67213

Основные направления современной психологии

Лекция

Психология и эзотерика

Все что происходит внутри человека изучить невозможно то есть человек выступает как черный ящик. Объективно изучать регистрировать можно только реакции внешние действия человека и стимулы ситуации которые эти реакции обусловливают. Основная задача бихевиоризма подчеркивает Уотсон заключается в накоплении наблюдений...

Русский

2014-09-06

98.51 KB

5 чел.

Лекция 2. Основные направления современной психологии. (2 часа) 

Бихевиоризм: основные психологические положения и представители (Дж. Уотсон, Торндайк).Психоанализ и неофрейдизм (з. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм). Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс). Исторический путь развития психологии в России.

   Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-е годы XIX века. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учрежденийпсихологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

В начале XX века в психологической науке сформировались основные научные школы (направления): бихевиористская, психоаналитическая, гуманистическая, когнитивная, гештальтпсихология.

Бихевиоризм как наука о поведении

Основоположником бихевиоризма явился Дж. Уотсон (1878-1958 гг.). Его работа «Психология с точки зрения бихевиориста» (191З г.) положила начало этому направлению. Предметом бихевиоризма Уотсон провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике (англ. behavio(u)rism-behaviourповедение). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, то есть человек выступает как «черный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают.

«Основная задача бихевиоризма,подчеркивает Уотсон,заключается в накоплении наблюдений за поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или –если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана». Поведениеэто всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой происходит приспособление индивида к окружающему миру. Формула «стимул-реакция» (SR) являлась ведущей в бихевиоризме.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

Попытку преодолеть упрощенную трактовку поведения за счет введения внутренних процессов по схеме (SR), развивающихся в организме под влиянием стимула, влияющих на реакцию, представляют различные варианты необихевиоризма.

Основы необихевиоризма заложил Э. Толмен (1886-1959 гг.) в книге "Целевое поведение животных и человека" (1932 г.) Он различал три разновидности детерминант поведения: независимые переменные (первоначальные причины поведения) стимулы и исходное физиологическое состояние организма; способности, т.е. видовые свойства организма; вмешивающиеся внутренние переменные – намерения (цели) и познавательные процессы.

В необихевиоризме выделяют в основном два направления, связанные с именами К. Халла (введение идеи промежуточных переменных) и Б. Скиннера.

К. Халл (1884-1952 гг.), в отличие от Уотсона, вместо схемы «стимул-реакция» вводит формулу «стимул –организм –реакция», где организм –это некоторые протекающие внутри невидимые процессы. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потреб-ность определяет характер поведения. От силы потребности зависит сила реакции.

Б. Скиннер (1904-1990 гг.) выдвинул теорию оперантного бихевио-ризма. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Процесс приспособления к среде обитания строится на основе активных пробвоздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции, которые не вызываются стимулом, а выделяютсяиспускаются») организмом, Скиннер назвал оперантными, и именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного.

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека.

Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы Скиннер описывает в терминах реакции и подкрепления, а человекакак реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Вся культуралитература, живопись, эстрадаоказываются в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями». Скиннер трансформирует понятия свободы, ответственности, достоинства, фактически исключает их из реальной жизнедеятельности человекапо ту сторону свободы и достоинств»).

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения. Средством управления поведением людей выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Психоанализ 3. Фрейда

Пожалуй, в истории психологии вряд ли найдется теоретическая концепция, так сильно повлиявшая на цивилизацию XX века, как психоанализ. Его идеи оказали столь широкое и мощное воздействие на психологию, дали направление, в котором до сих пор развивается неофрейдистская линия в психологии. Человек предстал в психоанализе не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как находящееся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.

Психика человека была понята как поле непрерывного конфликта между силами инстинкта, рассудка и сознания. Это сложное взаимодействие конкурирующих между собой инстинктов, мотивов, влечений, которые борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. З. Фрейд (1856-1939 гг.) выдвинул на передний план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей,о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между "желаемым" и «должным». Жизненность и практическая значимость этих вопросов обусловили тот большой резонанс, который получило учение Фрейда, как в самой психологии, так и далеко за ее пределами. В противовес господствующей интроспек-тивной психологии, делающей главный акцент на изучение собственно сознания, которым исчерпывается сфера психического. Если до Фрейда и выдвигались различные представления о том, что психика не эквивалентна сознанию, то они носили умозрительный характер, далекий от реальных процессов поведения. Ключевым для Фрейда становится представление о том, что поведением людей правят иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что сознание, интеллектлишь маскировка этих сил, а не средство активного отражения реальности и все более углубленного осмысления ее. 3. Фрейд превратил исследование бессознательного в центральный момент изучения человеческой личности и разработал пути подхода к нему.

Содержание, которое является бессознательным в данный момент, но которое может быть в принципе осознано, называется у Фрейда предсознательным. Его Фрейд отличает от собственно бессознательного, о существовании которого в собственной психике человек не только не догадывается, но и энергично скрывает наличие подобных содержаний в его душе, потому что они кажутся ему несовместимыми с моральными и этическими нормами, принятыми в обществе, с его собственным «Я», и подвергаются вытеснению в бессознательное. Но вытесненное в бессознательное желание продолжает существовать в человеческой психике и ждет только первой возможности сделаться активным и послать от себя в сознание искаженного, ставшего неузнаваемым, заместителя (истерические симптомы, сновидения, ошибочные действия).

Бессознательное, по Фрейду, не имеет строгой структуры, но оно объединено единым принципом удовольствия и включает в себя слепые, инстинктивные силы: агрессивные и сексуальные влечения, которые находятся в постоянном конфликте с «Я» и «Сверх-Я». Организацию психической жизни, как видим, Фрейд представляет в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и Сверх-Я (супер-эго).

Под «Оно» (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требования должна удовлетворять инстанция «Я» (эго).

«Эго» следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. «Эго» - посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны и ответными двигательными реакциямис другой. К функциям «эго» относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от «Оно»).

Особое значение придавалось «Сверх-Я» (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если «Оно» предопределено генетически, а «Я» –продукт индивидуального опыта, то «Сверх-Я» –продукт влияний, исходящий от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. «Сверх-Я» образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то «Оно» испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины.

. Фрейд объяснял наличие чувства вины у неврастеников влиянием «Сверх-Я». С помощью такого подхода объяснялся феномен тревожности, занимавший большое место в психоанализе. Различались три вида тревожности: вызванная реальностью, обусловленная давлением со стороны бессознательного «Оно» и со стороны «Сверх-Я». Соответственно задача психоанализа усматривалась в том, чтобы освободить «Я» от различных форм давления на него и увеличить его силу. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, «Я» спасается с помощью специальных «защитных механизмов» –вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности и т.д. Регрессиясоскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация –один из механизмов, посредством, которого сексуальная запретная энергия, перемещаясь на не сексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие о «Я» и о сознании, истолковать «Я» как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения. Можно принимать или оспаривать идеи, выдвинутые 3. Фрейдом (о значении бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека, о психологической защите как средстве сохранения «Я», о детской сексуальности, о психосексуальных стадиях в развитии человека и др.), однако необходимо отдать им должное и признать их мощное, глубокое и прочное влияние на современный мир. Дальнейший этап в развитии психологии ознаменовался появлением многочисленных теорий, авторы которых, отталкиваясь от 3. Фрейда, стремились либо расширить его подход к личности, либо пересмотреть его.

Многие ученые остались верны психоанализу, они шлифовали его теоретическую систему, другие заняли собственные, нередко антагонистические позиции. Два наиболее выдающихся теоретика А. Адлер и К. Юнг, вырастая из психоаналитического движения, создали совершенно самостоятельные теории, соперничающие с фрейдовской по масштабу охвата главных аспектов человеческого поведения.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психологиятретье и самое новое направление в психологиипредлагает радикально противоположную бихевиоризму и психоанализу точку зрения на человека и человеческую природу.

Гуманистические психологи (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) считают, что человек от природы хорош и способен к самосовершен-ствованию. Сама сущность человека, по их мнению, постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только общество и окружение активно не мешают этому процессу.

Гуманистическое направление в психологии исходит из того, что людиактивные, творцы собственной жизни, обладающие свободой выбирать свой стиль жизни. Авторы книги «Теории личности» Л. Хьелл и Д. Зиглер попытались обобщить то общее, что роднит и объединяет таких различных психологов, как Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.

Одним из важнейших принципов гуманистической психологии является экзистенциалистский взгляд на человека:

  •  каждый человек живет как «сущий в мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и смерть. Каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам»;
  •  каждому из нас брошен вызовмы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире, и тогда «жизнь есть то, что мы из нее Делаем»;
  •  только, сами люди, брошенные в водоворот жизни, ответственны за выбор, который они делают. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым.

Психологи гуманитарного направления подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опытаЯ и есть мой выбор»).

Гуманистическая психология основывается на концепции становления. Человек всегда находится в процессе становления. Следовательно, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и социальных побуждений.

Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти и отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования.

Избегать свободы и ответственности за свой выбор, значит, быть неподлинным, вести себя предательски и жить в отчаянии, безнадежности.

Психологи гуманистического направления утверждают, что единственная реальность, известная кому-либо,это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Это феноменологическое, или «здесь и сейчас» направление. Они подчеркивают важность субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто»,утверждает А. Маслоу. Чтобы изучить поведение, надо постичь внутренний мир, субъективный опыт. Иными словами, субъективный опытключ к поведению, только субъективные переживания ответственны за опыт.

Человека необходимо рассматривать как целостную личность. Иной подход, считают психологи-гуманисты, менее продуктивен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26725. Североатлантический регион в современном мире 12.09 KB
  Громадный район северной атлантики от восточного побережья Канады и США на западе и до Кольского полуострова и Балтики на востоке этот геостратегический регион когдато в равной мере контролировался блоками НАТО и Варшавского договора. Североатлантический регион САР играет ведущую роль в большой политике что объясняется прежде всего его важным стратегическим местоположением: это транзитный район между Европой и Северной Америкой. Так объемы двусторонней торговли между США и ЕС почти на 50 больше чем объемы транстихоокеанской...
26726. Муниципальное образование как объект и субъект управления 40.5 KB
  Муниципальный район объединяет несколько смежных поселений или поселений и пространств между ними межселенных территорий которые находятся вне границ Городской округ имеет полномочия и муниципального района и городского поселения. В сельских поселениях включающих два и более населенных пункта в муниципальных районах выделяются административные центры поселения где расположены органы МС.: территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли независимо от их формы собственности и целевого назначения включая прилегающие земли...
26727. Природные, исторические, национальные, социально-демографические, экономические особенности муниципальных образований 27 KB
  Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество средства местных бюджетов а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. К собственным доходам местного бюджета могут относиться: средства самообложения граждан...
26728. Характеристика муниципального хозяйства 27.5 KB
  Субъектами местного хозяйства выступают домохозяйства предприниматели органы местного самоуправления представительства от местного населения в виде различного рода общественных или профессиональных организаций. Цель хозяйства благоустройство социальное благосостояние местного сообщества Специфика муниципального хозяйства: носит черты частного хозяйства использование муниципальной собственности; имеет общественный характер население является заказчиком муниципальных услуг; является подрядчиком выполняя государственные...
26729. Сущность бюджетного федерализма 32.5 KB
  Сущность бюджетного федерализма. Для обновления бюджетного устройства РФ необходим пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. России федеральному государству с трехуровневой бюджетной системой необходимо бюджетное устройство основанное на принципах бюджетного федерализма под которым понимается система налоговобюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Реализация концепции бюджетного федерализма основана на сочетании двух взаимодополняющих тенденций...
26730. Задачи и формы органов местного самоуправления 49 KB
  Задачи и формы органов местного самоуправления. гарантии и права контроль и надзор Классификация органов местного самоуправления По способу образования Выборные Другие формируемые: на добровольной основе с последующим утверждением; на основе назначения; на основе кооптации по установленным нормам. По назначению специализации Общего назначения Специального назначения По полномочиям Исполняющие собственные полномочия Исполняющие отдельные государственные полномочия Исполняющие добровольные полномочия По способу принятия решений...
26731. Организационная структура местной (городской, районной, поселковой) администрации 47 KB
  Организационная структура местной городской районной поселковой администрации. Признаки местной администрации именно как исполнительно распорядительного органа. Согласно законодательству местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является либо глава муниципального образования либо лицо назначаемое на должность главы местной администрации по контракту заключаемому по результатам конкурса на замещении указанной должности на срок полномочий определяемый уставом...
26732. Организация труда муниципального служащего. Формирование кадрового резерва 37 KB
  Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации достигший возраста 18 лет исполняющий в порядке определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Помимо оснований предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе...