67207
Антонимия. Понятие антонимии
Лекция
Иностранные языки, филология и лингвистика
Антонимы греч. Антонимы образуют антонимические пары чаще и ряды: умный способный посредственный бестолковый глупый. Классификация по типу противоположности выражаемой антонимами 1 Градуальные антонимы Такие антонимы выражают качественную контрарную лат. Дополнительные антонимы Антонимы этого типа выражают контрадикторную лат.
Русский
2014-09-06
67 KB
20 чел.
нтонимия (студ.)
Литература
_____________________________________________________________
Антонимия противоположность значений языковых единиц одного и того же уровня языка: слов, морфем, синтаксических конструкций [ЭРЯ, с. 29].
Антонимы (греч. anti против и onyma имя) слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения [ЛЭС, с. 36].
Антонимия предполагает наличие качественного признака, способного варьировать и доходить до противоположного. В значениях антонимов обязательно есть общие признаки, сближающие их, создающие основу для противопоставления, и признаки отличительные, специфические [Реформатский, с. 101].
В антонимические отношения вступают не все слова. Не имеют антонимов имена собственные, существительные с конкретными значениями (стол, стул, рука, голова), числительные, бóльшая часть местоимений (я, вы, кто).
Антонимы образуют антонимические пары (чаще) и ряды:
Существует несколько классификаций антонимов:
2.1. Классификация по типу противоположности, выражаемой антонимами
1) Градуальные антонимы
Такие антонимы выражают качественную (контрарную < лат. contrarius противоположный) противоположность. Между крайними членами антонимической пары существует промежуточный (средний) элемент:
Промежуточный элемент может быть предполагаемым:
Отсутствие в языке специальной ЛЕ для промежуточного члена может компенсироваться описательно:
Антонимы этого типа выражают контрадикторную (лат. contradictorius противоречивый), или комплементарную (лат. complementum дополнение) противоположность.
Между крайними членами нередко нет ничего среднего. Отрицание одного есть утверждение другого:
Можно заметить, что в некоторых классических примерах дополнительных антонимов средние элементы все-таки существуют: зрячий слабовидящий полуслепой слепой. Однако принципиальным является то, что при отрицании мы получаем противоположный член пары: не-зрячий = слепой; не-слепой = зрячий. Для градуальных антонимов это не так: большой небольшой ≠ маленький; горячий негорячий ≠ холодный.
(выражают противоположную направленность действий, состояний, признаков):
Конверсия (от лат. conversio изменение, превращение), обращение высказывания выражение одного и того же действия или отношения в обратных направлениях от одного участника ситуации к другому и наоборот:
Конверсивы не образуют самостоятельного класса, т.к. среди них есть антонимы предыдущих классов. Многие исследователи
2.2. По степени противоположности
Полные антонимы стилистически однородны.
а) различными оттенками значений:
б) различной стилистической или экспрессивной окраской:
2.3. По закрепленности в системе языка
Антонимы делятся на
Контекстуальные антонимы слова, которые антонимичны только в данном контексте:
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (Пушкин).
Но гражданином быть обязан (Некрасов).
2.4. По структуре (структурная классификация)
Кроме языковой энантиосемии, выделяют речевую, которая возникает в определенных контекстах в результате экспрессивно-иронической оценки событий, когда слово с положительным значением употребляется в отрицательном смысле:
Межъязыковая энантиосемия:
ЛСВ многозначного слова могут входить в различные ряды антонимов:
2) лишенный влажности влажный,
3) лишенный свежести свежий,
4) худощавый полный,
5) лишенный мягкости, доброты ласковый.
Между синонимическими парами (и рядами) возможны антонимические отношения:
трусливый
смелый несмелый антонимический пучок
робкий
1. Антонимы яркое средство выражения антитезы (стилистический прием, строящийся на противопоставлении сравнимых понятий (предметов, явлений, признаков) на уровне словосочетания, предложения):
2. Оксюморон (греч. oxymōron остроумно-глупое) фигура речи, которая состоит в сочетании слов, противоречащих друг другу по смыслу:
Литература
Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Антонимия. Функции антонимов. С. 221227.
Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Антонимы. С. 158160.
Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Минск: ТетраСистемс, 2001. 6.4. Лексико-семантические группировки слов. Антонимы. Антонимия. С. 137140.
Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987. § 28. Лексико-семантические группировки слов. Антонимы. С. 183184.
ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Антонимия. С. 3536. Антонимы. С. 36.
Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. М.: Изд-во МГУ : Изд-во «ЧеРо», 1997. Антонимы. С. 106 115.
Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997. § 17. Антонимы. С. 101104.
Современный русский язык. Фонетика. Лексикология, Фразеология / под ред. П. П. Шубы. Минск: Прогресс, 1998. Соотношение русских слов по принципу антонимии. С. 210216.
Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. § 57. Семантические группы. С. 163166.
ЭРЯ Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия Дрофа, 1997. Антонимия. С. 2829. Антонимы. С. 31.
PAGE 1
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
16276. | Общие сведения, простой монтаж в Adobe Premiere Pro 2.0 | 819 KB | |
Лабораторная работа №1 Общие сведения простой монтаж в Adobe Premiere Pro 2.0 1 Цель работы 1.1 Получить первичные навыки работы с программой нелинейного монтажа Adobe Premiere Pro 2.0. 1.2 Научиться производить захват видеоинформации с внешних устройств при помощи Adobe Premiere. 1.3 Научит... | |||
16277. | Типы эффектов в Adobe Premire Pro 2.0 | 123 KB | |
Лабораторная работа №2 Типы эффектов в Adobe Premire Pro 2.0 1 Цель работы 1.1 Изучить типы эффектов в программе Adobe Premire Pro 2.0. 1.2 Получить практические навыки работы с эффектами в Adobe Premiere Pro 2.0. 1.3 Смонтировать видеоролик с использованием эффектов. 2 Литература 2.1 Приложе | |||
16278. | Создание титров в Adobe Premiere Pro 2.0 | 187.5 KB | |
Лабораторная работа №3 Создание титров в Adobe Premiere Pro 2.0 1 Цель работы 1.1 Изучить методы создания и редактирования титров в программе Adobe Premiere Pro 2.0. 1.2 Смонтировать видеоролик с применением титров/субтитров. 2 Литература 2.1 Приложение Общие сведения о титрах. ... | |||
16279. | Работа со звуком в Adobe Premiere Pro 2.0 | 183.5 KB | |
Лабораторная работа №4 Работа со звуком в Adobe Premiere Pro 2.0 1 Цель работы 1.1 Получить практические навыки при работе со звуковыми файлами в программе Adobe Premiere Pro 2.0. 1.3 Смонтировать видеоролик с использованием эффектов. 2 Литература 2.1 Приложение Работа со звуком. ... | |||
16280. | Рирпроекция в Adobe Premiere Pro 2.0 | 183 KB | |
Лабораторная работа №5 Рирпроекция в Adobe Premiere Pro 2.0 1 Цель работы 1.1 Ознакомиться с технологией рирпроекции применяемой в видеопроизводстве. 1.2 Получить практические навыки создания цветовой рирпроекции в программе Adobe Premiere Pro 2.0. 1.3 Смонтировать видеоролик с прим | |||
16281. | Создание видеодиска в Nero StartSmart | 3 MB | |
Лабораторная работа №3 Создание видеодиска 1 Цель работы: 1.1Научиться пользоваться программой Nero StartSmart. 1.2Научиться производить запись цифрового видео на DVD для возможности его дальнейшего просмотра на DVDплеере. 2 Литература: 2.1 Приложение А. 3 Подгото | |||
16282. | Анализатор спектра DL-4. Работа со спутником | 1.3 MB | |
Лабораторная работа №1 Анализатор спектра DL4. Работа со спутником 1 Цель работы: 1.1 Получить навыки работы с прибором DL4. 1.2 Научиться настраиваться на нужную программу и фиксировать её в памяти прибора. 1.2 Научиться заносить данные прибора в компьютер при помощи | |||
16283. | Система проектирования электронных схем. Логические элементы | 153 KB | |
Лабораторная работа № Тема: Система проектирования электронных схем. Логические элементы Цель: Научиться с помощью системы EWB анализировать работу электронных схем работать с электронным знакогенератором и осциллографом. Оборудование: IBM PC Программное | |||
16284. | Исследование принципиальных электрических схем простых логических элементов (И, ИЛИ, НЕ) | 47 KB | |
Лабораторная работа № Тема: Исследование принципиальных электрических схем простых логических элементов И ИЛИ НЕ Цель работы: Проанализировать работу принципиальных электрических схем простых логических элементов И ИЛИ НЕ Оборудование:IBM PC Программно | |||