67203

Военный коммунизм (1918 – 1921)

Лекция

История и СИД

Сталин выступил перед пленумом ЦК: Советский союз сильно отстал от запада в промышленном смысле СССР нуждается в немедленной и молниеносной индустриализации НЭП не позволяет создать мощную экономику и способствует дальнейшему отставанию СССР Сталин предложил постепенно сворачивать НЭП а после возникновения трудностей...

Русский

2014-09-06

39 KB

2 чел.

Военный коммунизм (1918 – 1921)

Причины военного коммунизма:

  1.  Гражданская война
  2.  Необходимость сосредоточить все материальные и людские ресурсы для борьбы с интервентами и белогвардейцами
  3.  Полный развал в экономике

Черты военного коммунизма:

  1.  Отказ от товарно-денежных отношений
  2.  Тотальная национализация  всех промышленных предприятий
  3.  Массовый перевод предприятий на выпуск военной продукции
  4.  Введение всеобщей трудовой повинности
  5.  Деление общества по классовому признаку
  6.  Введение продовольственной развёрстки и кабинеты бедноты

Военный коммунизм позволил большевикам обеспечить мобилизацию всех возможных ресурсов, достигнуть победы в гражданской войне и отбить атаки интервентов.

НЭП (новая экономическая политика).

В марте 1921 года на 10-м съезде партии большевики кардинально изменяют направление внутренней политики и отказываются от военного коммунизма, так как:

  1.  Была одержана победа в гражданской войне.
  2.  В деревне явно проявлялись антибольшевистские настроения
  3.  Хозяйственные связи между регионами резко ослабли.

Черты НЭПа:

  1.  Возврат к товарно-денежным отношениям; 1923-1924 г.г. проводится денежная реформа, вводится советский червонец, обеспечены драг. металлами.
  2.  Частичная приватизация предприятий. Расгосударствление предприятий.
  3.  Разрешение заниматься частным предпринимательством и торговлей.
  4.  Привлечение иностранных капиталов.
  5.  Замена продразверстки продналогами. Продналог устанавливался 1 раз в год и не подлежал корректировке. Крестьянству позволили продавать излишки сельхоз продукции на рынке.

В годы НЭПа большевики столкнулись с серией кризисов: транспортный, топливный. НЭП позволил упрочить позиции большевиков, оживить экономику, насытить рынок частью товаров, развить некоторые отрасли легкой промышленности, но в тоже время тяжелая промышленность оставалась в глубоком кризисе, резко выросла спекуляция (черный рынок – НЭПманы).

Коллективизация и индустриализация

Построение в стране мощной промышленной базы. В 1928 г. Сталин выступил перед пленумом ЦК:

  1.  Советский союз сильно отстал от запада в промышленном смысле
  2.  СССР нуждается в немедленной и молниеносной индустриализации
  3.  НЭП не позволяет создать мощную экономику и способствует дальнейшему отставанию СССР

Сталин предложил постепенно сворачивать НЭП, а после возникновения трудностей с хлебозаготовками он предложил изымать у крестьян их продукция принудительными методами.

С 1929 года государство начинает активно вкладывать деньги в строительство новых предприятий используя следующие источники:

  1.  Перекачивание средств из сельского хозяйства в промышленность
  2.  Поступления от внешней торговли (зерно, лес и произведения искусства).
  3.  Труд заключенных ГУЛЛАГа (Беломорканал).
  4.  Энтузиазм советского народа. В 1936 году Шахтер Алексей Стаханов перевыполнил план по добыче угля в 32 раза (на самом деле в раза).
  5.  Повышение налогов и добровольно-принудительные займы у населения.
  6.  С 1928 года в СССР были разработаны пятилетние планы, приоритетная ставка делалась на тяжелую промышленность (металлургия, авиастроение, химическая промышленность, танкостроение и т.п.).
  7.  По первой пятилетке были установление завышенные показатели, выполнить которые так и не удалось.
  8.  К концу 1932 года сталинское руководство осознало невозможность достижения поставленных планов ЦИК и планы были пересмотрены.
  9.  С 1933 – 1938 г. г проходила реализация второй пятилетки.

Итоги индустриализации:

  1.  К концу 30-х годов СССР стал второй экономикой в мире (первой в Европе).
  2.  97% промышленной продукции, используемой в СССР были советского производства.
  3.  В стране возникло более 6 тыс новых промышленных предприятий (Сталинградский тракторный завод, Челябинские заводы, Днепро-ГЭС). Расширена сеть железных дорог (Сибирь, Азия…) разведаны новые ресурсы (Уральский и Северный регионы).
  4.  В глубине СССР была образована дублирующая промышленная база, позволившая выстоять в войне с Германией.

Коллективизация.

В 1928 году в связи с начавшей индустриализацией потребовался усиленный контроль над сельским хозяйством, так как именно оно обеспечивало главные поступления для индустриализации.

Сталин лично написал статью «Год великого перелома», где указал плюсы создания колхозов; первоначально планировалось, что крестьянство пойдет в колхозы добровольно.

Партия планировала привлекать крестьян в колхозы снижением налогов, тракторами. МТС.

На практике крестьяне шли в колхозы медленно и неохотно.

В 1930 году  была ужесточена политика по отношению к деревне:

Резко повысили налоги для единоличников и началась компания раскулачивания.

Крестьянство ответило массовым забоем скота и птицы. В 1932 – 1933 в СССР начался массовый голод (Поволжье, Кавказ, Украина).

К 1935 году коллективизация приняла масштабный характер.

К 1938 – 1939 было коллективизировано более 90% всех крестьянских хозяйств.

СССР в первые послевоенные годы (1945 – 1953).

ВОВ привела к массовым разрушениям на территории СССР, более 1,5 тыс. городов были разрушены. 27 милл. погибших. Возник резкий дисбаланс между полами, на 1 мужика = 2,6 женщины. Резко выросла преступность, беспризорность.

Партийное руководство поставило задачу восстановить промышленные показатели, демобилизовать армию, восстановить все разрушенные предприятия.

Источники восстановления экономики:

  1.  Перекачивание средств из деревни в промышленность.
  2.  Выплаты Германии
  3.  Использование труда военнопленных (Японцы и Немцы).
  4.  Труд заключенных ГУЛЛАГа.
  5.  Трудовой энтузиазм советского народа.

В 1947 году были отменены карточки и проведена денежная реформа.

К 1948 году советский союз превзошел довоенные показатели. В области административного управления партийное руководство решило вернуться к министерствам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82122. Здоровий спосіб життя – це модно 70.5 KB
  Мета: Здійснювати пропаганду здорового способу життя; розширити та закріпити знання про пагубний вплив наркотиків тютюнопаління алкоголю на організм людини. Виховувати у учнів негативне відношення до застосування алкогольних напоїв наркотиків та та тютюнопаління, бажання і вміння вести здоровий спосіб життя...
82123. Зелені друзі 528 KB
  А зараз ми з вами спробуємо порівняти дерево і людину. Для цього ми розділимось на чотири групи кожна отримає запитання на яке дасть повну відповідь: Що спільного між людиною і деревом Чим відрізняються дерево і людина Яке значення дерева в житті людини Яке значення людини в житті дерев...
82124. Земля – наш космічний дім 63.5 KB
  Закріпити і перевірити знання учнів по темі; підвести підсумок пошуковій роботі; висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною; сприяти розвитку пам’яті, спостережливості; виховувати бережливе ставлення до природних багатств.
82125. Презентація проекту «Земля – наш дім» 41 KB
  Усі ми живі творіння природи на планеті Земля її біологічні мешканці і нам необхідно берегти свою Землю бо у космосі така одна. Світ-загадка лежить під ногами у нас: Форму кулі Земля наша має. Ось вирішили зробити колективну роботу Земля наш спільний дім а також композицію Рідна Земля намалювавши улюблені...
82126. Живе слово поета 72.5 KB
  Звучить музика Ведучий 1 Добрий день шановні друзі гості вчителі Ведучий 2 Ми вітаємо вас на нашому шкільному святі Живе слово поета О слово рідне Шум дерев Музика зір блакитнооких Шовковий спів снопів широких Дніпра між ними левій рев. 1 Художнє слово мов ота живинка Без нього ніби ти і не живеш...
82127. О.Буцень «Чи є зима?» 54.5 KB
  Мета: вчити дітей правильного і виразного читання; розширювати кругозір учнів; розвивати пізнавальні інтереси, усне мовлення, уяву, спостережливість; вдосконалювати техніку читання; виховувати любов до зимової пори, відчуття краси і неповторної зимової природи.
82128. Как зимуют птицы и звери. Забота людей о птицах и зверях зимой 429 KB
  Цель: учить устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе жизнью растений и жизнью животных; продолжить формировать умения сравнивать животных по их существенным признакам классифицировать их; обобщать полученную информацию; закреплять навыки работы в в группах...
82129. Конкурсно-розважальна програма для перших класів 45.5 KB
  Їжте діти апельсин Будете здорові як мій син Думаю що вам теж не завадять вітаміни які є у апельсині. То ж пограємо у гру Передай апельсин Апельсин тримаємо підборіддям передаємо наступним гравцям команди руками не допомагаємо. У кого падає апельсин той покидає гру.
82130. КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ И ПТИЦЫ 56 KB
  Оборудование: видеофильм Как зимуют звери и птицы картина Зимний пейзаж музыка Сказочная волшебная зимняярисунки птиц фотоальбом Животные Украины опорные схемы проектор компьютер маски животных карточки для самостоятельной работы учащихся карта Двуречанского района выставка книг.