67216

Ощущения и восприятие

Лекция

Психология и эзотерика

Ощущения и восприятие. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ обладающих нервной системой. Качество это основная особенность данного ощущения отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущения.

Русский

2014-09-06

79.04 KB

0 чел.

Лекция 5. Ощущения и восприятие.   (2 часа).

     Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность, осмысленность и обобщенность, избирательность. Классификация восприятия по ведущему анализатору, по форме существования, по форме психической активности. Восприятие движения, пространства и времени. Законы восприятия.

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека и действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Различные виды ощущений характеризуются общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущения. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные по насыщенности, цветовому тону. 

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. 

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.

Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается. Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора).

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.

состояний. Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факто-ров называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин «А». У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цветощущение кислого. Это явление называется синестезией.

Исследования последних десятилетий привели к открытию в самых разнообразных внутренних органах рецепторов, с деятельностью которых связаны органические ощущения. Все эти рецепторы относятся к категории интероцептов, которые заложены на всем протяжении пищеварительного тракта, во всех органах брюшной полости, в печени, селезенке, в легких, в сердце и в кровеносных сосудах. 

Статические ощущения дают показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движений.

Кинестетические ощущения  ощущения движения отдельных частей тела. 

Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают рецепции боли, тепла, холода, прикосновения и давления. 

Температурная (термическая) чувствительность дает нам ощущения тепла и холода, при этом работают отдельные рецепторы. По поверхности тела эти рецепторы располагаются неравномерно, в одних местах больше, в других меньше. Например, к холоду и боли наиболее чувствительна кожа спины и шеи, а к горячемукончики пальцев и языка. 

Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизистой оболочки носовой полости, где находятся обонятельные клетки. 

Вкусовые ощущения не имеют полной объективной классификации. Из комплекса ощущений вызываемых вкусовыми веществами, можно выделить четыре основных качества  соленое, кислое, сладкое и горькое. 

Слуховые ощущения отражают высоту, силу и тембр звука. Высота звука определяется числом колебаний источника звука в 1 с. Пороги различения звуков по их высоте составляют 1/20 полутона (то есть различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, издаваемыми двумя соседними клавишами рояля).

Зрительные ощущения  ощущения цвета и света (перепадов яркости). Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор сетчатку глаза.

 Восприятие

Восприятие это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Основные свойства восприятия

Константность – относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия. Т.е., одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния и т. п.

Предметность, т.е., объект, воспринимается как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело (как реальный предмет).

Целостностьвоспринимается внутренняя взаимосвязь частей, а так же устойчивая зависимость различных признаков явлений и предметов.

Осмысленность и обобщенностьчеловек осознает и понимает то, что воспринимает, а также относит образ к некоторому классу объектов, имеющему название. Это свойство обеспечивает надежность и правильность узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений.

Структурностьчеловек узнает различные объекты, благодаря устойчивой структуре их признаков.

Избирательностькачество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности. 

Классификация восприятия

Восприятие делится на 3 категории:

1. Восприятие по ведущему анализатору. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. 

Осязательное восприятие. Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли. 

Зрительное восприятие. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда не остаются неподвижными, что является необходимым условием построения адекватного образа.

Восприятие яркости и цвета. Структура процесса восприятия цвета меняется в зависимости от оптических свойств поверхности предметов. 

Восприятие формы, восприятие предмета. 

Слуховое восприятие. Можно различить две объективные системы, которые сложились в процессе социальной истории человечества и оказывают существенное влияние на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового восприятия. 

Первой из них является ритмико-мелодическая (музыкальная) система кодов, которая состоит из двух основных компонентов. Во-первых, это звуковысотные отношения, позволяющие складывать звуки в аккорды и формировать ряды, входящие в состав мелодий. Во-вторых, это ритмические отношения правильных чередований длительностей и интервалов отдельных звуков. Эти отношения могут создать сложные ритмические узоры даже из звуков одной частоты (дробь барабана). 

Вторая – фонематическая система кодов (звуковых кодов языка). Оба этих фактора и организуют воспринимаемые человеком звуки в сложные системы слухового восприятия. 

2. Восприятие по форме существования. Под восприятием пространства принято считать восприятие образа объектов: их формы, величины, расстояния до объектов и между ними. Точность отражения формы и удаленности объектов является для организма жизненно важной.

В отличие от ощущений в образе восприятия субъекту дано не только представление о времени как таковом, но и о его размерности. На субъективную оценку длительности влияют многие факторы: окружающая среда, возраст, фармакологические средства.

Восприятие движения основано на использовании информации из нескольких источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие определить его направленность и скорость. 

3. Восприятие по форме психической активности. Преднамеренное или произвольное восприятие в отличие от непреднамеренного или непроизвольного связано с постановкой задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Преднамеренное восприятие более эффективно, чем непреднамеренное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73333. Створення нумерованих та маркованих списків. Настроювання параметрів сторінок. Створення колонтитулів 860.57 KB
  Мета уроку: сформувати поняття: нумерований і маркований списки; колонтитули; розглянути: способи створення нумерованих маркованих та багаторівневих списків; особливості настроювання параметрів сторінок; формувати вміння: створювати нумеровані й марковані списки; створювати колонтитули; застосовувати набуті знання на практиці; розвивати: творчі здібності; критичне та аналітичне мислення; навчити: застосовувати вміння створювати списки при оформленні тексту; настроювати параметри сторінки. Очікувані...
73335. Мова як особлива система знаків, її місце серед інших знакових систем. Проблеми взаємодії мови і культури, мови і соціуму. Роль мови у формуванні й самовираженні особистості 102.11 KB
  Мова як особлива система знаків її місце серед інших знакових систем. Що не річка то мова знад СлавутиДніпра: українська чудова як сопілкова гра Д. Мова це сукупність усіх слів усіх граматичних форм усіх особливостей вимови всіх людей За Г. Мова це історія і сучасність це кожна людина і народ це інструмент який допомагає людині в її практичній щоденній діяльності тобто виступає знаряддям спілкування і водночас це й засіб проникнення в глибини історичної пам’яті народу це збереження духовних надбань нації для...
73336. Подільність електричного заряду. Будова атома. Електрон 80.42 KB
  Мета: пояснити явище електризації сформувати в учнів поняття подільності електричного заряду його дискретності охарактеризувати електрон як носія елементарного електричного заряду; познайомити їх із планетарною моделлю атома за Резерфордом; сформувати поняття іона як структурного елемента речовини; ознайомити з будовою та принципом роботи електроскопа та електрометра; розвивати уяву та логічне мислення; виховувати вміння налаштовувати себе на успіх. Основні поняття: електричний заряд атом протон нейтрон електрон іон ізотоп закон...
73337. Графічні зображення в текстових документах: автофігура, графічний об’єкт, діаграма, WordArt 1.01 MB
  Графічні зображення в текстових документах. Мета уроку: сформувати поняття: діаграма; розглянути: типи графічних зображень; особливості роботи з графічними об’єктами; формувати вміння: використовувати інструменти для роботи з рисунками; використовувати набуті знання на практиці; розвивати: креативність; критичне мислення; навчити: вставляти зображення у документ; виховувати: інформаційноосвічену особистість;. Базові поняття й терміни: автофігура графічний об’єкт діаграма Wordrt художня рамка формат...
73338. Українська мова в контексті української культури. Українська мова в «діалозі культур». Українська мова у світі. Українська діаспора 76.77 KB
  Поглибити знання про роль української мови як однієї з основних національно-культурних цінностей українського народу, подати відомості про українську діаспору, навчити виявляти особливості української мови на фоні інших у міжкультурній комунікації; розвивати пам’ять, збагачувати й удосконалювати мовлення учнів, формувати вміння вільно виражати свої думки
73339. Елементи розвитку музики: повтор, контраст 345.98 KB
  Однак напевне для всіх вас одним із найулюбленіших видів мистецтва є мультики І корисно Пригадайте музичні мультики які в першому та другому класах допомагали вивчити мелодії пісень. Продовження розучування пісні Мультики Тепер ми можемо співати з нот Також можна дивитися на ноти і слідкувати за мелодичною лінією як ми робили завжди. Тоді пригадайте мелодичну лінію пісні Мультики і заспівайте її зі словами усіх куплетів. Пісня Мультики Сл.
73340. Таблиці в текстових документах 625.2 KB
  Комірка стовпчик рядок; формувати вміння: створювати таблиці; редагувати таблиці; навчити: використовувати інструменти для креслення й настроювання властивостей таблиць у текстовому документі; створювати в текстовому документі таблиці довільного рівня складності різними способами; використовувати набуті знання на практиці; розвивати: креативність; аналітичне мислення; виховувати: інформаційноосвічену особистість. Тема нашого уроку Таблиці в текстових документах....