67164

Методологическая ситуация антропологии на рубеже 20 и 21 веков

Доклад

История и СИД

Сегодня в современной антропологии познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью она проявляется в том что в научных исследованиях не ставятся задача создания целостной теории общества и его культуры. Данное понятие включает в себя процесс адаптации и взаимоотношения культуры...

Русский

2014-09-04

30 KB

1 чел.

17.04.2012

Методологическая ситуация антропологии на рубеже 20 и 21 веков.

Сегодня в современной антропологии познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью, она проявляется в том, что в научных исследованиях не ставятся задача создания целостной теории общества и его культуры. Усилия исследователей сосредоточены вокруг социально значимых проблем.  

Определенные тенденции в методологии.

Неоэволюционизм. Распространение происходит в США. Одним из первых является Лесли Уайт.

Джулиан Стюард. Его основная работа: «Теория культурных изменений: методология многолинейной эволюции». В своих работах он рассматривал культуру как особую систему. Культура – это особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к природным условиям. Эти условия будут специфическими для различных культур. Стюард вводит понятие культурной экологии. Данное понятие включает в себя процесс адаптации и взаимоотношения культуры с окружающей средой, главная задача его концепции – следует ли за адаптацией эволюционные процессы.  

Культурный тип – это совокупность черт, образующих ядро культуры, и культурный тип является результатом адаптации культуры к среде.  Он формирует концепцию уровней социокультурной интеграции. Основная идея – различия между простыми и сложными обществами имеют не только количественный характер. Системы более высокого уровня качественно отличаются от простых, потому что различные степени сложности влекут за собой разные формы интеграции и адаптации. Стюард также выявляет двойственный характер роли окружающей среды в эволюции культуры.

  1.  Культура может выступать как творческая сила, она преобразовывается.
  2.  Культура играет роль ограничивающего фактора и в этом качестве она определяет пределы общественного развития, формирует своего рода рамки человеческой деятельности. И любые изменения происходят в определенных рамках и пределах.

Герменевтическая или интерпретативная антропология. Современные исследователи считают, что развитие герменевтической антропологии станет приоритетной. Представители этой школы пришли к полному отказу от принципа европоцентризма, когда роль субъекта в изучении культур отводилась западному ученому, а не Европейские общества выполняли лишь роль объекта. Истоками этой школы являются Агюст Конт, Вильгельм Дильтей. Он является основоположником герменевтики. Сущность этого метода состоит в истолковании отдельных явлений, как моментов целостной душевно-духовной жизни реконструированной эпохи. Интерпретация всегда являлась необходимым элементом. Раньше она выступала как своего рода мастерство или искусство осмысления и изложения эмпирического материала. Это то, что называлось методом включенного наблюдения. В интерпретативной антропологии на смену этого метода пришел метод наблюдающего участия.

Метод включенного наблюдения – это когда исследователь стремится бесстрастно наблюдать за жизнью членов исследуемой культуры, эмоциональное контактирование уходит на второй план.

Наблюдающее участие – это когда исследователь переживает и наблюдает соучастие себя и других в определенном культурном процессе.

Клиффорд Гирдс. Цель своих исследований – познать роль символов в социальной коммуникации. Он считает, что существование культуры – это процесс ее интерпретации, быть носителем культуры – это означает ее интерпретировать. Анализ культуры с точки зрения Гирдса – это интерпретация интерпретации.

Метод Гирдса в изучении культуры. Гирдс рекомендует изучать культурные феномены по средством эмпирических полевых исследований. Он отстаивает позицию, что ученый должен выходить в люди. Цель исследователя не в простой фиксации наблюдаемых фактов или в попытках проникнуть в познавательный процессы носителей данной культуры, а в том, чтобы войти в систему ее смыслов и интерпретировать их.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25137. Некоторые стандартные функции над числовыми данными 63.5 KB
  А и Р целые и вещественные числа. А целое и веществ. А целое и веществ. Р веществ.
25140. Головні риси філософії доби Відродження 23.5 KB
  Головні риси філософії доби Відродження. Епоха відродження характеризується розвитком промисловості торгівлі військової справи. Саме тому антропоцентризм головна ідея світогляду епохи Відродження. Відродження це цілісна культура що увібрала в себе все життя людини а не окремі його характеристики.
25141. Фіхте: філософія як науковчення 23.5 KB
  Фіхте: філософія як науковчення Фіхте послідовник Канта. Фіхте: Моя система є ніщо інше як система Канта тобто вона містить той же погляд на предмет але у своєму способі викладення вона жодним чином не залежить від викладення Канта. Фіхте намагався покращити зміни світ. Фіхте ідеаліст.
25142. Поняття практичного розуму у І.Канта 30 KB
  Свобода альфа і омега всієї практичної філософії Канта саме в свободі Кант вбачав високе призначння людини. Найглибший вимір людини який відрізняє її від усього створного світу моральність. Основний закон моральности категоричний імператив дотримання якого моральний обовязок людини.Формула персоналізації вчиняй так щоб ти завжди ставився до людства і в своїй особі і в особі будьякої іншої людини також як до засобу і ніколи тільки як до мети.