67205

Испанская драматургия эпохи возрождения. Творчества Лопе де Вега

Доклад

Литература и библиотековедение

Творчества Лопе де Вега. Потребность в обновлении заставило одного из руководителей заставило сочинить чтото свое Лопе де Руэга. Но начало было положено и в след за ним появляется целая плеяда драматургов но решительный поворот был сделан после того как появилась новая звезда Лопе де Вега.

Русский

2014-09-06

47 KB

2 чел.

Испанская драматургия эпохи возрождения. Творчества Лопе де Вега.

Испанское возрождение было довольно специфичным, эта специфика выражается как в географическом положении Испании, так и в тех историко-культурных процессов, которые переживают страна в 15-16 столетиях. Испания – это самая западная часть Европы, по ее территории проходило множество народов, которые оставили заметный след в культуре. На этой территории жили кельты, римляне и многие знаменитые римляне были по происхождению испанцы. В середине 8 века на территорию Испании пришли Мавры, или арабы. Они создали собственное государство, Арабский Халифат, а столица Кордоба. Национальное самосознание испанцев формировалось в период, когда страна пыталась освободиться от мавританского присутствия (движение реконкисты). Оно объединило племена, населявшие эти территории и стимулировало развитие национальной культурной идентичности. События реконкисты находили отражение в эпических сказаниях испанцев, самым известным героическим эпосом стал – песнь о моем Сиде (сид означает господин).

История Сида не раз интерпретировалась писателями и самым известным вариантом стала пьеса «Сид» Пьера Корнеля.

Борьба испанцев с маврами носила не только территориальный, но и религиозный характер. Поскольку мавры были мусульманами, а испанцы христианами, они увидели в этом противостоянии религиозный конфликт, таким образом они пытались защитить еще и свою веру. Именно в Испании католическая церковь приобрела наиболее преданных горожан.

Почитание церковных праздников часто выливалось в массовые религиозные действа. Таким образом испанцы отмечали два праздника: праздника тела христова и праздник успения Богородицы. Во время этих праздников инсценировали тексты священного писания. Такие пьесы назывались аутос.

Говоря о предпосылках, их можно найти в религиозных традициях.

Третий фактор кроме реконкисты и религии, стали самобытные народные традиции этой страны. Испанцы – это народ, в культуре которого огромное внимание, значение, отводится музыке и танцу. Стиль фламенко не имеет аналогов нигде.

Представления испанского театра были многосоставными, они открывались как правило музыкальным номером, затем переходили к драматическому действию, а промежутки между действия и заполняли интермедиями, которые чаще всего представляли зажигательные номера. Испанцы обладали одной из самых зрелищных культур в Европе.

Коррида разыгрывалась по закону театра, как в театре была кульминация – поединок между тореадором и быком. Сам колорит испанской культуры способствовала развитию драматургии в этой стране.

Ренессансная драматургия в Испании опирается на предшествующие традиции:

  1.  Влияние античного театра.
  2.  Влияние средневекового театра, преимущество площадного. Этот театр был непритязателен, он следовал вкусу толпы. В этой форме театрального зрелища представляли фарсы: зарисовки из быта, из жизни.

В 15 веке насчитывалось множество бродячих трупп, которые играли переделки античных пьес и площадные фарсы. Поскольку эти зрелища пользовались успехом, репертуара не хватало. Потребность в обновлении заставило одного из руководителей заставило сочинить что-то свое (Лопе де Руэга). Он был основателем драматургии эпохи возрождения. Но особыми литературными талантами он не обладал. Он сочинял небольшие одноактные пьесы, которые были близки площадному фарсу. Но начало было положено и в след за ним появляется целая плеяда драматургов, но решительный поворот был сделан после того, как появилась новая звезда Лопе де Вега.

С его именем ассоциируется золотой век испанской драматургии. Фактически он пытался обобщить всю литературную практику. Он обладал непревзойденным чувством сцены и писал свои пьесы в расчете на реакцию публики. Кстати, нередко это служило упреком.

Он родился в Мадриде, получил первоначальное образование в иезуитском колледже, затем окончил университет. Состоял на службе у знатных лиц, прошел военную службу, был участником непобедимой армады.

После военной службы в мирной жизни он тесно сблизился с театральным кругами. Именно в этой среде он мог проявить свой незаурядный литературный талант. Когда ему было 5 лет он уже сносно знал латынь, а в 12 лет он сочинил свою первую пьесу. Он пробовал писать практически во всех литературных жанрах. Его творческое наследие: 1800 комедий, 400 религиозных пьес и еще 250 произведений известных нам по упоминаниям. Сохранилось порядка 400 пьес. Лопе де Вега изображал людей всех сословий и званий в самых неожиданных положениях. В его творческом наследии можно встретить пьесы бытовые, религиозные, мифологические, пасторальные. Он обладал историческим чутьем и умел искусно изображать нравы и архаизировать язык в случае необходимости. В 1609 году он опубликовал теоретическую работу: «Новое искусство сочинять комедии в наши дни».

Главным задача была - угодить зрителю. Эта задача требовала смешивать разные жанры, соединять комическое и трагическое, лирическое и драматическое. Он считает, что соблюдать условные формальности не нужно. Он готов нарушать единство места и времени, и включать в пьесу столько актов, сколько потребует сюжет. Разный материал требует разного стиля.

Он считает, что в каждой пьесе должны быть эффектные сцены, которые будут поддерживать внимание зрителя к происходящему. Он считал, что драматург должен быть современным, актуальным, но это вовсе не исключало того, что нужно учиться у предшественников. Он призывает учиться у античных авторов искусству диалога, стройной композиции, ритмической организации текста.

Все труды можно разделить на 3 основных групп пьес:

  1.  Комедии плаща и шпаги.
  2.  Пьесы на героические сюжеты (заимствованы из национальной истории)
  3.  Религиозные драмы (аутос).

Комедии плаща и шпаги своим названием указывают на то, что главные герои в этих пьесах – представители дворянского общества, а стало быть совсем не случайно возникло второе название – драмы чести.

в этих пьесах Лопе де Вега воспроизводит картины современного мира. Центральный конфликт так или иначе связан с любовными переживаниями, конфликты в этих произведениях легко разрушаются и наступает торжество. Примеры пьес: «Звезда Севильи», «Собака на сене».

Обилие пьес такого плана объясняется тем, что драматург использовал при их создании сходные схемы – единство в многообразии. Что совпадает:

  1.  Сходная система персонажей (пара влюбленных, еще одну молодую пару, которая попадает во всевозможные неожиданные ситуации, хитрого изворотливого слугу (грасиозу), пара стариков (родители молодых людей, либо соперники в любви), они попадают в комические ситуации и в финале признают, что бороться с любовью бессмысленно. Крайне редко можно встретить пожилых матерей, потому что структура персонажей была заимствована из итальянской комедии масок (комедия масок, а там нет матерей, есть только отцы).

Действующие лица носят благозвучные, приятные слуху имена (Валерия, Леонора, Диана и т.д).

Герои часто попадают в неожиданные ситуации, переодевания – комедия ошибок. Главным носителем комического начала выступал слуга. Этот тип персонажа тоже связан с давней традицией, источником послужил изворотливый раб в римской трагедии и Арлекин, а он имел образ средневекового черта. Грасиоза берет на себя роль пружины действия, благодаря его хитроумию развитие сюжета может поменяться радикально, происходят метаморфозы, которые ведут к благополучному исходу.

Лопе де Вега особое внимание уделял языковым характеристикам персонажей. Пьесы не выходили не завершенными, пока он не поставил точку в пьесе.

Лопе де Вега в большинстве своих пьес пытается в противовес реальным картинам жизни Испании своего времени создавать картину радости, благополучия, всеобщего веселия. Его герои – это цельные личности, которые пробивают себе дорогу в жизни благодаря личным качествам. Его герои отличаются жизнелюбием и оптимизмом. Все драматические конфликты всегда вещают счастливый финал (великий утешитель).

  1.  Это пьесы, которые написаны в первый и зрелый период творчества, когда его дарование на пике.

Подлинные исторические факты в них изображаются различные эпизоды из жизни Испании. Испанским королям, которые боролись с маврами вначале завоевания Лопе де Вега посвятил пьесу «Жизнь и смерть Вамбы». Сама реконкиста нашла воплощение в такой пьесе, как «Девушка из Семанки». Бесчинство феодалов в отношении к крестьянам «Овечий источник». Открытие Америки. Новый мир, открытый Христофором Колумбом. Все эти пьесы проникнуты патриотическим чувством, он идеализирует родную страну. В конфликтах – он на стороне народа.

Сюжетом для «Овечий источник» послужила реальная история, местный феодал, против него восстали, он пытался обесчестить местную девушку, дочь старосты, юноша вступился за нее, был жесткого наказан этим феодалом, но об этих событиях узнал король, встал на защиту простых людей. Главной героиней в этой пьесе становится девушка. Она мужественно противостоит феодалам, он пытается увещевать его, взывает к голосу чести, его разуму, однако, в ответ получает лишь презрение, он убежден, что на его стороне право сильного, он избивает ее старика отца, похищает девушку. А юношу хочет повесить. Потом все селении встает на защиту этих людей, в результате феодала убивают. Ведется следствие и король проявляет милость, прощает крестьян.

Самое интересное, то что он показывает настроение крестьян. Вначале пьесы он пассивны, они видят несправедливость в отношении местной девушки, но не пытаются противостоять, наверно потому, что не видят в этом ничего особенного. Отношение к ситуации меняется в тот момент, когда сломлены все, кто пытался встать на защиту героини. Потом девушка взывает к отмщению, только после ее призыва крестьяне меняют свое отношение. Главное в этой пьесе – это характер девушки Лауренсии, он превращается в народную героиню. Оскорбление, которое было ей нанесено, пробуждает в ней сильную натуру, способную бороться за справедливость. Истинным благородством выделяются народные характеры, а представители знати показаны очень критически.

В этой пьесе есть и лирическое начало, Лопе де Вега не изменил себе, оно связано во взаимоотношении Лоуренсии с юношей Франдосой.

Аутос  были написаны в последние годы жизни. Источником послужили Евангельские тексты и апокрифическая литература.

Лопе де Вега прожил фантастическую жизнь, наполненную приключениями, авантюрными событиями, современник Сервантес называл его чудом света. Он был удачен, успешен, был любимцем женщин.

В конце жизни, после смерти жены, особенно после смерти детей, Лопе стал чрезвычайно религиозен. Он принял постриг, священнический сан и в конце жизни отошел от светских интересов. Именно в этот период и появилось аутос. В этих пьесах можно обнаружить несвойственные ему черты: маролизаторство, иносказательность.

Возможно это объясняется тем, что поменялся культурный контекст. Эпоха возрождения заканчивалась, на смену возрождения приходило барокко, а оно отличается внутренней противоречивостью, драматизмом. Появляется целая плеяда авторов: Пьер Кальдерон и Тирса де Марина.

Пьер Каледерон: жизнь не такова, как она нам кажется. Жизнь есть сон.

У Тирса де марина уходит ощущение полноты жизни, ощущение радости, праздника. В его пьесах нет импровизационной, которая была у предшественников.

Таким образом, главным выразителем ренессансных настроений стал Лопе де Вега. Он оказал большое влияние на мировую драматургию, прежде всего на комедиографа 18 века: Мольер, Бомарше.

Он относится к числу очень популярных авторов, которых пытаются интерпретировать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16499. П.А. Столыпин. Политический портрет 126.5 KB
  РЕФЕРАТ П.А. Столыпин политический портрет Содержание Глава первая. Политическая и экономическая ситуация в России в конце 19 начало 20 века. стр. 2 ...
16500. Римское право. Учебное пособие 1.27 MB
  Московский государственный университет имени М.В Ломоносова Центр общественных наук И. Б. Новицкий РИМСКОЕ ПРАВО Ассоциация Гуманитарное знание ТЕИС Москва 2002 ББК67 Ответственный редактор проф. Е.А. Суханов Рекомендовано Ученым советом юридич...
16501. Регрессные обязательства между социалистическими хозяйственными организациями. Учебное пособие 1.01 MB
  Термин «регресс» (противоположный «прогрессу» — «движению вперед») по буквальному значению выражает «движение назад, обратно». Поэтому, например, выражение «регрессное требование» нередко заменяют, в качестве синонима, термином «обратное требование». Однако не всякое обратное требование подойдет под категорию регрессного требования, как ее понимают закон и арбитражно-судебная практика
16502. Вымогательство, квалификация, доказывание,оперативно-розыскная деятельность 366.5 KB
  Новик В. В. Овчинникова Г. В. Осипкин В. Н. Вымогательство квалификация доказывание оперативнорозыскная деятельность ВВЕДЕНИЕ Распад СССР породил в Российской Федерации равно как и в других странах СНГ многие негативные процессы: дестабилизацию общественной жизни...
16503. Судебная реформа и эффективность деятельности органов суда, прокуратуры и следствия 887 KB
  В сборник вошли тезисы выступлений, включенных в программу секционных заседаний конференции аспирантов и соискателей Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по темам: уголовный процесс, прокурорский надзор, уголовное право, криминология, криминалистика и юридическая психология
16504. Объект преступления по советскому уголовному праву 1.18 MB
  Никифоров Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву. В книге исследуется вопрос об объекте преступления то есть о том общественном интересе против которого направлено преступление и который охраняется законом. Уяснение вопросо...
16505. ЛОГИКА. Учебное пособие 743 KB
  АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ НИКИФОРОВ ЛОГИКА МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО €œВЕСЬ МИР€ 2001 Содержание Предисловие Глава 1 ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ Что изучает логика Истинность и правильность Мышление и язык Этапы развития логики Зачем нужно знакомст...
16506. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Учебное пособие 992 KB
  М. И. НИКИТИНА АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАУКИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ИЗДАТЕЛЬСТВО КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАЗАНЬ 1972 Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Казанского университета Научный редактор доц. Р. А. Дзыба ...
16507. История политических и правовых учений 4.23 MB
  История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией членакорреспондента РАН В. С. Нерсесянца. М. 1996. Учебник посвящен всемирной истории политической и правовой мысли. В нем освещаются основные политико правовые теории древнего мира ср...