67202

Анализ опасности

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Анализ опасностей позволяет определить источники опасностей, потенциальные несчастные случаи - ЧП, ЧП - инициаторы, последовательности развития событий, вероятности ЧП, величину риска, величину последствий, пути предотвращения ЧП и смягчения последствий.

Русский

2014-09-06

22.47 KB

15 чел.

Лекция 8. Тема: «Анализ опасности».

Общий подход к анализу опасностей.

Анализ опасностей позволяет определить источники опасностей, потенциальные несчастные случаи - ЧП, ЧП - инициаторы, последовательности развития событий, вероятности ЧП, величину риска, величину последствий, пути предотвращения ЧП и смягчения последствий.

На практике анализ опасностей начинают с грубого исследования, позволяющего идентифицировать в основном источники опасностей.

Затем при необходимости может быть проведен детальный качественный анализ. Выбор метода для качественного анализа зависит от преследуемой цели, предназначения объекта, его сложности. Установление логических связей необходимо для расчета вероятностей ЧП. Методы расчета вероятностей и статистический анализ являются составными частями количественного анализа опасностей.

Когда удается оценить ущерб, то можно провести численный анализ риска.

Качественные методы анализа опасностей включают:

Предварительный анализ опасностей.

Анализ последствий отказов.

Анализ опасностей с помощью дерева причин.

Анализ опасностей с помощью дерева последствий.

Анализ опасностей методом потенциальных отклонений.

Анализ ошибок персонала.

Причинно – следственный анализ.

1). Предварительный анализ опасностей (ПАО) обычно осуществляют в следующем порядке:

а) изучают технические характеристики объекта, системы, процесса, а также используемые энергетические источники, рабочие среды, материалы, устанавливают их повреждающие свойства.

б)устанавливают законы, стандарты, правила, действия которых распространяется на данный технический объект, систему, процесс.

в)проверяют техническую документацию на ее соответствие законам, правилам, принципам и нормам стандартов безопасности.

г)составляют перечень опасностей,в котором указывают идентифицированные источники опасностей (системы, подсистемы, компоненты), повреждающие факторы, потенциальные ЧП, выявленные недостатки.

После того, как выявлены крупные системы технического объекта, которые являются источниками опасности, их можно рассмотреть отдельно и детально исследовать с помощью других методов.

2). Анализ последствий отказов (АПО) основан на системном подходе и имеет характер прогноза. Этим методом можно оценить опасный потенциал любого технического объекта. АПО обычно осуществляют в следующем порядке:

а) техническую систему (объект) подразделяют на компоненты.

б) для каждого компонента выявляют возможные отказы.

в) изучают потенциальные ЧП, которые могут вызвать тот или иной отказ на исследуемом техническом объекте.

г) результаты записывают в виде таблицы.

д)отказы ранжируют по опасностям и разрабатывают предупредительные меры, включая конструкционные изменения.

АПО может выявить необходимость применения других более емких методов идентификации опасностей. В результате анализа отказов могут быть собраны и документально оформлены данные о частоте отказов, необходимые для количественной оценки уровня опасностей.

3). Анализ опасностей с помощью дерева причин потенциальных ЧП (АОДП) выполняют обычно в следующем порядке:

а) выбирают потенциальное ЧП.

б) выявляют все факторы, которые могут привести к заданному ЧП (системы, подсистемы, события, связи и т.д.).

в) по результатам анализа строят ориентировочные графики. Вершина (корень) графа занумерована потенциальным ЧП.

Проведение АОДП возможно только после детального изучения рабочих функций всех компонентов рассматриваемой технической системы, учитываются и «отказы операторов» т.е. ошибки. Дерево отражает статический характер событий. Построение нескольких  деревьев может отразить их динамику.

После завершения АОДП можно от качественных характеристик приступить к количественному анализу.

4). Анализ опасностей с помощью дерева последствий потенциальных ЧП (АОДПО).

Отличается от предыдущего тем, что в нем задается потенциальное ЧП – инициатор, и исследуют всю группу событий – последствий, к которым оно может привести. Таким образом, между событиями имеется временная зависимость. Этот метод требует хорошее знание объекта, необходимо тщательно изучить объект, вспомогательное оборудование, параметры окружающей среды, организационные вопросы. После можно переходить к количественному анализу.

5). Анализ опасностей методом потенциальных отклонений (АОМПО).

Отклонение – режим функционирования какого-либо объекта, системы, процесса или их компонента, отличающийся в той или иной мере от конструкторского предназначения.

МПО – процедура искусственного создания отклонений с помощью ключевых слов. Этим методом анализируют опасности герметичных процессов и систем (наибольшее распространение в химической промышленности).

После того, как с помощью ПАО были установлены источники опасностей (система, ЧП), необходимо выявить те отклонения, которые могут привести к этим ЧП. Для этого разбивают технологический процесс на составные части и,  создавая с помощью ключевых слов отклонения, систематично изучают их потенциальные причины и те их последствия, к которым они могут привести на практике.

Для проведения анализа необходимо иметь:

- проектную документацию на стадии проектирования;

- алгоритм анализа, который позволяет исследовать один за другим все компоненты;

- набор ключевых слов, с помощью которых выявляют ненормальный режим работы компонента.

6). Анализ ошибок персонала (АОП) включает следующие этапы:

а) выбор системы и вида работы.

б) определение цели.

в) идентификацию вида потенциальной ошибки.

г)  идентификацию последствий.

д) идентификацию возможности исправления ошибки.

е) идентификацию причины ошибки.

ж) выбор метода предотвращения ошибки.

з) оценку вероятности ошибки.

и) оценку вероятности исправления ошибки.

к) расчет риска.

л) выбор путей снижения риска.

7). Причинно – следственный анализ (ПСА) выявляет причины происшедшего ЧП, является составной частью общего анализа опасностей. Он завершается прогнозом новых ЧП и составлением плана мероприятий по их предупреждению.

Анализ начинают со сбора информации, который должен описать ЧП точно и объективно. Составляют перечень событий, предшествовавших ЧП, при этом обращают внимание на то, что регистрируемые реальные события и факты бывают двух видов: носящие случайный характер и носящие постоянный характер. Последние участвуют в возникновении ЧП опосредовано и в сочетании со случайными событиями. Перечень событий, предшествующих ЧП, может быть достаточно большим и по нему трудно дать необходимые заключения. В этом случае строят ориентированное граф-дерево причин начиная с последней стадии развития,  т.е. с ЧП-несчастья с помощью логических вопросов. Для этого необходим глубокий анализ информации.

С помощью логической структуры дерева причин можно сформулировать предупредительные меры с целью:

а) исключить повторение несчастных случаев - ЧП  данного типа.

б) избежать более или менее аналогичных несчастных случаев – ЧП

Контрольные вопросы

1.Анализ опасности позволяет определить?

2. С помощью логической структуры дерева причин можно сформулировать предупредительные меры с целью?

3. Качественные методы анализа опасностей включают?

4. Для проведения анализа необходимо иметь?

5. Анализ начинают со сбора информации, который должен описать?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53187. Решение уравнений. Урок – игра математики в 6 классе 49.5 KB
  Многие задачи из жизни решаются на математическом языке с помощью уравнений. Поэтому очень важно, чтобы ваши знания и умения решать уравнения были прочны. Во время урока вам пригодятся находчивость, смекалка и сообразительность, потому что мы проведём наш урок в виде игры- соревнований.
53189. ГРА НА УРОЦІ АНГЛІЙСЬКОЇ МОВИ ЯК ЗАСІБ ПІДВИЩЕННЯ ПІЗНАВАЛЬНОЇ АКТИВНОСТІ ШКОЛЯРІВ 83 KB
  У школярів молодшого віку переважають ігрові інтереси, довільна поведінка, наочнообразне мислення, практичне ставлення до розвязування завдань. Зважаючи на все це, доцільно у роботі з ними на уроках іноземної мови систематично застосовувати елементи гри у поєднані з бесідою, елементами самостійної роботи.
53190. Інтерактивна ділова гра ток-шоу «Я так думаю» 37.5 KB
  Правила гри: Усі учасники мають рівні права; Кожен учасник має право висловити свою думку; Думка кожного має бути почута врахована та прийнята. Учасники ділової гри: всі педагогічні працівники. Загальний сценарій: учасники обєднуються в чотири групи Батьки Діти Педагоги та Експерти; ведучий розяснює мету гри загальний сценарій та правила гри; групова гра: розігрування ситуації відповідно до обраних ролей; міжгрупова дискусія керована ведучим; підсумок гри за допомогою експертів.
53191. Гра як засіб всебічного розвитку учнів 139.5 KB
  За її допомогою діти пізнають світ. В грі діти перевіряють свою силу і спритність у них виникають бажання фантазувати відкривати таємниці і прагнути чогось прекрасного. Захопившись грою діти не помічають що навчаються до активної діяльності залучаються навіть найпасивніші учні. Захопившись грою діти не помічають що навчаються.
53192. Гра не тільки розважає, а й здоров’я додає! 94.5 KB
  Від ставлення людини до особистого здоровя залежить його збереження та зміцнення. Одне з найважливіших завдань сучасної школи навчити дітей та їх батьків берегти і зміцнювати своє здоровя. Вчитель повинен сформувати в учнів свідоме ставлення до свого здоровя надати життєві навички здорового способу життя та безпечної для здоровя поведінки.
53193. Літературна гра на тему: Шевченко - художник 32.5 KB
  Шевченка створена на тему його однойменної поеми Катерина Картина проектується на екран. На екран проектується репродукція картини Т.На екран проектується обкладинка першого видання Кобзаря. ВовчкуАвтопортрет зі свічкою Репродукція проектується на екран.
53194. Гра «Поле чудес» План-конспект узагальнюючого уроку на тему «Світлотінь» для 6 класу 308 KB
  Завдання можуть бути суто теоретичними а можуть чергуватися практичні та теоретичні питання. Нас чекають цікаві завдання відкриття призи. Познайомимося з умовами гри: Розподіл барабана на сектори: Кожен сектор має своє позначення: Намальований пензлик це означає що гравуць отримує практичне завдання виконати в кольорі аквареллю на папері пейзаж натюрморт розмивання набризк і т. Намальований олівець практичне завдання виконати простим олівцем малюнок геометричне тіло з світлотінню глечик вазу і т.
53195. Фізико-математична гра «Щасливий випадок» 241.5 KB
  Правила: В цьому раунді кожній команді буде задано деяку кількість простих запитань з математики, інформатики, фізики та астрономії за обмежений час (1 хв.) Кожна правильна відповідь оцінюється 1 балом. Приймаються лише перші відповіді команди. Якщо ніхто з учасників команди не знає відповіді на запитання, можна говорити «Пас» або «Далі». Очки при цьому не нараховуються.