67216

Ощущения и восприятие

Лекция

Психология и эзотерика

Ощущения и восприятие. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ обладающих нервной системой. Качество это основная особенность данного ощущения отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущения.

Русский

2014-09-06

79.04 KB

0 чел.

Лекция 5. Ощущения и восприятие.   (2 часа).

     Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность, осмысленность и обобщенность, избирательность. Классификация восприятия по ведущему анализатору, по форме существования, по форме психической активности. Восприятие движения, пространства и времени. Законы восприятия.

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека и действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Различные виды ощущений характеризуются общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущения. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные по насыщенности, цветовому тону. 

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. 

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.

Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается. Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора).

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.

состояний. Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факто-ров называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин «А». У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цветощущение кислого. Это явление называется синестезией.

Исследования последних десятилетий привели к открытию в самых разнообразных внутренних органах рецепторов, с деятельностью которых связаны органические ощущения. Все эти рецепторы относятся к категории интероцептов, которые заложены на всем протяжении пищеварительного тракта, во всех органах брюшной полости, в печени, селезенке, в легких, в сердце и в кровеносных сосудах. 

Статические ощущения дают показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движений.

Кинестетические ощущения  ощущения движения отдельных частей тела. 

Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают рецепции боли, тепла, холода, прикосновения и давления. 

Температурная (термическая) чувствительность дает нам ощущения тепла и холода, при этом работают отдельные рецепторы. По поверхности тела эти рецепторы располагаются неравномерно, в одних местах больше, в других меньше. Например, к холоду и боли наиболее чувствительна кожа спины и шеи, а к горячемукончики пальцев и языка. 

Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизистой оболочки носовой полости, где находятся обонятельные клетки. 

Вкусовые ощущения не имеют полной объективной классификации. Из комплекса ощущений вызываемых вкусовыми веществами, можно выделить четыре основных качества  соленое, кислое, сладкое и горькое. 

Слуховые ощущения отражают высоту, силу и тембр звука. Высота звука определяется числом колебаний источника звука в 1 с. Пороги различения звуков по их высоте составляют 1/20 полутона (то есть различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, издаваемыми двумя соседними клавишами рояля).

Зрительные ощущения  ощущения цвета и света (перепадов яркости). Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор сетчатку глаза.

 Восприятие

Восприятие это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Основные свойства восприятия

Константность – относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия. Т.е., одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния и т. п.

Предметность, т.е., объект, воспринимается как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело (как реальный предмет).

Целостностьвоспринимается внутренняя взаимосвязь частей, а так же устойчивая зависимость различных признаков явлений и предметов.

Осмысленность и обобщенностьчеловек осознает и понимает то, что воспринимает, а также относит образ к некоторому классу объектов, имеющему название. Это свойство обеспечивает надежность и правильность узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений.

Структурностьчеловек узнает различные объекты, благодаря устойчивой структуре их признаков.

Избирательностькачество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности. 

Классификация восприятия

Восприятие делится на 3 категории:

1. Восприятие по ведущему анализатору. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. 

Осязательное восприятие. Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли. 

Зрительное восприятие. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда не остаются неподвижными, что является необходимым условием построения адекватного образа.

Восприятие яркости и цвета. Структура процесса восприятия цвета меняется в зависимости от оптических свойств поверхности предметов. 

Восприятие формы, восприятие предмета. 

Слуховое восприятие. Можно различить две объективные системы, которые сложились в процессе социальной истории человечества и оказывают существенное влияние на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового восприятия. 

Первой из них является ритмико-мелодическая (музыкальная) система кодов, которая состоит из двух основных компонентов. Во-первых, это звуковысотные отношения, позволяющие складывать звуки в аккорды и формировать ряды, входящие в состав мелодий. Во-вторых, это ритмические отношения правильных чередований длительностей и интервалов отдельных звуков. Эти отношения могут создать сложные ритмические узоры даже из звуков одной частоты (дробь барабана). 

Вторая – фонематическая система кодов (звуковых кодов языка). Оба этих фактора и организуют воспринимаемые человеком звуки в сложные системы слухового восприятия. 

2. Восприятие по форме существования. Под восприятием пространства принято считать восприятие образа объектов: их формы, величины, расстояния до объектов и между ними. Точность отражения формы и удаленности объектов является для организма жизненно важной.

В отличие от ощущений в образе восприятия субъекту дано не только представление о времени как таковом, но и о его размерности. На субъективную оценку длительности влияют многие факторы: окружающая среда, возраст, фармакологические средства.

Восприятие движения основано на использовании информации из нескольких источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие определить его направленность и скорость. 

3. Восприятие по форме психической активности. Преднамеренное или произвольное восприятие в отличие от непреднамеренного или непроизвольного связано с постановкой задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Преднамеренное восприятие более эффективно, чем непреднамеренное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59859. МАТЕМАТИЧНИЙ ВЕЧІР «ЧУДОВА СІМКА» 6.32 MB
  Оформлення: розвішані стінгазети де центральне місце займає цифра 7 виставка малюнків по темі: У гостях у казки виставка творчих робіт з теми: Сім чудес світу карта України мультимедійна презентація Сім чудес. Наша сьогоднішня програма для учнів...
59860. Використання дидактичних ігор на уроках мови та читання 1.57 MB
  Кожна дидактична гра виконує різні функції: збагачує пізнавальний досвід дітей; розвиває мислення мову уяву точність; викликає інтерес до навчання. Ігри на уроках читання і мови Гра Встанови звязки використовується як для розвитку уяви так і для словеснологічного мислення. Гра âЯка букваâ Це завдання можна виконати в групах або в парах.
59861. ВИКОРИСТАННЯ ЗАСОБІВ МУЛЬТИМЕДІА НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ З ТЕМИ «ЗДОРОВИЙ СПОСІБ ЖИТТЯ» 36.5 KB
  У дугому блоці подається три презентації: урок у 56 класах Обираємо здоровий спосіб життя з використанням інноваційних технологій навчання; діалогічне та монологічне висловлювання у 78 класах з теми Чому українці повинні жити 150 років; інформдайджест який використовується у процесі підготовки монологічного чи діалогічного висловлювання у 911 класах. У третьому блоці розміщено відеоролики розраховані на використання різних форм роботи на уроці але можна запропонувати найдоцільніші з них а саме: створення речень за...
59862. Математика 115 KB
  В порядке очереди каждая команда дает ответ на каждый вопрос или соглашается с первым ответом или дает свой ответ. По сколько километров пробежала каждая лошадь ответ: по 40км На грядке сидят 6 воробьев к ним прилетели еще 5.
59864. Вікторина «Я люблю тебе, Україно!» 69 KB
  Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів з фізичної географії України підтримати інтерес до предмета географії; розвивати творчі та організаторські навички учнів пізнавальний інтерес;...
59866. ВИКТОРИНА «МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ» 36 KB
  Затем доплыв до крайней западной точки Австралии м.Йорк мы чуть было не натолкнулись на Малый Большой Барьерный риф но наш капитан обогнув его по Коралловому заливу морю успешно довез нас до столицы Австралии города Сидней Канберра...
59867. Три клада у природы есть… 133 KB
  Какое дерево цветет позже всех Липа Из древесины какого дерева делают спички Осина Какой ядовитый кустарник цветет ранней весной Волчье лыко У какой земляники плоды слаще у той что растет под деревом или на открытой поляне У той что на поляне Конкурс...