67202

Анализ опасности

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Анализ опасностей позволяет определить источники опасностей, потенциальные несчастные случаи - ЧП, ЧП - инициаторы, последовательности развития событий, вероятности ЧП, величину риска, величину последствий, пути предотвращения ЧП и смягчения последствий.

Русский

2014-09-06

22.47 KB

12 чел.

Лекция 8. Тема: «Анализ опасности».

Общий подход к анализу опасностей.

Анализ опасностей позволяет определить источники опасностей, потенциальные несчастные случаи - ЧП, ЧП - инициаторы, последовательности развития событий, вероятности ЧП, величину риска, величину последствий, пути предотвращения ЧП и смягчения последствий.

На практике анализ опасностей начинают с грубого исследования, позволяющего идентифицировать в основном источники опасностей.

Затем при необходимости может быть проведен детальный качественный анализ. Выбор метода для качественного анализа зависит от преследуемой цели, предназначения объекта, его сложности. Установление логических связей необходимо для расчета вероятностей ЧП. Методы расчета вероятностей и статистический анализ являются составными частями количественного анализа опасностей.

Когда удается оценить ущерб, то можно провести численный анализ риска.

Качественные методы анализа опасностей включают:

Предварительный анализ опасностей.

Анализ последствий отказов.

Анализ опасностей с помощью дерева причин.

Анализ опасностей с помощью дерева последствий.

Анализ опасностей методом потенциальных отклонений.

Анализ ошибок персонала.

Причинно – следственный анализ.

1). Предварительный анализ опасностей (ПАО) обычно осуществляют в следующем порядке:

а) изучают технические характеристики объекта, системы, процесса, а также используемые энергетические источники, рабочие среды, материалы, устанавливают их повреждающие свойства.

б)устанавливают законы, стандарты, правила, действия которых распространяется на данный технический объект, систему, процесс.

в)проверяют техническую документацию на ее соответствие законам, правилам, принципам и нормам стандартов безопасности.

г)составляют перечень опасностей,в котором указывают идентифицированные источники опасностей (системы, подсистемы, компоненты), повреждающие факторы, потенциальные ЧП, выявленные недостатки.

После того, как выявлены крупные системы технического объекта, которые являются источниками опасности, их можно рассмотреть отдельно и детально исследовать с помощью других методов.

2). Анализ последствий отказов (АПО) основан на системном подходе и имеет характер прогноза. Этим методом можно оценить опасный потенциал любого технического объекта. АПО обычно осуществляют в следующем порядке:

а) техническую систему (объект) подразделяют на компоненты.

б) для каждого компонента выявляют возможные отказы.

в) изучают потенциальные ЧП, которые могут вызвать тот или иной отказ на исследуемом техническом объекте.

г) результаты записывают в виде таблицы.

д)отказы ранжируют по опасностям и разрабатывают предупредительные меры, включая конструкционные изменения.

АПО может выявить необходимость применения других более емких методов идентификации опасностей. В результате анализа отказов могут быть собраны и документально оформлены данные о частоте отказов, необходимые для количественной оценки уровня опасностей.

3). Анализ опасностей с помощью дерева причин потенциальных ЧП (АОДП) выполняют обычно в следующем порядке:

а) выбирают потенциальное ЧП.

б) выявляют все факторы, которые могут привести к заданному ЧП (системы, подсистемы, события, связи и т.д.).

в) по результатам анализа строят ориентировочные графики. Вершина (корень) графа занумерована потенциальным ЧП.

Проведение АОДП возможно только после детального изучения рабочих функций всех компонентов рассматриваемой технической системы, учитываются и «отказы операторов» т.е. ошибки. Дерево отражает статический характер событий. Построение нескольких  деревьев может отразить их динамику.

После завершения АОДП можно от качественных характеристик приступить к количественному анализу.

4). Анализ опасностей с помощью дерева последствий потенциальных ЧП (АОДПО).

Отличается от предыдущего тем, что в нем задается потенциальное ЧП – инициатор, и исследуют всю группу событий – последствий, к которым оно может привести. Таким образом, между событиями имеется временная зависимость. Этот метод требует хорошее знание объекта, необходимо тщательно изучить объект, вспомогательное оборудование, параметры окружающей среды, организационные вопросы. После можно переходить к количественному анализу.

5). Анализ опасностей методом потенциальных отклонений (АОМПО).

Отклонение – режим функционирования какого-либо объекта, системы, процесса или их компонента, отличающийся в той или иной мере от конструкторского предназначения.

МПО – процедура искусственного создания отклонений с помощью ключевых слов. Этим методом анализируют опасности герметичных процессов и систем (наибольшее распространение в химической промышленности).

После того, как с помощью ПАО были установлены источники опасностей (система, ЧП), необходимо выявить те отклонения, которые могут привести к этим ЧП. Для этого разбивают технологический процесс на составные части и,  создавая с помощью ключевых слов отклонения, систематично изучают их потенциальные причины и те их последствия, к которым они могут привести на практике.

Для проведения анализа необходимо иметь:

- проектную документацию на стадии проектирования;

- алгоритм анализа, который позволяет исследовать один за другим все компоненты;

- набор ключевых слов, с помощью которых выявляют ненормальный режим работы компонента.

6). Анализ ошибок персонала (АОП) включает следующие этапы:

а) выбор системы и вида работы.

б) определение цели.

в) идентификацию вида потенциальной ошибки.

г)  идентификацию последствий.

д) идентификацию возможности исправления ошибки.

е) идентификацию причины ошибки.

ж) выбор метода предотвращения ошибки.

з) оценку вероятности ошибки.

и) оценку вероятности исправления ошибки.

к) расчет риска.

л) выбор путей снижения риска.

7). Причинно – следственный анализ (ПСА) выявляет причины происшедшего ЧП, является составной частью общего анализа опасностей. Он завершается прогнозом новых ЧП и составлением плана мероприятий по их предупреждению.

Анализ начинают со сбора информации, который должен описать ЧП точно и объективно. Составляют перечень событий, предшествовавших ЧП, при этом обращают внимание на то, что регистрируемые реальные события и факты бывают двух видов: носящие случайный характер и носящие постоянный характер. Последние участвуют в возникновении ЧП опосредовано и в сочетании со случайными событиями. Перечень событий, предшествующих ЧП, может быть достаточно большим и по нему трудно дать необходимые заключения. В этом случае строят ориентированное граф-дерево причин начиная с последней стадии развития,  т.е. с ЧП-несчастья с помощью логических вопросов. Для этого необходим глубокий анализ информации.

С помощью логической структуры дерева причин можно сформулировать предупредительные меры с целью:

а) исключить повторение несчастных случаев - ЧП  данного типа.

б) избежать более или менее аналогичных несчастных случаев – ЧП

Контрольные вопросы

1.Анализ опасности позволяет определить?

2. С помощью логической структуры дерева причин можно сформулировать предупредительные меры с целью?

3. Качественные методы анализа опасностей включают?

4. Для проведения анализа необходимо иметь?

5. Анализ начинают со сбора информации, который должен описать?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55349. МОЄ СЕРЦЕ ВІДКРИТЕ ДЛЯ ДОБРА 304.5 KB
  Мета проекту: привернути увагу учнів Манвелівської школи, батьків, вчителів до проблем соціально-незахищених категорій населення сіл Манвелівка, Нововасильківка, Красне, Зоря, Іванівка та поліпшення умов їх життя;
55350. Край, у якому ти живеш. Старожитня Кам’янка 5.42 MB
  Мета: збагачувати знання учнів про рідний край, а також активний словниковий запас учнів; пробудити інтерес до вивчення історії Кам’янки; розширити знання про історичне минуле рідного краю;...
55352. Я ХОЧУ БІЛЬШЕ ЗНАТИ ПРО МОЮ БАТЬКІВЩИНУ - УКРАЇНУ 67 KB
  За кількістю учасників: груповий За характером контактів: зовнішній. привчати дітей самостійно працювати в бібліотеці; Очікувані результати Учні навчаться знаходити необхідну інформацію в бібліотеці та навчаться працювати з каталогами;
55353. Зимующие птицы Донбасса 399 KB
  Проблемные вопросы: Как живут птицы зимой Что мы знаем о зимующих птицах Донбасса Как реально помочь птицам зимой Учебные вопросы: Чем питаются зимующие птицы Почему птицы улетают на зиму в теплые края Какие птицы остаются зимовать в нашем городе Есть ли разница во внешнем виде...
55354. Чарівний світ Наталі Забіли 136 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної дотримуватися норм мовленнєвої культури звязно висловлюватися в контексті змісту вникати в суть прочитаного...
55355. Енергозбереження в школі: крок за кроком 646 KB
  Виключаючи світло там, де воно непотрібне, та використовуючи енергозберігаючі технології, можна економити власні кошти та зменшувати негативний вплив на природу. В побуті енергозберігаючі методи допомагають зберігати до 30% енергії.
55356. МІЙ КРАЙ – МОЯ ІСТОРІЯ ЖИВА 488.5 KB
  Дана робота містить методичні та учнівські матеріали з теми проекту. Цей творчий проект формує навички групової та колективної роботи, виховує в учнях полікультурні, загальнолюдські інності як основи формування громадянина–патріота Батьківщини.
55357. Перлини рідної мови 584 KB
  Мета: формувати соціальну компетентність; зацікавити учнів інформаційно-творчим проектом, навчати дітей збирати фольклорний матеріал, співпрацювати в групі, визначати коло обов’язків, привчати відповідально відноситися до своїх обов’язків...