокруг социально значимых проблем.  

Определенные тенденции в методологии.

Неоэволюционизм. Распространение происходит в США. Одним из первых является Лесли Уайт.

Джулиан Стюард. Его основная работа: «Теория культурных изменений: методология многолинейной эволюции». В своих работах он рассматривал культуру как особую систему. Культура – это особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к природным условиям. Эти условия будут специфическими для различных культур. Стюард вводит понятие культурной экологии. Данное понятие включает в себя процесс адаптации и взаимоотношения культуры с окружающей средой, главная задача его концепции – следует ли за адаптацией эволюционные процессы.  

Культурный тип – это совокупность черт, образующих ядро культуры, и культурный тип является результатом адаптации культуры к среде.  Он формирует концепцию уровней социокультурной интеграции. Основная идея – различия между простыми и сложными обществами имеют не только количественный характер. Системы более высокого уровня качественно отличаются от простых, потому что различные степени сложности влекут за собой разные формы интеграции и адаптации. Стюард также выявляет двойственный характер роли окружающей среды в эволюции культуры.

  1.  Культура может выступать как творческая сила, она преобразовывается.
  2.  Культура играет роль ограничивающего фактора и в этом качестве она определяет пределы общественного развития, формирует своего рода рамки человеческой деятельности. И любые изменения происходят в определенных рамках и пределах.

Герменевтическая или интерпретативная антропология. Современные исследователи считают, что развитие герменевтической антропологии станет приоритетной. Представители этой школы пришли к полному отказу от принципа европоцентризма, когда роль субъекта в изучении культур отводилась западному ученому, а не Европейские общества выполняли лишь роль объекта. Истоками этой школы являются Агюст Конт, Вильгельм Дильтей. Он является основоположником герменевтики. Сущность этого метода состоит в истолковании отдельных явлений, как моментов целостной душевно-духовной жизни реконструированной эпохи. Интерпретация всегда являлась необходимым элементом. Раньше она выступала как своего рода мастерство или искусство осмысления и изложения эмпирического материала. Это то, что называлось методом включенного наблюдения. В интерпретативной антропологии на смену этого метода пришел метод наблюдающего участия.

Метод включенного наблюдения – это когда исследователь стремится бесстрастно наблюдать за жизнью членов исследуемой культуры, эмоциональное контактирование уходит на второй план.

Наблюдающее участие – это когда исследователь переживает и наблюдает соучастие себя и других в определенном культурном процессе.

Клиффорд Гирдс. Цель своих исследований – познать роль символов в социальной коммуникации. Он считает, что существование культуры – это процесс ее интерпретации, быть носителем культуры – это означает ее интерпретировать. Анализ культуры с точки зрения Гирдса – это интерпретация интерпретации.

Метод Гирдса в изучении культуры. Гирдс рекомендует изучать культурные феномены по средством эмпирических полевых исследований. Он отстаивает позицию, что ученый должен выходить в люди. Цель исследователя не в простой фиксации наблюдаемых фактов или в попытках проникнуть в познавательный процессы носителей данной культуры, а в том, чтобы войти в систему ее смыслов и интерпретировать их.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21563. Международная миграция капитала 271 KB
  Международная миграция капитала: сущность и формы вывоза капитала. На современном этапе развития мирового хозяйства одним из основных факторов развития МЭО считается вывоз капитала. Для возникновения только возможности экспорта капитала требовались достаточно значительные накопления его в стране.
21564. Понятие мирового хозяйства. Международное разделение труда 139 KB
  Обычно эти страны имеют много общих черт как в плане экономического развития так и в институциональном и структурном плане. Западные экономисты традиционно классифицировали страны по принадлежности к первому второму или третьему миру. Страны первого мира располагали высокоэффективной экономикой и высоким уровнем дохода. К этой группе принадлежат промышленно развитые и некоторые нефтедобывающие страны получающие высокие доходы от торговли топливными ресурсами.
21565. Структура мирового хозяйства. Мировая экономика 303 KB
  Одной их центральных проблем изучаемых современной наукой является проблема обеспечения населения земного шара и отдельных стран необходимыми природными ресурсами в настоящее время в ближайшей и отдаленной перспективе. Изучением трудовых ресурсов и движением народонаселения занимается наука демография. Целью демографических исследований мировой экономики является прогноз изменений народонаселения стран регионов в мировом хозяйстве в целом. Две тысячи лет назад на Земле проживало более 200 миллионов человек но и тогда большая часть...
21566. Международная экономическая интеграция. Отношения ЕС и России 46 KB
  Трех организаций: Европейского объединения угля и сталиЕОУС;Парижский договор о создании ЕОУС вступил в силу 1951г.; Европейского экономического сообществаЕЭС; Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957г.; Европейского сообщества по атомной энергииЕвратом; договор вступил в силу с1958 г. Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов: Европейская Комиссия Совет министров Европейский Парламент Суд Счетная палата Кроме этого главы государств и правительств и...
21567. Международная миграция рабочей силы 124.5 KB
  Международная миграция рабочей силы. Лекция: Международная миграция рабочей силы. План: Сущность формы и причины международной миграции рабочей силы. Мировой рынок рабочей силы.
21568. Жизненный цикл: эпигенез идентичности 34.25 KB
  [10;100] Каждый человек идет своим путем развития переживает свои кризисы и находит их разрешение теми способами которые должны быть здесь описаны последовательно проходя от начала до конца выделенные стадии.[10;107] В этом смысле можно говорить об инкорпоративной вбирающей стадии на которой ребенок если можно так выразиться берет то что ему предлагают. [10;107] На второй оральной стадии окончательно формируются способности добиваться и получать удовольствие в более активной и определенно направленной инкорпоративной...
21569. Проблема психического развития ребенка 19.9 KB
  Ключевые слова: Психические процессы Ведущий тип деятельности Стадия Психофизиологических функциях .в изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Только при таком подходе исходящем из анализа содержания самой развивающейся деятельности ребенка может быть правильно понята и ведущая роль воспитания воздействующего именно на деятельность ребенка на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику его...
21570. Средства общения 17.46 KB
  Средства общения Лисина М. В данной статье рассматривается проблемы общения взаимосвязь и психологического развития личностного становления ребенка Ключевые слова: Мимические средства общения Речь Позы Предметные движения Внимание Вокализация Три категории средств общения перечислены в том порядке в котором они появляются в онтогенезе; они составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве Экспрессивномимические средства общения. Своеобразие выразительных средств общения в том что они служат проявлением эмоциональных...
21571. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе 25.07 KB
  [6;110] Выделяют две социальные позиций ребенка по отношению к обществу условно названные я в обществе и я и общество . Целенаправленное рассмотрение в качестве объекта исследования особенностей социального развития детей условий становления их социальной зрелости и анализ ее формирования на разных этапах современного детства позволили вычленить два основных типа реально существующих позиций ребенка по отношению к обществу условно названных нами я в обществе и я и общество [6;111] Первая позиция где акцент делается на себя отражает...