67164

Методологическая ситуация антропологии на рубеже 20 и 21 веков

Доклад

История и СИД

Сегодня в современной антропологии познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью она проявляется в том что в научных исследованиях не ставятся задача создания целостной теории общества и его культуры. Данное понятие включает в себя процесс адаптации и взаимоотношения культуры...

Русский

2014-09-04

30 KB

1 чел.

17.04.2012

Методологическая ситуация антропологии на рубеже 20 и 21 веков.

Сегодня в современной антропологии познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью, она проявляется в том, что в научных исследованиях не ставятся задача создания целостной теории общества и его культуры. Усилия исследователей сосредоточены вокруг социально значимых проблем.  

Определенные тенденции в методологии.

Неоэволюционизм. Распространение происходит в США. Одним из первых является Лесли Уайт.

Джулиан Стюард. Его основная работа: «Теория культурных изменений: методология многолинейной эволюции». В своих работах он рассматривал культуру как особую систему. Культура – это особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к природным условиям. Эти условия будут специфическими для различных культур. Стюард вводит понятие культурной экологии. Данное понятие включает в себя процесс адаптации и взаимоотношения культуры с окружающей средой, главная задача его концепции – следует ли за адаптацией эволюционные процессы.  

Культурный тип – это совокупность черт, образующих ядро культуры, и культурный тип является результатом адаптации культуры к среде.  Он формирует концепцию уровней социокультурной интеграции. Основная идея – различия между простыми и сложными обществами имеют не только количественный характер. Системы более высокого уровня качественно отличаются от простых, потому что различные степени сложности влекут за собой разные формы интеграции и адаптации. Стюард также выявляет двойственный характер роли окружающей среды в эволюции культуры.

  1.  Культура может выступать как творческая сила, она преобразовывается.
  2.  Культура играет роль ограничивающего фактора и в этом качестве она определяет пределы общественного развития, формирует своего рода рамки человеческой деятельности. И любые изменения происходят в определенных рамках и пределах.

Герменевтическая или интерпретативная антропология. Современные исследователи считают, что развитие герменевтической антропологии станет приоритетной. Представители этой школы пришли к полному отказу от принципа европоцентризма, когда роль субъекта в изучении культур отводилась западному ученому, а не Европейские общества выполняли лишь роль объекта. Истоками этой школы являются Агюст Конт, Вильгельм Дильтей. Он является основоположником герменевтики. Сущность этого метода состоит в истолковании отдельных явлений, как моментов целостной душевно-духовной жизни реконструированной эпохи. Интерпретация всегда являлась необходимым элементом. Раньше она выступала как своего рода мастерство или искусство осмысления и изложения эмпирического материала. Это то, что называлось методом включенного наблюдения. В интерпретативной антропологии на смену этого метода пришел метод наблюдающего участия.

Метод включенного наблюдения – это когда исследователь стремится бесстрастно наблюдать за жизнью членов исследуемой культуры, эмоциональное контактирование уходит на второй план.

Наблюдающее участие – это когда исследователь переживает и наблюдает соучастие себя и других в определенном культурном процессе.

Клиффорд Гирдс. Цель своих исследований – познать роль символов в социальной коммуникации. Он считает, что существование культуры – это процесс ее интерпретации, быть носителем культуры – это означает ее интерпретировать. Анализ культуры с точки зрения Гирдса – это интерпретация интерпретации.

Метод Гирдса в изучении культуры. Гирдс рекомендует изучать культурные феномены по средством эмпирических полевых исследований. Он отстаивает позицию, что ученый должен выходить в люди. Цель исследователя не в простой фиксации наблюдаемых фактов или в попытках проникнуть в познавательный процессы носителей данной культуры, а в том, чтобы войти в систему ее смыслов и интерпретировать их.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52434. Четырёхугольник и его элементы. Параллелограмм и его свойства 270.5 KB
  Найти градусную меру неизвестного угла. Найти градусную меру неизвестного угла. Найти неизвестный угол четырёхугольника если три его угла равны 60 100 50. Найти: АД и СД.
52436. We wish you a Merry Christmas and a Happy New Year! 374 KB
  Wht pretty little mitten Does nybody live here Ніхто не відповідає. Wht pretty little mitten Does nybody live here Mouse. Come nd live here with me. Wht pretty little mitten Does nybody live here Mouse.
52437. Marry Christmas 61.5 KB
  МАКІЇВКА 2011 Mrry Christms The wrmest Christms greetings Especilly for you To hope you hve hppy time Tht lsts ll New Yer through Christms is on the 25 th of December. Trditionlly Christms festivities lsted 12 dys. Ply snowblls nd dnce He hs crrot for his nose Round the Christms tree He hs funny ht.
52438. CHRISTMAS COMES BUT ONCE A YEAR 44 KB
  Celebrte holidys hve prties enjoy fun on the snow Decorte fire tree get presents Mke fireworks visit reltives go to church So tody our lesson will be dedicted to the coming holidy Christms. Id like to introduce the epigrph of the lesson: Its Christms time Songs tht rhyme...
52439. Christmas In English-Speaking Countries 57 KB
  Equipment: tperecorder music of the songs posters Christms decortions sheets of pper crds with the poem Techer: Good morning. Tody well spek bout Christms in Englishspeking countries. First prt is the presenttion of Christms youve prepred.
52440. Сім чудес України 682.5 KB
  2010 рік Мета: розширити знання учнів про Україну як державу в якій ми живемо; ознайомити дітей з історично відомими місцями України; формувати і розвивати патріотичні почуття учнів любов та повагу до рідної землі; виховувати почуття громадянськості й гордості за свою Батьківщину за історичне минуле українського народу; розвивати пізнавальний інтерес до минулого і сьогодення.Симоненко ; на мультимедійному екрані фотозображення семи чудес України і напис Сім чудес України . Раді вітати вас на виховному заході Сім чудес України .Усок виконує...
52441. Мій Чугуїв – мій рідний край. Віртуальна подорож 62 KB
  Ми вирушаємо Звучить мелодія пісні На нашій Україні Учень: На Слобожанском вольном крае Где встарь шумели ковыли Тяжёлый колос наливая Пшеница гнётся до земли. Ось що розповідають про ті часи 1 й учень...
52442. Cities. Towns. Villages. Sightseeings 32 KB
  Завдання: 1 контроль навичок аудіювання читання письма та усного мовлення; 2 навчити учнів використовувати набуті знання вміння та навички в писемній та усній мові; 3 виховувати в учнів інтерес до цікавих визначних місць світу. Основна частина уроку: Контроль навичок письма і засвоєння тематичної лексики: Now children well check up your knowledge of themticl vocbulry. Dicttion trnsltion: напрямок територія мальовничий архітектура визначний краєвид маршрут навколишній довідкове бюро річкова гавань nd now 2 numbers turn...