67215

Сознание и самосознание. Свойства сознания

Лекция

Психология и эзотерика

Определение сознания. Основные признаки сознания. Психологические характеристики сознания человека. Соотношение сознания и бессознательного впервые было изучено в рамках теории и практики психоанализа.

Русский

2015-01-19

102.02 KB

1 чел.

Лекция 4. Сознание и самосознание.

     Сознание как форма отражения человеком действительности. Определение сознания. Основные признаки сознания. Психологические характеристики сознания человека. Концепция о высших психических функциях Л.С. Выготского. (1 час).

Западная психология в XX веке исследовала сознание, основываясь на методологии В. Дильтея (1833-1911 гг.). Он представлял сознание как существующую в переживании внутреннюю реальность, состоящую из представлений, образов и волевых действий, объединенных в целое. Этот подход вошел в историю науки как понимающая и объяснительная психология. 

Соотношение сознания и бессознательного впервые было изучено в рамках теории и практики психоанализа. З. Фрейд (1856-1939 гг.) предложил структурную модель психики, основываясь на принципе иерархии. Главную роль в функционированиидинамике и генерировании внутренней психической энергии он отводил бессознательному. 

Это проявление душевной жизни человека привлекало внимание ученых еще в XVIII веке в связи с интересом к деятельности мозга. Г. Лейбниц (1646-1716 гг.) трактовал бессознательное как низший психи-ческий уровень, лежащий за порогом сознания. Материалистическое объяснение феномена бессознательного содержится в трудах Д. Гартли (1705-1757 гг.), он связывал данный слой психики с нервной системой. Творческое объяснение можно найти у И. Канта: бессознательное - это источник созидания нового, почва интуиции.

В конце XIX века изучение бессознательного как отдельного уровня психики проходило в рамках деятельности врачей-психиатров, практикующих гипноз. Учитель З. Фрейда Ж. Шарко (1825-1893 гг.) в результате большого клинического опыта установил, что бессознательная психическая деятельность не только отличается от сознательной, но и может носить патогенный (болезненный) характер, и при этом не осознаваться пациентом.

Имея достаточную теоретическую базу и опыт ученика Ж. Шарко, З.Фрейд, обобщая данные, полученные от своих пациентов, утвердил в науке психоаналитическую модель структуры личности, где бессознательному отводилась главная роль. Он рассматривал несколько уровней взаимодействия сознания и бессознательного. 

То поле, где граница между сознанием и бессознательным прозрачна, и содержание бессознательного легко может перейти в сознание, Фрейд называл предсознательное. Неосознанные переживания, воспоминания, ярко и эмоционально окрашенные, которые осознаются при помощи техники психоанализа, представляют подсознательное содержание психики.

Недоступные сознанию ценностные установки, ориентации, глубинные мотивы и переживания, составляющие энергетическое ядро личности, в психоаналитической модели объединяются в понятие бессознательное. 

Вклад в изучение проблемы сознания и бессознательного внесла грузинская школа, созданная психологом Д.Н. Узнадзе (1886-1950 гг.). Исследования этой школы проходили в рамках схемы «стимулсознательное переживание», где важную роль играла установка  как внутреннее состояние, подготавливающее человека к восприятию событий. Установка определялась как целостное бессознательное состояние субъекта, выражающее его готовность совершать действие в определенном направлении.

В результате изучения психологами природы установок в науке утвердилось понятие автоматизма как бессознательного регулятора, обеспечивающего автоматическое выполнение осуществляемых действий или операций.

Современная психология дифференцирует соотношение сознания и бессознательного по параметрам как внутренних переживаний, так и по поведенческим реакциям и психофизиологическим показателям. Традиционный интерес ученых вызывают состояния сна и бодрствования, а также измененные состояния сознания (ИСС), во время которых происходят качественные изменения в психике. 

Основатель трансперсональной психологии Станислав Гроф (род. 1932 г.), исследуя психические феномены ИСС на протяжении многих лет, пришел к выводу, что они являются наиболее подходящим полем для успешной психотерапии, изменения жизненного пути индивида, раскрытия его творческого потенциала. В основе этих процессовактуализация духовных сил. 

Свойства сознания

Обобщение наработанных психологических характеристик дает возможность систематизировать свойства важнейшей структуры человеческой личности сознания.

1. Одновременное существование двух зон: поле внимания как отчетливого и ясного сознания и зона менее отчетливого и ясного сознания.

2. Определенное количество элементов, которые могут войти, «разместиться» в сознании в момент восприятия. Это объем сознания.

3. Фокус, центр притяжения внимания может не совпадать со зрительным образом, находящимся в поле зрительного образа внимания.

4. Идеальный образ сознания не делится  на части и элементы.

5. Сознание не является однородным, гомогенным образованием.

6. Изменение во времени, «поток», смена образов, зон и фокусов внимания.

7. Непрерывность во времени.

8. Сознание всегда субъектно, оно кому-то принадлежит, его структура индивидуальна.

9. Избирательность: в поле внимания находится то, что значимо для человека вообще или в данный момент.

10.Активность, которая проявляется в динамике: начале, процессе и завершении построения образа окружающей действительности и мира.

11.Объективность – отражение мира может существовать в двух формах, которые можно выразить так: «так, как я предпочитаю» и «так, как есть на самом деле».

12.Креативностьсознание и служит не только адаптации, но и изменению человеком окружающего мира.

13.Регуляция психических процессов  внимания, памяти, мышления в соответствии с поставленными задачами и целями.

14.Социокультурная принадлежность сознания индивида, который находится в системе ценностей определенной культурной традиции.

Данные краткие характеристики свойств сознания создают основу для дальнейшего изучения данного феномена, закономерностей его возникновения и развития. 

Сознание и самосознание

В рамках гуманистической психологии разработана схема, позволяющая раскрывать представление человека о самом себе, своих  достоинствах и недостатках в результате самонаблюдения и самооценки. Она получила название «Я-концепция» личности. 

«Яобраз» имеет свое индивидуально-психологическое эмоцио-нальное выражение, он является аналогом «Я- концепции».

Элементы «Я-концепции» были разработаны Э. Берном и К. Род-жерсом (1902-1987 гг.) на основании практики психотерапии. Клиенты Роджерса стремились к такой интерпретации своих переживаний, чтобы в ней была отражена уникальность и достоинство личности, что соответствует понятию «самость». Роджерс считал понятия «Я-концепция» и «самость» взаимозаменямыми, построенными как единое целое, образ, гештальт, отражающими качества целостной системы, какой является внутренний мир человека.

Представления индивида о себе имеют пространственно-временное измерение: как я себя вижу, ощущаю в данный моментЯреальное»), кем стремлюсь стать («Ядинамическое»), каким бы хотел быть в соответствии с нравственными нормами («Яидеальное»). В отечественной науке существует термин «Яобраз», включающий несколько составляющих (см. схему):

df - 

df - 

df - 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59083. Прийом на роботу 32 KB
  Якщо група застрягає можна підказати їй таке: вік зовнішність одяг і походження людини не мають ніякого значення; усі кандидати заповнили заяви для прийому на роботу однаково добре; керівник не був ознайомлений з ними заздалегідь.
59084. Природа - наш спільний дім 36 KB
  Яке воно весняне небо Проект синоптиків складання на дошці діаграми Вена Весняне небо надихнуло нас на роботу. Хто із школярів добрав найвлучніше слово Яким Валя побачила небо Який у неї був настрій Яким діти побачили небо після Валиних слів А чому небо восени сумне зажурене...
59085. Природа у поезії Павла Тичини 42.5 KB
  Ознайомити школярів із життєвим та творчим шляхом Павла Тичини удосконалювати навички правильного і виразного читання розвивати образне мислення звязне мовлення; виховувати естетичні почуття любов до природи.
59086. Проектний виховний захід. Байдужість не прощається 60 KB
  Переконати що байдужість негативна людська риса На дошці вислови: Людина народжується не для того щоб загинути безвісною нікому невідомою пилинкою. Добрий день усім хто не залишився байдужим до того що діється навколо і прийшов сьогодні до нашого залу щоб засудити...
59087. Підсумковий урок за романом О. Вайльда. Портрет Доріана Грея 55 KB
  Мета: проаналізувати основні теми та ідеї роману Портрет Доріана Грея намалювати психологічні портрети головних героїв твору прищеплювати навички складання конспекту за допомогою опорних схем і таблиць вчити школярів помічати і розвязувати проблемні питання...
59088. Птахи нашого краю 47.5 KB
  Отже ви здогадались що мова піде в нас про птахів нашого краю. Зараз ми з вами відправимось у дивну подорож вулицею Птахів у місто Природоград. Поки автобус їде давайте пригадаємо що ми знаємо про птахів.
59089. Рідну матусеньку зі святом вітаю 40 KB
  Подивіться мамо вже й зима настала Ой не все я встигла що зробити мала Ведуча: А тепер подивіться у виконанні учнів невеличку пєсу Чи потрібне чоловіче свято Пєса Мама витирає посуд тато і син за столом їдять печиво.
59090. Сценарій виховного заходу. Різдвяна світлиця 44 KB
  Господар: Будемо пісні співати Розважатись танцювати Ви прийшли усі до нас Цей святковий стріти час Господиня бере кошик ставить його посеред хати. Господар: Де ж наш образ Ага зараз беру будемо благословляти добрих вісників.
59091. Релігія та міфологія давнього Єгипту 38.5 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати головних давньоєгипетських богів; застосовувати та пояснювати на прикладах поняття та терміни: жрець міф; наводити приклади відбиття в міфах га релігії життя єгиптян; визначати особливості духовного життя в Давньому Єгипті.