67203

Военный коммунизм (1918 – 1921)

Лекция

История и СИД

Сталин выступил перед пленумом ЦК: Советский союз сильно отстал от запада в промышленном смысле СССР нуждается в немедленной и молниеносной индустриализации НЭП не позволяет создать мощную экономику и способствует дальнейшему отставанию СССР Сталин предложил постепенно сворачивать НЭП а после возникновения трудностей...

Русский

2014-09-06

39 KB

2 чел.

Военный коммунизм (1918 – 1921)

Причины военного коммунизма:

  1.  Гражданская война
  2.  Необходимость сосредоточить все материальные и людские ресурсы для борьбы с интервентами и белогвардейцами
  3.  Полный развал в экономике

Черты военного коммунизма:

  1.  Отказ от товарно-денежных отношений
  2.  Тотальная национализация  всех промышленных предприятий
  3.  Массовый перевод предприятий на выпуск военной продукции
  4.  Введение всеобщей трудовой повинности
  5.  Деление общества по классовому признаку
  6.  Введение продовольственной развёрстки и кабинеты бедноты

Военный коммунизм позволил большевикам обеспечить мобилизацию всех возможных ресурсов, достигнуть победы в гражданской войне и отбить атаки интервентов.

НЭП (новая экономическая политика).

В марте 1921 года на 10-м съезде партии большевики кардинально изменяют направление внутренней политики и отказываются от военного коммунизма, так как:

  1.  Была одержана победа в гражданской войне.
  2.  В деревне явно проявлялись антибольшевистские настроения
  3.  Хозяйственные связи между регионами резко ослабли.

Черты НЭПа:

  1.  Возврат к товарно-денежным отношениям; 1923-1924 г.г. проводится денежная реформа, вводится советский червонец, обеспечены драг. металлами.
  2.  Частичная приватизация предприятий. Расгосударствление предприятий.
  3.  Разрешение заниматься частным предпринимательством и торговлей.
  4.  Привлечение иностранных капиталов.
  5.  Замена продразверстки продналогами. Продналог устанавливался 1 раз в год и не подлежал корректировке. Крестьянству позволили продавать излишки сельхоз продукции на рынке.

В годы НЭПа большевики столкнулись с серией кризисов: транспортный, топливный. НЭП позволил упрочить позиции большевиков, оживить экономику, насытить рынок частью товаров, развить некоторые отрасли легкой промышленности, но в тоже время тяжелая промышленность оставалась в глубоком кризисе, резко выросла спекуляция (черный рынок – НЭПманы).

Коллективизация и индустриализация

Построение в стране мощной промышленной базы. В 1928 г. Сталин выступил перед пленумом ЦК:

  1.  Советский союз сильно отстал от запада в промышленном смысле
  2.  СССР нуждается в немедленной и молниеносной индустриализации
  3.  НЭП не позволяет создать мощную экономику и способствует дальнейшему отставанию СССР

Сталин предложил постепенно сворачивать НЭП, а после возникновения трудностей с хлебозаготовками он предложил изымать у крестьян их продукция принудительными методами.

С 1929 года государство начинает активно вкладывать деньги в строительство новых предприятий используя следующие источники:

  1.  Перекачивание средств из сельского хозяйства в промышленность
  2.  Поступления от внешней торговли (зерно, лес и произведения искусства).
  3.  Труд заключенных ГУЛЛАГа (Беломорканал).
  4.  Энтузиазм советского народа. В 1936 году Шахтер Алексей Стаханов перевыполнил план по добыче угля в 32 раза (на самом деле в раза).
  5.  Повышение налогов и добровольно-принудительные займы у населения.
  6.  С 1928 года в СССР были разработаны пятилетние планы, приоритетная ставка делалась на тяжелую промышленность (металлургия, авиастроение, химическая промышленность, танкостроение и т.п.).
  7.  По первой пятилетке были установление завышенные показатели, выполнить которые так и не удалось.
  8.  К концу 1932 года сталинское руководство осознало невозможность достижения поставленных планов ЦИК и планы были пересмотрены.
  9.  С 1933 – 1938 г. г проходила реализация второй пятилетки.

Итоги индустриализации:

  1.  К концу 30-х годов СССР стал второй экономикой в мире (первой в Европе).
  2.  97% промышленной продукции, используемой в СССР были советского производства.
  3.  В стране возникло более 6 тыс новых промышленных предприятий (Сталинградский тракторный завод, Челябинские заводы, Днепро-ГЭС). Расширена сеть железных дорог (Сибирь, Азия…) разведаны новые ресурсы (Уральский и Северный регионы).
  4.  В глубине СССР была образована дублирующая промышленная база, позволившая выстоять в войне с Германией.

Коллективизация.

В 1928 году в связи с начавшей индустриализацией потребовался усиленный контроль над сельским хозяйством, так как именно оно обеспечивало главные поступления для индустриализации.

Сталин лично написал статью «Год великого перелома», где указал плюсы создания колхозов; первоначально планировалось, что крестьянство пойдет в колхозы добровольно.

Партия планировала привлекать крестьян в колхозы снижением налогов, тракторами. МТС.

На практике крестьяне шли в колхозы медленно и неохотно.

В 1930 году  была ужесточена политика по отношению к деревне:

Резко повысили налоги для единоличников и началась компания раскулачивания.

Крестьянство ответило массовым забоем скота и птицы. В 1932 – 1933 в СССР начался массовый голод (Поволжье, Кавказ, Украина).

К 1935 году коллективизация приняла масштабный характер.

К 1938 – 1939 было коллективизировано более 90% всех крестьянских хозяйств.

СССР в первые послевоенные годы (1945 – 1953).

ВОВ привела к массовым разрушениям на территории СССР, более 1,5 тыс. городов были разрушены. 27 милл. погибших. Возник резкий дисбаланс между полами, на 1 мужика = 2,6 женщины. Резко выросла преступность, беспризорность.

Партийное руководство поставило задачу восстановить промышленные показатели, демобилизовать армию, восстановить все разрушенные предприятия.

Источники восстановления экономики:

  1.  Перекачивание средств из деревни в промышленность.
  2.  Выплаты Германии
  3.  Использование труда военнопленных (Японцы и Немцы).
  4.  Труд заключенных ГУЛЛАГа.
  5.  Трудовой энтузиазм советского народа.

В 1947 году были отменены карточки и проведена денежная реформа.

К 1948 году советский союз превзошел довоенные показатели. В области административного управления партийное руководство решило вернуться к министерствам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79495. Текущая и отчетная документация ПСО учреждения 34.5 KB
  План работы педагога-психолога форма. При составлении плана необходимо учитывать: Цели и задачи образовательного учреждения; Приоритет прав и интересов ребенка Нормы расхода времени на каждый вид деятельности План работы включает Название работы Условия проведения Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат План работы составляется на периоды месяц учебная четверть и т.Журнал учета групповых форм работы форма 4. К групповым формам работы относят: Тренинг с детьми или взрослыми Коррекционные или развивающие занятия с...
79496. Психологическое просвещение как вид деятельности психолога образования 31.27 KB
  Основной смысл психологического просвещения заключается в том чтобы: 1 знакомить воспитателей учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2 популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3 формировать потребность в психологических знаниях желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4 знакомить учащихся с основами самопознания самовоспитания; 5 достичь понимания необходимости практической...
79497. Психопрофилактическое направление в деятельности педагога-психолога 31.23 KB
  Психопрофилактика специальный вид деятельности психолога направленный на сохранение укрепление и развитие психологического здоровья детей. Психопрофилактика предполагает: Ответственность за соблюдение в образовательных учреждениях психологических условий необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе: Своевременное выявление таких особенностей ребенка которые могут привести к определенным сложностям отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии в поведении и отношениях;...
79498. Основная задача психопрофилактики. Понятие психологического здоровья 25.46 KB
  Психологическое здоровье оптимальное функционирование всех психических структур необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье это не только душевное но еще и личностное здоровье. Это состояние когда душевное здоровье сочетается с личностным.
79499. Содержание психопрофилактической работы в образовательном учреждении 33.61 KB
  Психолог анализирует все что окружает детей и во что те включены игру учебный процесс воспитательные мероприятия взаимоотношения со взрослыми и сверстниками походы в театр и на природу предметные кружки и спортивные секции и т. Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.Психолог следит за соблюдением в детском саду школе и других психологических условий обучения и воспитания...
79500. Понятие школьной дезадаптации, ее поведенческие и личностные показатели 33.29 KB
  В самом общем смысле под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения овладение которой по ряду причин становится затруднительным. Компонентами школьной дезадаптации могут выступать следующие. Поведенческий компонент показателями которого выступают повторяющиеся трудно корригируемые нарушения поведения: патохарактерологические реакции антидисциплинарное поведение пренебрежение правилами...
79501. Программа сопровождения процесса адаптации 28.44 KB
  В предлагаемой программе решаются следующие задачи: снижение эмоционального напряжения; развитие внутренней активности детей; формирование адекватной самооценки детей; развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных навыков.
79502. Диагностика дезадаптации 32.65 KB
  Столина проективных методик: рисунок семьи рисунок несуществующего животного рисунок школы; метод Социометрия беседы с детьми родителями учителями; изучение медицинских карт детей. Векслера выявление уровня тревожности и агрессивности с помощью методики Рисунок несуществующего животного выявление взаимосвязи мотивации и дезадаптации с помощью методики Рисунок школы исследование межличностных отношений методом социометрического опроса определение эмоционального климата в семье и зависимости между типом воспитания и...