67212

Предмет психологии, ее задачи

Лекция

Психология и эзотерика

Предмет психологии ее задачи. Общее представление о психологии как науке. Соотношение научной и житейской психологии. Система феноменов которые изучаются в современной психологии жизненная роль соответствующих явлений.

Русский

2014-09-06

99.75 KB

0 чел.

Лекция 1. Предмет психологии, ее задачи. (1 час).

Общее представление о психологии как науке. Соотношение научной и житейской психологии. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений. Деление психических явлений на процессы, свойства, состояния. Поведение и деятельность как предмет психологии. Общие и специальные отрасли психологии. Краткая характеристика различных психологических направлений. 

Понятие о предмете психологии

Каждая конкретная наука имеет свой предмет исследования. Однако психология, в отличие от других наук, обладает особыми качествами.

Задолго до того, как психические процессы стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге. Оно закреплялось, передавалось из поколения в поколение в языке, в памятниках народного творчества, его вбирали пословицы, поговоркиЛучше один раз увидеть, чем десять услышать», «Повтореньемать ученья»). Житейские психологические знания, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Кроме того, психология как система жизненных явлений знакома каждому человеку, представлена ему в виде собственных ощущений, образов, мышления, речи и др.

Особое положение психологии обусловлено  следующим:

1) психологиянаука о самом сложном, что пока известно человечеству (еще Аристотель подчеркивал, что знание о душе –знание о наиболее возвышенном и удивительном);

2) в психологии сливаются объект и субъект познания, только здесь научное сознание человека становится его научным самопознанием;

) особенность психологии в ее уникальных практических следст-виях.

В дословном переводе психологиянаука о душе. В научном употреблении термин «психология» появился в XVI веке и первона-чально относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых психических явлений, которые каждый человек обнаружи-вает легко в результате самонаблюдения. Вплоть до начала XX века психология определялась как наука о душе, душевных явлениях. Под душевными явлениями понимались чувства, мысли, желания, то есть состояния субъективного сознания.

Самостоятельной и экспериментальной областью научного знания психология становится с XIX века (в 1879 г. немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии).

Студенту следует уяснить, что психологическое имеет двоякую форму существования. Первая  объективная форма существования психического (выражается в жизни и деятельности), вторая  субъективная (рефлексия, интроспекция, самопознание, отражение психического в самом себе). Ведь несомненно, что в нас живут образы, чувства, переживания, что есть некоторая особенная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю. Есть солнце и есть моя мысль о солнце, есть переживание радости и то, что вызвало эту радость. Иными словами, есть мир и есть то, как этот мир живет во мне и в других людях в образах, мыслях, отношениях, т.е. мир психических явлений, субъективная реальность.

Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Фундаментальное свойство субъективных явлений их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Существует и целый ряд других форм проявления психики. Среди них факты поведения, неосознаваемые психические процессы. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах человеческой деятельности психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.

Таким образом, объектом психологии выступает психика – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.

Психика включает в себя познавательные процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь и др.), с помощью которых человек познает окружающий мир, а также психические свойства и состояния (склонности, способности, характер, потребности и мотивы, воля, чувства, эмоции и др.), регулирующие общение с людьми, управляющие действиями и поступками.

Наиболее общим пониманием предмета психологии являются основные закономерности порождения и функционирования психической реальности (единство объективной и субъективной реальности).

Итак, психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

В настоящее время психология представляет собой разветвленную систему наук. В ней выделяются отрасли, представляющие собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальное. Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения психики, поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. В силу такой универсальности эти знания объединяются термином «общая психология». Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике.

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Напомним, что познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и речь. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это эмоции, способности, мотивация, темперамент, характер, воля.

Специальные отрасли психологии включают генетическую, дифференциальную, социальную, педагогическую, юридическую, медицинскую психологию, патопсихологию, психодиагностику и психотерапию. Кроме названных отраслей выделяется психология труда, управления, инженерная и др.2

 Место психологии в системе наук

В силу своих особенностей психология тесно связана с естественными науками и социогуманитарными. Более того, превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз с естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX века (внедрение в психологию экспериментального метода Г. Фехнера). Огромную роль в развитии психологии сыграли работы И.М. Сеченова (психологические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, они результат рефлекторной деятельности нервной системы.) Рефлекторная теория Сеченова получила дальнейшее развитие в работах И. Павлова, А. Ухтомского и др., составивших естественнонаучную основу психологических знаний. К примеру, одно из направлений современной биологии этология, изучающая поведение животных, рассматривает соотношение врожденного инстинктивного поведения и влияния среды. В то же время проблема соотношения врожденного и приобретенногоодна из важных проблем психологии. Среди биологических дисциплин прикладного характера выделяется медицина, прежде всего неврология и психиатрия. 

Психология связана и с социогуманитарными науками. Это относится особенно к тем отраслям психологического знания, которые связаны с человеческой личностью. Например, с историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах; с социологией психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения. Долгое время психология развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии (гуманистическая психология основана на принципах экзистенционализма). Непосредственна связь психологии с педагогикой. Психология выявляет психологические механизмы, лежащие в основе педагоги-ческих взаимодействий, изучает закономерности педагогического процесса. Не случайно имена выдающихся теоретиков и практиков педагогики вошли в историю психологии (И.Г. Пестолоцци, К.Д. Ушин-ский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Многие выдающиеся ученые были и психологами, и педагогами (Л.С. Выготский, П. Блон-ский, Л.В. Занков и др.) На рубеже XIX-XX вв. появилось комплексное направление, пытавшееся охватить психологические и педагогические аспекты отношения к ребенку,педология (наука о ребенке).

Таким образом, в психологии, не являющейся единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме, представлены направления как естественнонаучной, так и гуманитарной ориентации.

Основными задачами психологии являются, с одной стороны, познание психической реальности как таковой, а с другой стороны, на основании этого знания выработка средств практической помощи людям в самых разнообразных областяхв организации оптимальных условий труда, воспитании, облегчении тягостных жизненных переживаний и т.д. Психология просто полезна человеку, чтобы понимать состояние своей души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения, чтобы понять свои возможности, достоинства и недостатки, то есть психологически-достоверно охарактеризовать самого себя как личность; психология необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

 Методы психологии

Методы психологии целесообразно классифицировать на три группы: методы естественнонаучной психологии, методы гуманитарной (понимающей) психологии, методы практической психологии. Такое различение методов находится в соответствии с их назначением и познавательными возможностями.

В психологии, как и в естествознании в целом, основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение (внешнее) –метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики. Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

По характеру взаимодействия с объектом различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы, его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации, и не включенное (стороннее), т.е. без взаимодействия и установления контактов с изучаемым лицом или группой.

Основная задача психологического эксперимента, как и наблюдения,сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. Однако эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает организацию психологом ситуации исследования. Выделяют три вида психологического эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий (обучающий) эксперимент.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов. Большого совершенства в использовании лабораторного эксперимента достигла когнитивная психология, изучающая познавательные процессы человека.

Естественный экспериментпсихологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого. Идея его проведения в естественных условиях жизнедеятельности людей принадлежит А. Ф. Лазурскому. Естественный эксперимент вырос из педагогической практики; здесь же он получил признание и широкое применение. Формирующий (обучающий) экспериментметод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности. Существо метода проявляется в его названиях: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий и др. Формирующий эксперимент стал основным методом педагогической психологии.

К объективным методам психологии относится также тестирование, используемое для целей психологической диагностики, для распознавания или оценки состояний, характеристик отдельного человека или группы. 

Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации являются письменные или устные суждения индивида. 

Метод анализа результата деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психологических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъектов.

К методам анализа результатов деятельности относится, например контэнт-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных и других текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология, позволяющая определить по характеристикам почерка определенные психологические свойства автора письма.

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности полученных данных. Гуманитарная психология противопоставляет объяснению в естествознании понимание. В качестве конкретных форм понимания выступают интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция и др.

Интроспекция есть «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. Самонаблюдению открываются чувства, мысли, желания и т.п. Однако требуется особая внутренняя работа по их осмыслению, истолкованию, пониманию.

Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции и представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдения, описание человеком самого себя. Культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиографии, исповеди, дневники.

Эмпатическое слушание основано на способности человека понять собеседника в сопереживании емупереживании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник через отождествление себя с ним.

Идентификация как метод понимания другого человека представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого.

Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения.

Практическая психология ориентирована на работу с психикой, с сознанием, на способы воздействия психолога на сознание другого человека, на его ценностные ориентации, на формы общения, характер взаимоотношений.

К основным методам практической психологии относятся психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг. Особое, место в психотерапии занимает логотерапия, созданная австрийским психологом и терапевтом В. Франклом. Его теория основана на убеждении, что фундаментальной потребностью человека является потребность в смысле жизни, реализация его является признаком подлинно человеческого бытия. Каждый человек сам должен отыскать его. Основной метод, которым пользуется логотерапевтметод диалога.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53138. РОЗРОБКА УРОКУ – ГРИ «СВИСТАТИ ВСІХ НАГОРУ!» (УЗАГАЛЬНЮЮЧИЙ УРОК З ГЕОГРАФІЇ У 7 КЛАСІ) 249 KB
  Мета уроку: навчальна: повторити, узагальнити та систематизувати знання учнів з теми «Гідросфера»; вдосконалювати навички та вміння використовувати набуті знання на практиці у нестандартних ситуаціях; підвищити інтерес до вивчення географії за допомогою ігрової форми,
53139. Гідросфера. Узагальнення (урок – гра у 6 класі) 89.5 KB
  Якщо тему добре знаєш То мене ти відгадаєш Запитання: Про що йде мова У яких станах може перебувати вода на Землі Твердому рідкому газоподібному. Запитання: Яке явище описано у вірші Що є основною причиною утворення кругообігу води в природі Енергія Сонця. Запитання: Про які кольорові моря йде мова Жовте Чорне Червоне Біле . Запитання: Яка основна причина океанічних течій ...
53140. Гигиена питания 98.5 KB
  Действующие лица: комиссар полиции мистер Бортоломью инспектор полиции мистер Дрейк миссис Синтия Бабингтон. Мери пожалуйста пригласите ко мне инспектора Дрейка. Входит инспектор Дрейк. Доброе утро инспектор.
53141. Правила виконання ранкової гімнастики. Частини обличчя 106.5 KB
  Мета уроку: Практична: Ознайомити учнів із значенням та правилами виконання ранкової гігієнічної гімнастики; Закріплення рухових дій засобами естафет, рухливих ігор; Вивчення та відпрацювання вживання лексики по темі в усному мовленні; Формування навичок монологічного мовлення, сприйняття на слух іншомовних слів, опису людини за малюнком;
53142. Гімнастика до занять у початкових класах 56.5 KB
  Гімнастика до занять вирішує головним чином виховні та оздоровчі завдання. Щодня виконувані фізичні вправи надають сприятливий вплив на організм сприяють формуванню правильної постави виховують звичку до регулярних занять фізичними вправами. Колективне виконання вправ під час гімнастики до занять дисциплінує організовує і згуртовує учнів.
53143. Вплив розвитку дрібної моторики на формування мовлення дітей дошкільного віку 39.21 KB
  В роботі з дітьми а особливо з тими що вже мають порушення мовлення велику увагу необхідно приділяти розвитку функції дрібних мязів рук. Рухи рук тісно повязані з мовленням вони є одним з факторів його формування. Звязок рухів руки з мовленням був відмічений ще в 1928 році. Пізніше на основі спеціально проведених дослідів було висунуто думку про те що рухи пальців рук стимулюють розвиток центральної нервової системи і прискорюють розвиток мовлення дитини.
53144. Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие на планету «Гимназия» 50 KB
  Ученик: Мы на планете нашей Всех соберём друзей. Ученик: Педагоги в ней прекрасны Каждый чем то да хорош. Для нас потом в науку Откроются пути Прославим мы гимназию И он и я и ты Ученик: Гимназии нашей Пусть парус плывёт Ведь алым зовётся по праву. Может бать откроешь что то Неизвестное пока Но добьёшься ты чего то Это уж наверняка Многопрофильность даёт нам Сразу право выбирать Может даже президентом Гимназисты смогут стать Ученик: Нам в гимназии славно живется Многопрофильной стала она.
53145. Сценарій проведення виховного заходу з учнями 5 класу “Посвята в гімназисти” 41 KB
  Місце проведення: актова зала гімназії Обладнання: державні символи атрибути навчального закладу емблема 5Б класу мультимедійний проектор музичний центр.1: У гімназії Словянській Всі ми діти всі єдині Вчителі як ті батьки Нас навчають залюбки.1: Сьогодні у 5Б Словянської гімназії свято. А чи знаєте ви що гімназії завжди були в історії культури України символом освіченості чистоти та гідності.
53146. Интегрированный урок по русскому языку, природоведению, внеклассному чтению в 4 классе на тему: «Главного глазами не увидишь….» 59 KB
  Цель: Расширить представление учащихся о частях речи, о роли прилагательных в поэтической речи, совершенствование навыков быстрого выразительного чтения. Развитие воображения, наблюдательности, памяти, образного мышления, речи, умения слушать учителя, самостоятельно работать в группах, точно высказывать свою мысль, делать анализ прочитанного. Воспитывать чувство дружбы, отзывчивости.