67213

Основные направления современной психологии

Лекция

Психология и эзотерика

Все что происходит внутри человека изучить невозможно то есть человек выступает как черный ящик. Объективно изучать регистрировать можно только реакции внешние действия человека и стимулы ситуации которые эти реакции обусловливают. Основная задача бихевиоризма подчеркивает Уотсон заключается в накоплении наблюдений...

Русский

2014-09-06

98.51 KB

4 чел.

Лекция 2. Основные направления современной психологии. (2 часа) 

Бихевиоризм: основные психологические положения и представители (Дж. Уотсон, Торндайк).Психоанализ и неофрейдизм (з. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм). Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс). Исторический путь развития психологии в России.

   Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-е годы XIX века. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учрежденийпсихологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

В начале XX века в психологической науке сформировались основные научные школы (направления): бихевиористская, психоаналитическая, гуманистическая, когнитивная, гештальтпсихология.

Бихевиоризм как наука о поведении

Основоположником бихевиоризма явился Дж. Уотсон (1878-1958 гг.). Его работа «Психология с точки зрения бихевиориста» (191З г.) положила начало этому направлению. Предметом бихевиоризма Уотсон провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике (англ. behavio(u)rism-behaviourповедение). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, то есть человек выступает как «черный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают.

«Основная задача бихевиоризма,подчеркивает Уотсон,заключается в накоплении наблюдений за поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или –если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана». Поведениеэто всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой происходит приспособление индивида к окружающему миру. Формула «стимул-реакция» (SR) являлась ведущей в бихевиоризме.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

Попытку преодолеть упрощенную трактовку поведения за счет введения внутренних процессов по схеме (SR), развивающихся в организме под влиянием стимула, влияющих на реакцию, представляют различные варианты необихевиоризма.

Основы необихевиоризма заложил Э. Толмен (1886-1959 гг.) в книге "Целевое поведение животных и человека" (1932 г.) Он различал три разновидности детерминант поведения: независимые переменные (первоначальные причины поведения) стимулы и исходное физиологическое состояние организма; способности, т.е. видовые свойства организма; вмешивающиеся внутренние переменные – намерения (цели) и познавательные процессы.

В необихевиоризме выделяют в основном два направления, связанные с именами К. Халла (введение идеи промежуточных переменных) и Б. Скиннера.

К. Халл (1884-1952 гг.), в отличие от Уотсона, вместо схемы «стимул-реакция» вводит формулу «стимул –организм –реакция», где организм –это некоторые протекающие внутри невидимые процессы. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потреб-ность определяет характер поведения. От силы потребности зависит сила реакции.

Б. Скиннер (1904-1990 гг.) выдвинул теорию оперантного бихевио-ризма. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Процесс приспособления к среде обитания строится на основе активных пробвоздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции, которые не вызываются стимулом, а выделяютсяиспускаются») организмом, Скиннер назвал оперантными, и именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного.

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека.

Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы Скиннер описывает в терминах реакции и подкрепления, а человекакак реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Вся культуралитература, живопись, эстрадаоказываются в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями». Скиннер трансформирует понятия свободы, ответственности, достоинства, фактически исключает их из реальной жизнедеятельности человекапо ту сторону свободы и достоинств»).

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения. Средством управления поведением людей выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Психоанализ 3. Фрейда

Пожалуй, в истории психологии вряд ли найдется теоретическая концепция, так сильно повлиявшая на цивилизацию XX века, как психоанализ. Его идеи оказали столь широкое и мощное воздействие на психологию, дали направление, в котором до сих пор развивается неофрейдистская линия в психологии. Человек предстал в психоанализе не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как находящееся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.

Психика человека была понята как поле непрерывного конфликта между силами инстинкта, рассудка и сознания. Это сложное взаимодействие конкурирующих между собой инстинктов, мотивов, влечений, которые борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. З. Фрейд (1856-1939 гг.) выдвинул на передний план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей,о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между "желаемым" и «должным». Жизненность и практическая значимость этих вопросов обусловили тот большой резонанс, который получило учение Фрейда, как в самой психологии, так и далеко за ее пределами. В противовес господствующей интроспек-тивной психологии, делающей главный акцент на изучение собственно сознания, которым исчерпывается сфера психического. Если до Фрейда и выдвигались различные представления о том, что психика не эквивалентна сознанию, то они носили умозрительный характер, далекий от реальных процессов поведения. Ключевым для Фрейда становится представление о том, что поведением людей правят иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что сознание, интеллектлишь маскировка этих сил, а не средство активного отражения реальности и все более углубленного осмысления ее. 3. Фрейд превратил исследование бессознательного в центральный момент изучения человеческой личности и разработал пути подхода к нему.

Содержание, которое является бессознательным в данный момент, но которое может быть в принципе осознано, называется у Фрейда предсознательным. Его Фрейд отличает от собственно бессознательного, о существовании которого в собственной психике человек не только не догадывается, но и энергично скрывает наличие подобных содержаний в его душе, потому что они кажутся ему несовместимыми с моральными и этическими нормами, принятыми в обществе, с его собственным «Я», и подвергаются вытеснению в бессознательное. Но вытесненное в бессознательное желание продолжает существовать в человеческой психике и ждет только первой возможности сделаться активным и послать от себя в сознание искаженного, ставшего неузнаваемым, заместителя (истерические симптомы, сновидения, ошибочные действия).

Бессознательное, по Фрейду, не имеет строгой структуры, но оно объединено единым принципом удовольствия и включает в себя слепые, инстинктивные силы: агрессивные и сексуальные влечения, которые находятся в постоянном конфликте с «Я» и «Сверх-Я». Организацию психической жизни, как видим, Фрейд представляет в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и Сверх-Я (супер-эго).

Под «Оно» (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требования должна удовлетворять инстанция «Я» (эго).

«Эго» следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. «Эго» - посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны и ответными двигательными реакциямис другой. К функциям «эго» относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от «Оно»).

Особое значение придавалось «Сверх-Я» (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если «Оно» предопределено генетически, а «Я» –продукт индивидуального опыта, то «Сверх-Я» –продукт влияний, исходящий от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. «Сверх-Я» образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то «Оно» испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины.

. Фрейд объяснял наличие чувства вины у неврастеников влиянием «Сверх-Я». С помощью такого подхода объяснялся феномен тревожности, занимавший большое место в психоанализе. Различались три вида тревожности: вызванная реальностью, обусловленная давлением со стороны бессознательного «Оно» и со стороны «Сверх-Я». Соответственно задача психоанализа усматривалась в том, чтобы освободить «Я» от различных форм давления на него и увеличить его силу. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, «Я» спасается с помощью специальных «защитных механизмов» –вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности и т.д. Регрессиясоскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация –один из механизмов, посредством, которого сексуальная запретная энергия, перемещаясь на не сексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие о «Я» и о сознании, истолковать «Я» как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения. Можно принимать или оспаривать идеи, выдвинутые 3. Фрейдом (о значении бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека, о психологической защите как средстве сохранения «Я», о детской сексуальности, о психосексуальных стадиях в развитии человека и др.), однако необходимо отдать им должное и признать их мощное, глубокое и прочное влияние на современный мир. Дальнейший этап в развитии психологии ознаменовался появлением многочисленных теорий, авторы которых, отталкиваясь от 3. Фрейда, стремились либо расширить его подход к личности, либо пересмотреть его.

Многие ученые остались верны психоанализу, они шлифовали его теоретическую систему, другие заняли собственные, нередко антагонистические позиции. Два наиболее выдающихся теоретика А. Адлер и К. Юнг, вырастая из психоаналитического движения, создали совершенно самостоятельные теории, соперничающие с фрейдовской по масштабу охвата главных аспектов человеческого поведения.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психологиятретье и самое новое направление в психологиипредлагает радикально противоположную бихевиоризму и психоанализу точку зрения на человека и человеческую природу.

Гуманистические психологи (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) считают, что человек от природы хорош и способен к самосовершен-ствованию. Сама сущность человека, по их мнению, постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только общество и окружение активно не мешают этому процессу.

Гуманистическое направление в психологии исходит из того, что людиактивные, творцы собственной жизни, обладающие свободой выбирать свой стиль жизни. Авторы книги «Теории личности» Л. Хьелл и Д. Зиглер попытались обобщить то общее, что роднит и объединяет таких различных психологов, как Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.

Одним из важнейших принципов гуманистической психологии является экзистенциалистский взгляд на человека:

  •  каждый человек живет как «сущий в мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и смерть. Каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам»;
  •  каждому из нас брошен вызовмы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире, и тогда «жизнь есть то, что мы из нее Делаем»;
  •  только, сами люди, брошенные в водоворот жизни, ответственны за выбор, который они делают. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым.

Психологи гуманитарного направления подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опытаЯ и есть мой выбор»).

Гуманистическая психология основывается на концепции становления. Человек всегда находится в процессе становления. Следовательно, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и социальных побуждений.

Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти и отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования.

Избегать свободы и ответственности за свой выбор, значит, быть неподлинным, вести себя предательски и жить в отчаянии, безнадежности.

Психологи гуманистического направления утверждают, что единственная реальность, известная кому-либо,это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Это феноменологическое, или «здесь и сейчас» направление. Они подчеркивают важность субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто»,утверждает А. Маслоу. Чтобы изучить поведение, надо постичь внутренний мир, субъективный опыт. Иными словами, субъективный опытключ к поведению, только субъективные переживания ответственны за опыт.

Человека необходимо рассматривать как целостную личность. Иной подход, считают психологи-гуманисты, менее продуктивен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43502. ТРУДОВОЕ ПРАВО. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 133 KB
  В ходе изучения монографических источников рекомендуется составить краткий конспект изучаемого труда зафиксировать основополагающие положения дискуссионные моменты на которые необходимо обратить особое внимание. Научные статьи по трудовому праву наиболее часто публикуются в таких журналах Государство и право РФ Хозяйство и право РФ Пленумы Верховного суда РФ Пленумы Министерства Труда РФ и в некоторых других. Понятия и принципы правовой организации оплаты труда. Норма труда.
43505. Состояние психологической готовности ребенка к школе 355.5 KB
  Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Важнейшей задачей является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического социального и психического развития ребенка.
43506. Теория телетрафика 276.5 KB
  Как видно из расчетов, величина расчетной нагрузки возрастает с увеличением математического ожидания, но зависимость эта не линейна. С увеличением значения нагрузки, относительное отклонение расчетной нагрузки от ее математического ожидания уменьшается.
43507. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ 66 KB
  Последовательность выполнения работы Разработку курсового задания рекомендуется проводить в следующей последовательности: математическая формулировка задачи; выбор численного метода ее решения; построение схемы алгоритма решения задачи; разработка программы; проведение испытаний отладка программы; анализ результатов счета; оформление расчетнопояснительной записки. Указания к оформлению расчетнопояснительной записки Отчет по работе оформляется в виде расчетнопояснительной записки которая должна содержать следующие черты: титульный лист;...
43509. СОЗДАНИЕ МАРКШЕЙДЕРСКОГО–ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ В МАСШТАБЕ 1:2000 ГОРНОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ 39.5 KB
  Высоты пунктов съемочного обоснования определить методом технического или спутникового нивелирования. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: Топографическая карта растр масштаба 1:100 000 с нанесенными на ней: территория горнодобывающего предприятия; пункты исходного геодезического обоснования ГГС: полигонометрия или триангуляция 4 класса точности с отметками определенными из нивелирования III класса все доступные на исходной топографической карте. Проект опорного планововысотного обоснования.
43510. Финансирование энергосберегающих проектов предприятий электроэнергетики за счёт собственных средств 313 KB
  Ухта мощностью 150 Гкал ч объект: Ухтинские тепловые сети; 2 Реконструкция теплоснабжения поселка Бельгоп г.Ухта объект: Ухтинские тепловые сети; 3 Оснащение дутьевых вентиляторов котлоагрегатов частотными приводами объект: Сосногорская ТЭЦ; 4 Внедрение системы непрерывной очистки трубокконденсаторов шарикоочистка с эластичными шариками объект: Сосногорская ТЭЦ; 5 Оснащение насосного оборудования центральных тепловых пунктов частотными приводами объект: Сосногорская ТЭЦ; 6 Подача тепла на теплофикационную установку...