67207

Антонимия. Понятие антонимии

Лекция

Иностранные языки, филология и лингвистика

Антонимы греч. Антонимы образуют антонимические пары чаще и ряды: умный способный посредственный бестолковый глупый. Классификация по типу противоположности выражаемой антонимами 1 Градуальные антонимы Такие антонимы выражают качественную контрарную лат. Дополнительные антонимы Антонимы этого типа выражают контрадикторную лат.

Русский

2014-09-06

67 KB

17 чел.

нтонимия (студ.)


  1.  Антонимия
  2.  Понятие антонимии
  3.  Типы антонимов
  4.  Связь антонимии с  полисемией и синонимией

Литература

_____________________________________________________________

  1.  Понятие  антонимии

Антонимия – противоположность значений языковых единиц одного и того же уровня языка: слов, морфем, синтаксических конструкций [ЭРЯ, с. 29].

Антонимы (греч. anti‘против’ и  onyma  ‘имя’) – слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения [ЛЭС, с. 36].

  •  

  •  бедный – богатый
  •  бедно – богато
  •  бедность – богатство
  •  беднеть – богатеть
  •  утро – вечер
  •  утренний – вечерний
  •  предутренний – предвечерний
  •  утром – вечером 

Антонимия предполагает наличие качественного признака, способного варьировать и доходить до противоположного. В значениях антонимов обязательно есть общие признаки, сближающие их, создающие основу для противопоставления, и признаки отличительные, специфические [Реформатский, с. 101].

В антонимические отношения вступают не все слова. Не имеют антонимов имена собственные, существительные с конкретными значениями (стол, стул, рука, голова), числительные, бóльшая часть местоимений (я, вы, кто).

Антонимы образуют антонимические пары (чаще) и ряды:

  •  умный – способный – посредственный – бестолковый – глупый.
  1.  Типы  антонимов

Существует  несколько классификаций антонимов:

  1.  по типу противоположности,
  2.  по степени противоположности,
  3.  по закрепленности в системе языка,
  4.  по структуре (структурная).

2.1.  Классификация  по  типу  противоположности,  выражаемой антонимами

1) Градуальные антонимы

Такие антонимы выражают качественную (контрарную < лат. contrarius  ‘противоположный’) противоположность. Между крайними членами антонимической пары существует промежуточный  (средний) элемент:

  •  большой – небольшой – маленький;
  •  горячий – теплый – прохладный – холодный;
  •  прекрасный – … – безобразный;
  •  верх  – (середина) – низ.

Промежуточный элемент может быть предполагаемым:

  •  грубый – Ø – нежный

Отсутствие в языке специальной ЛЕ для промежуточного члена может компенсироваться описательно:

  •  не очень грубый [Алефиренко, с. 223].
  1.  Дополнительные антонимы

Антонимы этого типа выражают контрадикторную (лат. contradictorius ‘противоречивый’), или комплементарную (лат. complementum ‘дополнение’) противоположность.

Между крайними членами нередко нет ничего среднего. Отрицание одного есть утверждение другого:

  •  можно – не-можно = нельзя,
  •  зрячий – не-зрячий = слепой,
  •  женатый – холостой,
  •  живой – мертвый,
  •  вместе – врозь,
  •  соблюдать – нарушать.

Можно заметить, что в некоторых классических примерах дополнительных антонимов средние элементы все-таки существуют: зрячий – слабовидящийполуслепой – слепой. Однако принципиальным является то, что при отрицании мы получаем противоположный член пары: не-зрячий = слепой; не-слепой = зрячий. Для градуальных антонимов это не так: большойнебольшой ≠ маленький; горячийнегорячий ≠ холодный.

  1.  Векторные антонимы

(выражают противоположную направленность действий, состояний, признаков): 

  •  подойти – отойти, 
  •  разрешать – запрещать,
  •  зажигать – гасить,
  •  оборонительный – наступательный,
  •  атака – контратака,
  •  подъем – спуск.
  1.  Конверсивы

Конверсия (от лат. conversio ‘изменение, превращение’), обращение высказывания – выражение одного и того же действия или отношения в обратных направлениях – от одного участника ситуации к другому и наоборот:

  •  Студент сдает экзамен.Преподаватель принимает экзамен.
  •  Башня опирается на фундамент. Фундамент поддерживает башню.
  •  Брат старше сестры. Сестра  младше  брата.
  •  Продавец продает картину.  Покупатель покупает картину.
  •  предшественник последователь.

Конверсивы не образуют самостоятельного класса, т.к. среди них есть антонимы предыдущих классов. Многие исследователи

  •  не рассматривают конверсию как тип антонимии,
  •  но считают антонимию одним из источников конверсии [ЛЭС, с. 234].

2.2.  По степени  противоположности 

  •  Полными антонимами называют крайние точки ряда слов, обозначающих однородные понятия:
  •  холодный – горячий,
  •  маленький – большой,
  •  хорошо – плохо.

Полные антонимы стилистически однородны.

  •  Неполными антонимами считают такие, которые обладают

а)  различными оттенками значений:

  •  холодный – тёплый,
  •  маленький – гигантский,
  •  хорошо – отвратительно,
  •  слабый – могущественный;

б) различной стилистической  или экспрессивной окраской:

  •  юноша (нейтр.) – старец (высок.),
  •  плохой (нейтр.) – клёвый (жарг.),
  •  бежать  (нейтр.) – тащиться (разг., экспр.).

2.3.  По закрепленности  в  системе  языка 

Антонимы делятся на

  •  языковые (узуальные),
  •  речевые (контекстуальные, окказиональные).

Контекстуальные антонимы – слова, которые антонимичны только в данном контексте:

  •  мед – яд,
  •  Лилипут – Гулливер, 
  •  «Хозяин и работник» (Толстой).
  •  Они сошлись: вода и камень,

 Стихи и проза,  лед и пламень

Не столь различны меж собой (Пушкин).

  •  Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан (Некрасов).

 2.4.  По  структуре  (структурная  классификация)

  •  Разнокоренные антонимы являются наибольшим классом слов.
  •  Однокоренные антонимы:
  •  при-возить ↔ у-возить ( в ↔ вы, вз ↔ с, с ↔ раз и т.д.);
  •  грамотный ↔ не-грамотный, красивый ↔ не-красивый;
    симметрия ↔
    а-симметрия, милитаризм ↔ анти-милитаризм;
  •  англ. harm-ful ‘вредный’harm-less ‘безвредный’
  •  Энантиосемия (греч. enantios ‘противоположный’), или внутрисловная антонимия – наличие у слова противоположных значений. Напр.:
  •  одолжить – дать в долг взять в долг,
  •  оговориться – специально  нечаянно,
  •  просмотреть – осматривая, познакомиться с чем-нибудь смотря, не заметить, пропустить,
  •  баловать – нежить, ласкать хулиганить, распутничать,
  •  лат. altus высокий  глубокий.

Кроме языковой энантиосемии, выделяют речевую, которая возникает в определенных контекстах в результате экспрессивно-иронической оценки событий, когда слово с положительным значением употребляется в отрицательном смысле:

  •  Так вы и сегодня не приготовились к занятию?! Замечательно!
  •  Такого хорошего приема я еще никогда не видела!
  •  Ох, и умен!

Межъязыковая энантиосемия:

  •  вонять – в восточнославянских языках ‘издавать дурной запах’,
    в западнославянских – ‘благоухать’, ср. чешск.
    вóнявки ‘духи’;
  •  урóда в польском ‘красота’;
  •  лат. hostis ‘враг’ → у русских и немцев ‘чужеземный купец’ → Gast, гость ‘дружеский посетитель’; в индоевропейском праязыке слово означало ‘чужеземец’ [Реформатский, с. 102].
  1.  Связь  антонимии  с   полисемией  и  синонимией

ЛСВ многозначного слова могут входить в различные ряды антонимов:

  •  густой – редкий (о лесе, волосах); – жидкий (о супе, сметане);
  •  сухой –    1) не содержащий влаги – мокрый,

2) лишенный влажности – влажный,

3) лишенный свежести – свежий,

4) худощавый – полный,

5) лишенный мягкости, доброты – ласковый.

Между синонимическими парами (и рядами) возможны антонимические отношения:

  •  горе ↔ радость,
  •  горе – печаль, боль, скорбь, горесть, тоска, кручина и т.д.
  •  радость – отрада, блаженство, счастье и т.д.

 трусливый

смелый несмелый    антонимический пучок

робкий

  1.  Стилистическое  использование  антонимии

1. Антонимы – яркое средство выражения антитезы (стилистический прием, строящийся на противопоставлении сравнимых понятий (предметов, явлений, признаков) на уровне словосочетания, предложения):

  •  Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
  •  Легко подружитьсятяжело разлучиться.

2. Оксюморон (греч. oxymōron ‘остроумно-глупое’) – фигура речи, которая состоит в сочетании слов, противоречащих друг другу по смыслу:

  •  красноречивое молчание,
  •  звонкая тишина,
  •  сухое вино,
  •  живой труп,
  •  мертвые души,
  •  горячий снег.

Литература

Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Антонимия. Функции антонимов. С.  221–227.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Антонимы. С. 158–160.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Минск: ТетраСистемс, 2001. 6.4. Лексико-семантические группировки слов. Антонимы. Антонимия. С. 137–140.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987. § 28. Лексико-семантические группировки слов. Антонимы. С. 183–184.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Антонимия. С. 35–36. Антонимы. С. 36.

Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. М.: Изд-во МГУ : Изд-во «ЧеРо», 1997.  Антонимы. С. 106 –115.

Реформатский А. А.  Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997. § 17. Антонимы. С. 101–104.

Современный русский язык. Фонетика. Лексикология, Фразеология / под ред. П. П. Шубы. Минск: Прогресс, 1998. Соотношение русских слов по принципу антонимии. С. 210–216.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. § 57. Семантические группы. С. 163–166.

ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Антонимия. С. 28–29. Антонимы. С. 31.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61892. Художники и зрители 50.5 KB
  Перед вами картина известного французского художника Ван Гога. Перед вами картина известного русского художника Михаила Врубеля. Вот такая картина рисуется в воображении благодаря искусному изображению художника. Вот ещё одна картина.
61893. Цели и задачи уроков права 66 KB
  ОБУЧАЮЩИЕ: знакомить учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формировать у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе Дать: представления о различных источниках благосостояния представление о различных способах размещения и использования ресурсов и об их влиянии на состояние человека общества и окружающей среды; учащимся специальные знания Научить: понимать необходимость существования в обществе различных норм и законов их функции и значения; почему различные ситуации...
61894. Виховна година: “Цигарка - ворог, зброя проти неї - ваша воля” 47.5 KB
  На думку одного психіатра люди палять не тому що хочуть палити а тому що не можуть перестати. Як можна відмовитися від паління перестати палити Насамперед треба спробувати розірвати коло дуже міцних рефлекторних звязків.
61895. Разработка стратегии вывода нового для рынка России товара компании Christ в интересах получения эксклюзивного дилерства в условиях ограниченного инвестиционного ресурса 3.64 MB
  В советское время развитие конного спорта находилось под государственным контролем и управлялось централизованно. Для широкой массы не представлялось возможнымприобрести лошадь и заниматься любительским конным спортом, так как государство ограничивало права иметь лошадь в частной собственности. Таким образом, рынок коневодства и конного спорта отсутствовал полностью. Культура конного спорта не развивалась в принципе.
61896. ОПЕРАТОРИ ЦИКЛУ 93.5 KB
  Призначення операторів циклу. Кожний з трьох засобів організації циклу має свої особливості для кожного засобу є своє коло задач які найбільш природно вирішуються саме з його допомогою.
61897. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников 1005.17 KB
  Образовывать глаголы сначала от звукоподражаний, а затем и при помощи приставок; Использовать в речи различные глагольные формы (совершенный и несовершенный вид, прошедшее, настоящее и будущее время); согласовывать глаголы с существительным и т.д.
61898. Состав числа 8 48 KB
  Что вы знаете о числах от 1 до 10 на слайде 3 утёнка Сколько здесь утят Какой цифрой обозначаем С помощью каких двух слагаемых можно получить число 3 Это называется состав числа 3. Упражнения на ориентацию в пространстве слайд Сколько на рисунке детей Сколько мальчиков Девочек...
61899. В. Сухомлинський «Горбатенька». В. Нестайко «Руденький» 62.5 KB
  Нестайка розрізні слова ілюстрації до тексту завдання уроку пересувна дошка ілюстрації адвоката прокурора судді запис словникової роботи підручник О. а ланцюжкове читання тексту як це все було без мене б вибіркове читання тексту...