67177

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО

Лекция

Политология и государственное регулирование

Любое государство функционирует в определенной социальной среде зависит от экономики и культуры общества его структуры психологии и ценностных предпочтений граждан в свою очередь оказывая на них мощное воздействие.

Русский

2014-09-04

138.5 KB

0 чел.

Лекция 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО (А. И. Демидов)

1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Любое государство функционирует в определенной социальной среде, зависит от экономики и культуры общества, его структуры, психологии и ценностных предпочтений граждан, в свою очередь оказывая на них мощное воздействие.

Развитие представлений о государственно-правовых явлениях, политике в целом, в значительной степени обусловлено все большей детализацией, углублением знаний о многообразии этих

связей, стремлением выразить их в соответствующей системе понятий.

В ходе эволюции политических знаний, наряду с углублением понимания сущности, структуры и механизма политической власти, накапливается множество сведений о феноменах, которые имеют отношение к политической, государственной жизни, влияют и зависят от нее, но государственно-правовыми не являются. Их круг достаточно широк: это политические партии и движения, политические ценности и традиции, способы достижения политических целей, правовые и политические ориентации населения и т.д. Причем оказывается, что для обозначения всего комплекса данных феноменов понятие «политика» слишком неопределенно, а категория «государство» — явно узка и не охватывает всего многообразия данных жизненных реалий.

Государственно-правовые отношения людей — это специфическая сфера социального бытия со своими фундаментальными закономерностями, внутренними взаимосвязями, источниками развития и каналами зависимости от внешней среды. В политической и правовой науке зреет понимание необходимости введения и активного использования для объяснения политико-правовых явлений нового понятия, способного отразить этот спектр связей, элементов, отношений. Несомненное влияние на рождение этой идеи оказал показавший к середине XX в. свою эвристическую ценность системный метод познания, среди важнейших принципов которого выделяют:

— идею целостности системы — образования в результате сочетания разнообразных факторов новых качеств, свойств, не проявляющих себя в разрозненном состоянии;

1J2


— значение выявления всего многообразия отношений системы с внешней средой, описание каналов, способов взаимодействия с которой имеет большое значение для правильного понимания связей внутри системы;

— представление о том, что жизнь системы определяется взаимодействием происходящих внутри нее процессов изменения и стабилизации, обновления и сохранения, что длительное нарушение их оборачивается разрушением всей целостности системы.

Особое значение для системного понимания политической жизни, формирования самого понятия политической системы имеют работы американского политолога Дэвида Истона, видевшего ее смысл в учете взаимодействия со средой, сущность системного анализа политической жизни — в выявлении способов поддержания равновесия со средой, а назначение политической системы — в растворении социальных различий, преодолении политических конфликтов и противоречий'.

В течение двадцати лет идея политической системы была не востребованной в советской государственно-правовой науке, ее использование было здесь ограниченным: или как аналога политической организации, т.е. институциональной своей стороны, или в качестве чисто пропагандистского клише, о смысле которого никто особенно и не задумывался; когда речь, например, шла о «политической системе развитого социализма», как это и делалось в Конституции СССР 1977 г.

При сопоставлении понятий «политическая система» и «политическая организация» необходимо принимать во внимание различие их методологических потенциалов и смыслов, вытекающее прежде всего из дифференциации идей линейной и многоканальной (многофакторной) детерминации политической жизни.

Категория «политическая организация» связана с идеей линейной материалистической детерминации, воплощающейся в такой известной системе отношений, как производительные силы — производственные отношения (базис) — классовая структура общества — соответствующая ей надстройка, элементом которой и служит политическая организация с государством — аппаратом классового господства, политическими партиями — выразителями интересов действующих в обществе классов, идеологий — теоретическим выражением этих интересов.

1 См.: Easton D. Systems Analysis of Political Life. N.Y., 1957. P. 18—19, 153. "3


Категория «политическая система» вносит в политический анализ принцип многоканальной, многофакторной зависимости, говорящий о том, что наряду с экономическими факторами, а в определенных ситуациях и вопреки им политические события и институты зависят и от культурной среды, и от традиций, и от природных особенностей, и от структуры господствующих в обществе ценностей, и т.д.

Системный анализ государственно-правовых явлений исходит из признания многообразия зависимостей и функций политической системы, отнюдь не сводимых к идее классового господства. В центре представлений о политической организации находится категория государства, в центре представлений о политической системе и ее функциях — понятие ценности.

2. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Политическая система это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства'. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.

В литературе отмечается, что политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон:

1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);

2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.);

3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология)2.

Поддерживая такой подход к представлению о составе политической системы, мы исходим из целесообразности выделения

1 Polin R. l/obligation politique. Paris, 1971. P. 61; 26 основных понятий политического анализа // Полис. 1993. № 1; Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. С. 112.

2 См.: Политика мира и развитие политических систем. М., 1979. С. 208—209;

Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985. С. 32; Чиркин В.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5. С. 83.

114


ее основных компонентов: политических и правовых норм, политической структуры, политической деятельности, политического сознания и политической культуры.

1. Политические и правовые нормысложившиеся или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур. Политические нормы и возникающие на их основе отношения называются политическими институтами.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политических организаций называется институционализацией, так происходит формирование элементов политической организации общества. Отношения разрыва, антагонизма идеи и организации порождают обратный процесс — деинституционализацию, разрушение политической организации, нарастание дистанции между поведением людей и регулирующей его нормой. Связь политики и институ-ционализации органична и очевидна: все многообразие политической деятельности проходит в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.

2. Политическая структурасовокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено к двум основным типам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии, учебные заведения).

Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это Учреждение называется органом. Особенность государства именно в том и состоит, что оно представляет собой прежде всего совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в обществе с четко выраженной иерархией, сопод-

115


чинением, регламентацией своих действий на основе правовых актов.

Следует иметь в виду, что организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми характерными чертами:

— общая цель для всех участников организации;

— иерархичность структуры отношений внутри организации;

— дифференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации — появлению у руководителей интересов,

никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей'.

3. Политическая деятельностьразнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого, несомненно, весьма велико, но смысл как раз заключается в неприятии и отрицании политики. Это политическое отчуждение. Оно выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, политической.

Политическая пассивность — это вид политической деятельности, в рамках которой субъект (им может быть как индивид, так и социальная группа) не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности.

Критерием активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Становление политической активности означает формирование способности действовать исходя из объективной связи проблемы существования любой социальной группы с противоречиями, характерными для всего общества в целом.

4. Политическое сознание и политическая культура. Под политическим сознанием имеется в виду многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических от-

1 П.. • ч.      " -•

См.: МчхельсР. Необходимость организации//Диалог. 1990. № 3. С. 58—59.

116


ношений. В политическом сознании выделяются два уровня организации: концептуальный— политические теории, доктрины, программы, учения; обыденный — несистематизированные представления о политике, традициях, нормах поведения.

Политическая культураэто система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга.

Исторический опыт доказывает, что политические системы, способные к длительному и стабильному существованию, такими ценностями обязательно обладают. Число их может быть невелико, но они непременно присутствуют и разделяются большинством членов общества, закладываются в системы воспитания, политической социализации.

Ценности — это выражение значимости объектов окружающего мира для человека, его субъективного отношения к ним. Известный американский политолог Г. Лассуэл определял их как «желаемые события» или «события-желания»'.

Поскольку в сфере политических отношений люди практически постоянно имеют дело с выбором порядка собственных действий, с переводом описательной информации в предописа-тельную, ценности играют огромную роль в становлении характера, направленности политических действий и процессов, в значительной степени они определяют тип политических систем, приоритеты государственных механизмов. Отражением их эволюции служит смена господствующих в политической системе ценностей.

Среди ценностных доминант, создававших исторический облик европейских политических систем, известный американский политолог К.Дейч выделяет:

— до XV в. — справедливость, честность;

— в XV в. — власть, выгоду;

— в XIX в. — стабильность;

— в XIX—XX вв. — развитие.

Автор отмечает невозможность определения современной политики в рамках единой ценности2, что, на наш взгляд, совершенно справедливо.

1 Цит. по: Bachrach, Baratz M. Power and Poverty. Theory and Practice. N.Y.,L.Toronto. 1970. P.24.

2 См.: Deiitsch К. Politics and Government. How People deside Their Fate. Boston, 1976. P. 14.

117


Центральный элемент политической системы — государство. Именно оно служит основным звеном управления в политике:

— выступает главным инструментарием реализации важнейших задач политической системы;

— обеспечивает единство ее разнообразных компонентов. Государство выполняет такую политическую функцию, как авторитарное распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга.

Акцент на распределительную, а не на производительную или собственническую функцию политической системы достаточно красноречиво показывает пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно начинается с влияния на сферу распределения, а не производства. Именно в этой сфере сходятся, сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности.

Потеря контроля над этим нервным узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом. Политическая же регламентация всех экономических отношений влечет за собой ограничение производственной инициативы, сковывает предпринимательскую активность, что также оборачивается стагнацией и крахом социальной системы, устанавливающей жесткую степень зависимости экономики от политики.

Контроль за сферой распределения ценностей — предпосылка реализации и такой функции политической системы, как интеграция общества, обеспечение взаимосвязи и единства действий различных компонентов его структуры. Интеграция предполагает наличие развитой способности политической системы разными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия (их неиссякаемый источник — различия интересов, способов ориентации социальных групп), разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности.

Такая функция политической системы, как упорядочение политических процессов, определяется самой природой политики, направленной как вид деятельности на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям жизни, и стабилизации — фактора сохранения социальной целостности. Поэтому естественным является присутствие в политических процессах двух противоположных тенденций: к порядку и беспорядку. Эффективно действующая политическая власть

118


должна обеспечить и развитие, и стабильность политической системы. Отсутствие этого сочетания служит причиной многочисленных деструкции.

В литературе выделяют и другие функции политической системы: экстракционную, связанную с извлечением из гражданского общества его ресурсов; политическое рекрутирование и символизацию, выражающуюся в формировании лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике'.

Неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывает ее кризис: когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его членами в качестве авторитетных; деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма, а структура государственных институтов создается вопреки традициям и историческому опыту народа.

В зависимости от этих факторов, а также господствующего политического режима, формируются разнообразные типологии политических систем. Можно выделить базовые модели:

— командную — ориентированную на использование принудительных, силовых методов в управлении;

— соревновательную — основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил;

— социопримерительную — нацеленную на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов2.

Как политика, так и все ее элементы, несомненно находятся под мощным воздействием национальных особенностей участвующих в ней народов. «Этничность — это наиболее доступная и понимаемая гражданами основа для массовой мобилизации и коллективного действия»3.

Естественным выражением данного фактора служит национально-государственное многообразие политических систем, их зависимость от политического опыта, исторических и культурных традиций народов, основных участников политической жизни и государственного строительства.

1 См.: Шаброк О.В. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1995. № 5. С. 123-124.

2 См.: Чиркин В.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5. С. 84.

3 Тишков B.A. Что есть Россия? (перспективы нациестроительства) // Вопро-еы философии. 1995. № 2. С. 8.

119


3. МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Поскольку ткань политических отношений образует взаимодействие частных и общих интересов, служащее причиной и их возникновения, и их разрушения, то необходим специальный механизм, орган, который бы эту динамику упорядочивал, поддерживал, используя различия для укрепления, а не для разрушения общества.

. Такой силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является государство с присущими ему специфическими признаками.

Во-первых, это способность к интеграции общества при наличии социальных различий вызываемой ими борьбы интересов. Определяя внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивая общественный порядок и оборону страны, государство выступает в качестве официального представителя' общества, каждого его члена.

Во-вторых, государство — это орган власти, правового принуждения, активно использующий санкции поощрения и наказания за соблюдение или нарушение установленных им норм, правил организации общественных отношений. Специфика государственной власти — в ее суверенности, полноте и верховенстве по сравнению с другими возможными субъектами власти в обществе. Оно обладает достаточно разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить последовательную реализацию его задач и воли.

В-третьих, правотворческая функция государства в обществе. На основе издаваемых законов, имеющих обязательный характер для всех его членов, осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства, которое, по словам И.Канта, и является объединением множества людей, подчиненных правовым законам'.

В-четвертых, публичность государственной власти, профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их служащим полномочий на управление другими людьми.

В-пятых, специфичность и четкость границ политического пространства. Государство имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и юридичес-

1 См.: Кант И. Собр. соч. Т. 4. Ч. 2. С. 233.

120


кий ареал — оно охватывает граждан—членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности, платящих налоги, т.е. материально способствующих и обеспечивающих существование и деятельность государственных органов.

Многие десятилетия умы людей заняты теоретическими и практическими поисками такого состояния политической системы, когда человек и государство были бы не враждебными, а взаимодополняющими началами социальной жизни. Таковыми они могут быть в случае, если их усилия будут направлены не на взаимное разрушение или подавление одного другим, а на взаимодействие в рамках сохранения самостоятельности, автономии государства и личности. Подобное состояние достигается, когда политическая система строится на основе принципов гражданского общества и правового государства.

Как политический принцип, идея гражданского общества выражается в отказе государства от претензий на регулирование всего многообразия социальных связей, от его тотальной ответственности за решение любой социальной проблемы. Действительно, может ли государство брать на себя обязательство сделать каждого человека счастливым, здоровым и т.д.? Нет. Оно может лишь способствовать созданию комплекса условий, реализация которых в жизненно значимые ценности — дело самого человека. Поэтому в условиях гражданского общества государство отказывается от мелочной регламентации поведения людей в пользу выработки у них ответственного отношения к своему предназначению, возможностям и ресурсам. Причем реальной базой такого отношения может быть только безусловно признаваемое государством право индивида на распоряжение тем, что ему принадлежит.

4. ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служит власть, авторитетное влияние, которые к тому же всегда используют силу организации. В ее качестве могут выступать и партии, и союзы, и государства, и движения, и институты, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов.

Назначение политической партии, делающее ее необ-

121


ходимым компонентом политической жизни в любой ее модификации, заключается:

— в осуществлении функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности;

— в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений;

— в снятии ее внутренних противоречий.

Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации.

Становление партий как необходимых и влиятельных элементов политической структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких кругов населения. Это каналы реального влияния на политическую власть, постепенно они расширяются, в них вовлекается все большее число людей.

Макс Вебер выделял в развитии партий как субъектов политической деятельности три периода:

— в XVI—XVII вв. в Европе партии — это аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты;

— в XVIII—XIX вв. — это уже политические клубы, ориентированные на привлечение к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других жизненно важных сферах общественной жизни;

— в XIX—XX вв. формируются современные массовые партии. Их типы зависят от характера основной ориентации, способа выражения и представления частного интереса той или иной социальной группы на уровне всеобщего интереса, проблем социальной целостности.

Партии могут быть:

— классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений (крестьянские, рабочие, предпринимательские);

— национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящие, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партии исламского возрождения, Союз русского народа и т.д.);

122


— проблемными, вызванными и подчиняющими свою про-грамматику и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, требующей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы и т.д.);

— государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства. Такие партии обычно появляются в исторические моменты, когда возникает реальная или надуманная угроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние в пределах существования этой угрозы, постепенно распадаются или эволюционируют в сторону выражения или защиты более остро переживаемых и глубинных групповых интересов;

— формирующимися вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки;

— так называемыми «гротескными партиями», вроде «партии любителей пива», видящими смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан; не претендуя на власть, они весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав.

В д в и же н и и, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нетфиксированного членства, программу и доктрину заменяет цель или система политических целей.

Участник движения не имеет строгих обязательств перед организацией, членом которой он себя считает, здесь более широк выбор форм собственного участия или поддержки деятельности движения и его целей. Доминирующая тенденция в развитии политической активности в современных условиях— предпочтение движениям перед партиями, где действует та или иная система отбора, обязательств и дисциплины. Многие важные политические проблемы решаются за счет активных усилий именно движений (экологическая проблема, борьба за мир, демократизация общества).

Господство в деятельности организации частных интересов, нарастающий их разрыв с интересами социальной целостности или противопоставление им ведут к возникновению групп Давления. Это различные лоббистские группы и организации, представляющие в государственных, правительственных органах интересы определенных групп (промышленных, финансовых, профсоюзных, религиозных).

123


Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике тайные общества и организации. Типичным примером служат масоны в Европе или «триады» на Востоке. Для политических организаций такого рода характерна строгая конспирация, выражающаяся в тщательном сокрытии целей от посторонних и низших категорий собственных участников, жесткая иерархичность построения, строгая дозировка информации о структуре и деятельности организации для разных категорий ее членов.

5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Политический режимэто совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления политической власти. Как писал Д.Истон, «это правила и цели политического взаимодействия»'. К ним относятся:

— ценности — жизненно важные, желаемые цели и события;

— нормы — правила, на основе которых организуется жизнь государства, взаимодействие граждан. При этом нормы могут быть обычными — формироваться постепенно, как бы сами собой, ц ходе накопления политического и исторического опыта, передаваться от поколения к поколению, и легальными — специально установленными государством и зафиксированными в официальных документах (конституциях, кодексах, уставах и т.д.);

— авторитет — желание и способность граждан действовать в рамках принятых правил и ценностей, подчиняться системе действующей государственной власти.

От содержания и соотношения вышеназванных компонентов зависят типы политических режимов:

— демократические — когда обеспечивается право на участие народа в решении государственных дел, уважаются и охраняются права человека;

— авторитарные — когда функции управления обществом сосредоточиваются в одном лице или узком социальном слое;

— тоталитарные — когда отрицаются или значительно ограничиваются права и свободы личности, жестко контролируются авторитарным государством все стороны жизни общества.

Если считать политику полем взаимодействия человека и государства, то необходимо иметь в виду два возможных варианта

1 Easton D. Systems Analysis of Political Life. N.Y., 1957. P. 200. 124


построения этих связей, постоянно, но отнюдь не равномерно, распространяющихся в истории политической жизни.

Первый тип связи выражается в подчинении, подавлении личности государством, когда человек рассматривается как малая и незначительная частичка, все параметры которой задаются ритмом и проблемами существования государственного организма. Такой тип отношений человека и политической структуры образуется в рамках тоталитарных государственных систем, стремящихся к полному подчинению частной жизни потребностям политической системы.

Постоянным спутником тоталитарных государственных систем служат такие черты, как стирание различий между личным и общественным, индивидуальным и публичным, подчинение человека организации, смешение свободы с властью', унификация информации, слом всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений и наступающее вследствие этого возведение любой проблемы на политический уровень, стремление и печальная необходимость любую социальную задачу решать только политическими, а не какими-либо другими средствами. Это можно сравнить с лечением разных болезней Одним способом и одним лекарством.

Иной тип связи человека и государства воплощает идея правового государства, исходящая из возможности установления таких отношений между человеком и государством, когда:

во-первых, изменяется истолкование источника права, им становится не государство, а личность. Здесь признается, что не государство дает права индивиду, а он сам имеет совокупность изначальных, неотъемлемых от его существования прав, и государство, политическая система должны строиться в соответствии с этими правами и для их защиты;

во-вторых, меняется представление о соотношении между государством и законом, от привычной формулы «закон есть инструмент государственной власти» делается переход к принципу «государство есть инструмент закона». Согласно концепции правового государства не любая возведенная в закон классовая или иная воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не нарушает права человека, но укрепляет и защищает их;

в-третьих, эта концепция предполагает утверждение в обществе и его политической системе такого качества, как уважение к закону, исходящее из рассмотрения его как основного, домини-

1 Хайек Ф.А. Дорога к рабству// Вопросы философии. 1990. № 12. С. 106. 125


рующего фактора упорядочения общественных отношении и имеющего своей основой прежде всего более высокий уровень законотворчества, и служащего следствием компетенции законодателей, и максимального учета последствий того или иного акта, и широкого предварительного обсуждения юридических и политических нововведений, и стабильности правовой системы, и законопослушности граждан, понимающих и стремящихся действовать в рамках закона.

Политические системы, действующие на основе принципов правового государства, имеют существенные признаки, к которым следует отнести легитимность, легальность и безопасность'.

Легчпшмность политической системы выражается в принятии государственной власти населением, в признании ее права управлять и в согласии подчиняться. Процесс легитимизации власти предполагает действие механизма обеспечения ее встроенности в культуру, которая может как принимать, так и отторгать систему власти, если она ее не устраивает.

Одним из важных аспектов легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, выражающаяся в способности оперировать и ограничиваться законами. Право является наиболее э4)фективным механизмом осуществления политической власти в силу наличия только у него ряда характерных черт:

— открытость, гласность используемых здесь норм-законов;

— многообразие применяемых в рамках права санкций, что позволяет выбирать наиболее целесообразные способы регламентации общественной жизни;

— право иерархизирует ответственность, четко разделяя права и обязанности участников правоотношений;

— относительная стабильность правовых норм, малая степень их зависимости от произвола и личностных особенностей носителей власти;

— достаточно жесткая фиксация в правовых нормах прав и обязанностей участников общественных отношений, вносящая в их деятельность необходимые для власти качества четкости и определенности.

В том, что созидательную социальную функцию может выполнять только легальная, действующая в рамках закона власть, убеждает и ее сравнение с разными типами нелегальной (преступной, по сути дела, разрушительной) власти. Общим является то обстоятельство, что и та, и другая — это именно власть, при-

1 См.: Чиркни В.Е. Легализация и легитимизация государственной власти // Государство и право. 1995. № 8.

126


нуждение, к тому же довольно часто прибегающее к насилию. Различий же гораздо больше.

Если власть легальная опирается на писаные и всем известные (по крайней мере нескрываемые) законы, то власть преступная, нелегальная — на неписаные, известные лишь ограниченному

кругу людей правила поведения.

Легитимная политическая система, использующая легальные механизмы осуществления власти, безопасна для людей, общими делами которых она управляет. Важнейшими же аспектами безопасности являются:

— военный, выражающийся в способности государства не только защитить общество от внешней угрозы, но и не создавать ее самому;

— правовой — наличие реальных гарантий личности в защите как от преступных посягательств, так и от насилия со стороны государства;

— экологический — охрана государством природной среды обитания человека;

— технологический — отсутствие радикального отставания определенного общества от других стран и народов по уровню развития науки и техники;

— информационный — возможность получения адекватной и разнообразной информации, свобода от химерических и мифологических идеологических систем;

— экономический — удовлетворение фундаментальных потребностей личности, возможность применения ею своих трудовых навыков и способностей.

Этим принципам в полной мере соответствует политический режим демократии, сущностные черты которой:

— правление большинства;

— свобода критики и оппозиции правительству;

— защита меньшинства;

— лояльность меньшинства политическому сообществу. Если оценивать политические режимы в контексте соотношения основных агентов, действующих сил или, скорее, неразрывных, но и различных по главным принципам своего существования полюсов политики — личности и государства, — то, конечно, оптимальным является демократический тип.

В его рамках сохраняется относительная независимость обеих сторон взаимодействия, человек обладает солидным набором средств влияния на государство (участие в выборах, критика, самоуправление, влияние на принятие законов и многие другие

127


формы, которые напрочь отсутствуют в тоталитарных и авторитарных режимах). Государство же опирается на реальную поддержку граждан, активно использует их предложения, действия, участие для обеспечения успешного функционирования и развития своих институтов.

Авторитарные и тоталитарные политические режимы чреваты разрывом отношений между отдельным человеком и государством, что оборачивается сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни социальной, регулируемой действием властных механизмов.

При этом целостность политической системы сохраняется, но человек занимает позицию несотрудничества, отказа от взаимодействия с ней, относится к государству как к силе, неспособной воздействовать на решение реальных жизненных проблем, а скорее запутывающей и омертвляющей их. Контакт человека с государством рассматривается как крайне вынужденный, нежелательный. Например, рекрутская служба, всякого рода повинности.

В свете исторического опыта становится все более ясным, что образ наиболее прогрессивного типа политической системы формируется не в результате теоретических изысков или пропагандистских усилий, а как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные интересы. Все иные модели оказываются неустойчивыми и разрушаются противоречащей им исторической практикой.

Демократическая политическая система — это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76645. Русские земли в 15 в. и европейское средневековье. Складывание централизованного государства. Возвышение Москвы 39 KB
  Возвышение Москвы Как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности на Руси в XIVXV вв. На Руси хотя экономические связи между отдельными княжествами без сомнения развивались но общий всероссийский рынок возник позже только в XVII в. Таким образом политические процессы на Руси опережали экономические. Усилиями нескольких поколений выдающихся деятелей на Руси складывается такое государство.
76646. Россия в 16 в. в контексте развития европейской цивилизации. Иван-4 – первый царь Всея Руси. Опричина 35 KB
  Период опричнины В 1560 г. царь вводит новый порядок управления государством получивший название опричнины. Политическим и административным центром опричнины стал особый двор со своей Боярской думой и приказами. В опричнине была особая казна и особое опричное войско: первоначально одна тысяча к концу опричнины шесть тысяч.
76647. Россия в 16 в. в контексте развития европейской цивилизации. «Смутное время». Воцарение династии Романовых 38 KB
  Главной отраслью экономики России оставалось с х а основными с х культурами были рожь и овес. За счет освоения новых земель в Поволжье в Сибири на юге России производилось больше с х продукции чем в прошлом веке хотя методы обработки земли оставались прежними с помощью сохи бороны; плуг внедрялся медленно. – период в истории России названный Смутным временем.
76648. Россия и мир в 18 в. Оформление Российского абсолютизма. Петр 1 27 KB
  В России в XVIII в. При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм Петр был провозглашен императором что означало усиление власти самого царя он стал монархом самодержавным и неограниченным. В России была проведена реформа государственного аппарата – вместо Боярской думы учреждался Сенат в состав которого входили девять сановников ближайших Петру I. В России упразднялась должность патриарха наблюдение за церковью поручалось оберпрокурору Синода.
76649. Россия и мир в 18 в. Попытки модернизации и промышленный переворот. Дворцовые перевороты 33 KB
  Петр I умер 28 января 1725 г.Меншиков представитель новой родовой знати возвел на престол вдову Петра I Екатерину I. В его состав вошли соратники Петра I: А. После смерти Екатерины I наследным императором стал 12 летний Петр II внук Петра I.
76650. Первичные сигналы электросвязи и их параметры 162.04 KB
  Основными первичными сигналами электросвязи являются: телефонный звукового вещания факсимильный телевизионный телеграфный передачи данных. Описанием сигнала может служить некоторая функция времени. Однако такое полное определение сигнала не всегда требуется. Достаточно описание в виде нескольких параметров характеризующих основные свойства сигнала с точки зрения его передачи.
76651. Модуляция и искажения сигналов 382.29 KB
  Частотная модуляция процесс изменения частоты несущего сигнала в соответствии с мгновенными значениями модулирующего сигнала. Рассмотрим математическую модель частотно-модулированного ЧМ сигнала при гармоническом модулирующем сигнале. При воздействии модулирующего сигнала...
76652. Волновое мультиплексирование. Элементы WDM систем 308.75 KB
  Интенсивные пики рассеяния наблюдаются тогда когда выполняется условие Вульфа Брэгга kG = G2 2 4 где k волновой вектор G вектор обратной решётки то есть при условии что рассеянная волна совпадает по фазе с падающей. Это соотношение называется условием Вульфа Брэгга. Решетки Брэгга и волоконно-оптические решетки Брэгга FBG На рисунке 7 приведена модель которую мы будем использовать для описания принципа работы дифракционной решетки Брэгга. Решетка Брэгга является...