67207

Антонимия. Понятие антонимии

Лекция

Иностранные языки, филология и лингвистика

Антонимы греч. Антонимы образуют антонимические пары чаще и ряды: умный способный посредственный бестолковый глупый. Классификация по типу противоположности выражаемой антонимами 1 Градуальные антонимы Такие антонимы выражают качественную контрарную лат. Дополнительные антонимы Антонимы этого типа выражают контрадикторную лат.

Русский

2014-09-06

67 KB

20 чел.

нтонимия (студ.)


  1.  Антонимия
  2.  Понятие антонимии
  3.  Типы антонимов
  4.  Связь антонимии с  полисемией и синонимией

Литература

_____________________________________________________________

  1.  Понятие  антонимии

Антонимия – противоположность значений языковых единиц одного и того же уровня языка: слов, морфем, синтаксических конструкций [ЭРЯ, с. 29].

Антонимы (греч. anti‘против’ и  onyma  ‘имя’) – слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения [ЛЭС, с. 36].

  •  

  •  бедный – богатый
  •  бедно – богато
  •  бедность – богатство
  •  беднеть – богатеть
  •  утро – вечер
  •  утренний – вечерний
  •  предутренний – предвечерний
  •  утром – вечером 

Антонимия предполагает наличие качественного признака, способного варьировать и доходить до противоположного. В значениях антонимов обязательно есть общие признаки, сближающие их, создающие основу для противопоставления, и признаки отличительные, специфические [Реформатский, с. 101].

В антонимические отношения вступают не все слова. Не имеют антонимов имена собственные, существительные с конкретными значениями (стол, стул, рука, голова), числительные, бóльшая часть местоимений (я, вы, кто).

Антонимы образуют антонимические пары (чаще) и ряды:

  •  умный – способный – посредственный – бестолковый – глупый.
  1.  Типы  антонимов

Существует  несколько классификаций антонимов:

  1.  по типу противоположности,
  2.  по степени противоположности,
  3.  по закрепленности в системе языка,
  4.  по структуре (структурная).

2.1.  Классификация  по  типу  противоположности,  выражаемой антонимами

1) Градуальные антонимы

Такие антонимы выражают качественную (контрарную < лат. contrarius  ‘противоположный’) противоположность. Между крайними членами антонимической пары существует промежуточный  (средний) элемент:

  •  большой – небольшой – маленький;
  •  горячий – теплый – прохладный – холодный;
  •  прекрасный – … – безобразный;
  •  верх  – (середина) – низ.

Промежуточный элемент может быть предполагаемым:

  •  грубый – Ø – нежный

Отсутствие в языке специальной ЛЕ для промежуточного члена может компенсироваться описательно:

  •  не очень грубый [Алефиренко, с. 223].
  1.  Дополнительные антонимы

Антонимы этого типа выражают контрадикторную (лат. contradictorius ‘противоречивый’), или комплементарную (лат. complementum ‘дополнение’) противоположность.

Между крайними членами нередко нет ничего среднего. Отрицание одного есть утверждение другого:

  •  можно – не-можно = нельзя,
  •  зрячий – не-зрячий = слепой,
  •  женатый – холостой,
  •  живой – мертвый,
  •  вместе – врозь,
  •  соблюдать – нарушать.

Можно заметить, что в некоторых классических примерах дополнительных антонимов средние элементы все-таки существуют: зрячий – слабовидящийполуслепой – слепой. Однако принципиальным является то, что при отрицании мы получаем противоположный член пары: не-зрячий = слепой; не-слепой = зрячий. Для градуальных антонимов это не так: большойнебольшой ≠ маленький; горячийнегорячий ≠ холодный.

  1.  Векторные антонимы

(выражают противоположную направленность действий, состояний, признаков): 

  •  подойти – отойти, 
  •  разрешать – запрещать,
  •  зажигать – гасить,
  •  оборонительный – наступательный,
  •  атака – контратака,
  •  подъем – спуск.
  1.  Конверсивы

Конверсия (от лат. conversio ‘изменение, превращение’), обращение высказывания – выражение одного и того же действия или отношения в обратных направлениях – от одного участника ситуации к другому и наоборот:

  •  Студент сдает экзамен.Преподаватель принимает экзамен.
  •  Башня опирается на фундамент. Фундамент поддерживает башню.
  •  Брат старше сестры. Сестра  младше  брата.
  •  Продавец продает картину.  Покупатель покупает картину.
  •  предшественник последователь.

Конверсивы не образуют самостоятельного класса, т.к. среди них есть антонимы предыдущих классов. Многие исследователи

  •  не рассматривают конверсию как тип антонимии,
  •  но считают антонимию одним из источников конверсии [ЛЭС, с. 234].

2.2.  По степени  противоположности 

  •  Полными антонимами называют крайние точки ряда слов, обозначающих однородные понятия:
  •  холодный – горячий,
  •  маленький – большой,
  •  хорошо – плохо.

Полные антонимы стилистически однородны.

  •  Неполными антонимами считают такие, которые обладают

а)  различными оттенками значений:

  •  холодный – тёплый,
  •  маленький – гигантский,
  •  хорошо – отвратительно,
  •  слабый – могущественный;

б) различной стилистической  или экспрессивной окраской:

  •  юноша (нейтр.) – старец (высок.),
  •  плохой (нейтр.) – клёвый (жарг.),
  •  бежать  (нейтр.) – тащиться (разг., экспр.).

2.3.  По закрепленности  в  системе  языка 

Антонимы делятся на

  •  языковые (узуальные),
  •  речевые (контекстуальные, окказиональные).

Контекстуальные антонимы – слова, которые антонимичны только в данном контексте:

  •  мед – яд,
  •  Лилипут – Гулливер, 
  •  «Хозяин и работник» (Толстой).
  •  Они сошлись: вода и камень,

 Стихи и проза,  лед и пламень

Не столь различны меж собой (Пушкин).

  •  Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан (Некрасов).

 2.4.  По  структуре  (структурная  классификация)

  •  Разнокоренные антонимы являются наибольшим классом слов.
  •  Однокоренные антонимы:
  •  при-возить ↔ у-возить ( в ↔ вы, вз ↔ с, с ↔ раз и т.д.);
  •  грамотный ↔ не-грамотный, красивый ↔ не-красивый;
    симметрия ↔
    а-симметрия, милитаризм ↔ анти-милитаризм;
  •  англ. harm-ful ‘вредный’harm-less ‘безвредный’
  •  Энантиосемия (греч. enantios ‘противоположный’), или внутрисловная антонимия – наличие у слова противоположных значений. Напр.:
  •  одолжить – дать в долг взять в долг,
  •  оговориться – специально  нечаянно,
  •  просмотреть – осматривая, познакомиться с чем-нибудь смотря, не заметить, пропустить,
  •  баловать – нежить, ласкать хулиганить, распутничать,
  •  лат. altus высокий  глубокий.

Кроме языковой энантиосемии, выделяют речевую, которая возникает в определенных контекстах в результате экспрессивно-иронической оценки событий, когда слово с положительным значением употребляется в отрицательном смысле:

  •  Так вы и сегодня не приготовились к занятию?! Замечательно!
  •  Такого хорошего приема я еще никогда не видела!
  •  Ох, и умен!

Межъязыковая энантиосемия:

  •  вонять – в восточнославянских языках ‘издавать дурной запах’,
    в западнославянских – ‘благоухать’, ср. чешск.
    вóнявки ‘духи’;
  •  урóда в польском ‘красота’;
  •  лат. hostis ‘враг’ → у русских и немцев ‘чужеземный купец’ → Gast, гость ‘дружеский посетитель’; в индоевропейском праязыке слово означало ‘чужеземец’ [Реформатский, с. 102].
  1.  Связь  антонимии  с   полисемией  и  синонимией

ЛСВ многозначного слова могут входить в различные ряды антонимов:

  •  густой – редкий (о лесе, волосах); – жидкий (о супе, сметане);
  •  сухой –    1) не содержащий влаги – мокрый,

2) лишенный влажности – влажный,

3) лишенный свежести – свежий,

4) худощавый – полный,

5) лишенный мягкости, доброты – ласковый.

Между синонимическими парами (и рядами) возможны антонимические отношения:

  •  горе ↔ радость,
  •  горе – печаль, боль, скорбь, горесть, тоска, кручина и т.д.
  •  радость – отрада, блаженство, счастье и т.д.

 трусливый

смелый несмелый    антонимический пучок

робкий

  1.  Стилистическое  использование  антонимии

1. Антонимы – яркое средство выражения антитезы (стилистический прием, строящийся на противопоставлении сравнимых понятий (предметов, явлений, признаков) на уровне словосочетания, предложения):

  •  Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
  •  Легко подружитьсятяжело разлучиться.

2. Оксюморон (греч. oxymōron ‘остроумно-глупое’) – фигура речи, которая состоит в сочетании слов, противоречащих друг другу по смыслу:

  •  красноречивое молчание,
  •  звонкая тишина,
  •  сухое вино,
  •  живой труп,
  •  мертвые души,
  •  горячий снег.

Литература

Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Антонимия. Функции антонимов. С.  221–227.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Антонимы. С. 158–160.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Минск: ТетраСистемс, 2001. 6.4. Лексико-семантические группировки слов. Антонимы. Антонимия. С. 137–140.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987. § 28. Лексико-семантические группировки слов. Антонимы. С. 183–184.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Антонимия. С. 35–36. Антонимы. С. 36.

Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. М.: Изд-во МГУ : Изд-во «ЧеРо», 1997.  Антонимы. С. 106 –115.

Реформатский А. А.  Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997. § 17. Антонимы. С. 101–104.

Современный русский язык. Фонетика. Лексикология, Фразеология / под ред. П. П. Шубы. Минск: Прогресс, 1998. Соотношение русских слов по принципу антонимии. С. 210–216.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. § 57. Семантические группы. С. 163–166.

ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Антонимия. С. 28–29. Антонимы. С. 31.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39112. Природные кризисы в истории развития жизни на Земле 278.5 KB
  Важнейшие катастрофы26 Заключение39 Список используемой литературы43 Приложения. При рассмотрении вопроса природных и искусственных катастроф на Земле именно в этом контексте хотелось бы определиться со значимостью изучения этого вопроса для будущего человечества ибо именно катастрофы приводят к самым большим бедствиям и разрушениям имеют огромное влияние на дальнейшее развитие всего живого как и в конкретном регионе так и на всей планете. Часто это...
39113. Ноосферная концепция В.И. Вернадского 52.5 KB
  Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты русский ученый употреблял понятие ноосфера в разных смыслах: 1.[2] Таким образом понятие ноосфера предстаёт в двух аспектах: 1. Ноосфера в стадии становления развивающаяся стихийно с момента появления человека; 2. Ноосфера развитая сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.
39114. Устойчивое развитие и эколого – правовой режим охраны природных ресурсов и объектов 71.5 KB
  Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, однако в течение очень длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу. Лишь в конце дошлого столетия изменения биосферы под влиянием хозяйственной деятельности обратили на себя внимание ученых. В первой половине нынешнего века эти изменения нарастали и в настоящее время лавиной обрушились на человеческую цивилизацию
39115. ИССЛЕДОВАНИЕ КОРОННОГО РАЗРЯДА 305.5 KB
  Если к двум электродам между которыми находится газовый промежуток приложить электрическое поле то при определенной разности потенциалов между электродами которую назовем критической и обозначим через U0 возникает коронный разряд. При прочих равных условиях вероятность появления свечения вокруг электрода а следовательно короны тем больше чем меньше радиус кривизны электродов. Свечение возникающее при коронном разряде около электрода связано с элементарными процессами происходящими на границе электрод воздух или в объеме...
39116. ИССЛЕДОВАНИЕ КОРОННОГО РАЗРЯДА. Отрицательный коронный разряд 85 KB
  Кроме того критические потенциалы коронного разряда и искрового пробоя Uп неодинаковы. Возникновение коронного разряда объясняется появлением вблизи коронирующего электрода резкой неоднородности электрического поля значительно превосходящей напряженность электрического поля на других участках воздушного промежутка между электродами. Для возникновения коронного разряда напряженность поля у электрода должна превосходить электрическую прочность воздуха.
39117. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ТЕОРИИ, ОКАЗАВШИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 102.5 KB
  Основным фактором детерминирующим развитие и функционирование живых организмов а также отдельных физиологических систем в составе организма выступает не прошлое событие а подготовка к еще не наступившим событиям которая обеспечивается прогнозированием результатов предстоящих действий на основе опережающего отражения и механизмами целеполагания. Любой поведенческий акт живого организма обеспечивается рядом системных механизмов и процессов которые организуются в функциональную систему: механизм афферентного синтеза...
39118. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 63.5 KB
  Строгий естественнонаучный подход к анализу и объяснению психических явлений в психологии поведения. В качестве одного из основателей объективной психологии поведения называют российского физиолога И. Вместе с тем это направление имеет множество научных достижений которые составляют золотой фонд мировой психологии: исследована эффективность различных типов подкрепления поощрения и наказания в процессах научения разработано множество тонких методов позволяющих регистрировать различные формы поведения животных установлено...
39119. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 172 KB
  Культурное развитие человека представляет собой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций ВПФ. Источник развития человеческой психики находится во внешней идеальной форме в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в присвоении культурноисторического опыта человечества что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. При этом...
39120. ТЕОРИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. ТЕОРИИ МОТИВАЦИОННОЙ И ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ 155 KB
  Состояние когнитивного диссонанса возникает тогда: когда человек воспринимает самого себя в качестве причины возникшей когнитивной несогласованности; когда действия субъекта основаны на свободном выборе и разрушают Яконцепцию; когда люди чувствуют личную ответственность за свои неверные действия и поступки; когда такие действия и поступки имеют серьезные последствия. Когда свои действия или поступки которые вызывают когнитивный диссонанс человек не может оправдать и объяснить внешними факторами уменьшение диссонанса...