67168

Омонимия. Понятие омонимии

Лекция

Иностранные языки, филология и лингвистика

Лексические омонимы собственно омонимы это разные по значению слова которые совпадают по звучанию и написанию во всех почти во всех формах и относятся к одной и той же части речи. По степени полноты лексические омонимы делят на полные абсолютные неполные частичные.

Русский

2014-09-04

87.5 KB

17 чел.

монимия (студ.)

  1.  Омонимия
  2.  Понятие омонимии
  3.  Типы омонимов
  4.  Пути возникновения омонимии (источники омонимии)
  5.  Паронимия и парономазия

Литература

___________________________________________________

  1.  Понятие  омонимии

Омонимия (греч. homos ‘одинаковый’ и  ōnyma ‘имя’) – звуковое и / или графическое совпадение языковых единиц, значения которых не связаны друг с другом.

Омонимия сходна с полисемией в том, что одна и та же звуковая (графическая) оболочка соотносится с несколькими  предметами или явлениями действительности. НО 

  •  при полисемии смысловые связи между этими реалиями отчетливо осознаются говорящими,
  •  при омонимии связей между названными реалиями для носителей современного языка не существует.

Т.е. при многозначности мы имеем дело с одним словом,  при омонимии – с двумя (и более) словами [Рахманова, Суздальцева, с. 75].

совпадение формы

связь между значениями

полисемия

+

+

омонимия

+

[Гируцкий, с. 131]

  1.  Типы  омонимов

При широком понимании омонимии выделяют несколько типов омонимов.

1.  Лексические омонимы (собственно омонимы) – это разные по значению слова, которые совпадают по звучанию и написанию во всех (почти во всех) формах и относятся к одной и той же части речи.

  •  балка ‘строительный материал’ ↔ балка  ‘овраг’;
  •  кормовой от кормкормовой от корма;
  •  пороть  ‘разрезать по швам’  ↔  пороть ‘сечь’.

По степени полноты лексические омонимы делят на

  •  полные (абсолютные),
  •  неполные (частичные).

Полными (абсолютными) называются омонимы, совпадающие во всех формах:

  •  ключ ‘родник’  ↔  ключ ‘отмычка’,
  •  коса ‘сплетенные в одну прядь волосы’ ↔
    коса ‘сельскохозяйственное орудие для косьбы’ ↔
    коса ‘полуостров в виде узкой отмели’,
  •  англ. light ‘легкий’ ↔ light ‘светлый’,
  •  нем.  Mal ‘раз’  ↔ Mal ‘родимое пятно’.

Омонимы, относящиеся к одной части речи, но совпадающие не во всех формах, называются неполными:

  •  лук ‘растение’, рысь ‘бег’, бор ‘химический элемент’ не имеют формы мн. ч.;
  •  кулак ‘сжатая рука’ и кулак ‘зажиточный крестьянин’ не совпадают в форме В. п. ед. и мн.ч.;
  •  проводить – пара совершенного вида (СВ) к глаголу провожать и пара несовершенного вида (НСВ) к глаголу провести.

2.  Грамматические омонимы (омофóрмы) – одна или несколько совпадающие грамматические формы разных слов.

Омоформия наблюдается среди слов как одной части речи, так и разных:

  •  лечу  –  1 л. ед.ч.  от лечить

от лететь;

  •  знать  – сущ. в И. и В. п. ед.ч. и инф. глаг.;
  •  трем  – Д.п. числительного три

1 л. мн. ч. глагола тереть;

  •  пила  – сущ. в И.п. ед.ч.

пр. в. ед. ч. ж.р. глагола пить;

  •  англ. saw [s:] – сущ. ‘пила

 пр. вр.  глагола to see.

Иногда омонимы такого рода называют лексико-грамматическими, т.к. они отличаются и лексическим, и грамматическим значениями. А под грамматическими омонимами понимают единицы, которые отличаются только грамматическим значениями:

  •  игре – Д. и П. п. ед.ч.
  •  матери – Р., Д., П. п. ед.ч.

3.  Фонетические омонимы (омофóны) – слова или формы, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному:

  •  компания – кампания,
  •  притворить – претворить,
  •  косный – костный,
  •  нем. [záitә:]  die Seite   ‘сторона’

 die Saite ‘струна’ [Кодухов, с. 173]

Чаще это слова, совпадающие по звучанию лишь в отдельных формах:

  •  прут – пруд (но прута – пруда),
  •  лез – лес,
  •  метал – металл.

В языках с традиционной орфографией  (напр., англ. и франц.) омофонов значительно больше:

  •  англ.  [rait]    write ‘писать’  

right ‘правый, правильный’,

[wi:k]  week ‘неделя’

weak  ‘слабый’,

  •  франц.  boulot ‘толстяк’  – bouleau ‘береза’,

pot ‘горшок’ – peau ‘кожа’[ЛЭС, с. 344],

  •  нем. Moor ‘болото’ –  Mohr ‘мавр’ [Шайкевич, с. 155].

4.  Графические омонимы (омóграфы) – слова или формы, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному.

В русском языке это, как правило, слова, различающиеся ударением:

  •  зáмок – замóк, 
  •  мýка – мукá,
  •  трýсить – трусúть.

В других языках омографы не так жестко связаны с ударением, ср.:

  •  lead  [led] свинец’   

 [li:d] ‘вести,

  •  tear  [teә] ‘рвать’

 [tiә]  ‘слеза’ [ЛЭС, с. 344].

  1.  Пути  возникновения  омонимии  (источники  омонимии)

3.1. Фонетические  изменения

В результате фонетических изменений разные по происхождению слова совпадают в произношении (и написании):

  •  лук ‘оружие’ (исконное слово с носовым [õ]);

‘растение’ (заимствование из герм. look с [о:] → лоукъ) [Реформатский, с. 91];

  •  жать ‘давить’ (*gimti; im ; gẽ → ž   ž→ ža),

срезать (*ginti; ig ẽ…);

  •  англ.: k исчез перед  n  

[nait]  night ‘ночь’ – knight ‘рыцарь, 

[nəu]  no ‘нет’ – know ‘знать;

  •  франц.: в носовом гласном [ε] совпали бывшие in и en

[fε]  faim ‘голод’ – fin ‘тонкий’,

[pε]  pain ‘хлеб’ – pin ‘сосна’,

[vε]  vain ‘тщеславный’ – vin ‘вино’ [Шайкевич, с. 156].

3.2. Заимствования

1) Омонимы возникают в результате совпадения исконных слов с заимствованными:

  •  брак ‘женитьба’ (искон. от брати),

‘изъян’ (из нем.  Brack  через польск.);

  •  клуб ‘масса чего-то движущегося’ (пыли, дыма),

от англ. club ‘учреждение, собрание’ [Реформатский, с. 92].

2) Омонимы – результат совпадения слов, пришедших из разных языков:

  •  блок союз (фр. bloc),

механизм (англ. block);

  •  балка овраг (тюрк.),

бревно (нем. Balken);

  •  рейд ‘военный набег’ (англ. raid),

‘место стоянки кораблей’ (гол. reed).

3.3. Процессы  словообразования

1)  Омонимы произошли от одной основы, при помощи одних и тех же аффиксов, но приобрели разные значения

  •  ветрянка  мельница

оспа;

  •  дождевик  плащ

 гриб;

  •  приемник  учреждение

‘устройство для приема чего-либо’ [ЛЭС, с. 345].

2)  Омонимы образовались от одной основы в результате омонимии словообразовательных аффиксов:

  •  город-ищ‘большой город’,

‘место древнего поселения’ [Вендина, с. 142];

  •  с-колоть ‘удалить’  (лед),

‘соединить’ (ткань).

3)  Омонимы образованы от разных основ:

  •  романист ‘автор романов’ от роман,

‘специалист по романским языкам’ от романский [Алефиренко, с. 214].

4)  Конверсия (переход из одной части речи в другую):

  •  столовая посуда → школьная столовая;
  •  Лицо его было зло.

Он зло посмотрел на меня (в истории русск. яз. наречия возникли из кратких прилагательных);

  •  нем. leben  ‘жить’ das Leben ‘жизнь’.

Конверсия очень характерна для английского языка:

  •  salt ‘соль’ –  to saltсолить’;
  •  to jump ‘прыгать’ – a jump ‘прыжок’;
  •  a round – a round table – round the table –  to round with.

Вещественное значение корня совпадает, но категориально-грамматические значения различаются. Совпадающие по звуковому и графическому составу слова разных частей речи одни авторы рассматривают как функциональные омонимы или как омонимию частей речи, а другие отказываются считать омонимами (ср.: [ЛЭС, с. 235; Розенталь, Теленкова, с. 177]).

3.4. Распад  полисемии

Первоначально значения многозначного слова связаны между собой. Но если одно из значений выходит из употребления или меняется, то другие значения, которые раньше были связаны через него, теряют связь и начинают восприниматься как отдельные слова.

Значение ‘материал для письма’ у слова бумага было вторичным:

бумага

  1.  хлопок, изделия из него;
  2.  материал для письма.

Это было связано с тем, что в прошлом бумага изготовлялась из тряпичной массы. До середины 19 в. связь между этими значениями была еще живой: говорили бумажное платье, ткань из шерсти с бумагой. Но когда бумагу стали делать из древесины, связь между этими значениями утратилась, произошло расщепление многозначного слова на омонимы (второй – с пометой устар.) [Розенталь, Голуб, с. 33].

мех 1 –  1) волосяной покров животного;

2) выделанная шкура животного с сохраненным волосяным покровом;

мех 2 –  1) приспособление с растягивающимися кожаными складчатыми стенками

для нагнетания воздуха (кузнечные меха);

2) мешок из шкуры животного (вино в мехах).

Раньше все ЛСВ были связаны значением ‘выделанная шкура животного с сохраненным волосяным покровом’. Когда этот  ЛСВ у слова мех стал употребляться редко, единое слово распалось на два омонима.

Ср. также:

  •  нем. Zug1 ‘течение, тяга’ – Zug2 ‘поезд’;
  •  франц. train1  ‘ход’ – train2 ‘поезд’ [ЛЭС, с. 345].
  1.  Паронимия  и  парономазия
  •  Паронимия (греч. para  ‘около’, ōnyma ‘имя’) – явление частичного звукового сходства слов (паронимов) при их семантическом различии (полном или частичном) [ЛЭС, с. 368].

Парóнимы  близкие по звучанию и написанию, но разные по значению однокоренные слова одной части речи:

  •  абонент – абонемент,
  •  адресат – адресант,
  •  невежа – невежда,
  •  аппендикс – аппендицит (*вырезать аппендицит),
  •  выплатить – оплатить – заплатить.

В силу формального и семантического сходства паронимов их нередко путают.

Паронимия лежит на границе между синонимией и омонимией:

  •  с синонимией ее роднит близость значений (наличие общих сем),
  •  с омонимией – частичное формальное совпадение.

Однако в обоих случаях совпадение носит такой характер, которых не позволяет квалифицировать эти слова как омонимы или синонимы [Вендина, с. 160].

В широком понимании к паронимам относят любые слова (родственные и неродственные), имеющие звуковое сходство [ЭРЯ, с. 327].

  •  Парономáзы  (греч. paronomasia от para  ‘возле, мимо’ и onomázō ‘называю’) – неродственные слова, имеющие звуковое сходство:
  •  полис – полюс,
  •  корейка – кореянка,
  •  феска – фреска,
  •  комический – космический,
  •  исторический – истерический.

Термин «парономазия»  обозначает

  1.  случайное формальное сходство слов,
    1.  стилистический прием, предполагающий нарочитое сближение слов, в чем-либо сходных в своем звуковом составе:
  •  Из года в год негодная погода (В. Мартынов);
  •  Ах, тошнит от тебя тишина! (А. Вознесенский) [ЭРЯ, с. 327].

Литература

Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Омонимия. С. 211–217. Паронимия. С. 228–231.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Омонимия. С. 140–142. Паронимы. С. 160.

Виноградов В. В. Об омонимии и смежных явлениях // Введение в языковедение: Хрестоматия. М.: МГУ, 2001. С. 244–249.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Минск: ТетраСистемс, 2001. 6.4. Лексико-семантические группировки слов. Омонимы. С. 131–134.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987. Многозначные слова и омонимы. С. 172–174.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Омонимия. С. 344–345. Паронимия. С. 368. Парономазия.  С. 368.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997 (3-е изд. и другие издания). Глава III. Лексикология. 4. Омонимия слов. С. 107–111.

Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. М.: Изд-во МГУ : Изд-во «ЧеРо», 1997.  Омонимы. С. 75–84.

Реформатский А. А.  Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997. § 15. Омонимия. С. 90–96.

Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современый русский язык. М.: Рольф, 2001. Лексическая омонимия. С. 29–39.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985 (и другие издания).

Современный русский язык. Фонетика. Лексикология, Фразеология / под ред. П. П. Шубы. Минск: Прогресс, 1998.  Омонимия и виды ее проявления в языке. С. 195–203.

Сусов И. П. Введение в языкознание. М.: Восток – Запад, 2006. Глава 6. Лексический / номинативный компонент. 6.3. Полисемия слова и омонимия слов. С. 115–122.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. § 54. Омонимы.  С. 154–157.

ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Омонимия. С. 285–286. Паронимы. С. 326–327. Парономазия. С. 327–328.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51550. Дослідження роботи напівпровідникових діодів 84 KB
  Перед початком роботи необхідно: перевірити наявність та надійність захисного заземлення устаткування; перевірити стан електричного шнура та вилки; перевірити справність вимикачів та інших органів управління ПЕОМ;
51552. В рідній школі – рідне слово 430 KB
  Вірші українських поетів. Для їх проведення складені картки для вчителя і для учнів Вірші для вчителя Вірші для учнів де розміщені уривки з різних віршів відповідно розділам і тематики підручника. Етапи роботи Пропонуємо учням ознайомитися з карткою віршів. Особливо добре зустрічають учні знайомі вірші які вони читали чи вчили раніше.
51554. Сценарий нового года для 5-11 классов 67 KB
  Галя: да ничего а где Маша Саша: она пошла папу и Николая Олександровича искать. после этого идет погода потихоньку все уходят первыми уходят Коля и Петр потом Маша и Саша остаются только Галя и Таня они с удивлением смотрят погоду Погода: Я Дмитрий Джуджула и прогноз погоды на завтра я расскажу вам какими будут температура и ветер внимательно послушайте что вам следует что бы у вас самих не было высокой температуры и ветров:1 гидрамикробинзофикат калия если у вас сильный кашель температура сорок и вам за семьдесят то...
51556. Программные средства учебного назначения и тенденции их развития 55.5 KB
  Демонстрационные программы предназначены для обучения теоретическому материалу. Контролирующие программы Эти программы можно использовать в любой дисциплине при сходном рубежном или итоговом контроле знаний. Обучающие программы Программы данного типа особенно эффективны когда изучаемый материал можно разбить на небольшие порции поддающихся контролю. Профессиональные программы Эти программы применяются для предоставления учащимся самостоятельной уч.
51557. Створення блогу в Інтернеті 38 KB
  Зареєструйте власну безкоштовну поштову скриньку на сервері служби Gmаil. Для цього з порталу пошукової системи Google клацніть мишою на верхній панелі Google на надпис Gmаil або знайдіть в Інтернеті цю саму стартову сторінку поштової служби Gmil . Для цього посиланням Зареєструватися в Gmаil створіть свій аккаунт обліковий запис. На стартовій сторінці Gmаil буде вікно в яке треба ввести свої дані: Імя Андрій Прізвище Колос Імя скриньки на сервері gmil.
51558. У чому виявляється милосердя 13.67 MB
  Мета уроку. Навчити учнів пояснювати поняття милосердя альтруїзм егоїзм; наводити приклади милосердя у вчинках висловлювати власне розуміння милосердя та співчуття характеризувати прояви егоїзму у власній поведінці та поведінці інших; формувати навички проявів альтруїзму; розвивати потреби гуманістичної спрямованості; виховувати гуманізм. Засоби мультимедіа вислови про милосердя ілюстрації до теми. Проблемні питання запис на дошці: Що таке милосердя Кого називають альтруїстом а кого ―...