67164

Методологическая ситуация антропологии на рубеже 20 и 21 веков

Доклад

История и СИД

Сегодня в современной антропологии познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью она проявляется в том что в научных исследованиях не ставятся задача создания целостной теории общества и его культуры. Данное понятие включает в себя процесс адаптации и взаимоотношения культуры...

Русский

2014-09-04

30 KB

1 чел.

17.04.2012

Методологическая ситуация антропологии на рубеже 20 и 21 веков.

Сегодня в современной антропологии познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью, она проявляется в том, что в научных исследованиях не ставятся задача создания целостной теории общества и его культуры. Усилия исследователей сосредоточены вокруг социально значимых проблем.  

Определенные тенденции в методологии.

Неоэволюционизм. Распространение происходит в США. Одним из первых является Лесли Уайт.

Джулиан Стюард. Его основная работа: «Теория культурных изменений: методология многолинейной эволюции». В своих работах он рассматривал культуру как особую систему. Культура – это особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к природным условиям. Эти условия будут специфическими для различных культур. Стюард вводит понятие культурной экологии. Данное понятие включает в себя процесс адаптации и взаимоотношения культуры с окружающей средой, главная задача его концепции – следует ли за адаптацией эволюционные процессы.  

Культурный тип – это совокупность черт, образующих ядро культуры, и культурный тип является результатом адаптации культуры к среде.  Он формирует концепцию уровней социокультурной интеграции. Основная идея – различия между простыми и сложными обществами имеют не только количественный характер. Системы более высокого уровня качественно отличаются от простых, потому что различные степени сложности влекут за собой разные формы интеграции и адаптации. Стюард также выявляет двойственный характер роли окружающей среды в эволюции культуры.

  1.  Культура может выступать как творческая сила, она преобразовывается.
  2.  Культура играет роль ограничивающего фактора и в этом качестве она определяет пределы общественного развития, формирует своего рода рамки человеческой деятельности. И любые изменения происходят в определенных рамках и пределах.

Герменевтическая или интерпретативная антропология. Современные исследователи считают, что развитие герменевтической антропологии станет приоритетной. Представители этой школы пришли к полному отказу от принципа европоцентризма, когда роль субъекта в изучении культур отводилась западному ученому, а не Европейские общества выполняли лишь роль объекта. Истоками этой школы являются Агюст Конт, Вильгельм Дильтей. Он является основоположником герменевтики. Сущность этого метода состоит в истолковании отдельных явлений, как моментов целостной душевно-духовной жизни реконструированной эпохи. Интерпретация всегда являлась необходимым элементом. Раньше она выступала как своего рода мастерство или искусство осмысления и изложения эмпирического материала. Это то, что называлось методом включенного наблюдения. В интерпретативной антропологии на смену этого метода пришел метод наблюдающего участия.

Метод включенного наблюдения – это когда исследователь стремится бесстрастно наблюдать за жизнью членов исследуемой культуры, эмоциональное контактирование уходит на второй план.

Наблюдающее участие – это когда исследователь переживает и наблюдает соучастие себя и других в определенном культурном процессе.

Клиффорд Гирдс. Цель своих исследований – познать роль символов в социальной коммуникации. Он считает, что существование культуры – это процесс ее интерпретации, быть носителем культуры – это означает ее интерпретировать. Анализ культуры с точки зрения Гирдса – это интерпретация интерпретации.

Метод Гирдса в изучении культуры. Гирдс рекомендует изучать культурные феномены по средством эмпирических полевых исследований. Он отстаивает позицию, что ученый должен выходить в люди. Цель исследователя не в простой фиксации наблюдаемых фактов или в попытках проникнуть в познавательный процессы носителей данной культуры, а в том, чтобы войти в систему ее смыслов и интерпретировать их.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60160. День книги 208 KB
  Посещение библиотеки в день книги Учащиеся заранее готовились к этому дню: учили стихотворения готовили рассказы о своей любимой книге и произведении помогали в подготовке книжной выставки а также выставки книжек-самоделок подготовили загадки о природе природных явлениях.
60161. Прощавай, початкова школо 1012.33 KB
  На вулиці зеленіє розкішним, буйним цвітом весна. Сонце голубить нас своїм золотим промінням. Новий день обіцяє незнайоме життя. Час змінює все, що оточує нас, це довгий шлях нелегкий та мінливий.
60162. Твоє життя – твій вибір 108.5 KB
  МЕТА: поглиблення знань учнів про шкідливість тютюнопаління, алкоголю, наркотиків; формування у них об’єктивних поглядів на це соціальне зло; виховання здорового способу життя.
60163. Література бароко, класицизму, просвітництва 39.5 KB
  Мета: узагальнити вивчений матеріал, повторити найважливіші літературні твори зазначених напрямів, розвивати логічне мислення, навички роботи у групі, вміння чітко аргументувати свій вибір, сприяти підвищенню інтересу до вивчення літератури.
60164. Сценарий к 8 марта «Самой любимой и родной мамочке» 3.82 MB
  Милых мам и бабушек в этот светлый день Поздравлять и радовать никому не лень. Все вокруг стараются им цветы дарить, Поздравленья разные чаще говорить. (2 раза) Все преображается в этот день кругом, Женскими улыбками полон каждый дом.
60166. Дніпропетровщина – мій рідний край 142.5 KB
  Центр області місто Дніпропетровськ. Географія Протяжність області з півночі на південь 130 кілометрів із заходу на схід 300 кілометрів. Водойми В області протікає 217 річок з них 55 довжиною понад 25 км.
60167. Моя творчість тобі, рідний краю! Позакласний захід 170.5 KB
  Хто вони творчі люди Які вони талановиті діти Чи маємо ми змогу всі бути талановитими Як можемо розвивати свої здібності щоб розкрити природні таланти Саме на ці питання і спробуємо знайти відповідь на цьому уроці.
60168. Година спілкування, Україна – моя Батьківщина 142.84 KB
  Мета: розширювати та поглиблювати знання учнів про рідну Батьківщину, учити їх висловлювати своє ставлення до держави; формувати громадянські уявлення та патріотичні почуття приналежності до української нації...