67215

Сознание и самосознание. Свойства сознания

Лекция

Психология и эзотерика

Определение сознания. Основные признаки сознания. Психологические характеристики сознания человека. Соотношение сознания и бессознательного впервые было изучено в рамках теории и практики психоанализа.

Русский

2015-01-19

102.02 KB

1 чел.

Лекция 4. Сознание и самосознание.

     Сознание как форма отражения человеком действительности. Определение сознания. Основные признаки сознания. Психологические характеристики сознания человека. Концепция о высших психических функциях Л.С. Выготского. (1 час).

Западная психология в XX веке исследовала сознание, основываясь на методологии В. Дильтея (1833-1911 гг.). Он представлял сознание как существующую в переживании внутреннюю реальность, состоящую из представлений, образов и волевых действий, объединенных в целое. Этот подход вошел в историю науки как понимающая и объяснительная психология. 

Соотношение сознания и бессознательного впервые было изучено в рамках теории и практики психоанализа. З. Фрейд (1856-1939 гг.) предложил структурную модель психики, основываясь на принципе иерархии. Главную роль в функционированиидинамике и генерировании внутренней психической энергии он отводил бессознательному. 

Это проявление душевной жизни человека привлекало внимание ученых еще в XVIII веке в связи с интересом к деятельности мозга. Г. Лейбниц (1646-1716 гг.) трактовал бессознательное как низший психи-ческий уровень, лежащий за порогом сознания. Материалистическое объяснение феномена бессознательного содержится в трудах Д. Гартли (1705-1757 гг.), он связывал данный слой психики с нервной системой. Творческое объяснение можно найти у И. Канта: бессознательное - это источник созидания нового, почва интуиции.

В конце XIX века изучение бессознательного как отдельного уровня психики проходило в рамках деятельности врачей-психиатров, практикующих гипноз. Учитель З. Фрейда Ж. Шарко (1825-1893 гг.) в результате большого клинического опыта установил, что бессознательная психическая деятельность не только отличается от сознательной, но и может носить патогенный (болезненный) характер, и при этом не осознаваться пациентом.

Имея достаточную теоретическую базу и опыт ученика Ж. Шарко, З.Фрейд, обобщая данные, полученные от своих пациентов, утвердил в науке психоаналитическую модель структуры личности, где бессознательному отводилась главная роль. Он рассматривал несколько уровней взаимодействия сознания и бессознательного. 

То поле, где граница между сознанием и бессознательным прозрачна, и содержание бессознательного легко может перейти в сознание, Фрейд называл предсознательное. Неосознанные переживания, воспоминания, ярко и эмоционально окрашенные, которые осознаются при помощи техники психоанализа, представляют подсознательное содержание психики.

Недоступные сознанию ценностные установки, ориентации, глубинные мотивы и переживания, составляющие энергетическое ядро личности, в психоаналитической модели объединяются в понятие бессознательное. 

Вклад в изучение проблемы сознания и бессознательного внесла грузинская школа, созданная психологом Д.Н. Узнадзе (1886-1950 гг.). Исследования этой школы проходили в рамках схемы «стимулсознательное переживание», где важную роль играла установка  как внутреннее состояние, подготавливающее человека к восприятию событий. Установка определялась как целостное бессознательное состояние субъекта, выражающее его готовность совершать действие в определенном направлении.

В результате изучения психологами природы установок в науке утвердилось понятие автоматизма как бессознательного регулятора, обеспечивающего автоматическое выполнение осуществляемых действий или операций.

Современная психология дифференцирует соотношение сознания и бессознательного по параметрам как внутренних переживаний, так и по поведенческим реакциям и психофизиологическим показателям. Традиционный интерес ученых вызывают состояния сна и бодрствования, а также измененные состояния сознания (ИСС), во время которых происходят качественные изменения в психике. 

Основатель трансперсональной психологии Станислав Гроф (род. 1932 г.), исследуя психические феномены ИСС на протяжении многих лет, пришел к выводу, что они являются наиболее подходящим полем для успешной психотерапии, изменения жизненного пути индивида, раскрытия его творческого потенциала. В основе этих процессовактуализация духовных сил. 

Свойства сознания

Обобщение наработанных психологических характеристик дает возможность систематизировать свойства важнейшей структуры человеческой личности сознания.

1. Одновременное существование двух зон: поле внимания как отчетливого и ясного сознания и зона менее отчетливого и ясного сознания.

2. Определенное количество элементов, которые могут войти, «разместиться» в сознании в момент восприятия. Это объем сознания.

3. Фокус, центр притяжения внимания может не совпадать со зрительным образом, находящимся в поле зрительного образа внимания.

4. Идеальный образ сознания не делится  на части и элементы.

5. Сознание не является однородным, гомогенным образованием.

6. Изменение во времени, «поток», смена образов, зон и фокусов внимания.

7. Непрерывность во времени.

8. Сознание всегда субъектно, оно кому-то принадлежит, его структура индивидуальна.

9. Избирательность: в поле внимания находится то, что значимо для человека вообще или в данный момент.

10.Активность, которая проявляется в динамике: начале, процессе и завершении построения образа окружающей действительности и мира.

11.Объективность – отражение мира может существовать в двух формах, которые можно выразить так: «так, как я предпочитаю» и «так, как есть на самом деле».

12.Креативностьсознание и служит не только адаптации, но и изменению человеком окружающего мира.

13.Регуляция психических процессов  внимания, памяти, мышления в соответствии с поставленными задачами и целями.

14.Социокультурная принадлежность сознания индивида, который находится в системе ценностей определенной культурной традиции.

Данные краткие характеристики свойств сознания создают основу для дальнейшего изучения данного феномена, закономерностей его возникновения и развития. 

Сознание и самосознание

В рамках гуманистической психологии разработана схема, позволяющая раскрывать представление человека о самом себе, своих  достоинствах и недостатках в результате самонаблюдения и самооценки. Она получила название «Я-концепция» личности. 

«Яобраз» имеет свое индивидуально-психологическое эмоцио-нальное выражение, он является аналогом «Я- концепции».

Элементы «Я-концепции» были разработаны Э. Берном и К. Род-жерсом (1902-1987 гг.) на основании практики психотерапии. Клиенты Роджерса стремились к такой интерпретации своих переживаний, чтобы в ней была отражена уникальность и достоинство личности, что соответствует понятию «самость». Роджерс считал понятия «Я-концепция» и «самость» взаимозаменямыми, построенными как единое целое, образ, гештальт, отражающими качества целостной системы, какой является внутренний мир человека.

Представления индивида о себе имеют пространственно-временное измерение: как я себя вижу, ощущаю в данный моментЯреальное»), кем стремлюсь стать («Ядинамическое»), каким бы хотел быть в соответствии с нравственными нормами («Яидеальное»). В отечественной науке существует термин «Яобраз», включающий несколько составляющих (см. схему):

df - 

df - 

df - 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44298. Исследование процесса волнового диспергирования газа в жидкости 7.52 MB
  Полученные результаты Рисунок 2  Зависимость расхода воды через диспергатор от давления воды 1  внутренняя подача газа dк=7 мм dотв=28 мм диспергатор старого поколения; 2  внешняя подача газа dк=5 мм dотв=20 мм диспергатор нового поколения Рисунок 3  Пример обрабатываемой фотографии с отмеченной базовой линией Рисунок 4  Вид экрана компьютера в процессе обработки фотографии Рисунок 5  Зависимость среднего диаметра воздушных пузырьков от давления воды на выходе из насоса при расходе воздуха Qг = 05...
44299. Эстетическое и физическое воспитание спортсменов юниоров по спортивным бальным танцам 164.5 KB
  В этой книге были рассмотрены вопросы: Препрасьон О спортивной психологии Кто такой психолог и чем он занимается Причины проблем Что нужно знать чтобы стать первым Как работать с книгой Из чего складывается индивидуальность танцора Информация для тренеров и родителей танцоров О слухах сплетнях интригах и раздорах О недостатках тренерской работы Что значит танец для тех кто на него смотрит и для тех кто его танцует Закон успешной тренировки Что тренировать Закон мышечной памяти Закон восприятия ритма О зрительной...
44300. Повышение эффективности отладки DVM 431 KB
  Параллельные программы и их отладка Существующие средства отладки системы DVM сильно замедляют выполнение программы и используют большое количество памяти для накопления трассировки. Также в отладчике системы DVM отсутствуют средства достаточно быстро и эффективно указывающие на конструкции программы для которых имеет смысл рассматривать подробную трассировку. В настоящей работе предлагаются новые возможности позволяющие пользователю системы DVM в определённых случаях отлаживать свои программы с гораздо меньшими требованиями к памяти и...
44302. Распараллеливание многоблочных задач для SMP-кластера 329.5 KB
  Подавляющее большинство программ для систем с распределенной памятью в настоящее время разрабатываются в модели передачи сообщений (MPI). Языки, поддерживающие модель параллелизма по данным (HPF, Fortran-DVM, C-DVM), значительно упрощают разработку программ, но их использование очень ограничено
44304. Бухгалтерский учет, анализ и аудит. Методические указания 184.5 KB
  Выбор конкретных тем дипломных работ студентами осуществляется добровольно на кафедрах, за которыми они закреплены. Задача преподавателей на этом этапе - прокомментировать темы дипломных работ, интересующие студентов, помочь им выбрать тему с учетом способностей и склонностей. Тема дипломной работы должна быть посильной для студента